- Подшипники в рыболовных катушках
- Количество подшипников катушки для спиннинга
- Инерционные катушки (колеса)
- Безинерционные катушки (мясорубки)
- Мультипликаторные катушки
- Размер и материал шпули
- Передаточное число
- Фрикционный тормоз
- Количество подшипников
- Лесоукладыватель
- Ручка катушки
- Индексы
- Инерционные катушки (колеса)
- Безинерционные катушки (мясорубки)
- Мультипликаторные катушки
- Размер и материал шпули
- Передаточное число
- Фрикционный тормоз
- Количество подшипников
- Лесоукладыватель
- Ручка катушки
- Индексы
Подшипники в рыболовных катушках
В этой статье поговорим о подшипниках.Набралось наконец достаточно опыта и нужной информации. Шум,шелест и т.д.Обо всём поговорим
Надо иметь хороший слух и перекрутить много шаров,дабы понимать что да как .Как-то товарищу говорю:’’Вот посмотри,убитый подшипник’’ А он мне:’’Да не нормальный’’.Не раз покупал на фирмах подшипники и потом возвращал,причём именитых фирм(хотя не факт что это были оригиналы),а они с недоумением смотрели на меня.Вообще в Украине судя по всему очень мало спецов по миниатюрке.Те,кто даже ей торгуют вовсю иногда даже не могут отличить нормальный подшипник от убитого.По крайней мере всем ,кому я звонил ничего внятного сказать не могут,почти ни на один вопрос не смогли ответить.Поэтому во всём приходится разбираться самому,методом проб и ошибок.Хотя так интересней и забавней.Есть подшипники более,есть менее шумные,но при этом и те и те коректно работают .Некоторые терпят перегруз,некоторые сразу летят.Часто встречаю сухие подшипники,которые приходится смазывать.Некоторые смазаны, но смазке конец.А есть те которые работают десяток лет на родной смазке и ничего.Я убедился,что если подшипник мягко, хорошо работает то не надо в него лезть,это неправильно,а тем более прокапывать(полный идиотизм).Есть специальные смазки для подшипников,для каждого своя.Любой подшипник можна смазать,даже закрытый неразборной(своя методика). Сам производитель указывает:’’Смазка заложена на весь срок службы”.Так и есть,просто смазочный материал иногда приходит в негодность.
Если подшипник зашелестел, то скорее всего его стоит заменить,иногда удаётся реанимировать.После шелеста начинается заедание,это уже гораздо серьёзнее и последствия совсем иные.В холостую крутишь катушку и вроде всё в порядке,но когда даёшь нагрузку начинает шелестеть.
От работы подшипников зависит работа механики.И если подшипник заедает,то соответственно и механика начинает некорректно работать(рычать,стучать и т.д),а если ещё пошла большая нагрузка,то можна себе представить каково шестерёнкам.Также важно, чтобы в ролике л-ля подшипник корректно работал.Не стоит забывать и про фрикцион,если подшипник подуставший ,то и работа фрикциона немного не та будет,на крупной рыбе ощутите.В кнобе не так уж важно.
Поговорим о тех подшипниках стоят на Shimano,Daiwa и не только!
1.Шимановские подшипники.Фирма Shimano вроде сама производит подшипники,но точно сказать тяжело .К подшипникам ,которые стояли на старых моделях вопросов нет.Что открытые,что закрытые очень долго работают.Довольно тихие,тяжело угробить. Как правило все подшипники смазаны качественно.Даже если заказать сейчас подшипник со старой модели, то приедёт совсем не то.Кстати уже не раз отправляли мне сухие подшипники с Японии.Конечно многое зависит от того насколько интенсивно рыбачите ,какие нагрузки.Но если старые(со старых моделей) работают 5-7 лет,то новые (с новых моделей)умирают через 1-3 года.Новые подшипники не любят перегруз,чуть перегрузил и до свиданья(зашелестел,зашумел).Иногда приходится пересмазывать новые.Если большие 7*13*4 и 7*14*5 ещё ничего ,то маленькие 7*11*3,4*7*2,5 и т.д летят только так.Кстати не понимаю почему они справа на валу поставили(7*11*3),кто крутит правой рукой у того этот подшипник летит быстрее,потому как идёт упор на него.Причём это касается и топовых моделей.На том же 11 твине через небольшой промежуток времени летит подшипник ролика 4*7*2,5 и опорный 7*11*3,часто летит 5*8*2,5(X-Ship) тот, что стоит под ведомой.А на 4000 твине кстати тоже стоит справа мелкий 7*11*3 ,как правило быстро умирает,он очень мал для 4000 ,а нагрузки серьёзные.На стелле конечно поставили уже совсем другие шары,там высокое качество вопросов нет,но и стоит.На том же Ванквише стоят такие же, как и на твине.Многие наверное заметили что на одной модели стоят одни подшипники,а на другой совсем другие,причём цена катухи почти одинаковая.А бывает так что на более дорогой стоят такие же шары ,как и на более дешёвой.На 12 Ультегре стоят примерно такие же шары ,как на 12 Рарениуме.Обалднейшие шары стоят на 09 Рарениуме,на всех рар что я обслуживал почти не было замен.Катушке катушке рознь,европейский японский рынок,американский.Куплена здесь,куплена там.К нам конечно попадает много неликвида,но Shimano к счастью до сих пор держит марку,даже дешёвые модели очень хороши и радуют своих владельцев.
