Фото Ми-28
Ми-28 – ударный вертолет советской разработки. Его назначение – борьба с бронетехникой противника, поддержка собственных войск и уничтожение низкоскоростных воздушных целей.
Ми-28
История создания
Работы по созданию вертолета нового поколения конструкторское бюро Миля начало в 1978 году. Опытный образец полетел четыре года спустя, вооружение начало тестироваться на второй экспериментальной машине в 1983 году. Отдельные вертолеты для испытания и улучшения летных и боевых характеристик продолжали выпускаться в 1990-е годы. Все это время Ми-28 должен был демонстрировать конкурентоспособность в сравнении с параллельно создававшимся вертолетом Ка-50, имеющим то же предназначение. Вертолет неоднократно принимал участие в войсковых учениях, по результатам которых машина непрерывно модернизировалась.
Завершение государственных испытаний и принятие вертолета на вооружение произошло в 2008 году. По итогам испытаний Ми-28 решено было сделать основным ударным вертолетом ВС РФ, а Ка-50 получил статус машины для спецопераций.
Фото Ми-28: вид снизу.
Особенности конструкции
Ми-28 двухместный вертолет, способный развивать скорость до 300 км/ч и подниматься на высоты до 5 км. Дальность его полета 450 км, с подвесными топливными баками она удваивается.
Экспертами отмечена высокая живучесть машины. Кабина полностью бронированная и способна выдерживать попадания 20-мм снарядов. Бронестекло кабины успешно выдерживает пули, в том числе бронебойные, благодаря применению силикатных блоков. Лопасти винтов также могут продолжать функционировать после поражения осколками снарядов. Места, занимаемые пилотом и оператором, отделяются специальной бронепластиной, что сводит к минимуму вероятность поражения одновременно двух членов экипажа.
Для противодействия управляемым ракетам с ИК наведением заметность вертолета в инфракрасном спектре значительно снижена путем применения особых экранно-выхлопных устройств. Кроме того, Ми-28 способен устанавливать систему помех как РЛС, так и ИК-головкам ракет.
Ми-28 отличает сверхвысокая маневренность. Он может совершать полеты на экстремально малых высотах (до 5 м), при этом огибая неровности рельефа. Вертолет способен выполнять зависание, а также двигаться в стороны и назад с большими скоростями.
Зависимость вертолета от технического обслуживания значительно уменьшена благодаря использованию пылезащитных устройств в двигателях, работе двигателя без помпажа, а также специально разработанным шарнирам винтов, которые не требуют смазки. В целом, машина может действовать автономно в боевых условиях без аэродромного обслуживания до двух недель.
Ми-28
Вооружение
Имея четыре точки подвески, Ми-28 может нести комплекс управляемых ракет, предназначенных для борьбы с бронированной техникой (танками), вертолетами и разрушения ДОТов (в комплект входят 16 УР).
Неуправляемые ракеты представлены 4-мя блоками по 20 штук. Они применяются по живой силе противника, легкобронированным целям и для нанесения ущерба инфраструктуре.
Самонаводящиеся ракеты «Игла» могут уничтожать воздушные цели, включая беспилотники и ракеты противника.
Также вертолет оснащен стандартной 30-мм пушкой (250 снарядов).
Комплекс бортовой электроники позволяет вести боевые действия ночью и при различных погодных условиях, в том числе на предельно малых высотах. Он же обеспечивает совместную работу машины с другими вертолетами и взаимодействие с командным пунктом.
Ми-28 в небе
«Ночной охотник» Ми-28Н: отечественный ответ американскому «Апачу»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Конструировать Ми-28 «Ночной охотник» начали в далеком 1978 года на базе Московского вертолетного завода имени М.Л Миля. Первый опытный образец машины был готов уже к 1982 году и совершил свой первый полет. Вскоре появился и второй экземпляр, который прошел испытания уже с использованием боевой нагрузки (вооружения). Несмотря на первые успехи, в каждом новом образце Ми-28 все еще оставались недостатки конструкции. Инженеры продолжали улучшать машину, выпуская новые версии вертолетов для испытаний в 1985, 1987, 1988 годах. В 1989 году Ми-28 впервые показали на выставке в Ле-Бурже.
