Профессия охотник, кто такой охотник
В современном обществе представителей этой профессии редко встретишь, хотя раньше — на заре становления человечества — практически каждый мужчина знал охотник кто это такой. Востребована ли эта специальность сегодня, в чем заключаются обязанности охотника и какую пользу он приносит? Постараемся рассмотреть все эти вопросы подробнее.
Охотник кто это и чем занимается
Википедия дает четкий ответ: это человек, в обязанности которого входит контроль над численностью животных, обитающих в лесах. Этих специалистов можно встретить повсюду, где есть дикие животные — в сафари-парках, научных центрах, охотничьих угодьях и заповедниках. Они отстреливают тех особей, которые переносят заболевания или могут нанести урон сельскому хозяйству.
В круг обязанностей современного охотника входит:
- определение маршрутов движения животных;
- подкормка и защита молодых зверенышей;
- отлов заболевших птиц и животных;
- обработка шкур.
Кроме того, этот специалист должен препятствовать браконьерству. Это человек, которого сложно представить без оружия. Охотничье оружие всегда должно находиться в надлежащем состоянии, так как оно является главным рабочим инструментом любого охотника.
Качества охотника
Вне всяких сомнений, охотник не может быть слабым физически, ведь ему ежедневно придется принимать на себя огромные нагрузки. Только представьте, за сутки этот специалист может пройти десятки километров, причем при необходимости он должен будет это делать и в зной, и в стужу, и в дождь.
Конечно, люди со слабой физической организацией никак не смогут удержаться на этой должности. Есть и другие требования в этой профессии:
- умение ориентироваться на местности, в том числе при помощи топографических карт;
- отлично стрелять, быть метким, иметь отличную скорость реакции и знать все о безопасном обращении с оружием;
- не пасовать в сложных ситуациях, к примеру, знать, как оказать первую помощь при травмах.
Но и это еще не все, что нужно знать охотник кто это такой. В первую очередь, это человек, владеющий коммуникативными навыками. Казалось бы, для чего они нужны в лесу? Дело в том, что часто по лесам ходят горе-охотники, стремящиеся удовлетворить свой азарт. Такое поведение может негативно сказаться на популяции редких животных.
Так вот настоящий специалист сумеет найти общий язык с браконьерами, сможет убедить их держать свои порывы в руках. Если бы не охотники, трудно представить себе, какой урон лесному хозяйству мог бы быть нанесен.
Есть ли преимущества у профессии охотник
Вряд ли эту специальность выберет человек, далекий от природы. Охотник — это тот, кто целыми днями находится на свежем воздухе, контактирует с дикой природой, животными и птицами.
Если вам приносит моральное удовлетворение длительная слежка за зверями, засады, если вы цените возможность на законных основаниях пользоваться оружием — эта профессия явно создана для вас.
Еще один плюс состоит в использовании современных возможностей: посредством использования фото- и видеокамер вы сможете удовлетворить свои творческие амбиции, а, помимо этого, снискать известность и тем самым увеличить свои гонорары. Красивые фотографии из мира животных для детей и взрослых во все времена пользовались популярностью.
Каковы минусы профессии
Что за профессия, в которой плюсы не перекрывали бы минусы? Главным недостатком является постоянная угроза опасности. Охотником может стать далеко не каждый желающий. Помимо выносливости в физическом плане кандидат должен обладать недюжинной смелостью.
Как правило, основная опасность заключается для охотника во встрече с диким животным. Хищники рассматривают человека как добычу, поэтому охотнику всегда нужно быть начеку — мечтать на такой работе некогда.
Обычно к минусам этой профессии относят:
- удаленность от цивилизации — охотник должен приготовиться к тому, что часто будет испытывать дефицит общения;
- отсутствие комфортных условий проживания: быт охотника отличается максимальной простотой;
- суровые погодные условия — придется смириться с суровыми морозами и проливными дождями.
Обычно охотники не проводят много времени в вузах. Чтобы освоиться с азами выбранной профессии, они общаются с опытными коллегами, которые на практике учат их уму-разуму. Полученный диплом не говорит о хорошей квалификации: об охотнике судят только по тому, как он справляется со своими обязанностями.
Однако если человек хочет углубить свои познания, он может освоить одну из смежных специальностей и получить диплом биолога или ветеринара. Тогда ему будет легче ухаживать за животными, нуждающимися в помощи.
