В. Перов. Охотники на привале
Василий Перов,Охотники на привале. 1871 .Холст, масло. 119 ; 183 см
Третьяковская галерея, Москва
Картина была написана Перовым в 1871 году, к этому времени художник уже отошёл от изображения печальных картин народной жизни, какими была насыщена первая половина периода его творчества («Тройка», «Проводы покойника» и др.)
Василий Григорьевич Перов был страстным охотником. Именно поэтому тема охоты была ему хорошо знакома. Ещё до «Охотников…» Перов в 1870 году пишет картину «Птицелов», за которую получает звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1877 году художник написал повтор картины, который хранится в Государственном Русском музее, оригинал же находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Третий вариант картины, возможно, находится в музее им. Верещагина города Николаева.
В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по своему интересен и содержателен. Внимание двоих слушателей привлек страстный и увлекательный рассказ старшего, опытного охотника. В его позе, мимике, глазах святая вера в «истинность» истории, которую он решил поведать своим товарищам. Слушатели же относятся к рассказу по-разному. Молодой охотник жадно впитывает каждое слово своего опытного товарища, третий участник — мужчина средних лет — настроен скептически, каждое слово рассказчика он подвергает сомнению.
За простой и ясной работой глубокое содержание, философское, непростое. Критики отмечали убогость и напряжение, которые отличают окружающий пейзаж. Тревожное небо, летящие птицы, блеклая трава — все говорит об осени, засыпании, предчувствии зимы. Почему же художник выбрал столь мрачный пейзаж для обрамления своей картины? Скорее всего, для автора было важно сконцентрировать внимание зрителя на центральных фигурах картины, фон не должен отвлекать от главного в работе.
Герои картины — реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Как известно, и сам автор любил охоту. Поэтому каждая деталь картины написана со знанием дела. В левом нижнем углу картины мы видим восхитительный охотничий натюрморт, который, с одной стороны органично вписывается в общую композицию, с другой стороны, вполне может быть выделен в отдельную работу, написанную с недюжинным мастерством и реалистичностью.
Свет в картине концентрируется на лицах и руках героев. Этот старый прием, времен эпохи Возрождения, позволяет художнику полнее раскрыть внутренний мир своих моделей. Все охотники явно довольны результатами охоты, чему свидетельствуют трофеи, изображенные тут же. Художник изобразил людей разного социального происхождения, но всех их объединила охота, заставила забыть о жизненных реалиях и полностью отдаться древнейшему промыслу.
ПРОТОТИПЫ персонажей картины.
В образе рассказчика Перов изобразил Д. П. Кувшинникова — известного в Москве врача и большого любителя ружейной охоты. После того, как в 1871 году картина была написана и экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Его квартира в Малом Трёхсвятительском переулке стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. О. Левитан.
Одним из друзей Д. П. Кувшинникова был врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов. В 1869 году Перов написал портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Врач В. В. Бессонов и стал прототипом охотника-скептика.
В образе молодого охотника автор картины изобразил 26-летнего Н. М. Нагорнова — друга и коллегу Кувшинникова и Бессонова. В 1872 году Николай Михайлович женился на Варваре Васильевне Толстой, племяннице великого писателя. В начале 90-х годов 19-го столетия Нагорнов становится членом Московской городской управы.
Вот кого из своих московских друзей В. Г. Перов запечатлел в образах «Охотников на привале». Это подтверждает в своих воспоминаниях и Анна Николаевна Володичева — дочь Н. М. Нагорнова. В ноябре 1962 года она написала искусствоведу В. Маштафарову, исследовавшему творчество В. Г. Перова и других художников:
« «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым („Охотники на привале“). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием»
ЗАЯЦ-РУСАК. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).
РОЖОК, Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пес, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер — легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.
РУЖЬЯ. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.
САПОГИ. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдает неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.
Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.
Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка.
Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
«Охотники на привале» Василия Перова
Василий Перов — известный русский художник-жанрист второй половины XIX века. Одна из самых знаменитых картин живописца — «Охотники на привале», написанная в 1871 году. Почему именно эта картина стала настолько популярной, где хранятся авторские повторения с «Охотников на привале» и как один из персонажей полотна связан с писателем Львом Толстым?
Что интересно, Василий Перов к своей живописи относился скептически и невысоко ценил свои работы в отличие от его современников. Например, о картине «Охотнике на привале» Федор Достоевский писал: «Картина давно уже всем известна; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
Василий Перов «Охотники на привале», 1871
Василию Перову удалось создать шедевр. В одной картине «Охотник на привале», которую художник задумывал как анекдот, он сочетает сразу несколько живописных жанров: бытовая сцена, пейзаж, натюрморт. В центре на фоне осенних полей — трое охотников. Пожилой небогатый дворянин, оживленно рассказывает о своих охотничьих подвигах. Молодой человек доверчиво его слушает, да так увлекся рассказом, что забыл зажечь папиросу. А крестьянин, полулежащий в центре, только иронично ухмыляется — он таких рассказов уже наслушался.
Художник в картине изобразил своих друзей. Рассказчик — врач Дмитрий Кувшинников. Кстати, после того как картина была выставлена на первой передвижной выставке, имя Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. У него дома часто собирались писатели, художники, среди них — Чехов, Левитан и другие. Охотник-скептик — это еще один друг Перова, врач и художник-любитель Василий Бессонов. Прототипом молодого охотника стал 26-летний врач Николай Нагорнов, который позже женился Варваре Толстой, племяннице великого писателя. Получилось, что три врача стали охотниками.
