Картин горбатова про охоту

ruchnye_zveri

Ручные звери. Животные своими руками.

С творчеством Вадима Горбатова я познакомилась в 2013 г. на выставке фотографий дикой природы «Золотая черепаха». Меня поразила высококлассная работа художника и сегодня я хочу вам о ней рассказать.

Вадим Алексеевич Горбатов – живописец, график, художник книги. Его творчество посвящено миру животных и взаимоотношению человека и дикой природы. Достоверность и убедительность работ художника – результат личных впечатлений и сотен натурных зарисовок. С зоологами, кинооператорами и охотниками он побывал в самых разных уголках земли, от заполярных тундр Сибири и Аляски до джунглей Камбоджи и Эквадора. Имя Вадима Горбатова хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Он единственный российский художник, чьи работы включены в книги «300 лет анималистики» и «Современная анималистика», изданные в Великобритании. В течение вот уже 20-ти лет он единственный российский участник художественных проектов голландского фонда «Artists for nature Foundation», объединяющего многих известных анималистов мира. Вадим Горбатов – кандидат искусствоведения, член Союза художников России и единственный россиянин – член Союза художников дикой природы Великобритании. Работы В. Горбатова хранятся в галереях, музеях и частных собраниях многих стран мира.

Вадим Алексеевич родился в 1940 году в Москве. Учился в МСХШ (Московская средняя художественная школа). В 1965 закончил Художественно-промышленную академию им. Строганова, где обучался на факультете Художественного конструирования и промышленного дизайна. Затем аспирантура, защита диссертации и преподавательская работа в «Строгановке» и МВТУ им. Баумана. С 1970 года Вадим Горбатов работает художником на Центральном телевидении в должности руководителя группы художников Главной редакции Информации, выпускавшей программы «Время», «Новости», «Международная панорама» и др. В это же время художник начинает работать для различных издательств. Возвращаясь к своим прежним увлечениям, он иллюстрирует книги о животных, дикой природе, охоте. Вместе с зоологами участвует в различных экспедициях, занимается живописью. Времени на все не хватает, и в 1987 году художник уходит с телевидения, чтобы полностью посвятить себя любимому делу.

Вадим Горбатов рассказывает о своем творчестве:

Меня часто спрашивают: «Как ты рисуешь все это? Ты, что, действительно видел всех этих медведей, лосей, тигров? И что – они сидят, ждут, пока ты их нарисуешь?»

«Разумеется, да. Видел!» Были редкие встречи, которые врезались в память на всю жизнь. О них будет речь впереди.

«И, разумеется, нет!» Они не сидели и не ждали, пока я их нарисую. Чаще я видел лишь следы, чувствовал запах, натыкался на остатки трапезы, лежки, линные перья. Конечно, бывают удачи. Если сидеть тихо, а зверь приближается по ветру, он может выйти на тебя. Если у художника есть навыки охотника и биолога, то он может подкараулить животное на местах кормежек, на водопоях, у гнезд, сможет подобраться с биноклем к кормящемуся на болоте лосю или подманить рябчика. И тогда можно сделать серию набросков, записать что-то, в блокнот сделать зарисовки по свежим впечатлениям. Но чаще всего в лесу успеваешь заметить лишь силуэт животного или услышать шум крыльев, и все – уже никого нет, лишь качаются кусты. В таких случаях, конечно, невозможно сделать подробный рисунок с натуры. Но, собственно, не в этом задача художника, который пришел в лес. В конце концов, этих зверей и птиц можно нарисовать и в зоопарке, подробно разглядеть в книгах и фотоальбомах. А вот личные ощущения во время таких встреч, ощущения твоего присутствия вместе со зверем в его лесу, в его среде, ощущение неразделимости животного и природы – все это можно почувствовать только на месте. Ни один фильм, никакое фото не могут этого заменить: «Ты видел этого зверя, он прошел только что вот здесь, именно здесь!» И ты рисуешь на этом самом месте, в еловом сумраке, в прохладной тишине, чувствуешь ладонью влажность мха… И мне нравится это безлюдье, тихое тиньканье синичек, – и, как могу, я стараюсь перенести это на бумагу, чтобы забрать с собой.

Рисовать в лесу непросто. Глаза разбегаются от огромного количества деталей, заполняющих все пространство. Свет и тени, постоянно смещаясь, полностью меняют всю картину. Но художник работает не так, как фотоаппарат. Он видит все сразу и в то же время ощупывает глазами каждую деталь, отбирает главное, усиливает и обостряет то, что кажется ему важным, то чем он восхищается! Он по-своему перемещает элементы пейзажа, захватывает то, что ему нужно, даже если эти детали расположены за спиной. Одновременно он вписывает в постепенно оживающую картину своего героя. Рисуя пейзаж, художник в то же время как бы видит перед собой животное, хотя он видел его здесь, может быть, месяц назад или видел здесь лишь свежие следы. Такое «видение зверя в пейзаже» основано на опыте прежних встреч, на остроте воображения, на умении представить, как животное движется, кормится, убегает, на умении художника без натуры, по памяти, используя воображение нарисовать зверя или птицу в нужном ракурсе и повороте. Но самое главное на умении так показать зверя или птицу в пейзаже, чтобы зритель чувствовал, что они не пририсованы, а являются неотъемлемой частью картины. Мне не раз приходилось рисовать животных там, где их видел не я, а другие люди: охотники, зоологи, егеря. Они показывали мне место и рассказывали подробно о встрече и, увидев позже законченную работу, соглашались: «Да, было именно так». Случались и вообще мистические вещи – звери приходили туда, где я их нарисовал. Так было с медведем, который пришел ко мне буквально туда, где я сидел и рисовал бредущего по весеннему снегу зверя. Так было с волками, когда я нарисовал их, идущих через озеро по льду, и через пару часов они пришли именно по льду с другого берега прямо к нашей избе!

Из воспоминаний Анатолия Можарова, редактора охотничьего издания, о Вадиме Горбатове — http://maxozhar.livejournal.com/34357.html?thread=171829:

«Он закончил МСХШ и Строгановку, после чего довольно долго работал главным художником самой ответственной новостной программы на советском телевидении – программы «Время». Почти все, что Горбатов делал в жизни, вызывало в нем творческий азарт, но первая любовь – любовь к рисованию животных – в конце концов победила. При этом в то время вообще мало кому нужна была анималистика. Но он бросил работу с постоянной и неплохой зарплатой, потому что живем один раз, и ушел в свободные художники. Вадим стал работать над созданием наборов познавательных природоведческих открыток, начал иллюстрировать книги о животных. В частности, все птицы «Красной книги СССР» – это его рисунки. А в 90-е началась работа над обложками и иллюстрациями к журналу «Природа и охота» и «Московской охотничьей газете».
Поскольку в России интерес к анималистическим графике и живописи проявляют преимущественно люди несостоятельные, продавать свои работы Вадим стал за рубежом, и очень быстро сделался одним из самых популярных в Европе анималистов. Нельзя сказать, что там его знают лучше, он очень популярен (особенно среди охотников и зоологов) и в нашей стране, но там его еще и покупают.

