Картины богиня охоты диана

Жан Антуан Гудон. Диана-охотница

Жан Антуан Гудон. Диана- охотница.1790г Лувр. Бронзовая версия.
Жан Антуан Гудон.Диана Охотница.Мрамор.1780г Музей Гюльбенкяна.Лиссабон.( До 1930 г находилась в Эрмитаже)

Одной из самых известных скульптур XVIII века стала гудоновская «Диана-охотница» (1780),хотя вначале её достаточно резко критиковали
как «нарушающую стыдливость».

Диану обычно изображали в короткой тунике с поясом на талии, как часто копируемую Артемиду Охотницу.(Лувр), классический мрамор, приобретенный Франциском I. Нагота богини была признана приемлемой только тогда, когда она изображалась купающейся. Однако в эпоху Возрождения богиня охоты часто изображалась обнаженной.

Стройная Диана Гудона , балансирующая на цыпочках, кажется, застыла в полном движении. Ее четкая, крепкая фигура, то, как она благородно держит голову, ее элегантные движения и красота вызывали восхищение. И все же ее нагота, считавшаяся неприличной для охоты, шокировала современников Гудона.

С древних времен Диана сохранила триумфальную наготу, элегантность и индивидуальность которой внушают скорее уважение, чем безрассудство. Благородная, даже высокомерная осанка богини; безмятежное, идеализированное лицо, не отражающее никаких эмоций; а далекий взгляд делает ее безличной и недоступной.

Удлинение женского тела, прочная анатомия и линейная чистота принадлежат эпохе Возрождения школы Фонтенбло. Ее стройное тело, слегка наклоненное вперед на одной ноге, придает статуе воздушное и динамичное очарование и открывает множество точек обзора.

Гудон представил гипсовую Диану в натуральную величину в своей мастерской во время Салона 1777 года. Готовая скульптура должна была быть выполнена из мрамора (Фонд Гюльбенкяна, Лиссабон) для герцога Эрнста II Саксен-Готского в качестве компенсации утраченного скульптором комиссии. Бронзовая версия сейчас находится в Лувре.

Скульптура «Дианы-охотницы» вызвала многочисленные споры о том, можно ли так откровенно выставлять женское тело. Нельзя не отметить, что в обнаженной Диане представлена одновременно грация, женственность и огромная внутренняя сила, которая и должна присутствовать в богине растений, животных, охоты и плодородия. Эта работа считается одной из самых известных скульптур 18 века.

Луврская скульптура была вдохновлена Дианой де Пуатье, возлюбленной короля Генриха II. Гудон также придал лицу своей статуи сходство с портретом знаменитой фаворитки, а её «античная» прическа напоминает прически дам XVI века.

Скульптор сумел сообщить образу богини удивительный холодный аристократизм и изящество. Она представлена во время охоты, бегущей, с луком и колчаном. Внимательным взглядом она выслеживает добычу. Легкость движения такова, что создается впечатление парения: только кончиком ноги Диана касается земли.

Статуя Дианы-охотницы имела колоссальный успех у публики, её воспевали поэты и хвалили художественные критики, но государственные чиновники пребывали в состоянии шока и Гудон предпочел не выставлять «Диану» в Салоне: желающие полюбоваться ею приходили в мастерскую скульптора.

Скульптуру «Диана- охотница» была приобретена для Эрмитажа Екатериной II непосредственно у автора и находилась в государственном Эрмитаже, но в 1930 году была куплена нефтяным королем Галустом Гульбекяном вместе с пятью картинами (Рембрандт, Ватто, Терборх и Ланкре)

Заплатив за всё 140 000 фунтов стерлингов, Гюльбенкян, в соответствии с предварительной договоренностью, перепродал четыре картины парижскому антиквару Натану Вильденштайну, оставив себе «Диану» и «Афину Палладу» Рембрандта. Статуя обошлась ему в 20 000 фунтов.

