Казахские охотники с беркутами

Особенности национальной охоты: кто такие беркутчи

Почему это льва называют царем зверей? Ведь он и по Disсovery, и в зоопарке похож всего лишь на большую красивую кошку! Коей и является. А вот сидя в одной комнате с беркутом, испытываешь… благоговение.

Хочется его даже не погладить, а просто прикоснуться. Но страшно. Не от того, что кинуться может, – что он, с его надменно царственной осанкой, обо мне подумает…

Беркуты хорошо поддаются дрессировке и полностью подчиняются человеку. Но не станет этот хищник садиться хозяину на плечо и клювом ворошить волосы, как это принято у голубей.

То же отношение со стороны человеческой – вряд ли кому из беркутчи придет в голову мысль эту птицу ногой отпихнуть, как это делают голубятники со слишком надоедливыми питомцами.

– На охоту всегда положено брать нож, – говорит беркутчи из города Саркана Талембек АЙСАБЕК, – чтобы, если встретится волк, можно было помочь.

С беркутами охотились его дед и отец. Сейчас Талембеку-ага 75 лет, за годы жизни в Китае его питомцы добыли более ста лисиц и зайцев!

При переезде на историческую родину взять с собой беркута ему не разрешили, поэтому пришлось добывать его в Казахстане. Благо охотничьих птиц у нас гораздо больше, чем истинных беркутчи. Их, официально зарегистрированных, меньше сорока человек на всю страну.

Как ловят беркутов

За рубежом этих хищных птиц разводят в неволе. Там при покупке птенца, за весьма немаленькие деньги, можешь выбрать пол и возраст. Это немаловажно для твоей будущей комфортной жизни – так, самки крупнее самцов, и их труднее держать на руке. Но они сильнее, соответственно могут взять и добычу побольше зайца. То же самое касается возраста – кому-то удобнее “пуховичок”, кому-то уже почти взрослый птенец.

Казахстанские беркутчи старой закалки всеми этими выкладками не заморачиваются, да и люди они небогатые. За птенцами едут не в питомники, а в горы. В безлюдных скалах находят места, где живут хищники. Как находят? Так же, как отцы и деды.

В отличие от многих других птиц беркуты, никого не опасаясь, летают за добычей и к гнезду одними и теми же маршрутами. То есть, если заметишь его в небе, рано или поздно найдешь место, где он живет, ручей, где он воду пьет.

И применишь один из нескольких вековых способов поимки. Можно расставить на открытом месте сеть, положив под нее большие куски мяса. Беркута этим не приманишь, но, к примеру, ворона соблазнится обязательно. А вот на нее, бьющуюся и орущую в сети, хищник нападет и запутается сам. Зимой находят незамерзающий ручей, куда беркут прилетает на водопой. Всласть напившаяся, отяжелевшая птица, да еще и кончики крыльев намочившая, не сможет сразу взлететь. И есть немалые шансы выскочить из укрытия, до ручья добежать и хищника поймать. То же самое можно сделать, использовав в качестве приманки привязанного живого зайца. Досыта наевшийся беркут тоже не в состоянии быстро взлететь. Но многие мастера предпочитают еще не летающих птенцов – ведь если уж нашел беркутиный маршрут, можно попробовать добраться и до гнезда, не сломав себе шею или что-нибудь другое. Чем беркутчи из Монголии лучше казахстанских

Мы, конечно же, описали только схемы способов поимки. На деле же это самая настоящая экспедиция в безлюдные горы с риском для жизни и сроком на несколько месяцев. И это только одно из нескольких объяснений, почему истинных беркутчи становится все меньше и почему испокон веку занимались ремеслом этим только дети и внуки охотников с птицами.

После поимки начинаются месяцы беспрерывных тренировок. Цель первая – приучить совершенно дикую птицу к хозяину и вообще к людям. Цель вторая – приучить птицу к спе­цифическим для нее условиям жизни, оставив при этом независимым хищником.

Возможно, через год обучение закончится, и только тогда можно выяснить, что вся работа была проделана не зря. Нижеприведенная информация не афишируется, ведь охоту с беркутами мы видим только по телевизору, и только самые красивые и эффектные ее эпизоды.

– Не всякий беркут осмелится напасть на волка, – говорит Талембек-ага. – Ведь в природе их добыча – зайцы и подобные мелкие животные. Даже на лису не каждая птица кинется. Некоторые, “взяв” две-три лисицы, потом отказываются на них нападать. И здесь уже ничего не поделаешь.

