Портативные лодки. Разборные лодки
4. Портативные лодки
Главная характеристика судов этого типа — транспортабельность, т. е. возможность переноски и перевозки любым видом транспорта. Вытекающие отсюда ограничения по размерениям и массе заставляют отдавать предпочтение гребным лодкам, однако выпускают и более крупные суда, рассчитанные на установку подвесного мотора, которые в разобранном виде помещаются в багажнике или на крыше машины.
4.1. Разборные лодки
По конструкции разборные лодки (табл. 4.1) можно разделить на секционные, складные и каркасные. Секционные суда, изготовленные из фанеры, легких сплавов или стеклопластика, обладают качествами неразборных судов аналогичных размерений. Их масса и габариты, однако, существенно превышают эти характеристики у двух других типов разборных судов. На большинстве секционных судов предусматривается установка подвесного мотора, на веслах они идут тяжело.
Таблица 4. 1. Характеристики разборных лодок
Характеристика | «Малютка» | «Романтика» | Байдарка «Таймень» | ЛР-01 | Каноэ | Лодка для охотников | |||||
Варианты | |||||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 1- местн. | 2- местн. | 3- местн. | ||||
Длина наибольшая, м | 1,97 | 2,41 | 2 | 2,63 | 3,5 | 4,05 | 5 | 5,7 | 3,6 | 5,15 | 2,2 |
Ширина наибольшая, м | 0,8 | 1,11 | 0,84 | 1,1 | 1,1 | 0,75 | 0,85 | 0,88 | 1,27 | 1 | 0,9 |
Высота борта на миделе, м | 0,3 | 0,4 | 0,38 | 0,45 | 0,45 | 0,25 | 0,27 | 0,27 | 0,45 | 0,385 | 0,35 |
Масса, кг | 20 | 36 | 23 | 45 | 61 | 19 | 24 | 29 | 35 | 50 | 22 |
Грузоподъем- ность, кг | 100 | 180 | 100 | 200 | 300 | 150 | 250 | 375 | 250 | 410 | 100 |
Пассажировмес- тимость, чел. | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2-3 | 3-4 | 2 | 4 | 1 |
У складных лодок жесткие элементы корпуса соединяются эластичными прокладками из прорезиненной ткани. В разобранном виде они укладываются в плоский пакет, пригодный для перевозки любым транспортом. Эластичные соединения, однако, не обеспечивают конструкции достаточной жесткости, подвержены истиранию и быстрому старению.
Лодки каркасной конструкции являются наиболее традиционными и апробированными на практике разборными судами. Особой популярностью у туристов пользуются каркасные байдарки с мягкой обшивкой. Небольшая масса и компактная упаковка делают их пригодными для переноски силами экипажа, не говоря уже о возможности перевозки любым видом транспорта. Легкий ажурный каркас и, особенно, тонкая прорезиненная оболочка, однако, легко могут быть повреждены при ударе о подводное препятствие, поэтому при эксплуатации байдарок требуется повышенная осторожность.
«Малютка» (рис. 4.1) — разборная секционная лодка, первый вариант которой по своим характеристикам полностью удовлетворяет требованиям транспортабельности. Она предназначена в основном для любительской рыбной ловли на озерах и реках, куда может быть доставлена в автобусе, электричке и т. п. Лодка собирается из трех секций длиной по 0,65 м. При упаковке носовая секция вкладывается в кормовую и вместе с ней — в среднюю. Обшивка из легкого сплава АМг5 толщиной 1,5 мм подкреплена гофрами полукруглого сечения, выштампованными на днище и бортах. Поперечным набором служат фланцы из толстой полосы сплава АМг, приваренные к торцам каждой секции. При сборке фланцы соединяются болтами с уплотнениями из резиновых полос, укладываемых по периметру.
Лодка легко идет на веслах. Две пары уключин позволяют человеку грести, сидя по ходу лодки лицом или спиной. Пристегнутый ремнем к днищу пенопластовый блок служит сиденьем и одновременно обеспечивает непотопляемость залитой водой и перевернутой вверх дном лодки. Для стабилизации движения лодки средняя секция снабжена двумя скуловыми килями.