2.Дайвовские подшипники Что касается Дайвы то ситуация тут несколько иная.Подшипники они явно где-то закупают.Если к старым не было особых вопросов(такие же по качеству как и шимановские примерно), то к новым масса вопросов.Встречаю иногда паршивые подшипники и на топовых(сертейтах,лувиасах и т.д).Если бы они просто шумели,они и клинят причём иногда с самого начала эксплуатации,это говорит о том что они копеечные.Некоторые говорят что у нас в магазине китайские стизы вместе с сертами,сложный вопрос,но я не исключаю это.Мелкие размеры сомнительного качества, что старые что новые,шимано повыше гораздо.
3.Подшипники ,которые стоят на Ryobi.Если рассматривать модели,купленные лет 10 назад,то там стоят довольно качественные подшипники,шумноватые правда,но служат очень долго,смазаны хорошо.Что касается новых,то там стоит откровенный хлам и ещё приходится перебрать десяток катушек, чтобы выбрать что-то вменяемое,новые шелестят.Сам торговал ими в магазине и часто отправлял обратно .Подшипник ролика лесоукладывателя уходит сразу+быстро уходит правый 7*11*3.Те ,что побольше ещё пару лет ходят иногда,но многое ещё зависит от нагрузок. Поэтому ищите старую модель купленную хотя бы лет 5-6 назад.
4.Подшипники HedgehogВроде неплохие подшипники,работают довольно нормально и долго,смазаны хорошо.Я хорошенько протестировал на своей катушке в течении года,давал хорошие нагрузки. Но уровень шума высоковат,если у крупных ещё ничего ,то мелкие размеры гудят, шумят,причём иногда вроде тихо, но потом начинают снова.Я от них отказался,тем более цена высокая,японцам всё равно,а вот нашим нет.У них есть более качественные ,но там цена гораздо выше.
5.Подшипники Ezzo .Японская фирма Ezzo специализируется на миниатюрке Проганял эти подшипники,давал серьёзные нагрузки.Всё хорошо с ними,всегда смазаны.Бывают правда глюки,шумноватые попадаются,тогда уже возвращаю или списываю),но бывает крайне редко.Большие размеры 7*13*4 ,7*14*5,7*11*3 очень хороши.Мелкие тоже хороши,но с ними больше проблем возникает.Срок службы довольно высокий, при нормальных нагрузках подольше чем у нынешних шимановских(имеются ввиду модели до 12 года) ,плюс цена гораздо ниже.Попадаются подделки,но что ж поделаешь с Китаем,страна чудес. Да я и не уверен что они сейчас в Японии производятся ,но это такое,главное получить качественный продукт.
6.Подшипники NSK.Фирма которая у всех на слуху и не нуждается в особом представлении.Подшипники отличного качества,марку держат.И мелкие и большие размеры очень хороши.Есть и китайский NSK,но там и цена в два раза ниже,соответственно и качество такое же.Подделок на NSK очень много,потому как очень раскрученная фирма.Повыше качеством чем Ezzo но не намного,соответственно цена выше.
Поговорим о смазках.Наверное многие заметили что некоторые подшипники смазаны жидкой, а другие густой.Где-то более густая,где-то менее.Во всех перечисленных подшипниках смазка разная.Производитель подбирает смазку исходя из зазоров, грубо говоря.Какой-то будет работать на этой смазке,другой же зависнет(плёнка слишком сильная).Если подшипник тихо, нормально вращается ,то лезть не надо.
Я хочу сказать,что подшипник-это некая лотерея.Особенно ,если дело касается мелких размеров Подшипник маленький ,а нагрузка серьёзная. Никто не может сказать точно ,сколько он прослужит и какие нагрузки выдержит.У кого-то работает очень долго,у кого-то может полететь за 1 -2 года.И на топовых моделях иногда летят подшипники через короткий промежуток времени. Конечно многое зависит от того, как обращаются с катушкой.Многие ‘’профи’’ тянут катушкой рыбу ,вместо того, чтобы работать спиннингом, а потом ещё снимают видео о том ,какие они великие рыбаки. .Подшипники и механика летят не сколько от больших приманок, твича и т.д, сколько от неправильного обращения.У ребят, которые грамотно обращаются и следят со снастью всё служит гораздо дольше.
