Каким был охотник франко

Каким был охотник франко

Парфорсная охота под пером Мольера (И. Шишкин)

Известно, что великий французский драматург, актер и режиссер, создатель жанра «высокой комедии», выдающийся гуманист и сатирик Мольер охотником не был и, судя по всему, охотой не интересовался. В его пьесах охота упоминается только случайно. Например, в «Смешных модницах» есть такие слова. «Знаешь ли ты, что герцог навестил меня нынче утром и все хотел увезти с собой в деревню, чтобы вместе погоняться за оленем?» И все, больше об охоте — ни слова. Но есть и исключение. Это пьеса «Докучные» (в других переводах — «Несносные»), в которой все шестое явление второго действия посвящено охоте. Но самое интересное даже не в том, что Мольер вдруг обратился к охотничьей тематике, а в том, что при первом представлении сцены с охотой не было — она появилась лишь на втором представлении пьесы.

Почему же Мольер, не интересовавшийся охотой, вдруг обратился к ней в этой пьесе? Почему сцены с охотой не было в первом варианте «Докучных» и почему она появилась во втором?

История написания и постановки «Докучных» неразрывно связана с именами Людовика XIV и его министра финансов Фуке. Он был одним из величайших казнокрадов во всей мировой истории. Но Фуке, как писал М. Булгаков в книге «Жизнь господина де Мольера» (М., 1962), не был гнусным скупердяем, он был широкий, элегантный казнокрад. Он менял любовниц, он давал пиры, он окружил себя лучшими художниками, мыслителями и писателями — в число их попали и Лафонтен и Мольер».

Читайте также:  Тик ток охота посмотреть

В своем поместье Во Фуке построил роскошный дворец, в котором он дал в честь короля великолепный праздник, столь ярко описанный А. Дюма в романе «Виконт де Бражелон». Для этого праздника Мольер — по заказу Фуке — написал пьесу «Докучные», которая и была сыграна в присутствии Людовика XIV 17 августа 1661 г. Но прежде, чем рассказывать о дальнейших событиях,, два слова необходимо сказать о самой пьесе, чтобы сцена с охотой стала понятной.

«Докучные», собственно, не пьеса в обычном смысле слова, а комедия-балет, состоящая из ряда последовательных, практически не связанных между собой эпизодов, нанизанных на примитивный сюжетный стержень: разные «докучные» люди мешают свиданию влюбленных Эраста и Орфизы. Характеры влюбленных очерчены весьма бегло, главное же внимание уделено «докучным», среди которых мы видим игрока, дуэлянта, прожектера и т. д.; впоследствии среди действующих лиц появился и охотник. Все эти представители высшего общества изображены драматургом очень сочно, ярко, остро сатирически.

Пьеса прошла с большим успехом, после чего король посоветовал Мольеру ввести в «Докучные» еще одну сцену. В своей книге о Мольере М. Булгаков так реконструирует эти события: «По окончании представления король поманил к себе Мольера и, указывая ему на егермейстера Суайэкура, шепнул ему, усмехнувшись:

— Вот еще оригинал, который вы не копировали.

Мольер ухватился за голову, засмеялся, зашептал:

— Наблюдательность вашего величества. Как же я мог упустить этот тип?

В одну ночь он ввел новую сцену в комедию и изобразил в ней страстного охотника на оленей Доранта. «

Так ли это было на самом деле или несколько иначе — мы не знаем, но в целом рассказ М. Булгакова звучит вполне правдоподобно. За это говорят и свидетельства современников, и слова самого Мольера, и страстное увлечение Людовика XIV охотой на оленей. В своем обращении «К королю» (оно было опубликовано вместе с «Докучными») Мольер прямо говорит, что именно по приказанию короля он ввел в пьесу «еще одного «докучного», черты которого ваше величество имело доброту мне раскрыть сами и который был признан лучшею частью произведения». И на следующем представлении зрители действительно увидели пьесу уже с той сценой, в которой «докучный» Дорант (сам он, впрочем, «докучным» считает не себя, а некоего сельского дворянина) рассказывает Эрасту о парфорсной охоте на оленя.

