Картины с названием охотники

«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

В. Перов. Охотники на привале, 1871 | Фото: hudojnik-peredvijnik.ru
Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

Кем были прототипы героев картины «Охотники на привале»

Василий Перов очень увлекался охотой, поэтому написал ряд картин с такими сюжетами. Среди них особо выделяется работа под названием «Охотники на привале», которая знакома нам ещё со школьных лет. Эта хмурая осенняя картина оживляется интересными образами главных героев, каждый из который имеет реальный прототип.

Художник делает акцент на психологических портретах охотников. Самый пожилой из них, сидящий слева, является наиболее опытным. Он увлечённо рассказывает о своих охотничьих «подвигах», заметно преувеличивая всё, что с ним происходило. Его очень внимательно слушает самый молодой охотник. Он так увлечён рассказом, что даже забыл прикурить папиросу — так и держит её незажжённой в правой руке.

Мужчина среднего возраста в центре, скорее всего, тоже бывалый охотник. Он понимает, что старший собеседник явно привирает, поэтому слушает его с недоверчевой ухмылкой.

Читайте также:  Охота патронами кольцевого воспламенения

Охота героев явно удалась — в левом нижнем углу картины хорошо видно добычу. Настроение у всех охотников хорошее, его не омрачает даже грустный пейзаж засыпающей осенней природы.

Прототипы героев

Эта картина примечательна не только интересным сюжетом, но и тем, что все её герои были списаны с реальных знакомых Перова.

Прототипом главного рассказчика, увлеченно повествующего о своих охотничьих «подвигах», стал врач Дмитрий Кувшинников. Кстати, он же вдохновил на творчество и Чехова, став, прототипом доктора Дымова в его «Попрыгунье».

Кувшинников после этой картины прославился и стал популярным в творческих кругах. У него частенько стали гостит артисты, художники, писатели и другие деятели искусства.

Центральную фигуру охотника-скептика Перов писал с врача Василия Бессонова, который был его близким другом. Самым молодым героем картины стал 26-летний Н. М. Нагорный — коллега Бессонова и Кувшинникова.

Реальность прототипов подтверждает в своих воспоминаниях и Анна Николаевна Володичева — дочь Н. М. Нагорнова. Она писала об этом так:

Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым („Охотники на привале“). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием…

Картина была встречена критика по-разному. Некоторые восхищались ей, но были и те, кому эмоции охотников показались уж слишком наигранными.

Расшифровка картины «Охотники на привале».

«Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей

«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Федор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако сцена отдыха трех товарищей вовсе не правдива в деталях. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.

На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счете увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.

А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.»

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2016.

Продолжение на картинах 🙂

1. Скептик. Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.

Читайте также:  Охота с cz 452 zkm

2. Новичок. Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим еще износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.

3. Заяц-русак. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).

4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.

5. Враль. В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880–1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».

6. Сапоги. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдает неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.

7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.

8. Рожок. Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пес, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер — легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.

9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.

Картины про охоту фото

Известные картины про охоту фото. Краткое описание картин от популярных художников.

Константин Савицкий «Охотник».

В лесу, где находится валежник и бурелом, немолодой персонаж прислушивается к шорохам и выглядывает будущую добычу. В левой руке он придерживает пса, чтобы тот ненароком не издал громкого звука. Охотник высматривает новую жертву. Он не выпускает ружье из рук и готов нажать на курок в любой момент.

Василий Перов «Охотники на привале».

Персонажи полотна написаны из реальных друзей автора. На первом плане изображены три охотника. Самый старший, бывалый, рассказывает двум остальным увлекательную историю. Один – очень внимательно слушает, боясь упустить что-то важное. Другой – скептически улыбается, сомневаясь в правдивости каждого слова.

Василий Перов «Птицелов».

На картине изображены двое персонажей, которые притаились, чтобы поймать птицу. События развиваются в густом лесу на опушке. Пожилой мужчина лег на траву, купаясь в золотистых солнечных лучах. Он с помощью специальной приманки (дудки) пытается заманить птиц в ловушки. Мальчик сидит и внимательно наблюдает за происходящим.

