Катер для подводной охоты

Лодка для дайвинга: как выбрать и оборудовать?

В большинстве случаев катер или лодка для дайвинга в ассортименте производителей маломерных судов – не более, чем маркетинговый ход для привлечения категории аквалангистов. Только при достаточном опыте погружений на внутренних водоемах РФ и в прибрежной морской зоне можно правильно оборудовать лодку под решение конкретных задач.

В компании Вятбот подбором и комплектацией маломерных судов занимаются квалифицированные профессионалы. При необходимости катер будет спроектирован под индивидуальные требования без значительного увеличения себестоимости.

Нюансы эксплуатации лодки с аквалангистами

Существует несколько разновидностей дайвинга для решения различных задач:

  • подводная охота – различная глубина, вооружение аквалангиста ружьем или гарпуном;
  • поиск – подводных пещер, затопленных архитектурных раритетов, затонувших судов и кладов;
  • работа – очистка дна водоема, подъем кораблей, прокладка коммуникаций;
  • отдых – съемка обитателей водоемов и подводного ландшафта.

Соответственно, один и тот же внутренний водоем обычно не удовлетворяет условиям всех указанных категорий ныряльщиков. Поэтому акваланги, костюмы, оборудование, людей и лодку необходимо транспортировать, порой на очень солидные расстояния. Добраться к местам погружения по воде бывает или невозможно, или слишком дорого.

Выбор маломерного судна для погружений под воду по характеристикам

Основными параметрами лодки/катера традиционно являются:

  • габариты – длина, ширина в миделе и на корме;
  • обводы корпуса – килеватость, тип днища и осадка;
  • мореходность – остойчивость, режим движения и дистанция удаления от берега;
  • тип судна – наличие надстроек и рубок, кают и рецессов, кринолинов и палубы;
  • двигатель – мощность, стационарность, вид горючего.
Читайте также:  Тома клэнси охота за красным октябрем 1984

В силу эксплуатационных особенностей маломерные суда обычно выбирают по следующим критериям:

  • небольшие размеры для перевозки на прицепе силами обычного автомобиля В класса;
  • наличие каюты, рубки или дуг с ходовыми, стояночными тентами;
  • комплектация рундуками, якорными отсеками и трансформируемыми палубами;
  • пассажировместимость от 4 человек.

Другими словами, обычно до интересующего водоема аквалангисты добираются по суше. Дистанция заплыва небольшая, за исключением затопленных кораблей, которые могут находиться на значительном удалении от береговой кромки.

Подводная охота на реках РФ обладает спецификой:

  • малые глубины;
  • течение;
  • ограниченная видимость.

Оптимальным вариантом для подобных условий становятся алюминиевые плоскодонки, Джонботы и Бударки. Однако при значительной ширине маломерного судна его сложно перевозить на прицепе.

Универсальным и многозадачным маломерным судном считается стеклопластиковый катер с корпусом тримаран:

  • он имеет малую осадку;
  • оснащается мощным двигателем;
  • имеет глиссирующий режим передвижения;
  • абсолютно непотопляемый, даже при получении больших пробоин;
  • существуют варианты с рубками и каютами;
  • рецессы и кокпиты оснащены водосливными системами.

На тримаране можно быстро добраться до места погружения, надежно зафиксировать судно на акватории, обеспечив безопасность ныряльщиков. Даже на высокой волне тримаран стоит, как на асфальте, внутри нет качки. Внушительное внутреннее пространство позволяет отдохнуть пловцам после солидных физических нагрузок. В кокпит помещается оборудование для дозаправки баллонов, буйки и запас топлива в канистрах.

Изначально катера комплектуются навигационными огнями, леерами, веслами и прочими элементами безопасности. Кринолины и мостики обеспечивают удобный спуск в воду и выход из нее на борт лодки.

В условиях мелководья и не приспособленного для швартовки берега особенно актуальны лодки из морского алюминия. Этот конструкционный материал не подвержен электрохимической коррозии, корпус собран методом сварки без заклепок, оборудован многочисленными компенсаторами плавучести.

Алюминиевые листы не изнашиваются о песчаное дно, не боятся механических повреждений при прохождении порогов. Судно весит легче стеклопластиковых аналогов, соответственно, прицеп с катером можно перевезти на седане или хэтчбэке, а не только полноприводном внедорожнике.

