Рыбаки в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с рекой и рыбаком.
1859.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Рыбаки на Волге.
1872.
Анри де Тулуз-Лотрек.
Рыбацкая лодка.
1880.
Василий Владимирович Сухов.
Рыбаки.
1996.
Василий Григорьевич Перов.
Рыболов.
1871.
Василий Григорьевич Перов.
Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист).
1879.
Василий Григорьевич Перов.
Рыбная ловля.
1887.
Владимир Маковский.
Рыбачки.
1886.
Генрих Семирадский.
Юный рыболов.
Григорий Сорока.
Рыбаки. Вид в Спасском.
Вторая половина 1840-х.
И. Жмайлов.
Рыбачка. Из серии «Трудовая Балтика».
Иван Константинович Айвазовский.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива.
1842.
Иван Константинович Айвазовский.
Рыбаки на берегу моря.
1852.
Илья Ефимович Репин.
Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль.
1874.
Илья Ефимович Репин.
Рыбацкие сети. Ширяево.
1870.
Иоганн-Готлиб Георги.
Волжские рыбаки.
К. А. Савицкий.
Рыбаки в Нормандии.
1875.
Пётр Ермолаев (Денисов).
Рыбацкий домик.
С. В. Герасимов.
На Волхове. Рыбаки.
1928-1930.
Хендрик ван Аверкамп.
Рыбаки в лунном свете.
Около 1620.
Рыболов
Описание картины «Рыболов»
В 1871 году из-под кисти Перова, любителя рыбной ловли и охоты, появляется картина «Рыболов». Она представляет собой жанровую зарисовку, созданную знатоком процесса, который искусно владеет художественными приемами передачи особенностей характеров персонажей. Полотно не просто рассказывает нам о небольшом сюжете на берегу водоема, но и создает психологические портреты изображенных на нем людей.
На картине Перова «Рыболов» мы видим двух рыбаков. Один из них, центральный персонаж полотна, весь погружен в процесс — он не замечает ничего вокруг, его внимание сконцентрировано на поплавке. От нетерпения рыболов привстал с предусмотрительно положенного на землю деревянного сиденья и с напряжением вглядывается в водную гладь, опершись руками о колени.
Снаряжение, заботливо разложенное вокруг, выдает в нем человека, увлеченного рыбалкой и знающего в ней толк. Пара удочек, сачок и донка с колокольчиком должны обеспечить богатый улов. О том, что рыболов намерен провести здесь несколько часов, говорит его экипировка: шейный платок, сапоги, шляпа с полями, плащ-накидка. Для пойманной рыбы уже приготовлен глиняный жбан, заботливо накрытый тряпицей. Картина Перова «Рыболов» демонстрирует нам пожилого человека, который искренне увлечен своим любимым делом. Для него это отдых, развлечение: судя по одежде, это человек зажиточный.
На втором плане художник изобразил еще одного рыболова. Он повернут спиной к зрителю, его поза и одежда наводят на мысль, что он из простых людей и мечта о рыбе для него имеет не развлекательное, а практическое значение. Вероятно, он планирует продать пойманную рыбу или же принести ее домой, чтобы накормить свою семью. Эти две фигуры на картине Перова «Рыболов» составляют контрастную пару: зрителю хорошо видно, как подготовился первый рыбак, но ему ничего не известно о втором.
Дополняет картину живописный пейзаж, созданный художником в его излюбленном стиле. Действие происходит на берегу водоема, заросшего осокой и кувшинками. Зеленые листья на небольших деревцах и кустарнике говорят нам о том, что это, скорее всего, утро летнего дня. Солнце еще не поднялось в небо, но на горизонте виднеется светлая полоса. Вдалеке летит стая птиц. От природы веет покоем и умиротворением.
Картина Перова стала частью экспозиции на Первой выставке передвижников; его «Рыболов» привлек внимание публики и получил положительные отзывы критиков, которые отметили реалистичность изображенных на полотне персонажей и живость художественного языка автора. Сегодня это произведение гениального мастера кисти можно увидеть в Третьяковской галерее (Москва).
