Знаешь счет, так и сам сочтешь, леска для троллинга
Троллинг – вид рыбной ловли на спиннинг с применением воблеров или блесны в качестве приманки с плывущей моторной лодки или катера.
Ловят троллингом лососёвых рыб, щук, судака, сома и т. д. в основном активную рыбу, готовую преследовать добычу и атаковать.
Это прежде всего морская рыбалка, и ловля на больших реках и водоёмах. Преимущество троллинга в том, что возможно обловить большую территорию, отыскать место обитания хищной рыбы и использовать для этих целей сразу несколько удилищ.
Если рыбачите на реке или озере, то троллингом можно первоначально произвести разведку, нащупать где в данный момент находится рыба, а затем уже начать её ловить на обыкновенный спиннинг, как говорят «в заброс».
Так как условия такой ловли имеют существенные отличия от обыкновенной рыбалки, то следует обратить внимание на подбор снастей, наиболее соответствующих такой динамичной нагрузке.
Необходимость выбора
Леска является одним из основных компонентов, обеспечивающих успешную рыбалку при троллинге.
Мнения рыбаков, как всегда расходятся, одни отдают предпочтения плетеным шнурам, другие находят положительные стороны в использовании монофильной лески. Оба варианта имеют право быть, так как сильные стороны есть и у той и у другой.
Монофильная леска
Одно из основных неоспоримых качеств монофильной лески —растяжимость будет значительно помогать при вываживании и гасить динамичные рывки. Так как троллингом зачастую ловят агрессивную рыбу, готовую догонять приманку, то и поклёвка у неё будет достаточно жёсткая. Растяжимость монофила сыграет положительную роль.
Цена монофильной лески меньше, а для троллинга это особенно актуально. Ведь удилищ крепят на катер несколько (8 — 10 штук), для каждого потребуется не меньше 300 метров лески, и это значительно отразится на бюджете. Даже если вы ловите всего на 3 — 4 спиннинга и лески крепите около 200 метров, всё равно много.
Выбирая диаметр для монофила, вы должны ориентироваться на диапазон 0.35 —0.4 мм. Леска, толще 0,5 будет препятствовать игре приманки. Но ещё на выбор диаметра будет влиять течение, там, где оно сильнее он будет выше.
Использование троллинговых снастей подразумевает наличие пластмассовых прищепок, которые с использованием плетеных лесок изнашиваются быстрее.
Плетеный шнур
Приверженцы плетеной лески также находят множество аргументов для её применения в троллинге.
Если вы остановились на плетеном шнуре, то он не должен быть супертонким. При хорошем зацепе воблера за препятствие на дне, прибавьте сюда натяжение, создаваемое движением катера, тонкая плетенка порвётся быстрее.
На выбор размера плетеной лески будут влиять те задачи, которые вы попытаетесь решать, или, вернее сказать, на какую рыбу вы нацеливаетесь, но выбор будет в пользу более толстого диаметра. Касаемо плетенки этот диаметр будет находиться в диапазоне 0,19-0,23, хотя в плетенке всегда лучше ориентироваться на разрывную нагрузку и она должна быть не меньше 10 кг.
Если вам удастся избежать зацепов, то в принципе срок службы плетенки будет значительно дольше.
В то же время тонкая плетенка будет, согласно закону физики, выталкиваться водой, воблер не сможет опуститься достаточно глубоко.
Покупать троллинговую леску надо сразу в большой размотке. Размотка в 50 или 100 метров в этом случае будет неуместна.
Независимо от того какую леску используете, возьмите за правило осматривать её перед каждой рыбалкой на предмет потёртостей или механических повреждений.
Поводок
Помимо основной лески необходим и поводок.
Безусловно, выбор поводка должен соответствовать задачам, которые ставятся на каждой конкретной рыбалке. Если идёт ловля на щуку, то поводок ставят металлический или кевларовый. Для ловли лосося подойдет поводок из гибридной лески Spider Carboline.
Счетчик лески
Для того чтобы определиться с величиной заглубления воблера, надо знать какое количество лески размотать, а с 300-метровой длиной сделать это можно только ориентируясь на счётчик.
Этот прибор устанавливается на удилище только с мультипликаторной катушкой.
Работает он просто: леска проходит через ролик и прибор показывает её количество. Затем простым нажатием кнопки цифры обнуляются. Вот некоторые модели таких счётчиков:
- Rapala RLLC – с подсветкой.
- TLC1 (Kosadaka) – счетчик имеет подсветку.
- Salmo.
- Shakespeare ALPHA.
Количество лески
Количество отпускаемой лески при ловле троллингом должно быть ровно такое, чтобы приманка, воблер, шла на нужной вам глубине.
Меньшая длина будет выдёргивать приманку в верхние слои водоёма и даже заглубители не смогут его опустить на нужный горизонт. В то же время избыток создаст парусность и как это ни парадоксально, леска с приманкой также будет уходить наверх.
Количество лески будет зависеть от скорости катера и каждый раз другим, определяемое на каждой рыбалке опытным путём.
Несколько моделей
Если говорить о линейках и производителях, то приобретая монофильную леску можно ориентироваться на Trolling Line.
- Такая серия есть у японской компании Momoi Fishing, прозрачная или оранжевая.
- Зелёную производит бренд VARIVAS.
- ULTRON Trolling PRO (Япония) – профессиональная монофиламентная леска.
Из плетеной лески подойдут плетеные шнуры PE японских или других производителей:
- Power Pro Multicolor–специальная троллинговая плетенка, размеченная под этот способ ловли.
- FireLine Crystal–американский шнур от Berkley Mystic
- Troll Hunter MultiColor–троллинговый шнур.
- Sufix MATRIX PRO—подходящий шнур для троллинга.
- Sunline D-1 Hybrid PE —в этом шнуре сбалансированы жёсткость, прочность, удельный вес.
Народная примета: Если комары вьются столбом, ждите хорошую погоду!
Мои снасти для «дорожки» и для троллинга
Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.
Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете — работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».
Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.
Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» — по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги — я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость — от 2 максимум до 6 — 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 — 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.
И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное — это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.
А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.
На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина — чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.
При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую — предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.
Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг — и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» — кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.
В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко — и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей — я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.
Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление — разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.
И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».
Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один — два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов — ан нет, их довольно много.
Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 — 3 и до 10 — 15 м, а может — и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.
Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.
Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 — 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.
И это всё, не тормозя лодку — нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 — 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» — и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.
А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело — поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие — и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).
Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю — он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».
Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.
К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.
Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 — 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.
Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.
При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.