Нормальный подшипник не может стоить 40грн Китайцы любят писать:’’ABEC-4,ABEC-5’’ и это хорошо работает)
Пока всё)!
Reelmaster вводит новую услугу- ’’Проверка катушки’’
Вы отправляете нам катушку ,мы всё проверяем,сообщаем что с ней и отправляем Вам обратно!Дабы Вы были уверены что купили хорошую вещь)
Услуга совершенно бесплатна.)
Ура. Запустили ютуб канал Reelmaster https://youtu.be/DUchZ8Hk2k0
P.S.Буду дополнять обзоры интересной информацией.Надеюсь мои статьи помогут Вам выбрать нужный инструмент.Если интересно-регистрируйтесь.Будем отправлять Вам новости на почту Готовлю ещё много всего
Полное техническое обслуживание безынерционных катушек любых производителей:
Наше ТО в себя включает след:
- полная разборка и мойка всех деталей механизма в ультразвуковой ванне(агрессивные жидкости не используем)
- сушка деталей
- детальная диагностика механизмов катушек с предоставлением отчета по диагностике клиенту
- замена износившихся деталей(дополнительная плата)
- смазывание всех трущихся поверхностей высококачественными смазками ведущих производителей(IOS Factory, ,Shimano,Daiwa ,Hedgehog Studio и т.д)
- настройка (регулировка)
- устранение люфтов(дополнительная плата)
Казалось бы всё просто обычный редуктор, разобрал, почистил и смазал, но нет. Есть масса нюансов ,особенно когда дело касается катушек элит класса.Мы только год подбирали смазки,мучали свои катушки. Японские смазки и вправду творят чудеса.После правильного ТО катушка совсем по-другому работает.
Количество подшипников катушки для спиннинга
Качество снасти во многом зависит от катушки. Поэтому верный подбор катушки неотемлимая часть подготовки к рыбалке.
Катушки должны максимально соответствовать остальной снасти, и не стоит ставить на «телегу авиадвигатель» (она все равно не взлетит). На легкие и гибкие удилища поплавочных и некоторых других удочек ставят маленькие катушки, на удилища потяжелее, с длинной и прочной леской для тяжелой и активной ловли спиннингом ставят катушки большего размера.
Ассортимент катушек огромен — от маленьких проводочных до огромных сомовых катушек и катушек для морской рыбалки.
Конструкция катушек тоже разнообразна — от очень примитивных моделей до катушек способных самостоятельно вываживать рыбу (встроенный электромотор) и снабженных электронным табло, показывающим примерный размер поймавшейся рыбы.
В самом же общем виде катушка состоит из корпуса с осью и вращающегося на этой оси барабана (шпульки) с ручками. На корпусе имеется лапка для установки катушки на удилище, а также тормозное устройство.
Барабаны рассчитаны на намотку от 30 м до 400 м лески.
Детали катушек изготавливаются из пластмасс, керамики, графита и металла (алюминия, анодированного дюралюминия, высоколегированной нержавеющей стали, титана, бронзы). Покрываются детали хромированным металлом, тефлоном.
Все катушки подразделяются на три типа: инерционные, безинерционные и мультипликаторные. Тот или иной тип катушки выбирается в зависимости от способа ловли.
Инерционные катушки (колеса)
Инерционные катушки возникли раньше остальных.
Ось вращения барабана такой катушки расположена в плоскости, перпендикулярной оси удилища.
Ручка для вращения находится на крае крышки барабана. Один оборот барабана равен одному витку лески. При забросе снасти барабан вращается и оказывает некоторое тормозящее воздействие на полет насадки.
Лучшие модели в данном классе катушек имеют целый ряд достоинств.
- Первое — непосредственный контакт рыболова с приманкой, не ухудшенный массой передаточных звеньев, как у других типов.
- Второе — мощность (большая тяга): усилие рыболова не ослабляется многочисленными шестернями, кроме того в такой катушке практически нечему ломаться при большой нагрузке.
- Простота устройства предопределяет простоту обслуживания и относительно низкую стоимость таких катушек.
К недостаткам этих катушек можно отнести:
- недалекий заброс легких приманок (из-за инерции барабана),
- возникновение «бород» (когда барабан вращается несколько быстрее, чем разматывается леска),
- необходимость значительного пространства для замаха при забросе.
Простота и дешевизна конечно делают данные катушки общедоступными, однако процесс заброса требует определенной сноровки (достигается с опытом), иначе не миновать вышеупомянутой «бороды» и длительного распутывания лески.
