Как выбрать катушку для фидера
На фидере катушка используются не один сезон, и используют ее, как говорится: «и вдоль и поперек». При ловле с кормушкой делаются десятки забросов снасти в час. Чаще всего для лучшей регистрации поклевки и уменьшения парусности снасти используют плетеный шнур. А это дает немалую нагрузку на шпулю и требует ее металлического покрытия. Работа с тяжелыми кормушками (100гр и более) дает большую нагрузку на все механизмы катушки.
И если эти механизмы могут еще выдержать один сезон интенсивной ловли, то вот хватит ли их ресурсов еще на несколько?
Поэтому катушка должна быть качественная. На рынке есть несколько производителей пользующихся повышенным авторитетом среди рыбаловов: Shimano, Browning, Daiwa, Tica… Есть еще десятки других производителей, в наличии которых очень даже надежные модели. В любом случае выбор за Вами, но катушка должна быть надежной и требует внимательного выбора.
В этой статье приведем несколько советов о том, на какие параметры, прежде всего, требуется обратить внимание.
При выборе катушки наиболее важны такие характеристики:
Основные:
- Размер шпули;
- Передаточное число;
- Количество подшипников;
- Наличие запасной шпули.
Также стоит обратить внимание на:
Расположение фрикциона. Большинству рыболовов более удобно заднее расположение тормоза. Но немало рыбаков выбирают и передний тормоз. На клев рыбу это никак не отражается, тут дело скорее привычки.
Наличие моментального стопора обратного хода. Он должен отрабатывать мгновенно, без малейшей прокрутки. Это говорит об общем качестве сборки.
Материал шпули. Она должна быть выполнена из металла (или хотя бы одна из шпуль), так как на фидере чаще используется плетеная леска.
Какой размер катушки выбрать для фидера?
Размер шпули катушки принято отображать в тысячах. Как правило, если говорят что катушка 4000, то это означает, что на шпулю можно намотать 100 метров лески диаметром 0.4. Если шпуля 3000, то 100м лески диаметром 0.3.
Для фидера оптимальный размер шпули будет 3000, 3500, 4000, 4500. Для пикера этот показатель может быть меньше. Тут стоит понимать, что чем больший груз мы планируем использовать при ловле (в случае большой дистанции лова или сильном течении), тем передаточное число катушки должно быть меньше (катушка должна быть более «силовая») и размер шпули должен быть больше.
Какое передаточное число катушки должно быть?
Передаточное отношение означает, сколько оборотов сделает ротор при одном обороте рукоятки. Для фидера, чем меньше передаточное число, тем лучше. Соотношение 4,5-5,2 будет оптимальным.
Сколько подшипников должно быть на катушке?
Сейчас в продаже есть тысячи моделей катушек. В описании многих из них можно увидеть использование более 10ти подшипников. Хотя еще недавно наличие 5-6 подшипников считалось оптимальным.
Так сколько подшипников необходимо для уверенной ловли фидером? Достаточно будет и 5. Главное чтобы катушка хорошо укладывала леску на шпулю. А это можно увидеть только при ее работе.
Количество подшипников никак не указывает на качество укладки лески. Качество самих подшипников и качество сборки катушки – вот что влияет на ее работоспособность. А это определить может только опытный рыболов, для этого можно еще в магазине попросить продавца намотать леску на шпулю.
Для фидерной ловли выбирайте катушку с размером 3500-4500, с передаточным числом 4,5-5,2. Цена более-менее нормальной катушки начинается примерно от 20-25$. Для фидерной ловли катушка покупается не на один сезон и должна обладать надежностью. Так что к ее выбору нужно подойти с большим внимание, впрочем, как и к тому как выбрать фидер
Читайте полезные статьи:
Покупаем катушку – описание оптимальных параметров для выбора
Размер катушки для фидера – подробная статья о том, какой размер шпули будет оптимальным для фидериста
Выбор фидера и катушки – опытный любитель фидера делится с опытом подбора снастей для фидера
Как подобрать катушку для фидера – на что обратить внимание при выборе и как выбрать лучший вариант
Несколько слов в защиту монолески – всегда и нужна плетеная леска для фидерной ловли
Катушечные хитрости – несколько советов о выборе и использовании
Размер катушки для фидера
О безинерционных катушках мы знаем практически все. Чего не знаем – легко найдем в интернете: от материалов, из которого изготавливаются детали и корпус катушки, до каких-то мудреных наворотов, которые и выговорить не можем и смысла толком не понимаем.
Но для новичка, пришедшего в магазин, навороты находятся на -надцатом месте, а на одном из первых мест стоит вопрос – какого размера купить катушку к своему фидеру? Ведь, если производят катушки с диаметрами шпуль через каждые 2-3 мм, то что-то за этим стоит?
