Репутация: -6 Зарегистрирован: 02.12.2008 Сообщения: 27 Откуда: татарстан
Добавлено: 04.12.2008, 14:53 Заголовок сообщения:
задам такой вопрос, тема сразу заглохнет.бывал на сайте мотолодка.про вас забудут тут же.и тд.и тп. ваш сайт понравился .СПАСИБО НАВЕРНОЕ МОДЕРАТОРАМ.потому что муромы этого сайта поддержали(отдельное спасибо). и откликнулись, жалко только они ,а не те у кого эта лодка.есть фоты, пробы,работа по восстановлению ,чем могу помогу.есть опыт в использование пвх-стингрей-360+сузуки-15 плюсы и минусы.теперь дюраль -осознано.И именно казанка-м.(в простонародье «МЕТЛА»)займусь лодкой ,весь процес предоставлю на фото.сегодня практически закончил удлинение прицепа под метлу.и перехожу к лодке.КСТАТИ Я ОТ ТУДА ГДЕ ИХ ДЕЛАЛИ И ДО СИХ ПОР ДЕЛАЮТ 5М-4 на них есть практически все запчасти. _________________ пвх-стингрей-360.казанка-м.сузуки-15.
Ну вот и прекрасно, оставайтесь будете спецом по Казанкам с булями. И я так и не понял, что предопределило Ваш выбор. Мне казалось Казанка не сильно устойчива на воде. _________________ Пытаюсь научится не спорить с идиотами, иначе опускаюсь до их уровня и они меня давят своим опытом. . Stingray 192 CRS alfa one 4.3L Бриг Динго 330 + тохатсу 9.8
Так как имею Южанку ,но руки все не доходят, мне нужна накладка на нос в килевой части , ну вобщем та которая протирается от резвых вылетов на берег. Звонил по конторам тюнинговым говорят «везите лодку прокатаем ,проклепаем,а так не продают . Хто чего подскажет. _________________ Нэвсэрэмось!
Вернуться к началу
saracin Бывалый Матрос
Репутация: -6 Зарегистрирован: 02.12.2008 Сообщения: 27 Откуда: татарстан
Добавлено: 04.12.2008, 17:52 Заголовок сообщения:
merlord писал(а):
Ну вот и прекрасно, оставайтесь будете спецом по Казанкам с булями. И я так и не понял, что предопределило Ваш выбор. Мне казалось Казанка не сильно устойчива на воде.
согласен на 100% .не устойчива при скольки баллах?(ха-громко сказано)когда волна уже больше 1-м рыбалка на спин уже бесполезна .ответ на вопрос :1-вместимость кокпита,(3+1на носу.попроуйте найти бюджетную лодку с такими качествами.)2-дешевизна.3-при не плохой погоде ходовые качества не плохие.
igor 67 писал(а):
Так как имею Южанку ,но руки все не доходят, мне нужна накладка на нос в килевой части , ну вобщем та которая протирается от резвых вылетов на берег. Звонил по конторам тюнинговым говорят «везите лодку прокатаем ,проклепаем,а так не продают . Хто чего подскажет.
смотря какая протертость.есть несколько вариантов.сфоткай, вставь.так будет понятней.бюджетный- сделай сам.знаю где фотки ,именно делали эту накладку на такой лодке.надо будет пришлю ссылку.можно срезать от более мощной лодки приложить и заклепать.
Казанка с булями тюнинг для рыбалки
Репутация: -6 Зарегистрирован: 02.12.2008 Сообщения: 27 Откуда: татарстан
Добавлено: 04.12.2008, 14:53 Заголовок сообщения:
задам такой вопрос, тема сразу заглохнет.бывал на сайте мотолодка.про вас забудут тут же.и тд.и тп. ваш сайт понравился .СПАСИБО НАВЕРНОЕ МОДЕРАТОРАМ.потому что муромы этого сайта поддержали(отдельное спасибо). и откликнулись, жалко только они ,а не те у кого эта лодка.есть фоты, пробы,работа по восстановлению ,чем могу помогу.есть опыт в использование пвх-стингрей-360+сузуки-15 плюсы и минусы.теперь дюраль -осознано.И именно казанка-м.(в простонародье «МЕТЛА»)займусь лодкой ,весь процес предоставлю на фото.сегодня практически закончил удлинение прицепа под метлу.и перехожу к лодке.КСТАТИ Я ОТ ТУДА ГДЕ ИХ ДЕЛАЛИ И ДО СИХ ПОР ДЕЛАЮТ 5М-4 на них есть практически все запчасти. _________________ пвх-стингрей-360.казанка-м.сузуки-15.
