Картины рыбака с удочкой

Рыбаки в живописи

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с рекой и рыбаком.
1859.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Рыбаки на Волге.
1872.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Рыбацкая лодка.
1880.

Василий Владимирович Сухов.
Рыбаки.
1996.

Василий Григорьевич Перов.
Рыболов.
1871.

Василий Григорьевич Перов.
Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист).
1879.

Василий Григорьевич Перов.
Рыбная ловля.
1887.

Владимир Маковский.
Рыбачки.
1886.

Генрих Семирадский.
Юный рыболов.

Григорий Сорока.
Рыбаки. Вид в Спасском.
Вторая половина 1840-х.

И. Жмайлов.
Рыбачка. Из серии «Трудовая Балтика».

Иван Константинович Айвазовский.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива.
1842.

Иван Константинович Айвазовский.
Рыбаки на берегу моря.
1852.

Илья Ефимович Репин.
Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль.
1874.

Илья Ефимович Репин.
Рыбацкие сети. Ширяево.
1870.

Иоганн-Готлиб Георги.
Волжские рыбаки.

К. А. Савицкий.
Рыбаки в Нормандии.
1875.

Пётр Ермолаев (Денисов).
Рыбацкий домик.

С. В. Герасимов.
На Волхове. Рыбаки.
1928-1930.

Хендрик ван Аверкамп.
Рыбаки в лунном свете.
Около 1620.

Рыболов

Описание картины «Рыболов»

В 1871 году из-под кисти Перова, любителя рыбной ловли и охоты, появляется картина «Рыболов». Она представляет собой жанровую зарисовку, созданную знатоком процесса, который искусно владеет художественными приемами передачи особенностей характеров персонажей. Полотно не просто рассказывает нам о небольшом сюжете на берегу водоема, но и создает психологические портреты изображенных на нем людей.

На картине Перова «Рыболов» мы видим двух рыбаков. Один из них, центральный персонаж полотна, весь погружен в процесс — он не замечает ничего вокруг, его внимание сконцентрировано на поплавке. От нетерпения рыболов привстал с предусмотрительно положенного на землю деревянного сиденья и с напряжением вглядывается в водную гладь, опершись руками о колени.

Снаряжение, заботливо разложенное вокруг, выдает в нем человека, увлеченного рыбалкой и знающего в ней толк. Пара удочек, сачок и донка с колокольчиком должны обеспечить богатый улов. О том, что рыболов намерен провести здесь несколько часов, говорит его экипировка: шейный платок, сапоги, шляпа с полями, плащ-накидка. Для пойманной рыбы уже приготовлен глиняный жбан, заботливо накрытый тряпицей. Картина Перова «Рыболов» демонстрирует нам пожилого человека, который искренне увлечен своим любимым делом. Для него это отдых, развлечение: судя по одежде, это человек зажиточный.

На втором плане художник изобразил еще одного рыболова. Он повернут спиной к зрителю, его поза и одежда наводят на мысль, что он из простых людей и мечта о рыбе для него имеет не развлекательное, а практическое значение. Вероятно, он планирует продать пойманную рыбу или же принести ее домой, чтобы накормить свою семью. Эти две фигуры на картине Перова «Рыболов» составляют контрастную пару: зрителю хорошо видно, как подготовился первый рыбак, но ему ничего не известно о втором.

Дополняет картину живописный пейзаж, созданный художником в его излюбленном стиле. Действие происходит на берегу водоема, заросшего осокой и кувшинками. Зеленые листья на небольших деревцах и кустарнике говорят нам о том, что это, скорее всего, утро летнего дня. Солнце еще не поднялось в небо, но на горизонте виднеется светлая полоса. Вдалеке летит стая птиц. От природы веет покоем и умиротворением.

Читайте также:  Почему сняли с производства спиннинги риволта

Картина Перова стала частью экспозиции на Первой выставке передвижников; его «Рыболов» привлек внимание публики и получил положительные отзывы критиков, которые отметили реалистичность изображенных на полотне персонажей и живость художественного языка автора. Сегодня это произведение гениального мастера кисти можно увидеть в Третьяковской галерее (Москва).