Сейчас мраморная скульптура «Дианы -охотницы» выставлена в Музее Гюльбенкяна в Лиссабоне. В собрании музея важное место занимают полотна, купленные Гюльбенкяном в начале 1930-х годов при распродаже картин из коллекции Государственного Эрмитажа, в том числе «Портрет Елены Фоурмен» Рубенса, «Портрет старика» Рембрандта, «Благовещение» Боутса и др.

Читайте также:  Охота по выпускному фазану

Бронзовые слепки скульптуры «Диана-охотница», находятся во многих музеях мира.

Богиня Диана — прекрасная охотница, презиравшая мужчин

Богиня Диана, покровительница охоты, среди женских образов древнеримской мифологии привлекает особое внимание. Эта богиня была одной из самых прекрасных среди небожительниц, однако строго осуждала связь с мужчинами, а сама никогда не вступала в отношения с противоположным полом.

Основным занятием Дианы также было не “женское” ремесло, а охота. Однако она выступает и как защитница природы, лесных животных, гармонии мира, которую нельзя нарушать. Образ Дианы римлянами был заимствован у греков, однако в новой подаче богиня стала ещё более интересной, загадочной, утончённой. Какая же она – охотница Диана?

Функции богини

Диану в Древнем Риме считали не только богиней охоты, но, в первую очередь, покровительницей растений и животных. К ней обращались женщины с просьбой облегчить роды, ведь очаровательная богиня выступала как воплощение женственности и сил плодородия.

Её братом был Феб, что ассоциировался с солнцем, а потому, в противоположность этому богу, Диану называли покровительницей луны. Если присмотреться, на многих изображениях и скульптурах голову богини украшает полумесяц. Родителями богини были Юпитер и Латона.

Что интересно, изначально, во время зарождения культа (а это приблизительно в VI веке до нашей эры), Диана считалась богиней, объединяющей три основные сферы деятельности и функции. Можно даже считать её триединым божеством, образом, что складывался из воплощения луны и её света, богини охоты и повелительницы подземного мира. В дальнейшем Диана стала охотницей, а Прозерпина и Геката унаследовали прочие функции.

Питер Пауль Рубенс «Возвращение Дианы с охоты», 1615 год
Местонахождение: Дрезденская галерея старых мастеров, Германия

Имя и облик Дианы

В имени Дианы также заложены интересные символы. Исследователи сошлись во мнении, что именовать богиню стали так из-за основы “див-” или “дэв-”. В праиндоевропейском языке это слово означало “бог”. По сути, имя Дианы открывает её божественную сущность.

Изображения Дианы кажутся не менее колоритными, чем её способности. Она значительно отличается от большинства римских богинь. Образ её почти в точности повторяет внешний облик Артемиды, греческой богини охоты. Чаще всего римляне изображали свою небожительницу со строгой причёской, которую украшала диадема с месяцем.

Питер Пауль Рубенс «Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту», 1615 год
Местонахождение: Музей искусств Кливленда, штат Огайо, США

Одета она в короткую тунику (в таком облачении легко было ходить по лесам). В руках Дианы – предметы, что указывают на её основное занятие: колчан со стрелами, лук.

Порой она держит щит или факел, и это – символы защитницы и богини света, что способна указать дорогу – так же, как луна своим светом помогает найти путь во мраке ночи. Рядом с богиней нередко можно увидеть свору охотничьих псов или лань, священное животное богини.

“Цветочные” мифы о Диане

Приверженцы культа Дианы считали, что у неё было два священных цветка, которыми украшали жертвенники богини. С ними связаны трогательные предания. Один из цветов – гвоздика. Как рассказывает легенда, однажды юный пастух так увлёкся игрой на флейте, что не заметил, как оказался во владениях Дианы.

Богиня как раз вышла поохотиться. Музыка юноши напугала дичь, а потому охота оказалась неудачной. В порыве гнева Диана выстрелила в пастуха из лука, и тот упал замертво. Правда, богиня тут же раскаялась и попросила Юпитера превратить кровь юноши в цветы. Так и появились алые гвоздики.

