Как выбрать катушку для рыбалки
Рыбалка – замечательный способ отдохнуть на свежем воздухе и принести домой свежей рыбки. Для похода на рыбалку нужно хорошенько подготовиться, одной удочки вам не хватит. Обязательным элементом для рыбалки является катушка. Давайте рассмотрим ключевые моменты, на которые следует обратить внимание, при выборе катушки для рыбалки.
При выборе катушки стоит обратить внимание на множество важных моментов:
- Тип катушки
- Фирмы-производители
- Передаточное число
- Размер и материал шпули
- Количество шпулей в комплекте
- Материал катушки
- Материал механизмов
- Количество подшипников
- Вес катушки
- Фрикцион
- Тормоз
- Лесоукладыватель
- Система противозакручивания лески
- Система мгновенного стопора
- Расположение ручки
- Тип катушки напрямую зависит от того, какой ловлей вы увлекаетесь. Все катушки можно разделить на следующие типы:
- Инерционные (шпулечные) с передаточным числом 1:1 или «мясорубки» используются для ловли нахлыстом и спиннинговой ловли.
- Мультипликаторы или инерционные катушки с обратным передаточным числом применяются для ловли крупной рыбы.
- Безынерционные катушки можно использовать для ловли с поплавком и спиннинговой ловли. Данные катушки выделяются высокой скоростью подмотки, но для сохранения целостности лески нужно использовать фрикционный тормоз. Кроме того, такие катушки позволяют сделать заброс на большее расстояние, чем это возможно инерционными катушками. Этим и обусловлена высокая цена на безынерционные катушки. У них есть один недостаток: при эксплуатации леска может закручиваться. Безынерционные катушки бывают открытыми, закрытыми и полузакрытыми. Открытые очень популярны за счет самого большого расстояния заброса. Закрытые и полузакрытые катушки удобны для новичков: в них есть функция полуавтоматического заброса.
- Фирмы-производители на современном рынке есть разные. Они производят катушки различных ценовых категорий. Несомненными лидерами являются фирмы Daiwa и Shimano они производят как дорогие, так и вполне бюджетные модели. Как правило, катушки фирмы Дайва силовые, а катушки фирмы Шимано – скоростные.
Таблица: Неплохие фирмы-производители.
Страна Фирма Корея BANAX, WONDER, BLACK HOLE Китай RYOBI, OKUMA, KOBRA Германия DAM Польша MIKADO, FLAMINGO Франция Mitchel По соотношению цена/качество достаточно популярны катушки Mitchel, KOBRA, RYOBI, OKUMA.
- Передаточное число – это соотношение, которое говорит о том, сколько оборотов делает шпуля за один оборот ручки. Например, 5:1 означает, что шпуля делает пять оборотов за один оборот ручки. В зависимости от передаточного числа все катушки можно поделить на:
- Силовые или тяговые – первая цифра до 4,6. Предназначены для ловли крупной рыбы, когда требуется преодолевать большие нагрузки.
- Универсальные – от 4,6 до 5,5
- Скоростные – от 5,5 и выше. Используются для рыбалки с достаточно быстрой проводкой. Такие катушки являются более чувствительными.
Следовательно, скоростные катушки используются для ловли с поплавком, а силовые больше подойдут для спиннинговой ловли.
- Размер и материал шпули. На каждую катушку нанесен номер, например 2000, – это размер шпули, то есть ее величина. В зависимости от размера шпули для каждой катушки можно использовать только определенную леску определенной толщины и длины. Эти величины указываются на шпуле. Для фидерной ловли вполне достаточно будет шпули размера 3000, но никак не менее 2000.
Обычно шпули делают из металла, графита и пластика. Металлические шпули, например алюминиевые, удобны для плетеной лески (шнуров), графитовые — для лески. Пластиковые шпули лучше не брать – они очень недолговечны.
Также на шпулю может быть нанесено напыление из нитрита титана. Оно нужно для того, чтобы шпуля была гладкой, без царапин. Что несомненно увеличивает срок службы лески, особенно плетенки (спасая ее от преждевременного разлохмачивания).
- Количество шпулей в комплекте. Выбирайте катушку с запасной шпулей, особенно если вы ловите рыбу разными способами. Лучше всего, чтобы у вас была одна металлическая и одна графитовая шпули. Также запасная шпуля удобна для быстрой смены, в случае если у вас порвалась леска или вам потребовалась леска другого диаметра. Обычно на одну шпулю наматывают плетенку, а на другую – моно леску.
- Материал катушки.