Специальное оборудование для дайвинга

Существует специальная международная символика, обеспечивающая безопасность аквалангистов при погружении с борта маломерного судна. В момент нахождения под водой, хотя бы одного пловца, на борту поднимается флаг красного цвета с диагонально расположенной белой полосой.

На акватории устанавливаются буйки красного цвета с аналогичными флажками. Проходящие катера держат дистанцию от 15 м и сбавляют скорость при прохождении мимо такого судна. Основным оборудованием аквалангистов является компрессор для подзарядки баллонов. Агрегат запитывается от бортовой сети судна, обладает небольшими размерами, помещается в небольшую моторную лодку.

Во время ночных погружений безопасность пользователей напрямую зависит от качества навигационных огней. Поэтому приобретать бортовые, круговые, топовые и комбинированные огни лучше у производителя маломерных судов. Аналогичная ситуация со спасательными жилетами, поскольку в большинстве сурпермаркетов продаются не подходящие под эту категорию страховочные жилеты без запаса плавучести, свистка и осветительного прибора с аккумулятором, непонятного цвета без светоотражающих элементов.

Таким образом, во избежание штрафов контролирующих органов ГИМС и обеспечения безопасности пользователей подбор маломерного судна для погружений с аквалангом лучше доверить специалистам компаний, выпускающим катера и моторные лодки.

Комплектация необходимым оборудованием в момент покупки обходится значительно дешевле тюнинга катера собственными силами. Не возникает проблем с техосмотром, обслуживанием и межсезонным хранением.

Преобрести товар можно в нашем магазине.

Форум Тетис

Ведущий форум о рекреационном и техническом дайвинге, подводной охоте и фридайвинге

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

Правильный катер для коммерческого дейли-дайвинга

— два выхода в день на местные дайв-сайты
— переходы не далее 20-30 миль от порта
— кол-во дайверов — 8-10
— рабочая акватория — океанский залив.

Я бы хотел услышать любые соображения, личный опыт, советы, ссылки относительно ТТХ катера.

CapitanBlack писал(а): Задачи:

— два выхода в день на местные дайв-сайты
— переходы не далее 20-30 миль от порта
— кол-во дайверов — 8-10
— рабочая акватория — океанский залив.

Я бы хотел услышать любые соображения, личный опыт, советы, ссылки относительно ТТХ катера.

http://kateratut.narod.ru/proekt/376.htm . 68 футов

Не. я имел в виду что-то типа:

лучше конечно если 33-36 фута, но это удорожает весь проект. Мои соображения пока такие:

— полностью алюминиевый корпус.
— лучше если катамаранного типа (multihull) — для лучшей остойчивости.
— inboard дизельные двигатели — 2 шт. Скорость нам нафиг не нужна — нужна экономичность.
— общая надстройка (каюта), где можно посидеть и согреться между дайвами. Погода тут бывает . очень разная в течении дня. Особенно зимой.
— достаточно большая задняя палуба, где крепятся баллоны и одевается снаряжение.
— джамп-дек с опускаемым дайверским трапом и свободным доступом с задней палубы.

CapitanBlack писал(а): Задачи:

— два выхода в день на местные дайв-сайты
— переходы не далее 20-30 миль от порта
— кол-во дайверов — 8-10
— рабочая акватория — океанский залив.

Я бы хотел услышать любые соображения, личный опыт, советы, ссылки относительно ТТХ катера.

#5 Сообщение CapitanBlack » 09-08-2009 11:55 —> Добавлено: 09-08-2009 11:55 Заголовок сообщения:

Вопрос у меня есть по water jet приводу для малых моторных судов — типа таких:

Ставятся в принципе на любую лодку.

Сплошные преимущества перед обычным пропеллером — маневренность, безопастность для дайверов и морских обитателей и прочее.

Есть у меня смутное подозрение что за, это придется платить весьма повышенным расходом топлива. Так ли это?

#8 Сообщение valery » 09-08-2009 13:05 —> Добавлено: 09-08-2009 13:05 Заголовок сообщения:

А что мешает винт в насадке поставить ?

Водомет хорош для мелководья, а у вас условия эксплуатации — вроде как «океанский залив».

