- Выбор картплоттера
- Картплоттер с эхолотом боковой обзор
- Шаг 1 — Необходимо правильно установить датчик
- Размещение датчика является ключевым
- Вот несколько мест для установки датчика:
- «Чистая» электропроводка
- Расположение приемника GPS
- Шаг 2. Использование настроек по умолчанию, сканирование простых объектов
- Шаг 3: Изучение при помощи записи эхограммы
- Экспериментируйте с чувствительностью, контрастностью, резкостью и скоростью
- Используйте функцию диапазона
- 455 против 800 кГц
- Не использовать многооконный режим
- Ищите проблему
- Заключение
Выбор картплоттера
Сегодня хотелось бы начать тему, которая интересует, наверное, любого человека, который оказался на воде на своем плавсредстве, будь то маленькая или большая лодка. Мы поговорим картплоттерах в навигации, о ее электронном сегменте, о новинках, о ее возможностях, о том, а нужна ли она нынче, чем ее можно заменить, что она из себя представляет, сколько стоит, как ей пользоваться и что она может.
Вопросов много. Начнем с самого главного, а нужна ли она – эта самая навигация? Возможно и не стоит тратить сотни евро на дорогие девайсы, их подключение, изучение? Допустим вы ходите по известным курсам, все вам знакомо и совершенно нет необходимости покупать такие приборы.
Тем более, учитывая современные девайсы, будь то планшеты или смартфоны, которые теперь плотно существуют с нами, имеют скоростные характеристики в разы серьезнее, чем практически любой картплоттер. Ну что нынче за разрешение 800х480, кого удивишь сейчас этим? Экраны 4-5-7 дюймов стоят от 20 до 60 тысяч рублей – подумайте сами какой можно купить планшет за эти деньги? А цены приборов с экранами от 9 дюймов просто за гранью понимания.
Мало того, если вы занимаетесь рыбной ловлей, то для того чтобы повысить “рыболовную удачу” современные картплоттеры, как правило оснащены мощными рыбопоисковыми системами, при подключении к ним датчиков структуры дна, бокового обзора, трехмерного изображения.
Но не стоит забывать и о тех, кто использует лодку, как кемпер, дом на воде, как возможность перемещаться на ней на расстояния. И как следствие из этого, возникает необходимость использования навигации на воде, то есть современной электроники. Что же круг замкнулся?
Современные цены на навигацию весьма высоки и купить даже самый простой прибор выльется в хорошую сумму, не говоря уже о дальнейшей покупке карт того или иного производителя, а по сему надо четко представлять для каких целей будет использоваться прибор.
Нынешние картплоттеры это скорее уже многофункциональные дисплеи, к которым можно подключить при необходимости различные вспомогательные устройства по средствам сети NMEA2000, например, тот же датчик эхолота, датчик структуры дна и бокового обзора, датчик впередсмотрящего эхолота, снять показания температуры охлаждающей жидкости, моторного масла, забортной воды, оборотов двигателя. Также есть возможность мониторинга и анализа таких данных, как расход топлива в единицу времени, средний расход, экономичный расход, причем это уже прямая выгода – экономия личных средств при переходе. Есть возможность подключить систему управления топливными танками, контролировать запасы и фактический остаток топлива, кстати, по опыту замечу, весьма удобная штука. При наличии морской радиостанции с функцией AIS, можно объединить картплоттер в единую сеть и видеть другие суда вокруг. В одной системе есть возможность соединить и дублирующие приборы, автопилот, а также радар.
Показания приборов на эколоте
Кстати, замечу, что все эти данные и саму карту акватории можно увидеть и на своем смартфоне, планшете, при подключении их по беспроводной сети к вашей системе. Естественно у многих путешественников, капитанов, кстати и диванных тоже, круизеров активно встает вопрос о необходимости покупки всего набора дорогих девайсов, если имея в кармане обычный смартфон или планшет под управлением iOs или Android можно обладать настоящим картплоттером с уникальными функциями!
Мало того, при современных технологиях, ваш смартфон или планшет, который, к слову, может иметь диагональ гораздо больше, имеющегося на борту, картплоттера, становится настоящим помощником на борту.
Для начала стоит определиться с так называемым Техническим заданием на покупку такого прибора. Как правило на цену влияет диагональ экрана прибора. Знаю, что некоторые практикуют покупку картплоттера с маленькой диагональю экрана, например, 5 дюймов, далее по беспроводной сети выводят картинку на планшет с диагональю, куда большей, нежели экран картплоттера.
Вот мое видео на эту тему, давайте разберемся вместе:
Картплоттер с эхолотом боковой обзор
В 2005 году произошла революция в рыболовном мире, так как был представлен первый эхолот с поддержкой бокового сканирования. Преимущества этой технологии быстро завоевали популярность у рыболовов. Теперь, спустя 14 лет, эхолоты с боковым сканированием можно встретить даже на самых простых моделях эхолотов.