На охоте…

Соревнования беркутчи – это официальное мероприятие, праздник, но вовсе не охота. Но она в глухих уголках Казахстана еще осталась. Вдруг воспылать страстью к ней обычному человеку вряд ли возможно.

Охота с беркутом – это несколько часов верхом на лошади с тяжелой ношей на руке. Попробуй удержать “птичку”, которая может весить до 7 килограммов! Спасает деревянная подпорка, на которую кладешь руку. На нее обязательно надеваешь биятай – рукавицу из очень толстой кожи. Иначе не избежать даже не царапин, а настоящих ран от когтей.

Охотник обязательно должен быть в национальной одежде – даже если это не соревнования и где-нибудь в горах его и не увидит никто. Не так удобно, как в джинсах и куртке, но зато со стороны такое увидишь только в историческом фильме! Очень красиво и необычно даже на фото в Интернете. А лицезреть вживую.

Добычу ищет человек. Увидев, снимает с головы птицы томага – кожаный колпачок, закрывающий глаза, и подбрасывает ее в воздух. Взлетев, беркут быстро замечает зверя.

Несколько секунд стремительного полета вдогонку и пикирование с высоты на обреченного… Когти у него страшные, размером с медвежьи, недаром каждый из них имеет свое название. Эти несколько секунд схватки – а не жестокого убийства, ведь сопротивляется или пытается это сделать даже мирный заяц – по словам беркутчи, и есть самое высокое и не сравнимое ни с чем наслаждение, после всех твоих трудов и волнений.

Когда все заканчивается, проверяется на практике очень важный пункт долгой дрессировки – беркут должен без сопротивления отдать добычу хозяину.

Как правило, все так и происходит, птица вполне удовлетворяется куском мяса, отрезанным от тушки только что убитого зверька. На случай, если охота затянется или не удастся, хозяин берет с собой корм в кожаном мешочке. И полую деревянную палочку, с помощью которой он питомца поит, помещая один конец ее в открытый клюв. Девичья мечта

. И дома

В любую погоду и время года беркут живет под открытым небом – максимум, ему устроят небольшой навес от дождя. Большую часть времени птица просто сидит без движения.

Колпачок на глаза надевают только на время переноски – полная темнота с гарантией смиряет не только попугая в клетке, но и грозного хищника.

Рацион взрослого беркута – не меньше 500 граммов мяса в день. Хозяину он доверяет полностью, к чужим относится снисходительно-спокойно. Но местную курицу, случайно оказавшуюся поблизости, прикончит в мгновение ока, даже если не голоден. Беркут Талембека Айсабека, взятый им из гнезда птенцом, за четыре года своей жизни поймал лисицу и трех зайцев. Несколько раз участвовал в соревнованиях. Это при том, что его хозяин сейчас практически не охотится, держа птицу “только для формы”.

Соблюдая традиции и обычаи беркутчи, Талембек Айсабек уважает и сегодняшние законы. Питомец имеет “Удостоверение хищной птицы” и микрочип под кожей. Его хозяин – удостоверение охотника. Как-то раз он приехал с птицей в одну из школ Саркана. Детвора и старшеклассники были в полном восторге.

Для чего казахских воинов перед боем отправляли на охоту с беркутом?

Охота с ловчими птицами – беркутами, соколами является древней традицией казахского народа, которую удалось сохранить до наших дней. В последнее время идет процесс возрождения данного вида традиционной охоты, он набирает популярность, что говорит о возможности сберечь традицию предков и передать ее следующему поколению.

Использование ловчих птиц для охоты на территории Казахстана отмечается еще в эпоху бронзового века. Долгое время занимая место в хозяйственной жизни народа, затем перейдя в разряд подсобного промысла, в конце концов, она стала излюбленной формой досуга, любимым многими поколениями видом спорта. Охота с ловчими птицами была популярна как во времена саков, в культуре которых господствовал звериный стиль, так и во времена тюрков, для которых беркут, сокол были не просто птицами, а имели сакральное значение животных-тотемов. Не случайно, беркут и сегодня является символом независимого Казахстана, заняв достойное место на государственном флаге страны. Символизируя свободу, беркут считался также олицетворением высокого положения, ханской власти, является царем птиц.