#9 Сообщение Сэнсэй » 09-08-2009 15:36 —> Добавлено: 09-08-2009 15:36 Заголовок сообщения:

Хорошее дело! Только вот вопрос будет — доходность. 10 человек не то количество, которое дает хороший доход. если конечно не завышать ценник. Впрочем: хозяин барин! Если хотите совет, вот он:

КБ. полностью алюминиевый корпус.

С. Не лучшее решение для малого судна. Достаточно дорого и преимущества его в таких размерах перед стеклопластиком — минимальные. Эксплуатационные расходы алюминий увеличивает. Мое мнение — нет смысла.

КБ. лучше если катамаранного типа (multihull) — для лучшей остойчивости.

С. У вас видимо не совсем правильное представление об остойчивости. На таких размерениях остойчивость ДИНАМИЧЕСКАЯ будет практически одинакова, остойчивость статическая у катамаранов ДАЖЕ СЛИШКОМ высока, если это не корпус динамическим подпором — но тогда она почти такая же как и у монохола. Угол заката у катамарана меньше чем у монохола — для малых размеров и низких скоростей это вам почти ничего не даст. Единственное преимущество — обитаемость: это конечно плюс для малой лодки. Но есть еще одно соображение: выссота волны в районе использования. Для морского плавания высота моста Кэта должна быть приличной. либо он будет узким и приемущество по обитаемости смажется. Мое мнение — не стоит свечь.

КБ. inboard дизельные двигатели — 2 шт. Скорость нам нафиг не нужна — нужна экономичность.

С. О каком диапазоне скорости идет речь? Если корпус глиссирующий, дизеля на таких размерах судна сожрут половину полезного объема и увеличат паразитную массу: во первых за счет веса самих моторов, во вторых — за счет массы топлива, которого нужно будет больше. Последнее соображение: такие двигатели не конвертируются на газ. вернее конвертация преступно дорогая. Лучше иметь двигатели легко конвертируемые на газ — четырехтактные EFI. Кроме того они заметно экономичней на режимах эксплуатации МАЛОГО судна в режиме лиссирования. Мое мнение: нет смысла.

КБ. общая надстройка (каюта), где можно посидеть и согреться между дайвами. Погода тут бывает . очень разная в течении дня. Особенно зимой.

С. Это хорошая мысль — каюта должна быть полного профиля с двумя зонами — «мокрой» и «сухой». Единственно — это трудно вписать в 10 метров. Вот тут катамаран даст видимое преимущество. при всех своих недостатках.

КБ. достаточно большая задняя палуба, где крепятся баллоны и одевается снаряжение.
— джамп-дек с опускаемым дайверским трапом и свободным доступом с задней палубы.

С. Ну вот и задача по эргономике: джамп-дек — ндля 3-х человек — 1 метр. Далее задняя палуба — на 2х6 человек — 6Х0,8м= 5 метров. Каюта на 6х2 — еще 5 метров. Таранный отсек макс 2 метра. Всего вышло 12 — 13 метров. Вот мой катер с такими характеристиками как вы запросили — гляньте фото. Длинна 11 метров. Правда у меня каюта минимальная — только гальюн и спальник на 3х человек. там обычно едет снаряга в сумках. Мой совет: монокорпус, стеклопластик, подвесные моторы — четырехтактние EFI — низкооктановый бензин или газ. Можно конечно дизеля — Янмар (Yanmar)- эти хоть и дороги, но шибко близки к бензиновым по параметрам. только они датут минимальную высоту задней палубы. Ну или Вольво. В противном случае лодка будет шибко «горбатая».

Глянь у Джапов. у них много лодок такого типа. Их называю Fishboat — рыбаки. Но характеристики у них именно такие как нужно для дайвинга. Ппосто, надежно, не дорого, мореходно и эстетично.

А вообще: это правильная мысль — вначале обсудить, а потом врюхаться уже в стройку или конвертацию. Большинство вначале предпочитает врюхаться.