Он много путешествует по России, больше по северам, особенно любит Карелию, где проводит в доме друга, на берегу озера, то весну, то лето, то осень. Часто наведывается в Битцевский парк, что находится недалеко от его студии. Он рисует самых разных животных. Но его любимцами давно стали медведь, волк, тигр и хищные птицы.

Уже много лет его приглашают для участия в необычных культурных акциях международные природоохранные фонды. Они разрабатывают программы по приданию той или иной территории статуса международного заповедника, приглашают в эти места лучших анималистов мира, и художники несколько времени рисуют там, пишут картины. Потом эти картины переходят в собственность фонда и путешествуют по всему миру в виде выставок, а также публикуются в виде альбома. Художники-участники акции получают по такому альбому. Так Горбатов объездил уже всю Европу, побывал в Африке, в Южной Америке, в Южной Азии.

Конечно, относить художника к анималистам, пейзажистам или жанристам – это условность. Вадим Горбатов – художник Божьей милостью, и этим сказано все, а объектами его интереса является все сущее на Земле. Хотя, прежде всего, животные.

И вообще Вадим Алексеевич – счастливый человек, поскольку рисует только то, что ему хочется рисовать, работает исключительно по велению своего сердца, и это давно уже стало образом его жизни.»

Картин горбатова про охоту

Март 2021

Многие годы у нас не было нормальных цифровых сканов некоторых картин. Недавно Исбранд Брауэрс, директор и основатель голландского фонда Artists for Nature Foundation, организатор поездок художников по всему миру, прислал качественные фотографии. Isbrand! Thank you so much! Thank you for wonderful trips, unforgettable experiences and new friends!

Тигрица Сита с тигрятами. Индия. Национальный парк Бандхавгарх

Тетеревятник и селезень

Февраль 2021

Медведь у берлоги

Январь 2021

Еще пара длиннохвостых синиц и картина будет закончена.

Декабрь 2020

Северные олени

Обложка для журнала «Тверь охотничья»

Печать на холсте больших размеров

Напечатали картины на холстах больших размеров (от одного метра по меньшей стороне). Результат порадовал: цвета, детали изображения, а самое главное — общее ощущение – хорошее! Теперь осталось покрыть работы лаком, натянуть на подрамники и оформить в рамы.

Зал заседаний РОРС, оформленный принтами большого размера

Принты в рамах

Декабрь 2020

«Художник Вадим Горбатов»

Отрывок из интервью Михаила Тарковского о его новой книге «Живая верста. Хрестоматия Енисейской тайги» для портала «Красноярский рабочий». Беседовал Игорь Костиков.

«Живая верста» — яркое, прекрасно иллюстрированное издание — из таких, что сразу становятся редкостью. Автором рисунков стал Вадим Горбатов. Каково вообще писателю работать с художником? — С Вадимом Горбатовым меня познакомил читатель и охотник из Санкт-Петербурга Дмитрий Юренков. Именно ему принадлежит идея проиллюстрировать мою прозу рисунками Вадима Алексеевича. И Юренков первый воплотил её в жизнь, став меценатом книги. Для начала он пригласил нас с Вадимом Алексеевичем к себе, купил нам билеты (ему из Москвы, мне — с Енисея). Мы жили у него дома дня три и продумывали устройство книги. Это была «Не в своей шкуре», изданная в Тобольске у Аркадия Елфимова.

Вадим Горбатов (слева) и Михаил Тарковский в Санкт-Петербурге

Вадим Алексеевич не только великолепный художник, он ещё и иллюстратор, досконально знающий, как взаимодействует изображение с текстом. Владеет массой приёмов, да и просто чувствует книгу. Я набросал карандашом картину «лая собак с угора» из повести «Не в своей шкуре», а когда Вадим Алексеевич прислал картину, то я поразился — это было моё представление об этой картине, только стократно усиленное по всем осям до полного великолепия. Удивительно!

Вадиму Алексеевичу было особенно интересно отображать именно взаимодействие, взаимоотношения охотника и зверя. Например, далеко не на каждой картине вы увидите росомаху, крадущую соболя из кулёмки промысловика, или медведя, грызущего ногу от лабаза для хранения продуктов.

Работалось с Горбатовым очень хорошо. Иллюстрации к «Версте» готовились два года, детали картины досконально обсуждались с нашими охотниками: Вадим Алексеевич скрупулёзнейше относится к каждому штриху той жизни, в которой происходит действие. Какой стороной повёрнут топорик в скобке на ремне, которым подпоясан промысловик, выпушены ли штаны поверх бродней или, наоборот, засунуты в голяшки. Охотник Геннадий Соловьёв, мой наставник и автор прекрасных таёжных рассказов, увидел картину, где охотник едет на деревянной лодке по речке, и реку перебредают сохатые. Он сказал, что посадил бы в лодку собаку. Когда я рассказал об этом предложении Горбатову, Вадим Алексеевич ответил, что сам думал об этом! Но не решился предложить…

А как он написал тётю Шуру (тётю Надю из рассказов «Таня» и «Ледоход»), не имея её фотографии! Я ему отправил найденный мною в Интернете портрет старушки её типа и попытался описать по телефону внешность нашей героини. Каково же было моё восхищение, когда появился эскиз, в котором был вернейшим образом схвачен тип и характер.

Ноябрь 2020

Из печати вышла книга Михаила Тарковского с рисунками Вадима Горбатова «Живая верста. Хрестоматия енисейской тайги». В книге собраны произведения Михаила Александровича, начиная с самого первого рассказа «Таня» и заканчивая повестью «Живая верста», публикуемой впервые.

Книга издана в Красноярске, ООО «Издательство Поликор», 2020. – 412 стр.

Открытие выставки

6 ноября в Тобольске в выставочном зале «Вольница» состоялось открытие выставки художника анималиста Вадима Горбатова.

Альбомы с открытия выставки:

Читайте также:  Если охота есть мел что это значит

Михаил Тарковский рассказывает о работе с художником над иллюстрациями к его книгам:

Cентябрь 2020

Издательством «Вече» в четвёртый раз переиздана книга Вадима Горбатова «Под пологом русского леса». Этот великолепно изданный альбом работ художника, посвящённый природе средней полосы России, в 2009 году был признан «Книгой года» в номинации «Альбомы по искусству». Издание осуществлено при финансовой помощи Природного парка «Олений».

Авторское повторение графических работ

Вы можете заказать авторское повторение графических работ Вадима Горбатова. Художник пишет акварелью по своему штриховому рисунку, отпечатанному на акварельной бумаге. В процессе такой работы всегда возникают изменения и дополнения, поэтому каждый вариант картины существует в единственном экземпляре, отличается от другого. Размер 40 на 60 см. Сюжеты картин и сроки изготовления: andgorbatov@mail.ru

Июнь 2020

В Канаде в издательстве FriesenPress вышла книга биолога и натуралиста Нормана Баричелло (Norman Barichello), посвященная исследованиям кречета: «Gyrfalcon The One Who Stays All Winter». В оформлении книги использованы картины Вадима Горбатова.