Авторское повторение «Охотников на привале», которое хранится в Русском музее
Оригинал картины «Охотники на привале» (холст, масло 119х183) хранится в Третьяковской галерее. В 1877 году художник написал уменьшенную авторскую копию, которая хранится в Русском музее в Петербурге. Ходили легенды, что Перов сделал три картины «Охотников на привале». Третий вариант нашелся в Николаеве в Украине. Более 20 лет сотрудники Николаевского областного художественного музея им. В. Верещагина были уверены что картина в их фонде — отличная копия, ведь в советское время шедевр Перова был очень популярен, появилось огромное количество копий и репродукций «Охотников». Однако в 2004 году музей посетил киевский реставратор Николай Титов, который без сомнений заявил, что холст и краски принадлежат к XIX веку. Картину отправили на исследование, в ходе которого искусствоведы выяснили, что это авторское повторение. После реставрации копия «Охотников на привале» вошла в основную экспозицию музея.
СПРАВКА
У художника Василия Перова была непростая судьба. Он был незаконнорожденным сыном губернского прокурора барона Георгия Криденера. Не известна точная дата рождения художника — 2 или 4 января 1833 года. И хотя после рождения Перова его родители обвенчались, Василий не мог носить фамилию своего отца. В документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крестного отца.
После отставки барона, его семья переехала в Самарскую губернию. Здесь маленького Василия отдали на обучение к дьячку. Наибольшие успехи он делал в чистописании, за что и получил прозвище Перов, которое к нему приклеилось на всю жизнь.
Иван Крамской «Портрет Василия Перова», 1881
Василий хотел учиться живописи, но родители долго противились этому. В конце концов Перов в 1852 году уехал в Москву и поступил в Училище живописи и ваяния. В 1862 году художник женился на Елене Шейнс, уехал с семьей в Париж за счет Академии. Но через два года художник вернулся на родину, ему оказались не близки жанровые сцены французской жизни. Перова больше интересовала жизнь простых людей в России. В 1860-е он создает картины, где раскрывал противоречия современной жизни — «Тройка», «Проводы покойника», «Сцена на почтовой станции» и другие. В них он старался показать тяжелое положение наемных работников.
Василий Перов «Тройка», 1866
В 1869-1870 годах в жизни художника произошла трагедия, которая повлияла на его творчество. От эпидемии умерли жена и двое детей Перова, остался жив только сын Владимир. Живописец стал изображать простого человека, его радости повседневной жизни. Увлечение художника охотой нашло отражение в нескольких картинах — «Рыболов», «Птицелов» и других. Кроме картин на бытовые темы Василий Перов создал исторические полотна и портреты Достоевского, Островского и других своих современников.
Василий Перов «Портрет Ф. М. Достоевского», 1872
В 1872 году Перов женился вторично. Под конец жизни Василий Георгиевич стал заниматься литературой, писал рассказы. Умер Василий Перов от чахотки в 1882 году в Москве. Похоронили художника на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Сын живописца от первого брака Владимир Перов тоже стал художником.
В публикации использованы материалы из энциклопедии «Сокровища русских музеев» и с официального сайта Николаевского художественного музея им. В. Верещагина.
Три охотника
Одна из самых известных картин русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова (1833-1882) — «Охотники на привале», написана в 1871 году. Это «поздний Перов», отошедший от изображения тяжёлых картин жизни, как в «Проводах покойника», к просто жизни. Перед «Охотниками» Перов написал в 1870 году «Птицелова», за которого ему присвоили звание профессора.
Перов страстно любил природу, он написал и такие картины как «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», но только «Охотники» признаны шедевром, в советское время их репродукции были повсюду. Перов и сам был страстным охотником. Знатоками считается, что увлечённо рассказывающий о чём-то старик — из оскудевших дворян, недоверчиво слушающий охотник средних лет изображён в русской крестьянской одежде, а молодой, одетый с иголочки восторженный слушатель — неопытный охотник. О чём рассказывает старик — есть множество легенд и анекдотов, наряду с прозаическими «охотничьими подвигами».
Картина «Охотники» из тех, что притягивает взгляд и никого не оставляет равнодушным. Прямо противоположные оценки дают этой картине известные наши писатели. Ф.М.Достоевский в полном восторге: «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и изо всех сил верит, а третий ничему не верит. и смеётся. Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
М.Е. Салтыков-Щедрин, наоборот, резко критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований».
Это столкновение мнений о картине не случайно: Достоевский и Салтыков-Щедрин находятся на разных мировоззренческих позициях. Думается, Салтыков-Щедрин неискренен, он набрасывается на Перова не за отсутствие «художественной правды» — здесь её в избытке; он и И.А.Гончарова травил «уличным философом» за отсутствие «художественности» в романе «Обрыв».
Наш «демократический» писатель и критик набрасывается на Перова за то, что он ушёл от изображения «покойников» и других тяжёлых сторон жизни, которые есть всегда, ушёл от «борьбы с властью» и стал профессором живописи. При этом сам Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Рязанским и Тверским.
В.В.Розанов заметил по этому проводу, что у русского революционного «обрыва» не было других причин, кроме литературных. Одной из них был Салтыков-Щедрин. Свои политические и социальные утопии наши салтыковы-щедрины доказывали от противного своим «критическим реализмом», всегда лицемерным и односторонним. Когда они видят картины нормальной русской жизни, у них выделяется сразу критический сок. И так ведь происходит до сих пор.
«Поздний» Перов порывает с «критическим реализмом», поэтому становится неугоден Салтыкову-Щедрину, и он лицемерно отказывает ему в «художественности».
… «Охотники» В.Г. Перова поистине гениальны, это не только бытовая картина, это картина с глубоким философским смыслом: о вековом круговороте жизни нашей.