Охотничья тема в русском искусстве.
Охотничья тема в русском искусстве
Любопытно, что русские живописцы, многие из которых были охотниками, отдавали предпочтение мирному пейзажу, портрету, историческим или религиозным сюжетам. Даже во время наибольшей популярности жанра (вторая половина XIX–начало XX века) было написано не так много хороших картин, а художников этого жанра не наберется и двух десятков. А спрос на «охотничью тематику» был велик. Вот почему даже не очень хорошие картины находили своего покупателя.
Охота — занятие по большей части мужское, а охотничьей живописью интересовались мужчины, которые сами знали в охоте толк. Чтобы заинтересовать их своими работами, художник должен был в совершенстве знать анатомию изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на них. При оценке художественного произведения талант и мастерство живописца едва ли играли главную роль, для него намного важнее было не ошибиться в изображении профессиональных деталей того или иного вида охоты. Имеющие хорошую репутацию мастера охотничьего жанра могли рассчитывать получить заказ на изображение сцен с участием высокопоставленных особ (например, охоты Александра II, в советское время подобным образом изображали Сталина, Ворошилова и пр.). Распространены были и заказы портретных изображений любимых животных.
Например, анималист Швабе много раз писал портрет любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. Сверчков вошел в историю русской живописи, как создатель жанра конского портрета. Его ценили за умение передавать все стати, масть и даже характер своих «моделей». Он написал более 500 изображений самых знаменитых верховых лошадей и рысаков. Им же были созданы конные портреты четырех русских императоров: Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.
Другим известным рисовальщиком коней, собак и охотничьих сцен был Френц. Со времен правления Александра II до 1910-х годов он проживал в Гатчине. Его дом находился недалеко от императорской псарни, куда часто и наведывался художник. Его умелые изображения борзых и гончих принесли Френцу славу замечательного художника-анималиста.
Большинство художников охотничьего жанра были академиками, преподавателями или выпускниками Академии художеств. Однако, несмотря на их приверженность традициям академизма и салонной живописи, большая часть охотничьих сцен выполнена с нарушением основных законов (например, не соблюдалось правило идеализации действительности). Законы жанра вынуждали мастеров сосредоточенно вглядываться в мир природы, изучать животных и все увиденное точно фиксировать на полотне. Заказчики же хотели видеть изображение того, за что они так любили охоту: томление во время ожидания появления дичи, увлекательность действия, готовность идти на риск, бешеные погони за диким зверем и усталость после завершения охоты.
Сегодня спрос на живопись охотничьего жанра велик и, как следствие этого, все реже и реже в антикварных салонах можно встретить действительно качественную живопись.
Дефицит русской охотничьей живописи на антикварном рынке заполняют за счет картин западноевропейских художников, которых сохранилось намного больше, а средний уровень живописи выше. Примечательно и то, что многие «русские» мастера охотничьего жанра были иностранцами. Возможно, неприятие этой темы нашими художниками связано с древними этическими традициями, восходящими к мастерам иконописи. Они относились к своему ремеслу, как богоугодному делу. Для них слова Достоевского, — «красота спасет мир», — имели почти сакральный смысл. Поэтому в русской живописи мало сцен насилия и жестокости.
Чаще всего русские художники использовали охотничьи мотивы исключительно для оживления пейзажей, в которые вводились изображения диких животных или бредущих охотников с собаками. Таких работ много, создавали их как художники охотники (граф Муравьев, Похитонов, Маковский), так и пейзажисты (Клевер, Шишкин).
Картины про охоту фото
Известные картины про охоту фото. Краткое описание картин от популярных художников.
Константин Савицкий «Охотник».
В лесу, где находится валежник и бурелом, немолодой персонаж прислушивается к шорохам и выглядывает будущую добычу. В левой руке он придерживает пса, чтобы тот ненароком не издал громкого звука. Охотник высматривает новую жертву. Он не выпускает ружье из рук и готов нажать на курок в любой момент.
Василий Перов «Охотники на привале».
Персонажи полотна написаны из реальных друзей автора. На первом плане изображены три охотника. Самый старший, бывалый, рассказывает двум остальным увлекательную историю. Один – очень внимательно слушает, боясь упустить что-то важное. Другой – скептически улыбается, сомневаясь в правдивости каждого слова.
Василий Перов «Птицелов».
На картине изображены двое персонажей, которые притаились, чтобы поймать птицу. События развиваются в густом лесу на опушке. Пожилой мужчина лег на траву, купаясь в золотистых солнечных лучах. Он с помощью специальной приманки (дудки) пытается заманить птиц в ловушки. Мальчик сидит и внимательно наблюдает за происходящим.
Клод Моне «Охотничий трофей».
Создавая картину, автор воспользовался красной и коричневой гаммой. Смотря на полотно, невозможно представить, что его написал будущий импрессионист, который еще ни один раз повергнет ценителей классического искусства в шок зелеными, синими и желтыми оттенками. Если присмотреться, то уже в этой картине можно заметить захват света при создании птичьих перьев.