ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ РЫБЫ
Слух, о пришествии Мессии и творимых Им чудесах, все шире распространялся по всей Галилее. Каждый из приходящих ко Христу хотел ближе подойти, чтобы всмотреться в Него и не пропустить ни одного Его слова.
Так, «однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. »
Войдя в одну из этих лодок, которая принадлежала Симону, Христос просил его отплыть немного от берега, и в таком положении начал учить народ, толпами собравшийся на побережье: так все могли видеть и слышать Учителя и Чудотворца.
«Когда же перестал учить, – говорит Евангелист, – сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова, Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб. »
Чудо поразило рыбаков, на них напал «ужас» от невероятного могущества их Учителя, одна мысль Которого, или одно, невысказанное Им вслух желание Его, – повелевает водной тварью и влечет ее в сети рыбарей.
Но можно спросить: – какова была цель этого чудотворения? Едва ли это было желание Спасителя, вознаградить бесплодный ночной труд своих первых учеников, и едва ли этой целью было только желание утвердить их веру в Себя, как Мессию. Это противоречило бы духу всех последующих чудес Христовых. Тогда что-же? – Это чудо, несомненно, являлось пророческим символом будущей судьбы Апостолов, как проповедников Царствия Божия. Оно было как бы «притчей», сказанной не столько словами, сколько примером, действием живых сил природы.
Испугавшись смысла «чуда-притчи» и почувствовав себя в присутствии Всемогущего Бога, Симон Петр в необычайном волнении, страхе и смирении, воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». И этот страх вполне соответствовал тому, что испытывал Исайя, увидев Господа, сидящего на престоле: «Горе мне, погиб я», – восклицал пророк, – «ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис. 6:5 ). А также и тому, что писал Ап. Павел в послании к Евреям: «Страшно впасть в руки Бога живаго» ( Евр. 10:31 ). «Бог наш есть Огнь поядающий» ( Втор. 4:24 ).
Но Христос не отошел от Своего ученика и будущего Апостола, а крепче привлек к Себе таинственным обетованием: «не бойся, отныне будешь ловить человеков». После сих слов, Симон Петр и бывшие с ним сыновья Зеведеевы, «вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». С этого момента, Симон Петр и его сотоварищи-рыбаки, окончательно отказавшись от всего «своего», пошли за Христом, но, быть может, они еще и не совсем понимали загадочного смысла необычайного улова рыб.
Этот смысл вполне разъяснился им только в конце их сопутствия Христу, на берегу того же Геннисаретского озера, когда Господь, по Своем воскресении, явился рыбарям-апостолам после опять бесплодной для них ночной ловли рыбы: «Они не поймали в ту ночь ничего», – говорит Евангелист Иоанн, «а когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. » Христос сказал им: «закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете». Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. ( Ин.21:3–6 ).
Здесь, как известно, Христос восстановил Апостольское достоинство Симона Петра после его отречения, предрек, как и Иоанну, конечный путь его земного служения, а в то же время, новым чудом необычайного улова рыб, – подтвердил Апостолам первоначальное пророчество и повеление «быть ловцами душ человеческих».
Чудо на Галилейском море: как простые рыбаки встретили Бога
Любой рыбак, когда выходит в море, хочет поймать рыбы побольше, чтобы хватило и на еду для своей семьи, и на продажу. Но однажды, две тысячи лет назад, на берегу галилейского моря случилась странная история: опытные рыбаки не обрадовались богатому улову, а испугались его. В чем же дело?
Быть может, они от природы были людьми боязливыми, а в сети им попалась какая-то особенная, страшная и зубатая рыба? Но нет, трусливый человек рыбаком никогда не станет. Не та это профессия, где могли бы зарабатывать себе на жизнь люди робкие. Да и рыба была самая обыкновенная, такая же, какую они ловили каждый день, — гладкая, упругая, с белым брюхом и темной спиной, с красными плавниками и широким хвостом, который в воде распускался наподобие веера. Просто рыбы этой они поймали в тот день так много, что. в итоге навсегда оставили рыбную ловлю и занялись совсем другим делом. опять непонятно? Ну, что делать — такая уж это странная история. Но было в ней нечто такое, из-за чего люди по всей Земле вспоминают ее вот уже две тысячи лет.
