Казахская охота с собаками

История Казахстана

история, культура, традиции родного края

Казахская охота. Искусство охотничьего промысла

Издревле казахи ценили животных и птиц, использовали их в своей жизни. Выделяя отличительные свойства животных, они воспринимали их как символ счастья и богатства. Охота для казахов была и средством выживания, и развлечением. В древности для охоты применяли копье с каменным наконечником, дубинку, лук, силки и капкан. Позже приручили собак, ловчих птиц, коней. Появилось ружье. Из охотничьих трофеев получали шкуры, мясо, перья, пух, рога. Совершенствовались и охотничьи принадлежности. При охоте на лошадей жертву отлавливали с помощью длинного волосяного аркана с петлей на конце или отстреливали дикого зверя из лука. На архара, газель или волка использовали копье. Существовала и сеть для отлавливания зверей и птиц. На хищных зверей (волков или лисиц) выходили с дубинкой. Если наталкивались на хищника, применяли нож. На крупных и осторожных зверей ставили железные капканы. Для мелких зверюшек использовали ручные капканы. Проволочные силки предназначались для ловли сурков. Одним из ведущих направлений культуры охотничьего промысла у казахов является охота с использованием собак и ловчих птиц.

Охота с собаками Приручение собак и тренировка в охотничьем ремесле называется салбурын. Это истинно национальное наследие, дошедшее из глубины веков. Перед охотой казахи устраивали праздник, всеобщее гулянье. Отсюда происходит слово «салбурын». «Сал» — веселье, игры, состязание. По первому снегу охотники на лошадях отправляются на промысел и охотятся до конца февраля. Выпадет густой снег, а наутро безоблачно, светло и тихо. Такой очень благоприятный для охоты день казахи называют кансонар. С появлением жизни на земле первым спутником человека стала собака. Она была всегда верным другом и помощником. Собаки бывают дурегей (беспородные) и тазы (гончие). Беспородные собаки охраняли жилище, скот. Из них выведены тобет — волкодавы, способные задушить матерого волка. Эти крупные размером с теленка собаки обладают чутким слухом. Среди них бывают гладкошерстные и густошерстные особи. Охотничью собаку казахи называют тазы. Это гончая собака среднего роста. Шерсть ее гладкая, ноги длинные, окрас зависит от среды обитания. Тазы использовали при охоте на зайцев, лисиц, волков. У степных тазы высота в холке соответствует высоте в бедрах. Они легкие, быстрые, на вид хрупкие. Опытный охотник не позволяет ей ни жиреть, ни худеть.

Поэтому эту породу называют ши тазы. У тазы из горной местности задняя часть выше, чем в холке, ноги жилистые, крепкие, шея длинная и толстая. В состоянии крайней злобы тазы без страха вступает в поединок с волком. Кумай тазы породистых кровей, быстроногая, хваткая. В легенде говорится, что кумай появляется редко, из яйца собаковидного гуся (италаказ). Любимых тазы казахи сравнивали с быстрокрылой птицей кумай. Кумай тазы — собака, охочая на зверя. Ещё щенком прирученная к охоте, она обладает ловкостью и быстротой, отличным обонянием, дерзостью и отвагой. При поединке с матерым волком кумай тазы не позволяет себя ранить: вцепившись в горло, она быстро утихомиривает его. Подобной силой обладает лишь одна из сотни. Завывание собаки — плохое предзнаменование. И хозяин окриком заставляет её умолкнуть, приговаривая: «Чтоб это случилось только с тобой». А вот поскуливание — признак чего-то хорошего. Народная традиция хоронить знаменитых скакунов и породистых тазы по человеческим обычаям идёт из глубины веков.

Читайте также:  Жилет камуфляжный для охоты

Охота с беркутом Кусбегi — специалист, обучающий беркута, сокола, коршуна охоте. Пока беркут не научится возвращаться, он летает на длинном поводке. Затем его откармливают. Когда наступает линька, кормят, сажая на слабо натянутый аркан, чтобы он похудел, не дают вволю спать. Когда птица начнёт легко взлетать и садиться, ее берут на охоту. Ловля с беркутом — излюбленный у казахов вид охоты, в ней участвует несколько человек. Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки, подпирает руку подставкой (балдак) и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу, кусбеги отпускает беркута. Каждый атрибут для охоты с орлом имеет свое назначение:

томага — кожаный чехол, плотно закрывающий глаза беркута;
шыжым — вязаный аркан;
тамак бау — тесёмка на шею и на лапы;
балдак — подставка, на которую высаживают птиц;
тугыр — подставка, на которую садится птица;
жемсауыт — посуда для кормления беркута;
ыргак — подвижная подставка для приручения дикой птицы;
тутiк — трубочка, чтобы вливать воду;
жем калта — мешочек с пищей, чтобы привлечь птицу во время охоты.

