Касим девлеткильдеев башкир охотник

Народная галерея художников Башкирии

Знакомьтесь с творчеством, голосуйте за любимые картины!

+7-905-359-33-39

+7-963-237-21-86

mail@artrb.ru

Художник Касим Девлеткильдеев (1887–1947 гг.)

Первый из башкирских художников

Художник Касим Девлеткильдеев (1887–1947 гг.)

«Выявления культуры так же многообразны, как бесчисленны многообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они как истинные ветви священного дерева, корни которого держат мир.»

Касим Девлеткильдеев великолепно понимал это, и вся его жизнь – тому пример.

Не хочется оправдывать наше равнодушие и незнание родной культуры и истории бешеным ритмом нашего времени, своими рутинными проблемами и глобальными катаклизмами, которые не дают внимательно вглядеться в прошлое, видимое уже как бледный, полузабытый сон.

Его называют основоположником башкирской живописи (а в Татарии – и татарской). «В жизни его не было ни одной фальшивой ноты», – скажет о нем скульптор Т. Нечаева. Он же стал и первым учителем и создателем целой плеяды башкирских художников самых разных направлений и стилей. Прожил довольно долгую жизнь, несмотря на неважное здоровье. Дружил с актерами и поэтами, и они посвящали ему стихи. Эпохальные события, переломные моменты нашей истории проходили перед ним не на экране кинопроектора – он бросался в самый водоворот жизненных трудностей и сделал для культуры республики, а значит – и всей страны, невероятно много. И сделал это для нас, неизвестных потомков, в глубокой уверенности важности своей работы.

«Южный Урал», Касим Девлеткильдеев, 1931, холст, масло

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев родился в деревне Кугуль (Марьино) Благоварского района в обедневшей дворянской семье (отец – татарин, мать – башкирка). С детства рисовал с упоением, чем попало и на чем попало. Близкие поразились однажды, как он расписал печь прекрасным панно с цветами. Его влекли природа, цветы и… цирк: срисовывал с журналов, передавая сложную динамику и грацию танцовщиц, наездниц, акробатов; это была его первая самостоятельная школа.

После смерти отца (Касиму было 7 лет) семья – мать и сестры – переехала в Уфу. О своем детстве он вспоминал как о бесцветных годах, проведенных в бедности, тяготах и заботах. Страсть к рисованию и черчению привела его в изокружок, хотя по заповедям Корана мечта стать художником казалась недосягаемой. После окончания гимназии Касим продолжил учебу в Казанской учительской школе. На 22-м году ему удалось уехать в Петербург и поступить в художественно-промышленное училище барона Штиглица (позже – Мухинское училище). За один год он сдал программу четырех отделений училища. В 1914 году Касим окончил училище с педагогическим и декоративным уклоном по классу стенной живописи (вспомним расписанную в детстве печку). Преподавал в Серпухове и Петербурге графические искусства, сам учился в частных мастерских, даже поступил в Петербургскую Академию художеств, но по слабости здоровья и семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Уфу.

Мощная петербургская школа не могла не повлиять на развитие таланта Касима Девлеткильдеева. В 1917 году он примкнул к уфимскому художественному кружку, членами которого были такие известные художники, как Ю.Ю. Блюменталь, П.М. Лебедев, А.Э. Тюлькин, Д.Д. Бурлюк и другие яркие творческие личности. Несмотря на труднейшую обстановку в стране, в 1919–1921 гг. в Уфе начался небывалый взлет искусств. Повсюду открывались изостудии, в здании бывшего коммерческого училища (ныне Авиационный техникум) был создан рабочий клуб им. Ленина с художественной студией, создателем и преподавателем которой стал Касим Салиаскарович. Затем были долгие годы преподавания в Театрально-художественном училище (УУИ).

«Башкир Ибрагим», Касим Девлеткильдеев, 1928, бумага, уголь, белила, 45х36

«Крыльцо башкирской избы», Касим Девлеткильдеев, 1928, бумага, акварель

Как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины Касим Девлеткильдеев с 1921 года ездит в экспедиции (Туркестан, Южный Урал, Башкирия), собирая экспонаты для музея народов Востока. Сколько он привозит новых впечатлений, зарисовок и акварелей! Пейзажи, портреты простых селян и знаменитых художников, поэтов (в том числе Мустая Карима)… В одной многофигурной композиции был запечатлен и великий Пушкин («Пушкин среди башкир»). В поездках по башкирской глубинке Девлеткильдеевым написаны картины «Тубинский рудник», «Южный Урал», «Баймакский завод» и то трепетное произведение, ставшее классикой башкирского портрета, о котором скажу чуть позже. В годы Великой Отечественной он пишет картины «Хлеб фронту», «За Родину», а в военном госпитале – портреты бойцов кавалерийской дивизии, поддерживая боевой дух воинов. В эти времена ему, как и всем, приходилось очень нелегко, подводило здоровье, но и больным он не выпускал из рук кисть, верный своей любимой акварельной технике.