Ловить рыбу в море — нелегкий труд. Чтобы поймать крупную рыбу, нужно хорошо изучить ее повадки. Например, знать, когда рыба спит, а когда ищет себе еду. В каких местах любит кормиться и отдыхать, а в какие не заплывает никогда, как ее ни приманивай. В какую погоду плавает ближе к поверхности воды, а в какую уходит на глубину. И еще много-много разных вещей, без которых рыбу не поймать, как ни старайся.
А еще для рыбной ловли нужны снасти — удочки или сети. Можно ловить рыбу и на удочку. Тут способ простой: насаживаешь на крючок наживку и ждешь, пока рыба ее схватит. А потом — р-раз! И выдергиваешь ее из воды. Одна рыбка, вторая, третья — глядишь, вот и наловил ты себе карасиков на вкусное жаркое.
Но если тебе нужно поймать много рыбы, тогда нужна сеть. Ее делают из прочных нитей, переплетая их так, чтобы получилось широкое полотно из большого количества квадратных ячеек. Когда сеть забрасывают в воду, рыба ее не видит. Ей кажется, что перед ней открытая вода, вот она и мчится прямо в сеть, не чувствуя подвоха. Так можно наловить много рыбы, гораздо больше, чем удочкой. Но одной лишь сети для такого способа лова мало. Нужно иметь еще и лодку, с которой можно было бы забрасывать сеть в воду. А к лодке в придачу — иметь весла и парус. Вот тогда ты настоящий рыбак!
Но даже опытным рыбакам иногда не везет.
Встреча на берегу
В тот раз рыбакам на Галилейском море не повезло. Всю ночь закидывали они сети с двух лодок в темную воду, но не поймали ничего, кроме пучков бурых водорослей. Вот уже и утро наступило, а в лодках у них не было ни одной рыбки. Ну что ж, такова рыбацкая удача: сегодня не повезло, значит, повезет завтра. Конечно, обидно возвращаться с ловли пустыми, но что делать.
Причалив лодки к берегу, рыбаки принялись вымывать сети на прибрежном мелководье. Стоя по колено в воде, рыбаки старательно очищали сети от налипших водорослей, чтобы потом развесить их сушиться на кольях, вбитых в песок. Если этого не сделать, нити, из которых сплетена сеть, начнут гнить, станут слабыми, и рыба легко сможет порвать их.
После бессонной ночи рыбаки устали и хотели спать, поэтому стремились побыстрее закончить свою работу и отправиться домой. Вдруг их внимание привлек шум многих голосов. К месту, где у берега стояли их лодки, приближалась большая толпа. Старший из рыбаков отложил сети, выпрямился и, прикрыв ладонью глаза от солнца, стал рассматривать нежданных пришельцев. Не ровён час, это разбойники или какие-нибудь другие лихие люди. Тогда нужно срочно отогнать лодки подальше от берега и ждать, пока незваные гости уйдут восвояси. Но оказалось, опасаться нечего. Толпа людей следовала за знаменитым Учителем праведности по имени Иисус. Слух о Нем недавно прошел по всему побережью Галилейского моря. Старший рыбак вместе со своим братом и сам несколько дней назад приходил послушать Его речи. Рассказывали, будто Он не только учит народ правильно понимать Закон Божий, но также может исцелять даже безнадежно больных. Вот и теперь собравшиеся люди шли за Иисусом вдоль берега в надежде получить исцеление.
Между тем Иисус приблизился к лодкам, а толпа окружила его со всех сторон. Оглядев собравшихся, Иисус повернулся к старшему из рыбаков и спросил:
— Да, Учитель,— ответил рыбак.
Иисус вошел в лодку и попросил:
— Отвези Меня чуть-чуть подальше от берега, чтобы все собравшиеся лучше смогли слышать Мои слова.
