Карповая снасть вертолет как сделать

Оснастка вертолет для фидера — монтаж и применение

В фидерной ловле оснастка вертолет постоянно вызывает споры. Многие рыболовы применяют такой монтаж в снастях, но по-разному. Одни уверены в эффективности этой оснастки, другие спорят, что она не отличается от обычного патерностера. Монтаж вертолет для фидера можно использовать в различных вариантах и условиях ловли. Соответственно, в зависимости от этих условий меняются особенности оснащения и техники ловли. Рассмотрим подробнее, что такое снасть вертолет в фидере и как применять такую оснастку в зависимости от условий водоема и клева рыбы.

Фидерные оснастки

Многие рыболовы применяют монтаж вертолет для фидера, некоторые из них утверждают, что это лучшая фидерная оснастка в принципе. Однако, у любого вида монтажа находятся свои ценители. Правда в том, что лучшего монтажа — нет. Каждая оснастка по-разному может проявить себя на различных водоемах в отличающихся условиях ловли. Оптимальный вариант для фидериста – знать и применять в зависимости от ситуации различные оснастки, подбирая наиболее рабочую в этих конкретных условиях рыбалки. Вертолет был придуман в целях усовершенствования недостатков патерностера (а точнее, позаимствован из морских оснасток), однако, в результате получилось эффективное самостоятельное оснащение, позволяющее ловить фидером не только со дна, но и на падающую наживку. Статья о монтажах фидерной снасти:

Вертолет

Конструктивно оснастка вертолет похожа на фидерный патерностер – глухое грузило (кормушка) на конце основной лески и поводок выше. Разница – в способе крепления этого поводка к основе. В патерностере поводок цепляется на отвод из толстой лески, спускающийся ниже кормушки фидера. Сделано это для того, чтобы при выматывании снасти не происходило закручивание поводка вокруг основной лески и кормушки. В вертолете же поводок сразу, без отвода, цепляется за основную леску удавкой. В результате поводок шарнирно прикреплен основе – во время выматывания и вращательных движений он не обкручивается вокруг основы и кормушки, так как проворачивается вокруг нее в месте крепления. Отсюда и название – вертолет, или Helicopter Rig.

Читайте также:  Рыбалка зимой окунь сибирь

Чтобы поводок не ездил по основной леске фидера вверх или вниз, ее участок в месте присоединения поводка ограничивается с двух сторон узелками или стопорками. Если стопоры сделать подвижными (например, из силиконовых стопоров) и передвижными, то высоту крепления поводка, а также возможность его хода вверх-вниз можно регулировать. Получаются некие функции несимметричной или симметричной петли – свободный ход относительно лежащей на дне кормушки. Получается универсальная оснастка. Как лучше делать фидер вертолет – на узлах или стопорках, какой применять поводок? Ответы на эти вопросы зависят от того, для чего будет использоваться вертолет – в классической ловле со дна или на падающую насадку. Условно все монтажи вертолет по цели использования можно разделить на два вида:

  1. Для донной ловли, классический фидер – подойдут любые из множества придуманных рыболовами вариантов, на стопорах, узлах или с вертлюжками.
  2. Фидерная оснастка вертолет и два узла с длинными поводками для ловли на течении на медленно тонущую приманку.

Шарнирный способ крепления поводка на удавке позволяет сразу крепить его основе – без применения скруток, толстых отводов из жесткого монофила или флюорокарбона, призванных защитить оснастку от перепутывания. Из-за такого крепления на фидерном монтаже вертолет и два узла при вращении поводка во время выматывания узел прокручивается, и запутывание не происходит.

Классический вертолет и два узла

Еще одно достоинство оснастки вертолет и два узла для фидера – простота монтажа. Основа на леске вяжется за пару минут. И дальнейшее применение вертолета зависит от поводков, которыми он оснащается.

