Китайская охота с птицами

24.09.2009 | Соколиная охота в Китае

В Древнем Китае очень рано сложилась традиция охоты с ловчими птицами. Согласно некоторым исследованиям, уже в надписях на костях домашних животных и панцирях черепах (XV – XII вв. до н.э.) встречаются упоминания о том, что ловчих птиц применяли для травли зайцев.

В Древнем Китае очень рано сложилась традиция охоты с ловчими птицами. Согласно некоторым исследованиям, уже в надписях на костях домашних животных и панцирях черепах (XV – XII вв. до н.э.) встречаются упоминания о том, что ловчих птиц применяли для травли зайцев. В «Истории династии Поздняя Хань» (25 – 220 гг. до н.э.), в гл. 64 «Жизнеописание Лян Туна», говорится, что его правнук, Лян Цзи, «питал сильную страсть к вину. Был настолько силен, что был способен натянуть тугой лук до предела, хорошо играл в облавные шашки, изучил пять-шесть азартных игр, умел играть в ножной мяч и раскладку денег, а также любил соколиную охоту и собачьи бега, лошадиные скачки и петушиные бои».

В другом месте «Истории династии Поздняя Хань», в гл. 105, «Жизнеописание Юань Шу», говорится, что в юности своей он «доблестью мало прославился, больше любил в компании таких же, как и он, отпрысков влиятельных фамилий, напускать ловчих соколов и натравливать борзых собак. Впоследствии же резко порвал со своими старыми привычками, был взят на службу в должности сяо-ляня, и несколько раз подряд получал повышение, дослужившись до правителя области Хэнань, а затем и до начальника отряда императорских телохранителей.

Выражения «соколиная охота и собачьи бега» и «напускать ловчих соколов и натравливать борзых собак» как раз и указывают на то, что в период правления династии Поздняя Хань держали ловчих птиц, умели вынашивать их и охотиться с ними.

Иногда страсть к соколиной охоте становилась для «золотой молодежи» основным смыслом жизни. Например, о некоем Ли Цзы-ляне анонимный автор эпохи Тан (618 – 907) писал в своих «Хэдун цзи»: «Необузданность в поступках и безделье были его основным занятием. Так любил охотничьих соколов, что часто опустошал свою мошну, чтобы купить еще одну перчатку с нарукавником для соколиной охоты и дорогие поводки для собак».

Такие обычаи приводили к мотовству и расточительству, к тому, что называется «увлекшись вещами, потерять волю». Неудивительно поэтому, что иногда возникала необходимость издания императорских указов, которыми такие увлечения подвергались запрету.

В «Записках о династии Хань, составленных в Восточном ските», в гл. 6, «Жизнеописание императрицы Хэ Си–дэн», говорится: «Императрица Дэн, занимаясь государственными делами, посетила императорский охотничий заповедник Шанлинь. Обнаружив там множество ловчих соколов и охотничьих собак, жестоко разбранила управляющего и приказала выпустить на волю всех соколов и всех собак».

Император Гао-цзу династии Северная Вэй (386 – 534) приказал «запретить держать соколов и ястребов». Император Вэнь-сюань-ди династии Северная Ци (550 – 560) повелел «запретить государственным чиновникам и частным лицам владеть соколами и ястребами».

Наконец, император Сюань – цзун (712 – 756) династии Тан, в день синь-вэй четвертого месяца второго года правления под девизом кай-юань (8 день четвертого месяца 714 г.) повелел, чтобы «все, кто добывает ловчих соколов и разводит охотничьих собак, то и другое немедленно прекратили». Все это является ярким примером такого рода запретов.

В эпоху, последовавшую за периодом правления династии Хань, в исторических документах часто встречаются выражения «нарукавник для соколиной охоты и повод для охотничьих собак» и «держать на нарукавнике сокола, вести на поводке охотничью собаку», которые используются для характеристики беспутного образа жизни «золотой молодежи». Например, в «Истории династии Северная Ци» (550 – 577), в гл.8, «Жизнеописание Ю Чжу», читаем: «Ю Чжу принадлежал к тем, кто любил прелестных красавиц и сладострастную музыку. Не знал удержу, развлекаясь соколиной охотой с собаками. Был настолько распущен, что считал разврат среди близких родственников любимым занятием».

В «Истории династии Сун» (960 – 1279), в гл. 9, «Записки, сделанные после низложения императора», находим такие строки: «Охотничьими собаками и верховыми лошадьми увлекался без меры, ловчие соколы были его страстью; нарукавник для соколиной охоты и поводок для охотничьей собаки всегда находились рядом с престолом и экраном за ним».

В «Истории династии Суй» (581 – 618), в гл. 80, говорится: Каждый охотник держал на нарукавнике сокола и вел на поводке охотничью собаку. Вереница всадников тянулась по дороге непрерывной цепью».