По результатам многолетней эксплуатации «Малютки-1» были разработаны две ее модернизации. «Малютка-2» по размерениям заметно превосходит прототип; у нее увеличена грузоподъемность (новая лодка по паспортным данным двухместная), что дает возможность эксплуатировать ее с подвесным мотором мощностью 1 кВт (2 л. с.). Конструкция не претерпела заметных изменений, если не считать увеличенной до 2 мм толщины транца и установки второго пластмассового блока для гребца. Конструкторами-любителями разработано несколько удачных вариантов парусного вооружения для «Малютки-2». По транспортабельности второй вариант лодки уступает первому — ее перевозят на крышевом багажнике автомобиля.
При разработке третьего варианта «Малютки» конструкторы вернулись к размерениям первого, что лишний раз свидетельствует о значении транспортабельности для лодок этого типа. Основное внимание было уделено отработке обводов. Приполненная с подъемом скулы носовая оконечность улучшила всхожесть лодки на волну. Благодаря подъему днища в корме она не «тянет» за собой воду, заметно прибавила ходу на веслах. Увеличение коэффициента полноты ватерлинии повысило остойчивость. Конструкторы отказались от установки скуловых килей, затрудняющих плавание на мелководье и в акваториях, заросших водорослями.
«Романтика» (рис. 4.2) — секционная моторно-весельная лодка (подробнее о данной лодке см. здесь). Такому назначению соответствуют как принятые обводы корпуса, так и запалубленные участки в носу и по бортам, уменьшающие забрызгиваемость кокпита на быстром ходу.
Обшивка лодки изготовлена из листов легкого сплава АМг6Б толщиной 1,2 мм. Корпус по длине состоит из трех штампованных секций, которые, в свою очередь, могут быть разобраны: носовая — на две, средняя и кормовая — на три части. Секции стыкуются на болтах. На горизонтальный фланец ставятся носовая палуба и верхние части корпуса, крепятся подмоторная доска, сиденья. При разборке части корпуса вкладываются одна в другую и упаковываются в чехол. В неразобранном виде лодку можно перевозить на крышевом багажнике машины.
В кокпите предусмотрены переносное сиденье для водителя — в корме — и передвижная продольная банка для пассажира — в носу. В носовом отсеке оборудован небольшой багажник.
Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, размещенными под носовой палубой и в кормовой секции. С лодки удобно ловить рыбу спиннингом стоя, ее без труда можно спускать на воду и поднимать на берег. Максимальная скорость с 5-сильным подвесным мотором — до 20 км/ч.
С учетом преимущественной эксплуатации под мотором была разработана модификация лодки — «Романтика-2» — с увеличенной за счет введения четвертой секции длиной. На этой лодке с 8-сильным подвесным мотором достигнута скорость 32 км/ч. Транспортировку «Романтики-2» осуществляют автомобилем при размещении одного пакета на крыше, а второго — в багажнике (подробнее о лодке «Романтика-2» читайте тут).
Складная охотничья лодка (рис. 4.3) — одна из самых простых по конструкции разборных лодок. Рассчитана на рыболова-одиночку. С нее можно стоя забрасывать спиннинг. Корпус этой складной лодки изготовлен из листов дюралюминия толщиной 1,5 мм, соединенных между собой с помощью прорезиненного ремня толщиной 2-4 мм на заклепках. В готовом для эксплуатации виде корма лодки удерживается двумя распорками из дюралевых труб.
«Таймень» (рис. 4.4) — серийно выпускаемая байдарка. Одно-, двух- и трехместные «Таймени» предназначены для туристских плаваний по маршрутам высокой сложности. Обводы с плавно подрезанными штевнями, большим развалом шпангоутов обеспечивают, необходимые для этого качества. Все элементы разборного каркаса выполнены из дюралюминия.
Непотопляемость обеспечивается шестью термоупаковками — по одной в носу и в корме и четыре по бортам суммарным объемом 130-140 л, что достаточно для поддержания на плаву полностью затопленной байдарки с одним гребцом. Места гребцов на двух- и трехместных байдарках удалены от миделя, что значительно повышает маневренные возможности лодки. В середине корпуса выделен специальный грузовой отсек, в который на кратковременные выходы можно посадить еще одного человека.