Безинерционные катушки (мясорубки)
У безинерционных катушек при забросе барабан (шпуля) с леской не вращается, а леска практически без сопротивления сходит с торца шпули на ту длину, которая требуется. Благодаря этому можно забросить насадку значительно дальше, чем с инерционной катушкой.
Ось вращения шпули у безинерционной катушки параллельна оси удилища.
Намотка лески на катушку происходит при вращении рукоятки.
По скорости вращения ротора катушки делятся на скоростные, с передаточным числом (количество оборотов барабана при одном обороте барабана) от 1:6 до 1:7,2, и силовые, с числом от 1:4 до 1:4,5. К универсальным относятся катушки с передаточным числом от 1:5 до 1:5,5.
Составные элементы безинерционных катушек должны удовлетворять следующим условиям.
Желательно чтобы корпус катушки был металлическим.
Бортик шпули (об него трется леска) должен быть из неабразивного материала (лучше всего из нитрида титана).
Наиболее дорогие шпули из металла, дешевле из графита, дюралюминия и пластиковые.
Лесоукладыватель (обеспечивает равномерную намотку лески) должен быть сделан по типу бесконечного винта (червяка), тогда слои лески ложатся крестообразно, что предотвращает образование «бород».
Ролик лесоукладывателя должен быть износостойким, лучше из нитрида титана.
Фрикционный тормоз предназначен для освобождения лески при критических нагрузках: подсечке, вываживании, зацепах. Благодаря ему шпуля просто проворачивается и «сдает» леску. Он должен иметь плавную регулировку и не менять усилие самопроизвольно.
Шестерня должна быть из износостойкого материала, другие материалы не долговечны. Желательно чтобы имелся предохранитель на шестерне ведущей пары для минимизации ударных нагрузок, возникающих при подсечке и вываживании.
Обычно в катушке используются подшипники в количестве до 15 штук. Желательно чтобы их было не менее четырех.
Всего в катушке, в зависимости от конструкции до 20 узлов трения. Наиболее важными узлами, где наличие подшипников необходимо, являются малая и большая шестерни главной передачи ротора, ролик лесоукладывателя, опоры винта, ручка рукоятки.
Катушка, в которой достаточное количество подшипников, долговечна, устойчива к перегрузкам, имеет надежные тормоза. Катушки без подшипников обычно имеют больший вес, тугой ход и не долговечны.
При покупке следует обращать внимание на качество хода (шпуля и ручка должны вращаться легко и бесшумно), на отсутствие люфтов (допускается только осевой люфт шпули).
Мультипликаторные катушки
Мультипликаторные катушки представляют из себя некоторый симбиоз двух предыдущих моделей. Ось вращения барабана расположена как и у инерционных катушек, в плоскости перпендикулярной оси удилища. Барабан также вращается при забросе, однако не обладает особой инертной массой, так как представляет более-менее толстую ось.
От безинерционной катушки был унаследован передаточный механизм, увеличивающий число оборотов барабана при обороте ручки с передаточным числом от 1:3 до 1:5,2.
Также от «мясорубок» были взяты блокировка обратного хода и система автоматического сброса лески при критических нагрузках (фрикционный тормоз), что позволяет использовать легкие приманки.
Хотя мутипликаторные катушки и уступают безинерционным в забросе и скорости подмотки, но превосходят их в тяговом усилии и чувствительности, а также более надежны и долговечны.
Мультипликаторные катушки выпускаются для троллинга и для спиннинга.
Мощные троллинговые катушки применяются в основном для морской ловли.
Спиннинговые катушки выпускаются в двух вариантах: «классические» — хорошо работают со средними и тяжелыми насадками и так называемые «мыльницы» — более чувствительные с магнитным подтормаживателем для работы с легкими насадками.
Катушки этого класса требуют определенной квалификации рыболова (при забросе и проводке), но если у Вас нет проблем в применении инерционнных катушек, то особых затруднений при переходе на мультипликаторные катушки у Вас не должно быть (заброс и проводка принципиально не отличаются).
Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при выборе катушки.
Размер и материал шпули
На каждую катушку нанесен номер, например, 2000 – это размер шпули, то есть ее величина. В зависимости от размера шпули для каждой катушки можно использовать только определенную леску определенной толщины и длины. Эти величины указываются на шпуле. Для фидерной ловли вполне достаточно будет шпули размера 3000, но никак не менее 2000.
Обычно шпули делают из металла, графита и пластика. Металлические шпули, например, алюминиевые удобны для плетеной лески (шнуров), графитовые — для лески.