Ну вот и прекрасно, оставайтесь будете спецом по Казанкам с булями. И я так и не понял, что предопределило Ваш выбор. Мне казалось Казанка не сильно устойчива на воде. _________________ Пытаюсь научится не спорить с идиотами, иначе опускаюсь до их уровня и они меня давят своим опытом. . Stingray 192 CRS alfa one 4.3L Бриг Динго 330 + тохатсу 9.8
Так как имею Южанку ,но руки все не доходят, мне нужна накладка на нос в килевой части , ну вобщем та которая протирается от резвых вылетов на берег. Звонил по конторам тюнинговым говорят «везите лодку прокатаем ,проклепаем,а так не продают . Хто чего подскажет. _________________ Нэвсэрэмось!
Вернуться к началу
saracin Бывалый Матрос
Репутация: -6 Зарегистрирован: 02.12.2008 Сообщения: 27 Откуда: татарстан
Добавлено: 04.12.2008, 17:52 Заголовок сообщения:
merlord писал(а):
Ну вот и прекрасно, оставайтесь будете спецом по Казанкам с булями. И я так и не понял, что предопределило Ваш выбор. Мне казалось Казанка не сильно устойчива на воде.
согласен на 100% .не устойчива при скольки баллах?(ха-громко сказано)когда волна уже больше 1-м рыбалка на спин уже бесполезна .ответ на вопрос :1-вместимость кокпита,(3+1на носу.попроуйте найти бюджетную лодку с такими качествами.)2-дешевизна.3-при не плохой погоде ходовые качества не плохие.
igor 67 писал(а):
Так как имею Южанку ,но руки все не доходят, мне нужна накладка на нос в килевой части , ну вобщем та которая протирается от резвых вылетов на берег. Звонил по конторам тюнинговым говорят «везите лодку прокатаем ,проклепаем,а так не продают . Хто чего подскажет.
смотря какая протертость.есть несколько вариантов.сфоткай, вставь.так будет понятней.бюджетный- сделай сам.знаю где фотки ,именно делали эту накладку на такой лодке.надо будет пришлю ссылку.можно срезать от более мощной лодки приложить и заклепать.
Лодка «Казанка»: история развития и характеристики
Лодка «Казанка» — лёгкое моторное судно, корпус которой изготовлен из авиационного дюралюминия (высокопрочный сплав алюминия с магнием, медью и марганцем). Маломерное моторное судно «Казанка» самая распространённая отечественная модель лодок с подвесным мотором.
За весь период выпуска лодок на Казанском авиазаводе имени Горбунова, модели «Казанка» с 1955 по 1977 годы было произведено свыше 200 тысяч единиц. Всего выпускалось 6 вариантов плавательного средства серии «Казанка».
Маломерный флот предназначался для охоты и рыбалки, в качестве туристического и прогулочного плавательного средства. Лодка использовалось на спокойных небольших реках при умеренном волнении. При перегрузке или сильном волнении воды, лодка теряет устойчивость и склонна к перевороту, о чем свидетельствует большое число трагедий связанных с лодками «Казанка».
Самые последние модели лодка «Казанка М» и лодка «Южанка» были усовершенствованы. В целях увеличения показателей остойчивости (способность плавучего средства оставаться на плаву под воздействием внешних факторов), запаса плавучести и непотопляемости были установлены бортовые наделки (були).
Недостатки
Низкая степень остойчивости на полном ходу
Заливание брызгами
Жесткий ход
Недостатки конструировани
Фото лодки Казанка:
Недостатки моторной лодки
Хоть корпус у Казанки 5м4 сделан из листов из алюминиевого сплава, но все соединения, стыки и скобы стальные. Когда лодка новая и крашеная, проблем с этим никаких нет, но со временем краска сходит и вся сталь начинает активно ржаветь. Ежегодно осень, перед постановкой лодки на зимнее хранение, весь корпус нужно тщательно осматривать, убирать появившуюся ржавчину, подкрашивать, в общем проводить техническое обслуживание иначе через 2-3 года вы не узнаете свою «Казанку». Так же очень не рекомендуем выходить на морскую воду если корпус вашей лодки имеет непрокрашенные части или уже где-то поселилась ржавчина. Соленая вода в разы увеличивает скорость коррозии.
Второй ощутимый недостаток — это выносной кронштейн для крепления лодочного мотора. Его конструкция такова, что мотор очень часто заливает водой при среднем волнении, что выводить систему его зажигания из строя.