ЛР-01 (рис. 4.5) — моторно-весельная лодка , имеющая, как и разборные байдарки, разборный каркас и мягкую прорезиненную оболочку. Транец из дюралюминиевого листа с фанерной накладкой рассчитан на установку подвесного мотора мощностью 1 кВт (2 л. с.). Поперечные банки из фанеры и пенопласта увеличивают жесткость корпуса, а вместе с термоупаковками, размещенными в носу и по бортам, обеспечивают аварийную плавучесть.
Лодка по мореходности не уступает неразборным судам тех же размерений, имеет хороший ход на веслах и с мотором.
Секционное каноэ (рис. 4.6) можно использовать для дальних туристических плаваний и прогулок в вариантах с веслами, подвесным мотором или парусом. Проект лодки удостоен 1-й премии на конкурсе НТО им. акад. А. Н. Крылова (проект лодки для самостоятельной постройки см. здесь). Габариты и масса лодки допускают ее перевозку на верхнем багажнике любого автомобиля.
Относительно узкий корпус каноэ имеет почти плоское днище со скулами малого радиуса, что обеспечивает хорошую остойчивость и удовлетворительные ходовые качества под мотором. Подъем линии киля в оконечностях улучшает поворотливость, что особенно важно при прохождении стремнин. Смещение наибольшей ширины в корму уменьшает дифферент, возникающий при плавании под мотором в одиночку.
Корпус представляет собой безнаборную стеклопластиковую конструкцию, разделенную на три секции с парными водонепроницаемыми переборками на стыках. Отформованные в средней части лодки на плоском днище два гофра служат ребрами жесткости и одновременно предохраняют корпус от истирания. Разбивка корпуса на три секции неравной длины и несимметричность его относительно миделя не только упрощают упаковку (носовая секция вкладывается в кормовую и вместе с ней — в среднюю), но и позволяет собирать его в нескольких вариантах. Из носовой и средней секции, например, образуется глиссирующая мотолодка под мотор мощностью до 15 кВт (20 л. с).
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Раскладная лодка своими руками — lodkaVmore
Отправить другу
Секционная лодка Эра 3.5.0.
Трёхместная трёхсекционная разборная моторногребная лодка Эра 3.5.0.
Имя Вашего друга * :
Адрес электронной почты Вашего друга * :
Характеристики
Высота транцевой доски, мм | 381 |
Посадочные мест, чел | 3 |
Грузоподъемность, кг | 260 |
Ширина сиденья, см | 30 |
Длина сиденья, см | 120 |
Ширина кокпита, см. | 123 |
Длина кокпита, см | 265 |
Макс. мощность, устанавливаемого мотора | 15 |
Страна производитель | Россия |
Ширина, см | 136 |
Длина, см | 385 |
Вес, кг. | 56 |
Длина в транспортировочном состоянии, мм | 1550 |
Ширина в транспортировочном состоянии, мм | 1350 |
Высота в транспортировочном состоянии, мм | 600 |
Высота борта, см. | 45 |
крепления сидений | Стационарные |
Транец | встроенный |
Подробнее
Сборку его целесообразно начинать со средней части. Для этого подбираю прямые, одинаковой высоты и ширины рейки, которые устанавливаю на временных распорках длиной 120 и высотой 40 миллиметров и закрепляю винтами. На концах реек в вертикальной плоскости сверлю отверстия диаметром 4 миллиметра под винты М4 для последующего крепления опорных планок из 10-миллиметровой фанеры. После установки и закрепления планок на эпоксидном клее и винтах с двух сторон, а также упоров по размерам шпангоутов и ограничительных планок временные распорки снимаю. Чертеж каркаса лодки
Далее должны быть тщательно пригнаны носовая и кормовая части кильсона к средней части и установлены мерные распорки. Внутренние стороны реек с одного конца рубанком нужно свести на конус (5Х 50 миллиметров), затем собрать их с пластинами носовой и кормовой частей кильсона и закрепить заклепками диаметром 3 миллиметра. Сопрягаемые поверхности носовой и кормовой частей должны плотно, без зазора входить во внутреннюю полость средней части кильсона. Выполнив общую сборку частей кильсона между собой, а также с форштевнем и ахтерштевнем, в вертикальной плоскости на концах реек сверлю отверстия диаметром 4 миллиметра — под крепление упорных (фиксирующих) планок винтами и гайками М4.