Мы видим, что словосочетание «нарукавник и поводок» – такое же устойчивое, как и «сокол и борзая». Дело в том, что в древности охотнику, когда он выходил в поле, часто помогали его охотничьи животные – соколы и борзые. Именно поэтому в древних текстах мы и встречаем эти два словосочетания – «нарукавник и сокол» и «сокол и борзая».

Начиная с династии Цин (1644 – 1911), двумя любимейшими развлечениями маньчжурской «золотой молодежи» и богачей, населявших Пекин, стало «держать охотничью собаку, натасканную на барсуков» и «развлекаться охотой с кречетом» В то время возникло даже просторечное выражение «барсучья собака и сокол», что соответствовало древнему «держать на нарукавнике сокола, вести на поводке ловчую собаку».

Что касается периода истории после династии Хань, а особенно расцвета соколиной охоты в период правления династий Тан и Сун, то для иллюстрации можно привести относящееся к этим периодам изображение, найденное в результате археологических раскопок, на котором отчетливо виден нарукавник, главное предназначение которого – предохранять руку охотника от когтей хищной птицы. В то же время нарукавник служит своего рода меткой, которая помогает соколу понять, что это – рука его хозяина, на которую он может опуститься.

В классической литературе имеется множество упоминаний о нарукавнике. Например, в сочинении «Прекрасные обычаи династии Юань», принадлежащем кисти Фу Си, говорится: «Прилетел дикий сокол, холодный ветер силен. В озябших горах все птицы погибли, лисицы и зайцы все разбежались. У меня есть свежего мяса жирный кусок, мягкая кожа, чтоб сшить из нее нарукавник, шелковый шнур, чтоб сплести из него поводок». Очевидно, что «мягкая кожа» действительно может использоваться для шитья нарукавника. Это полностью соответствует тому, что мы встречали и в ранних классических текстах.

Еще более часто для изготовления нарукавника использовалась парча. Такие нарукавники так и назывались – парчовые. Например, в сборнике «Избранные стихотворения минувших эпох», составленном в период династии Мин (1368 – 1644) Цао Сюэ-цюанем, в гл. 94, приведено стихотворение позднетанского поэта Се Пана «Доблестная молодежь», в котором читаем:

Нарукавник парчовый –
на нем сокол зеленоглазый,
В белой шубе собольей,
верхом на буланом коне,
Объехал три рынка –
нигде знакомых не видно,
Коня подстегнул
и поехал в ближайший трактир.

Словосочетание «парчовый нарукавник» встречается также в стихотворении У Цэна (дин. Сун), Юй Цзи, Ван Хуня (оба – дин. Юань) и некоторых других. В качестве примера можно привести четверостишие Цянь Луна «Сокол»:

Белые росы инеем стали – осень повеяла хладом,
Сокол фазана в жертву принес – смотрит горящим он взглядом.
В яшмовых путцах, вернулся ко мне, на нарукавник парчовый,
Но вспоминает родные места – лесом заросшие горы.

Причем, судя по стихотворениям Сюй Цзи (дин. Сун) и Гуань Ши-миня (дин. Мин), нарукавники были из красной парчи. Но иногда, видимо, для изготовления нарукавников использовалась и фиолетовая парча, как это видно из одного из стихотворений Чжан Сяня (дин. Юань). На такие парчовые нарукавники иногда наносилась и узорная вышивка, о чем мы можем судить по одной строке из стихотворения Цян Луна «Осенняя охота»:

Верхом на коне сокольничий едет, на правой руке – узорный на нем нарукавник.

Когда в соколиной охоте принимали участие дамы, то их нарукавники были украшены жемчугом. Например, в стихотворении Чжан Сяо-Сяна (дин. Сун), есть такие строки:

На жемчужном нарукавнике сидит сокол,
склонивши голову, мечтает о полете.

Но как же все-таки выглядел древний нарукавник? Из-за недостатка изобразительного материала сейчас мы еще не можем ответить на этот вопрос. На тех древних изображениях, где встречаются сцены соколиной охоты, к сожалению, нет его четкого изображения. Мы можем лишь на основании анализа иероглифа, которым обозначался нарукавник, сделать вывод, что в древности для его изготовления использовалась выделанная кожа. Также для изготовления нарукавников, как мы видели, использовалась и парча, в том числе узорная.

Лю Чжао
Перевел с китайского Владимир Самошин

Соколиная охота в Китае

В Древнем Китае очень рано сложилась традиция охоты с ловчими птицами

Согласно некоторым исследованиям, уже в надписях на костях домашних животных и панцирях черепах (XV – XII вв. до н.э.) встречаются упоминания о том, что ловчих птиц применяли для травли зайцев. В «Истории династии Поздняя Хань» (25 – 220 гг. до н.э.), в гл. 64 «Жизнеописание Лян Туна», говорится, что его правнук, Лян Цзи, «питал сильную страсть к вину. Был настолько силен, что был способен натянуть тугой лук до предела, хорошо играл в облавные шашки, изучил пять-шесть азартных игр, умел играть в ножной мяч и раскладку денег, а также любил соколиную охоту и собачьи бега, лошадиные скачки и петушиные бои».

