Катушка для зимней удочки нельма

Инерционные катушки Нельма-Z

Инерционные катушки Нельма , появившись на российском рынке, возродили интерес к инерционкам. Тысячи спиннингистов с успехом используют эту модель в джиговой ловле, ловле на блесны и даже в ловле на рывковые воблеры. Кроме летней спиннинговой версии, «Русснасть» выпускает зимнюю модификацию под названием «Нельма-Z», которую так же с успехом можно применять для ловли в проводку поплавочной снастью. О плюсах и минусах применения в данном ключе стоит поговорить подробнее.

Дизайн устройства прост и лаконичен. На корпус нанесено стойкое к истиранию покрытие черного цвета. Корпус и барабан выполнены из прочного авиационного сплава. Поэтому высокие прочностные характеристики сочетаются с небольшим весом – всего 127 гр. Диаметр барабана модификации для зимы небольшой — 80 мм против 114 мм у летнего варианта.

В комплекте идет краткая инструкция, небольшая масленка и набор регулировочных шайб для тормозной колодки. Необходимость в последнем возникает в силу некоторых конструктивных особенностей катушки. «Нельма-Z» оснащена двумя видами тормозов. Это классический мертвый тормоз: трещотка и тормозная колодка с внутренней стороны барабана. Последняя деталь является оригинальным решением фирмы «Русснасть» и значительно расширяет возможности рыболова в управлении снастью. Тормозная колодка позволяет стопор ить механизм простым нажатием пальца на борт ик катушки в районе лапки. Причем степень торможения можно регулировать усилием нажатия. Таким образом, колодка не только дает возможность подсечки в любой момент проводки, но также может быть использована в качестве ручного фрикциона, позволяя на сильных рывках рыбы сдавать леску. Выполнена колодка просто – небольшой брусочек плотной резины. Поэтому она нуждается в точной калибровке. Для этого и пригодятся калибровочные шайбы из комплекта. Если тормозная колодка слабо отзывается на силу нажатия. Или же катушка п роворачивается при сильном нажиме на бортик, необходимо разобрать устро йство, о ткрутив осевой винт (внимание, левосторонняя резьба!). Снять колодку (фиксируется двумя винтами с наружной стороны) и подложить под нее регулировочную шайбу или две в зависимости от необходимой чувствительности. С двумя шайбами колодка может задевать край барабана даже без нажатия пальцем, что приводит к неправильной работе. Мертвый тормоз реализован в виде двухпозиционного рычажка. Рычажок достаточно тугой, чтобы привыкнуть к нему необходима некоторая практика. Катушка хорошо смазана из коробки, а два закрытых высококачественных подшипника обеспечивают невероятную легкость хода. Барабан вращается от легкого дуновения, что ставит «Нельму» в один ряд с высококачественными английскими катушками для проводочной ловли. Лучше всего «Нельма-Z» с очетается с болонской оснасткой при ловле на дальности до 20 м. Легкость хода позволяет даже с такой небольшой шпулей забрасывать легкие снасти на подобные дистанции.

Но главные преимущества инерционной катушки раскрываются во время проводки. Проводка осуществляется на выключенном мертвом тормозе. Большой палец правой руки, лежащий на бортике барабана, управляет вращением катушки и, при необходимости, стопорит ее тормозной колодкой. Не стоит увлекаться с длиной проводки — небольшой диаметр барабана «Нельмы-Z» означает низкую скорость подмотки. Зимнюю «Нельму» можно порекомендовать рыболовам, желающим расширить горизонт проводки маховой удочки. Или тем, кто не нуждается в дальнем забросе и подбирает для болонского удилища максимально легкую и миниатюрную катушку. А для более дальних забросов и длинных проводок — летнюю версию.

«Нельма-Z» — простая и надежная катушка. Однако механизм ее необходимо беречь от попадания песка. Между корпусом и барабаном имеется щель, через которую мелкие песчинки могут попасть внутрь и препятствовать свободному вращению барабана. Катушку несложно разобрать и почистить, но чтобы не терять драгоценных моментов рыбалки, удилище лучше ставить на стойки.