На охотника учат в Вятке и в Иркутске. Существует также вариант пройти заочное обучение в Аграрном университете. Если в приоритете дистанционное обучение, следует выбрать подходящие курсы.
Мы надеемся, что вам эта статья понравилась и стала полезной при выборе своей будущей профессии.
Охотничьи традиции и обычаи
Если в обществе (государстве) не соблюдаются законы, правила, нормы, традиции и обычаи охоты, то тем самым нарушается природное равновесие, в результате чего охота изживает самое себя. Поэтому без высокой общей культуры и этики современная охота немыслима.
У человека с ружьем – охотника – складываются с природой особые отношения, он обязан относиться к ней с уважением, выполнять свои обязанности на совесть. Выполнение их зависит от воспитанности, грамотности, чести, достоинства, специальных знаний, культуры и этики охотника.
Охотничья этика – определенные нормы поведения и взаимоотношений охотников. Она включает в себя весь неписаный кодекс норм поведения. Можно сказать, что это такие правила поведения, которые стали внутренним убеждением охотника и соблюдаются не из страха наказания, а по совести: у охотника, как правило, нет зрителей, которые бы рукоплескали его хорошим поступкам или осуждали плохие.
Охотничьи традиции и обычаи являются составной частью охотничьей этики; в большей степени ее формой, но воспитывающей у охотника дисциплину, честность, дружелюбие, осторожность при стрельбе. В коллективной охоте – это порядочность и скромность, спокойствие, благоразумие и самообладание.
Охотник должен сдерживать в себе страсть убивать животных. Наши далекие предки охотились только для удовлетворения жизненных потребностей и страсти убивать как таковой они явно не испытывали. Веками позже, вооружившись огнестрельным оружием, человек возомнил себя властелином природы, и целыми горами убитых животных отмечались его охотничьи тропы.
Культурный охотник никогда не присвоит чужой добычи, покидая охотничью избушку, оставит там запас дров и продуктов, окажет помощь животному, попавшему в беду при стихийном бедствии. Настоящий охотник не будет стрелять по сидящей или плавающей дичи, не допустит бесприцельной стрельбы по стае птиц или по зайцу на лежке, а также по убегающим тетеревам и куропаткам, не выстрелит в старку, притворившуюся раненой. Соблюдение этих традиционных ограничений очень важно, как и выполнение законодательных норм.
Моральный облик охотника полностью раскрывается на охоте. Соблюдение охотничьих традиций воспитывает у охотников дисциплину и стремление к порядку. Например, правильное использование охотничьего рога приучает исполнять команды и сигналы, поддерживает порядок и правильную организацию коллективной охоты. С помощью рога возвещают о начале охоты, облавы, о сборе и конце охоты.
У охотников Словакии кроме рожков во время крупной охоты используются большие лесные валторны, которые трубачи носят подвешенными на левом плече. В Эстонии, если зверь добыт, охотники проводят обряд его чествования. Шапку охотника, сделавшего точный выстрел, а также тушку добытой дичи украшают еловой веткой.
В Словакии, если охотник добыл дичь индивидуально, то делает сам себе обломок (веточку) хвойного или лиственного дерева и как символ прикрепляет к ленте своей шляпы, предварительно обмакнув веточку в кровь животного. Если же есть сопровождающий, то он намочит веточку в крови добытой дичи и вручит стрелку, положив ее на верх охотничьей шляпы, которую он держит в левой руке.
Веточки носят на левой стороне шляпы только один день, до захода солнца. Такой же обломок (веточка), но более крупного размера, кладется и на добытую дичь, как в лесу, так и на выкладке. Веточку вкладывают отстрелянному копытному животному между зубами, а пернатой дичи – в клюв в качестве символической «последней потравы». Обломок вставляется и в смертельную рану копытного животного.
Особо надо сказать об одежде охотника. Неряшливость в одежде ведет к неряшливости в поведении. Плохо выглядит охотник в рваном ватнике или в шуршащей и стесняющей движения кожанке. Хорошей традицией становится, когда большинство охотников носят специальную (единую для всех) одежду, удобную и по сезону маскированную (страны Прибалтики, Финляндия). Во многих странах общества охотников имеют форму, отражающую национальные особенности. Ношение такой формы на охоте создает праздничную атмосферу, повышает дисциплинированность.