Описание картины Василия Перова «Рыболов»

Картина Василия Перова «Рыболов», Фото: opisanie-kartin.com

Название Рыболов
Страна, художник Россия, Василий Перов
Год 1871
Жанр Живопись
Находится Третьяковская Галерея
Материалы Холст, масло

Василий Перов был известен не только своими портретами, но и как искусный исполнитель жанровых сюжетов. До 1870 года Перова занимала социальная живопись, картины его носили обличительную окраску.

Позднее интерес художника переключился на бытовую тему. Он описывал в сатирическом ключе жизнь и будни обычных людей. Картина «Рыболов», написанная в 1871 году является именно таким произведением.

Центральную часть картины занимает седовласый мужчина в возрасте, который с нетерпением ожидает поклевки. Ожидание его настолько напряженное, что он даже присел и наклонился к воде, рассматривая скрывающийся в глубине поплавок.

Его взгляд полон ожидания и предвкушения от хорошего улова. Перов очень точно передал состояние рыбака в его позе и взгляде, устремленным за пределы картины. Для мужчины в данный момент не существует ничего — ни окружающий мир, ни остальные рыбаки.

Есть только удочки, закинутые в глубину водоема и ожидание, которое закончится в тот момент, когда поплавки вдруг оживут и начнут свою пляску по поверхности воды. Сам рыбак скорее всего относится к зажиточным слоям общества — на его шее можно увидеть яркий платок из дорогой ткани, а на ногах одеты до блеска начищенные сапоги.

Скорее всего он купец или помещик, увлеченный рыбной ловлей — в его арсенале не одна и даже не две удочки. Одет рыбак в темную рубашку и модную шляпу. На его носу можно увидеть очки в круглой оправе, что тоже говорит нам о его богатом происхождении.

Вокруг рыбака можно разглядеть весь его скарб, взятый на рыбалку — кувшин с молоком, узелок с завтраком, небольшая банка с наживкой, сачок и несколько удочек. На заднем плане можно увидеть бледный зарождающийся рассвет и стаю птиц, летящую косяком.

За спиной рыбака на пригорке растут молоденькие деревца с недавно распустившейся листвой, скорее всего на картине середина весны. Картину можно условно разделить на два плана — на втором зритель видит небогато одетого мужчину, занятого нанизыванием наживки на крючок.

Этот человек явно рыбачит не ради развлечения — он добывает пропитание для своей семьи. Картина передает весеннее настроение, гармонию человека и окружающей природы.

Ценители живописи сразу отметили картину «Рыболов»

В 1871 году в Санкт-Петербурге произошло значительное событие в мире искусства. Состоялось открытие Первой передвижной выставки. Ценители живописи сразу отметили картины Василия Перова «Рыболов», «Охотники на привале», портреты писателя Александра Островского и светской девицы Елизаветы Тимашевой.

Читайте также:  Удилище mikado x plode bolognese 600

Лично мне, когда смотрю на эту картину, невольно на память приходит стихотворение Агнии Барто: «С утра сидит на озере любитель-рыболов. Сидит, мурлычит песенку, а песенка без слов…» Незамысловатые слова словно иллюстрация к этой известной картине мастера кисти.

Композиция картины состоит из нескольких частей: центральный персонаж – старик-рыболов в шляпе, рыбацкое место, уставленное всевозможными атрибутами для удачной рыбной ловли, и второй рыбак, сидящий по соседству.

Мужчина в пенсне охвачен азартом

Душевно, пусть и с некоторой долей иронии, изобразил Перов рыбака на берегу, который с азартом наблюдает за поплавком, ожидая затянувшегося поклёва. Видимо, заметил движение поплавка и не смог усидеть на месте. Мужчина в пенсне вскочил на ноги, слегка наклонился, упёрся руками в колени и подался вперед.

Он готов схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Рыболов поглощён процессом и не скрывает радости от предстоящего улова. Его одежда и начищенные сапоги красноречиво говорят, о том, что человек не из бедных. Скорее всего купец или помещик, а, может, зажиточный мещанин…

Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклёвки, и намётанный глаз опытного рыбака заметил первые волны, расходящиеся от него…

Пейзаж на картине Перова

Довольно большое внимание в композиции этого полотна Василий Перов уделил пейзажу. Но если раньше природа в его картинах помогала создавать настроение и дополняла психологический портрет героя, то теперь он старается передать прелесть жизни на свежем воздухе. Автор явно хотел сказать, что часы, проведённые на рыбалке, становятся самыми лучшими.