Май 2020

На портале Музейная Москва Онлайн|Московский зоопарк в разделе «Выставки» представлен цикл иллюстраций художника-анималиста Вадима Горбатова, посвященных мимикрии в животном мире, выполненных для детской книги «Лесной театр» (автор – Ю.Линник).

Май 2020

На улицу выходить нельзя — короновирус гуляет по Москве. Белка сама приходит к художнику каждый день. Забирается по стене дома на 15 этаж.

Март 2020

Закончена работа над иллюстрациями для новой книги Михаила Тарковского «Живая верста. Хрестоматия Енисейской тайги». В книге будут представлены повести, рассказы и дневники, в которых говорится о событиях, происходящих на Енисейской земле — от Монгольской границы до Таймырской тундры. Герои книги — не только люди, но и сибирские звери и птицы.

Рисунки для книги

Январь 2020

«Филин на глухарином току»

Холст/масло. 100 на 120 см

Апрель 2019

Из печати вышла книга Михаила Тарковского с рисунками Вадима Горбатова. Издатель Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска».

Декабрь 2018

«Устюрт. Последний гепард».

Ноябрь 2018

«Косули. Август». Акварель

Сентябрь 2018

В журнале «The International Journal of Falconry» (№ 10 2018) (International Association for Falconry and Conservation of Birds of Prey member of IUCN) вышла статья Вадима Горбатова «Love sinse childhood». IaF Journal 2018 Gorbatov

Август 2018

Иллюстрации для новой книги Михаила Тарковского

Михаил Тарковский и Вадим Горбатов

Февраль 2018

«Они живут рядом с нами»: беляк в Чертаново (Москва)

«Они живут рядом с нами»: лесная куница

Январь 2018

«Сумерки»

Холст, акрил

«Филин кричит»

Бумага, акрил

Длиннохвостые синицы. Сентябрь

Бумага, акварель

Ранние работы. «Мартовское солнце» (1957г).

Апрель 2017

«Отчий дом»

Февраль 2017

«Дербник в городе»

«Отцовский дом»

80-е годы. Теперь это Северное Бутово. Улица академика Глушко.

Январь 2017

«Ясенево ночью»

«Девочка с обложки»

Книга о животном мире Москвы с иллюстрациями Вадима Горбатова.

«Первый снег. Зарянка»

«Камышница»

«Черные дрозды в яблоневом саду»

«Крапивник»

«У нашего подъезда»

Август 2016

«Тигроловы»

В середине прошлого века на Дальнем Востоке существовал особый промысел – отлов молодых тигров для продажи в другие страны, для зоопарков. Это был один из источников валютных поступлений в страну. Русские звероловы ловили и вязали молодых тигров практически голыми руками, без сетей, клеток и ловчих ям. Собаки останавливали зверя, а охотники рогулями (вилашками) прижимали его к земле, а затем вязали ему лапы и пасть.

Июнь 2016

«Когда я был птицей»

В США вышел очередной альбом музыканта и певца Дэвида Граемса (David Lynn Grimes) «Когда я был птицей» («When I was a bird»). В оформлении диска и буклета к нему использовано несколько работ Вадима Горбатова, в том числе сделанных художником на Аляске, где он и познакомился с Дэвидом, путешественником, экологом, борцом за природу и права индейцев Аляски. Вся жизнь Дэвида неразрывно связана с музыкой. Он автор и исполнитель необычных композиций, в которых его пение и музыка сочетается с пением птиц, шелестом листвы, голосами зверей, беседами китов, шумом прибоя и другими звуками природы.

«Я держу в руках новый альбом автора и исполнителя Дэвида Граемса. Мне приятно, что в оформлении его альбома были использованы мои работы. С Дэвидом я познакомился на Аляске, где он был нашим проводником. С ним мы сплавлялись по реке Копер, в поисках лосей и медведей бродили по лесам, посещали поселения индейцев. На маленьком самолётике мы кружили над ледниками, над тайгой, над бескрайней дельтой реки Копер, а потом перелетели на острова, где жили еще некоторое время. По вечерам Дэвид под гитару исполнял нам свои необычные песни». Вадим Горбатов.

Страницы буклета. Сплав по реке Копер

Май 2016

«Медведица с малышами»

Март 2016

«Ястреб на крыше»

«Обернувшись на шум и крики ворон, я увидел на крыше балкона прямо перед окнами мастерской тетеревятника, схватившего ворону. Я кинулся за карандашом, но ястреб заметил движение и улетел вместе с добычей».

Февраль 2016

«Тигроловы»

В основу сюжета положены рассказы охотоведа и писателя Всеволода Сысоева, неоднократно участвовавшего в отлове молодых амурских тигров, а также статьи в охотничьих и биологических изданиях.

Некоторые эскизы к этой картине

Декабрь 2015

«Медведи в старом саду»

«Две ночи с охотниками я просидел на лабазе у овсяного поля в Костромской области. Мы слышали, что медведь ходил где-то рядом, но на поле он так и не вышел. А утром каждый раз мы возвращались к себе через заброшенную деревню. Тот год был урожайный на яблоки, и по следам мы видели, что медведи, как и кабаны, часто навещают старые сады. Этой осенью, проходя через старый яблоневый сад в Чертаново к себе в мастерскую и перешагивая через опавшие яблоки, я вспомнил о той брошенной деревне».

Ноябрь 2015

Осенние ветра

«Пока рисовал, ветер усиливался. Его порывы срывали листву и носили ее в небе вместе с играющими воронами. На глазах лес терял золотые краски и к вечеру стоял темный и мрачный. А ночью пошел снег» .

Летние натурные зарисовки

Зеленый дятел

Август. У деревни Фатьяново

Черный дятел

Октябрь 2015

Осенний букет

Октябрьский листопад. Битцевский лес. Москва

Это красивое лесное болотце недалеко от нашего дома, по словам археологов, работавших в этом месте, — искусственный прудик, выкопанный славянами-вятичами еще в XIII-XV веках .

Август 2015

В магазине сувениров Московского зоопарка с июля этого года можно приобрести репродукции работ Вадима Горбатова.

Магазин расположен у главного входа в зоопарк, в правой части арки (в нескольких метрах от билетных касс).

В продаже представлены репродукции формата А3 (42 на 29 см) и А4 (29 на 21 см). Купленные работы можно по желанию самостоятельно оформить в рамы и паспарту.

Июль 2015

Майская ночь. Егор.

Трясогузка у гнезда. Фатьяново.

Июнь 2015

Голуби на балконе московской многоэтажки.

В продолжение весенней темыТрясогузки

Утята подросли. Удивительно, но в московском пруду, где были сделаны наброски этого утиного семейства, мы видели крупных щук! Возможно, они и съели часть птенцов.

Весенние зарисовкиМайская ночь. Сад в Чертаново. МоскваАпрельская капель. Домовые воробьиПервый выводок. Пруд в Чертаново

Май 2015

Новая работа «Барс и тэки».

Несколько эскизов к этой картине

Апрель 2015

«Тигроловы». Незаконченная работа, написанная во время учебы в МСХШ 1958(?)г.