Однако, даже по прошествии всех этих лет, многие люди, которые покупают устройство, способное создавать боковые изображения, не знают, как его использовать, а также что на нем изображено. Мы решили создать пособие по боковому сканированию, которое поможет вам научиться использовать и читать их.
Шаг 1 — Необходимо правильно установить датчик
Первое, на что вы должны обратить пристальное внимание при поиске рыбы, — это установка датчика. Без правильной установки вы будете с самого начала создавать себе проблемы. Это приведет к ненужной путанице и разочарованию. Изучите эти основы, и вы будете на пути к получению потрясающей детализации изображения.
Размещение датчика является ключевым
Не важно, куда вы устанавливаете дисплей, важно то, куда установлен сам датчик StructureScan. Неправильное размещение преобразователя создаст проблемы с самого начала, оставляя вас разочарованными, даже не зная, почему.
У вас есть несколько вариантов монтажа. Все они будут работать, но некоторые немного «правильнее», чем другие. Вы можете использовать оборудование, поставляемое с вашим устройством, или купить дополнительные запчасти для иного размещения.
Датчик ДОЛЖЕН иметь четкую видимость боковых сторон как с лева, так и справа от лодки. Не должно быть никаких препятствий, таких как винты двигателя или корпус судна.
Вот несколько мест для установки датчика:
- Транец — Просверлите отверстия в корпусе из алюминия или стекловолокна для крепления кронштейна датчика.
- На одной из сторон навесного транца — вам необходимо просверлить несколько отверстий в алюминиевой плите, но это хорошее место для установки датчика.
- Под навесным транцем — в зависимости его типа, под ним может быть хорошая открытая область корпуса для установки датчика.
- Троллинговые мотор. Некоторые троллинговые моторы имеют место для установки датчика на мотор.
Совет — Если вы крепите датчик к транцу, было бы целесообразно рассмотреть «держатель датчика эхолота / струбцина». Он обычно стоит не дорого, но при этом является отличной страховкой в том случае, если вы наткнетесь на мель или камень.
«Чистая» электропроводка
Чистая проводка при установке гарантирует, что вы получите необходимое питание для вашего устройства, что поможет обеспечить ваше устройство чистой, бесшумной визуализацией бокового изображения.
Чаще всего проводятся все питающие провода непосредственно к аккумулятору напрямую и припаиваются все клеммные соединения. Также не забудьте установить идущий в комплекте предохранитель в соответствии с руководством по установке.
Расположение приемника GPS
Раньше все эхолоты / картплоттеры поставлялись с внешней «антенной» GPS. Эти дни прошли, поскольку производители решили использовать более простую внутреннюю GPS-антенну, встроенную в устройство.
Это означает, что, если вы не купите внешний GPS приемник, чтобы разместить его рядом с датчиком, то будет иметь место x-y несоответствие между тем, где ваш дисплей отмечает объект, и тем, где фактически он находится.
Совет — Если вам важно иметь максимально точные путевые точки (которые должны быть), то вам следует купить внешний приемник GPS и установить его как можно ближе к преобразователю. Это гарантирует, что ваши путевые точки будут максимально приближены к тому местоположению, которое вы отсканировали.
Если вы решите ограничиться внутренним GPS, то вам нужно будет отметчать точки немного позади того места, которое вы хотите отметить. Однако, этот метод требует много проб и ошибок.
Шаг 2. Использование настроек по умолчанию, сканирование простых объектов
У вас может возникнуть соблазн начать играть с чувствительностью и контрастностью в тот момент, когда вы окажетесь на воде, но было бы лучше, если бы вы оставили все по умолчанию, пока вы не научитесь интерпретировать изображение на автоматических настройках. Проезжайте мимо видимых объектов, таких как опоры мостов, камни и коряги, чтобы узнать, как выглядят подводные объекты на виде сбоку.
Совет — Для достижения наилучших результатов вы должны запускать боковое сканирование на скорости до 9-18 км/ч.
Совет — Установите диапазон сканирования до 40 метров для начала, чтобы получить хорошую детализацию, при изучении первых сканирований.
Только после того, как вы поймете, что вы видите на изображении бокового сканирования, вы можете начать экспериментировать с элементами управления и настройками. Вот краткое определение некоторых из них.
- Чувствительность и контрастность — обработка изображения, которая регулирует отношения яркости между светлыми и темными цветами, отраженного на экране сигнала эхолота, также известного как «уровень белого». Это полезно при различении рыб и фоновых объектов.
- Диапазон — устанавливает расстояние, на котором каждая сторона отображается на экране. На экране очень много пикселей, поэтому более широкий диапазон должен сжимать данные сонара в то же количество пикселей, что и узкий диапазон. Поэтому более узкий диапазон будет более подробным за счет увеличения деталей на экране.
- Только левая / правая сторона — отображает только левое или правое изображение в доступном пространстве экрана.
- Цветовая палитра — эхолот обрабатывает данные сонара и применяет цветовую палитру в зависимости от силы сигнала.
Шаг 3: Изучение при помощи записи эхограммы
Малоизвестный факт, что функция записи эхограммы является единственным наиболее полезным инструментом для изучения и понимания эхолота. Это действительно удивительно, что большинство людей не знают, как использовать записи, и мы хотим помочь распространить информацию.