Традиционные ритуалы, обычаи, формы организации охоты делают ее интересной и более эмоциональной. Так, во многих странах (Словакия, Чехия, Польша и др.) сразу же после сигнала «конец охоты» производится выкладка добычи. Отстрелянных животных свозят или сносят в определенное место и выкладывают на земле в квадрате, окаймленном хвоей или другой зеленью. Дичь укладывают ровными рядами на правый бок, головами в направлении к тому месту, где стоят егерь и стрелки. Выкладывают ее в соответствии с ценностью – прежде всего крупная дичь (лось, олень, кабан, косуля), затем пушная и пернатая. Каждую десятую особь выдвигают из ряда немного вперед. Это позволяет легко подсчитать добычу. Перешагнуть животное на выкладке – грех, это значит совершить поступок, недостойный охотника.
После сигнала «построение» охотники (стрелки) становятся лицом к выкладке, а за последним рядом – егеря и загонщики. Подается сигнал «внимание», помощники зажигают костры в четырех углах выкладки. Все участники в это время стоят по команде «смирно» и с обнаженными головами – это последняя почесть добытым животным и благодарность охотникам.
После окончания этого традиционного ритуала охотники организуют в подходящем помещении или на природе так называемый «последний круг», где беседуют, вспоминая весь процесс охоты, еще раз поздравляют отличившихся стрелков, отдыхают и перекусывают. Ну это уже как у нас! Говорю об этом, зная суть дела по личному участию на охотах в Финляндии и Польше.
А что еще у нас соблюдается из старинных традиций русской охоты? По-моему, кроме вышеуказанной «финальной части» – ничего. Причем, многие охотники и начало охоты, и конец «отмечают» одинаково – пьянкой, сопровождающейся матом, а иногда и ссорами. И это превращается в самую отвратительную «традицию».
Другая, не менее опасная «традиция» охотников – беспорядочная стрельба по бутылкам, шапкам; стрельба на запредельные дистанции по летящим на 200-метровой высоте стаям птиц, стрельба просто так (салют) в воздух на открытии и закрытии охоты, когда «охотники», хвастаясь своими новыми иностранными полуавтоматами и самозарядными карабинами, «палят в белый свет, как в копеечку».
Разумеется, в такой обстановке не соблюдаются элементарные нормы безопасности; ежегодно количество убитых и раненых охотников в России не сокращается.
Что дальше? Как возродить хорошие традиции и обычаи нашей охоты?
По правде сказать, я не вижу в ближайшем будущем установления какого-либо порядка в этом вопросе, как и во всей общественной жизни нашей страны, где растоптаны все моральные устои и властвует дух жульничества, стяжательства и неравенства и, самое главное, совесть и правда повсеместно стали изгоями, а ложь, обман, грубая сила – повседневными явлениями, с которыми никто не борется.
О сельском добытчике замолвите слово
В России охотников традиционно подразделяют на промысловиков и любителей-спортсменов. Для первых охота – это основная работа, хоть иногда сезонная, но закрепляемая финансовыми договорами на аренду угодий и продажу продукции. Их численность в настоящее время дикого капитализма сокращается из-за распада промысловых хозяйств и кооперативных объединений, а также наступления добывающей промышленности на их угодья. Промысловики сохранились только в Сибирских и Дальневосточных областях, где у них отсутствуют другие способы выживания. К ним же можно отнести и коренные северные народы. Среди охотников-любителей также происходят существенные изменения. Практически пропали так называемые охотники-туристы, которые при охоте в процессе путешествий ценили в первую очередь испытания себя в сложных природных условиях. Местные жители обычно называли их отпускниками.
фото: Мухамедшина Рафаэля
Сокращается также и племя сторонников правильной охоты традиционными российскими способами, как с обязательным использованием собак (легавых, спаниелей, гончих, лаек, борзых), так и коллективных облавных охот на копытных, волков и лисиц.
Основные препятствия для этих охот связаны с изменениями в правовой организации любительской охоты, уменьшениями охотугодий, закрепляемых за охотобществами, и увеличением в противовес им количества частных охотхозяйств, арендующих в основном на срок до 49 лет, лучшие угодья для проведения коммерческих охот.
В эти угодья уже не допускаются охотники с собаками, чтобы не разгоняли дичь с закрепленной территории, а для местных охотников существенно ограничивают виды охот.
И все это создается на потребу новой, расширяющейся прослойки «охотников»-стрелков, для которых охота является забавой, престижным отдыхом, возможностью пострелять, иногда все равно по кому и по чему.