Читайте также:  Чучела машущие крыльями для охоты

Остановимся подробнее на картине «Девочка-башкирка в голубом». Касим Салиаскарович встретил ее в деревне Усман-Гали под Белорецком, случайно зайдя в избу и сразу поняв, что просто не может не изобразить ее. Долгое время считалось, что это – собирательный образ башкирской девочки-подростка. Светлое, не по летам серьезное, лицо, особая искренность и нежность исполнения производили и производят сильное впечатление на зрителя. Интересно, что в одной из экспедиций, уже по следам поездок Девлеткильдеева, нашлась та самая героиня картины – Марьям Юмагулова, уже мать пятерых детей, о чем рассказала искусствовед Валентина Сорокина. И вот как знаменитая башкирочка описывает встречу с художником, высоким шутливым человеком, написавшим ее портрет «в один присест»: «Сидела на хике в своем нарядном платье, а рядом горкой было сложено приданое снохи – паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк…».

От картины, как, впрочем, и от других произведений художника («Башкирская изба», натюрморты и пейзажи), веет благородной теплотой, одухотворенной сдержанностью в передаче народного характера, народной жизни и быта. Первопроходец башкирского искусства, всю жизнь преданно служивший ему, К.С. Девлеткильдеев похоронен на татарском кладбище в Уфе. Интеллигентное, чуткое лицо художника с какой-то затаенной надеждой смотрит на нас с памятника работы скульптора М. Мухаметшина. Именем Касима Девлеткильдеева названы гимназия-интернат и бульвар от улицы Российской.

«На молитве», Касим Девлеткильдеев, бумага, акварель

«Башкир — охотник на медведя», Касим Девлеткильдеев, 1928, бумага, акварель, 40,5х25,5

«Баймак», Касим Девлеткильдеев, бумага, акварель

Сложно надеяться, что умерший более 70 лет назад человек, каким бы ни был масштаб его личности, останется любимцем публики. Но забывать людей – художников, тружеников, подобных К.С. Девлеткильдееу, нам никак нельзя. Это – гордость нашего народа и часть его великой истории.

Текст: Эльвира Каримова,
«Любимые художники Башкирии», книга 1, серия «Земляки», стр. 128-131

#ЛюбимыеХудожникиБашкирии #Легенды #КасимДевлеткильдеев
#Художники #Скульпторы #Фотографы #МастераДПИ
#Живопись #Графика #Каллиграфия #Скульптура
#Фотография #ДекоративноПрикладноеИскусство

Смотрите работы художников, скульпторов, графиков, фотографов и мастеров ДПИ в галереях на нашем сайте. Поддержите участников проекта – голосуйте за понравившиеся произведения искусства!

Вы художник, скульптор, фотограф или мастер декоративно-прикладного искусства? Вы родились, жили или живете в Башкирии? Подайте заявку, чтобы разместить работы в онлайн-галерее!

Касим Девлеткельдиев. Часть 2 — Художники Башкортостана

В 1928 году художник Касим Девлеткильдеев совместно с бывшим тогда директором художественного музея Ю. Ю. Блюменталем совершил экспедицию в Тамьяно — Катайский кантон (ныне — Белорецкий район). Основой коллекции башкирского народного искусства в музее стали собранные ими здесь произведения. Поездка была чрезвычайно плодотворна и в творческом плане. Во время этой экспедиции Касим Салиаскарович исполнил свои лучшие работы, ставшие классикой башкирского изобразительного искусства.

Первая в этом ряду — «Девочка — башкирка в голубом», волнующая неподдельной искренностью, одухотворенностью, тонким мастерством акварельной живописи. Долгие годы была безымянной героиня этой работы, ставшая для зрителей собирательным образом юной башкирки, исполненной внутренней чистоты и кротости.