Февраль 2015

Выезд казахской знати на соколиную охоту

Фестиваль соколиной охоты в ОАЭ

С 7 по 13 декабря в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби состоялся Третий международный фестиваль соколиной охоты. В нем приняли участие около 800 человек из 76 стран. Российская делегация привезла на фестиваль репродукции работ Вадима Горбатова.

Российская делегация на экранах стадиона Аль Форсан в Абу-Даби во время большого парада

Телевизионные съемки в нашем тенте

Ноябрь 2014

Полевая акварель, написанная в Тверской области несколько лет назад, недавно найденная среди старых работ и доработанная художником.

Вальдшнеп над речкой Дрезна

Июнь 2014

Некоторые новые работы Вадима Горбатова.

Соколиная охота в Туркмении

Апрель 2014

В издательстве «Вече» вышла книга зоолога, доктора биологических наук Валентина Сергеевича Пажетнова «Моя жизнь в лесу и дома». Это уже третье и на этот раз цветное издание книги. Как и предыдущее, оно оформлено рисунками Вадима Горбатова.

В книге автор, доктор биологических наук, известный специалист по медведям, рассказывает о своей жизни, о работе промысловым охотником в Сибири на Енисее, и о том, как получилось, что он стал ученым, занимающимся спасением, выращиванием и выпуском в природу медвежат, оставшихся без матери. Возвращение медвежат в природу – невероятно сложное и хлопотное дело, ведь маленькие медвежата, как любые малыши, требуют постоянного профессионального ухода. С одной стороны, за крошечными живыми комочками, какими медвежата попадают на станцию, надо ухаживать едва ли не так же, как за человеческими малышами, а с другой, делать это надо так, чтобы они боялись человека и всего, что связано с ним. Они должны оставаться дикими и при этом уметь все, что умеют их ровесники, живущие в природе, ведь после выпуска им предстоит самостоятельная жизнь. Всего Валентин Сергеевич вырастил и выпустил на свободу более 170 медвежат.

Воспоминания Валентина Сергеевича нашли самый живой отклик у любителей дикой природы из-за искренности повествования, тонких наблюдений за природой, ясного языка. Попадая с автором в сибирскую тайгу, узнаешь не только про природу и охоту, но и про жизнь и быт людей в сибирской деревне в шестидесятых годах. Причем узнаешь иногда прямо-таки мистические вещи, например, как старые промысловики уходили умирать в тайгу. Не умирали в тайге, а именно уходили умирать…

Тираж нового издания 1500 экземпляров. Объем 455 страниц. Книга в твердой обложке, со множеством фотографий, и большим количеством живописных и графических работ Вадима Горбатова, который давно и крепко дружит с автором книги.

Март 2014

Новая работа художника — «Сокольник с перепелятником. Тунис».

Традиционная охота с ястребом-перепелятником на перепелов во время их осенней и весенней миграции до сих пор широко распространена в странах, расположенных на побережье Чёрного и Средиземного морей. Есть два способа напуска ястреба на добычу. Обычно ястреб сидит на перчатке идущего по полю сокольника и, заметив взлетевшего перепела, бросается за ним. Но есть и другой способ. Сокольник держит ястреба в руке как камень или копьё и с силой кидает его вслед поднявшемуся перепелу. Преимущество первого способа в том, что ястреб замечает и атакует перепела раньше, чем его увидит сокольник. Преимущество второго способа в ускорении, получаемое ястребом во время его броска сокольником. Эта добавленная скорость помогает ястребу догнать стремительно взлетевшего перепела.

Февраль 2014

В издательстве «Вече» вышел новый альбом Вадима Горбатова «Среди льдов и джунглей».

Книга издана в том же формате и оформлена так же, как и первый альбом художника «Под пологом русского леса», который был посвящён природе и животному миру лесной зоны России. В новом альбоме читатель познакомится с другими природными зонами и пройдёт вместе с автором с севера на юг от Ледовитого океана до экватора через тундры, тайгу, леса, степи, пустыни и горы. Основу альбома составляют собранные за долгие годы зарисовки, наброски и акварели, выполненные художником с натуры во время путешествий с экспедициями, кинооператорами, охотниками и художниками в России, США, Перу, Эквадоре, Англии, Шотландии, Голландии, Индии, Камбодже и других странах. В книгу вошли также и работы, сделанные в мастерской на основе собранного в этих поездках натурного материала. По поводу приобретения альбома вы можете обратиться в издательство «Вече» по телефонам: (499) 940 48 70 (2256), (915)148 04 53 (Антон), или электронной почте avlaskin@veche.ru

Октябрь 2013

Павлово-Посадской керамической мануфактурой начат выпуск серий подарочного фарфора с живописными и графическими работами Вадима Горбатова. Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8 903 114 54 70 или по электронной почте: info@ppkm.su

Сентябрь 2013

В Муравьевском природном парке, расположенном в Амурской области, несмотря на наводнение, все-таки состоялся ежегодный журавлиный фестиваль, который традиционно проводится во время осеннего пролета. Центральным событием фестиваля стал приезд В.С. Муравьёва-Амурского, потомка губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского и выставка работ Вадима Горбатова, посвященных журавлям.

Подробный рассказ директора Муравьевского парка Сергея Михайловича Смиренского о фестивале и выставке вы можете прочитать на сайте «Союза охраны птиц России».

У картины Вадима Горбатова. Слева направо Олег Александрович Шипилов — атаман Амурского окружного казачьего общества, Василий Сергеевич Муравьёв-Амурский, Татьяна Анатольевна Землянская, Виктория Константиновна Стрельцова. Фото Сергея Смиренского

На выставке было представлено около тридцати репродукций художника. Центральное место заняла работа, рассказывающая об одной из главных проблем Муравьевского парка — пожарах. В огне этих пожаров, которые чаще всего происходят по вине человека, гибнут многие обитатели тростниковых зарослей. Гибнут гнезда, яйца, птенцы. Иногда гибнут и взрослые птицы, до последнего не бросающие своих малышей.

Июнь 2013

Продолжается пополнение галерей сайта.

Туранский тигр. (Галерея «Графика»).

На овсах. (Галерея «Живопись»).

Апрельский вечер. Вальдшнеп. (Галерея «Живопись»).

Март 2013

Эти и другие работы, добавленные на сайт, были нарисованы в разные годы в разных странах. Большинство из них никогда не публиковались и не были представлены на выставках в России. К сожалению, лишь немногие картины были качественно пересняты в свое время. Но сейчас у нас есть возможность показать их на сайте. Все эти работы должны лечь в основу нового альбома художника, рабочее название которого «От тундр до джунглей».

Колибри и шмели. Аляска. (Галерея «Горы»).

Руины храма. Бандагар. Индия. (Галерея «Леса»).

Гидролог Геннадий Павлович. Метеостанция. Карское побережье. (Галерея «Тундра»).

Читайте также:  Pathfinder kingmaker одинокий охотник ивар убивать или нет

Утки морянки. (Галерея «Живопись»).

Очковый медведь и красная мухоловка. Перу (Галерея «Живопись»).

С большим разрешением эти и другие картины можно увидеть в соответствующих галереях в разделе «Работы».