История и цели создания
В послевоенные годы произошел прорыв в индустриализации. Заводы ориентировались уже не только на оборонную промышленность, но и начали выпускать товары для граждан.
Первые моторные глиссеры производились на авиастроительном заводе, так как дюралюминиевый сплав, характеризующийся легкостью, прочностью и устойчивостью к коррозии, обрабатывался и штамповался только на специальном оборудовании. В 1955 году Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова впервые представил миру мотосудно из Д16, выпускаемое массовой серией по всему СССР. Это появление было настолько своевременным, что конкурентов у судна не было еще в течение 10 лет. Серийная модель была хороша пониженной чувствительностью к увеличению нагрузки, ей требовалось немного усилий для вывода в глисс, а в моторах, мощностью более 15 л. с, она не нуждалась.
Видео лодки Казанка:
В процессе ее освоения пользователями, выяснилось, что имеется масса серьезных недоработок.
Самый ощутимый — небольшой коэффициент остойчивости на полном ходу. Как оказалось, в этом случае моторный транспорт имел недостаточную осадку, и при повороте имел свойство переворачиваться. Дополнительным фактором, усиливающим эффект, стал изгиб боковых стенок внутрь. Дошло до того, что в 1970-х поездки на данном плавсредстве были запрещены на большинстве водоемах
В оверкиле, вследствие непродуманного распределения гермоотсеков, судно принимало вертикальное положение и мотор портился
Конструкторы не потрудились сделать брызгоотбойник, поэтому происходило заливание кокпита водой от брызг
Жесткий ход из-за перегрузок глиссирующего плоского днища приводил к ослаблению клепок
Перечисленные недостатки стали ступенью к новой, усовершенствованной версии и дали начало лодочному модельному ряду, который выпускался до 1978 года. В зависимости от строения и оборудования существует много конструкций казанок промышленного производства, а также доработанных мастерами–любителями. За весь период существования данной мотолодки во всех ее версиях было произведено больше, чем 200 тысяч торговых единиц.
Сравнение «Казанки» и «Южанки»
Применение булей в «Южанке» повлияло не только на технические параметры лодки, но и на её внешний вид. Вес изделия по сравнению со своим прототипом стал больше на 7,5 килограмм, при этом снижение её скорости стало незначительным. При непосредственном сравнении лодок, проведённым на то время, использовались два мотора: «Вихрь» и «Москва».
В результате было установлено, что лодка «Южанка» проигрывала по скорости в среднем три процента. Например, при нахождении в лодке с мотором «Вихрь» пяти человек её скорость достигала 26,5 км/ч, а её родоначальницы 30 км/ч. При установке мотора «Москва» соответственно 12 км/ч и 13 км/ч.
Для наглядности основные технические характеристики лодки «Южанки» и «Казанки» удобнее рассматривать в виде таблицы:
Параметры
«Южанка»
«Казанка»
Ширина, м:
максимальные
1,24
1,23
по нижней части без булей
1,2
1,2
по нижней части с булями
1,575
Длина, м:
4,67
4,67
Наибольшая высота боков, м:
0,685
0,683
Вес без мотора, кг
145
137,5
У обеих моделей грузоподъёмность достигает 400 кг, а допустимая мощность двигателя не превышает 25 л. с. Установка булей положительно повлияла на поведение мотолодки при небольшом ветре и волне. В середину судна, изготовленного Черноморским судостроительным заводом, при почти полной загрузке попадало незначительно воды во время её волнения в два балла. При изучении остойчивости на один борт лодок давалась нагрузка равная 340 кг в результате у «Черноморца» высота надводного борта составляла 55 мм, а у «Авиаторов» 25 мм, и это всё при весе в 267 кг.
По уверенности размещения на воде безоговорочным лидером стала «Южанка». Черноморцы использовали рифлёное днище и палубу, что позволяло увеличить остойчивость судна, и не скользить по палубе при перемещении. При заполнении её трюма водой она оставалась непотопляемой даже при нахождении на ней трёх человек, в то время как её конкурент тонул сразу при попытке перемещения по её кокпиту.
После того как было установлено что применение булей увеличивает безопасность использования лодки, точно такую же конструкцию получило изделие с названием «Казанка-М». В то время филиал Казанцев Горьковский авиазавод стал выполнять днище из штамповки, причём сразу с реданами. На то время их продукция считалась самой надёжной и устойчивой на воде, особенно при резких поворотах. Эти лодки делались по государственному заказу и в свободную продажу не поступали. Непосредственно же Казанцы, делали свою продукцию с плоским дном и палубой.