Читайте также:  Способы охоты с флажками

В 1983 году мы, сотрудники художественного музея, проехали по следам экспедиции 1928 года и отыскали героиню этой работы. Это была Марьям Юмагуловна Мустафина, мать пятерых детей, жительница поселка Брештамак Белорецкого района. Несколько лет назад ее не стало, а тогда она нам рассказала: «Мне было двенадцать лет, мы жили в деревне Усман-Гали. Родители ушли на работу, я была в доме одна, когда к нам во двор вошли двое мужчин. Когда они сказали, что хотят рисовать меня, я очень испугалась, в то время это было необычно и непонятно мне. Они шутили со мной, я постепенно успокоилась и согласилась посидеть. Надела свое нарядное платье с бусами и сидела на хике, а рядом было сложено приданое снохи — паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк».

Так мы и видим все в акварели, подписанной автором второго сентября 1928 года. Каким же мастерством обладал художник, сумевший в один сеанс создать законченное по образному, композиционному решению произведение, написанное легкой кистью, чистым и сочным цветом! Работе суждена была большая жизнь. В 1941 году она экспонировалась в Третьяковской галерее на выставке достижений советского искусства, затем, находясь в коллекции художественного музея им. М.В. Нестерова, прошла ряд престижных выставок башкирского искусства. Сегодня эта акварель сохраняет свою высокую образную, художественную значимость.

Касмм Девлеткильдеев. Башкир — охотник на медведя. 1928. Бумага. Акварель. 40,5 Х 25,5.

Об умении художника передавать красоту национального быта свидетельствует и его акварель «Крыльцо башкирской избы» 1928 г., исполненная в той же деревне Усман-Гали. С большой любовью показывает он предметы обихода в искусно решенной композиции. Освещенное солнцем крыльцо художник пишет в нежно-золотистой гамме красок, мягко, с большим вкусом вплетая в нее белые, красные, зеленые пятна вывешенных на нем для просушки полотенец, ковриков и стоящего здесь же кумгана. Пейзаж, в котором ощущается легкое дуновение ветерка и тепло солнечного света, написан в гамме голубовато-синих тонов, передающих эффект воздушной перспективы. Трепетность состояния природы и самой манеры письма, изящество колорита — все это придает работе поэтическое, одухотворенное звучание.

В соседнем поселке Манышты встретил тогда же Касим Салиаскарович другого своего героя, о котором подробно рассказал в надписи на обороте акварельного портрета «Башкир-охотник»: «Бигарслан Султанов, охотник, 30 лет, убивший около 20 медведей, 16 волков, партийный, инвалид, получил инвалидность на охоте, собака Бурзик». Как трогательно внимание художника к биографии героя! Как же автор передает зрителю эту информацию через художественный образ? Перед зрителем предстает сидящий мужчина совсем не богатырского сложения. Он невысок и даже худощав. Художник так строит композицию листа, что создается впечатление значительности его фигуры в замкнутом пространстве листа. В его позе, лице подчеркнуты готовность к действию, решимость и бесстрашие. Портрет является еще одной яркой иллюстрацией умения Касим Девлеткильдеева, отталкиваясь от конкретного впечатления, создать образ обобщающего звучания, отражающий его представление о нравственной силе, красоте народа.

Касмм Девлеткильдеев. Мотив Инзерского завода. 1928. Бумага. Акварель. 22,5 Х 27,5.

На лицевой стороне «Девушки-башкирки в оранжевом» есть аккуратная авторская подпись: «д. Кубагушево 10/IX-28 г.». Указывая даты и место выполнения своих работ, художник подчеркивает этнографическую точность созданных им портретов. Но их смысл заключен не столько в этом, сколько в стремлении создать художественный образ. Так и в данном портрете, изображающем девушку в национальной одежде с ювелирными украшениями на руках, он раскрывает трогательный образ застенчивой девушки, за внешней сдержанностью которой угадывается натура непосредственная, порывистая.

С большим мастерством и силой художественного обобщения народный тип воссоздан Девлеткильдеевым в графическом портрете, нарисованном углем, — «Башкир-Ибрагим» 1928 г. В этой натурной работе с ее убедительным портретным сходством — яркий психологический образ. Это биография, характер, судьба целого народа, стойкого к жизненным невзгодам, благородного, мудрого.