Руководство таких новых хозяйств для видимости вроде даже занимается воспроизводством охотничьих ресурсов, рекламирует экологический селекционный и трофейный отстрел с лабазов на подкормочных площадках, но главной целью имеет экономическую выгоду от обслуживания в основном новых русских и руководящих кадров, которые в России неистребимы и все увеличиваются.
Вся эта игра в охоту нагло противопоставляется охотникам по призванию, для которых самым увлекательным является изучение охотничьих угодий, поиск дичи, связанный в зависимости от способа охоты с ее ожиданием, скрадыванием или преследованием.
Глаза у надсмотрщиков за охотой закрывают «зелеными» бумажками, и идет стрельба, кто сколько сможет. Фото: Fotolia.com
А завершающий выстрел, приносящий добычу, является финалом, вознаграждением за всю предыдущую их собственную работу.
Настоящий охотник должен обладать большим комплексом знаний по географии, астрономии, ботанике, биологии и прикладным ремеслам, без которых при длительных охотах просто не выжить и поэтому учатся практически всю жизнь.
Среди городских охотников крайне редко встречаются отвечающие перечисленным требованиям, в основном из-за недостатка свободного времени. Поэтому основная масса не утруждает себя дальними и трудными выездами, для них важнее отдохнуть, расслабиться в приятной компании на лоне природы.
В противовес им сельские охотники, которые по своему официальному статусу также относятся к любителям, в большей мере ценят результат охоты. Они также не имеют много свободного времени, и поэтому организуют охоты большей частью при существенной надежде на успех добычи.
Сельчане выросли в окружающих их охотничьих угодьях, свободно в них ориентируются и привыкли иметь от охоты хоть какое-то подспорье для семьи. Весь их годовой жизненный цикл напрямую связан с природным циклом.
Вот такие добытчики и являются настоящими охотниками по призванию, впитавшими с детства все ее местные особенности от своих предков и родственников.
К сожалению, упоминается о таких охотниках только в художественной литературе, описывающей выезды городских охотников в сельские угодья в гости на все готовенькое: весной – на тока, осенью и зимой – на разведанные места кормежки птиц и зверей.
Снобы от охоты брезгливо называют сельских охотников мясниками. Вполне достоверно, что добытчики досконально знакомы с условиями и самими предметами охоты. Их к этому подвигает необходимость добычи в возможно сжатые сроки и с большей гарантией.
Снобы от охоты брезгливо называют сельских охотников мясниками. Вполне достоверно, что добытчики досконально знакомы с условиями и самими предметами охоты. Их к этому подвигает необходимость добычи в возможно сжатые сроки и с большей гарантией. Фото: Семина Михаила
Многие из них являются наследниками старинных промысловиков, продолжателями многих традиций, способов и сроков охоты, приспособившимися к нашим современным условиям жизни.
Добытчик охотится только в расчете на свою семью и лишнего никогда не берет, чтобы «не рубить сук, на котором он сидит».
Наши охотугодья быстро скудеют, а законы охоты настолько бестолковы, что многие добытчики формально (по закону, а не по смыслу) становятся их нарушителями, т.е. браконьерами. К этому же ведет захват их наследственных угодий современными коммерческими хозяйствами.
Такое противостояние, несомненно, приводит к браконьерству, хотя кто оказывается браконьером, рассмотрим ниже на примерах конкретных охот.
Надо отметить, что и у городского охотника при переезде на место жительства в деревню со временем меняется отношение к охоте. Заедают быт, хозяйство и пропадает романтизм при пустых прогулках в свободное время, так как оно существенно сокращается.
И они уже начинают планировать результат охоты, им становится более понятной психология местных деревенских охотников, упрощающих охоту, дорожащих своим временем и даже зарядом, не склонных к неоправданной стрельбе.
Но и среди сельских охотников встречаются отдельные романтики, которые позволяют себе отвлекаться на любование природой и «играми птушек и зверушек». К таким охотникам близки и редкие сохранившиеся собачники.
Но отношение к охотничьим собакам (к сожалению, в основном это ублюдки гончих и лайкоиды) довольно своеобразное. Тратиться на породных охотничьих собак не принято, берут щенков от известных работников. Единицы занимаются своевременным налаживанием, так как считают: собака сама поймет, что от нее требуется в лесу благодаря врожденным задаткам.