Бытует поверье, что дом, где есть беркут, избегает нечисть. Поэтому его крылья, перья, лапы вешают на почетное место, изголовье колыбели. Священная птица оберегает от бед, сглаза, порчи, защищает от напастей. Среди других способов — охота на различные приманки: волокуши из хвоста лисы, корсака. Сайгаков, оленей загоняют в глубокий снег. Бывает, что зверя долго гоняют по кругу. Оттого, что его голова постоянно повернута набок, шея так затекает, что зверь не способен повернуть голову в другую сторону, откуда наносится удар. В зависимости от размера марала, газели и других животных роется яма, куда они и попадают. Иногда используется обыкновенная сеть. В морозные дни устраивают погоню за волками. Не давая передышки, заставляют их обильно потеть, мокрое тело за ночь заледеневает. Утром зверя гонят опять с тем, чтобы лёд не растаял. В результате отяжелевший ото льда зверь становится желаемой добычей охотника. Порой охотник прячется в местах обитания волков и воет по-волчьи. Обманутый зверь бежит на вой, и охотник его убивает. А вот лис ловят иначе. Спрятавшись в зарослях травы, охотники издают мышиный писк. Обманутые лисы попадаются на эту уловку и сами приходят. На песке или первом снегу отчетливо видны следы крупных зверей. Охотник их преследует и отстреливает. Если норы зверей не глубоки, охотники заливают их водой или напускают туда дым — и добыча в руках.

серия книг: «Сен бiлесiн бе?». Издательство «Аруна»

Республика Казахстан на карте

Охоту с собаками породы тазы собираются признать видом спорта в Казахстане

По словам кинолога, сегодня официально по республике насчитывается около 1,5 тыс. тазы и намного меньше тобетов – до 150. Задача специалистов — сохранить национальные виды собак, не утеряв их «рабочих» от природы качеств.

«Итбегілік» — охота с собаками породы тазы планируют официально признать видом спорта в Казахстане, сообщил в ходе пресс-тура для СМИ руководитель управления по национальным видам спорта Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культы и спорта РК Мейрамбек Махамбетов, передает zakon.kz.

У казахского народа сложилась традиция длительной групповой охоты, которая называется салбұрын. Охотники собирались компанией и уходили в многодневные походы в горы. Оседлав коня, они брали с собой беркута и собак тазы. Во время таких походов казахи выявляли лучших охотников, лошадей, беркутов и тазы.

По словам этнографа Талгата Омарова, своего рода салбұрын это комплексные охотничьи игры с ловчими птицами и собаками. Для джигитов это было проверкой на мужество и ловкость. Свою смелость должен был продемонстрировать не только молодой охотник, но его верный друг – тазы.

— При министерстве создана рабочая группа по сохранению и развитию ценных для казахского народа видов собак тазы и тобет. В рабочую группу вошли эксперты в этой области, заинтересованные лица из разных регионов, итбегі, представители различных объединений, как, например, Центра национальной охоты «Салбұрын» и так далее. Наша цель — получить признание НОК и аккредитовать федерацию. После внесения в реестр видов спорта Казахстана можно будет на законном основании работать с регионами, в спортивных школах и национальных центрах открывать отделения, — сообщил руководитель управления по национальным видам спорта Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культы и спорта РК Мейрамбек Махамбетов.

Он добавил, что будут определены необходимые критерии к таким породам собак и национальных спортивных игр. В планах успеть провести все аккредитационные процедуры до конца этого года.

Также было отмечено, что в профильном министерстве не поддерживают собачьи бои. Что касается тазы, то речь сейчас обсуждается вопрос проводить такие охоты с муляжом, но в этом случае можно «сбить» их природное свойство чуять цель, что свойственно охотничьей собаке.

По тобетам, по его словам, обсуждается два направления. Во-первых, собачьи выставки с утвержденными необходимыми стандартами по определению наилучшего тобета.

— Второй рассматриваемый вариант: запускать в две разные клетки, между которыми будет сеточная перегородка, волка и тобета. Если собака не испугалась и покажет свою готовность пойти в бой с волком, то на это уже судьи будут давать определенные оценки. Зачем? Дело в том, что тобеты это защитники поголовья скота и в их природе заложено не бояться волков. Но этот вопрос до конца рабочей группой не отработан, — объяснил Махамбетов.

Он уточнил, что в созданную рабочую группу вошли разные специалисты, общественное объединение «Кансонар», есть федерации из регионов, есть представители государственных и местных исполнительных органов.