Описание картины Василия Перова «Рыболов»
Картина Василия Перова «Рыболов», Фото: opisanie-kartin.com
Название | Рыболов |
Страна, художник | Россия, Василий Перов |
Год | 1871 |
Жанр | Живопись |
Находится | Третьяковская Галерея |
Материалы | Холст, масло |
Василий Перов был известен не только своими портретами, но и как искусный исполнитель жанровых сюжетов. До 1870 года Перова занимала социальная живопись, картины его носили обличительную окраску.
Позднее интерес художника переключился на бытовую тему. Он описывал в сатирическом ключе жизнь и будни обычных людей. Картина «Рыболов», написанная в 1871 году является именно таким произведением.
Центральную часть картины занимает седовласый мужчина в возрасте, который с нетерпением ожидает поклевки. Ожидание его настолько напряженное, что он даже присел и наклонился к воде, рассматривая скрывающийся в глубине поплавок.
Его взгляд полон ожидания и предвкушения от хорошего улова. Перов очень точно передал состояние рыбака в его позе и взгляде, устремленным за пределы картины. Для мужчины в данный момент не существует ничего — ни окружающий мир, ни остальные рыбаки.
Есть только удочки, закинутые в глубину водоема и ожидание, которое закончится в тот момент, когда поплавки вдруг оживут и начнут свою пляску по поверхности воды. Сам рыбак скорее всего относится к зажиточным слоям общества — на его шее можно увидеть яркий платок из дорогой ткани, а на ногах одеты до блеска начищенные сапоги.
Скорее всего он купец или помещик, увлеченный рыбной ловлей — в его арсенале не одна и даже не две удочки. Одет рыбак в темную рубашку и модную шляпу. На его носу можно увидеть очки в круглой оправе, что тоже говорит нам о его богатом происхождении.
Вокруг рыбака можно разглядеть весь его скарб, взятый на рыбалку — кувшин с молоком, узелок с завтраком, небольшая банка с наживкой, сачок и несколько удочек. На заднем плане можно увидеть бледный зарождающийся рассвет и стаю птиц, летящую косяком.
За спиной рыбака на пригорке растут молоденькие деревца с недавно распустившейся листвой, скорее всего на картине середина весны. Картину можно условно разделить на два плана — на втором зритель видит небогато одетого мужчину, занятого нанизыванием наживки на крючок.
Этот человек явно рыбачит не ради развлечения — он добывает пропитание для своей семьи. Картина передает весеннее настроение, гармонию человека и окружающей природы.
Ценители живописи сразу отметили картину «Рыболов»
В 1871 году в Санкт-Петербурге произошло значительное событие в мире искусства. Состоялось открытие Первой передвижной выставки. Ценители живописи сразу отметили картины Василия Перова «Рыболов», «Охотники на привале», портреты писателя Александра Островского и светской девицы Елизаветы Тимашевой.
Лично мне, когда смотрю на эту картину, невольно на память приходит стихотворение Агнии Барто: «С утра сидит на озере любитель-рыболов. Сидит, мурлычит песенку, а песенка без слов…» Незамысловатые слова словно иллюстрация к этой известной картине мастера кисти.
Композиция картины состоит из нескольких частей: центральный персонаж – старик-рыболов в шляпе, рыбацкое место, уставленное всевозможными атрибутами для удачной рыбной ловли, и второй рыбак, сидящий по соседству.
Мужчина в пенсне охвачен азартом
Душевно, пусть и с некоторой долей иронии, изобразил Перов рыбака на берегу, который с азартом наблюдает за поплавком, ожидая затянувшегося поклёва. Видимо, заметил движение поплавка и не смог усидеть на месте. Мужчина в пенсне вскочил на ноги, слегка наклонился, упёрся руками в колени и подался вперед.
Он готов схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Рыболов поглощён процессом и не скрывает радости от предстоящего улова. Его одежда и начищенные сапоги красноречиво говорят, о том, что человек не из бедных. Скорее всего купец или помещик, а, может, зажиточный мещанин…
Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклёвки, и намётанный глаз опытного рыбака заметил первые волны, расходящиеся от него…
Пейзаж на картине Перова
Довольно большое внимание в композиции этого полотна Василий Перов уделил пейзажу. Но если раньше природа в его картинах помогала создавать настроение и дополняла психологический портрет героя, то теперь он старается передать прелесть жизни на свежем воздухе. Автор явно хотел сказать, что часы, проведённые на рыбалке, становятся самыми лучшими.