В 1978 году выпуск этих двух моделей был официально прекращён. В первую очередь это было связано с появлением мощных моторов, которые при установке на судна переворачивали их при развитии большой скорости.
Таблица характеристик
Основные характеристики моторки, в сравнении со следующими ее модификациями, выигрывают в весе, остаются на равных условиях в грузоподъемности и вместимости, но проигрывают в мореходных качествах.
Длина наибольшая, м
4,63
Ширина наибольшая, м
1,24
Высота борта на миделе, м
0,68
Угол килеватости днища на транце
4°
Масса с оборудованием и снабжением, кг
138
Грузоподъемность, кг
400
Пассажировместимость, чел.
4
Материал корпуса
Д16
Мореходность (высота волны), м
0,2
Обзор модели 6М
К концу 1989 года завод представил новую линейку Казанок 6М. днище сделали плоское с подъемом у носа. Модель 6М легкая, но все также вместительная. 6М заинтересовала многих охотников и рыболовов за ее легкость в весе и управлении, невысокой стоимости и за достаточно прочный корпус.
Технические характеристики Казанка 6М:
габариты по д/ш/в – 4,4/1325/0,45 м;
вес мотолодки 82 кг;
максимальная грузоподъемность 0,3 т;
разрешенная мощность мотора 12 л.с.
численность пассажиров –3 человека.
Внешний вид и особенности конструкции
Лодка казанка имеет довольно неплохие технические характеристики. Корпус обшит клепаным способом 1–миллиметровыми листами из дюралюминия по бокам и на палубе, дно имеет 1,8 мм. В местах соединения металлических листов проложена тиоколовая лента, которую применяют в авиационной промышленности, выполняющая роль герметика.
Плоское днище, совмещенное с остроскулыми обводами, как правило, приводит к возникновению ощутимых ударов при поездке на волне. Даже если она будет умеренной, водитель вынужден сильно уменьшать скорость, во избежание повреждений конструкции из дюралюминия. Толщины Д16 недостаточно для того, чтобы выдерживать подобное дельфинирование. В остальном, сплав дает такие положительные качества лодке казанка, как: легкий вес, способность сопротивляться ржавчине и увеличенная прочность. Проблема всех плавсредств, изготовленных клепаной конструкцией — клепки ослабляются и могут создать потенциальную возможность разгерметизации. Наблюдались случаи поломки носовых шпангоутов у судов с таким строением.
Форпик разделен на две части: герметичный блок, заполненный воздухом, и отсек для хранения багажа во второй переборке, с запирающейся на замок дверцей. В отсек плавучести, обеспечивающий непотопляемость водного транспорта, есть доступ благодаря люку, не пропускающему воду. На палубе положены деревянные настилы. Бока укреплены продольными реданами. На линии соединения бортовой и днищевой обшивки нет брызгоотбойника, что доставляет неудобства тем, кто находится в катере. Высоты борта недостаточно для их защиты, и в дальнейших моделях, она увеличится до 80 см.
Транец не самоотливной формы, усилен бакелитовой фанерой, рассчитан на один двигатель. Маломощные ПМ весят поменьше и транцевая плита их держит хорошо. Угол килеватости провоцирует разбрызгивание воды из–под катера, что, в свою очередь, приводит к накоплению ее в подмоторной нише и усложняет управление. В дальнейших линейных экземплярах килеватость повышена до 7°, но затем снижена до 5°.
Обзор модернизированных конструкций
Сразу после выпуска первой модели продолжались разработки по усовершенствованию изделия. Так, через три года появилась лодка с индексом два. Она отличалась как повышенной мореходностью, так и вместимостью. В качестве материала для изготовления использовался дюралюминий, а сам корпус выполнялся на заклёпках. На днище располагались зиги, выполненные штамповкой. Кормовая скула обзавелась увеличенным подъёмом, а шпангоуты – килеватостью. На лодке мог устанавливаться мотор силой до 50 л. с. Она с лёгкостью преодолевала волны до 0,8 метра не зарываясь на ходу, и на её палубе одновременно могли находиться до восьми человек. Скорость с мотором «Вихрь 30» развивалась до 39 км/ч (с двумя людьми).