Рыбак послушно сел на весла и поставил лодку так, чтобы люди на берегу могли видеть и слышать Учителя. А Иисус, подобрав одежды, сел на скамью, расположенную в корме лодки, и начал говорить. Рыбак слушал Его слова и не понимал, что с ним происходит. Никогда еще он не слыхал, чтобы кто-либо говорил о Боге так, как говорил этот Учитель. Как и все иудеи, рыбак каждую субботу ходил в синагогу — специальный дом, где другие учителя Закона читали священные книги и объясняли их простым людям. Но в их рассказах Бог был великим царем и грозным судьей, который сурово наказывал людей за грехи и щедро награждал за праведную жизнь. А из слов Иисуса выходило, что этот великий и грозный Бог — любящий отец всем живущим на Земле людям. В своей проповеди Он так и называл Бога — Авва, что означает — Отец. Это было так непривычно и в то же время так радостно, что рыбак словно забыл, где он находится и весь превратился в слух, чтобы не упустить ни одного из сказанных Иисусом слов. Он не замечал, как летело время, и всем сердцем впитывал то, что говорил этот удивительный Учитель.
Нежданный улов
Но вот Иисус закончил свою речь, отпустил людей на берегу и повернулся к нему.
— Теперь отплыви на глубину и закинь сеть, рыбак.
— Учитель, мы трудились всю ночь и ничего сегодня не поймали. Но если ты велишь, я по слову Твоему закину сеть.
С этими словами рыбак сделал знак своим помощникам. Они подхватили сеть, которую очищали от водорослей, и тоже сели в лодку, где уже находились старший рыбак и Иисус. Направляя лодку от берега, рыбаки недоуменно переглядывались: в это время суток рыба никогда не ловилась даже в самые удачливые дни. Но из уважения к Учителю они решили сделать все, что Он скажет. Вместе с ними отправились рыбаки и на второй лодке. Им было интересно увидеть, чем закончится этот странный лов рыбы средь бела дня.
Тем временем лодка уже далеко отошла от прибрежных отмелей. Вода за кор- мой изменила цвет с зеленоватого на темно-синий. Так всегда бывает на большой глубине, где лучи солнца уже не могут осветить всю толщу воды. Старший рыбак спросил:
— Учитель, здесь нам забросить сети?
Иисус, сидевший на корме, утвердительно кивнул. Рыбаки привычными движениями развернули большую сеть, забросили ее в воду и стали постепенно выбирать ее назад. Вдруг концы сети в их руках задергались. Так всегда бывало, когда в ячейки попадалась крупная рыбина. Но сейчас сеть буквально рвалась из рук, казалось, еще немного, и сильные руки рыбаков уже не смогут ее удержать.
Подтащив сеть поближе к борту, рыбаки ахнули от изумления. Вся она битком была набита рыбой. Большие упругие тела рыб извивались, их чешуя тускло отсвечивала сквозь воду, словно старинное серебро. Обрадованные рыбаки принялись выбирать улов из сети. Одна рыба, другая, третья. десятая. двадцатая. Рыбаки давно сбились со счета, а рыба в сети все не кончалась.
Вот уже одна лодка наполнена доверху, и растерянные рыбаки подогнали к борту вторую лодку, чтобы выгружать улов в нее. Но спустя некоторое время и эта лодка была перегружена рыбой настолько, что едва держалась на плаву. А в сети все еще билась крупная рыба, разрывая ячейки. Старший рыбак велел подгрести ближе к берегу, на мелководье, и там уже выбирать сеть на борт прямо с рыбой. Но тут лодки черпнули воду опустившимися от груза бортами и начали тонуть. Хорошо, что это произошло не на глубине, и наполненные рыбой суденышки просто сели на мель. Но рыбаки все равно с ужасом смотрели на горы пойманной рыбы и на Иисуса, продолжавшего спокойно сидеть на корме как ни в чем не бывало. Старший из рыбаков встал, приложил руку к груди, поклонился и сказал дрожащим голосом:
— Выйди из моей лодки, Господин! Потому что я грешный человек и недостоин находиться с Тобой рядом.