Луи Мишель ван Лоо «Диана в пейзаже», 1739 год
Местонахождение картины: Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания

Другой священный цветок богини – ландыши. Если верить преданиям римлян, однажды Диана спасалась бегством от фавнов, преследовавших её. Погоня была столь долгой и утомительной, что на теле Дианы стали появляться капельки пота. Они падали на землю и тут же обращались в прекрасные миниатюрные цветы с волшебным ароматом.

Читайте также:  Прирожденные охотники коралловый риф

Суровый характер богини Дианы

Как вы уже могли догадаться, нрав у этой богини был непростым. Несмотря на то, что Диана оказывала помощь женщинам во время родов, сама она была противницей всяких отношений с мужчинами. Этого же требовала у своих подруг, нимф, что составляли её свиту.

Ян Брейгель Старший «Нимфы Дианы после рыбалки и охоты», 1621 год
Картина находится в частной коллекции

Однажды Юпитер залюбовался одной из девушек окружения богини, юной Каллисто. Спустившись с небес, он хитростью овладел красавицей. Диана об этом даже не догадывалась. Во время купания в источнике целомудрия богиня и прочие нимфы вдруг обратили внимание на округлившийся живот Каллисто.

Для Дианы это было оскорблением, для Каллисто – страшным преступлением. Богиня изгнала с позором нимфу, которую обратила в медведицу. Блуждая по лесу, несчастная Каллисто родила маленького медвежонка. Смилостивившись над возлюбленной и сыном, Юпитер поместил их на небо, превратив в Созвездия Большой и Малой Медведиц.

Николас Питерс Берхем «Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто»
Картина находится в частной коллекции

Миф о Диане и Актеоне также является одним из римских заимствований у эллинов. И здесь снова проявляется сложный характер богини. Согласно этому преданию, однажды Диана купалась в священной роще. Проходивший неподалёку охотник Актеон, невольно залюбовался сияющей красотой богини.

Однако заметив, что её увидел обнажённой мужчина, Диана впала в отчаянный гнев, что обрушился на наивного Актеона. В одно мгновение он был обращён в оленя. Совсем рядом товарищи охотника с собаками преследовали дичь. Учуяв оленя, свора охотничьих псов помчалась к берегу, где и растерзала того, кто некогда был их хозяином.

Джузеппе Чезари (Кавалер д Арпино) «Диана и Актеон», около 1600 года
Местонахождение картины: Лувр, Париж, Франция

Диана – одна из самых ярких и колоритных богинь Древнего Рима. Она, как и её “коллега” из Греции, Артемида, принадлежит к числу сложных образов, что известны противоречивыми характерами.

Несмотря на поддержку и покровительство, Диана могла проявлять истинную жестокость, а в ярости могла совершить поистине ужасные вещи. Впрочем, о некоторых своих поступках богиня впоследствии сожалела, однако изменить ситуации это уже не могло. Сочетание жестокости и доброты стало особой “изюминкой” великой охотницы.

Диана

История персонажа

Диана — персонаж римской мифологии, богиня луны и охоты, охраняющая растительный и животный мир, покровительница будущих матерей. Римляне заимствовали многое из греческой мифологии: так, богиня обрела черты греческих богинь Артемиды и Селены, а позднее — и Гекаты. Образ получил популярность в искусстве античности и классицизма.

История происхождения

Культ богини имеет греческое происхождение. В римской мифологии о биографии героини сообщается, что Диана — дочь титаниды Латоны и бога Юпитера. Мать девушки считалась богиней ночи и ведала сокровенным, Юпитера древние римляне называли богом грозы, неба и дневного света. Как и в греческой мифологии, так и в Риме братом-близнецом богини выступал Аполлон. В ранних римских мифах Диана олицетворяла те же качества, которые были присущи греческой Артемиде, богине охоты.

Неслучайно найденные античные изображения и скульптуры представляют Диану с луком и копьем. Охота, согласно мифам, была основным занятием богини. Кроме того, рядом с римской охотницей традиционно рисовали или ваяли пса или оленя — ведь она считалась и богиней животных. Как и многие богини, девушка демонстрировалась стройной, в струящейся тунике, с ниспадающими на плечи или собранными на затылке волосами. Ей присуща красота и молодость.