Основная масса охотников не утруждает себя дальними и трудными выездами, для них важнее отдохнуть, расслабиться в приятной компании на лоне природы. Фото: Семина Михаила
О кормлении и уходе не стоит и упоминать. До года обычно собаки на привязи, но это лишь для предохранения от воровства, вольеры строят единицы. Затем собаки просто болтаются около домов или по всей деревне за собачьими свадьбами.
Как ни странно, они довольно позывисты, то есть их легко позвать на охоту, так как за это тут же получают хотя бы минимальное поощрение и надеются, что на охоте им обязательно что-то перепадет от добычи.
Гончаки у добытчиков гоняют любого зверя. Лайкам запрещено облаивать рябчиков и белок, но допускается ход по следу зверя с голосом. Особо ценится вязкость, при уходе собаки за зверем со слуха могут и бросить ее в лесу, уверенные, что сама придет домой.
Поэтому случается и воровство собак (за что карают воров безжалостно), и гибель от волков. В деревнях редко какая собака доживает до законной пенсии. С неработающими собаками расстаются безжалостно, так же, как и в Сибири – используют лаек на унты.
Отъявленные браконьеры среди сплоченных сельских коллективов уживаются редко. Большей частью это хищники-торгаши или безмозглые пьяницы. Особо их преследуют за установку петель, так как в заячьи попадают и собаки, а копытные в петлях часто пропадают и достаются волкам и медведям.
В основном на селе охотятся в периоды, свободные от хозяйственных, огородных и животноводческих работ. Весной основную добычу имеют с токов глухарей и тетеревов. Свои тока берегут, полностью не выбивают.
Если принимают гостей, то подходы скрывают, ведут обводными тропами. Но с давлением коммерческих охот справиться не могут, хотя по-своему воюют.
Охотоведы и егеря обычно замечают подходящие для токов места еще на зимних охотах, объезжая угодья на вездеходах и снегоходах, чего местные охотники себе позволить не могут. И везут весной кунгами по 5 – 10 стрелков на разведанные тока, часто еще до официального открытия охоты.
Глаза у надсмотрщиков за охотой закрывают «зелеными» бумажками, и идет стрельба, кто сколько сможет. В результате с одного заезда ток бывает или выбит, или разогнан.
В основном на селе охотятся в периоды, свободные от хозяйственных, огородных и животноводческих работ. Весной основную добычу имеют с токов глухарей и тетеревов. Свои тока берегут, полностью не выбивают. Фото: Семина Михаила
Но количество токов небезгранично, и начинают «стражи порядка» задумываться о своем заработке, и только в последние годы стали отслеживать нормы отстрела и организовывать резервные зоны покоя, в которые не допускаются в основном местные охотники.
Они, в свою очередь, услышав эту стендовую стрельбу, открывают партизанские действия – заваливают выезды из леса или чаще закладывают в лужи самодельные «ежи» (бывают случаи, что прокалывают и все четыре колеса).
Браконьеры тоже, зная об этом беспределе «в законе», стараются поспеть в лес до приезда гостей и взять сколько смогут, чтобы чужим не досталось. Некоторые из них набивают соленой жесткой весенней дичиной бочонки, а в лесу остаются кучи птичьих шкурок и отрезанных голов и лап. Но в деревне это скрыть трудно, и их обычно ждет заслуженное презрение.
Там же, где весной бывает хороший пролет уток, некоторые местные охотники используют и подсадных. Встречаются и мастера, ведущие свои породы кряковых и имеющие переносные шалаши.
Иногда они выступают и в роли егеря, прогоняя гостей самотопщиков, стреляющих весной по летящей птице.
Сельские охотники весной в основном заготовок не делают, но к Пасхе, 1 и 9 мая дичину на столе имеют.
Места массового пролета гусей в большинстве случаев теперь стали недоступными для местных охотников, так как с начала лета постоянно охраняются егерями для приезжих стрелков, да и профили на селе уже редкость.
Вальдшнепиными тягами в деревне пренебрегают, сберегая патроны, и выходят на них только с гостями.
Раньше практиковавшиеся весенние охоты на медведя отходят в область воспоминаний, так как они официально закрыты, кроме дальневосточных коммерческих охот. Совсем еще недавно старики в деревнях вспоминали об охотах на медведей после выхода из берлог по свежим следам или на кормовых проталинах.
Главная цель — экономическая выгода от обслуживания в основном новых русских и руководящих кадров, которые в России неистребимы и все увеличиваются.Фото: Семина Михаила
Да и штрафы возросли до заоблачных высот и настоящих собак-медвежатниц остались единицы, поэтому эти потехи откладывают на более спокойные лето и осень.