Пластиковые шпули лучше не брать – они очень недолговечны. Также на шпулю может быть нанесено напыление из нитрита титана. Оно нужно для того, чтобы шпуля была гладкой, без царапин. Что несомненно увеличивает срок службы лески, особенно плетенки (спасая ее от преждевременного разлохмачивания).
Выбирайте катушку с запасной шпулей, особенно если вы ловите рыбу разными способами. Лучше всего, чтобы у вас была одна металлическая и одна графитовая шпули. Также запасная шпуля удобна для быстрой смены, в случае если у вас порвалась леска или вам потребовалась леска другого диаметра.
Передаточное число
Передаточное число – это параметр, означающий отношение одного полного оборота рукоятки к количеству оборотов лескоукладывателя. Передаточное число может указываться на корпусе катушки следующим выражением: 5.0 : 1, 5.3 : 1 и т.п. Такая надпись означает, что единица соответствует одному обороту ручки, а второе число указывает на соответствующее количество оборотов лескоукладывателя. Чем выше соотношение, тем катушка скоростнее, и наоборот, чем меньше соотношение, тем катушка мощнее. По данному параметру катушки делятся на:
Силовые или тяговые – первая цифра до 4,6. Предназначены для ловли крупной рыбы, когда требуется преодолевать большие нагрузки.
Универсальные – от 4,6 до 5,5
Скоростные – от 5,5 и выше. Используются для рыбалки с достаточно быстрой проводкой. Такие катушки являются более чувствительными.
Следовательно, скоростные катушки используются для ловли с поплавком, а силовые больше подойдут для спиннинговой ловли.
Фрикционный тормоз
Фрикционный тормоз служит для стравливания лески при вываживании рыбы, тем самым снимая нагрузку с лески и бланка удилища. Предотвращает от обрыва и поломки всей снасти. Бывает два вида фрикционных тормозов: передний и задний:
Передний фрикцион более удобный по расположению. С ним катушка компактнее и легче. Его проще настраивать и тормозное усилие по величине получается больше.
Задний фрикцион подойдет для регулирования вываживания рыбы. Также замена шпули происходит значительно быстрее. Однако задний фрикцион имеет плохую особенность – он постепенно раскручивается и его приходится подкручивать.
Количество подшипников
В катушке, их может быть до 15 штук. Вполне достаточно 4-6 подшипников. Они позволяют сделать работу механизмов более плавной и устойчивой. Катушки без подшипников работают со сбоями и быстро приходят в состояние негодности. Обычно без подшипников делают дешевые катушки, детали у которых не самые качественные.
Чем больше подшипников, тем больше вес катушки и тем она дороже. Однако не стоит выбирать катушки по количеству подшипников, качественные катушки известных фирм с большим количеством подшипников будут стоить очень дорого, а китайские – дешево, если же сравнить качество тех и других подшипников, то китайские разваливаются достаточно быстро, и такие катушки прослужат вам гораздо меньше, чем более качественные катушки известных марок типа Mitchel или Shimano с гораздо меньшим количеством подшипников.
Лесоукладыватель
Дужка лесоукладывателя должна иметь жесткую фиксацию в открытом положении, иначе, на рыбалке во время заброса она может закрыться, Ваша любимая приманка оторвется и улетит в глубины облавливаемого водоема (так называемый «отстрел приманки»). Проверить фиксацию легко – откройте дужку и сильно встряхните катушку (так, как будто выполняете заброс) несколько раз.
Если дужка легко захлопнулась, то, скорее всего, такая катушка не раз Вас подведет на «поле боя». При совершении полного оборота рукояти дужка должна сама захлопнуться. Проделайте и это несколько раз, чтобы удостовериться в хорошей работоспособности.
Очень важно, чтобы при закрытии дужки леска сразу попадала на ролик, не зацепляясь за что-либо. Внимательно осмотрите поверхность перехода от дужки на ролик, на пути лески не должно быть никаких заусенцев, выступов, неровностей и тому подобных неприятностей. Ролик лесоукладывателя должен легко вращаться (даже от малейшего прикосновения).
Ручка катушки
Большинство моделей катушек оснащаются ручками, которые могут переставляться и под левую и под правую руку, но существуют такие модели, у которых ручка не переставляется, то есть она стационарно установлена на одной из сторон. И при покупке нужно быть внимательным в этом вопросе. Что касается эргономики ручки, то здесь вариантов сотни, если не тысячи – это разнообразие форм, материалов и т.п. И тут уж какие-либо советы давать бессмысленно, так как у каждого свой вкус.
А вот по воду механизма приведения ручки в транспортное положение можно сказать, что лучше брать катушку, у которой ручка складывается путем раскручивания винта. Как показывает практика, механизмы быстрого приведения ручки в транспортное положение быстро изнашиваются и в результате, образуется неприятный люфт.