Распад страны Советов на многие годы замедлил разработку и отложил принятие на вооружение Ми-28. Отечественные конструкторы продолжали на протяжении почти 10 лет всячески улучшать машину. В итоге в 2008 году успешно завершились испытания вертолета Ми-28Н «Ночной охотник». На вооружение боевая машина была принята в 2013 году в соответствии с указами президента и министра обороны.
Создавался Ми-28 как машина, которая сможет действовать в самых разных условиях. Первоначально «Ночной охотник» задумывался как вертолет для ВМФ, однако в итоге его адаптировали и для ведения боевых операций над сушей. Действовать 28-ой может как днем, так и ночью, а также в любую погоду. Обширный ассортимент устанавливаемого вооружения и современно снаряжение позволяют «Ночному охотнику» поражать весь перечень возможных целей и выполнять самые разные тактически задачи. При этом Ми-28Н имеет высокий показатель автономности, относительно прост в обслуживании и ремонте.
Все вертолеты Ми-28 могут выполнять сложные «самолетные» фигуры пилотажа вроде «бочки» или «мертвой петли». Кроме того, вертолеты могут летать задом. Последняя новейшая модификация Ми-28НМ комплектуется современными двигателями ВК-2500, которые пришли на смену ТВ3-117. Ресурс агрегата до ремонта – 2-3 тысячи час/циклов. Новейшая модель вертолета получает современную радиостанцию Н025, а также последнее БРЭО позволяющее летать в том числе в ночное время суток.
В плане вооружения и бронирования Ми-28НМ полностью соответствует концепции «летающего танка». Вертолет оснащается современной системой эвакуации пилотов, имеет надежное бронирование, способное выдержать огонь пулеметов и автоматических пушек. Цели 28-ой поражает при помощи ракет воздух-земля и воздух-воздух. В качестве дополнительного оружия используются авиационные пушки и крупнокалиберные пулеметы. Кроме того, в распоряжении экипажа имеется лазерная станция подавления для защиты вертолета от ракет с тепловым наведением.
В продолжение темы читайте о том, почему лучший вертолет Советского Союза Ка-50 ждало забвение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ми-28НМ: «Ночной суперохотник» для армии
Фото: Евгений Баранов
28 октября в России отмечается День армейской авиации. Главным средством этого рода войск являются вертолеты различного назначения, в том числе боевые, или, как их еще называют, ударные. Вертолеты Ми-28 с 2013 года находятся на вооружении Минобороны России. В 1982 году впервые взлетел боевой Ми-28, а спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н «Ночной охотник». Вертолет продолжает совершенствоваться, и на смену Ми-28Н приходят обновленные с учетом боевого опыта в Сирии машины Ми-28НМ. За свои высокие летные характеристики и надежность новый вертолет получил от пилотов уважительное прозвище «Николай Михайлович».
Усиленная бронезащита, повышенная боевая живучесть, современный высокоточный комплекс вооружения и другие преимущества нового «Ночного охотника» – в нашем материале.
Наш ответ «Апачу»
Концепция поддержки сухопутных войск с воздуха хорошо вооруженными «летающими танками» − боевыми вертолетами – появилась в конце 1950-х годов. Взлетевший в 1969 году Ми-24 «Крокодил» гениального конструктора Михаила Миля стал первым в СССР и вторым в мире специализированным боевым вертолетом.
Его последователь Ми-28 был создан в результате соперничества ОКБ Миля и ОКБ Камова за право создания нового ударного вертолета, способного противостоять американскому ударнику «Апач» и заменить устаревшие Ми-24. Долгое время Ми-28 и камовский Ка-50 шли в испытаниях примерно на равных, но в итоге военные отдали предпочтение «воздушному танку» Миля. В 1982 году Ми-28 впервые поднялся в воздух.
Первый полет Ми-28, 10 ноября 1982 г.
Задачами нового летательного аппарата стали поддержка сухопутных войск и десанта, уничтожение живой силы, наземной бронетехники и малоскоростных воздушных целей. На испытаниях вертолет отлично показал себя и подтвердил летные и технические характеристики, поставленные в задании Минобороны.
Спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н, который первым из «двадцать восьмых» пошел в серию. Эта модель создавалась милевцами специально для армейской авиации в то время, когда вертолеты массово переводились из ВВС в сухопутные войска. Новая машина должна была сохранить все качества Ми-28 и вдобавок соответствовать специфике сухопутных войск: работать не только днем, но и ночью, а также в любую погоду, иметь высокий уровень автономности и быть достаточно простой в эксплуатации и ремонте.