Для большей прочности и жесткости соединений частей кильсона с опорными и упорными планками перед их установкой наношу на зачищенные контактирующие поверхности клеевой состав из эпоксидного компаунда — 100 частей и полиэтиленполиамина -12 частей по весу. Склеиваемые детали выдерживаю под нагрузкой в течение суток.
Ахтерштевень и форштевень (рис. 1)
устанавливаю в процессе общей сборки. Нижний конец закрепляю с помощью заклепок диаметром 3 миллиметра; верхнее отверстие диаметром 4,2 миллиметра сверлю после установки ахтерштевня и форштевня под углами 10 и 20 градусов по шаблону. Крепление производится винтами и гайками М4.
Шпангоуты (рис. 3)
выполнены из реек сечением 17X20 миллиметров. Боковые ветви и основания соединены между собой заклепками и косынками Длину основания и угол скоса р выбираю по таблице
(см. рис. 3)
.
Угол наклона боковых ветвей носового шпангоута равен 15°, остальных — 10°. Боковые ветви устанавливаю шарнирно и фиксирую по шаблону, вырезанному из картона. Через отверстия в косынках сверлю отверстия в боковых ветвях под заклепки диаметром 3 миллиметра и винты М4, в соответствии с размерами, указанными на рис. 3.
При окончательной сборке каркаса на верхней части основания шпангоутов 4 и 11
(рис. 1)
устанавливаю верхний и нижний замки для крепления настила и шпангоута к кильсону. На боковых ветвях с наружной стороны устанавливаю петли для крепления верхних стрингеров к шпангоутам, а с нижней части — застежку для соединения нижних стрингеров со шпангоутами.
сделан из реек сечением 15Х 20 миллиметров.
Он состоит из двух боковых ветвей, соединенных между собой основанием и рейкой верхней с помощью косынок, заклепок и винтов М4. Соединения шарнирные, что позволяет детали складывать в чехол. На ахтерштевне транец закрепляется уголками и нижним замком.
Стрингеры (рис. 5)
изготовляю из гибких реек сечением 20 X 12 и длиной 1100 миллиметров, соединенных между собой с помощью шарнирных замков.
С носовой и кормовой сторон окончательно собранных стрингеров устанавливаю проушины, а также крючки. При этом носовую проушину и соединительные крючки навешиваю после окончательной установки шпангоутов на кильсоне, закрепления форштевня и ахтерштевня: Сначала монтирую нижние стрингеры, после чего по фактической длине устанавливаю верхние стрингеры.
Уключину в сборе (рис. 6)
закрепляю на рейке уключины
(рис. 1),
которую устанавливаю по месту в процессе общей сборки каркаса с помощью винтов и гаек-барашков М5.
Весло сборное (рис. 7)
состоит из рукояти, замка и лопасти. Замок весла имеет скос и два кольца диаметром 40 миллиметров, закрепленные неподвижно с помощью шурупов и эпоксидного клея. Скос и кольца тщательно подгоняю, чтобы между ними не было зазоров и люфта, пропитываю водостойким лаком, просушиваю, соединяю окончательно и сверлю отверстие диаметром 4,5 миллиметра под винт М4 и гайку-барашек.
Лопасть весла делаю из фанеры или алюминиевого листа толщиной 1,0—1,5 миллиметра. Фанеру выгибаю по шаблону, сушу, шлифую и покрываю водостойким лаком. Из алюминиевого листа изготовить лопасть значительно проще: достаточно вырезать по контуру, зачистить острые кромки, выгнуть по шаблону и по краям сделать ребра жесткости. Прикрепляю лопасть к стержню с помощью заклепок диаметром 3 миллиметра.
Общую сборку каркаса выполняю в следующей последовательности. Собираю кильсон, устанавливаю шпангоуты, транец, стрингеры нижние, стрингеры верхние и закрепляю их в соответствии с приведенными на чертежах узлами крепления. В нижних стрингерах проушины необходимо выгнуть под углом 90°, чтобы можно было крепить их к транцу винтами М4. В носовой части проушины устанавливаю по месту после закрепления распорок кормовых и распорок форштевня. Закрепив верхние стрингеры к транцу и форштевню, устанавливаю крючки (см. позицию 3 на рис. 5)
с помощью шурупов 2,5Х 10 миллиметров. Если древесина очень плотная, то под шурупы приходится сверлить отверстия диаметром 2 миллиметра. Когда каркас окончательно собран, запиливаю острые края, шлифую мелкой наждачной шкуркой, а затем устанавливаю днищевые распорки
(позиция 10 на рис. 1)
.