Индексы
Часто, в названии катушки, можно встретить индексы (буквенные обозначения), мало кто знает, что же они означают.
FA, FB, FC в названии катушки, означает, что катушка предназначена для европейского рынка. F — обозначает для какого рынка была изготовлена катушка, в данном случае для Европы, вторая буква — поколение (модификацию) серии. Т.е. если буква А — самые ранние серии (первые), B — соответственно, более поздняя, и т.д. по латинскому алфавиту. У катушек, выпускаемых для рынка Японии, буквенных приставок нет.
Так же, в названии катушки, можно встретить такие индексы, как:
PG (Power Gear) обозначает пониженную передачу,
XG (Extra High Gear) — очень высокую,
HG (High Gear) — обозначает повышенную передачу,
S — мелкая шпуля,
DH — двойная ручка,
C — отношение катушки к предыдущему фактическому размеру (корпус, ротор).
Катушки Вы можете купить в нашем интернет-магазине.
Качество снасти во многом зависит от катушки. Поэтому верный подбор катушки неотемлимая часть подготовки к рыбалке.
Катушки должны максимально соответствовать остальной снасти, и не стоит ставить на «телегу авиадвигатель» (она все равно не взлетит). На легкие и гибкие удилища поплавочных и некоторых других удочек ставят маленькие катушки, на удилища потяжелее, с длинной и прочной леской для тяжелой и активной ловли спиннингом ставят катушки большего размера.
Ассортимент катушек огромен — от маленьких проводочных до огромных сомовых катушек и катушек для морской рыбалки.
Конструкция катушек тоже разнообразна — от очень примитивных моделей до катушек способных самостоятельно вываживать рыбу (встроенный электромотор) и снабженных электронным табло, показывающим примерный размер поймавшейся рыбы.
В самом же общем виде катушка состоит из корпуса с осью и вращающегося на этой оси барабана (шпульки) с ручками. На корпусе имеется лапка для установки катушки на удилище, а также тормозное устройство.
Барабаны рассчитаны на намотку от 30 м до 400 м лески.
Детали катушек изготавливаются из пластмасс, керамики, графита и металла (алюминия, анодированного дюралюминия, высоколегированной нержавеющей стали, титана, бронзы). Покрываются детали хромированным металлом, тефлоном.
Все катушки подразделяются на три типа: инерционные, безинерционные и мультипликаторные. Тот или иной тип катушки выбирается в зависимости от способа ловли.
Инерционные катушки (колеса)
Инерционные катушки возникли раньше остальных.
Ось вращения барабана такой катушки расположена в плоскости, перпендикулярной оси удилища.
Ручка для вращения находится на крае крышки барабана. Один оборот барабана равен одному витку лески. При забросе снасти барабан вращается и оказывает некоторое тормозящее воздействие на полет насадки.
Лучшие модели в данном классе катушек имеют целый ряд достоинств.
- Первое — непосредственный контакт рыболова с приманкой, не ухудшенный массой передаточных звеньев, как у других типов.
- Второе — мощность (большая тяга): усилие рыболова не ослабляется многочисленными шестернями, кроме того в такой катушке практически нечему ломаться при большой нагрузке.
- Простота устройства предопределяет простоту обслуживания и относительно низкую стоимость таких катушек.
К недостаткам этих катушек можно отнести:
- недалекий заброс легких приманок (из-за инерции барабана),
- возникновение «бород» (когда барабан вращается несколько быстрее, чем разматывается леска),
- необходимость значительного пространства для замаха при забросе.
Простота и дешевизна конечно делают данные катушки общедоступными, однако процесс заброса требует определенной сноровки (достигается с опытом), иначе не миновать вышеупомянутой «бороды» и длительного распутывания лески.
Безинерционные катушки (мясорубки)
У безинерционных катушек при забросе барабан (шпуля) с леской не вращается, а леска практически без сопротивления сходит с торца шпули на ту длину, которая требуется. Благодаря этому можно забросить насадку значительно дальше, чем с инерционной катушкой.
Ось вращения шпули у безинерционной катушки параллельна оси удилища.
Намотка лески на катушку происходит при вращении рукоятки.
По скорости вращения ротора катушки делятся на скоростные, с передаточным числом (количество оборотов барабана при одном обороте барабана) от 1:6 до 1:7,2, и силовые, с числом от 1:4 до 1:4,5. К универсальным относятся катушки с передаточным числом от 1:5 до 1:5,5.
Составные элементы безинерционных катушек должны удовлетворять следующим условиям.
Желательно чтобы корпус катушки был металлическим.
Бортик шпули (об него трется леска) должен быть из неабразивного материала (лучше всего из нитрида титана).
