- «Записки охотника» Ивана Тургенева и их проблематика
- Вопросы, рассматриваемые в «Записках охотника»
- Проблематика цикла
- «Записки охотника»: какова основная тема рассказа «Бирюк»?
- Тяжелая жизнь крестьян
- Мой дом – моя крепость
- Сильный и неподкупный
- Крепостному праву — нет! Какова основная тема рассказа «Бирюк»?
- Записки охотника» как цикл
«Записки охотника» Ивана Тургенева и их проблематика
Представляя собой цикл очерков, рассказов и новелл, «Записки охотника», написанные И.С.Тургеневым, характеризуются связанностью и художественной целостностью. Благодаря общности содержания и сходство описываемых предметов, взятых из повседневной жизни, восприятие «Записок» читателем можно назвать легким и многоплановым. И действительно, данный цикл, состоящий из 25 произведений, раскрывают красоту природы во всем ее великолепии и разнообразии, а также проследить индивидуальность каждого персонажа, что дает возможность в более полной мере понять специфику современного автору окружающего мира.
Вопросы, рассматриваемые в «Записках охотника»
Благодаря большому количеству введенных персонажей, мест действия произведений и способности автора виртуозно представить русскую природу Орловского края со всем ее многообразием и красотой, при чтении цикла «Записки охотника» легко представляется описываемая сцена. А встречи с разными людьми помогают получить максимально цельный образ современной автору действительности.
Однако наряду с красочными описаниями и характерными диалогами в произведениях затрагиваются и более глубинные вопросы и проблемы. Описание народного быта, говора людей вместе с окружающей их природой создают целостную картину жизни, сам автор стремится добиться примирения противоречий, сохраняя яркую индивидуальность каждого персонажа х.
Являясь признанным мастером изящного русского языка, И.С.Тургенев с помощью «Записок охотника» помог читателям увидеть важные аспекты развития России, ее вероятных перспектив в разрезе конкретных примеров их простых крестьян, составляющих основное население страны. А поскольку жизнь и творческий процесс автора протекали во время самых сильных и незабываемых эпох в истории России, и творчество его, в частности «Записки охотника» проникнуты наболевшими вопросами и поисками ответа на них.
Проблематика цикла
Цикл описываемых произведений ставит перед читателем два основных и актуальных для того времени вопроса:
- каков народ России того времени, в чем состоят его духовные ресурсы, которые помогут изменить ход развития страны и направить ее по иному пути. А ввиду того, что основной частью населения является крестьянство, автор анализирует именно такой слой общества;
- каково влияние на народ страны существующего строя и в частности крепостного права, а также в чем выражаются проявления его гибельного действия.
Тургенев глубоко сочувствует простому народу с его нелегким бытом, постоянными проблемами, которые только усугубляются и не решаются власть имущими. Красочные описания природы, которые способны восстановить душевное равновесие читателей, чередуются с диалогами, помогающими получить картину отношения простого люда к действительности. Автору не чужды такие проблемы, он болеет душой за свою страну, становясь свидетелем исторических процессов, протекающих в Росси в то время.
Образы людей, ставших героями «Записок охотника» Тургенева, создаются благодаря точно переданным диалогам с главным героем. Реалистичная манера изображения и удивительно четкий образ самого рассказчика обеспечивают создание и поддержание на протяжении всего времени чтения «Записок» идейной направленности произведения обеспечивают впечатление живого участия в событиях. Автор смог живым языком донести до читателя собственное стремление к справедливости и устранению угнетения, и цикл повестей стал синонимом жажды равенства между людьми, умения указать путь к более благополучной и счастливой жизни.
«Записки охотника»: какова основная тема рассказа «Бирюк»?
Тургенев, известнейший русский писатель, прославился не только своими произведениями, но и прекрасными душевными качествами. Написав цикл рассказов «Записки охотника», он сумел повлиять на правителя Александра II, который, прочитав его, задумал отмену крепостного права. В этот цикл входит и история о лесничем Бирюке. Какова основная тема рассказа «Бирюк»? Постараемся выяснить.
Тяжелая жизнь крестьян
Рассказ «Бирюк» — один из 25 историй цикла «Записки охотника». Рассказчиком в каждом из них является некий охотник, который невольно является участником происшествий.
Главный герой, Бирюк, предстает перед нами сильным, мужественным человеком. На самом-то деле зовут его Фома Кузьмич. Свое прозвище, которое означает «одинокий, угрюмый человек», он получил благодаря его внешнему виду и некоторым жизненным обстоятельствам.
