- Сказка «Листопадничек» И. Соколов-Микитов стр 66 — 67
- 1. Почему Соколов-Микитов назвал своё произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе?
- 2. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- 3. Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
- 5. Расскажи, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что с тех пор стали говорить о Листопадничке?
- 6. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.
- 7. Опиши Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?
- 8. Представь себя в роли зайчика — Листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь его историю: подробно или сжато? Почему?
- Рассказ о своём путешествии от лица Листопадничка для 3 класса.
- План пересказа путешествия:
- 9. Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.
- 10. Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ? Обоснуй своё мнение.
- 11. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
- Осторожно, «листопаднички»!
- Автор: Алина Федорова
Сказка «Листопадничек» И. Соколов-Микитов стр 66 — 67
1. Почему Соколов-Микитов назвал своё произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе?
Причиной такого названия является то, что зайчиха родила в осеннюю пору года, когда уже осыпалась листва.
Вот и получили все три зайчонка такие имена.
Главным героем стал один из них.
Именно о нём и говорится в названии произведения.
Другие названия: «Приключения Листопадничка», «Зайчишка и его друзья», «Находчивый зайка», «Зимние испытания», «В погоне за теплотой», «Маленький да удаленький», «Отважный зайчик».
2. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
Молоденький зайчишка мечтал отправиться в тёпленькие страны.
Ведь он не раз видел, как большие птицы учат своих детей летать, чтоб те смогли туда попасть.
А также он был свидетелем того, как и все остальные зверьки готовятся к приходу холодной поры.
Зайчишка боялся, что вместе со своей семьёй может просто замёрзнуть лютой зимой.
И также зайчишка наблюдал, как у всех животных идёт подготовка к суровой поре, они прячутся в свои домики, собираются спать.
Он опасался, что зима принесёт для него скуку и одиночество.
3. Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
По пути в тёплые места зайчишка встретил семью бобров.
Они были очень трудолюбивы и быстро строили себе жильё, чтоб перезимовать.
Их хатка не очень понравилась маленькому Листопадничку.
Там было не так светло, как в лесу, где привык жить зайчик.
А ещё сыро и недостаточно тепло.
Но Листопадничку пришлось остаться, так как бобры уже достроили хатку, и, чтоб выйти, пришлось бы нырнуть в ледяную воду.
Зайчишка же ещё не научился плавать.
Поэтому и не решился на такой поступок, а просто остался жить у своих новых друзей.
4. Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он часто вспоминал? Найди и прочитай эти строки.
В обитель бобров пытались пробраться разные злые животные.
Среди них и коварная рысь, и хитрая лисица, и росомаха, а выдре даже удалось повредить жилище.
Это очень пугало маленького зайчишку.
Но к счастью, бобёр умел прогнать непрошеных гостей.
Листопадничек частенько грустил по своей любимой маме и по тёплому гнёздышку, которого ему так не хватало.
5. Расскажи, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что с тех пор стали говорить о Листопадничке?
Пришла весна, а за ней и сильное наводнение.
Оно разрушило обитель бобров, что уже была повреждена выдрой.
Бобёр хотел помочь Листопадничку спастись, но из-за скользкого хвоста ему это не удавалось.
Зайчишка смог сам выбраться из воды, и быстро побежал к болоту.
Там он наконец-то увиделся с мамой и согрелся в родном гнёздышке.
Листопадничек поведал другим зайцам о своих необычных путешествиях.
С того времени его называют отчаянным храбрецом.
6. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.
Мне кажется, писатель хотел показать, что родной дом самое уютное место.
А также хотел донести до читателя, что если уж взялся за что-то, то надо уметь проявлять храбрость и находчивость.
Это поможет справиться с трудными ситуациями и достичь своей цели.
7. Опиши Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?
8. Представь себя в роли зайчика — Листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь его историю: подробно или сжато? Почему?
Рассказ о своём путешествии от лица Листопадничка для 3 класса.
Я родился осенней порой, на болоте.
Вместе со своей семьёй каждое утро наблюдал за взрослыми журавлями, которые учили своих детей летать.
В те моменты мне тоже очень хотелось этому научиться.
Ведь приближалась зима, а я боялся, что замёрзну на холодном болоте.
Когда улетели журавли в тёплые страны, то страх ещё больше овладел мною.
Поэтому я решил отправиться вслед за ними.
Когда я перебегал лес, то встретил бобров.
Они делали себе хатку на зиму.
Я зашёл осмотреть её.
Там было темно и прохладно.
Поэтому мне не очень хотелось здесь оставаться.
Но, к сожалению, я уже не смог вернуться.
Бобры достроили жилище, и надо было прыгать в воду, чтоб попасть наружу.
А плавать я не умел.
Вот и пришлось мне остаться зимовать с бобрами.
Всю зиму я помогал кормить и воспитывать малышей.
Мне было не комфортно, не хватало маминой ласки и тёплого гнёздышка.
К тому же постоянно приходили непрошеные гости.
Они очень пугали меня, но смелый бобёр умел с ними справиться.
Но злая выдра таки смогла испортить хатку.
Из-за этого весеннее наводнение снесло плотину.
Чтоб спастись, надо было переплыть воду.