В другом месте «Истории династии Поздняя Хань», в гл. 105, «Жизнеописание Юань Шу», говорится, что в юности своей он «доблестью мало прославился, больше любил в компании таких же, как и он, отпрысков влиятельных фамилий, напускать ловчих соколов и натравливать борзых собак.

Еще более часто для изготовления нарукавника использовалась парча. Такие нарукавники так и назывались – парчовые. Например, в сборнике «Избранные стихотворения минувших эпох», составленном в период династии Мин (1368 – 1644) Цао Сюэ-цюанем, в гл. 94, приведено стихотворение позднетанского поэта Се Пана «Доблестная молодежь», в котором читаем:

Нарукавник парчовый –
на нем сокол зеленоглазый,
В белой шубе собольей,
верхом на буланом коне,
Объехал три рынка –
нигде знакомых не видно,
Коня подстегнул
и поехал в ближайший трактир.

Словосочетание «парчовый нарукавник» встречается также в стихотворении У Цэна (дин. Сун), Юй Цзи, Ван Хуня (оба – дин. Юань) и некоторых других. В качестве примера можно привести четверостишие Цянь Луна «Сокол»:

Белые росы инеем стали –
осень повеяла хладом,
Сокол фазана в жертву принес –
смотрит горящим он взглядом.
В яшмовых путцах, вернулся ко мне,
на нарукавник парчовый,
Но вспоминает родные места –
лесом заросшие горы.

Причем, судя по стихотворениям Сюй Цзи (дин. Сун) и Гуань Ши-миня (дин. Мин), нарукавники были из красной парчи. Но иногда, видимо, для изготовления нарукавников использовалась и фиолетовая парча, как это видно из одного из стихотворений Чжан Сяня (дин. Юань). На такие парчовые нарукавники иногда наносилась и узорная вышивка, о чем мы можем судить по одной строке из стихотворения Цян Луна «Осенняя охота»:

Верхом на коне сокольничий едет,
на правой руке –
узорный на нем нарукавник.

Когда в соколиной охоте принимали участие дамы, то их нарукавники были украшены жемчугом. Например, в стихотворении Чжан Сяо-Сяна (дин. Сун), есть такие строки:

На жемчужном нарукавнике сидит сокол,
склонивши голову, мечтает о полете.

Но как же все-таки выглядел древний нарукавник? Из-за недостатка изобразительного материала сейчас мы еще не можем ответить на этот вопрос. На тех древних изображениях, где встречаются сцены соколиной охоты, к сожалению, нет его четкого изображения. Мы можем лишь на основании анализа иероглифа, которым обозначался нарукавник, сделать вывод, что в древности для его изготовления использовалась выделанная кожа. Также для изготовления нарукавников, как мы видели, использовалась и парча, в том числе узорная.

Охота с ловчими птицами

Охота с ловчими птицами, в частности соколами, имеет глубокие корни. Птиц для охоты использовали ещё во времена правления царя Саргона второго. И первое свидетельство данного факта было обнаружено археологами в ассирийской крепости.

Ими была найдена каменная плита с рисунком, на котором были изображены два охотника, один из которых птицу запускал, а другой ловил. Так же данный вид охоты был в почёте у императоров Китая и монгольских кочевников. Были знакомы с ней в Персии и Индостане. Не обошла своим вниманием соколиная охота Ближний Восток и Корейский полуостров.

В Западной Европе первое документальное упоминание о соколиной охоте относится к Хlll веку. Во — второй его половине был написан трактат «Искусство охоты с птицами». Его автором является император римской империи Фридрих Гогештауфен ll. По тем временам соколиной охотой могли заниматься только высшее сословие. И это было утверждено на законодательном уровне.

Пиком развития соколиной охоты в Европе приходится на времена правления Людовика Хlll. Охоту с птицами он устраивал практически каждый день. Состояла она из нескольких частей. Это зависело от размеров зверя, на которого шла охота. А за каждую часть охоты нёс ответственность отдельный человек. Но с развитием огнестрельного оружия охота с использованием хищных птиц пошла на спад, но всё же сохранилась. Сохранилась она и в наше время. Поклонники соколиной охоты есть как в России, так и в других странах мира.

Охотничьи птицы

Из семейства соколиных наиболее крупным является кречет. Среда охоты — воздух, земля. В природных условиях питается куропатками. Не отказывается от птиц из птичьих базаров (например, чайки) и врановых. Порой в его рацион входят и лемминги. Высота полёта кречета достигает до двух тысяч метров в высоту. А при надлежащей его подготовке способен охотиться и на крупную дичь (заяц, лебедь, журавель). В арабских странах этого хищника натаскивают на дрофу.

