- Охотничьи традиции и обычаи
- Разговор об охотничьих традициях. Часть 1 «Веточка».
- Приветствую, уважаемая публика!
- Рада видеть Вас на канале вновь.
- «. Один старый охотник, обезножив и потеряв возможность бывать на природе, запретил жене выводить в квартире тараканов, поскольку охота на них несколько гасила его неудовлетворённую страсть. ». («Люди и звери» С.А. Корытин.).
- Вот такая давняя традиция.
- Продолжение следует.
- Опытные охотники Якутии рассказали о ритуалах и обрядах
Охотничьи традиции и обычаи
Если в обществе (государстве) не соблюдаются законы, правила, нормы, традиции и обычаи охоты, то тем самым нарушается природное равновесие, в результате чего охота изживает самое себя. Поэтому без высокой общей культуры и этики современная охота немыслима.
У человека с ружьем – охотника – складываются с природой особые отношения, он обязан относиться к ней с уважением, выполнять свои обязанности на совесть. Выполнение их зависит от воспитанности, грамотности, чести, достоинства, специальных знаний, культуры и этики охотника.
Охотничья этика – определенные нормы поведения и взаимоотношений охотников. Она включает в себя весь неписаный кодекс норм поведения. Можно сказать, что это такие правила поведения, которые стали внутренним убеждением охотника и соблюдаются не из страха наказания, а по совести: у охотника, как правило, нет зрителей, которые бы рукоплескали его хорошим поступкам или осуждали плохие.
Охотничьи традиции и обычаи являются составной частью охотничьей этики; в большей степени ее формой, но воспитывающей у охотника дисциплину, честность, дружелюбие, осторожность при стрельбе. В коллективной охоте – это порядочность и скромность, спокойствие, благоразумие и самообладание.
Охотник должен сдерживать в себе страсть убивать животных. Наши далекие предки охотились только для удовлетворения жизненных потребностей и страсти убивать как таковой они явно не испытывали. Веками позже, вооружившись огнестрельным оружием, человек возомнил себя властелином природы, и целыми горами убитых животных отмечались его охотничьи тропы.
Культурный охотник никогда не присвоит чужой добычи, покидая охотничью избушку, оставит там запас дров и продуктов, окажет помощь животному, попавшему в беду при стихийном бедствии. Настоящий охотник не будет стрелять по сидящей или плавающей дичи, не допустит бесприцельной стрельбы по стае птиц или по зайцу на лежке, а также по убегающим тетеревам и куропаткам, не выстрелит в старку, притворившуюся раненой. Соблюдение этих традиционных ограничений очень важно, как и выполнение законодательных норм.
Моральный облик охотника полностью раскрывается на охоте. Соблюдение охотничьих традиций воспитывает у охотников дисциплину и стремление к порядку. Например, правильное использование охотничьего рога приучает исполнять команды и сигналы, поддерживает порядок и правильную организацию коллективной охоты. С помощью рога возвещают о начале охоты, облавы, о сборе и конце охоты.
У охотников Словакии кроме рожков во время крупной охоты используются большие лесные валторны, которые трубачи носят подвешенными на левом плече. В Эстонии, если зверь добыт, охотники проводят обряд его чествования. Шапку охотника, сделавшего точный выстрел, а также тушку добытой дичи украшают еловой веткой.
В Словакии, если охотник добыл дичь индивидуально, то делает сам себе обломок (веточку) хвойного или лиственного дерева и как символ прикрепляет к ленте своей шляпы, предварительно обмакнув веточку в кровь животного. Если же есть сопровождающий, то он намочит веточку в крови добытой дичи и вручит стрелку, положив ее на верх охотничьей шляпы, которую он держит в левой руке.
Веточки носят на левой стороне шляпы только один день, до захода солнца. Такой же обломок (веточка), но более крупного размера, кладется и на добытую дичь, как в лесу, так и на выкладке. Веточку вкладывают отстрелянному копытному животному между зубами, а пернатой дичи – в клюв в качестве символической «последней потравы». Обломок вставляется и в смертельную рану копытного животного.
Особо надо сказать об одежде охотника. Неряшливость в одежде ведет к неряшливости в поведении. Плохо выглядит охотник в рваном ватнике или в шуршащей и стесняющей движения кожанке. Хорошей традицией становится, когда большинство охотников носят специальную (единую для всех) одежду, удобную и по сезону маскированную (страны Прибалтики, Финляндия). Во многих странах общества охотников имеют форму, отражающую национальные особенности. Ношение такой формы на охоте создает праздничную атмосферу, повышает дисциплинированность.
Традиционные ритуалы, обычаи, формы организации охоты делают ее интересной и более эмоциональной. Так, во многих странах (Словакия, Чехия, Польша и др.) сразу же после сигнала «конец охоты» производится выкладка добычи. Отстрелянных животных свозят или сносят в определенное место и выкладывают на земле в квадрате, окаймленном хвоей или другой зеленью. Дичь укладывают ровными рядами на правый бок, головами в направлении к тому месту, где стоят егерь и стрелки. Выкладывают ее в соответствии с ценностью – прежде всего крупная дичь (лось, олень, кабан, косуля), затем пушная и пернатая. Каждую десятую особь выдвигают из ряда немного вперед. Это позволяет легко подсчитать добычу. Перешагнуть животное на выкладке – грех, это значит совершить поступок, недостойный охотника.