Моторная лодка для подводной охоты

#1 SMasters

  • Основной экипаж
  • 12 сообщений
    • Из: Ижевск

    Сообщение отредактировал SMasters: 22 июня 2010 — 18:37

    #2 Скорпион

  • Капитан
  • 4 038 сообщений
    • Из: Москва

    Всем доброго времени суток!
    Мужики, мучают муки выбора — помогите! Нужна небольшая лодка для подводной охоты. Лодка должна быть в первую очередь остойчива потому, как придется постоянно десантироваться за борт. Нужна приличная скорость для быстрых перемещений по акватории, двигатель 20-30л.с.(если 15л.с., то лучше — экономичнее) — не более, пассажировместимость 3 человека и 100кг. груза.. Плавание в основном по водохранилищу, где бывает приличная волна.
    Перелопатил гору литературы, но остановиться на каком либо проекте не хватает знаний и самое главное 0 опыта. Руки и мозги на месте. Построить по готовым чертежам не проблема(ну, скажем не очень большая). Строить планирую, конечно из фанеры, но вариант сварной из АМГ тоже не отвергаю.
    Помогите советами, люди добрые!

    #3 SMasters

  • Основной экипаж
  • 12 сообщений
    • Из: Ижевск

    Как самый добрый на этом форуме , позволю посоветовать РиБ метров 3 — 4. При плюхании за борт в снаряге и главное при выползании обратно опракидывание исключено и грузоподъёмность приличная , моторчик до 30 сил с задачей справляется. Пользуемся для этих целей РиБ «Гранд», очень удобно.

    #4 Скорпион

  • Капитан
  • 4 038 сообщений
    • Из: Москва

    По поводу РиБа согласен, но построить хочу сам нормальную лодку для хранения на стоянке у берега. Есть надувнуха 3,6м и двигло 10л.с. Чесс слово — задолбало собирать и разбирать этот . дон. Особенно, когда охотишься всего часов 5-6 в неделю.

    Прикрепленные изображения

    #5 SMasters

  • Основной экипаж
  • 12 сообщений
    • Из: Ижевск

    РиБ уже два года не разбирал , РиБ он же не весь резиновый, а потом его ж раз разобрал и пипец.Потому и предложил РиБ а не надувнушку.

    #6 Скорпион

  • Капитан
  • 4 038 сообщений
    • Из: Москва

    Да я ж понимаю о чем речь , но мне нужен проект для самостоятельной постройки лодки из фанеры.

    #7 Циклон

  • Капитан
  • 4 403 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: Диван

    #8 SMasters

  • Основной экипаж
  • 12 сообщений
    • Из: Ижевск

    #9 Краснощеков Евгений

  • Инженер
  • 7 236 сообщений
    • Из: Астрахань
    • Судно: Бударка

    #10 Wargas

  • Основной экипаж
  • 2 сообщений
    • Из: Волгоград

    Всем доброго времени суток!
    Мужики, мучают муки выбора — помогите! Нужна небольшая лодка для подводной охоты. Лодка должна быть в первую очередь остойчива потому, как придется постоянно десантироваться за борт. Нужна приличная скорость для быстрых перемещений по акватории, двигатель 20-30л.с.(если 15л.с., то лучше — экономичнее) — не более, пассажировместимость 3 человека и 100кг. груза.. Плавание в основном по водохранилищу, где бывает приличная волна.
    Перелопатил гору литературы, но остановиться на каком либо проекте не хватает знаний и самое главное 0 опыта. Руки и мозги на месте. Построить по готовым чертежам не проблема(ну, скажем не очень большая). Строить планирую, конечно из фанеры, но вариант сварной из АМГ тоже не отвергаю.
    Помогите советами, люди добрые!

    #11 jeeet

  • Инженер
  • 2 748 сообщений
    • Из: Mars

    Нужна небольшая лодка для подводной охоты. Лодка должна быть в первую очередь остойчива потому, как придется постоянно десантироваться за борт. Нужна приличная скорость для быстрых перемещений по акватории, двигатель 20-30л.с.(если 15л.с., то лучше — экономичнее) — не более, пассажировместимость 3 человека и 100кг. груза.. Плавание в основном по водохранилищу, где бывает приличная волна.

    Прикрепленные изображения

    #12 RW3ABU

  • Основной экипаж
  • 89 сообщений
    • Из: moscow

    Кстати. У меня есть вот такое: 3,5х1,4м, 20-25 л.с. (до 30 принципиально), должен пристойно для своих размерений (!) ходить в волну и показывать не самую плохую скорость. Главное — остойчив при всём этом. Разворачивается, т.е. можно стоить из фанеры. Только на стапеле! При определённых обязательствах по постройке — дам выкройки, чертежи или ординаты шпангоутов и спецификацию набора.