Модернизированная конструкция 2М до 1977 года была самой большой мотолодкой. Её корпус был усилен десятью шпангоутами и обшит тонкой гофрой. Использование форпика в кокпите с объёмом чуть менее 390 литров обеспечивал ей непотопляемость. В лодку были добавлены два закрытых багажника: один на носу, а другой на корме. Судно комплектовалось шестью сиденьями из водоотталкивающей ткани, с возможностью трансформации в два спальных места.
Особенностью технических характеристик лодки «Казанка 2М» стала возможность установки автомобильного мотора, что приводило к повышению качества мореходства и надёжности изделия в целом. Существенным недостатком для всей второй серии была подверженность электрохимической коррозии в результате использования стальных элементов, а также выносное расположение двигателя, что вело к заливанию его водой.
Конкуренция в судостроении требовала повышение комфортности и мореходности, в результате чего в 1972 году была выпущена мотолодка «Казанка-5». Двигатель, устанавливаемый на неё, не мог превышать 30 л. с. Для улучшения глиссирования обводы корпуса выполнялись небольшой килеватостью дна с заострённой носовой кормой. Такие доработки повлекли улучшения хода судна и небольшой дифферент, но в то же время вызывали зарыскивость при врезании в волну. Непотопляемость достигалась размещением пенопласта под кормой палубы и носа. Её характеристики были следующими:
габариты: 4,6х1,65 м,
килеватость днища: 8,5°,
общая масса: 190 кг,
грузоподъёмность: 400 кг,
пассажировместимость: 5,
допустимая мощность мотора: 60 л. с.
Модификация 5М имела усиленный выносной транец с максимальной мощностью двигателя до 55 л. с. Но случай, произошедший во время гонки на кубок издания «Катера и Яхты», при котором транец лодки оторвался вместе с мотором, привёл к выпуску модификации 5М2. В ней двигатель располагался на транце с обычным рецессором, а в 5М3 уже был подкреплён к корпусу. Дальнейшая эксплуатация лодок этой серии выявила не удачность конструкции обводов, приводящая к частым перекидываниям лодок. Поэтому в 1989 году появилась модель 5М4. Судно не изменило размеры, но обводы были поменяны на выпукло-килеватую форму с углом 8.5°.
Оборудование и комплектация
Самые первые моторные лодки из серии Казанка не были оснащены ветровым стеклом. Их изготавливали и монтировали обладатели плавсредств своими силами, по мере необходимости. Собственноручное остекленение можно выполнить, изготовив рамку нужной формы из нержавеющей трубы. Сгибают ее в трубогибе, засыпав сухой песок в середину, а концы закрыв деревянными затычками. Затем вырезают стекло по размеру и вставляют в окантовку. Последний штрих — монтируем на место при помощи заклепок.
В комплекте с мотосудном шли 2 деревянных весла с уключинами, и одно кормовое, из того же материала. Слани, в количестве 3 штук, покрывали все обитаемое пространство палубы. На случай ремонта прилагалась особая «аптечка»: пластина из Д16, уплотнительная лента и запас заклепок.
Комплектация
Существовало четыре комплектации «Казанки 5м4».
Комплектация №1
Комплектация №2
Слани — 13 шт.
Ветровое стекло — 1 комплект
Окантовка остекления — 1 комплект
Складные кресла — 2 шт.
Комплектация №3
Слани — 13 шт.
Весла — 2 шт.
Ветровое стекло — 1 комплект
Тент складной — 1 комплект
Дуги тента — 1 шт.
Мягкие подушки кресел — 1 комплект
Бортовые огни — 3 шт.
Комплектация №4
Комплектация №3 + дополнительно по заказу покупателя возможность установки:
Осушительная помпа,
Комплект электрооборудования,
АКБ с включателем массы,
Современное рулевое дистанционное управление,
Спасательное снаряжение,
Встроенный топливный бак с аксессуарами,
Современный ПЛМ.
Обитаемость
Мотолодка модификации Казанка удобна для спокойных прогулок. Ночлег в ней затрудняется сравнительно маленькой шириной кокпита — 1,24 м. Учитывая, что вместимость глиссера 4 человека, все они не имеют возможности одновременно расположиться в нем для сна.
Места для хранения личных вещей и инструментов предусмотрено недостаточно. Обладателям приходится самостоятельно мастерить шкафчики по бокам бортов для устранения проблемы.
Габариты: ширина, длина — позволяют удобно разместиться на двух передних жестких сиденьях и задней деревянной скамье 4 пассажирам. Рыбалка с катера в спокойную погоду доставит массу удовольствия участвующим, так как остойчивость на стоянке вполне приемлемая.