Февраль 2013

В апреле в издательстве «Акварель» (Санкт-Петербург) выходит книга рассказов о животных Эрнеста Сетона-Томпсона с рисунками Вадима Горбатова «Медвежонок Джонни». Книгу можно будет приобрести во многих крупных книжных магазинах России и в интернет-магазине «Лабиринт».

Обложка книги.

Уважаемые посетители «Золотой Черепахи», поклонники творчества Вадима Горбатова. Большое спасибо за ваше внимание, за теплые слова в адрес художника!

Пожалуйста, обратите внимание, что с 10 февраля репродукции его картин на выставке продаваться не будут. Приносим свои извинения тем, кто специально поехал на выставку за ними.

Январь 2013

18 января в Центральном доме художника на Крымском валу открылся Московский международный Фестиваль дикой природы «Золотая Черепаха». Это крупнейшее культурное эколого-просветительское мероприятие в России. Фестиваль объединяет конкурс природной фотографии, документальных фильмов и природоохранных проектов.

В одном из залов «Золотой Черепахи» выставлены репродукции работ Вадима Горбатова. Здесь же по выходным можно будет приобрести некоторые репродукции. Фестиваль продлится до 17 февраля.

«Рваное ушко» – одна из иллюстраций Вадима Горбатова к рассказам Эрнеста Сетона-Томпсона.

Эти работы художник сделал много лет назад, но они так и не были опубликованы. Сейчас в Санкт-Петербурге готовится к печати книга Сетона-Томпосна «Животные герои» с рисунками Вадима Горбатова. В разделе «Графика» можно увидеть некоторые из них.

Ноябрь 2012

Картина охоты снежного барса на тэка приобрела сейчас вот такой вид.

Октябрь 2012

В прошлом месяце в США вышла из печати очередная книга с иллюстрациями Вадима Горбатова о соколах сапсанах «Fidget’s Folly». Автор текста американская сокольница Стэси Паттерсон (Stacey Patterson) рассказывает о жизни и приключениях соколов, выращенных людьми и выпущенных на волю. Это уже вторая книга о молодом сапсане по имени Фиджет. Первая вышла несколько лет назад и называлась «Fidget’s Freedom». Издание осуществляется американским образовательным фондом по хищным птицам – «REF» (Raptor Education Foundation). Это некоммерческая образовательная организация, рассказывающая о природе и проблемах окружающей среды на примере хищных птиц. Подробнее об организации…

Анна Прайс (куратор «REF»). Презентация книги.

Один из разворотов книги.

Обложка.

Cентябрь 2012

«16 сентября. Ходили за грибами. Сухо. Ничего не нашли. Зато мухоморы радуют глаз». Фатьяново. Калужская область.

Недавно мы писали о том, как в России умельцы незаконно копируют работы Вадима Горбатова. А вот такие удивительные картины продаются в Арабских Эмиратах… Тут уж не знаешь расстраиваться или смеяться…

В сентябрьском номере журнала «Мастер ружье» вышла статья о художнике «Я – счастливый человек», или Охота, холст и краски Вадима Горбатова».

«Каждый художник пишет по-своему: кто-то с натуры в зоопарке, кто-то с фотографий. Но есть и те, кто предпочитает делать натурные зарисовки непосредственно на природе, что делает их картины достоверными и убедительными. Сегодня мы в гостях у Вадима Алексеевича Горбатова – одного из ведущих художников-анималистов России». Читать статью (PDF)…

Август 2012

В прошлом месяце в издательстве «Вече» началась верстка второго альбома работ Вадима Горбатова. Первый альбом «Под пологом русского леса», ставший в 2009 году «Книгой года» в России в номинации «Альбомы по искусству», переиздавался дважды. В него вошли работы художника, посвященные лесам и их обитателям. В книгу, которая верстается сейчас, войдут работы художника, написанные в самых разных уголках нашей планеты – от тундр России и Аляски до тропических лесов Эквадора, Индии и Камбоджи. Рабочее название книги «От тундр до джунглей». Предположительно альбом выйдет из печати в начале следующего года.

Одновременно с подготовкой книгой художник работает над картиной, изображающей охоту снежного барса на сибирского горного козла. Здесь можно увидеть композиционные эскизы и наброски к будущей картине.

Художник несколько раз бывал в горах Тянь-Шаня в местах, где видели снежного барса. На этой фотографии Вадим Горбатов пишет одно из таких мест.

Акварельный этюд, который виден на предыдущей фотографии. Другие полевые работы из этих мест можно увидеть в разделе «Горы».

К сожалению, по-прежнему продолжается незаконное использование работ художника. Отдельные «мастера» да и крупные фирмы беззастенчиво копируют картины и продают их на выставках, в различных салонах и магазинах. Зачастую под работами художника, скопированными один в один или просто распечатанными, люди не стесняются писать свои фамилии. Столь откровенное воровство удивляет. Ведь согласно законодательству это является прямым нарушением авторских прав. И если художник обратится в суд, то не только изготовитель, но и продавец должны будут выплачивать серьезные штрафы. Вот несколько примеров, которые попались на глаза за последний месяц.

Этими работами Вадима Горбатова, выполненными из янтаря(!), ювелирная фабрика «LaBerg», расположенная в Калининградской области, торгует по всей России.

А эти симпатичные сувениры «автор» которых, кстати, получил диплом Министра туризма и предпринимательства Республики Алтай, можно купить на Алтае.

Кстати, всем природохранным структурам и многим частым мастерам, обращающимся к художнику, Вадим Горбатов разрешает использовать свои работы.

Июль 2012

Английское издательство «Chris Andrews Publication Ltd» опубликовало книгу «Art for the Love of Sark».

Этот великолепно изданный, художественный альбом посвящён дикой природе маленького острова Сарк, одного из группы Нормандских островов. В проекте принимал участие и Вадим Горбатов. Все его живописные и графические работы, выполненные в рамках проекта, включены в книгу. Подробнее…

Обложка книги и одна из работ Вадима Горбатова, включенная в альбом, – сапсан над островом Сарк.

Июнь 2012

В США готовится к печати очередная книга с иллюстрациями Вадима Горбатова о соколах сапсанах «Fidget’s Folly». Автор книги американская сокольница Стэси Паттерсон (Stacey Patterson) рассказывает о жизни и приключениях соколов, выращенных людьми и выпущенных на волю.

Обложка «Fidget’s Folly».

Все иллюстрации к этой книге выполнены в технике: перо, акварель. Это уже вторая книга о молодом сапсане по имени Fidget. Первая вышла несколько лет назад и называлась «Fidget’s Freedom».

Обложка «Fidget’s Freedom».

Иллюстрации из книги «Fidget Freedom».

Издание осуществляется американским образовательным фондом по хищным птицам – «REF» (Raptor Education Foundation). Это некоммерческая образовательная организация, рассказывающая о природе и проблемах окружающей среды на примере хищных птиц. Подробнее об организации.

Интересно, что сейчас любой желающий может помочь в выпуске книге, став спонсором издания, а также купить оригиналы работ. Посмотреть книгу и подробнее узнать о возможностях участия вы можете на сайте REF.