Второй персонаж картины — мужчина помоложе. Он сидит за бугорком и деловито нанизывает наживку. Как знать, быть может, рыбалка для него является не увлекательным занятием в свободное время, а лишь средством выручить немного денег. Словом, картина Василия Перова «Рыболов» – это насыщенный и увлекательный рассказ о рыбной ловли, прелести которой понять может только заядлый рыболов.
Учебник по истории рыболовной ловли
Как и ранее, художник тщательно прописывает детали, добиваясь почти фотографического сходства с реальностью. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Подобные характеристики картин заметны также в его знаменитом «Птицелове» и популярной картине « Охотники на привале ». Художника волнует живая человеческая душа и он с блеском переносит на полотна своё понимание природы страсти.
Доподлинно неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Однако изобразил он этот процесс явно со знанием дела. У рыболова есть на чём сидеть, чем укрыться от непогоды и чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветви.
У них специальные металлические сочленения. На случай крупной добычи имеется наготове сачок. Более того, есть даже специальная удочка, оснащённая серебристыми колокольчиками. Точность изображённых деталей достойна учебника по рыбной ловли и вполне может использоваться начинающими рыболовами!
Перов — продолжатель идей Федотова
Первые жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года, содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Известный критик Владимир Стасов написал о нём: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».
Ярким примером тому «Чаепитие в Мытищах», где изображён сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В этой работе он обличил фарисейство, свойственное части русского духовенства. Позже Перов и вовсе придаёт своим работам трагизм, как в знаменитой картине « Тройка », написанной в 1866 году.
Но в какой-то момент всё резко меняется. И тогда в его работах появляется добрый юмор или лёгкая ирония. Мастер создаёт удивительный цикл, который искусствоведы условно назвали «Тихие страсти». И картина «Рыболов» занимает в нём самое достойное место. К слову, художник представил его в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, где полотно также получило высокую оценку.
«Тихие страсти» Перова
Картины, написанные в 70-е годы отображают именно эти самые «тихие страсти». Так, по крайней мере, утверждают биографы художника. Они же считают, что в тот период из его работ исчез гражданский пафос. Надо признать, что это был серьёзный шаг вперёд для творчества Перова и русского реалистического искусства в целом.
Потом Василий Перов создаст ещё несколько картин подобного жанра: «Голубятник» и «Ботаник». На них, как и в «Рыболове», покажет человека вне его будничных интересов, в момент его тесного единения с природой.
За несколько лет до смерти Перов пишет ещё одно полотно на похожую тему. Речь идёт о картине «Рыбная ловля», которая хранится в Русском музее. Она не особо известна, да и производит несколько «этюдное» впечатление. Чувствуется некоторая незаконченность, незавершённость. Однако и в ней рыбная ловля показана с любовью и пониманием…
Эту работу Перова забыть невозможно
Василий Перов был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера, человека просвещённого и свободомыслящего. Он принимал у себя в доме ссыльных декабристов, что по тем временам считалось неслыханной вольностью. Хотя родители мальчика обвенчались вскоре после его рождения, ребёнок не имел права на титул и фамилию отца. В документах числился как Васильев — по фамилии крёстного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.
Незаконнорожденный чиновничий сын прожил всего 48 лет, но сумел вместить в них многое.
Он стал одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок. Оставил после себя картины — шедевры, которыми по сей день восхищаются миллионы. Посетители Третьяковки, где хранится несколько работ великого мастера, подолгу стоят у его полотен. «Рыболов» удостаивается особого внимания — уж очень выразительно смотрится неизвестный рыбак!
К слову, мало кто знает, но в последние годы своей жизни Перов занимался не только живописью. Он довольно активно сотрудничал с журналом «Природа и Охота», который издавал русский зоолог и натуралист Леонид Сабанеев. Рассказы художника были опубликованы также в «Художественном журнале» и газете «Пчела».