И, наконец, увлечение короля охотой на оленей. Современник Людовика XIV Сен-Симон писал в своих «Мемуарах», что король «очень любил стрелять, и не было другого такого меткого и изящного стрелка, как он. Любил он также охотиться на оленей». Охота на оленей проводилась «по крайней мере раз в неделю, а то и чаще в Марли и Фонтенбло. » (Мемуары, т. II. М. — Л.,1936). В Марли и Фонтенбло находились королевские замки, вокруг которых простирались богатейшие охотничьи угодья. В Фонтенбло, отмечал русский дипломат того времени А. Матвеев, «охота оленья и веприная есть превеликая, и тех зверей числом в лесах множество. » (Русский дипломат во Франции. Л., 1972).

Охота на оленя считалась при французском дворе самой важной. «Охот, или потех, — писал

А. Матвеев, — на ловлях королевских есть пять. Первая начальная оленья по всей Франции». Руководил этой «первой» охотой великий ловчий, на должность которого назначались представители самых знатных семейств Франции. Словом, вполне вероятно, что такой страстный охотник, как Людовик XIV, действительно обратил внимание Мольера на своего начальника оленьей охоты.

Читая публикуемый отрывок из «Докучных», нужно иметь в виду, что речь в нем идет не о пышной королевской охоте, а лишь об охоте одного из его приближенных. Текст дается в переводе Вс. Рождественского по книге: Мольер. Собр. соч., т. I, М. — Л., 1936.

Кто такой Дорант, ясно из приведенных выше слов М. Булгакова; Гаво — известный в то время торговец лошадьми; пистоль — монета в 10 ливров с содержанием золота 6,2 г, так что 100 пистолей (1000 ливров) было крупной суммой для XVII века; Дрекар — доезжачий; Фино — кличка собаки; под «деревенщиной» подразумевается сельский, провинциальный дворянин.

Рассказ Доранта настолько точно, ясно передает ход парфорсной охоты на оленя, что, в сущности, не требует никаких объяснений. По окончании такой охоты («когда олень, утомяся и бегая, треснет», то есть упадет, как писал А. Матвеев) великий ловчий подносил королю левую переднюю ногу загнанного оленя. Именно при Людовике XIV парфорсная охота достигла во Франции наибольшего блеска. Для этой охоты содержался целый штат егерей, псарей, прислуги, музыкантов; все участники парфорсной охоты надевали специальную охотничью одежду.

Но у парфорсной охоты была и другая, негативная, сторона, из-за которой крестьяне остро ненавидели ее. Дело в том, что ради увеличения численности дичи почти все население страны, за исключением высших сословий, было лишено права охоты (крестьянам запрещалось охотиться даже на своих землях). Дикие животные, в том числе и олени, размножались в громадном количестве (выражаясь по-современному, их плотность была намного выше допустимой) и наносили большой ущерб крестьянскому хозяйству. В одном документе той эпохи говорится, что «дичь истребляет все и подходит к самым домам. Ради сохранения дичи поселянин не имеет даже права выпалывать летом сорные травы, которые глушат его посев и портят его жатву. «

За отстрел диких животных крестьян сурово наказывали, а то и убивали. Как писал знаменитый французский историк И. Тэн, «егермейстеры, ловчие, лесничие. оберегают зверей с таким рвением, как будто бы они были люди, и преследуют людей с таким усердием, как будто бы они были звери» (Происхождение общественного строя современной Франции. Спб, 1880). Надо также учесть, что кроме диких животных посевам наносили ущерб и охотники, скакавшие прямо по полям во время парфорсных охот. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в некоторых местах крестьяне вообще перестали заниматься земледелием. Так, в окрестностях того же Фонтенбло три четверти земель оставались невозделанными.

И последняя, чисто охотничья деталь. Обратите внимание на то, как возмущен Дорант сельским дворянином, убившим оленя из пистолета: «Но кто же, черт возьми, берет на псовый гон седельный пистолет?». Возмущение Доранта объясняется тем, что при парфорсной охоте собаки гнали оленя до полного изнеможения. Когда он падал, то к нему подлетал охотник, соскакивал с лошади и добивал оленя кинжалом. Стрелять в загнанное животное из пистолета считалось дурным тоном.

. Вот так и получилось, что Мольер, не будучи охотником, тем не менее оставил нам одно из лучших описаний парфорсной охоты на оленя во Франции.