Все время задаю себе вопрос – почему производители не указывают на бланках удилищ рекомендуемый диаметр борта шпули? Эта информация не была бы лишней. Мне, например, следуя рекомендациям в интернете, в свое время в течение 2-х лет пришлось последовательно купить 2 катушки разных размеров к своему первому (и тогда еще единственному) фидерному удилищу, чтобы, в конце концов, самостоятельно купить третью катушку и наконец-то попасть в «тютельку». Таких дотошных дураков, как я – немало. Видимо, на этом строится расчет производителя.
Давайте попробуем сами разобраться в этом, хотя бы в первом приближении. Дальность заброса оснастки, кроме прочего, зависит от силы трения лесы о борт шпули при сходе. Эта сила обратно пропорциональна средневзвешенному углу схода лесы «в» между бортом шпули и лесой (рис. 1).
Чем быстрее уменьшается высота намотки «б» (то есть, чем больше сходит витков лесы за единицу времени), тем меньше средневзвешенный угол, тем больше средневзвешенное трение. Следовательно, чем больше диаметр намотки (длина лесы в каждом витке больше), со шпули при забросе будет сходить меньше витков за единицу времени. Высота намотки будет уменьшаться медленнее, а значит, меньше средневзвешенный угол «в». В итоге средневзвешенное трение на борту шпули будет меньше. В этом смысле, чем больше диаметр борта шпули, тем лучше.
С другой стороны, сила трения на первом кольце зависит от угла «д» между лесой и плоскостью кольца. Чем меньше угол «д», тем больше трение. Величина этого угла зависит от соотношения диаметров борта шпули и первого кольца, а так же от расстояния между ними. Чем ближе кольцо к шпуле при одинаковых диаметрах колец, тем больше трение. Чем меньше диаметр первого кольца относительно диаметра борта шпули, при одинаковых расстояниях, тем больше трение. На расстояниях более метра перемещение кольца вперед-назад практически не изменяет этот угол, но чем ближе к шпуле, тем изменения становятся заметнее.
Кроме того, сошедшая со шпули леса летит по траектории вращающейся спирали и центробежная сила, прижимающая лесу к кольцу, пропорциональна центробежному ускорению. А это ускорение, в свою очередь, пропорционально квадрату угловой скорости вращения лесы в кольце. То есть, при уменьшении диаметра кольца, скажем, в два раза, угловая скорость вращения лесы в кольце так же увеличится в два раза, а трение в четыре(!) раза. В этом смысле, чем больше кольцо (или меньше диаметр борта шпули), тем лучше.
То есть, истина, как всегда, посередине.
Далее. В полете львиная доля сопротивления воздуха приходится на спираль вращения лесы. Диаметр тюльпана и есть тот остаточный диаметр спирали, с которым леса полетит дальше. Понятно, что чем короче удилище, тем короче участок от первого кольца до тюльпана, на котором гасится спираль. Чтобы получить малый диаметр спирали на коротком участке, меньшим должен быть ее диаметр на первом кольце. Поэтому, в общем случае, с уменьшением длины фидерного удилища диаметр первого кольца уменьшается. Само собой, при этом должен уменьшаться и диаметр борта шпули.
С другой стороны, чтобы равномерно распределить по бланку нагрузку при забросе, в зависимости от характеристик бланка (строй, остаточная вибрация после броска и др.) даже на удилищах одинаковой длины количество, размещение и диаметр колец (в частности, первого кольца) могут быть разными. А на удилищах разной длины – быть одинаковыми. Следовательно,
в зависимости от диаметра первого кольца оптимальный диаметр шпуль даже для удилищ одинаковой длины может быть разным. И наоборот – для удилищ разной длины оптимальный диаметр шпули может быть одинаковым.
По классификации Fuji рамы колец (кольцо без вставки) имеют следующую нумерацию: #6, #7, #8, #10, #12, #16, #20, #25, #30, #40, что примерно соответствует внутреннему диаметру рамы в миллиметрах. Понятно, что с учетом толщины вставки, внутренний диаметр колец будет несколько меньше.
На фото 1 представлены первые кольца четырех разных удилищ от разных производителей. Два из них принадлежат ведущим мировым брендам, а еще два – достаточно известным торговым маркам. (Производителей не называю, чтобы не заниматься рекламой). Слева кольцо #16 с внутренним диаметром (с учетом вставки) 14,5 мм, справа – кольцо #25 с внутренним диаметром 24,8 мм, посередине – одинаковые кольца #20 с внутренними диаметрами 17,5 мм и 18,7 мм. На фото 2 в том же порядке слева направо показаны первые колена удилищ с этими кольцами. Длина удилищ – 330 см, 390 см, 360 см и 420 см соответственно.