Схема вертолета и два узла фидера (helicopter and two knots):

    Вязать можно как на плетенке, так и на монофиле. Специально заморачиваться и вязать отдельно, как асимметричную петлю, не имеет смысла. Просто делаем на основной леске или шок-лидере. Складываем леску вдвое и завязываем на конце петлю длиной 10-15 см узлом восьмерка, как в патерностере Гарднера. Сюда удавкой зацепим кормушку в ушко вертлюжка.

В зависимости от оснащения оснастки вертолет и два узла для фидера поводками и происходит дальнейшая ловля. Варианты подбираются в зависимости от целей рыбалки:

  • Короткие мощные поводки в стоячей воде – для ловли сазана, крупного карася, когда нужно, чтобы крючок с насадкой ложился на дно недалеко от кормушки.
  • Стандартные поводки, тонкие, длиной 0.7-1.5 метра – для классической ловли фидером белой рыбы на течении, как на патерностер или петлю гарднера. Поток располагает наживку в кормовой струе ниже кормушки фидера на соответствующем расстоянии. Для ловли крупной рыбы фидером таким способом в основе нужно применять монофильную леску – шнур не растягивается, оснастка не амортизирует рывки, тонкий поводок легко оборвать при вываживании.
  • Ловля фидером на плавающую насадку. На течении длинный поводок может падать на дно в течении минуты-двух. Этого может быть достаточно, чтобы рыба, клюющая в толще над дном, нашла приманку. Такой способ ловли возможен только именно на эту оснастку, поэтому вертолет существенно расширяет возможности фидериста. Не всегда донная снасть – это ловля со дна. Разберем этот вопрос подробнее – иногда именно такой способ ловли работает, особенно весной, когда лежащая на дне наживка вообще не приносит ни поклевки.

Ловля фидером на падающую приманку

Из всех монтажей именно снасть вертолет для фидера наиболее приспособлена для такой ловли. Для того чтобы наживка как можно медленнее погружалась на дно в донной оснастке, нужно выдерживать следующие моменты:

  • Точка крепления поводка к основе – выше кормушки. Убираем инлайн, симметричную петлю. Остается несимметричка, патерностер, инлайн с отводом и вертолет.
  • Тонкий поводок должен отходить от основы сразу, без тяжелых утяжеляющих компонентов – отводов из флюра, скруток, так как все это ускоряет падение наживки на дно. Собственно, на всех оставшихся монтажах фидера, кроме вертолета, такой отвод или скрутка имеется. Поэтому и остается один вариант – вертолет.

Отсутствие такого плеча в виде скрутки или отвода увеличивает чуткость оснастки фидера. Однако, поклевка в таком случае короткая, так как рыба чувствует сопротивление оснастки. “Быстрота” вертолета к поклевке еще выше, чем у патерностера. Поэтому ловля на такую оснастку – постоянный контроль, подбор правильного момента подсечки, буквально с рукой на комле удилища фидера.

Время погружения крючка также зависит от длины поводка, диаметра лески и ее плавучести. Непосредственно на плавучесть влияет также толщина проволоки, из которой сделан крючок, и свойства наживки. Рыболову нужно добиться, чтобы крючок после заброса на течении опускался на дно хотя бы секунд 40. Вообще, вполне спокойно на течении средней силы и больше добиться даже двухминутного парения приманки. Если за это время поклевки не последовало – можно приподнять фидером оснастку, сдернуть приманку на крючке опять в толщу воды, без перезаброса.

Особенности процесса ловли

Техника ловли и заключается в подборе всех этих составляющих, в зависимости от силы течения и уровня, где берет рыба. Нужно увеличить время падения – удлиняем поводок, вплоть до 2.5 метров, выбираем менее тяжелую леску (поэтому флюоркарбон не пойдет – он тонущий), ставим крючки меньше и из тонкой проволоки. Длинные удилища фидера, от 3.9 метров и более, позволяют работать со свесами крючка более двух метров. Чем легче насадка при одинаковом объеме – тем она лучше она парит в воде. Например, опарыш или мотыль тонут медленнее, чем тяжелый червь-навозник. Чтобы увеличить плавучесть опарыша – его нужно надуть. Для этого в баночку с личинками набираем немного воды – 1-2 мм слой, чтобы опарыш был мокрый, но не утонул. Личинки в этом случае набирают в себя воздух (рефлекторно – чтобы не утонуть при якобы дожде). Такие надутые опарыши могут вообще иметь положительную плавучесть.