Сказка о мудрой птахе и алчном купце

Хранители преданий рассказывают, что однажды некий купец купил у птицелова клетку с красивой пташкой. Птица была изумительно красива и стоила очень дорого. Купец надеялся произвести впечатление на друзей своим приобретением.
И вдруг по дороге пташка говорит купцу:
— Я дам тебе три мудрых совета и приумножу твое богатство. Первое наставление состоит в том, что когда человек упускает из рук благо, то не стоит об этом сожалеть и печалиться, ибо в действительности ничего никому не принадлежит. Нет абсолютной независимости, как и нет ничего, что принадлежало бы безраздельно. Второе наставление: если кто-то совершит невероятное или какое-либо чудо, то не спеши верить и полагаться на это. Мир полон иллюзий и теми, кто умеет их создавать. Ты уже успел заметить, какая я необыкновенная птица. Так вот, если я окажусь на ветке дерева, то листья превратятся в изумруды, а ветка станет золотой. И ты станешь обладателем оригинальных драгоценностей.

Глаза купца загорелись алчным огнем. Он тотчас же выпустил птицу, благо рядом, у дороги было роскошное дерево.
Отпущенная птаха взлетела повыше и прощебетала:
— Ну и глупец же ты. Ты поверил чуду. Но где это видано, чтобы дерево превращалось в золото, а листья в драгоценные камни? Да если бы это было возможно, птицелов никогда бы не стал продавать меня тебе. А сейчас, несмотря на мой совет, ты станешь сокрушаться и сожалеть о том, что упустил меня. Значит, и советы мои не пошли тебе на пользу. А вот и третье наставление: жадность и мудрость не совместимы.
С этими словами птичка полетела восвояси.

Зоологические познания охотников Франко-Калабрийской зоны

Стоит отметить, сколь велики были зоологические познания охотников Франко-Калабрийской зоны. Они не только дают нам точные представления о таких видоспецифичных признаках, как, например, наличие горба у мамонта. По форме рогов можно точно определить, изображал ли художник северного или европейского благородного оленя. По рисункам верхнепалеолитических художников легко определить, что 15—17 тысяч лет назад в Европе жили именно европейские благородные олени (Cervus elaphus alaphus), а не благородные олени типа марала (С. е. sibiri-cus). Более того, по рисунку древнего человека в пещере. Комбарель удается восстановить, какой из подвидов горного козла — козерога, ныне исчезнувшего на юге Франции, — жил там в ту пору — альпийский или пиренейский. По рисункам древнего человека удалось восстановить факт существования значительного полового диморфизма в окраске окончательно истребленного в начале XVII в. дикого быка—тура, и лишь затем анализ средневековых письменных источников подтвердил точность и достоверность верхнепалеолитических изображений.

Можно говорить о синхронном существовании к этому времени разных культур, разных традиций в отдельных областях. Так, если на западе Европы преобладали графика, гравировка и живопись, то в Центральной, Восточной Европе и Азии большее распространение получила скульптура15. На территории бывшего СССР великолепные образцы верхнепалеолитической скульптуры найдены в Ко-стенках и в Мезине на Украине, в Мальте и в Бурети на Ангаре (рис. 17—20), тогда как в Каповой пещере на юге Урала зоологом А. В. Рюминым были открыты и археологами под руководством О. Н. Бадера исследованы первые полихромные изображения эпохи верхнего палеолита на территории нашей страны.

И.Я.Франко «Сказка о глупости»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок чтения во 2 классе. Тема: И.Я. Франко «Сказка о глупости». (перевод с украинского С. Я. Маршака). corowina.ucoz.com

И. Франко «Сказка о глупости» corowina.ucoz.com Иван Франко украинский писатель, общественный деятель, жил во второй половине 19 – начале 20 века. Он родился в бедной семье крестьянина – кузнеца и всю свою жизнь был защитником бедных людей.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Как можно озаглавить части? 1. Птичка попала в сеть. 2.Три совета за свободу. 3.Птичкин экзамен. 4.Ты так же глуп,как был.

Какой была птичка? А охотник? Охотник Птичка простодушный вольнолюбивая несмышленый рассудительная неразумный мудрая глупый умная толковая

Домашняя работа — Прочитать выразительно любую часть сказки, нарисовать иллюстрацию.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДВ-243798

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

bittally.ru

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

— …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. «Болтливый мертвец»

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
— Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. «Тысяча жизней»

Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Литературное чтение
Урок 76.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: «Сказка о глупости» И. Франко.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4 1
Проверка домашнего задания.
Прослушивание и обсуждение пересказов сказки.
– Сегодня мы ознакомимся ещё с одной сказкой. Она так и называется –
«Сказка о глупости». Написал её украинский поэт Иван Франко.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в

