Смысл фильма «Не дыши». Что не заметил зритель?
Фильм «Не дыши» вышел в 2016 году, и получил одобрение среди зрителей и критиков. Он собрал 3 награды в категории «Лучший фильм ужасов» в кинопремиях Golden Schmoes Awards, iHorror Awards и Сатурн. При этом он полностью окупился в прокате, собрав 155,6 млн долларов, при бюджете в 9,9 миллионов.
Не смотря на жанр, от которого обычно не ждешь ничего серьезного, он не только поднимает наболевшие проблемы американского общества, но и несет спорный смысл.
Сюжет рассказывает о трех подростках-домушниках из города Детройт. Они обчищают дома потому, что главная героиня мечтает переехать в Калифорнию, подальше от пьющих родителей, а двое влюбленных в нее парней ей в этом помогают. По ходу сюжета они узнают о одиноком слепом ветеране Ирака, чью дочь сбила некая девушка из богатой семьи, и откупилась за свое преступление. У главных героев нет ни принципов, ни сочувствия, поэтому они решают его ограбить. Но старик не растерял приобретенных на войне навыков, и уйти живым от него оказалось не просто.
Фильм построен так, чтобы зритель начал сопереживать главным героям. Ветерана представляют сумасшедшим маньяком-извращенцем в финальной сцене, когда раскрывается его страшная тайна. Чтобы избежать спойлеров, подробности раскрыты не будут, кому интересно — посмотрите сами. Но развязка оставляет после себя массу вопросов и сюжетных дыр. Невозможно, просто нереально организовать подобное одинокому слепому старику, даже при условии, что он все еще помнит уроки войны и поддерживает себя в хорошей физической форме.
Именно такое представление, как безумного извращенца, обнажает глубокую социальную проблему. А именно проблему дальнейшей судьбы отставных воинов и отношения к ним общества.
Американская газета «Statesman» в 2012 году провела полугодовое исследование и выявила, что ветераны войн Ирака и Афганистана умирают от самоубийств, автокатастроф и передозировок. Среди 266 умерших ветеранов Техаса от перечисленных причин погибло больше половины — 142 человека. С подробными цифрами и методами проведения исследования вы можете ознакомиться здесь: https://topwar.ru/19656-sudba-amerikanskih-veteranov-obratnaya-storona-medali.html
Эти люди выжили на полях сражений Ирака и Афганистана, пишут американские журналисты, но не пережили возвращения домой.
В 2014 году группа Five Finger Death Punch выпустила мощный клип на песню «Wrong Side Of Heaven», где тоже привела ошеломляющую статистику: 300 тыс. ветеранов бездомны, ежегодно 5 тыс. человек совершают самоубийство. Посыл клипа сводится к тому, что большая часть общества к ветеранам равнодушна, и в итоге бывшим боевым товарищам приходится надеяться только друг на друга.
Американское общество разделилось на несколько лагерей в вопросе отношения к военным кампаниям США. Кто-то поддерживает проводимую политику, верит в отстаивание демократии, кто-то наоборот жестко критикует. Отсюда сложное и противоречивое отношение к бывшим участникам тех боевых действий. Однако сложно представить, чтобы при таком бедственном положении собственных солдат, при стольких накопленных противоречиях в обществе, фильм о ветеране маньяке-извращенце имел бы такой успех. Ведь вызвать неоднозначное отношение к такому персонажу можно было массой разных способов, но был выбран именно такой — самый отвратительный из допустимых, чтобы не скатить фильм в окончательный треш, типа, «Человеческой многоножки».
В фильме качественная постановка, главные роли исполнили известные актеры, — в «Не дыши» все сделано так, чтобы понравиться зрителю. В таких фильмах плохо то, что истинный подтекст остается не очевидным, как скрытая антисоветчина в современных российских фильмах о ВОВ: вроде бы победили, вроде бы герои, но какой ценой, не благодаря, а вопреки. Какую реакцию вызовет подобное представление ветерана, пролившего кровь за благосостояние своих граждан? Омерзение и отсутствие сочувствия, ведь за каждым солдатом, пережившим войну, наверняка скрывается психопат и насильник.