После сигнала «построение» охотники (стрелки) становятся лицом к выкладке, а за последним рядом – егеря и загонщики. Подается сигнал «внимание», помощники зажигают костры в четырех углах выкладки. Все участники в это время стоят по команде «смирно» и с обнаженными головами – это последняя почесть добытым животным и благодарность охотникам.
После окончания этого традиционного ритуала охотники организуют в подходящем помещении или на природе так называемый «последний круг», где беседуют, вспоминая весь процесс охоты, еще раз поздравляют отличившихся стрелков, отдыхают и перекусывают. Ну это уже как у нас! Говорю об этом, зная суть дела по личному участию на охотах в Финляндии и Польше.
А что еще у нас соблюдается из старинных традиций русской охоты? По-моему, кроме вышеуказанной «финальной части» – ничего. Причем, многие охотники и начало охоты, и конец «отмечают» одинаково – пьянкой, сопровождающейся матом, а иногда и ссорами. И это превращается в самую отвратительную «традицию».
Другая, не менее опасная «традиция» охотников – беспорядочная стрельба по бутылкам, шапкам; стрельба на запредельные дистанции по летящим на 200-метровой высоте стаям птиц, стрельба просто так (салют) в воздух на открытии и закрытии охоты, когда «охотники», хвастаясь своими новыми иностранными полуавтоматами и самозарядными карабинами, «палят в белый свет, как в копеечку».
Разумеется, в такой обстановке не соблюдаются элементарные нормы безопасности; ежегодно количество убитых и раненых охотников в России не сокращается.
Что дальше? Как возродить хорошие традиции и обычаи нашей охоты?
По правде сказать, я не вижу в ближайшем будущем установления какого-либо порядка в этом вопросе, как и во всей общественной жизни нашей страны, где растоптаны все моральные устои и властвует дух жульничества, стяжательства и неравенства и, самое главное, совесть и правда повсеместно стали изгоями, а ложь, обман, грубая сила – повседневными явлениями, с которыми никто не борется.
Разговор об охотничьих традициях. Часть 1 «Веточка».
Приветствую, уважаемая публика!
Рада видеть Вас на канале вновь.
Сегодня хотелось бы начать рубрику «Охотничьи традиции». Внести свою лепту, поделится имеющимися знаниями, услышать новые для себя традиции. Может быть это станет интересным и они продолжает укреплять дух настоящего охотничьего братства.
Понятие охотник часто путают с убийцей. Обыватель, далёкий от увлечения охотой, не знает каких сил, навыков, умений и затрат требует это хобби. Какие эмоции испытывает охотник, добывший первый трофей. Какие традиции и негласный кодекс чести существуют в этом ремесле. Может быть мои труды помогут понять, что охота это действительно страсть.
«. Один старый охотник, обезножив и потеряв возможность бывать на природе, запретил жене выводить в квартире тараканов, поскольку охота на них несколько гасила его неудовлетворённую страсть. ». («Люди и звери» С.А. Корытин.).
Вернёмся к теме.
Этой весной, начинающий охотник Александр спросил меня, для чего я кладу веточку (тростинку) в клюв каждого добытого селезня.
Ответ ему был прост- эта традиция, так научили меня, когда я становилась в качестве охотника.
При этом, бывалый северный охотник Алексей Алексеевич, помимо укладывания веточки в рот трофею, тихонько просил у него прощения.
Таким образом он отдавал дань уважения как трофею, так и духам природы, показывая тем самым, что дичь добыта не в качестве развлечения.
Я никогда не задумывалась откуда пошли корни этой традиции. Изучив некоторые источники, стало ясно, что корней этой традиции найти не удается. Кто-то говорит, что она пошла от коренных народов Севера, другие источники утверждают, что традиция пришла из Европы.
В любом случае смысл ритуала оказался простым, как день.
Во-первых, эта традиция отдает прежде всего дань уважения добытому трофею, будь-то птица или зверь. А во-вторую очередь указывает на профессионализм охотника.
Так, анализируя разносторонние источники, данный ритуал означает, что трофей добыт охотником самостоятельно путём скрадывания.
При этом, охотник был настолько профессиональным, что подкравшись к добыче незаметно и произведя решительный выстрел, трофей добыт так чисто, что даже последняя пища осталась во рту.
В момент рокового выстрела добыча замирает и остаётся в памяти охотника на всю оставшуюся жизнь.
Вот такая давняя традиция.
Продолжение следует.
Спасибо за поддержку канала и Ваши отзывы.
А какие традиции соблюдаете Вы?
