- Передний и задний фрикцион
- Передний фрикцион
- Задний фрикцион
- Настройка фрикционного тормоза
- Способ настройки фрикциона
- Какую катушку лучше выбрать: с передним или задним тормозом?
- Передний или задний фрикцион катушки. Какой выбрать?
- Почему фрикцион так важен?
- Передний фрикцион. Сильные стороны
- Задний фрикцион. Востребован ли?
- Какой фрикцион лучше передний или задний?
- Снасть с передним фрикционом
- Рыболовная катушка с задним тормозом
- Что общего у двух вариантов
- Отличительные особенности переднего и заднего фрикционов
- Сравнение двух систем и выбор лучшего варианта
Передний и задний фрикцион
В современных безынерционных катушках присутствует, как правило, фрикционный тормоз двух типов: задний и передний .
И первый, и второй являются достаточно важными элементами катушки, так как активно используются в разных видах ловли. И хотя главная функция у них по сути одинаковая, задний и передний фрикционные тормоза отличаются между собой не только по расположению, но и по внутреннему устройству механизма, а также по критерию удобства при использовании в различных условиях и ситуациях.
Передний фрикцион
Передний фрикционный тормоз более актуален именно для спиннинговой ловли, особенно при использовании лайтовых и ультралайтовых снастей.
Передний фрикцион отличается большей чувствительностью, тогда как задний тормоз в некоторых случаях может быть неэффективным при слишком тонкой настройке, а впоследствии пропускать резкие рывки относительно небольшой рыбы.
Однако вместе с тем передний фрикцион имеет и существенный недостаток: его неудобно регулировать на стадии вываживания потенциального улова. В такие моменты задний фрикцион гораздо удобней.
Считается, что передний фрикционный тормоз более надежный благодаря своей простой конструкции.
Очень важный совет: при транспортировке и хранении катушки выкручивайте фрикцион на максимальную мягкость. Это продлит срок его службы.
Задний фрикцион
Второй – задний фрикцион используется преимущественно в фидерной или троллинговой ловле.
Он обладает меньшей чувствительностью по сравнению с передним, но при ловле крупной рыбы более тяжёлыми, мощными снастями высокий уровень чувствительности по большому счёту и не нужен.
Задний фрикцион менее чувствительный но более удобный по причине его расположения в задней части катушки.
Настройка фрикционного тормоза
На первый взгляд никаких сложностей в настройке фрикциона нет. Нужно лишь настроить тормоз так, чтобы тот реагировал на сильное сопротивление рыбы или серьёзный зацеп, и впоследствии стравливал некоторое количество лески.
Однако помните, что для срабатывания фрикционного тормоза при натяжении пропущенной через все кольца лески нужно приложить больше усилий, чем когда леска стягивается прямо с катушки, без пропуска через кольца удилища. То есть для оптимальной настройки фрикциона необходимо, чтобы леска была уже пропущена через все кольца спиннинга.
Способ настройки фрикциона
Так, можно попробовать настроить фрикцион следующим способом: конец лески привязываем к некоторому предмету, а затем постепенно тянем удилище под тупым углом до 120 градусов и выставляем срабатывание фрикциона при 70-75% нагрузки (при нагрузке в 100% леска, естественно, рвётся).
Таким образом, с одной стороны вы ликвидируете возможность нежелательного схода лишней лески на стадии вываживания, а с другой – обеспечите рыбе добротное сопротивление без угрозы обрыва снасти.
Если вы думаете, что у подсеченной рыбы очень мягкие губы, фрикцион нужно ослаблять еще сильнее, это уменьшит шанс схода рыбы.
Какую катушку лучше выбрать: с передним или задним тормозом?
Ни передний, ни задний тормоз у безынерционной катушки не имеет принципиальных преимуществ. Не вдаваясь в технические тонкости, для абсолютного большинства рыболовов можно считать обе эти конструкции равноценными. Это доказывает и тот факт, что многие фирмы выпускают одну и ту же модель в двух вариантах: с передним и задним тормозом.