«Не дыши»: Антон Долин о лучшем хорроре 2016 года
Кажется, Антон Долин открыл для себя лучший фильм ужасов года из всех выпущенных на данный момент в прокат.
Чудеса случаются, и даже с некоторой регулярностью. Стоит отчаяться из-за вала блеклых, предсказуемых блокбастеров и напыщенных авторских экспериментов, преследующих нас ежегодно, как вдруг из ниоткуда явится маленький независимый фильм, который даст тебе больше мыслей и чувств, чем все остальное, вместе взятое. И снял его никто, и звать никак. По жанру этот чудо-фильм в 90% случаев оказывается хоррором. В этом году — «Не дыши».
Хотя уругваец Феде Альварес все-таки не совсем никто. Замеченный продюсерами еще на этапе первых любительских короткометражек, выложенных автором в ютьюб, он был взят режиссировать новых «Зловещих мертвецов». Предсказуемым образом, результат не устроил ни фанатов классического фильма, ни публику нового поколения. «Не дыши», минималистский и самобытный проект, спродюсированный режиссером оригинальных «Зловещих мертвецов» Сэмом Рейми, кажется, кто-то на небесах перепутал местами с предыдущим полнометражным фильмом Альвареса. Ну конечно — таким должен был быть дебют, а уже потом полагалось взяться за обреченный ремейк культовой классики.
Качество фильма очевидно уже из леденящего затакта, длинного и медленного плана анонимного захолустья, где по потрескавшейся старой дорожке между пустыми домами крепкий седой мужчина тащит за волосы безжизненное тело молодой девушки. А потом, после титров, мы переносимся в начало истории.
Трое приятелей — брутальный Мани (Дэниел Зоватто, игравший в столь же ярком хорроре «Оно»), его безбашенная подружка Роки (рыжая Джейн Леви засветилась в «Зловещих мертвецах» Альвареса) и осторожничающий Алекс (Дилан Миннетт, хулиган-задира из американского «Впусти меня»), — промышляют мелким грабежом. Отец Алекса работает в фирме, поставляющей сигнализации, и хранит дома запасные ключи от домов клиентов, что существенно облегчает взлом. Однажды они узнают, что в заброшенном районе Детройта живет одинокий ветеран Ирака, ослепший в результате взрыва. Его дочь несколько лет назад погибла в автокатастрофе: за эту смерть он получил огромную компенсацию в размере сотен тысяч долларов, которую так и не потратил. Большой куш, простое дело.
Дальше начинается череда приключений, все более опасных с каждой минутой фильма, а где-то к середине превращающих криминальный триллер в настоящий фильм ужасов. Спойлер: никакой мистики не предвидится, только грубый, беспощадный реализм. Вообще, пересказать фабулу так, чтобы не испортить удовольствие от просмотра, невозможно. Поэтому придется довольствоваться очевидным. Разумеется, усыпленный грабителями ротвейлер не будет спать до самого конца фильма. Естественно, слепой старик окажется круче, чем можно было предвидеть. Воспитанный войной и личными драмами ветеран не будет церемониться с методами. И дом его окажется шкатулкой с сюрпризами — как правило, довольно неприятными.
«Не дыши» — образец минималистской драматургии, хоть сейчас в учебники. Напряжение не ослабевает, хрестоматийные приемы чередуются с неожиданно наглыми находками. У некоторых поступков и слов есть правдоподобная психологическая мотивация, а другие поданы так шокирующе, что о мотивах зритель не задумается вовсе. Все четыре персонажа убедительны и узнаваемы, хотя о старике мы практически ничего не узнаем, включая имени. Неважно. Его мимика, пластика, стратегия говорят за себя, позволяя достроить в уме недостающие компоненты пазла. Стивен Лэнг — отличный актер, на котором может держаться вся конструкция фильма. Здесь в каждом крупном плане видно, что он воспитан театром, а не только «Аватаром», где сыграл незабываемого полковника Куоритча (наверное, доживи тот до пенсии, вполне мог бы превратиться в этого решительного слепца с пистолетом).