    Сообщение отредактировал RW3ABU: 24 августа 2010 — 20:18

    #13 Скорпион

  • Капитан
  • 4 038 сообщений
    • Из: Москва

    ИМХО
    с килеватостью Вы промахнулись,продольный редан на стенке туннеля явно высоко,наличие поперечного редана а ля CLASS ONE едва ли целесообразно.
    кстати подобные корпуса собираются без стапеля,на лонжеронах(то биш, стенках туннеля)
    2 SMasters
    для охоты как и для дайвинга РИБ оптимален,т.к.имеет низкий и что важно мягкий борт.

    Вот и я говорю РиБ.Правда в другой теме цепллял это видео .

    #14 jeeet

  • Инженер
  • 2 748 сообщений
    • Из: Mars

    с килеватостью Вы промахнулись

    Там всего-навсего 22,5 градуса на редане. согласен, это совсем не много при ширине по скуле 390мм, но и увеличивать не резон — при полной нагрузке под 20-сильным ПЛМ с серийным винтом нужно обеспечить выход на глиссирование. Отсюда и очень умеренная статическая нагрузка.

    продольный редан на стенке туннеля явно высоко

    Какие все глазастые , но вот тут — я призадумался.

    Да, на ТЧ ещё детали не хватает, к тому же (обтекателя-кормовой лыжи).

    наличие поперечного редана а ля CLASS ONE едва ли целесообразно

    К сожалению поперечный редан необходим, хоть он серьёзно усложняет постройку (особенно его канал вентиляции). Параллели с C1, S- или O-классами тут не проходят, имеем совсем иное соотношение между аэро- и гидродинамическими силами поддержания, с относительно незначительной аэродинамической «разгрузкой», другую компоновку (т.е. положение ЦДа и ЦДг к ЦТ). и нужно обеспечить достаточную стабильность на волнении с большей высотой (относительной, к длине/водоизмещению лодки). Вот и появились поперечный редан, вертикальный клиренс 250мм от ОЛ, носовая часть тоннеля характерная.

    кстати подобные корпуса собираются без стапеля,на лонжеронах(то биш, стенках туннеля)

    Это удобно (можно вертеть корпус при сборке для доступа к узлам), но требует весьма высокой квалификации и опыта от строителя, потому для рядового рукодельщика предпочтительнее классический стапель.

    Хотя я больше намекал на неприемлемость в данном случае СиС.

    для охоты как и для дайвинга РИБ оптимален,т.к.имеет низкий и что важно мягкий борт.

    Мелкие и совсем мелкие «рыбчеги», как правило, имеют умеренно килеватый корпус и сильно выступающие за габарит скулы баллоны, что никак не улучшает поведение на короткой волне с крутыми склонами (например, на мелководных водохранилищах, лиманах, том же Азове. ) — был у меня двухгодичный опыт использования 3,7м «рыбчега» как тузика. разве что кранцы не нужны , а так — баловство одно.

    Однозначно предпочтительнее была бы лодка увеличенных размерений, но тогда не будет соблюдаться условие топикстартера по желаемой мощности ПЛМ.

    #15 RW3ABU

  • Основной экипаж
  • 89 сообщений
    • Из: moscow

    2jeeet
    м.б. я ошибаюсь, просто я занимаюсь чисто гоночными лодками давно и у меня сложился некий стереотип,а я, вот так ,с ходу, позволяю себе судить о Вашем проекте не зная ни веса экипажа,ни высоты волн,мощности двигателя и пр.параметров

    1 я имел ввиду , что килеватость велика
    2 назначение продольного редана — предотвратить замывание стенки тоннеля т.е. 40-50 мм. от ОЛ
    3 .
    4 особая квалификация не требуется надо просто знать и соблюдать технологию,она несколько отличается от общепринятой. но Ваши обводы безумно не технологичны,почему не использовать накладные реданы7
    5 ехать с приличной скоростью по приличной волне, на чем то короче 8 метров- это мазохизм.и тут я с Вами согласен.
    ЗЫ
    тема чужая, продолжим ,если есть желание,в другом месте или в личке.

    Сообщение отредактировал RW3ABU: 26 августа 2010 — 20:53

    #16 jeeet

  • Инженер
  • 2 748 сообщений
    • Из: Mars

    если есть желание,в другом месте или в личке

    #17 Savage

  • Капитан
  • 12 195 сообщений
    • Из: Ленинград

    Оцените статью