Опытные охотники Якутии рассказали о ритуалах и обрядах
В Якутии завершились мероприятия, посвященные Дню охотника. Промысел для большинства населения Якутии имеет большое значение, а для малочисленных народов Севера и вовсе составляет основу традиционного образа жизни. Опытные охотники из разных уголков республики рассказали о ритуалах и обрядах, способствующих удачной охоте.
Сергей Филиппов из села Россолода Мегино-Кангаласского улуса убежден, что распитие горячительных напитков в лесу неприемлемо.
«Огонь следует кормить оладьями с маслом. Ни в коем случае нельзя наливать туда спиртное. Это пришло к нам от русских, а мы должны придерживаться своих обычаев. Наши предки верили, что каждое дерево, цветок, травинка имеют свою душу, поэтому нельзя ломать, срывать ничего без особой на то надобности, нельзя шуметь и громко кричать, находясь в лесу. Надо всегда быть в гармонии с природой».
Николай Иванов из Горного улуса считает, что детям с раннего детства нужно прививать любовь к природе.
«У меня растут три сына. И всех я уже приобщаю к культуре охоты, знакомлю с якутскими традициями. Находясь на природе, необходимо соблюдать сиэр-туом (якутские традиции, ритуалы): нужно накормить дух огня, не мусорить. Мы должны брать ровно столько добычи, сколько нужно для семьи. Есть нерадивые охотники, которые убивают ради спортивного интереса, соревнуясь, кто убьет больше дичи. Такого не должно быть. Нельзя убивать самок, нельзя охотиться вне сезона охоты. Только соблюдая все правила охоты, мы сможем сохранить для наших детей и внуков все биоразнообразие, которое наблюдаем сегодня. В этом сезоне желаю всем охотникам удачной охоты».
Петр Варламов из села Орто-Сурт Горного улуса поделился, что с 20-ти лет буквально заболел охотой, и ежегодно с нетерпением ждет открытия охотничьего сезона.
«Первым делом, я кормлю Дух огня, говорю алгыс, прошу дух Байаная благословить меня на крупную добычу. Перед уходом я тоже кормлю огонь, проговариваю алгыс и снова обращаюсь к Байанаю – на этот раз с благодарностью. Согласно якутской культуре, охотники должны быть в первую очередь благодарными. Даже если за всю охоту получилось добыть лишь одну утку, нужно поблагодарить хозяина природы за благосклонность. Также во время сборов в лес нельзя заранее планировать, мол, сегодня я добуду 5 уток, 6 зайцев и вообще приеду домой с набитыми сумками. Такого Покровитель всех охотников не потерпит. Также существует поверье: представительницы прекрасной половины человечества не должны перешагивать через ружье, капкан или любое другое средство охоты. Это сулит неудачу. Во время подледной рыбалки (мунха) беременные женщины не должны ступать на лед, в противном случае, не будет улова. Кормить огонь следует оладьями, коровьим молоком, кумысом, махоркой. Желаю всем охотникам придерживаться якутских традиций, не нарушать покоя в лесу, не убивать ради забавы».
Иннокентий Бережнев – охотник с большим стажем родом из села Партизан Намского улуса.
«Сам я родился в селе Тулагино. Затем после школы устроился работать кадровым охотником. Через семь лет поступил в ЯГУ на специальность охотоведа (тогда был такой факультет). Сейчас являюсь общественным инспектором в Минприроды Якутии. Замечаю печальную тенденцию – все больше молодых охотников будто не знают культуры охоты, не соблюдают якутских ритуалов, не знают, как следует вести себя в лесу, как общаться с Байанаем. Вообще, крайне необходимо широко освещать эту тему, уделять внимание повышению охотничьей культуры и этики. Охота – неотъемлемая часть жизни якутов с древности. Как водится, удача не всегда сопутствовала добытчику. Поэтому охотники всегда пытались задабривать духа – хозяина леса Баай Байаная, от которого казалось, зависела удача на охоте. Соблюдайте “сиэр-туом”, уважайте духа Байаная, и тогда он будет к вам благосклонен».
Охотник из села Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса Василий Макаров уверен, что добычей нужно делиться.
«Мы должны гордиться тем, что по сей день большая половина мужского населения Якутии занимается охотой, обеспечивая свои семьи свежим мясом. Я с малых лет хожу на охоту: сначала следом за старшими братьями, затем уже сам с друзьями. Всегда был близок к природе, мне всегда нравилось бывать в лесу, общаться с окружающей средой, вдыхать свежий чистый воздух. Помню свою первую добычу – это был маленький чирок. Как сегодня помню свои ощущения – счастье и гордость. Охотники – это, в первую очередь, сыны природы. Каждый из нас должен неукоснительно соблюдать правила поведения в лесу, беречь природу, не шуметь, не мусорить. Нужно делиться с близкими своей добычей, если ее больше, чем нужно твоей семье: к примеру, я всегда угощаю родственников, друзей и соседей, если охота удалась. Всем охотникам желаю удачного сезона!»
По материалам пресс-службы министерства охраны природы Якутии