Конечно, «Не дыши» — не только виртуозный образец жанра, но и исследование посттравматического синдрома, а заодно и притча о стране — или нет, пожалуй, целом мире, где война продолжает идти даже после того, как из зоны военных действий выведены войска. Будь то Сирия, Ирак или Вьетнам, не имеет значения: важно лишь то, что человеку войны необходим враг и победа над ним любой ценой, а предполагаемая правота в конфликте оправдывает любые средства. Тем хуже для тех, кто эту этику не разделяет. Хотя в антикапиталистическом гротеске (можно определить фильм и так) Альвареса погоня за наживой — достаточный повод вступить в войну даже для тех, кто не умеет воевать.
Нравоучительный каркас «преступления и наказания», принципиально важный для американской традиции хорроров, здесь дает трещину. Не очень понятно, с чего зрителю болеть за компанию безнравственных юнцов, решивших ограбить слабого, а не за слепого несчастного одиночку, в чей дом вторглись чужаки. Однако злорадно радоваться, когда наступает миг отмщения, тоже не получается. Оказавшийся убежденным садистом старик заражен жестокостью и смертью, его моральная правота не позволяет проникнуться к нему даже тенью симпатии.
Ужас «Не дыши» — не в сценах крайней жестокости (камера на удивление целомудренна), а в безвыходности тупика, дома с заколоченными изнутри дверьми и окнами, где столкнулись два ненавидящих друг друга врага, открывшие войну до последней капли крови. Кто бы ни победил, оба хуже. Что, парадоксальным образом, не мешает людям в зале переживать и вцепляться мертвой хваткой в подлокотники кресел. Наверное, потому, что узнать себя в одном из персонажей проще простого.
Рецензия: «Не дыши» со Стивеном Лэнгом
Три юных детройтских грабителя – девушка, у которой есть веские причины срубить куш и сбежать из города (Джейн Леви), безусловный лидер с прической гангстера (Дэниел Дзоватто) и влюбленный в девушку тихоня (Дилан Миннетт) – на свою беду решают залезть к слепому ветерану войны в Ираке (Стивен Лэнг). Все тропы хоррора указывают на то, что это плохая идея. Во-первых, он ветеран, что означает наличие всех возможных психологических травм и синдромов. Во-вторых, он живет в практически пустующем квартале на окраине Детройта, да еще и на пару с ротвейлером – значит, кроме того, что тебя там не побеспокоят лишние свидетели, никто не сможет услышать, как ты кричишь. В-третьих, он получил через суд денежную компенсацию в размере нескольких сотен тысяч долларов после того, как его дочка погибла в автокатастрофе – значит, он безутешен в своем горе, очень осторожен и вдвойне опасен. Но воришки либо никогда не смотрели фильмы ужасов, либо просто очень глупы, как того и требует жанр. Зато режиссер Федерико Альварес («Зловещие мертвецы») явно знает про жанр и саспенс очень многое и сделает так, что выжившие герои успеют позавидовать мертвым.