Как утверждает этнограф Болат Еликпай, в прежние времена народ верил в магическое влияние хищных ловчих птиц, таких, как сокол, ястреб, беркут на рождение будущего батыра, воина – героя. В эпосах часто встречается такой эпизод – родители видят сон накануне рождения батыра, главным действующим лицом которого являются ловчие птицы. Затем эта птица сопутствует ему в реальной жизни, а после смерти или гибели становится материальным воплощением его героической души.

С приходом ислама, охота с ловчими птицами не потеряла свою актуальность, хоть, может, ей и не стали придавать сакральное значение, а напротив оставалась любимым занятием, имея особое значение для знати.
Известно, что арабы, особенно богатые и знатные шейхи, тоже любят охотиться с соколом в пустыне. На Ближнем Востоке и в Северной Африке эта традиция идет не только из кочевой бедуинской культуры, но и со времен Древнего Египта, Ассирии. Использовали ловчих птиц для охоты в древности и в Индии, Иране, Китае, Монголии, Корее, а в средневековье – среди знати стран Европы, в Киевской Руси, Московском царстве. Особенного пика популярности царская соколиная охота в России достигла при Алексее Михайловиче в 17 веке. Но охота именно с беркутом нашла свое распространение только на территории Казахстана и среди близких казахам народов – кыргызов, башкир. Туркмены и калмыки охотятся с соколом-балобаном, а в прежние времена соколиная охота была популярна среди ноагйцев и крымских татар, особенно крымских ханов. Стоит отметить, что в Европу соколиная и ястребиная охота пришла в ходе великого переселения народов, начало которому положили гунны, а на Руси княжеская забава появилась вследствие соседства с кочевыми хазарами. В средние века польские короли приглашали к себе на службу сокольничих из Крыма. Таким образом, охота с ловчими птицами – достояние культуры кочевников, культуры Великой степи.

По преданию однажды Чингисхан собрал своих советников и спросил у них, что является высшим наслаждением для человека. Большинство его советников назвали охоту с ловчими птицами. Расхождения спорящих заключались только в том, что лучше – охота с сизым соколом или с кречетом, по весне или в другое время года, а также приносит ли радость сама охота или момент, когда птица хватает свою жертву. На что великий хан ответил, что удовольствие заключается в победе над врагом. Это показывает то, насколько популярна была охота с птицами во времена Чингисхана. Его правнук Хубилай, правящий Китаем, выезжал на охоту с
10 000 соколами и 500 кречетами. Ханская охота подробно описана итальянским путешественником Марко Поло. Особенно любил охоту с соколами самаркандский эмир династии Тимуридов, ученый-астроном Улугбек. Держать сокола эмира во время охоты считалось большой честью, удостоен которой был лишь близкий друг, ученик астронома – Али Кушчи.
Охотой с беркутом любили заниматься кюйши Таттимбет, певец и борец Иманжусуп, философ Шакарим, а Абай посвятил охоте с беркутами по первому снегу стихотворение «Кансонар».

Кансонаром называется охота с ловчими птицами, проводимая в начале зимы после первого выпавшего снегу, когда он еще свежий. Либо охота в середине зимы во время большого снегопада, когда сугробы особенно глубоки. В целом же, охота с ловчими птицами носит названия кусбегилик, саят, салбурын. Салбурын обозначает организованную массовую, масштабную охоту, когда с беркутами в степь выезжает не один охотник,
а многочисленное количество участников, зачастую с использованием охотничьих собак. Термин салбурын особенно популярен у братского соседнего кыргызского народа, среди которого охота с беркутами и соколами также сильно распространена и упоминается еще в эпосе «Манас».

Практическая военная сторона охоты с ловчими птицами проявляется в обычае массовых выездов на охоту больших воинских соединений, а порой и целого войска, с ловчими птицами на руках. Как указывает Болат Еликпай, характер военных маневров, своеобразной репетиции военного похода – это практическая проверка готовности отряда, войска, армии к предстоящим военным действиям. Охота с ловчими птицами использовалась как фактор, поднимавший и поддерживающий высокий боевой дух воинов. Она имела строго продуманную организацию и порядок движения войска на место охоты – маневров, а также поведение во время охоты и возвращение обратно. Имела охота и ритуальное значение, исходя из которого, хищные птицы – это войско, промысловые птицы и звери – неприятель. Таким образом, охота с ловчими птицами была не просто досугом воинов страны Великой степи, но имела важное значение для боевой подготовки, физической подготовки, способствовала сплочению войска, вырабатывала боевой дух, тактику ведения боя и ловкость бойца-наездника.