Обычно катушки изготавливают из пластмассы или металла. Металлические катушки более дорогие, тяжелые, но они являются более надежными. Пластмасса дешевле, но она менее прочна. Также есть катушки, в которых сочетается металл и углепластик: корпус из металла, шпуля из углепластика. Углепластик и графит – достаточно прочные материалы, при этом имеют очень малый вес, за это очень ценятся рыболовами, однако они на порядок дороже пластмассовых или металлических аналогов.
- Материал механизмов также имеет огромное влияние на надежность катушки. Шестеренки должны быть хорошо обработаны, с минимальными зазорами. Наиболее прочными металлами являются латунь и бронза. Также шестеренки выполняют из сплава алюминия и цинка. В дешевых моделях «внутренности» изготавливают из пластмассы или из металла неизвестного происхождения, которых в лучшем случае едва хватает на один сезон, а в худшем – на одну-две проводки.
- Количество подшипников может быть до 15 штук. Вполне достаточно 4-6 подшипников. Они позволяют сделать работу механизмов более плавной и устойчивой.
Катушки без подшипников работают со сбоями и быстро приходят в состояние негодности. Обычно без подшипников делают дешевые катушки, детали у которых не самые качественные.
Чем больше подшипников, тем больше вес катушки и тем она дороже. Однако не стоит выбирать катушки по количеству подшипников, качественные катушки известных фирм с большим количеством подшипников будут стоить очень дорого, а китайский ширпотреп – дешево, если же сравнить качество тех и других подшипников, то китайские разваливаются достаточно быстро, и такие катушки прослужат вам гораздо меньше, чем более качественные катушки известных марок типа Mitchel или Shimano с гораздо меньшим количеством подшипников.
- Вес катушки в среднем варьирует от 200 до 500 грамм. Вес катушки имеет значение, если вы приобрели облегченный спиннинг. В этом случае нет смысла покупать тяжелую катушку. В остальных случаях этот параметр не имеет значения.
- Фрикцион также очень нужен в катушке. При сильных рывках может произойти обрыв лески. Но фрикцион этому препятствует. Бывает два вида фрикционных тормозов: передний и задний:
- Передний фрикцион – более удобный по расположению. С ним катушка компактнее и легче. Его проще настраивать и тормозное усилие по величине получается больше.
- Задний фрикцион подойдет для регулирования вываживания рыбы. Также замена шпули происходит значительно быстрее. Однако задний фрикцион имеет плохую особенность – он постепенно раскручивается и его приходится подкручивать.
- Тормоз может находиться в шпуле и в корпусе. Обычно тормоз размещен в шпуле, следовательно, для каждой шпули свой тормоз. Если тормоз располагается в корпусе, то он удобнее при вываживании рыбы.
Есть тормоза с двойной регулировкой – изначально задается базовое значение силы торможения, а при вываживании это значение можно регулировать с помощью специального рычага.
Новым видом тормоза является магнитный. Им управляет специальный контроллер. Торможение происходит гораздо быстрее, чем в обычных тормозах.
А при отсутствии тормоза удобно заниматься донной ловлей.
- Лесоукладыватель – отвечает за правильность укладывания лески при намотке ее на шпулю. Чем лучше он устроен, тем лучше будет качество намотки, а именно ее равномерность и ровность. Также на некоторых катушках ролик лескоукладывателя имеет напыление из нитрита титана (желтый цвет) что спасает леску от повреждения, а шнуры от преждевременного разлахмачивания.
- Система противозакручивания лески подразумевает под собой специальную форму ролика для укладки лески, которая позволяет уменьшить закручивание лески на 20-40%. Если у вас будет такая система, меньше шансов, что при забросе леска запутается.
- Система мгновенного стопора или антиреверс позволяет блокировать обратное вращение ротора катушки и ее ручки. Также очень полезная функция. Большинство катушек поддерживают эту функцию.
- Расположение ручки также может быть разным: справа или слева. Есть катушки, в которых можно менять положение ручки.
Для чего нужна графитовая шпуля?
Купив безынерционую катушку, открывая коробку, мы видим там вторую запасную шпулю. В 99% случаев, она из графита. Многие, особенно, начинающие спиннингисты, задают вопрос — для чего нужна вторая графитовая шпуля.
Что это такое?
Это цилиндрической формы деталь с углублением, которое заполняется леской. Из чего делается эта часть катушки. Два самых распространенных материла — это алюминий и графит. Основная, как правило, алюминиевая или из какого-то сплава, с добавлением того же алюминия, а запасная — графитовая.
Больше всего нас в любой безынерционной катушке интересует: бортик, вес и качество намотки лески. Бортик — это самая верхняя часть, с которой соприкасается леска или шнур при забросе. Считается, что этот бортик должен быть каким-то особо прочным, чтобы он не протирался плетеной леской.
Зачем нужна вторая шпуля из графита?