Обратим внимание, что, несмотря на разные диаметры колец и длину удилищ, расстояния колец от катушкодержателей не зависят от длины удилищ. Так, казалось бы, кольцо удилища длиной 330 см должно быть ближе к кольцу удилища длиной 360 см, так как удилища близки по длине. На самом деле, оно почти совпадает с кольцом удилища 390 см потому, что не только длина, но и размеры колец разные. Понятно, что оптимальные диаметры шпуль так же будут разные. Аналогичная ситуация и с удилищами длиной 360 см и 420 см. В то же время для удилищ длиной 360 см и 390 см оптимальный диаметр борта шпули будет одинаков, так как выше мы говорили, что перемещение кольца, находящегося на большом расстоянии от шпули, вперед-назад, практически не влияет на угол «д». Как видим, оптимальный диаметр борта шпули в большей степени зависит от диаметра кольца, чем от длины удилища.
Посмотрим таблицу. В первой колонке указаны номера колец, которые устанавливаются на фидерных удилищах в качестве первых. Во всяком случае, приведены те данные, которые мне известны. Во второй колонке указан примерный оптимальный диаметр борта шпули для данного кольца. Так как зависимость трения на борту шпули от ее диаметра – линейная, а зависимость трения на кольце от диаметра борта шпули – квадратическая, то с диаметром шпули лучше «недоборщить», чем «переборщить». В последней колонке даны размеры удилищ, на которых эти кольца чаще всего устанавливаются.
Обратим внимание, что номера колец пикеров (удилищ длиной 2,1-3,0 м) и фидеров длиной до 3,9 м могут совпадать, а диаметры бортов шпуль не совпадают. Это объясняется тем, что пикеры – очень короткие удилища и первое кольцо приходится располагать близко к катушке. От чего угол «д» начинает играть существенную роль. Поэтому диаметр шпули уменьшается. Вообще, пикер – снасть деликатная и главное к ней требование не дальность заброса, а хороший баланс потому, что иногда и забрасывать приходиться одной рукой и ловить «с руки». Поэтому здесь злоупотреблять размером катушки не желательно. У карповых удилищ наоборот: катушки могут применяться мощные и большого размера, потому и первые кольца, как правило, больше, чем на фидерных удилищах.
Дальше логика простая. На фидерных удилищах на первое место выходит центробежное трение. Поэтому увеличение диаметра кольца на 25% допускает увеличение диаметра шпули на те же 25%. При этом центробежное трение не меняется, а средневзвешенное трение на борту шпули уменьшается. Дальность заброса увеличивается. Кстати, шпулю можно и не менять. При этом трение на борту останется то же самое, а центробежное трение на кольце уменьшится. Для быстрых удилищ лучше первый вариант, для медленных – второй. Если у нас два удилища, например, одно с кольцом #16, а второе с кольцом #20, достаточно одной катушки со шпулей диаметром, примерно, 45 мм, а если удилища с кольцами #16 и #25, то одной катушкой никак не обойтись.
Так как цифры, обозначающие размер катушки, никакой информации о диаметре борта шпули не несут, то покупать катушку желательно со штангенциркулем в руке. Тем более, что единой классификации катушек не существует. Следовательно, все равно, что на заборе (то бишь, на шпуле) написано. Главное – знать, что нам нужно. Например, можно подумать, что катушка Flagman CARP MASTER 3000/4000 комплектуется шпулями разного диаметра, но ничего подобного не наблюдается – шпули разные только по глубине, как и на большинстве катушек.
Добавим, что на шпулях с одинаковым диаметром борта, но с разной длиной укладочного места, при одинаковой высоте намотки средневзвешенный угол схода «в» на шпуле с более длинным укладочным местом меньше (рис. 2). Поэтому у более длинной шпули, при прочих равных условиях, средневзвешенное трение на борту меньше. Перед покупкой надо сначала определиться с размером шпули, а потом в этом размере поискать шпулю с укладочным местом подлиннее. Например, диаметры бортов шпуль тех же катушек Flagman CARP MASTER 3000/4000 и катушек той же серии CARP MASTER 5000/6000 различаются всего на 2-3 мм, но по длине укладочного места шпуля 5000/6000 длиннее на четверть.
Ни хвоста, ни чешуи.
Читайте полезные статьи:
Как выбрать катушку для фидера – видео и полезные советы с определением нужных параметров
Выбор фидера и катушки – опытный любитель фидера делится с опытом подбора снастей для фидера
Как подобрать катушку для фидера – на что обратить внимание при выборе и как выбрать лучший вариант
Несколько слов в защиту монолески – всегда и нужна плетеная леска для фидерной ловли
Катушечные хитрости – несколько советов о выборе и использовании