Раньше он был вполне счастливым человеком: имел семью, двоих детей, работал лесником, ответственно выполняя свою работу. Но обстоятельства его личной жизни изменились: жена, бросив его и детей, уехала с городским мужчиной. Но Бирюк не раскис, он также продолжает работать и жить, воспитывает двоих детей, один из которых грудной малыш. Трудно сразу сказать, какова основная тема рассказа «Бирюк». Это и тяжелая крестьянская жизнь, и сильная личность лесника, и предательство любимой женщины. Рассмотрим остальные аспекты, которые помогут выявить нам основную тему.
Мой дом – моя крепость
Так говорят все, у кого есть своя крыша над головой. Была ли изба лесника крепостью? Вспомним, как Тургенев «приводит» охотника и читателя в мужицкую избу. В ней нет полатей, только одна печь, людям приходится спать на полу. Девочка, абсолютно босая, вышедшая из комнаты, — дочь Бирюка. Детство у нее мало похоже на эту веселую пору: она присматривает за ребенком, который еще совсем мал и спит в люльке. Вокруг все темно и грязно, что вполне объяснимо – нет хозяйки. Настоящей, взрослой женщины. Требовать от ребенка двенадцати лет полного порядка в доме и хорошего присмотра за младенцем просто невозможно. Тем не менее дочка Фомы ни на что не жалуется, лишь покорно качает люльку с малышом.
С едой у них тоже негусто: Бирюк не может предложить охотнику ничего, кроме хлеба и воды, а ребенку приходится сосать только грязный рожок. Семье приходится очень тяжело. Какова основная тема рассказа «Бирюк»? Несомненно, бедность, но при этом сила русского человека, которого не смогли сломить обстоятельства.
Сильный и неподкупный
Бирюк появляется перед нами впервые освещенный белой молнией. Автор сразу показал нам настоящего богатыря с сильными мышцами, высокого роста и крепкого телосложения. Хоть он и угрюм, но все же весьма неплохой человек. Он не дал охотнику мокнуть под дождем, а предложил переждать его в бедной своей избе. Почему же на протяжении всего рассказа мы видим такого сильного, но хмурого мужчину? Конечно, живется ему очень тяжело. Брошенный своей женой, он остался с двумя детьми в бедственном положении. Тем не менее перед нами раскрывается и другая сторона его характера – отзывчивость. Тому доказательство — история с вором, который хотел вырубить лес на территории, охраняемой лесником Бирюком.
Всем мужикам было известно, что Фома никого не пропустит, не позволит воровать лес. Он не брал взятки, несмотря на свою бедность, честно исполнял свою работу. Еще одна основная тема рассказа «Бирюк» — неподкупность русского человека, ответственность перед людьми, доверившими ему такую важную должность.
Крепостному праву — нет! Какова основная тема рассказа «Бирюк»?
Нам удалось выяснить, какие темы поднимал Тургенев в своем рассказе. Стоит отметить, что желание отменить крепостное право в то время показывает, какая основная тема рассказа «Бирюк». Фома и мужчина-вор – крепостные крестьяне. Как живет каждый из них? Очень и очень бедно. Но если первый – сильный и порядочный человек, то другой готов пойти на преступление, сломался от бедности. Идет на территорию, которую охраняет всем известный Бирюк, и на свой страх и риск рубит лес. Но все же он схвачен. Но и здесь он проявляет свою слабость, давит на жалость, оскорбляет Бирюка, чтобы всеми способами уйти. А Фома тем временем отказывается взять деньги за лес, предложенные барином-охотником, чтобы спасти мужика.
Рассказ «Бирюк» написан Тургеневым как выражение протеста против крепостного права. Он показывает, как тяжело жилось в то время крепостным. И как по-разному себя ведут люди при сложных обстоятельствах.
Нам, живущим в другую эпоху, несомненно, трудно понять, насколько же трудно им приходилось.
Записки охотника» как цикл
В цикле «Записки охотника» Тургенев предстает уже зрелым, сложившимся художником со своей оригинальной – собственно тургеневской – поэтикой и вполне определенной идейной концепцией. К этому времени он полностью разделяет воззрения литераторов круга «Современника», большинство из которых: В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский – являются его близкими друзьями. Идеологией этого круга единомышленников, художественным выражением которой стала эстетика натуральной школы, был так называемый западнический либерализм, предполагающий ориентацию на Западную Европу как на духовный образец подлинного политического, экономического и культурного прогресса. Россия, по мнению западников‑либералов, бесконечно отстает от Европы и для своего дальнейшего развития нуждается в значительных социальных преобразованиях.
Главным тормозом на пути этих преобразований в 1840‑е годы считался институт крепостного права. Именно он становится основным объектом критики в тургеневских «Записках охотника». «Записки охотника» – такое же сознательно идейное и даже, можно сказать, социально ангажированное произведение, как и многие другие произведения натуральной школы, в которых, в соответствии с призывом ее главного идеолога Белинского, преобладал пафос социального разоблачения язв и пороков современного российского общества.