Поэтому и выбор спиннингистов зависит больше от их вкусов. Рассмотрим вкратце оба варианта. Катушки с задним тормозом более компактны. Считается, что передний тормоз обеспечивает чуть более плавную регулировку фрикциона, чем задний. Однако при использовании в спиннинге относительно толстых лесок это преимущество кажется спорным. Да и вероятность самозатягивания у недорогих моделей существует.
Еще один потенциальный плюс переднего фрикциона: здесь есть возможность, убирая или добавляя на шток тонкие шайбы под шпулю, немного регулировать равномерность намотки. Кроме того, считается, что механическая схема у катушек с передним тормозом чуть надежнее. Это прямо подтверждает и тот факт, что большинство наиболее известных современных моделей выполнено именно в «переднем» варианте. Однако такое решение можно считать и своеобразной конструкторской модой.
У катушек с задним тормозом тоже есть свои важные преимущества. В первую очередь – это удобство регулировки фрикциона в процессе вываживания рыбы, простота замены шпули, а также зачастую невысокая стоимость самой шпули.
Когда крупная рыба уже на крючке, регулировку фрикциона проще и безопаснее осуществлять сзади. А такие ситуации совсем не исключаются, да и ценность добычи здесь гораздо выше. Кроме того, у катушек с задним фрикционом проще менять шпули, что удобно для мобильной ловли разнообразных хищников. И дело не только в выигрыше двух-трех минут времени.
Главное в другом; при замене шпули у катушки с передним фрикционом нужно быть очень внимательным, чтобы не выронить и не потерять зажимную гайку или прилипшую к смазке шайбу. У катушки с задним фрикционом этих деталей просто нет. Таким образом, оценив для себя важность указанных качеств, будет проще сделать правильный выбор. Я например, пользуюсь обоими вариантами: как правило, большие и мощные катушки, не требующие замены шпули предпочитаю брать с передним фрикционом, а средние и легкие «мобильные» модели – с задним.
Передний или задний фрикцион катушки. Какой выбрать?
Споры о том, какой фрикционный тормоз предпочесть – задний либо передний – ходят среди рыболовов если не с момента сотворения мира, то последние лет 10 точно. Это в прошлом веке, когда безынерционные катушки имели примитивную конструкцию, шпуля была накрыта защитным колпаком, а фрикционный тормоз в классическом его понимании отсутствовал все было проще: выбирай понравившуюся модель да пользуйся. В настоящее время же ситуация гораздо сложнее, а потому и интереснее!
Почему фрикцион так важен?
На сегодняшний день популярность получило огромное количество различных способов, требующих применения тяжелых оснасток вкупе с тонкими и деликатными поводками. Это напрямую отразилось на требованиях, предъявляемых к катушкам. Их механизм должен быть мощным и тяговитым с одной стороны и чувствительным к потяжкам рыбы во время вываживания с другой. Все это заставило производителей корпеть над усовершенствованием системы фрикционного тормоза, расширять диапазон его настроек и вводить новые материалы и инженерные решения, наподобие быстрой регулировки, «флажка» и карбоновых прокладок-шайб.
Говорить о том, что примененные решения положительно сказались на технических характеристиках, не требуется. Даже мощные и выносливые безынерционные катушки карповых размеров позволяют чутко настраивать усилие срабатывания, одаряя рыболова возможностью использовать поводки диаметром 0.1-0.12 миллиметров в паре с оснастками весом в 150-200 грамм. Однако споры о том, какой же тип тормоза предпочесть, не утихают и по сей день.
Передний фрикцион. Сильные стороны
По статистике «Магазина Рыбака», большинство покупателей в настоящее время сознательно отдают предпочтение катушкам с передним фрикционным тормозом.