Читайте также:  Картины с животными охота

Позднее в культе богини появились черты греческой Селены, являвшей собой олицетворение луны и ночи, а затем и Гекаты, считавшейся властительницей тайны и магии. Древние греки довольно часто отождествляли Селену и Гекату, наделяя богинь схожими функциями. Также в мифологии использовалось прозвище Тривия — то есть богиня трех дорог. Римляне полагали, что богиня равновелика как на земле, так и на небе и под землей. Изображения покровительницы охоты и плодородия часто ставились на перекрестках, подчеркивая власть божества на перекрестках миров.

В кругах римской аристократии культ Дианы не получил популярности, считался чужеземным. Но римские рабы почитали это божество. Царем Сервием Туллием, который, по легенде, родился рабом, на холме Авентин в Риме был построен храм в честь Дианы. Дата основания храма стала с этого времени считаться праздником рабов. Здесь приносились жертвы и совершались различные ритуалы.

Мифы и легенды

Диана — олицетворение луны, которая известна целомудренностью. Поэтому на протяжении веков девушка противостоит Венере. Богиня любви, покровительствующая распутникам, вызывает у Дианы презрение и негодование. Часто достается от принципиальной девушки и Купидону. Чтобы спастись от проделок маленького божества, Диана носит при себе щит, отражающий любовные чары.

Правда, подобная защита срабатывает далеко не всегда. Во время одной из ежевечерних прогулок богиня охоты наткнулась на спящего юношу по имени Эндимион. Молодой человек, красота которого заворожила юную охотницу, проснулся от легкого поцелуя. Вскочив, Эндимион не обнаружил поблизости живого человека, только серебряная луна ярко светила над головой.

Подобные встречи и тайные поцелуи стали привычным ритуалом для Дианы. Обезумев от желания обладать прекрасным юношей, богиня погрузила Эндимиона в вечный сон и перенесла в собственный тайный грот. Теперь красавица могла любоваться мужчиной в любое время. Впрочем, вскоре девушка нашла новый объект для воздыхания. Во время прогулки богиня растительного и животного мира встретила охотника Ориона. Общие интересы сблизили молодых людей, что не укрылось от Аполлона. Старший брат, который относился к сестре с трепетом и нежностью, не одобрил выбор Дианы, ведь Орион был известен в Риме как ловелас.

Уговоры и увещевания не действовали на богиню. Тогда брат пригласил Диану к себе, чтобы посоревноваться в стрельбе из лука. Мишенью брат и сестра выбрали темный предмет, покачивающийся на волнах в океане. Стрела Дианы попала в цель. А позже девушка обнаружила, что застрелила собственного возлюбленного. Дабы искупить вину, богиня поместила Ориона и его верного пса Сириуса на небо.

Несмотря на влюбчивость, богиня не предавала собственные принципы. Девушка не допускала близости со смертными и богами. Даже посмотреть на голую Диану считалось преступлением. За подобный промах поплатился другой охотник — Актеон. Мужчина, возвращавшийся с прогулки, наткнулся на озеро, в котором резвилась Диана с подругами. Увидев смертного, который любуется ее телом, обнаженным бюстом, девушка превратила охотника в оленя. Бедного юношу растерзали собственные собаки, принявшие хозяина за дичь.

Принципиальностью отличалась не только сама богиня, но и почитательницы Дианы. Нимфа Каллисто, которая привлекла Юпитера, не поддавалась на уговоры владыки Олимпа. Желая завладеть девушкой, бог принял образ собственной дочери. После тесного общения Каллисто и мнимой богини охоты нимфа забеременела. Узнав о произошедшем, разгневанная Диана навсегда изгнала нимфу из собственного окружения.

Образ Дианы в культуре

Образ прекрасной богини получил широкое распространение в искусстве. Наиболее известное изображение богини — скульптура «Диана Версальская». Статуя датируется IV в. до н. э., хранится Лувре. Образ богини популярен в живописи. Так, например, сюжет купания девушки изображен на полотнах Яна Вермеера, Абрахама Кёйленборха, Жана-Франсуа де Труа и других художников.

Оцените статью
Adblock
detector