В наши дни охота с беркутами активно возрождается. В последние дни января в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области прошел 10-ый Республиканский турнир беркутчи. А 11-14 февраля в Енбекшиказахском районе Алматинской области прошли Республиканские соревнования по национальным вида спорта «Сонар-2016». Проведение соревнований по охоте с ловчими птицами не только способствует поддержке и развитию этого вида спорта, но и воспитывает патриотизм и гордость казахстанцев за свою историю. Охота с беркутом внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодня охота с беркутом как национальный вид спорта, как традиция казахского народа способствует пропаганде патриотизма, истории страны, традиций и играет большую роль в идеологическо-воспитательной работе.

Охота пуще неволи. Часть 1. Фестиваль беркутиной охоты. Томага, балакбау и биялай

— Чунга-Чанга! Галя, ты вылитая Чунга-Чанга! Тебе только пальмы над головой не хватает! — так с улыбкой говорила Надя, глядя на меня.

Заглядывая в маленькое зеркало пудреницы, где можно рассмотреть только один глаз, я не сильно понимала Надю. Но когда на обратном пути из Монголии в полноценном зеркале гостиницы Горно-Алтайска я увидела свое отражение, то поняла — Надя права! Обветренное цвета бронзы лицо, веселые выгоревшие на солнце глаза, взъерошенные, закурчавившиеся, почти сбившиеся от ветра в колтун волосы, уже не поддающиеся никакой расческе — именно такой я возвращалась домой. Всего каких-нибудь пять дней солнца, ветра, пыли, ночевок в палатках — и меня уже почти не отличить от местного аборигена. Только одежка европейская и выдавала.

… Желание поехать в Монголию на Фестиваль беркутиной охоты возникло ровно 10 лет назад, когда я впервые оказалась на Алтае с командой AltaiDT. Ксения и Денис так рассказывали об этом празднике, проводимом на территории так называемого Монгольского Алтая, что не захотеть все увидеть своими глазами было просто невозможно! За прошедшие с той далекой поры годы и моя дочь, и многие знакомые побывали на Фестивале беркутчи, а я все лишь слюной исходила, разглядывая их фотографии.

Но вот праздник пришел и на мою улицу! Я почти не верю, что в кармане лежит билет до Горно-Алтайска, что я опять поеду по Чуйскому тракту, наверняка украшенному янтарного цвета березами и лиственницами, в кэмпинге в Тыдтуярыке увижу своих друзей, потрогаю упрямые вихры уже пожухлого чия, услышу рокоток разговорчивого ручья… А дальше меня ждет знаменитый во всем мире Фестиваль охотников с беркутами под названием «Golden Eagle festival».

Рассказ о пребывании в Тыдтуярыке и поездке по горам и долам в Монголии я оставлю «на сладкое», а сейчас мне не терпится поделиться эмоциями о самом Фестивале.

В поездку мы отправились втроем: Витя Ованенко — тот самый веселый водитель, с которым мы летом колесили по Алтаю и Монголии, Надя Моисеева — знатная любительница побродяжничать, и я.

В Ульгии — столице Баян-Ульгийского аймака — Фестиваль нынче проводился уже в двадцатый (!) раз, мы приехали к обеду. Остановились у знакомого многим туристам Марата — в наше распоряжение была предоставлена отдельная юрта.

До вечера мы были абсолютно свободны. И, чтобы не терять времени, я предложила съездить в сомон (наименьшая административно-территориальная единица в Монголии, что-то типа нашей деревни) Сагсай, расположенную всего в тридцати-сорока километрах от Ульгия. В Сагсае у меня было важное дело — надо найти муллу и отдать ему фотографии, сделанные летом (помните, я рассказывала о том, как мы с Ларисой побывали в гостях у Комсомола (https://www.tourister.ru/responses/id_28743)? Но нашим благим намерениям порадовать муллу красивыми фотографиями его семьи не суждено было сбыться! Лишь только мы отъехали от Ульгия, как увидели несколько всадников в меховых одеждах и с беркутами — они позировали какому-то мужичку в голубой шапчонке.

— Витя, а давай подъедем к этой меховой группе, познакомимся. Может, и мы их тоже поснимаем!

Так мы и сделали. Познакомиться, правда, не удалось — никто из всадников ни слова не понимал по-русски. Но что означает шелест денежных купюр, они поняли без слов! И вот уже они по очереди позируют нам со своими птицами.

Читайте также:  Стальной охотник вот 2020 этапы
Оцените статью
Adblock
detector
Фото — Партии ЖЕНИСХАН