Второй персонаж картины — мужчина помоложе. Он сидит за бугорком и деловито нанизывает наживку. Как знать, быть может, рыбалка для него является не увлекательным занятием в свободное время, а лишь средством выручить немного денег. Словом, картина Василия Перова «Рыболов» – это насыщенный и увлекательный рассказ о рыбной ловли, прелести которой понять может только заядлый рыболов.

Учебник по истории рыболовной ловли

Как и ранее, художник тщательно прописывает детали, добиваясь почти фотографического сходства с реальностью. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Подобные характеристики картин заметны также в его знаменитом «Птицелове» и популярной картине « Охотники на привале ». Художника волнует живая человеческая душа и он с блеском переносит на полотна своё понимание природы страсти.

Доподлинно неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Однако изобразил он этот процесс явно со знанием дела. У рыболова есть на чём сидеть, чем укрыться от непогоды и чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветви.

У них специальные металлические сочленения. На случай крупной добычи имеется наготове сачок. Более того, есть даже специальная удочка, оснащённая серебристыми колокольчиками. Точность изображённых деталей достойна учебника по рыбной ловли и вполне может использоваться начинающими рыболовами!

Перов — продолжатель идей Федотова

Первые жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года, содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Известный критик Владимир Стасов написал о нём: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».

Читайте также:  Донка спиннинг с живцом

Ярким примером тому «Чаепитие в Мытищах», где изображён сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В этой работе он обличил фарисейство, свойственное части русского духовенства. Позже Перов и вовсе придаёт своим работам трагизм, как в знаменитой картине « Тройка », написанной в 1866 году.

Но в какой-то момент всё резко меняется. И тогда в его работах появляется добрый юмор или лёгкая ирония. Мастер создаёт удивительный цикл, который искусствоведы условно назвали «Тихие страсти». И картина «Рыболов» занимает в нём самое достойное место. К слову, художник представил его в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, где полотно также получило высокую оценку.

«Тихие страсти» Перова

Картины, написанные в 70-е годы отображают именно эти самые «тихие страсти». Так, по крайней мере, утверждают биографы художника. Они же считают, что в тот период из его работ исчез гражданский пафос. Надо признать, что это был серьёзный шаг вперёд для творчества Перова и русского реалистического искусства в целом.

Потом Василий Перов создаст ещё несколько картин подобного жанра: «Голубятник» и «Ботаник». На них, как и в «Рыболове», покажет человека вне его будничных интересов, в момент его тесного единения с природой.

За несколько лет до смерти Перов пишет ещё одно полотно на похожую тему. Речь идёт о картине «Рыбная ловля», которая хранится в Русском музее. Она не особо известна, да и производит несколько «этюдное» впечатление. Чувствуется некоторая незаконченность, незавершённость. Однако и в ней рыбная ловля показана с любовью и пониманием…

Эту работу Перова забыть невозможно

Василий Перов был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера, человека просвещённого и свободомыслящего. Он принимал у себя в доме ссыльных декабристов, что по тем временам считалось неслыханной вольностью. Хотя родители мальчика обвенчались вскоре после его рождения, ребёнок не имел права на титул и фамилию отца. В документах числился как Васильев — по фамилии крёстного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.

Незаконнорожденный чиновничий сын прожил всего 48 лет, но сумел вместить в них многое.

Он стал одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок. Оставил после себя картины — шедевры, которыми по сей день восхищаются миллионы. Посетители Третьяковки, где хранится несколько работ великого мастера, подолгу стоят у его полотен. «Рыболов» удостаивается особого внимания — уж очень выразительно смотрится неизвестный рыбак!

К слову, мало кто знает, но в последние годы своей жизни Перов занимался не только живописью. Он довольно активно сотрудничал с журналом «Природа и Охота», который издавал русский зоолог и натуралист Леонид Сабанеев. Рассказы художника были опубликованы также в «Художественном журнале» и газете «Пчела».

Оцените статью
Adblock
detector