Читайте также:  Что лучше кастинг удилище

«Нельма КП 64-M1»: долгожданная малышка (обзор катушки)

Василий Афанасьевич Пилипчук, известный пропагандист ловли инерционными катушками и создатель ряда моделей «колес» с уникальными конструкторскими решениями, представил новую универсальную инерционку «Нельма КП 64-M1».

Нельма КП 64-М1

«Нельма КП 64-M1» — первая катушка, созданная Пилипчуком после того, как он «перестал иметь отношение к торговой марке „Русснасть”». Вообще-то, фактический размер «Нельм» виден из их названия: цифровой индекс — это диаметр барабана в миллиметрах. Тем не менее, надо положить (или поставить) 64-ю рядом с другими катушками конструкции Пилипчука, чтобы понять, насколько она маленькая.

Большая, маленькая и совсем маленькая

Прототипом 64-M1 была катушка КП 64, образцы которой Пилипчук демонстрировал на 44-й выставке «Охота и рыболовство на Руси» (6–9 сентября 2018, ВДНХ, Москва). Некоторое количество КП 64 было выпущено и поступило в продажу; рыболовам эти малышки понравились.

В отличие от тех первых 64-х, новые КП 64М1 обладают значительно большей универсальностью, которой они обязаны одному оригинальному конструкторскому ходу. Подробнее об этом ниже.

Устройство катушки

Итак, «Нельма КП 64-М1». Самая маленькая и самая легкая «Нельма», воплощающая, тем не менее, такие преимущества ее старших сестер, как легкость хода, феноменальная прочность, надежность и долговечность.

Корпус катушки (1) выполнен из того же алюминиевого сплава Д16Т, что и корпус 114-й модели, но конструкция его несколько упрощена, поскольку 64-я гораздо меньше и нагрузки не столь велики. Здесь он цельноточеный, без стальной втулки для крепления оси барабана. Корпус анодирован и покрыт черной эмалью горячего отверждения с «шагреневой» структурой, придающей катушке, на мой взгляд, профессиональный внешний вид.

Лапка (2) катушки соединена с корпусом заклепками.

Катушка снабжена отключаемым стопором обратного хода на основе храпового механизма. Храповое колесо (3), выполненное из легкого сплава и имеющее черное покрытие, одновременно прикрывает с внутренней стороны барабана подшипниковый узел; крепящие его два винта ввернуты в накладку на наружной стороне барабана.

Поскольку головки винтов теперь не видны снаружи, они могут быть стандартными и нет необходимости подгонять их под внешний вид наружной накладки, как это приходилось делать у прежних «Нельм», или думать о том, какие шлицы выбрать. Теперь, когда головки винтов находятся внутри катушки, этой проблемы больше не существует.

Нет снаружи головок — нет и проблемы!

Рычаг с собачкой (4) стопора обратного хода и его ось изготовлены из высокопрочной углеродистой стали с защитным покрытием. По замыслу производителя, на рычаг надевается силиконовый кембрик (5), защищающий палец от контакта с металлом. Используя кембрики разных цветов, можно создавать тем самым отличительные признаки катушек, если в арсенале имеется несколько одинаковых шестьдесят четвертых.

Пружина (6), изготовленная из нержавеющей пружинной стали, вставлена не прямо в корпус катушки, а в специальный упор (7) — точеный, стальной, с защитным покрытием. Надо полагать, что и простого отверстия в легкосплавном корпусе катушки в данном случае хватило бы надолго, но «Нельмы» сделаны, как говорится, на века, и это один из тех мелких штрихов, которые дополняют общую картину «неубиваемой» катушки.

Благодаря своей оригинальной конструкции стопор очень прост и очень надежен. Рычаг переключается мягко, но четко, с негромким, сочным щелчком; усилие переключения можно изменять, слегка подгибая пружину.