Сюжетно‑композиционной основой целого ряда очерков цикла, таких как «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Бурмистр», «Контора», «Льгов», «Петр Петрович Каратаев», становится достаточно жесткая социальная схема: грубые, деспотические помещики, развращенные властью, ломают судьбы и уродуют души крепостных крестьян, бессильных что‑либо противопоставить их тираническому произволу. Причем специально подчеркивается, что помещики нарушают элементарные права, которые даны человеку самой природой, извращая тем самым естественный ход человеческого развития. Эти примеры ясно показывают, насколько Тургенев привержен новоевропейскому идеалу свободной личности, воспринимающей свою зависимость от подавляющих ее структур традиционного общества как рабство.
По многочисленным внешним приметам художественного порядка тургеневский цикл – типичное произведение натуральной школы, наиболее осязаемо выразившее ее ориентацию на «научную» парадигму. По жанру «Записки охотника» – серия очерков, как и знаменитый сборник 1845 г. «Физиология Петербурга», литературный манифест «натурального» направления, в котором впервые в русской литературе были предложены образцы «физиологического» описания, восходящего к французским «Физиологиям», изначально задуманным как художественные аналоги дотошных и беспристрастных «научных» описаний подлежащего изучению природного объекта. «Физиологической» стилистике отвечает в «Записках» уже сама фигура охотника, представляемого в качестве непосредственного очевидца событий, фиксирующего их, как и положено очеркисту, с протокольной, «фотографической» точностью и минимумом авторской эмоциональной оценки. Ярко «физиологичны» у Тургенева также портретные и пейзажные описания – непременная часть общей стилевой композиции каждого очерка. Они «по‑научному» подробны, обстоятельны и мелочно детализированы, – в полном соответствии с требованиями «микроскопического» метода натуральной школы, когда описываемый объект изображался как бы увиденным сквозь микроскоп – во всех многочисленных мелких подробностях своего внешнего облика.
Герои «Записок охотника», будь то крестьяне или дворяне, «западники» или «восточники», не только типы, но и всякий раз новая и по‑новому живая и таинственная индивидуальная душа, микрокосм, маленькая вселенная. Стремлением как можно более полно раскрыть индивидуальность каждого персонажа объясняется и такой постоянно используемый в очерках прием, как «парная композиция», отразившийся в том числе и в их названиях («Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Чертопханов и Недопюскин»), и прием сравнения героя с «великой личностью». Точно так же и природа в «Записках охотника» имеет свою душу и свою тайну.
Тургеневский пейзаж всегда одухотворен, природа у него живет своей особой жизнью, часто напоминающей человеческую: она тоскует и радуется, печалится и ликует. Та связь между природным и человеческим, которую открывает Тургенев, не имеет «научного» подтверждения, зато легко может быть истолкована в духе воскрешенной романтиками (прежде всего иенскими и романтиками‑шеллингианцами) архаической концепции взаимосвязи человеческого микро– и природного макрокосма, согласно которой душа каждого человека таинственными нитями связана с разлитой в природе Мировой Душой. Очевидной данью этой концепции является у Тургенева прием психологического параллелизма, когда определенное состояние, в котором оказывается «душа» природы, прямо соотносится с аналогичным по внутреннему наполнению состоянием души героя. Психологический параллелизм лежит в основе композиции таких очерков, как «Бирюк», «Свидание», отчасти «Бежин луг». Он же, можно сказать, определяет и общую композицию цикла, открывающегося человеческим очерком «Хорь и Калиныч» и завершаемого полностью посвященным природе очерком «Лес и степь» (с тем же принципом «парности» в названии).
В поэтике «Записок охотника» очевидны знаки уже начавшейся переориентации Тургенева с гоголевской «отрицательной» стилистики на «положительную» пушкинскую. Следование Гоголю в кругах сторонников натуральной школы считалось нормой: писатель, изображающий грубую правду жизни, должен хотя бы в какой‑то мере быть обличителем. Обличительная тенденция чувствуется в откровенно «социальных» очерках тургеневского цикла, где четко распределены социальные роли персонажей и «отрицательным» даются, как правило, значимые фамилии (Зверков, Стегунов и др.). Но основная тургеневская установка все‑таки не обличительная. Ему ближе пушкинское стремление к примирению противоречий при сохранении яркой индивидуальности изображаемых характеров. Не только «научная» объективность, не только либеральная идея уважения прав личности, но и пушкинская «эстетика примирения» заставляют Тургенева с равной заинтересованностью и доброжелательным вниманием изображать жизнь крестьян и дворян, «западников» и «восточников», людей и природы.