Ми-28Н. Фото: Евгений Волков / wikimedia.org
Для реализации ночного режима боя ставка была сделана на глубокую интеграцию всего бортового оборудования. Усовершенствованное БРЭО позволило эффективно использовать мощь вертолета в темное время суток, за что Ми-28Н получил название «Ночной охотник».
Ми-28Н подвластны такие «самолетные» фигуры высшего пилотажа, как «бочка», «горка», «мертвая петля», а еще он может делать специфическую «воронку на хвост», летать задом и боком. Именно эти машины использует в своих выступлениях российская пилотажная группа «Беркуты». Высокая маневренность Ми-28Н вместе с допустимой нормальной перегрузкой 2,5 единицы позволяет применять воздушные пируэты не только для украшения авиационных праздников, но и в качестве реальных боевых маневров, от которых зависит выживание боевой машины.
«Николай Михайлович» выходит на охоту
Ми-28НМ (ночной модернизированный) – это новейшая модификация «Ночного охотника», разработка которой началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Ми-28Н во время государственных испытаний. Еще одной задачей модернизации стала замена иностранных комплектующих на отечественные. Военные пилоты очень рады новому вертолету, который за свои качества уже получил от них уважительное прозвище «Николай Михайлович».
Разработчики сделали многое, чтобы экипажу «Ночного охотника» было удобнее работать, особенно в темноте. Информация о работе систем и ходе полета стала более обширной и наглядной. У вертолета появилась новая прицельно-поисковая система.
Ми-28НМ
Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. В штурманской кабине создана полноценная система управления машиной, так что даже в случае прямого попадания в кабину летчика штурман сможет продолжить полет. Подобная схема уже была реализована в учебно-боевой версии Ми-28УБ. По отзывам летчиков-испытателей кабина Ми-28НМ по размерам и шумоизоляции стала напоминать салон пассажирского самолета.
Ключевым новшеством Ми-28НМ стал двигатель. Серийные Ми-28 оснащались силовыми установками ТВ3-117, основное производство которых осталось на Украине. В рамках импортозамещения в «ОДК-Климов» был разработан двигатель ВК-2500, собирающийся полностью из российских комплектующих. Его последняя модификация ВК-2500П и устанавливается на Ми-28НМ.
Новый двигатель отличается от базового модернизированной системой автоматического управления типа FADEC и противопожарной защитой, которые обеспечивают безопасность полетов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики силовой установки в целом. Мощность двигателя значительно увеличилась, а ресурс до первого капитального ремонта вырос с 2000 до 3000 час/циклов. Кроме того, новый двигатель делает возможным применение «Ночного охотника» в широком диапазоне температур.
В Ми-28НМ используется конструкция предшественника, а самым заметным внешним отличием стала надвтулочная радиолокационная станция Н025. Этот шар, расположившийся над основным винтом вертолета, помогает экипажу находить цели даже вне зоны видимости. Прежде подобное оборудование устанавливалось только на экспортные модели. Лопасти несущего винта выполнены из композитных материалов, что позволяет завершить полет даже при попадании в винт снарядов калибра 20-30 мм.
Концепция «воздушного танка» подразумевает возможность использования на вертолете широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет. Также в 2019 году представители КБ Миля рассказали, что новый вертолет получит первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения. Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону.
Фото: «Вертолеты России»
Для собственной защиты «Ночной суперохотник» оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Ее работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолет с помощью лазера. Также в новой машине заложена очень перспективная функция взаимодействия с беспилотниками. При этом есть несколько сценариев работы – когда дрон выполняет функции целеуказания для Ми-28НМ или когда он управляется штурманом непосредственно с борта вертолета.
Ми-28НМ, как и предыдущие модели, выпускается на ростовском заводе «Роствертол» холдинга «Вертолеты России». О боевых испытаниях опытного образца нового «Ночного охотника» в 2019 году рассказал Сергей Шойгу. По словам министра обороны, Ми-28НМ принял участие в боевых действиях в Сирии, то есть машина успешно прошла проверку в условиях жаркого климата и пустыни. В том же году Министерство обороны заключило с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ до конца 2027 года. «Ночной суперохотник» продолжает проходить испытания, одновременно с которыми в сентябре текущего года запущено серийное производство, и совсем скоро Ми-28НМ пополнит армейскую авиацию.