© ООО «Баласс», 2012
1

II. Развитие
умений.
2 1 2 2 3 4
Работа над сказкой.
1. Работа с текстом до чтения.
1. – Рассмотрите иллюстрацию (с. 36).
– Кто герой сказки?
– С кем он разговаривает?
– Как вы думаете, почему у охотника такие удивлённые глаза?
Предположения детей.
2. Чтение заголовка, фамилии автора.
– Встречались ли вы раньше с книгами этого автора? (Иван Франко –
украинский писатель, общественный деятель, жил во второй половине XIX
– начале ХХ века. Он родился в бедной семье крестьянина­кузнеца и всю
свою жизнь был защитником бедных людей.)
– Автора мы назвали, говорили о заголовке. О ком мы ничего не сказали?
(Перевёл стихотворную сказку С.Я. Маршак.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение сказки учителем.
– Научила ли чему­нибудь птичка охотника?
– Кто в этой сказке носитель мудрости?
2. Чтение сказки самостоятельно.
Задача. Подумать, на сколько частей можно разделить текст сказки.
3. Чтение вслух по частям с комментариями.
1­я часть.
– Почему птичка пообещала дать именно три урока охотнику?
– Чему удивился охотник?
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред­
ложенному учителем плану.

© ООО «Баласс», 2012
2

– Как менялось намерение охотника? (Сначала он решителен и суров:
птичка должна умереть, потом удивлён и всё­таки хочет воспользоваться
её уроками.)
– Как можно озаглавить 1­ю часть? («Три урока за свободу».)
Запись заголовка в тетрадь (с. 36, задание 2).
2­я часть.
– Как вы понимаете каждый совет птички?
– Когда так говорят: не стоит портить кровь? (Не стоит переживать,
волноваться.)
– Что делал охотник, чтобы запомнить советы птички? (Он их повторял и
соглашался со всеми её советами.)
– Как вы думаете, остался доволен охотник этой наукой? Откуда это
видно? («Спасибо за науку. Счастливого пути».)
– Определите главную мысль этой части. Озаглавьте её. («Житейская
наука».)
попал впросак? (По своей оплошности очутился в
3­я часть.
– Что значит:
невыгодном, смешном положении.)
– Что особенно рассмешило вас? (Желание охотника стать отцом птичке. )
– Какова главная мысль этой части? Озаглавьте её. («Ты так же глуп, как
был. »)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.

© ООО «Баласс», 2012
3

– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.

– Что объединяет эту сказку с прочитанными ранее? (Сказки порицают
человеческие глупость, жадность, зависть и другие пороки.)
– Кому адресованы сатирические сказки? (Советы птички полезны многим,
в них заключена житейская мудрость.)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Прочитать выразительно любую часть сказки.
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив­
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
4

Тема урока : И.Франко «Сказка о глупости».
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи :
1. Совершенствовать предметные умения:
Аудирование (слушание)
— воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;
— определять жанр произведения.
Чтение
— предполагать содержание по заглавию;
— вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогназировать ответы, проверять себя по тексту;
— формулировать главную мысль;
— находить в тексте материал для характеристики героя.
Культура речевого общения
— высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Культура письменной речи
— создавать письменный текст (рассуждение).
2. Формировать УУД:
— прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
— с помощью учителя: формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
— задавать вопросы; с полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
— оценивать поступки героев (Личностные УУД);
— планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
— учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение», стр.38;
— листы для творческой работы;
— приложение 1.
Ход урока

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения (8 минут)

1.Антиципация (прогнозирование содержания)

К какому разделу учебника относятся произведения, которые мы изучаем?

К какому литературному жанру они относятся?

Откройте стр.38. Прочитайте и скажите, кто автор и как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?

Назовите приметы сказки.

Посмотрите на иллюстрацию, кто является сказочным персонажем?

Вспомните названия сказок, которые мы изучили (запись на доске названия этих сказок).

Что общего в названиях этих сказок?

(Обобщает учитель) По названиям можем предположить о том, что эти сказки могут нас научить мудрости, честности. Уже в названии заключен положительный нравоучительный момент.

А по названию новой сказки, о чем можем предположить? (На доске появляется название новой сказки).

Должна ли сказка учить глупости?

Скажите, возникает ли противоречие?

Какая цель урока?

Раздел называется «Сказка мудростью богата».

И.Франко «Сказка о глупости».