Балабаны. По размеру немного уступают кречету. В естественный рацион питания входят суслики и пищухи. В южных районах так же питается крупными ящерицами. Иногда может переключиться на мелких и средних птиц. При охоте над землёй, за добычей пускается в угон. Выношенный балабан может свободно охотиться на крупных птиц (гусь, дрофа) и зайцев.

Сокол-сапсан. В дикой природе питается голубями, куликами, чайками, так же в его рацион входят птицы семейства врановых и воробьиных. Охотится чеглок в воздухе. С земли нападает довольно редко. Добычей являются, чаще всего, мелкие птицы: стрижи, ласточки, иногда голуби.

Сокол Элеонор. Добычей данного вида (выношенных птиц) становятся голуби, врановые и небольшие кролики.

Дербник. Предпочтение отдаёт охоте над землёй на высоте до одного метра, но может и в воздухе. Охотится на мелких птиц.

Тетеревятник. Крупный, сильный хищник. Питается голубями, птицами семейства врановых и воробьиных. Иногда охотится на уток и чаек. Есть случаи нападения на зайцев. Подготовленный тетеревятник может подойти практически к любой охоте.

Техника охоты

Перед началом охоты ловчую птицу, прежде чем отпустить, носят на руке. Руку обязательно должна защищать перчатка из кожи или замши, иначе от острых когтей повреждений не избежать. При использовании сразу нескольких птиц для их переноса используют «клетку» — специальная деревянная рама из брусочков. Носят её, как правило, на плечах. Для того чтобы птица не улетела, её пристёгивают ремнём к перчатке. Такой ремешок называется опутенка. Изготавливается опутенка либо из ремня, либо из сукна, одевается на лапы. Ещё к лапам, или хвосту, пристёгивается бубенчик. Это необходимо, чтобы птица не затаилась с пойманной добычей. На голову птице надевают клобучки — специальные шапочки, которые закрывают птице глаза.

Достоинства птицы определяется способностью на количество ставок. Ставка — атака добычи с максимальной высоты, когда сокол, замерев, падает на жертву.

С помощью птиц травля дичи происходит двумя способами:

  1. «с руки». Данный способ используют с ястребом. Сокольник освобождает птицу, и он в тот же момент бросается на добычу;
  2. «напуском». В данном случае птица подбрасывается с руки.

Способов напуска несколько:

  • «В подлёт». При этом способе птица напускается далеко от добычи. Она летит низом, и потом нападает на добычу.
  • «Вверх». Охотник подлетает к жертве, поднимается выше её, и нападает на неё, делая ставки. Данный способ подходит только с использованием соколов, кречетов и балабанов. Его используют охотясь на гусей и ворон, грачей и коршунов.
  • «С верха». В этом случае птицу отпускают над местом травли, а затем поднимают добычу. Добыча поднимается людьми или собаками, подойдёт даже барабанная дробь. После этого птица начинает охоту, нападая на дичь сверху, либо делая ставки, так же может травить
  • «В угон».Этот способ подойдёт при охоте на птиц: уток, куропаток, так же бекасов и дупелей, ещё ворон, галок и вальдшнепов; кроме того можно охотиться на зайцев и кроликов.

Жертву сокол бьёт когтями. Лапы у этой птицы обладают большой силой, а когти настолько острые, что при ударе может перебить шею утки пополам. Пойманная добыча забирается при помощи вабила. Вабило — кусок мяса, к которому подвязывается одно или два крыла. Подмену нужно производить так, чтобы он (сокол) подмену не заметил. Кроме того, вабило, применяется в случае промаха ловчей птицей. В этом случае его привязывают к верёвке, и сокольник начинает им размахивать.

Как ведут себя птицы на охоте, некоторые особенности

Крупные птицы: кречет, балабан и сапсан. Эти хищники нападают стремительно и могут развить скорость до 200 километров в час. Для поражения выбранной жертвы используются не только когтистые лапы, но и масса всего тела. Если добыча появится при полёте птицы на большой высоте, то она круто пикирует и настигает жертву. Если добыча затаилась, сокол её поднимает, пролетая над ней на большой скорости. После этого хищник взмывает вверх и настигает жертву. Если птицы охотятся в паре, то один поднимает добычу, второй находится в воздухе, выжидая момент для атаки.

Соколиная охота — это, прежде всего наслаждение красотой полёта птицы, стремительностью её атак. А как приятно греет душу количество трофеев, которое несравнимо при охоте традиционным способом.

Смотрите видео Охота с ловчими птицами

Читайте также:  Лучшие фирмы костюмов для охоты
Оцените статью
Adblock
detector