Есть три момента, в которых нам это важно:
- Первое, она нужна, когда у нас возникает необходимость во втором шнуре. Допустим, изменились условия рыбалки, и нам нужно забрасывать дальше. Переставляем шпулю на запасную графитовую, на которой намотан более тонкий шнур, и приманка полетит дальше.
- Второе, в процессе намотки для быстроты и удобства. С ней, намотка укорачивается вдвое. И вот, почему. В этом случае, намотка лески выглядит так. Мы ставим вторую, запасную и подматываем бэкинг до нужного уровня, а потом ставим новую и уже на нее сматываем леску. Бэкинг оказывается внизу, а основной шнур вверху. Когда у нас ее нет, придется использовать вторую катушку, т. е. операция с намоткой увеличится в два раза.
- Третье. Чтобы облегчить вес. Она на несколько десятков граммов легче, чем такая же, но выполненная из металла.
Можно ли полноценно рыбачить с графитовой шпулей?
У некоторых спиннингистов есть опасения — выдержит ли она рыбалку с плетеным шнуром. Тут можно обратить внимание на два момента: большая часть безынерционных катушек комплектуется запасными графитовыми или пластиковыми с алюминиевым бортиком. Но, есть катушки, в которых эта запасная часть полностью пластиковая. Так делается, чтобы удешевить стоимость.
Опасения, что шнур повредит бортик, напрасны. Все-таки, основная нагрузка приходится на ролик лесоукладывателя. Там, чаще всего, бывают пропилы. А пластиковый бортик если и будет стираться, то за огромное количество рыбалок. Скорее, внутренние механизмы придут в негодность, и нам придется выбросить катушку, чем сотрется бортик из графита.
Если подвести какой-то итог, то можно сказать, что вторая графитовая шпуля — полезная вещь. Она и леску поможет намотать, и вес облегчит, если нужно для правильного баланса снасти. Да и второй шнур на рыбалке иногда бывает просто нужен.
Ловим все
Все о ловле рыбы, снастях и оснастках
Корпус рыболовных катушек
Для качественной рыболовной катушки очень желательно, чтобы корпус был из металла – из дюралевых, магниевых сплавов и пр., в зависимости от того, сколько денег положим на эту проблему. Сейчас в основном делают из хороших марок алюминия. Тогда получается так, как мы любим – «хорошо, надежно, относительно недорого». Берешь в руку – маешь вещь, металл – это хорошо! Есть корпуса из синтетических материалов, которые часто делят на «пластиковые» и «углепластиковые».
Это деление условно, по большому счету, мало о чем говорит. Это как и в удилищах, где характеристика «уголь» вообще не о чем. Он может быть дешевым, трухлявым и классным, высокотехнологичным. Так в катушках. Корпус, декларируемый в рекламе как углепластиковый, может быть ничем не лучше или даже не хуже какого-то сверхдешевого капронового. При этом есть хоть и очень дорогие, но действительно шикарные «углевые» катушки из новых материалов, сделанные по новым технологиям.
У меня такая есть – в паре с качественными «потрохами» прекрасно работает. Наверняка «уголь» будет все шире применяться в изготовлении катушек, и не только корпусов. Но пока что «недорого и хорошо» здесь не получается – технологии достаточно сложные. Так что старое доброе «железо» — самое то. А вот со шпулей не столь важно, из металла она или из графита. Последний вариант в современном исполнении обязательно подразумевает шикарно спроектированный и качественный козырек – буртик, по которому при забросе трется леска, сбегая со шпули. Этот бортик должен быть обязательно из металла, обязательно с твердым покрытием, тогда никаких проблем с износом лесок-плетенок и с дальностью забросов.
А если шпуля графитовая? Есть у меня шведская катушка, ей 22 года, но уже тогда ставили графитовые шпули. Одна просто графитовая, вторая – с этим козырьком, то есть буртик закрыт металлическим кольцом. Много лет сравнивал работу двух шпуль. Вывод таков: можно ловить и без козырька, но с ним лучше.
Единственный недостаток графитовых шпуль – меньшая жесткость по сравнению с металлом. Это хорошо ощущается даже пальцами. В итоге шпуля может просто лопнуть под сдавливанием высохшей после рыбалки лески. Раньше такое было сплошь и рядом. Нынче эта болезнь только у самых дешевых изделий.
Так что нынче в этом проблемы нет. Есть она в другом – в изначально плохом качестве этого самого буртика в некоторых моделях. Или его механическом повреждении рыбаком, что наиболее часто случается уже с дюралевой шпулей. Случайно коснешься какого-то твердого предмета шпулей – о тот же борт металлической лодки, или случайно упадет на твердое, и может появиться на буртике забой. Тогда придется его качественно зашлифовывать, а это непростое дело. При глубоком повреждении – практически невозможно, и шпулю тогда придется отправить в топку.