Корпус
Отличная мореходность моторной лодки (за что её и полюбили многие рыбаки и охотники в нашей стране) обеспечивается за счет большой килеватости корпуса, которая достигает 8,5 градусов, а также наличием в носовой части лодки скулы с брызгоотбойником.
Основной материал изготовления корпуса — дюралюминий Д1АТ, листы соединяются методом клёпки. Есть запалубленная носовая часть с крышкой, в которой расположился герметичный отсек-багажник. Во время рыбалки его часто используют в качестве дополнительного места. Может и не совсем удобно, зато никому не мешает при забросе.
Сам корпус состоит из поперечного силового набора — девяти шпангоутов, листов обшивки, продольных ребер жёсткости и подкреплявших элементов. Бортовые листы с днищем соединяются скобами, которые в свою очередь выступают в роли брызгоотбойников. Корпус грунтованный, покрывается водостойкой краской. Прочность у него хорошая, можно не бояться вытаскивать лодку на каменистый берег и идти поперек волн на скорости 30-40 км/ч.
Есть и блоки плавучести, которые обеспечивают необходимый запас плавучести и аварийную устойчивость лодке. Расположены они равномерно по всему корпусу. Даже полностью залитая водой Казанка 5м4 остается на плаву.
Перевозка лодки
Параметры лодки Казанка делают ее слишком громоздкой для транспортировки на крыше автомобиля. Поэтому необходимо приобрести или изготовить своими руками специальный лодочный прицеп. При покупке данного приспособления следует следить за тем, чтоб подвеска была с должной степенью аммортизации. В противном случае, в процессе перевозки, возможны поломки транца, дна и даже машины.
Не рекомендуется возить двигатель в верхнем откинутом состоянии, так как создается слишком большая нагрузка на транец. Если нет другого выхода, желательно подложить деревянный брусок под ПМ, подходящий по размеру.
Тенты для лодок «Казанка»
Первоначально тенты для лодок «Казанка» не были предусмотрены. В настоящее время появилась возможность приобретения различных защитных тентов для всех модификаций мотолодок «Казанка».
Материалом может служить брезент, палаточная ткань или полиэстер с акрилом.
В базовой комплектации тента для маломерного флота предусмотрены:
несколько прозрачных вставок;
металлические или пластиковые дуги для крепления тента к корпусу судна;
до 10 вариантов трансформации с несколькими входными люками;
чехол для тента
Непотопляемость
Главное отличие лодки Казанка от последующих двух моделей — низкая степень остойчивости. Непотопляемость обеспечивал блок плавучести в форпике с воздушной подушкой. Однако, на полном ходу кормовая часть корпуса заливалась водой и становилась тяжелее. По причине маленькой высоты бортов судно было очень неустойчиво при выполнении маневров или поворотов и уходило в оверкиль.
Исправить ситуацию помогала установка наделок булей или фальшборта. Они представляли собой водонепроницаемые, пустые внутри, детали из АМг 5. Их крепили к обеим сторонам кормы, на таком расстоянии от скулы: 160 мм на транце и 180 мм в носу. Совместный объем двух булей — 52 литра. Более поздние экземпляры были заполнены изнутри пенополистиролом. Дополненная таким образом, мотолодка становилась шире в задней части до 2 метров. Это значительно увеличивало ее непотопляемость.
Тюнинг для лодок «Казанка»
Владельцы тюнингуют лодки «Казанка» исходя из своих предпочтений к комфорту и назначения плавсредства:
в качестве защитного покрытия корпуса лодки от износостойкости и сохранения клёпочного соединения покрывают средством «Line-Х» толщиной 2,5-3 мм;
тюнинг лодки «Казанка» так же заключается в цветовом оформлении, его можно выбрать по своему предпочтению, но чаще раскрашивают в хаки;
внутри салон обшивают фанерой;
для запуска мотора от аккумулятора оснастку лодки дополняют электрооборудованием;
внутри кормовой части устанавливают дополнительную ёмкость для топлива;
заменяют сидения на съёмные поворотные кресла;
дополняют сигнальной мачтой.
Ходовые качества
В технических характеристиках заводского паспорта лодки Казанка имеются рекомендации не совершать поездки при волнении 2 балла и выше. Мореходные качества катера недостаточны, поэтому выход разрешен в просторы рек, большие или маленькие озера и водохранилища.
Эксплуатация моторок допускается при удалении от береговой линии, не заходя далее 1500 м. При 10–15 км/ч мотобот хорошо управляем, имеет легкий выход в глисс без дополнительного оборудования. Максимальная скорость плавсредства с «Москвой» — 25 км/ч.