Раз уже мы заговорили о книгах, то нужно сказать, что в прошлом месяце в России был переиздан альбом Вадима Горбатова «Под пологом русского леса», ставший в 2009 году «Книгой года» в России в номинации «Альбомы по искусству». Сегодня это самый большой альбом работ художника, включающий живопись, графику, полевые акварели, эскизы, наброски, посвященные природе средней полосы России и рассказы самого художника о его работе и путешествиях.

Если эта книга, посвящена нашим русским лесам и их обитателям, то следующий альбом, над которым сейчас работает художник, тематически будет значительно шире. В него войдут живописные работы и воспоминания художника о поездках в самые разные регионы. От арктических тундр России и Аляски до джунглей Индии и Эквадора.

Апрель 2012

Практически завершена работа над картиной «Пожар. Японские журавли».

С большим разрешением картину можно посмотреть в галерее «Живопись».

Подходит к концу работа над картиной о необыкновенно красивой птице — японском журавле. Художник знает о ней не понаслышке, потому что бывал на Дальнем Востоке, рисовал и наблюдал журавлей в Амурской области в Муравьёвском парке, где гнездятся эти птицы.

15 сентября 1999 г. Амурская область, Муравьевский парк. Журавли: маньчжурский, даурский, черный.

19 сентября 1999 г. Болота и старицы в пойме Амура. Муравьевский парк. На горизонте Китайский Хинган. С большим разрешением эти работы можно посмотреть в галерее «Другое».

Одно из самых страшных явлений в жизни журавлей – пожары в то время когда у них подрастают птенцы. В парке журавли гнездятся в обширных открытых местах, покрытых сухим тростником, а он горит как порох. Вал огня уничтожает кладки, гибнут птенцы, ведь они не могут улететь, а иногда сгорают и взрослые, до последнего не бросающие своих малышей. После пожара, на чёрной, выгоревшей земле журавли уже не гнездятся: белые на чёрном – они слишком заметны. Должно пройти время, пока поднимется молодой камыш, и осторожные птицы попытаются загнездиться ещё раз. Интересно, что идея этой картины родилась очень давно, более тридцати лет назад, когда художник работал над книгой «Редкие и исчезающие животные СССР», а окончательно оформилась только теперь, после очередной встречи с Сергеем Смиренским, директором Муравьевского парка. Бывая в Москве, Сергей часто приезжает к художнику в мастерскую и, конечно, рассказывает о своем парке: его работе, успехах и проблемах, в том числе с горечью вспоминает о пожарах, во время которых гибнут сотни птиц, гнездящихся в парке, в том числе японские и даурские журавли, редкие птицы, включённые в Красную Книгу. Здесь можно увидеть первые, предварительные эскизы.

Обычно их бывает несколько десятков, прежде чем композиция станет естественна и понятна.

Кроме эскизов можно посмотреть некоторые наброски журавлей, их характерных движений, отдельных элементов, а также натурные акварели, выполненные в Муравьёвском парке.

Март 2012

Вышла из печати книга Валентина Сергеевича Пажетнова «Моя жизнь в лесу и дома». В ней автор, доктор биологических наук, известный специалист по медведям, рассказывает о своей жизни, о работе промысловым охотником в Сибири на Енисее, и о том, как получилось, что он стал ученым, занимающимся спасением, выращиванием и выпуском в природу медвежат, оставшихся без матери. Возвращение медвежат в природу – невероятно сложное и хлопотное дело, ведь маленькие медвежата, как любые малыши, требуют постоянного профессионального ухода. С одной стороны, за крошечными живыми комочками, какими медвежата попадают на станцию, надо ухаживать едва ли не так же, как за человеческими малышами, а с другой, делать это надо так, чтобы они боялись человека и всего, что связано с ним. Они должны оставаться дикими и при этом уметь все, что умеют их ровесники, живущие в природе, ведь после выпуска им предстоит самостоятельная жизнь. Всего Валентин Сергеевич вырастил и выпустил на свободу более 160 медвежат.

Несколько лет назад эта книга вышла крошечным тиражом и с минимумом иллюстраций. Тем не менее, она нашла самый живой отклик у любителей дикой природы из-за искренности повествования, тонких наблюдений за природой, ясного языка. Есть в ней то, чего так не хватает в современной жизни – простоты и правды. Попадая с автором в сибирскую тайгу, узнаешь не только про природу и охоту, но и про жизнь и быт людей в сибирской деревне в шестидесятых годах. Причем узнаешь иногда прямо-таки мистические вещи, например, как старые промысловики уходили умирать в тайгу. Не умирали в тайге, а именно уходили умирать…

Тираж нового издания тысяча экземпляров. Печать черно-белая. Объем 557 страниц. Книга в твердой обложке, со множеством фотографий, и большим количеством живописных и графических работ Вадима Горбатова, который давно и крепко дружит с автором книги.

Февраль 2012

Уважаемые гости, спасибо за ваши отзывы!

Когда мы создавали этот сайт, то не предполагали, что творчество Вадима Горбатова вызовет такой интерес. Ведь письма приходят не только из разных уголков нашей страны, но из США, Англии и даже Бразилии! И многие отзывы о картинах художника (в том числе и критические) интересны настолько, что мы решили ставить их на сайт. Ведь толковые замечания, сделанные профессионалами: учеными, фотографами, охотниками интересны не только художнику, но и всем любителям дикой природы. Для экономии места мы не приводим здесь те теплые слова, которые вы пишите художнику, только конкретные замечания и наблюдения, которые могут быть интересны для многих. Еще хотелось бы сказать, что художник читает все ваши письма, но не может ответить всем.

Вот что написал фотограф и оператор Владимир Медведев (снявший в природе амурского тигра и дальневосточного леопарда), о рисунке Вадима Горбатова, сделанного к статье фотографа о съемках тигра. На картине изображен реальный момент нападения тигрицы на оператора.

«Вадим, здравствуйте. Небольшое наблюдение. Во время агрессии и атаки у тигра максимально открыты зрачки. Об этом знают немногое, но это так. Вероятно, это происходит из-за того, что во время атаки на человека, тигр сталкивается со своим смертельным врагом. В обычной ситуации (случайная встреча) тигр не чувствует особой опасности перед людьми, а вот во время прямого столкновения (охота на тигра, защита тигрят) он несомненно испытывает чувство страха, как и человек. Думаю фраза «у страха глаза велики» здесь как раз к месту. Если попытаться дать объяснение такому явлению с точки зрения физиологии, то мне кажется это связано с огромным выбросом адреналина. Ведь и у человека при острой боли и страхе зрачки расширены. Но поскольку тигры обладают невероятной мгновенной реакцией, то у них эти процессы протекают очень быстро. При этом я полагаю, что видят они всё нормально.