Наиболее дорогие шпули из металла, дешевле из графита, дюралюминия и пластиковые.
Лесоукладыватель (обеспечивает равномерную намотку лески) должен быть сделан по типу бесконечного винта (червяка), тогда слои лески ложатся крестообразно, что предотвращает образование «бород».
Ролик лесоукладывателя должен быть износостойким, лучше из нитрида титана.
Фрикционный тормоз предназначен для освобождения лески при критических нагрузках: подсечке, вываживании, зацепах. Благодаря ему шпуля просто проворачивается и «сдает» леску. Он должен иметь плавную регулировку и не менять усилие самопроизвольно.
Шестерня должна быть из износостойкого материала, другие материалы не долговечны. Желательно чтобы имелся предохранитель на шестерне ведущей пары для минимизации ударных нагрузок, возникающих при подсечке и вываживании.
Обычно в катушке используются подшипники в количестве до 15 штук. Желательно чтобы их было не менее четырех.
Всего в катушке, в зависимости от конструкции до 20 узлов трения. Наиболее важными узлами, где наличие подшипников необходимо, являются малая и большая шестерни главной передачи ротора, ролик лесоукладывателя, опоры винта, ручка рукоятки.
Катушка, в которой достаточное количество подшипников, долговечна, устойчива к перегрузкам, имеет надежные тормоза. Катушки без подшипников обычно имеют больший вес, тугой ход и не долговечны.
При покупке следует обращать внимание на качество хода (шпуля и ручка должны вращаться легко и бесшумно), на отсутствие люфтов (допускается только осевой люфт шпули).
Мультипликаторные катушки
Мультипликаторные катушки представляют из себя некоторый симбиоз двух предыдущих моделей. Ось вращения барабана расположена как и у инерционных катушек, в плоскости перпендикулярной оси удилища. Барабан также вращается при забросе, однако не обладает особой инертной массой, так как представляет более-менее толстую ось.
От безинерционной катушки был унаследован передаточный механизм, увеличивающий число оборотов барабана при обороте ручки с передаточным числом от 1:3 до 1:5,2.
Также от «мясорубок» были взяты блокировка обратного хода и система автоматического сброса лески при критических нагрузках (фрикционный тормоз), что позволяет использовать легкие приманки.
Хотя мутипликаторные катушки и уступают безинерционным в забросе и скорости подмотки, но превосходят их в тяговом усилии и чувствительности, а также более надежны и долговечны.
Мультипликаторные катушки выпускаются для троллинга и для спиннинга.
Мощные троллинговые катушки применяются в основном для морской ловли.
Спиннинговые катушки выпускаются в двух вариантах: «классические» — хорошо работают со средними и тяжелыми насадками и так называемые «мыльницы» — более чувствительные с магнитным подтормаживателем для работы с легкими насадками.
Катушки этого класса требуют определенной квалификации рыболова (при забросе и проводке), но если у Вас нет проблем в применении инерционнных катушек, то особых затруднений при переходе на мультипликаторные катушки у Вас не должно быть (заброс и проводка принципиально не отличаются).
Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при выборе катушки.
Размер и материал шпули
На каждую катушку нанесен номер, например, 2000 – это размер шпули, то есть ее величина. В зависимости от размера шпули для каждой катушки можно использовать только определенную леску определенной толщины и длины. Эти величины указываются на шпуле. Для фидерной ловли вполне достаточно будет шпули размера 3000, но никак не менее 2000.
Обычно шпули делают из металла, графита и пластика. Металлические шпули, например, алюминиевые удобны для плетеной лески (шнуров), графитовые — для лески.
Пластиковые шпули лучше не брать – они очень недолговечны. Также на шпулю может быть нанесено напыление из нитрита титана. Оно нужно для того, чтобы шпуля была гладкой, без царапин. Что несомненно увеличивает срок службы лески, особенно плетенки (спасая ее от преждевременного разлохмачивания).
Выбирайте катушку с запасной шпулей, особенно если вы ловите рыбу разными способами. Лучше всего, чтобы у вас была одна металлическая и одна графитовая шпули. Также запасная шпуля удобна для быстрой смены, в случае если у вас порвалась леска или вам потребовалась леска другого диаметра.
Передаточное число
Передаточное число – это параметр, означающий отношение одного полного оборота рукоятки к количеству оборотов лескоукладывателя. Передаточное число может указываться на корпусе катушки следующим выражением: 5.0 : 1, 5.3 : 1 и т.п. Такая надпись означает, что единица соответствует одному обороту ручки, а второе число указывает на соответствующее количество оборотов лескоукладывателя. Чем выше соотношение, тем катушка скоростнее, и наоборот, чем меньше соотношение, тем катушка мощнее. По данному параметру катушки делятся на:
Силовые или тяговые – первая цифра до 4,6. Предназначены для ловли крупной рыбы, когда требуется преодолевать большие нагрузки.