Читайте также:  Воблер jaxon karas 11f

При включенном стопоре катушка вращается с громким треском и немалым усилием, даже если пружина подогнута, и длительного подматывания лески в таком режиме лучше избегать.

Барабан катушки выполнен по тому же принципу, что и барабаны более крупных «Нельм», по форме отверстий близок к барабану моделей Z. Его щечки вырублены из листа алюминиевого сплава (дюралюминия) марки Д16Т, отличающегося сочетанием высокой прочности и пластичности, и соединены цилиндрическими стойками, выточенными из прутка; острые кромки щечек заглажены. Толщина наружной щечки составляет 1,2 мм, внутренней — 0,8 мм. Детали барабана анодированы и в стандартном варианте покрыты матовой черной эмалью, не дающей бликов.

У модификации Luxe барабан двухцветный; анодирование с хроматным наполнением дает приятный для глаза зеленоватый оттенок и отличается высокой стойкостью.

Масса барабана (включая все вращающиеся детали, но исключая ось, втулку, шайбу…) составляет 38 г. Поскольку катушка не рассчитана на участие в забросе приманки, то ни масса барабана, ни его инерционность особой роли не играют.

Оси рукояток совмещены со стойками барабана.

Рукоятки эргономичные, удобные, фигурные, из черной пластмассы, как и на других «нельмах». Сверху закрыты заглушками из маслостойкой резины (8).

Подшипниковый узел шестьдесятчетверки представляет собой чуть уменьшенную копию узла «большой Нельмы»: если у КП114 шарикоподшипники имеют размеры 5х13х4, то у КП 64-М14х11х4.

Использованы высококачественные шарикоподшипники закрытого типа.

Гайка, фиксирующая ось барабана, выполнена облегченной, весит всего 3,5 г. На ней указано направление отвинчивания, а также тип катушки: L или R (левосторонняя, правосторонняя).

Теперь об изюминке КП 64-М1. У ее прототипов леску полагалось наматывать на барабан только в одну сторону. Намотаешь в противоположную — и под нагрузкой при работе может отвинтиться гайка оси барабана. Здесь эта проблема решена. В ось вставлен штифт.

Маленькая деталь, но большая разница

И при установке барабана этот штифт входит в специальную прорезь. Таким образом катушка стала более универсальной.

Прорезь для штифта

КП 64-М1 поставляется в коробке из тонкого картона. Сверху на коробке черным по белому написано название «Нельма», на боковых гранях размещена различная информация. Внутри кроме самой катушки находится флакончик с маслом, руководство по эксплуатации, а также гарантийный талон (предоставляется пятилетняя гарантия).

Простая белая коробка, инструкция и флакончик с маслом

По мнению Василия Афанасьевича, тратиться на более дорогую коробку, чехлы и т.д. в стандартной комплектации не имеет смысла. Вы получаете именно профессиональный инструмент в соответствующей его профессиональности упаковке — без рекламной составляющей. Товар для тех, кому он нужен и кто понимает, что к чему. Следуя этой логике, я бы убрал, однако же, и надписи с боковых граней коробки.

В то же время, планируется выпуск подарочных наборов в пластиковой коробке, куда будут входить сразу две катушки в разном цветовом исполнении на выбор покупателя.

Впечатления

Мысль выпустить «мини-нельму» оказалась, по всей видимости, удачной. Одной из характерных особенностей русской рыбалки является удивительно высокая популярность в широких кругах рыболовов маленьких инерционных катушек, причем при ловле не только со льда, но и по открытой воде. Маленькие «проводочные катушки», не имеющие к классической речной проводке с катушкой никакого отношения, были во времена СССР главной катушкой поплавочника, да и сейчас очень многие удильщики ставят их на свои длинные «телескопы». В таком случае катушка выступает просто как хранилище лески, и малый диаметр барабана только кстати: в отличие от здоровенного проводочного «колеса» английского типа, маленькое «колесико» почти не ощущается на удилище и за счет своей компактности, и за счет меньшей массы.