Троекратный повтор, волшебные превращения, волшебство, говорящие животные и предметы на человеческом языке…..

«Мудрая девушка», «Мудрая дева», «Мудрый старик», «Честный мальчик».

Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

Цель нашего урока: узнать чему учит сказка.

Определять жанр произведения.

Называть признаки сказки.

Проводить доказательство (П.УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Формировать познавательную цель (П.УУД).

Работа с текстом во время чтения (10 мин).

1.Чтение текста с использование приемов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение 1).

Наше предположение о том, что эта сказка подтвердилось?

Докажите, что эта сказка.

Какие чувства вызвал у вас охотник вначале сказки?

Изменилось ли ваше отношение к нему и почему?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Троекратный повтор: три урока; птица говорит человеческим голосом; гипербола (преувеличение размеров алмаза); начало очень похожа «жила».

Называют свои чувства и объясняют. Отвечают на вопросы.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Вести диалог с помощью учителя с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному. Находить в тексте материал для подтверждения своей мысли.

Задавать вопросы (К.УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Извлекать необходимую информацию. (П.УУД).

Оценивать поступки героев (Л.УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Работа с текстом после чтения (15 мин).

Вспомним, на какой вопрос искали ответ.

Почему охотник не усвоил уроки птицы?

Договоритесь с партнером по парте и составьте небольшой текст-рассуждение «Надо ли читать сказки».

Создав мини группы (3 человека), подготовьте текс сказки к выразительному чтению по ролям на отметку.

Вспомним критерии оценивания выразительности чтения.

Прослушаем готовую группу и поставим отметку.

Чему учит сказка?

Высказывают свое мнение.

Самостоятельно распределяют функции и пишут текст на листочках 5 минут.

Самостоятельно выполняют задание, 5 минут.

Отвечают на вопрос.

Оценивают одноклассников, аргументируя свой выбор.

Формулировать главную мысль с помощью учителя.

Создавать письменный текст — рассуждение.

Извлекать необходимую информацию (П.УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (П.УУД).

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, посредством распределения функций. Управлять поведением партнера (оценка и коррекция его действий) (К.УУД).

Рефлек-сия (7 минут).

Какое новое произведение сегодня изучили?

Я понял о том, что…

«Сказка о глупости».

Выполняют устно самостоятельно и желающие проговаривают свои предложения.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Р.УУД)

Осознанно строить речевое высказывание (П.УУД)

Жила на воле птичка,

Да вдруг попала в сеть.

И говорит охотник:

Должна ты умереть!

Помилуй! — просит птичка. —

Я ростом с ноготок,

Всего комочек пуха

Да мяса на глоток.

Пусти меня на волю,

Доволен будешь сам.

Хороших три урока

Тебе за это дам.

Ты — пташка с ноготок.

Какой же человеку

Ты можешь дать урок?;

Но ежели прибавишь

Ты мне ума чуть-чуть,

Пущу тебя на волю.

Лети в далекий путь!

Начнем, — сказала птичка. —

Запомни мой совет;

Жалеть о том не надо,

Чего уж больше нет.

Сказал охотник: — Правда.

Разумен твой совет.

Жалеть о том не надо,

Чего уж больше нет.

Затем, — щебечет птичка, —

Не стоит портить кровь,

Вернуть былое вновь.

Сказал охотник: — Верно.

Не стоит портить кровь,

Вернуть былое вновь.

Щебечет птичка: — Слушай

Последний мой совет:

Не верь досужим бредням.

Чудес на свете нет.

Сказал охотник: — Дельно.

Запомню твой совет.

Не надо верить бредням.

Чудес на свете нет.

Спасибо за науку.

Да в сети к птицелову

Опять не залети!

Вспорхнув на ветку, птичка

Тебя я обманула,

А ты попал впросак.

К тебе влетела в сеть.

Из-за меня, охотник,

Ты мог разбогатеть.

В моем брюшке таится

Награда для ловца:

Алмаз крупнее вдвое

Охотник чуть не плачет.

Бормочет: — Как же так!

Я упустил, дурак.

Сидит на ветке птичка

Не слишком высоко.

А до нее добраться

Совсем не так легко.

Охотник, не мигая,

С нее не сводит глаз.

Вот-вот она умчится,

А вместе с ней алмаз!

Зовет охотник: — Пташка!

Вернись ко мне скорей.

Отцом тебе я буду.