Рыбак подумал, что такое удивительное чудо может сотворить только великий пророк — человек, специально посланный Богом, чтобы возвестить людям волю Божию. А рядом с таким пророком нужно было вести себя очень осторожно. Например, пророк Илия однажды свел огонь с неба и уничтожил целый отряд стражников, пришедших схватить его, чтобы привести к царю. Вдруг и этот пророк обладает таким же грозным нравом?
Но Иисус и не думал сводить огонь с небес. Увидев, что рыбаки напуганы увиденным чудом, Он сказал им:
— Не бойтесь. Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков.
И рыбаки тотчас вытащили свои лодки на берег и последовали за Ним.
Так описывает Евангелие историю призвания первых учеников Иисуса. Старшего рыбака звали Петр. Его младших помощников — Иоанн и Иаков. Впоследствии весь мир узнает их как апостолов Христовых. Вместе с другими учениками они увидят еще множество Его чудес, будут с Ним на последней трапезе перед казнью и встретят Его после Воскресения.
Но что же значила та фраза Христа «Я сделаю вас ловцами человеков»? Иисус вовсе не имел в виду, будто апостолы будут гоняться за людьми с сетью. Нет, бывшие рыбаки спокойно и мирно ходили по разным городам и проповедовали то, что услышали от Иисуса, рассказывали о тех чудесах, которые Он сотворил, призывали уверовать в Него. Но слова их были наполнены такой силой, что способны были привлечь к себе даже самых отъявленных грешников. Это и был их новый улов — люди, погибающие от своих грехов, но подхваченные словом Божьим и вдохновленные этим словом на новую, праведную жизнь.
Глава 21
1–14. Явление воскресшего Христа на море Тивериадском. – 15–23. Чудесный лов рыбы и обед при море. Предсказание судьбы Петра и Иоанна. – 24–25. Второе заключение к Евангелию.
Ин.21:1 . После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
«После того» , т.е. после событий, описанных в 20-й главе.
«Опять явился Иисус. » . Как видно из 14-го стиха, это явление было уже третьим в ряду явлений, бывших ученикам. Первое имело место в первый день по воскресении, второе – в восьмой ( Ин. 20:19, 26 ).
«При море Тивериадском» – см. комментарии к Ин. 6:1 .
Ин.21:2 . были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Kаны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
Всего при море было в это время семь учеников Христовых: пять апостолов, которые названы по именам (впрочем, себя и брата своего Иакова Иоанн, по обычаю своему, называет только по отчеству), и двое других, может быть, даже не из числа апостолов.
Ин.21:3 . Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
Апостолы, очевидно, принялись за свои прежние занятия, так как еще не получили окончательного уполномочия на проповедь Евангелия. Петр – очевидно, вечером – отправляется на море ловить рыбу, и к нему присоединяются шестеро других учеников. Как видно из дальнейшего рассказа, все они поместились в одной лодке, имея одну сеть.
Ин.21:4 . А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
Проведя целую ночь на море и ничего не поймав, ученики ранним утром увидели, что кто-то стоит на берегу. Это был Иисус, Которого за дальностью расстояния ученики не узнали.
Ин.21:5 . Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
Господь обратился к ученикам, когда те стали подплывать к берегу, с вопросом, не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали сколько-нибудь рыбы. Ученики, занятые, вероятно, собиранием сети, не глядели на спрашивавшего и коротко ответили отрицательно на его вопрос.
Ин.21:6 . Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
Господь дает тогда им совет еще раз забросить сеть и именно по правую сторону лодки – тогда они поймают. Полагая, что перед ними стоит человек опытный в рыбной ловле, ученики следуют его совету и захватывают сетью огромное количество рыбы.
Ин.21:7 . Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.
Ин.21:8 . А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.