Особенно это касается активных и ходовых способов ловли, ярким представителем которых является спиннинг. Причин тому – великое множество:
- Катушки с передним фрикционом компактнее и миниатюрнее. Регулировка тормоза у них осуществляется посредством винта, фиксирующего шпулю, а потому такие катушки гораздо легче и компактнее своих заднефрикционных аналогов. Особенно важно это для тех, кто предпочитает миниатюрные и деликатные способы ловли: 99% ультралайтщиков и микроджиговиков предпочитают купить безынерционную катушку недорого, оборудованную передним фрикционом;
- Конструкция переднефрикционных катушек гораздо проще. В них отсутствует множество узлов и агрегатов, без которых задний фрикцион не будет работать, а потому можно говорить о куда бОльшей надежности – чем меньше сложных узлов, тем проще и надежнее конструкция. Особенно данный фактор важен при охоте на трофейную рыбу, когда вышедшая из строя снасть непременно будет означать сход. Эта причина объясняет, почему передний фрикцион выбирают не только любители ловли на легкие снасти, но также и охотники за трофеем – джиговики, троллингисты, любители ловли на крупные воблеры и джерк-бейты;
- Переднефрикционные катушки дешевле. Фактор цены никто не отменял, и статистика показывает, что зачастую купить безынерционную катушку с передним фрикционом можно по более низкой стоимости, нежели ее аналог с задней регулировкой тормоза;
- Передняя регулировка фрикциона – удел еще и карпятников. Поскольку катушки с байтраннером в задней части предусматривают регулировку усилия срабатывания данной системы, производителю ничего не остается, как перенести узел настройки фрикциона в область шпули.
Задний фрикцион. Востребован ли?
Однако не спешите вставать в очередь за переднефрикционными катушками! Сделайте глубокий вдох и задумайтесь – а подходит ли она для ваших условий эксплуатации? Ведь и у заднего фрикциона есть свои сильные стороны, и именно они для некоторых рыболовов являются основополагающими при выборе:
- Задний фрикцион обладает куда большим диапазоном регулировок и настроек. Рыболов не ограничен верхним и нижним пределом фиксации шпули и волен настраивать усилия проворота штока так, как того требует ситуация. В результате именно задний фрикцион лучше всего подходит для работы с поводками диаметром 0.08-0.1 миллиметра;
- Постоянство настройки. Настроив оснастку под конкретный диаметр поводка, рыболов избавляется от необходимости постоянной регулировки и подстройки. С передним фрикционным тормозом приходится постоянно работать, дабы сохранять настройку на приемлемом уровне;
- Фиксация шпули заднефрикционной катушки осуществляется посредством специального подпружиненного механизма: достаточно нажать на кнопку — и шпуля снята. Настройка же фрикциона остается при этом неизменной. В катушках с передним фрикционом раскрученный регулировочный винт при выполнении данной процедуры непременно означает расстроенный тормоз, который придется заново настраивать после установки бобины;
- Заднефрикционные катушки опционально оснащаются так называемым флажковым тормозом. Представляет собой он своеобразный помощник фрикциона, расположенный в задней части катушки и позволяющий в одно касание как ослабить, так и затянуть фрикцион, не меняя настройки основного тормоза. Очень удобная штука, которую по достоинству оценили любители матчевой и фидерной рыбалки. Реализация подобного механизма на переднефрикционных катушках невозможно ввиду ее конструктивных особенностей.
Оба типа катушек имеют характерными сильными и слабыми сторонами, а потому сказать, что та либо иная конструкция предпочтительнее, нельзя. Решив купить рыболовную катушку недорого, каждый покупатель должен подходить к выбору в индивидуальном порядке, опираясь на свои предпочтения и учитывая условия, в которых ему придется рыбачить. Только так ему удастся достичь желаемых результатов и получить от рыбалки максимум удовольствия!
Какой фрикцион лучше передний или задний?
Зайдя в рыболовный магазин, можно увидеть большое количество рыболовных снастей, в том числе и безынерционных катушек. Такое многообразие этой части спиннинговой оснастки может поставить в затруднительное положение начинающего рыболова, который к тому же должен будет сделать свой выбор в пользу механизма с передним или задним фрикционом.
Снасть с передним фрикционом
Передний фрикционный тормоз лучше всего использовать при спиннинговой ловле. Его безусловное преимущество заключается в высокой чувствительности, поэтому он хорошо зарекомендовал себя при ультралайтовой ловле, то есть там, где применяются сверхлегкие снасти.
Перед использованием катушки в ловле рыбы требуется выполнить настройку тормоза. Следует подкрутить винт так, чтобы торможение срабатывало, когда к леске прилагается значительное усилие при поклевке рыбы или во время сильного зацепа. Катушка уже должна быть установлена на конкретной снасти.