Читайте также:  Правила охоты пристрелка оружия 2021

Образы, созданные замечательным мастером, прочувствованные, лиричные или монументальные, как в последнем примере, непременно несут черты национального своеобразия. Он первым в изобразительном искусстве республики сказал проникновенное слово о башкирском народе. Оно прозвучало значимо и сильно в свое время, не теряет своей актуальности по сей день.

Касмм Девлеткильдеев. Цветыа. 1935. Бумага. Акварель. 42,7 Х 58.

Все произведения, созданные в результате экспедиции в Тамьяно-Катайский кантон, художник по возращении преподнес в дар уфимскому художественному музею.

В двадцатые-тридцатые годы художник много работает также в жанре натюрморта, пейзажа. Обладая развитым художественным вкусом, он проявлял интерес к прекрасному в жизни — любил природу, с удовольствием работал в саду, дома собрал небольшую коллекцию старинного фарфора. Его поэтическая натура находила отдохновение, когда он писал свои многочисленные натюрморты с цветами. Он писал их с особым наслаждением, увлекаясь бесконечным разнообразием форм лепестков и листьев, гармонией нежных красок, из которых создавал эстетические творения. Таковы его «Ирисы», «Сирень» (1935 г.), «Цветы разные» (1935 г.) В этих работах с их изысканным языком наиболее ярко воплотилась утонченная натура мастера, в совершенстве владеющего искусством акварельной живописи.

В цикле пейзажных произведений К. С. Девлеткильдеева также есть работа, исполненная во время экспедиции 1928 года — «Мотив Инзерского завода». В нем — удивительное сочетание проникновенного лирического чувства и ощущения величавого простора уральской природы.

Во время второй экспедиции, совершенной в 1933 году в Баймакский район, он создал серию акварельных листов — «Баймак», «Тубинск». В них звучат иные ноты — ноты внутреннего напряжения, мощи. Он изображает массивы заводских корпусов, дымящиеся трубы. Колорит в них строится на контрастах плотных коричневых, зеленых, синих тонов.

Сообразно требованиям времени в тридцатые годы Девлеткильдеев участвовал в оформлении улиц и зданий в дни праздников и революционных дат. В годы Великой Отечественной войны в уфимском госпитале делал зарисовки с бойцов Башкирской кавалерийской дивизии — «Г.А. Муратов», «Старший лейтенант Ф. Галиев», «Боец Н. Шамсиаров» и др. Эти достоверные карандашные и акварельные работы трогают уважительным, теплым отношением автора к своим героям.

Касми Девлеткильдеев. Баймак. 1933. Бумага. Акварель. 32,5 Х 48.

В коллекции Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова есть и живописные работы мастера. Особо хочется отметить среди них два замечательных портрета, которыми он открыл серию портретов деятелей башкирской культуры в изобразительном искусстве республики. Это работы 1937 года, изображающие классика башкирской литературы М. Гафури и актера Г. Мингажева. Неброские по цвету, оба они притягательны по своему нравственному содержанию, силе психологических характеристик.

Портрет М. Гафури воспринимается как автобиографический. В нем — такое же аскетическое, худощавое лицо, какое было у Девлеткильдеева, а в лице — та же глубокая внутренняя сосредоточенность, которая отличала и душевное состояние автора портрета. Актер Г. Мингажев показан в роли старосты из пьесы М. Бурангулова «Башкирская свадьба». Портрет выражает силу актерского перевоплощения героя.

Касим Салиаскарович Девлеткильдеев прожил трудную жизнь. Он был одинок, очень скромен. Тяжелые годы войны подорвали его слабое здоровье.

23 января 1947 года старейшая башкирская художница Мария Николаевна Елгаштина сообщала своей знакомой в письме, хранящемся в архиве музея: «Скончался Касим Аскарович, вчера мы хоронили его. Ушел из мира еще один хороший человек тонкой души и глубоких чувств. Касим Аскарович в белых пеленах был необычайно красив со строгим покоем на лице. Опустили в могилу уже в сумерках, зимнее небо золотилось на западе, снег глубокий, нетронутый казался синим. » Таким был последний земной путь Девлеткильдеева. На его могиле на татарском кладбище в Уфе установлен памятник, выполненный скульптором Г.И. Мухаметшиным.

Подлинный талант, преданность искусству, нравственная чистота К.С. Девлеткильдеева оказали большое влияние на духовное, профессиональное формирование не одного поколения башкирских художников.

Оцените статью
Adblock
detector