Ты — доченькой моей.

И ветку золотую

И в клетку золотую

А птичка отвечает:

Ты так же глуп, как был,

Все три моих урока

Сейчас же позабыл.

В награду за науку

Лететь ты мне велел,

А сам через минуту

Об этом пожалел.

Еще я не успела

Пуститься в дальний путь,

А ты уже задумал

И веришь небылице,

Что в птице есть алмаз

Крупнее этой птицы

Во много-много раз!

Тема: И.Я. Франко «Сказка о глупости».

(перевод с украинского С. Я. Маршака).

Цель:1)Ознакомить со сказкой И. Я. Франко «Сказка о глупости». 2) Научить детей работать с текстом: а) Делить текст на смысловые части. б) Озаглавливать. в) Выделять главную мысль. г)Научить видеть, что является главной ценностью каждого народа. д) Работать над выразительностью чтения. 3)Воспитывать любовь к чтению. Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Нацеливание на урок. Проверка наличия пенала, тетради по чтению и ученика.

Сообщение темы урока.

(На доске).Сегодня на уроке мы ознакомимся с новой сказкой украинского писателя И.Я. Франко « Сказка о глупости». Прошу открыть учебники на (С. 38)

Работа по учебнику.

1)У. Рассмотрим иллюстрацию! Как вы думаете кто герой сказки? Д. Охотник. У. Обратите внимание на национальный костюм. Чем отличается рубашка? Д.Украинским узором. У. Правильно, ребята. Автор нашей сказки украинский писатель И. Я. Франко. О нем небольшое сообщение подготовила Агеева Юля. Давайте послушаем. И.Я. Франко родился в с. Нагуевичи, ныне с Ивано-Франково. Дрогобычского района Львовской области, родился в семье кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче.В 1875 поступил на философа Львовский университет. Писать начал еще в гимназии в студенческие годы. В 1905-1907г. И. Франко главное внимание уделял литературному творчеству, переводам (с русского, польского, немецкого, английского, французкого, ческого, словацкого языков; переводил Г. Гейнэ, У. Шекспира, А.С.Пушкина.) Лучшие произведения переведены на многие языки народов. Львове открыт литературный музей И.Я.Франко. Его быт, его книги, рукописи.) У. А кто нам перевел на русский язык наше произведение? Д. С.Я.Маршак. У. А какие его произведения вам известны? Д. … У. С.Я.Маршак родился в 1887г. Мир его стихов прекрасен. Веселые, умные, добрые, правдивые, очень нужные стихи и сказки, песни воспевают (Восхваляют) отвагу мастеров, высмеивают лентяев трусов, жадных, помогают увидеть себя со стороны, вовремя заметить свои недостатки и исправить их. Вот одно из произведений, что было близко ему по жанру. (Обращаю внимание на тему урока). У. Подумайте о чем будет сказка? Д. О глупости. У. Давайте проверим ваше предположение, но прежде уточним значение выражении, с которыми столкнемся при чтений. Словарная работа . Не верь досужим бредням- разговорам от безделья. Надосуге в свободное время. Попал в просак- очутился в невыгодном смешном положений Таится в брюшке награда для ловца- прячется, скрывается в животе награда для того, кто поймает. Несметное богатство- огромное количество, неисчислимое. Не стоит портить кровь- не стоит переживать, волноваться. Первичное чтение учителем. У.Оправдалось ли ваше предположение? Кто же выступает глупым героем в сказке? Д. Охотник. У. Почему? Докажите? Д. Он не усвоил уроки птички. У. Кто носитель мудрости? Д. Птичка (Она сумела освободиться своей хитростью и умом от глупого охотника). У. Какие события происходят между ними? У. Данная сказка о мудрости и глупости, а что в сказке еще царит мы узнаем из ф/м. по стихотворению Юнна Мориц « Песенка про сказку». Сказка по лесу идет- Сказку за руку ведет, Из реки выходит сказка Из трамвая! Из ворот! Ух, за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой. Обожаемые сказки- Слаще ягоды любой! В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт. 5. Продолжим путь нашей сказки. Попробуем разделить на смысловые части, используя нужные интонации. Н/Д. Охотник.(Сурово, удивленно, заинтересованно. Согласия, благодарности, чувство досады, ложные обещания). Птичка (жалобно, просяще, твердо со знанием того что говорит, с усмешкой, С укоризной). Слова автора: «Охотник чуть не плачет, с нее не сводит глаз, зовет охотник…» 1ч.У. После чтения первой части. У. Что же случилось с птичкой? Д. Попала в сеть. У. Как угрожает охотник птице? Д.(читают отрывок из книги) «Должна ты умереть!» У. О чем умоляет птичка? Д. О свободе. У. Что обещает птичка за свободу? Д. Дать три дельных совета. У. Как можно озаглавит эту часть? (Если птичка еще в руках охотника). 1ч. Птичка в неволе.(запишем в тетрадь на с. 36). 2ч. Как вы понимаете каждый совет птички? Д. (Обобщаю ответы). У. Что делал охотник, чтобы запомнить советы птички? Д.Он их повторял и соглашался со всеми ее советами. У. Как вы думаете, остался охотник доволен этой наукой? Откуда это видно? Д. (читают отрывок). «Спасибо за науку…» У. Как можно озаглавить эту часть? 2ч. Три совета за свободу. У. Что вас рассмешило? Д. Желание стать отцом. У. Почему он хотел им стать? Д. Он хотел разбогатеть. У. Правильно, он думал о драгоценном камне в ее брюшке. На самом ли деле алмаз в брюшке птички был? Д. Нет. У. А для чего птичка решила обмануть охотника? Д. Чтобы проверить усвоения советов. У. Как можно озаглавить эту часть? 3ч Проверка усвоения советов. Птичкин экзамен. У. Усвоил ли охотник урок? Д. Нет. У.Как можно озаглавить эту часть?(используйте обращение птички.) 4ч. Ты так же глуп как был. У.Обратите внимание на следующее задание по тетради. Сделайте вывод и запишите. Каким был охотник? (Выберите слова написанные для охотника и для птички.) Охотник — глупый, простодушный, несмышленый, неразумный, темный. Птичка – мудрая, умная, толковая, рассудительная. У. Чему учит сказка? Что вы уяснили для себя из сказки? Д. Не быть таким наивным, как охотник. У. что высмеивает автор в лице охотника? Д. Глупость. У. Правильно, ребята! Для того, чтобы нам не допускать таких же глупых ошибок создана людьми очень много бытовых сказок и пословиц. Вот один из них: « Говори мало, слушай много, а думай еще больше.» У. Как вы понимаете эту сказку? Д.(обобщаю ответы детей.) У. Чем эта пословица подходит для нашей сказки? У. Кому бы вы посоветовали такую сказку? Д. Охотнику. У. Чем наша сказка отличается от предыдущих? Как написано?(В какой форме?)Соблюдаются ли все признаки сказки? Д. В стихотворной. У. Правильно, в сказке очень много диалогов и монологов. Диалог- разговор двух или более лиц. Монолог- развернутое высказывание одного действующего лица или автора. Перед вами выставка книг марийских писателей, где сказки написаны в стихотворной форме. У. В стихотворений, что нужно соблюдать? Д. Выразительность. У. Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению по ролям. С 38-41. Оценить работу детей. Спасибо за внимание. Урок окончен.