Видя необычайно быстрое исполнение слов незнакомца, Иоанн первый признал в этом незнакомце снова явившегося Господа. Притом ему мог прийти на память другой подобный случай ( Лк. 5:1–11 ). Но тогда как сам Иоанн остался с другими учениками, чтобы помочь им управиться с таким богатым уловом, Петр, всегда стремительный в своей любви ко Христу, вылезает из лодки, чтобы доплыть поскорее до берега и прийти к Иисусу. Так как он ловил рыбу в одной рубашке, то, из уважения к Господу, он надел при этом на себя нечто в роде короткой блузы, какую носили сирийские и финикийские рыбаки (блж. Феофилакт) и крепко подпоясался поясом (нагим же он назван именно потому, что был в одной рубашке или хитоне).
«200 локтей» – о локте см. комментарии к Мф. 6:27 .
Ин.21:9 . Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
Ин.21:10 . Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
Ин.21:11 . Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
Евангелист не говорит, что Петр, поспевший к Иисусу, начал с Ним какую-нибудь беседу. Может быть, он сам и не посмел обратиться ко Христу с каким-нибудь вопросом и ждал, стоя у воды, когда подъедут другие апостолы. Господь же не начинал с Ним беседы. Когда все остальные ученики вышли на берег, то увидели, что на разложенном огне уже поджаривается рыба, а около огня лежит хлеб. Христос, однако, требует, чтобы они принесли и пойманной ими рыбы. Тогда Петр, как главный рыбак (ср. стих 3), «пошел» , или, точнее, взошел, поднялся на берег повыше ( ἀνέβη ); он стоял у самой воды, как бы стесняясь приблизиться к месту, где стоял Христос, и вытащил сеть, которую привели к самому берегу его сотоварищи. Иоанн заметил, что всех рыб апостолы насчитали в сети 153 – это, очевидно, был улов необыкновенный. Кроме того, особенно удивило Иоанна то обстоятельство, что сеть не прорвалась от такой большой тяжести.
Ин.21:12 . Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.
Ин.21:13 . Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
Ин.21:14 . то уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Благоговейный страх не позволял ученикам самим начать беседу с Христом, когда Он пригласил их обедать. Господь при этом ничего не сказал ученикам о цели Своего явления, но те и без особых объяснений должны были понять смысл всего происшедшего. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа. Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а во-вторых, служил ручательством за то, что в то время, когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.
Ин.21:15 . Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах апостола Петра, который отрекся от Христа.
По окончании обеда (точнее с греческого, когда они позавтракали – ἠρίστησαν ) Господь спрашивает Петра, любит ли он Его больше, чем другие. Конечно, Христос спрашивает об этом с той целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви ко Христу ( Ин. 13:37 ). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа. Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ἀγαπᾶν ). Петр же в своем ответе говорит только о своем дружеском сердечном расположении ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол φιλεῖν , ср. Ин. 11:3 ). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не дается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Нужно заметить, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собой со стороны апостолов, а сам этот уход обозначает как кормление, питание ( βόσκε ἀρνία μου ).
Ин.21:16 . Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Господь, очевидно, некоторое время спустя снова обращается к Петру с тем же вопросом, опуская только выражение «больше, нежели они» . Он как бы хочет спросить Петра, имеет ли он по крайней мере ту любовь, какую должны иметь ко Христу все ученики Его (здесь опять употреблен глагол ἀγαπᾶν ). Но Петр не придал значения истинному смыслу вопроса Христа и дает ответ совершенно в тех же выражениях, как и в первом случае. Господь опять ничего не говорит Петру по поводу некоторой недостаточности его ответа и теперь поручает ему пасти, или, точнее, управлять Своими овцами, т.е. всем стадом Христовым (ср. Ин. 10:3–27 ), без различия возраста и силы животных, составляющих стадо ( ποίμαινε τὰ πρόβατά μου ).
Ин.21:17 . Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр ( φιλεῖν ). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не только слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих «овец» , или, точнее, «овечек» ( βόσκε προβάτια ), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером – не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера, и поэтому именно ему Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил.