В написанном им совместно с Родольфо Саягесом оригинальном сценарии градус напряжения с упором на клаустрофобию и боязнь темноты повышается постепенно и умело. Сходство с другим фильмом про проникшего в дом к маньякам воришку, «Люди под лестницей» Уэса Крейвена, очевидно, но режиссер всей своей манерой признается в любви к Дэвиду Финчеру. Всё, от напускной мрачности и тревожной музыки Роке Баньоса до скользящей по темным комнатам и коридорам камере оператора Педро Луке, напоминает «Комнату страха», только с поменявшимися местами преследователями и жертвой. Это интересно еще и потому, что незрячие герои и героини всегда становились в фильмах жертвами — достаточно вспомнить самый яркий пример, «Дождись темноты» 1967 года, где над несчастной и слепой Одри Хепберн измываются залезшие в дом Ричард Кренна и Алан Аркин. У Альвареса ситуация переворачивается — универсальный солдат Лэнга может и не видит, зато он хорошо слышит, нюхает и дерется. Есть и прием, позаимствованный из «Молчания ягнят», надо признать, довольно эффектно и остроумно использованный – снятые на камеру ночного видения герои бродят, как слепые котята, в серой сепии, пока седобородый здоровяк подбирается к ним все ближе, к пущей тревоге зрителей. Объяснения этому не дается, никаких очков ночного видения в кадре не появится, но это и не важно – главное, что этот трюк отлично работает.
Однако препарировать «Не дыши» на цитаты и заимствования – последнее, что хочется делать во время просмотра. Погружение в атмосферу темного дома получается настолько полным, что в некоторых эпизодах поневоле задерживаешь дыхание, как того и требует название, и это, пожалуй, является лучшей похвалой фильму. Лэнг, не появлявшийся в интересной роли со времен «Аватара», несомненно перетягивает все одеяло на себя. К его герою в первой половине картины невозможно не испытывать жалости и сочувствия, пока сюжет не переламывается пополам нехитрым, но работающим твистом. И не стоит забывать про собачку – она здорово проявит себя. Единственное, к чему можно придраться – ненужному намеку на возможное продолжение истории, но если принять это как дань уважения Альвареса хоррорам 80-х, то на такой недочет можно спокойно закрыть глаза. По окончанию фильма поневоле вспоминается фраза из «12 стульев», «дышите глубже, вы взволнованны» — удивительный случай, когда цитата из Ильфа и Петрова идеально подходит для хоррора.
«Не дыши» (Don’t breath) / США. 2016 г., 102 мин. Режиссер: Федерико Альварес. В ролях: Стивен Лэнг, Джейн Леви, Дилан Миннетт, Дэниел Дзоватто, Эмма Берковичи. В прокате с 25 августа («WDSSPR»)
«Не дыши» (Don’t Breathe)
Рецензия на фильм
Я когда-то уже затрагивал слабые места фильмов в жанре home invasion, а теперь настал черед поговорить о проблемах всех антигеройских проектов.
Очевидный вопрос при производстве таких картин – как добиться сопереживания к антигеройским персонажам? Ведь антигерой это, фактически, тот же самый злодей, но волею судьбы выступающий на стороне условного добра. А без сопереживания к протагонисту фильм развалится от малейшего дуновения проблем. Вот и приходится создателям таких картин выкручиваться, наделяя антигероев немыслимо крутыми качествами и накачивать их харизмой так, чтобы из ушей пёрла. И всё ради того, чтобы зрители полюбили их персонажей, пусть даже они немного подонки и совсем чуть-чуть убийцы.
Но планированием зрительской реакции нужно заниматься на уровне сценария, потому что в процессе производства фильма будет уже поздно что-то менять.
Недочеты именно такого толка и преследуют картину «Не дыши». Сюжетная ограниченность жанра home invasion накладывается на проблематичность антигеройского сюжета, и вместо нормального триллера получается эдакая мрачная сказочка, которую детям смотреть нельзя (ибо кровь и жесть), а взрослым не особо интересно.
Home invasion
Но начать я хочу всё-таки с положительных моментов ленты – как ни крути, но фильм Федерико Альвареса отнюдь не так плох и ужасен, как можно подумать из моего витиеватого вступления.
Альварес – молодой и многообещающий режиссёр, и в его подаче отчётливо просматриваются свежесть и кураж. Видно, что он откровенно наслаждается постановкой даже самых проходных сцен – картинка получается очень сочная, мрачная, грязная и до отвращения притягательная. Альварес всерьёз этим заморачивается, и его усилия не пропадают втуне. По контрасту можно вспомнить унылый «И гаснет свет…», снятый предельно безжизненно и механистично. Так вот, «Не дыши» – другой фильм. Он живой и яркий. В нём есть эмоции и чертовски классные сцены.