Как именно запись эхолота помогает нам, при обучении чтения боковых изображений? Это помогает путем записи ВСЕХ данных сонара в файл, который в последующем вы можете воспроизвести в полноэкранном режиме на компьютере. Это позволяет изменить все настройки, чтобы увидеть, как меняется изображение. Записи позволяют экспериментировать с настройками и выяснять, как каждая из них влияет на изображение в режиме реального времени.
Экспериментируйте с чувствительностью, контрастностью, резкостью и скоростью
Чувствительность — когда чувствительность становится слишком высокой, изображение размывается. При слишком низком значении вы потеряете определенные детали. Лучше оставить их по умолчанию, пока вы сделаете несколько записей и поэкспериментируете с различными комбинациями.
Контрастность — Контрастность также известна как «уровень белого» и регулирует общий уровень света на изображении. Более высокий контраст усиливает цвета, а при слишком высоком уровне он размывает детали, а слишком низкий уровень контрастности — все.
Скорость эхограммы — высокая скорость, когда лодка движется очень медленно, приведет к размытому или смазанному изображению. Низкая скорость прокрутки при быстром движении приведет к тому, что изображения с данных сонара не будут обновляться на экране.
Используйте функцию диапазона
Диапазон — это то, как далеко на дисплее будут отображаться данные сонара. Чем шире диапазон, тем больше данных помещается на экране. Чем уже диапазон, тем больше детализация данных. Ваш диапазон должен зависеть от того, какой тип структуры вы сканируете.
Совет — При сканировании свалов и выступов важно сузить диапазон для эффективного просмотра, чтобы вы просматривали интересующую область и не теряли место на экране. Попробуйте использовать диапазон 15-30 метров с каждой стороны в следующий раз, когда вы будете искать рыбу, и вы будете поражены тем, насколько легче увидеть настоящую рыбу между объектами и дном.
455 против 800 кГц
Большинство, эхолотов с боковым сканированием имеют частоту 800 кГц, но многие рыболовы даже не осознают, что имеют в своем арсенале этот инструмент. 455 кГц обеспечивает большую зону покрытия, а 800 кГц — самые четкие изображения. Думайте об этом так; Эхолот может генерировать сигнал эхолота с большой мощностью, и эта мощность распространяется по всей зоне покрытия. Поэтому при установке на 800 кГц больше энергии направляется на более узкую область, обеспечивая более детальные обратные сигналы и изображения.
Совет — 455 кГц отлично подходит для многих вещей, таких как сканирование огромных площадей на наличие сорняков и изолированных кусков укрытия рыбы
Совет — 800 кГц отлично подходит для повторных проходов по интересующим областям, чтобы получить наилучшее представление о том, что происходит в этой области. 800 кГц может помочь выявить отдельных рыб, которые могут не появиться на вашем первом проходе.
Экспериментируйте с цветовой палитрой
Различные цветовые палитры будут по-разному отображать композицию дна, так что это еще один параметр, с которым можно играть в своих записях, чтобы найти тот, который лучше всего подходит для вас.
Переходы плотности дна, гравий и камень, будут выглядеть немного по-разному в каждой цветовой палитре. Опытные пользователи знают, что нужно переключаться на определенные цветовые палитры, в зависимости от структуры.
Не использовать многооконный режим
Чтобы отобразить наибольшее количество данных на экране, лучше использовать полноэкранную визуализацию. Это позволяет отображать больше данных сонара в доступном пространстве экрана.
Ищите проблему
Если вы выполнили все эти шаги и по-прежнему испытываете проблемы или не получаете необходимого изображения, которое, по вашему мнению, следует, то обращайтесь к более опытным пользователям, на различных форумах. Чтобы получить наилучшую помощь в вашей ситуации, обязательно опубликуйте фотографию вашей установки датчика, модели эхолота и несколько снимков экрана.
Заключение
В заключение этого учебного пособия по SideScan, мы хотим, чтобы вы помнили 3 ключевых момента, когда вы начинаете изучать боковое сканирование:
- Проверьте правильность установки — потратьте время на изучение корпуса вашей лодки, представьте, где будут проходить боковые лучи, а также прокладка проводов, чтобы получить наилучшую и самую чистую установку.
- Сначала сканируйте крупные объекты и структуру — это поможет вам понять, как объекты выглядят на вашем экране.
- Делайте записи эхограммы — Когда вы найдете интересную структуру дна с рыбой и приманкой вокруг нее, сделайте несколько записей на частотах 455 и 800 кГц. Это позволит вам воспроизвести данные и поэкспериментировать с настройками, как только вы закончите ловить рыбу.
Чем больше времени вы потратите на записи в тех местах, где вы ловили рыбу, тем быстрее вы станете экспертом в использовании этой технологии для поиска рыбы как в знакомых, так и в новых водах. Удачи, мы надеемся, что данное пособие по боковому сканированию поможет вам в освоении данной технологии.