Как правило, тигры нападают на свою жертву сзади, либо сбоку. То есть нападают из такого положения, чтобы жертва до последнего не видела опасность, и у нее не было шанса спастись. В моём же случае тигр вышел открыто в прямой контакт. Я видел его, он видел меня. Какое-то время мы рассматривали друг друга. И тигр, точнее тигрица, бросилась на меня. Но я стоял на месте, чего тигрица не ожидала. «Жертва» не убегает – поведение необычное. Стереотип на уровне подсознания оказался разрушен. И атака была условной. Если бы я повернулся спиной и побежал, то хищник однозначно оказался бы на мне. А в моем случае тигрица не смогла воспринять меня как жертву. Правда были случаи, когда приходилось разворачиваться и бежать. Это касается встреч с медведями. Если медведь пошёл в атаку, то тут уже никакие уловки не помогают».

А это письмо Федора Исакова, охотоведа с Сахалина.

Читайте также:  Топ костюмов для ходовой охоты

«Уважаемый Вадим Алексеевич, на двух Ваших картинах – «Охотник с лайками» и на рисунке для книги В. Пажетнова, изображены охотники передвигающиеся на лыжах.

При передвижении на охотничьих лыжах не поднимают шагающую ногу от снега. Если так оторвать ногу от снега, то практически сразу Вы упадёте на спину. При шаге, Вы просто толкаете шагающую ногу вперед, и если лыжа сделана правильно то она выбирается на поверхность. Если неправильно, то гребет снег на себя (это у заводских, с круглым загибом). Чем рыхлее снег, тем короче шаг. И над поверхностью видны только кончики носков. Два человека, кроме меня, смотрели Ваш сайт (оба занимаются промысловой охотой) и тоже обратили на это внимание».

Одна из новых работ, посвященных острову Сарк.

Вадим Горбатов продолжает работать над серий картин, посвященных этому маленькому острову, где он был в сентябре с группой художников, на проекте, организованном голландским фондом ANF. На острове гнездятся две пары сапсанов. Художник изобразил этот маленький остров с высоты полета сокола.

С большим разрешением эту картину можно увидеть в галерее «Живопись».

2012 Январь

Закончена картина «Битва» – схватка тигра с медведем.

С большим разрешением картину можно посмотреть в разделе «Работы», галерее «Живопись».

Впрочем, закончена — это не означает, что художник больше не коснется ее. Вполне возможно, что какие-то детали еще будут меняться. Потому что за то время пока Вадим Горбатов писал ее, а первые эскизы были сделаны еще два года назад, он получил много комментариев от своих друзей, зоологов и фотографов, по поводу анатомии, биологии, а также поведения этих двух крупнейших хищников во время схватки. Чаще всего в природе такие драки происходят из-за добычи. Исход их предсказать трудно. Взрывная ярость тигра наталкивается на силу и выносливость медведя, который может драться долгое время. Если звери примерно одинаковые по весу, то бывает, что они погибают оба. Очень интересные сведения о тиграх рассказал Владимир Медведев, один из немногих фотографов, которому несколько раз удалось сфотографировать гигантскую кошку в природе. Художник встречался с Владимиром во время поездки в Лазовский заповедник, и фотограф много рассказывал о своих встречах с тиграми, в том числе и о том, как во время видеосъёмки на него напала тигрица. Подобные впечатления очевидцев также важны для любого художника, как и собственные, зафиксированные в полевых этюдах и набросках. В частности, картина «Таежные дали» написана на основе акварелей, написанных Вадимом в долине реки Перекатной, как раз в тех местах, где Владимиру Медведеву удалось сфотографировать тигров, и где на него бросилась тигрица. К счастью нападение было лишь демонстрацией силы, и для оператора, «вооружённого» лишь видеокамерой, все закончилось благополучно.

«Таежные дали».

С большим разрешением эту картину можно посмотреть в разделе «Работы», галерея «Живопись».

Художнику не довелось увидеть в природе амурского тигра, но он хорошо и подолгу наблюдал за индийскими тиграми в заповеднике Бандагар, делая наброски этих кошек с натуры. А однажды тигр бросился на слона, на котором художник ехал по джунглям… Некоторые из его работ, посвященных индийским тиграм, можно увидеть в разделе «Работы», галерея «Живопись».

Возвращаясь к картине «Схватка тигра с медвдедем». Мы подсчитали количество сохранившихся эскизов, зарисовок и набросков к этой картине (или как сам художник говорит – почеркушек). И оказалось, что их было сделано около сотни!

В конце прошлого года была закончена верстка книги его хорошего друга, известного специалиста по медведям Валентина Сергеевича Пажетнова «Моя жизнь в лесу и дома». Эта книга уже издавалась, но, к сожалению, крошечным тиражом. И вот теперь несколько энтузиастов решили переиздать её. Верстка проходила прямо в мастерской художника и при его непосредственном участии. В книге будет множество рисунков Вадима Горбатова, и фотографий, сделанных на биостанции «Чистый лес», где по-прежнему живет, работает и выращивает медвежат-сирот Валентин Сергеевич.

Уважаемые гости сайта, предвидя вопросы о том, где можно будет приобрести эту книгу, мы можем только сказать — по всей вероятности, продаваться она не будет. Тираж её небольшой и все экземпляры будут раздаваться близким, друзьям и коллегам. Мы также не занимаемся распространением этой книги.

Продолжается работа над картинами, на основе этюдов и зарисовок, сделанных в сентябре во время поездки на остров Сарк, в рамках проекта, организованного фондом ANF (Художники за дикую природу).

С большим разрешением картины можно посмотреть в разделе «Работы» (галерея «Живопись»).

Октябрь 2011

После возвращения из Англии, художник работает над своими полевыми акварелями, сделанными на острове Сарк. В дальнейшем на их основе, будут написаны большие станковые картины.

Работы художников, участвовавших в проекте фонда Artist for Nature Foundation, в итоге войдут в книгу, посвященную маленькому островку, на котором сложилась уникальная для густонаселенной Европы экологическая ситуации. Жители, которых всего около 600 человек, хотят сохранить на своем острове тишину, чистоту, спокойствие и патриархальный уклад жизни. Здесь нет асфальта, отсутствует уличное освещение, люди отказались от автомобилей. Вместо машин здесь конные экипажи и велосипеды. Люди из разных стран Европы приезжают сюда специально, чтобы окунуться в черноту ночи, увидеть Млечный путь и звездное небо, не загрязненное отсветом городов. Кроме Вадима Горбатова в проекте участвовали художники из разных стран: Великобритании, Испании, Франции, Германии, Голландии и США.

По-прежнему, продолжается работа над картиной о схватке тигра с медведем, первые эскизы которой были сделаны еще в начале 2010 года.

Кроме этого, художник работает над книгой своего хорошего друга, зоолога, одного из самых авторитетных специалистов по медведям в нашей стране Валентина Сергеевича Пажетнова «Моя жизнь в лесу и дома». Несколько лет назад эта книга вышла крошечным тиражом, но при этом вызвала большой интерес среди охотников и любителей природы. В ней автор рассказывает о своей жизни, о том, как работал промысловым охотником в Сибирской тайге, и как и почему он стал спасать медвежат- сирот, то есть медвежат оставшихся без матери (чаще всего такое происходит после охот на берлогах). По специальной методике, основа которой сделать так, чтобы медвежата ни в коем случае не привыкали к людям и могли самостоятельно жить в природе, они выращиваются и затем выпускаются на волю.