Читайте также:  Пожелания удачной рыбалки прикольные

Поэтому Пилипчук с полным правом мог написать в «Руководстве по эксплуатации», что «универсальная катушка „Нельма КП 64-М1” предназначена для ловли рыбы поплавочной удочкой, летней мормышкой с боковым кивком, а также для отвесного блеснения со льда и с лодки».

«Проводочные катушки», обретавшиеся на прилавках рыболовных магазинов времен Советского Союза, были сработаны грубо, выглядели неважно и производили впечатление самых дешевых и низкокачественных детских игрушек. Не лучше и низкопробный китайский ширпотреб, в больших количествах поступающий в Россию сегодня. Ни высокой прочностью и надежностью, ни удобством в эксплуатации вся эта продукция не отличалась и не отличается. И тем рыболовам, кто хочет катушку простую и маленькую, но не игрушечную, а настоящую, можно как раз порекомендовать обратить внимание на КП 64-М1.

Идея в ней заложена та же, что и в других «нельмах»: профессиональный инструмент, чуть ли не вечный и невероятно прочный. Никаких микки-маусовских финтифлюшек, никакой айфончиковости, никакой одноразовости. Серьезный аппарат для серьезных мужиков, а не гламурненькая катушечка для заек. В то же время, его приятно взять в руки, им приятно и удобно ловить.

Когда Пилипчук применительно к 64-й говорит о «допустимой статической нагрузке 10 кг», он имеет в виду вот что:

Можно приложить к барабану усилие в 10 кгс — и ничто не согнется, не сломается и не треснет.

Что касается расположения катушки на удилище (удильнике) и работы с нею, то каждую из двух модификаций шестьдесятчетверки теоретически можно использовать восемью различными способами (итого получаем шестнадцать различных вариантов). Рассмотрим левостороннюю модификацию (L). Если мы будем держать удилище катушкой вниз, а барабан вращать левой рукой, то рычаг стопора будет спереди и для подматывания лески по часовой стрелке стопор надо будет выключить, а при включенном стопоре сильная рыба сможет сматывать леску через трещотку. Если же подматывать против часовой, то крутить получится и с трещоткой, а вот сдать леску можно будет, только выключив стопор.

Можно перевернуть катушку таким образом, чтобы она оставалась под удилищем, но рычаг оказался сзади. Тогда удилище придется держать левой рукой, а барабан вращать правой. И все будет наоборот.

А если держать катушку над удилищем, то все будет наоборот. И уж совсем наоборот все будет с правосторонней модификацией (R).

Зимой «Нельма КП 64-M1» интересна в первую очередь блеснильщикам. Она компактнее и заметно легче «зимней Нельмы» с 80-миллиметровым барабаном (различные модификации Z).

Есть у маленького диаметра катушки и недостаток. Она медленная. Если подматывать леску катушкой, а не выбирать ее руками, то крутить приходится очень и очень быстро.

Кроме того, надо иметь в виду, что вываживание рыбы катушкой без тормоза и без подтормаживателя барабана требует определенных навыков. Если у 114-й есть тормозная колодка и подтормаживатель, то здесь приходится целиком полагаться на пальцы рук.

Факты

Марка: «Нельма» (Россия)
Модель: «Нельма КП 64-M1»
Номинальная масса: 74 г
Фактическая масса: 74 г
Шарикоподшипники: 2
Диаметр барабана наружный: 64 мм
Масса барабана: 38 г (с вращающимися деталями)
Расстояние между рукоятками: 45 мм
Номинальная емкость: 100 м 0,30 мм
Страна производства: Россия
Ориентировочная цена: уточняется.
Образцы предоставлены: ИП Пилипчук В.А., г.Реутов
В двух словах: высококачественный инструмент.

Автор: Дмитрий Баличев
Фото автора

Оцените статью
Adblock
detector