После заброса нужно периодически постукивать кормушкой по дну – при этом насадка на крючке также будет совершать определенные колебания. Такой способ ловли незаменим по плотве, синцу, чехони, красноперке, голавлю. Даже лещ, карась, рыбец и густера порой предпочитают брать насадку не на дне, а над ним в толще воды (особенно во время весенних путешествий на нерест или в мутной воде). При необходимости можно поднять и точку крепления к основной леске, сделав отрезок с узлами не в 15 см от кормушки, а в 30.

Некоторые рыболовы применяют длину плеча на кормушку фидера до 70 см. Однако, чем больше отвод на кормушку – тем больше вероятность запутывания при дальнем забросе. Если ловля происходит под ногами, типа леджеринг фидер – с забросом из под юбки, прикрепить поводок можно и в 1.5 метрах от кормушки. Тогда при забросе фидера от себя, как удочкой, оснастку удерживаем за поводок, а не за кормушку. Кормушка в этом случае под своим весом подается вперед и летит первой при отпускании поводка, который после приводнения просто вытягивается по течению. Этот метод пригодится при ловле на узких глубоких речках и протоках с течением в пол-воды.

Ловля со дна

Фидерная оснастка вертолет со дна в стандартном режиме работает также, как и патерностер – только в ней “антизакручивательные” меры не в виде отвода или скрутки, а путем шарнирного крепления поводка удавкой. Во всем остальном – все одинаково. Вертолет предпочтительнее патерностера, если рыба осторожна, а ловля производится короткими поводочками, 30-50 см. Для обычной ловли лучше применять фидерную снасть вертолет не с узлами, а на передвижных стопорах. Это делает оснастку фидера более универсальной – в зависимости от условий ловли можно переместить точку крепления поводка выше либо ниже, а также расширить отрезок между узлами, увеличив длину свободного хода по основной леске.

Скользящий вертолет на стопорах

Скользящий вертолет на стопорах имеет смысл делать на монолеске (шок лидере) фидера, так как диаметр их составляет обычно около 0.3 мм. При надевании на такой монофил мелких силиконовых стопоров они двигаются с большим трудом. На тонкой же плетенке стопорки будут несанкционированно скользить, например, вниз к кормушке во время вываживания, и их придется поправлять каждый раз. На тонкой плетне целесообразно использовать все-таки два узла, устанавливая перед ними стопора. Просто узелки на тонком шнуре при вязании монтажа получаются маленькие, а добавляя стопоры мы предохраняем удавку поводка фидера от проскакивания через них.

Оснастка вертолет для фидера на скользящих стопорах универсальна. А работает она как патерностер. При этом нужно выбирать самые мелкие стопоры – чтобы они проходили через кольца квивертипа. Тогда удобно собирать и разбирать фидер с заранее связанной на леске оснасткой. Стопорами выбираем нужное расстояние от кормушки, а поводок ставим в зависимости от необходимой оснастки в конкретных условиях ловли. Именно поэтому этот монтаж фидера любят многие рыболовы, особенно которые не слишком любят заморачиваться с вязкой различных оснасток.

Карповый вертолет

В фидер принцип вертолета пришел из карпфишинга (а туда – из морской рыбалки). Вертолет, или helicopter rig, весьма популярная у карпятников оснастка. Подробнее – вертолет для ловли карпа. В чистом виде карповый вертолет более мощный, вяжется на лидкоре с использованием обжимных трубочек, чтобы обеспечить отсутствие запутывания поводка. Такая оснастка прекрасно работает при дальних силовых забросах и не путается.