По словам главного кинолога республиканской ассоциации «Кансонар» Инны Назаренко, на сегодня официально по республике насчитывается около 1,5 тыс. тазы и намного меньше тобетов – до 150.

— Но это официально те, кто сертифицирован. Есть рабочие собаки, которые просто сидят за забором на цепи, что не свойственно тазы и тобету. Это вольные собаки, которая любят простор и не терпят границы. В таких условиях эти собаки начинают болеть и болеть больше душой. Не официально мы часто ездим, проводим агитацию, объясняем для чего нужно регистрировать собак. В такие моменты очень много тазы видим, но не все понимают, что нужно регистрировать тазы. По оплате это самые копейки 1389 тенге стоит регистрация одной собаки. По неофициальным данным минимально около 3 тыс. тазы, — отметила Инна Назаренко.

Она добавила, что на самом деле собак очень много, потому что один охотник, как правило, не держит одну тазы, соответственно их количество может доходить от небольшой своры до 15 собак.

По словам кинолога, в Казахстане есть свои национальные виды собак, которые хотелось бы сохранить, не утеряв их «рабочих» от природы качеств.

— Я наблюдала изнеженных собак, которые жили в городе, ни разу в жизни живого зайца не видели, а владелец думает, что у него охотничья собака. Вывозит в поле, но собака просто бежит, догоняет зайца, но не знает, что дальше с ним делать. Это и есть процесс утери (функций – прим.), — объяснила специалист.

Похожая картина, по ее словам, с собаками породы тобет, по которым на сегодняшний день в отдельных регионах проводят бои, называя это «тестовыми испытаниями».

— Здесь утеряно понятие, как правильно готовить тобета, чтобы выйти с ним на выпас. Там, конечно, тобет не живет один. Поэтому тестовые испытания это наболевшая тема. Они вообще нужны, иначе «рабочие» собаки станут экстерьерными картинками. Сейчас готовят для нормальных испытаний тазы и тобетов на волка. То есть и те и другие не должны боятся волка. Они не должны убивать, приносить шкуру владельцу, задача собаки не боятся, проявить агрессию, но ни в коем случае не убегать, и не скулить, — добавила кинолог.

Особенности национальной казахской охоты

Казахский народ владеет разнообразными древними традициями, обрядами и национальными обычаями. Люди степи всегда были гостеприимны и добродушны, любили и ценили свободу, свою землю и культуру. Одним из обязательных действий на любое торжество являлась традиционная охота.

Особенности казахской охоты

Охота для казахов – древний и почитаемый ритуал. Издавна охотника называли «кус-беги» или «беркутчи». Это люди-охотники, которые пользуются помощью ловчих птиц. Такие люди являются отличными дрессировщиками. Опыт приручения и обучения хищных птиц для охоты передавался из поколения в поколение. Эти знания имеют неоценимое значение для казахов. Беркутчи обладают особым талантом и даром правильного воспитания и дрессуры таких хищных птиц, как беркуты, орлы, соколы и ястребы.

Для птиц на охоте существуют специальные аксессуары.

1. Колпак, который закрывает глаза пернатых и приводит их к спокойному состоянию.

2. Привязь, специальная веревка, которая крепится от руки охотника к лапке птицы, приучая ее возвращаться и находиться возле хозяина.

3. Ложе и покрывало, место расположения хищника на предплечье человека, специально сделанное так, чтобы когтями не повредить руку.

Правильно обученная птица свободно охотится на зайцев, рябчиков, куропаток, лис и даже волков.

Охота с хищной птицей – неотъемлемая часть казахской культуры. В старину обученная охотничья птица и быстрый конь были истинным богатством для казаха.

Сама охота проходит таким образом: охотник сидит верхом на коне, а на руке у него специально обученная птица. Уже в галопе человек снимает с птицы колпак и вскидывает руку, таким образом, направляя пернатого. Дальше охотник следует за ней, вычисляя добычу.

Охота является национальной гордостью в Казахстане. Эта народная забава подчеркивает личные качества охотника, позволяет проявить личные качества и умения управлять, как конем, так и птицей. Без охоты не проходит ни один серьезный национальный праздник.

Охота – не только соревнования между умельцами стрелять, держаться в седле и управлять охотничьей птицей. Это дань древним обычаям, предкам и собственному культурному наследию.

Охотником могут быть и мужчины, и женщины. В этом развлечении не было предпочтений в возрасте. Традиционная охота – всеобщее народное действо, развлечение и соревнование. Она в крови у казахского народа и бережется, как величайшая ценность целой культуры.

Оцените статью
Adblock
detector
Фото — rus.azattyq.org