Лосей и кабанов весной во время приплода традиционно не трогают даже браконьеры. Лето и начало осени в деревнях посвящены огородным работам и сенокосам. В связи с многочисленными крахами колхозов и совхозов освобождающимся приходится выживать приусадебными хозяйствами и дарами леса – сбором ягод и грибов.
В лесу охотники, несомненно, отмечают встречающиеся кормовые участки птиц, копытных и медведей, но время покоя в период роста молодняка соблюдается. Нарушают его первыми браконьеры в законе – коммерческие организации, добивающиеся лицензий в основном на кабанов для охоты на так называемых потравах.
Под эту стрельбу появляются в лесу и браконьеры с ружьями. Наиболее опытные и терпеливые затаиваются по ночам на посещаемых лосями мелководьях – на «лопухах».
Раньше эта охота была довольно распространенной, учитывая, что все лето деревня жила без мяса (собственную скотину режут в основном поздней осенью и зимой). В настоящее время такую охоту практикуют одиночки только в очень глухих местах.
А вот с открытием охот по кабану на овсах и картофельных полях местные охотники начинают конкурировать с официальными охотами, так как случаев продажи лицензий деревенским охотколлективам не бывает.
То же самое происходит и с открытием охоты на медведей на овсах. Эта охота еще больше раздражает бедных сельчан, так как такие лицензии вообще предназначены заранее только для начальников и толстосумов.
И начинается очередная война, усугубляющаяся нарушениями правил при «законной» охоте. Особенно большое возмущение вызывает отстрел медведиц при медвежатах и потери подранков.
Кроме того, общеизвестно, что повсеместно на одну лицензию отстреливается несколько зверей. Поэтому продолжаются проколы шин, а самым рациональным считается отпугивание зверя от мест отстрела резкими запахами по периметру овсов и пачкание лабазов, а то и их разрушение.
Неуверенные выстрелы запрещены. Такие объединения отъявленных индивидуалистов объясняются желанием ускорить и повысить результативность добычи. Фото: Семина Михаила
И если местные охотколлективы и далее будут отстранены от охот на копытных и медведя, война эта будет вечной.
Наиболее азартные и опытные сельские охотники сеют собственные овсянища, на которых охотятся тайком. При этом никогда не позволяют себе стрелять медведиц и свиней при сеголетках.
Для охоты на лосей устраивают индивидуальные солонцы, которые регулярно проверяют, одновременно оберегая их от браконьерских петель.
Первые объединения сельчан для зверовой охоты происходят в случае обнаружения свежих переходов уже взрослых зверей на лесных дорогах. Сначала производят тщательный оклад для возможно точного обнаружения зверя и затем организуют бесшумный загон.
Неуверенные выстрелы запрещены. Такие объединения отъявленных индивидуалистов объясняются желанием ускорить и повысить результативность добычи.
В последнее время снова стала распространяться охота на вабу, то есть подманивание лосей-рогачей во время гона, в основном в сентябре. Мастеров, с гарантией подманивающих лосей, остались единицы, и их прикармливают в коммерческих охотхозяйствах.
Поэтому местные охотники чаще скрадывают лосей на разведанных «токовищах» и напускают лаек. Возбужденные в период гона самцы часто гоняют собак и к ним можно подойти на выстрел. Мясо лосей в это время неприятно на вкус, но не для «голодных крестьян».
Охота на птицу осенью проводится сельчанами в основном попутно при посещении леса для сбора ягод и грибов. Специально на глухарей охотятся любители лаек, а также при подкарауливании около кормовых осин или лиственниц.
Браконьеры же истребляют глухарей и тетеревов на дорогах с мотоциклов, а последнее время и с машин. Тихую охоту на рябчиков с пищиком предпочитают пожилые охотники.
С началом объединения косачей в зимние стаи кое-где еще распространена охота с чучелами. Обычно любят посидеть в шалашах также пожилые охотники. При организации искусного нагона стай, хороших чучелах и наличии нескольких шалашей эта охота может быть довольно успешной, в зимний период тетеревов и рябчиков стреляют также из лунок, попутно с другими охотами.
Охоты с гончими обычно начинались с середины октября и продолжались вплоть до глубоких снегов. В приписных охотхозяйствах уже через месяц после открытия, с началом белой тропы, ее стали закрывать, чтобы не мешала охотам на копытных.