В фидерном варианте – обычный вертолет с поводком длиной 20-30 см из достаточно прочного монофила – смотря кого ловим. На трофейного карпа можно поставить и 0.3 мм. Для ловли фидером обычного речного сазанчика или карпика до 3 кг, крупного карася достаточно и 0.2 мм, при условии основной лески из монофила и хорошего фрикциона на катушке.

Три основных типа карповых оснасток

В статье мы рассматриваем три основных типа современных оснасток, применяемых с «волосом» и рассчитанных на то, что карп при поклёвке зацепится самостоятельно.

Новые карповые оснастки, импортированные в Россию вместе с принципом «волоса», современными приманками, снастями и принадлежностями, сложны не только в том смысле, что их трудно изготовить или за ними стоят какие-то сложные расчёты (не всегда правильные!), а и в том, что включают многочисленные компоненты. Кроме традиционных лески-мононити, грузил и крючков, мы находим тут бусинки всевозможных форм, цветов и размеров, из разных материалов. Вертлюжки и колечки, различные трубки из пластика, резины, силикона, поводки из многоволоконных материалов, плетёных и не плетёных, покрытых твёрдой оболочкой или с твёрдой сердцевиной. Специальный многоволоконный материал для «волоса», пробковые и пенопластовые шарики для придания плавучести той или иной части оснастки, мягкий груз в виде пасты, например, с вольфрамовым наполнителем. Растворимые в воде поливинилалкогольные изделия — леска, пакетики, сетки, стопоры и так далее.

В настоящее время можно наблюдать расширение и без того уже весьма внушительного ассортимента материалов для поводков, разнообразие которых способно сбить с толку не только начинающего. На фоне всего этого не приходится удивляться, что все новые и новые фирмы предлагают готовые оснастки высокого качества.

Главное — понять

Рассматривая современные карповые оснастки (в широком смысле слова, то есть, включая всё, что есть на леске), нужно отдавать себе отчёт, что всё находящееся в них выше грузила предназначено не для того, чтобы выставить приманку перед карпом в наилучшем свете, а для иных целей. В частности, для борьбы против запутывания оснастки при забросе и опускании на дно, для «самоподсечки»; для придания оснастке статуса «безопасной» (если карп оторвёт леску, он должен иметь возможность освободиться от грузила) и т.п.

Разобравшись в этом, вы сразу поймёте, какую оснастку лучше выбрать и без каких её элементов нам в той или иной ситуации можно обойтись. Мой подход минималистический: использовать только то, что безусловно нужно и полезно.

Вертолётная оснастка

Типов «современных» оснасток не так много, прежде всего, это пресловутая «вертолётная» оснастка. Вращается поводок при забросе, подобно винту вертолета, или нет (если нет, то дальность только увеличивается), но расположение грузила на конце основной лески увеличивает дальность забросов и не способствует перепутыванию оснастки. Существуют специальные «роторные узлы» с особыми бусинками, но в принципе базовый вариант «вертолётной оснастки» можно смастерить из подручных материалов. Для оснастки, изображённой на рисунке, мне потребовались, кроме грузила и лески, два отрезка резиновых трубок, длинная эластичная пластиковая трубка, вертлюжок и три резиновых бусинки.

1. Монолеска длиной 70 – 80 см завязывается с одной стороны петлю, в которую устанавливается вертлюжок с карабином. 2. На леску устанавливается трубочка. 3. С другой стороны на леску ставится стопор в виде бусинки. 4. Поводок с крючком, оснащённый вертлюжком, устанавливается на трубке таким образом, чтобы вся конструкция свободно вращалась вокруг основной лески. 5. К карабину, который закреплён в нижней части лески, устанавливается грузило.

Отдельно следует остановиться на пластиковых трубках. Я как-то уже отмечал, что невесть откуда взявшееся их название «трубки-противозакручиватели» не соответствует их назначению: трубки призваны предотвращать не перекручивание лески или поводка, а запутывание поводка за леску. Эти трубки бывают разными. Первое время преобладали жёсткие варианты довольно большого диаметра. Потом их сменили мягкие и узкие.