Модернизировать мотосудно с целью увеличения его скорости можно по–разному. Первый вариант — установка подводных крыльев. С ними глиссер разгоняется вдвое быстрее при полной загрузке. Исследования показали, что данные улучшения помогают свободно идти по волнам, высотой до 30 см. Крылья вырезают из металлической трубы: делают из ее кусков полосы, придают им необходимую форму, сваривают и крепят болтами к корме, иногда к носу. В 60-е годы крыльевые устройства изготавливали с откидным механизмом и разделяли их на плоские, V–образные и трапециевидные. Днище при глиссировании с крыльями идет над поверхностью воды, лишь малая часть корпуса мотосудна остается в воде, соответственно, расход топлива становится меньше.
Таблица скоростей
Скорость под ПМ
С полной нагрузкой, км/ч
Максимальная, км/ч
«Москва» (10 л. с.)
12
25
«Вихрь» (20 л. с.)
30
37–40
Нептун-23
45
Yamaha 30
55
Yamaha 20
40
Tohatsu 9
20
Mercury 15M
36
Honda BF20
37
На волне
Как указывалось выше, при волнении глиссер ведет себя неустойчиво, угрожая перевернуться. Исправить положение помогают були и подводные крылья, восстанавливая недостатки конструкции.
На мотобот могут устанавливаться 2 паруса, совершенно меняя его гидродинамику. Площадь их вкупе не должна быть более 7 м2. Для этого нужно добавить руль, киль, грот и латы для поддержки задней шкаторины. Мачта ставится непосредственно за переборкой отсека в форпике. моторка даже может идти под определенным углом к ветру.
Кокпит
Казанка 5м4 получила просторный и эргономичный кокпит. Компоновка автомобильного типа с левым расположением органов управления. Для защиты от брызг есть двухсекционное органическое ветровое стекло. Дистанционное рулевое управление тросовое. В комплект входит всё необходимое для подключения подвесного лодочного мотора типа «Вихрь» или «Нептун».
В кокпите есть два съемных, складных кресла. Они каркасные и сделаны из стальных труб. Спинка и основание сделаны из фанеры. Для удобства предусмотрены мягкие трехсекционные подушки с лямками, которые одеваются на спинку кресла. Изначально такие подушки обшивались плащ палаткой, а в последнее время дермантином.
Для ночлега, кресла снимаются и убираются в багажник. Подушки расстилаются поперёк кокпита и в итоге получается аж три спальных места.
Некоторые комплектации предполагали наличие складного тента и сигнальной мачты. Тент состоит из дуг и полотна. Дуги, соответственно, крепятся к корпусу. Полотном кокпит закрывается полностью. Получается съемная каюта с боковыми стеклами и задним карманом. Сигнальная мачта крепится на кронштейн ветрового стекла.
Тюнинг
О тюнинге первой вариации можно написать несколько томов книг. Исходя из конструктивных недостатков, хозяева изгалялись, как могли. Доработки в виде наделки булей, подводных крыльев, монтирования ветрозащитной системы и фальшборта были только разогревом. Умельцы додумались до оснащения глиссера парусами. Переделка своими руками подмоторного отсека, кокпита и панели управления для максимального удобства выполняется почти каждым капитаном, об этом подробно расписано на специализированных сайтах.
Под мотором
Мотобот предназначен для использования одного подвесного мотора. 10–сильная «Москва» позволяла разгоняться от 12 до 25 км/час, «Вихрь» 20 л. с. ускоряет движение почти вдвое. Эти показатели выше, чем у ее предшественницы, благодаря доработкам и наличию бортовых накладок.
Установка более мощных ПМ создает опасность переворота, поскольку обводы рассчитаны на определенную нагрузку. В заводском паспорте допускается применение любого подвесного двигателя до 25 л. с.
Историческая справка
Гигант отечественной промышленности, в советские годы задавал тон водно-моторной жизни. Судно стало первой «народной» мотолодкой. Именно его предлагали магазины. До появления катера «Казанка» массового рынка пассажирских плавательных судов в СССР просто не существовало. Важно! Название стало нарицательным, сегодня его нередко пишут с маленькой буквы и без кавычек – казанка. Через похожий лингвистический процесс прошёл парацетамол. В свою очередь, модель серии «М» именуют как казанка-метла. Первый экземпляр сошёл с конвейера Казанского авиационно-производственного объединения имени С. П. Горбунова в 1955. Новинка настолько сильно пришлась по душе отечественной публике, что спрос значительно превысил предложение и это при повышенных объёмах производства (свыше 2000 моделей в месяц).