Клод Моне «Охотничий трофей».

Создавая картину, автор воспользовался красной и коричневой гаммой. Смотря на полотно, невозможно представить, что его написал будущий импрессионист, который еще ни один раз повергнет ценителей классического искусства в шок зелеными, синими и желтыми оттенками. Если присмотреться, то уже в этой картине можно заметить захват света при создании птичьих перьев.

Охотничья тема в русском искусстве.

Охотничья тема в русском искусстве

Любопытно, что русские живописцы, многие из которых были охотниками, отдавали предпочтение мирному пейзажу, портрету, историческим или религиозным сюжетам. Даже во время наибольшей популярности жанра (вторая половина XIX–начало XX века) было написано не так много хороших картин, а художников этого жанра не наберется и двух десятков. А спрос на «охотничью тематику» был велик. Вот почему даже не очень хорошие картины находили своего покупателя.

Читайте также:  Журнал охота за декабрь

Охота — занятие по большей части мужское, а охотничьей живописью интересовались мужчины, которые сами знали в охоте толк. Чтобы заинтересовать их своими работами, художник должен был в совершенстве знать анатомию изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на них. При оценке художественного произведения талант и мастерство живописца едва ли играли главную роль, для него намного важнее было не ошибиться в изображении профессиональных деталей того или иного вида охоты. Имеющие хорошую репутацию мастера охотничьего жанра могли рассчитывать получить заказ на изображение сцен с участием высокопоставленных особ (например, охоты Александра II, в советское время подобным образом изображали Сталина, Ворошилова и пр.). Распространены были и заказы портретных изображений любимых животных.
Например, анималист Швабе много раз писал портрет любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. Сверчков вошел в историю русской живописи, как создатель жанра конского портрета. Его ценили за умение передавать все стати, масть и даже характер своих «моделей». Он написал более 500 изображений самых знаменитых верховых лошадей и рысаков. Им же были созданы конные портреты четырех русских императоров: Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.

Другим известным рисовальщиком коней, собак и охотничьих сцен был Френц. Со времен правления Александра II до 1910-х годов он проживал в Гатчине. Его дом находился недалеко от императорской псарни, куда часто и наведывался художник. Его умелые изображения борзых и гончих принесли Френцу славу замечательного художника-анималиста.
Большинство художников охотничьего жанра были академиками, преподавателями или выпускниками Академии художеств. Однако, несмотря на их приверженность традициям академизма и салонной живописи, большая часть охотничьих сцен выполнена с нарушением основных законов (например, не соблюдалось правило идеализации действительности). Законы жанра вынуждали мастеров сосредоточенно вглядываться в мир природы, изучать животных и все увиденное точно фиксировать на полотне. Заказчики же хотели видеть изображение того, за что они так любили охоту: томление во время ожидания появления дичи, увлекательность действия, готовность идти на риск, бешеные погони за диким зверем и усталость после завершения охоты.

Сегодня спрос на живопись охотничьего жанра велик и, как следствие этого, все реже и реже в антикварных салонах можно встретить действительно качественную живопись.
Дефицит русской охотничьей живописи на антикварном рынке заполняют за счет картин западноевропейских художников, которых сохранилось намного больше, а средний уровень живописи выше. Примечательно и то, что многие «русские» мастера охотничьего жанра были иностранцами. Возможно, неприятие этой темы нашими художниками связано с древними этическими традициями, восходящими к мастерам иконописи. Они относились к своему ремеслу, как богоугодному делу. Для них слова Достоевского, — «красота спасет мир», — имели почти сакральный смысл. Поэтому в русской живописи мало сцен насилия и жестокости.
Чаще всего русские художники использовали охотничьи мотивы исключительно для оживления пейзажей, в которые вводились изображения диких животных или бредущих охотников с собаками. Таких работ много, создавали их как художники охотники (граф Муравьев, Похитонов, Маковский), так и пейзажисты (Клевер, Шишкин).

Оцените статью
Adblock
detector