Есть один момент, который упускали из виду теоретики, никогда не видевшие оснастку на дне, кроме как на своих неправдоподобных картинках: в трубке остаётся воздух, который приподнимает её свободный от грузила конец над дном. В тонких трубках этот эффект не так ярко выражен, но для его полного исключения можно прилепить к концу трубки кусочек мягкого груза или хотя бы пластилина. Самые современные трубки делают утяжелёнными, но вес равно любую покупную трубку стоит проверить, в ванне или в воде у берега.

Оснастка с боковым грузилом

Кроме «вертолётной» оснастки, как примера классического патерностера, почти все остальные построены по одной схеме: основная леска (чаще мононить, реже плетёная) соединена с поводком (чаще плетёным, реже из мононити) посредством вертлюжка. Этот вертлюжок одновременно является стопором для грузила и пластиковой трубки, находящихся на основной леске. Трубка нужна для уменьшения вероятности запутывания оснастки и должна быть длиннее поводка с волосом и приманкой вместе взятых.

Боковое грузило с «безопасной» застежкой

Если использовать грузило с залитым в него вертлюжком, такое же, как в вертолётной оснастке, то оно должно находиться на леске сбоку, но скользить не должно или должно только на коротком отрезке лески (трубки), чтобы не ослаблять эффекта «самоподсечки»: вертлюжок грузила часто насаживают на саму трубку или резинку, которой закрыт другой вертлюжок, соединяющий основную леску и поводок. Можно предусмотреть и возможность замены грузил, включив в оснастку застёжку . Кстати, сейчас стало модно пристёгивать грузило к специальной «безопасной» застёжке, из которой оно может выскочить при зацепе, чтобы оторвавший леску карп не таскал его за собой.

В принципе, когда грузило сбоку, у оснастки больше шансов перепутаться, но на практике с «вылизанными» современными оснастками такое случается не так уж часто. Тем не менее для сверхдальних забросов оснастки с боковым грузилом вряд ли можно назвать оптимальными.

IN-LINE

В оснастках другого типа применяются грузила, у которых леска проходит внутри (in-line leads). Такое грузило тоже, как правило, сидит на трубке и (или) вертлюжке или соединено с ними резиновыми (как вариант – силиконовыми) переходниками. Различные «системы безопасности» призваны обеспечивать освобождение карпа от грузила в случае обрыва лески, а некоторые грузила, имеющие прорезь, можно заменять, не нарушая целостности оснастки.

Многие считают эти оснастки менее склонными к запутыванию, зато они несколько проигрывают оснасткам с боковым грузилом по аэродинамическим качествам. Но ведь не все мы (и не всегда) дальнобойщики!

Оснастки, о которых идёт сегодня речь, стоит, на мой взгляд, использовать для ловли со сравнительно дальними забросами. Когда до карпов, как говорится, рукой подать, можно найти более интересные и эффективные способы их поймать, чем швырять в них тяжёлую «бомбу», неподвижно закреплённую на леске.

Вопрос желания и денег

Если у вас есть желание и возможность приобретать и использовать специальные «фирменные» элементы современных оснасток, то имеет смысл отдавать предпочтение продукции фирм, основанных карпятниками или имеющих среди карпятников солидную репутацию. Как правило, это английские компании.

В качестве примера можно назвать такие марки:

Но имейте в виду, что стоимость полного набора элементов современных оснасток выражается в сумме зелёного цвета со многими нулями.

«Общерыболовные» фирмы тоже предлагают эту продукцию, но нередко это низкопробные имитации, которые лишь ненамного дешевле оригиналов. Я порекомендовал бы либо покупать «настоящее», либо, радикально сокращая расходы, поискать замену этому «настоящему» в нерыболовной торговле, где она окажется в несколько раз дешевле. Иногда же вообще удастся обойтись подручными материалами.

Оцените статью