Каркас необходимо подвергнуть испытанию под статической нагрузкой, для чего устанавливаю его на двух опорах, расположенных на одинаковом расстоянии от центра, и в средней части прикладываю нагрузку в 20 килограммов, последовательно увеличивая ее до 40, 60, 70 килограммов. После этого разгружаю каркас, последовательно уменьшая нагрузку кратно 20. Осматриваю все детали кильсона, стрингеров, в случае появления дефектов исправляю их.
Поверхности всех деревянных частей каркаса после тщательной шлифовки, зачистки заусенцев и острых кромок покрываю водостойким лаком в три слоя. Каждый слой нужно просушить в течение времени, указанного в правилах пользования лаком.
Обшивку изготовляю из легкого брезента, ширина которого должна быть достаточной, чтобы покрыть все днище до ватерлинии. Боковую сторону выше ватерлинии обшиваю плотной и прочной палаточной или другой подходящей тканью. Если необходимо соединить два куска ткани, это надо делать на швейной машине нитками № 10 или № 12 или вручную кордовыми либо парусными нитками в две строчки. В случае ручной сшивки поверхности брезента покрываю два-три раза резиновым клеем.
На каркас, поставленный на опорах днищем вверх, натягиваю обшивку, мелом размечаю места соединения кормовой и носовой частей, а также места ушивки клиньев по обводам лодки. Вначале сшиваю кормовую часть обшивки как наиболее сложную по конфигурации, а затем носовую. К верхней части обшивки прикрепляю временные антапки, через которые пропускаю веревки, предназначенные для равномерного натягивания ее по длине и ширине. Размечаю верхний обрез обшивки, дважды подворачиваю его и прошиваю двойным швом. Равномерно по всей длине верхней части обшивки пришиваю крючки, которыми она закрепляется на верхнем стрингере.
Трехместная, трехсекционная, разборная моторногребная лодка Эра 3.5.0.
Многие рыбаки сталкиваются с вечной дилеммой,- купить надувную лодку или цельную. С развитием новых технологий и материалов этот вопрос уходит в прошлое. Разработка от опытнейших конструкторов из Тольятти, — разборная лодка Эра 3.5.0. Многолетний опыт проектирования различных судов вылился в эту лодку. Разрабатывалась она в первую очередь «для себя», но в связи с большим спросом из разных регионов, лодку было решено поставить на поток. Лодка изготовлена из лёгкого и прочного алюминиево-магниевого сплава АМг3 стойкого к коррозийному воздействию.
Масса лодки ЭРА 3.5.0 всего 65 кг, в собранном виде помещается на балкон и грузовой лифт, габариты в сложенном виде всего 1,55х1,35х0,6. лодка может транспортироваться на багажнике легкового автомобиля. Грузоподъёмность составляет 260 кг, — это два крупных человека с полным шмурдяком. Лодка состоит из трёх секций скреплённых между собой универсальными самоудерживающими болтовыми креплениям с резиновыми прокладками, общей длинной 356 см. Так как лодка обеспечена дополнительной жёсткостью конструкции она может использоваться при волне 0,3 м в отдалении от берега 1,5 км. Жёсткость достигается за счёт выштамповки в обшивке, сломов на бортах и гофров на дне. Ребристое дно позволяет без проблем стоять. Поперечный набор состоит из трёх шпангаутов и носовой переборки. Продольный набор состоит из шести реданов, киля, привальных брусьев, форштевня и продольного слома бортов. Толщина обшивки 1,5 мм. Соединения деталей секций производится аргонно-дуговой сваркой. Банки сделаны из ABC пластика и фанеры. Сиденья вставляются в паз и фиксируются от выпадения штертом с карабином.По периметру бортов расположено 4 спинингодержателя
Надувные лодки для рыбалки
Самый популярный вариант для практичной рыбалки – это надувная лодка. Ее легко упаковать, сложить в специально предоставляемую сумку, накачать на берегу насосом и отправиться покорять местные воды.