Универсальные – от 4,6 до 5,5
Скоростные – от 5,5 и выше. Используются для рыбалки с достаточно быстрой проводкой. Такие катушки являются более чувствительными.
Следовательно, скоростные катушки используются для ловли с поплавком, а силовые больше подойдут для спиннинговой ловли.
Фрикционный тормоз
Фрикционный тормоз служит для стравливания лески при вываживании рыбы, тем самым снимая нагрузку с лески и бланка удилища. Предотвращает от обрыва и поломки всей снасти. Бывает два вида фрикционных тормозов: передний и задний:
Передний фрикцион более удобный по расположению. С ним катушка компактнее и легче. Его проще настраивать и тормозное усилие по величине получается больше.
Задний фрикцион подойдет для регулирования вываживания рыбы. Также замена шпули происходит значительно быстрее. Однако задний фрикцион имеет плохую особенность – он постепенно раскручивается и его приходится подкручивать.
Количество подшипников
В катушке, их может быть до 15 штук. Вполне достаточно 4-6 подшипников. Они позволяют сделать работу механизмов более плавной и устойчивой. Катушки без подшипников работают со сбоями и быстро приходят в состояние негодности. Обычно без подшипников делают дешевые катушки, детали у которых не самые качественные.
Чем больше подшипников, тем больше вес катушки и тем она дороже. Однако не стоит выбирать катушки по количеству подшипников, качественные катушки известных фирм с большим количеством подшипников будут стоить очень дорого, а китайские – дешево, если же сравнить качество тех и других подшипников, то китайские разваливаются достаточно быстро, и такие катушки прослужат вам гораздо меньше, чем более качественные катушки известных марок типа Mitchel или Shimano с гораздо меньшим количеством подшипников.
Лесоукладыватель
Дужка лесоукладывателя должна иметь жесткую фиксацию в открытом положении, иначе, на рыбалке во время заброса она может закрыться, Ваша любимая приманка оторвется и улетит в глубины облавливаемого водоема (так называемый «отстрел приманки»). Проверить фиксацию легко – откройте дужку и сильно встряхните катушку (так, как будто выполняете заброс) несколько раз.
Если дужка легко захлопнулась, то, скорее всего, такая катушка не раз Вас подведет на «поле боя». При совершении полного оборота рукояти дужка должна сама захлопнуться. Проделайте и это несколько раз, чтобы удостовериться в хорошей работоспособности.
Очень важно, чтобы при закрытии дужки леска сразу попадала на ролик, не зацепляясь за что-либо. Внимательно осмотрите поверхность перехода от дужки на ролик, на пути лески не должно быть никаких заусенцев, выступов, неровностей и тому подобных неприятностей. Ролик лесоукладывателя должен легко вращаться (даже от малейшего прикосновения).
Ручка катушки
Большинство моделей катушек оснащаются ручками, которые могут переставляться и под левую и под правую руку, но существуют такие модели, у которых ручка не переставляется, то есть она стационарно установлена на одной из сторон. И при покупке нужно быть внимательным в этом вопросе. Что касается эргономики ручки, то здесь вариантов сотни, если не тысячи – это разнообразие форм, материалов и т.п. И тут уж какие-либо советы давать бессмысленно, так как у каждого свой вкус.
А вот по воду механизма приведения ручки в транспортное положение можно сказать, что лучше брать катушку, у которой ручка складывается путем раскручивания винта. Как показывает практика, механизмы быстрого приведения ручки в транспортное положение быстро изнашиваются и в результате, образуется неприятный люфт.
Индексы
Часто, в названии катушки, можно встретить индексы (буквенные обозначения), мало кто знает, что же они означают.
FA, FB, FC в названии катушки, означает, что катушка предназначена для европейского рынка. F — обозначает для какого рынка была изготовлена катушка, в данном случае для Европы, вторая буква — поколение (модификацию) серии. Т.е. если буква А — самые ранние серии (первые), B — соответственно, более поздняя, и т.д. по латинскому алфавиту. У катушек, выпускаемых для рынка Японии, буквенных приставок нет.
Так же, в названии катушки, можно встретить такие индексы, как:
PG (Power Gear) обозначает пониженную передачу,
XG (Extra High Gear) — очень высокую,
HG (High Gear) — обозначает повышенную передачу,
S — мелкая шпуля,
DH — двойная ручка,
C — отношение катушки к предыдущему фактическому размеру (корпус, ротор).
Катушки Вы можете купить в нашем интернет-магазине.