1.В классе 24 ученика, 12мальчиков, 12 девочек. Класс работоспособный вцелом, но есть дети пассивные. В основном среднего уровня развития. Тема урока: «Сказка о глупости.» Урок традиционный. Главная цель: Научить ребенка работать с текстом по учебнику. Чтобы ребенок1)мог продумать в ходе чтения смысл каждого слова.2)задавать и отвечать на вопросы по тексту.3)анализировать, делать элементарные выводы и обобщения.4)научиться читать прежде всего для себя, а значит научить понимать чужие мысли. Использовала три этапа.

    До начала чтения.

Цель- умение предполагать содержание. 1.(использование иллюстрации). 2.Читают фамилию автора (об авторе). 3.Заглавие.

    Работа с текстом во время чтения.

Цель- достижение понимания текста на уровне понимания. Словарная работа. 1.Чтение учителем. Проверка предположения, которое было в начале урока. 2.деление текста на части с комментариями. 3.вопросы учителя по ходу чтения. Поиск ответов по учебнику. 4.Задается уточняющий вопрос к фрагменту текста (озаглавливание). Работа с текстом после чтения. Цель-достижение понимания на уровне смысла. Вывод: В ходе урока соблюдены все правила работы с учебником. Обобщения: Соответствует ли название содержанию; иллюстрация? Что хотел автор сказать своим предположением? Что высмеивает?

Оцените статью