Рыболовная катушка с задним тормозом
Такой вариант имеет меньшую чувствительность, что, впрочем, не так уж важно при ужении крупной рыбы или тяжелыми удилищами. Способ выуживания рыбы предпочтительно использовать при ловле на фидерные удилища, т.е. при ловле с редкими перезабросами. Если на рыбалке применяется леска диаметром 0,2 мм, то у системы с задним фрикционом никаких проблем с чувствительностью быть не должно.
Продлить срок службы устройству очень легко. По окончании рыбалки необходимо ослаблять натяжение и повторно натягивать сам механизм, проводя его настройку и не давая тормозной системе дисков слипнуться.
Что общего у двух вариантов
В настоящее время практически все выпускаемые безынерционные снасти имеют фрикционный тормоз. Если снасть переставляется с одного удилища на другое, его до начала рыбалки необходимо настроить под конкретные условия ловли. Использование фрикциона любого типа помогает:
- Стравливать леску, задав необходимое усилие.
- Увеличить шанс на удачный исход рыбалки.
- Снизить количество обрывов лески и свести к минимуму вероятность того, что крючок может разогнуться.
Отличительные особенности переднего и заднего фрикционов
Многие опытные рыболовы считают, что между двумя конструкциями принципиальная разница отсутствует. В подтверждение этому многие фирмы производят одну и ту же модель в двух разновидностях: с передним и задним фрикционами. Тем не менее некоторые отличия между моделями есть.
Вначале можно перечислить отличительные черты передней фрикционной системы:
- Принято считать, что данные устройства надежнее, потому что имеют механическую схему.
- Обычно устройства такого плана исполнены одинаково, отличия их минимальны, поэтому замена одного на другое не заставит рыболова тратить время на изучение работы нового механизма.
- Регулировка выполняется с помощью специального винта, который крепит шпулю. По этой причине время на замену шпули в случае необходимости увеличивается.
- Если у таких систем подложить шайбу под шпулю, то регулировка становится также возможной.
- Данный вариант допускает крепить на катушки шпули с повышенным диаметром, не меняя при этом сам механизм снасти. Значит, масса и размеры изделия остаются на прежнем уровне, зато увеличивается дальность заброса.
Особенности заднего фрикциона заключаются в следующем:
- Удобно регулировать тормоз в процессе выуживания рыбы. Фиксатор регулировки позволяет новичку – рыболову быстро реагировать на любые непредвиденные обстоятельства. Особенно в том случае, когда имеется дополнительный переключатель, с помощью которого моментально меняется тормозное усилие.
- Катушки, оснащенные задним тормозом, обычно более компактны.
- Стоимость шпули при данном варианте ниже.
- Форма снасти более сбалансирована и не имеет крена вперед.
- В механизме не заложены прижимная шайба и гайка. Этот факт играет большую роль, так как при наличии этих деталей в процессе замены шпули возможна их потеря.
Сравнение двух систем и выбор лучшего варианта
Пожалуй, ни передний, ни задний фрикцион безынерционных катушек особого преимущества не имеет. Если не вдаваться в технические детали, то для подавляющего числа рыболовов оба варианта пользуются большой популярностью. Возможно, что сравнивать оба фрикциона при таком разнообразии рыбной ловли будет просто некорректно. Каждая система имеет преимущества при ловле на какую-то определенную снасть и конкретную рыбу, причем, в любом случае размер тоже имеет значение.
Сам факт, что промышленность наладила выпуск катушек с фрикционами двух типов, говорит о том, что каждый вариант имеет право на жизнь. Форум с участием заядлых рыбаков лишний раз подтверждает это. Несмотря на то, что мнения участников полярно разделились, было очевидно, что каждый рыбак в конечном итоге выделял только одно – два положительных свойств понравившегося ему способа ловли, не раскрывая достоинств другого. А те, кто считал, что система с задним тормозом более компактна, позже признавали, что разница в весе катушек совсем невелика.
Таким образом, дискуссия на рассматриваемую тему носит скорее субъективный характер. В любом случае каждый рыбак сам для себя решит, какой способ ловли для него лучше, и это будет его личный выбор.