Показатели продаж держались на верхней планке довольно долго, но лидерство в отрасли было утрачено после появления двадцатисильного «Вихря». Мотор продемонстрировал, что лодка небезопасна на относительно больших скоростях (10 л. с.). В отдельных регионах государственные структуры даже выдали запрет на совместное использование «Казанки» и «Вихря».
Конструкторы завода попытались разрешить эксплуатационную проблему при помощи бортовых наделок-булей, а также за счёт внедрения дистанционного управления, но этих мер оказалось недостаточно. Разрыв с уровнем продукции других мостостроителей был слишком велик для того, чтобы исправить всё только незначительными модификациями.
В результате появилась пятиметровая и шестиместная «Казанка-2». С конвейера КАПО она начала сходить в середине 70 годов. Мореходность новинки была на порядок выше предыдущей модели. Возможность совместного использования с моторами мощностью до 50 л. с. сумела переломить ситуацию на рынке в пользу авиазавода им. Горбунова. Но окончательно она стабилизировалась после появления «Казанки-5», на которую разрешали ставить два мотора с общей мощностью до 55 л. с., и её последующих модификаций.
В 90-е гг. производитель, как и остальная страна, столкнулся с серьёзными трудностями. Возобновление сборки пришлось на 1997, но объёмы были далеки от прежних. Для сравнения: в 80-е за год выпускалось до 5000 штук, а после перерыва – только несколько сотен в месяц.
Тесты на скорость
Результаты тестирования моторной лодки Казанка 5м4 с разными моторами и с разной загрузкой.
Лодочный мотор
Загрузка
Макс.скорость (км/ч)
Yamaha 40 XWS
1 человек + вещи
50
Yamaha 60 4-х тактный, винт 11
2 человека + вещи
45
Suzuki DF 70 ATL, винт 19
2 человека
74
Honda BF 50
5 человек
48
Yamaha 30 2-х тактный
1 человек
52 (по течению)
Suzuki DF 50, винт 13
2 человека + вещи
55
Yamaha 40 XWS
2 человека + вещи + тент
45
Honda BF 50, винт 15
3 человека + вещи + тент
50 (по течению)
Mercury 60, винт Michigan Ballistic 10-1/8 шаг 15
2 человека + вещи
48
Характеристики
Первая версия лодки «Казанка»
Изначальная версия лодки «Казанка» могла вмещать до 400 кг. Это эквивалентно четырем взрослым людям и рыболовной экипировке. Но удить можно было не дальше, чем за 1,5 км от берега и только при условии спокойной погоды. Требования объясняются плохой остойчивостью, вызванной нерациональным размещением перегородок. Из-за этого недостатка в определённый момент лодку запрещали использовать.
«Казанка» с булями
Следующей моделью стала «Казанка» с булями («Казанка-М»). Новшество было призвано решить проблему с устойчивостью. Прогресс в вопросе наметился, но полностью недостаток ликвидирован не был. Зато теперь лица пассажиров защищало стекло, а сами они могли расслабиться на сидениях (жёстких). Кроме того, были пересмотрены габариты судна. «Казанки» с булями шире, у них выше грузоподъёмность. А вот пассажировместимость ровно такая же, как и у предшественницы.
«Казанка-2»
Характеристики «Казанки-2» значительно отличаются от свойств прежних моделей. Она вмещает уже 6 человек и может передвигаться при трехбалльной волне. На ней разрешается выходить в море гораздо дальше. Манёвренность и вместимость ещё выше у модели типа 2-М, а вес её достигает отметки в 2,5 сотни кг. Вместимость: восемь человек.
Пятая серия лодки «Казанка»
Пятая серия началась с обновления дизайна, технических характеристик. В итоге получилось следующее:
вместимость: четыре пассажира с багажом;
сплав корпуса усилен, за счёт чего возросла герметичность, прочность, стойкость к коррозии;
сидения складные, мягкие;
низкая посадка, возможность хождения по неглубоким водоёмам.
Изменения были столь существенны, что в 1989 году на гонках лодка стала лидером на 100-метровой дистанции. Примерно в это же время стали выпускаться модели шестой серии. Их отличает простота в эксплуатации. И пусть пассажировместимость снижена до 300 кг (эквивалент т рех человек), зато осадка максимально низкая, а весит такая лодка менее 100 кг и её коррозийные качества несравненно выше тех, что были у оригинала.