Гончаки у добытчиков гоняют любого зверя. Фото: Семина Михаила
Теперь в отдельных хозяйствах начали проводить облавные охоты на зайцев по западноевропейскому образцу, без собак. В центральных нечерноземных областях стало отмечаться существенное сокращение зайцев.
В первую очередь сказывается увеличение количества лисиц и енотовидных собак, на которых практически прекратилась охота. Это связано с сокращением спроса на отечественную пушнину, объясняемое завалом дешевых иностранных меховых изделий.
Сократилась добыча пушнины и сельскими охотниками-любителями. Лаек, работающих по пушнине, уже не держат, нужны зверовые. Бобры в последнее время расселились везде, где есть вода и корм, даже в деревенских прудах и придорожных канавах.
Поэтому во многих деревнях они стали основным источником мяса, тем более что лицензии на бобров более доступны, чем на копытных. В некоторых местах бобра добывают капканами и мордами круглый год.
К моменту подроста молодняка кабанов и лосей начинается, еще по чернотропу, самая распространенная в сельской местности охота с лайками. Некоторые любители держат даже двух собак, так как по этим зверям требуется совершенно разная работа.
По кабану требуются смелые, злобные собаки, способные хватками удерживать подсвинков на месте. По лосю же собака должна работать аккуратно, не пугая, не угоняя зверя со слуха, облаивать незлобно. Редко когда в одной собаке совмещаются эти способности.
Следует упомянуть об отношении сельских охотников к волкам. Охотой на них они интересовались, пока за их отстрел выдавали или денежные премии, или лицензии на отстрел копытных. Тогда собирались и облавы с флажками, были и специалисты по подвыву молодых, искали и разоряли логовища со щенками.
Теперь поощрения чаще минимальны или отсутствуют, и сельчане объединяются для облав только после гибели своих охотничьих собак. Они подкарауливают волков также около трупов домашнего скота. А волки теперь обнаглели до того, что таскают собак прямо из деревень.
С выпадением первого снега медвежатники начинают отслеживать следы косолапого в местах возможных залеганий в берлогу. Становится модным, как и в дореволюционные времена, скупка берлог, особенно коммерческими организациями.
В случаях несогласования цены местные охотники сами, втихаря, добывают зверя небольшими надежными компаниями с подстраховкой лайками. Иначе откуда же на рынках появляется целебный медвежий жир, а то и желчь.
Охотники, не имеющие лаек, всю зиму (по потребности в мясе) практикуют охоту на лосей с подхода по следам, скрадывая их на местах возможных кормежек и лежек. Удачнее всего она бывает в ненастную погоду – снегопад и ветер, поэтому ее и называют браконьерской.
Так как такой отстрел всегда производится далеко и от дорог, и от населенных пунктов, то сельские охотники никогда не жадничают, берут только на прокорм семьи зимой.
Сельчане выросли в окружающих их охотничьих угодьях, свободно в них ориентируются и привыкли иметь от охоты хоть какое-то подспорье для семьи. Фото: Журавкова Антона
Они вполне могли бы оказывать помощь и организованным облавным охотам, так как лучше ленивых егерей знают места нахождения зверей. Это еще одно подтверждение, что с местными добытчиками лучше дружить, а не воевать.
Количество опытных добытчиков на Европейской территории России быстро сокращается. Для молодежи в деревнях в последнее время работы не хватает, и она уезжает большей частью на денежные сейчас газовые и нефтяные промыслы.
Некоторым удается устраиваться в крупных городах, в основном шоферами, милиционерами и охранниками, редкие из них интересуются повышением образования. В основном их затягивает «цивилизация», и они полностью теряют связь с родной природой.
Но есть еще в деревнях и такие, кто с дошкольных лет заразился вирусом охоты. Они продолжают традиции стариков-добытчиков и, что интересно, на службу к толстосумам, захватывающим их угодья, не идут.
Как видим из приведенного выше перечня традиционных российских охот, практикуемых и в настоящее время почти круглогодично в сельской местности, отчетливо просматривается все расширяющееся противостояние местных охотничьих коллективов с коммерческими охотхозяйствами, все больше захватывающими их угодья в так называемую аренду.
И если не решать этой проблемы, то страдать будут обе стороны, так как всей историей России доказано, что одними запретами никакие вопросы у нас не могут быть разрешены, охраны не хватит.