Из любопытных происшествий. В квартиру художника, в Чертаново, на 15 этаж, по стене дома забралась белка. Уселась на окне и с интересом заглядывала в комнату. Интересно, что белки приходят в гости уже не первый раз. Лет десять назад, зверек не только залез по стене на 15 этаж, но и забрался в квартиру. Андрей и Мишка, дети художника, были в восторге от этого происшествия, полдня носились за белкой с сачком, загнав ее в итоге, в комнату, где тогда находилась мастерская. Белка, скорее, бельчонок, устроил там настоящий погром, перевернув и опрокинув все, что только можно. Пожив в квартире несколько дней, бельчонок убежал таким же образом, как и пришел, то есть через окно.

Сентябрь 2011

В середине сентября художник отправляется на остров Сарк (небольшой остров из группы Нормандских островов в юго-западной части Ла-Манша, находящийся под юрисдикцией Великобритании) для работы в рамках очередного проекта голландского фонда Artist for Nature Foundation (Художники за дикую природу).

Продолжается работа над картиной о схватке тигра с медведем. Первые эскизы этой работы были сделаны еще в начале 2010 года.

Май 2011

«Очередной удар и скрежет камня о днище машины снова вызвал горячую волну стыда. Мне казалось, что я чувствую как от этих звуков у парня, хозяина старенькой «Тойоты», на которой мы ехали, обливается кровью сердце. Ох, не зря он не хотел ехать сюда, — но предложенная нами сумма сделала свое дело. В итоге не выиграл никто. На дорогу, которую на джипе можно проехать часа за два, мы потратили целый день…»

Так начинается статья под названием «Путешествие на плато Бокор» об одном из самых запомнившихся моментов путешествия в Камбоджу в январе 2007 года. С этой поездкой связан цикл картин, размещенных на сайте в разделах «Леса» и «Другое». Материал можно прочитать в разделе «Статьи о художнике».

Апрель 2011

Цветет медуница. Картина с таким названием добавлена в раздел «Живопись».

«Заветные тропы Вадима Горбатова» – так называется статья о художнике, вышедшая в Казахстане в журнале «Ветер Странствий». Этот материал можно прочитать в разделе «Статьи о художнике».

Март 2011

В музее заповеднике «Коломенское» в выставочном зале недавно отстроенного дворца царя Алексея Михайловича прошла выставка «Русский север в Москве». На ней были представлены работы Вадима Горбатова и фотографии Игоря Шургина.

На открытии выставки в Коломенском.

В конце марта в Дарвиновском музее открылась выставка «Соколиная охота» на которой также можно увидеть работы художника.

Февраль 2011

Работа над картиной «Самурай с белым тетеревятником» практически завершена. С большим разрешением ее можно увидеть в разделе «Живопись».

Самурай с белым тетеревятником.

Ноябрь 2010

Продолжается работа над картиной о японском сокольнике с белым тетеревятником. В процессе работы художник часто советуется с друзьями-сокольниками и со специалистами, высылая им наброски по электронной почте. Эти цветные эскизы отправлены в Германию и Японию для уточнения деталей.

Эскизы для картины «Самурай с белым тетеревятником».

Почти закончена картина об охоте на кабана с лайками.

С большим разрешением картину можно посмотреть в разделе «Работы», галерее «Живопись».

Октябрь 2010

Сюжет картины «Японец с белым тетеревятником» становится более определенным.

Новые работы для иллюстрации отрывков из книги «Моя жизнь в лесу и дома» Валентина Пажетнова.

Октябрь 2010

Соколиная охота и хищные птицы – это, пожалуй, самая любимая тема художника. В ней особняком стоят восточные охоты. Самая известная из его «восточных» картин – «Охота Кублай хана», большая многофигурная работа, которую можно посмотреть в разделе «Живопись». Последняя работа на тему восточных соколиных охот называлась «Японский сокольник. Провинция Акито». На ней изображен японский сокольник с ястребиным орлом, попавший в снежную бурю. Особенности японской соколиной охоты художник обсуждал с мистером Zenjiro Tagomori, семнадцатым гранд-мастером японской школы соколиной охоты Suwa Hawking School, с которым встречался в США в фонде «Сапсан». Там в их распоряжении была знаменитая японская книга «Зеркало соколиной охоты», а также эскизы к этому культовому для японских сокольников произведению. С невероятной дотошностью на этих набросках японский мастер изображал даже самые маленькие детали снаряжения, не говоря уже о птицах, людях и самих охотах. Эскизы, выполненные на длинных свитках, позже легли в основу книги. И вот теперь, спустя почти двести лет, эскизы, выполненные одним мастером, помогают другому. Художника особенно интересовали охоты с тетеревятником на японского журавля, поскольку охота с ястребом на такую огромную, сильную и агрессивную птицу кажется практически невероятной. Но японский мастер подтвердил реальность этих рисунков и подробно рассказал о специальных методах тренировки ястребов для охоты на журавлей. Тогда и появилась идея сделать картину на эту тему. Здесь представлены самые первые наброски – «почеркушки». Обычно художник делает несколько десятков таких эскизов.

Одновременно с большими живописными работами вот уже почти год художник иллюстрирует отрывки из книги Валентина Сергеевича Пажетнова «Моя жизнь в лесу и дома», которые ежемесячно публикуются в журнале «Охотничий двор».

Эти работы можно посмотреть в разделе «Графика».

Сентябрь 2010

Картина с баранами Марко Поло постепенно превратилась в охоту снежного барса на баранов. Картина закончена.

Бараны Марко Поло и снежный барс.

С большим разрешением картину можно посмотреть в разделе «Работы», галерее «Живопись».

Июль 2010

В течение лета леопарды, переходящие реку, бегущий секач и поединок лосей были закончены. Эти картины можно посмотреть в разделе «Живопись».

Художник приступил к большой работе о баранах Марко Поло. Было сделано более 30 эскизов.

Некоторые эскизы для картины о баранах Марко Поло.

Февраль 2010

В последнее время художник работает над несколькими картинами: амурские леопарды, переходящие реку, бегущий кабан и поединок лосей. С большим разрешением все эти картины можно посмотреть в разделе «Работы», галерее «Живопись».

В это же время он выполнил несколько эскизов будущей картины – схватка тигра с медведем.

«Бегущий кабан» практически закончен. Остальные работы могут переписываться. Такая манера работы над несколькими картинами одновременно обычна для художника. Некоторые работы остаются в мастерской на долгое время. Спустя месяцы художник возвращается к ним снова и снова. Это позволяет отвлекаться от определенной темы и видеть работу «свежим» взглядом. Иногда Вадим пользуется и таким приемом: он смотрит на картину через зеркало. Такой «зеркальный» взгляд сильно меняет ее восприятие и иногда помогает заметить некоторые ошибки.

2009 год

Ассоциацией книгоиздателей книга Вадима Горбатова «Под пологом русского леса» признана Книгой года в номинации «Альбомы по искусству».

Оцените статью
Adblock
detector