Все проблемы картины растут из дурацкого сценария, который откровенно недоделан. Доходит до смешного: в коротком прологе фильм фактически спойлерит сам себя. Зачем было нужно такое вступление – непонятно.
И столь же грубых ошибок в сюжете хватает. Воспринимать всё происходящее всерьёз решительно невозможно. Один только слепой ветеран Стивен Лэнг чего стоит – мужик находит своих врагов по звуку, хотя за секунду до этого он стрелял из магнума в закрытом помещении.
Из магнума. В закрытом помещении.
Отдельное раздражение вызывает троица грабителей, которых можно охарактеризовать буквально двумя словами – «воистину дебилы». На ночной грабёж они идут без фонариков (только с телефончиками), они не в состоянии сломать монтировкой простейшую сортирную щеколду, да и вообще – они поражают своей никчемностью.
Мне сложно представить, кто вообще захочет переживать за эту троицу и хоть как-то ассоциировать себя с ней. Это антигерои без малейших положительных черт и без капли обаяния – тупые и жадные кретины, трусливые лузеры и полнейшее отребье. Попытки сценариста вызвать к ним жалость так и остались попытками. И если девушка может похвастаться хотя бы красивыми глазами (я серьёзно) и хорошей актёрской игрой, то у ее подельников туго даже с этим.
Но черт с ними – я бы с удовольствием посмотрел, как полковник Куорич Стивен Лэнг со смаком размазывает этих неудачников по своему подвалу, но с данным героем тоже всё непросто. Не хочу спойлерить, но в определенный момент он тоже теряет своё мрачное злодейское обаяние и превращается в дежурного маньячину, которого можно найти в любом дешевом слэшере. Этот поворот разочаровывает, а сам фильм становится воплощением нецензурной поговорки про то, как «е..ла жаба гадюку» – когда обе стороны конфликта равнозначно отвратительны, то наблюдать за их обоюдным месиловом становится просто неинтересно.
Да и вообще – ну не стоила эта история того, чтобы растягивать её на полтора часа. В ней просто не заложено столько событий, поэтому их пришлось высасывать из пальца, раз за разом чудом спасая героев, попавших в затруднительное сценарное положение. И каждый раз появление «бога из машины» выглядит всё тупее и тупее.
Я уж не говорю про невнятную концовку, которая оставляет ощущение, будто режиссёр сам не знал, что хочет сказать, поэтому он просто обрезал фильм в произвольном месте.
Но закончить обзор я всё-таки хочу на мажорной ноте. В отличие от многих других триллеров и ужастиков этого года, «Не дыши» всё-таки можно смотреть без отвращения. В этом фильме присутствует настроение и эдакая тёмная энергия, не дающая ему заглохнуть на полпути. Забавно видеть, как упадочный и словно гниющий заживо Детройт находит свою вторую жизнь в кино, становясь потрясающей съёмочной площадкой с уникальной атмосферой.
Также, повторюсь, очень хороша сама манера съёмки Альвареса – пусть во многом и подражательная, но очень стильная. Кино просто приятно глянуть – плавнейшая операторская работа, никакой тряски, изобретательные ракурсы. Для кровавого триллера это необязательная роскошь, но всегда приятно видеть профессиональную работу. Ведь лучше равняться на «Комнату страха» и «Молчание ягнят», чем на примитивные камерные хорроры а-ля «И свет погас…»
В целом, зрелище получилось строго на любителя, и фанатам жестких триллеров оно вполне может прийтись по душе. Снято здорово, звук сочнейший, постоянная движуха. Но если вы не готовы наблюдать за тем, как суровый инвалид полтора часа гоняет ссаными тряпками трёх идиотов в замкнутом пространстве, то фильм лучше обойти десятой дорогой. Вместо него можно глянуть «Тишину» – зрелище чуть более утонченное.