Ин.21:18 . Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
Ин.21:19 . Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
После восстановления Петра в его апостольском достоинстве Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги, т.е. на мученическую смерть. Этой смертью Петр прославит Бога, т.е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих – верующих во Христа. Можно даже полагать, что в изображении связывания Петра и ведения его, куда он не хотел бы идти, дана картина именно распятия Петра на кресте. Тертуллиан говорил: «тогда Петр препоясывается другим, когда привязывается ко кресту (см. Scorp. 15). Наконец, напоминая Петру его обещание умереть за Христа ( Ин. 13:37 ), Христос приглашает Петра следовать за Ним, т.е., как видно из контекста речи (ср. стихи 22–23), приготовиться так же пострадать, как пострадал Христос.
Ин.21:20 . Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
Ин.21:21 . Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Ин.21:22 . Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
Ин.21:23 . И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Вместе с Петром Господь стал удаляться от места, где происходил обед. Петр, вероятно, услышав позади себя чьи-то шаги, обернулся назад и увидал шедшего за ним Иоанна. Зная, что Иоанн был особенно любим Господом, он естественно захотел узнать о том, какая судьба ждет этого любимейшего ученика Христова. Смерть за Христа он считал отличием для себя и с удивлением спрашивал Христа, неужели Его любимейший ученик не удостоится этого отличия? Петр говорил так, очевидно, из чувства особого расположения к Иоанну, с которым он был особенно близок, как можно видеть, например, из того, что в утро воскресения они были вместе и вдвоем поспешили ко гробу Христову.
На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе апостола Петра – тот должен идти указанным ему путем.
Эти слова Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т.е. христианам (ср. Флп. 1:14 ), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. 1Фес. 4:17 ; Иак. 5:7–8). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, которые сказал в отношении к нему Господь.
Нельзя не заметить здесь, что это прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В самом деле, была ли какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер? Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на то место, где он был погребен.
Ин.21:24 . Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Ин.21:25 . Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Эти стихи могут быть рассматриваемы, во-первых, как заключение к одной 21-й главе. В таком случае они преимущественно будут утверждать истинность того, что сказано о судьбе Петра и Иоанна. Во-вторых, здесь можно видеть заключение ко всему Евангелию, и такое мнение представляется более правильным, так как стих 25, очевидно, имеет в виду не одно небольшое прибавление к Евангелию, содержащееся в 21-й главе, а все Евангелие Иоанна. Итак, в заключении этом – по счету втором – «сей ученик» , т.е. сам Иоанн, говорит, что он является свидетелем истинности всего сказанного в Евангелии, что он именно сам написал его, а затем к его свидетельству присоединяют и свое те люди, которые окружали Иоанна ( «знаем» ), т.е., вероятно, некоторые апостолы и другие очевидцы описанных в Евангелии Иоанна событий. Последнее же замечание евангелиста о том, что и весь мир не мог бы вместить в себе книг, в которых бы содержалось все, что известно было апостолам о Христе, нужно, конечно, понимать как гиперболическое выражение.
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 6. : Четвероевангелие. — 1232 с. / Евангелие от Иоанна. 961-1223 с. ISBN 978-5-485-00275-6
Вам может быть интересно:
- Толкование на Евангелие от Луки – Глава 24 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкование Евангелия от Иоанна – Глава XXI – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на Евангелие от Иоанна – Глава 21 – епископ Михаил (Лузин)
- Толкование на Евангелие от Иоанна – Книга двенадцатая – святитель Кирилл Александрийский
- Толкование на Евангелие от Матфея – Глава 11 – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
- На слова: «В начале было Слово…» (Ин. 1:1) и прочее – святитель Иоанн Златоуст
- Толкование на Евангелие от Иоанна – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
- Сорок бесед на Евангелия – Беседа 24 – святитель Григорий Великий (Двоеслов)
- Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Третья Пасха – профессор Александр Васильевич Иванов
- Четвероевангелие – Глава 8 – преподобный Ефрем Сирин
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»