Бобёр пытался помочь мне, но я никак не мог ухватиться за его скользкий хвост.
Было очень страшно. Но я победил свой страх, и сам поплыл к берегу.
Затем я быстро побежал к родному болоту.
Как же было радостно вновь увидеть родную маму, согреться в родном гнёздышке.
Наконец-то я смог как следует выспаться.
На следующий день я рассказал всем зайцам на болоте о своих нелёгких происшествиях.
Они с восторгом слушали мою историю.
С того времени все уважают мою смелость и находчивость.
План пересказа путешествия:
1. Наблюдения за журавлями.
2. Путешествие в неведомые тёплые места.
3. В гостях у бобров.
4. Нелёгкая зима.
6. Родное болото.
7. История о необыкновенных приключениях.
Я перескажу подробно те моменты, что больше всего показывают эмоции и переживания Листопадничка. Ведь они отображают характер зайчишки, его детские страхи, а также смелость и находчивость.
9. Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.
Я думаю, Соколов-Микитов имел возможность видеть рождение зайцев, подготовку зверей к зимней поре, перелёт птиц в тёплые страны.
А общение зверей, жизнь зайчишки в домике бобров и все его переживания — скорее фантазия писателя.
Животные не умеют разговаривать, и автор не смог бы заглянуть в жилище бобра, чтоб описать то, что отображено в его произведении.
Тем более, переживания, мысли и мечты зайчишки никак нельзя узнать в реальном мире.
Человек только издалека может наблюдать за поведением зверей.
А что творится у них в голове, никому не известно.
К тому же животные, как правило, бояться людей, поэтому все особенности их существования тяжело проследить.
10. Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ? Обоснуй своё мнение.
Это произведение является сказкой.
Ведь в нём описываются события, которых не может быть в реальной жизни.
Умение животных разговаривать главное отличие этого произведения от рассказа.
11. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
1) Листопадничку наскучило сидеть дома, и он решается опять отправиться на поиски приключений.
2) Зайчонок встречает по пути медвежью семью. Они учат его своим законам.
3) Спустя неделю путешественник отправляется дальше.
4) Листопадничек встретил необычного волка, который стал ему другом.
5) Зайчик и волк путешествуют вместе.
6) Животные добрались до города, где увидели непонятных существ — людей.
7) Блуждая тёмными улицами, животные вернулись в лес.
8) Листопадничек и волк поняли, что скучают по дому, поэтому каждый вернулся к своей семье.
9) Волк часто приходит на болото к заячьей семье. Они вместе играют и делятся секретами.
Осторожно, «листопаднички»!
Автор: Алина Федорова
Так называют зайчат родившихся осенью, когда начинают опадать листья
У зайца-русака, наиболее распространенного в Подмосковье за год может быть три помета. Ранней весной в конце марта. Таких зайчат называют наставичками, когда в лесах и полях еще держится ледяная корка – наст. Потом в июле, когда колосится рожь и ячмень. Это зайчики – колосовички. И наконец, третий помет у зайчихи случается в середине сентября. Обычно в разгар бабьего лета, когда начинает желтеть и опадать листва. Отсюда и название – листопадники.
Зайчонок листопадничек. Они появляются в середине сентября в разгар Бабьего лета, когда начинает с деревьев опадать листва. Единственная сейчас его защита от хищников – защитный окрас, помогающий новорожденным зайчатам полностью слиться с окружающей средой.
Время третьего помета совпадает с грибной порой, когда сотни любителей «тихой охоты» идут в лес за грибами. Им реально наткнуться на выводок маленьких зайчат, которые могут сидеть в зарослях сухой травы в укромном местечке или под раскидистыми лапами молодой елочки.
Поэтому многие не знающие люди думают, что зайчат бросила зайчиха и они теперь непременно умрут от голода или станут добычей какого-нибудь лесного хищника. Обычно грешат на лису и волка. Конечно, шанс стать обедом хищного зверя у зайчат есть. Чаще всего они становятся добычей летающих хищников: сов, филинов и ястребов, у которых очень острое зрение.
Но на самом деле все обстоит иначе. Когда у зайчихи происходит окот, она кормит своих зайчат один раз и убегает. Следующий раз на своих деток зайчиха может натолкнуться через несколько дней. Кто же кормит маленьких зайчат, которые тихо сидят, прижавшись друг к другу в зарослях кустарника или высокой травы? А покормит их другая мимо пробегающая зайчиха. Потом третья, четвертая. Вот и получатся, что у каждого заячьего выводка сразу несколько мам. А покидает место окота зайчиха, чтобы по ее следам не пришел к выводку какой-нибудь хищник.
Скорее всего это не их мама, а пробегающая мимо другая зайчиха. Так зайчихи кормят и своих и чужих зайчат.
Поэтому если вы случайно наткнетесь на заячий выводок, не берите их домой, считая, что спасаете «брошенных зайчат». Как правило, маленькие новорожденные зайчата, которые рождаются уже зрячими принесенные из леса «добрыми» грибниками, погибнут через два-три дня, поскольку не будут принимать предложенную вами морковку или капустные листья. У них еще нет резцов-зубов и первые две недели они могут сосать только молоко зайчихи, которое обладает очень высокой жирностью (12 процентов).
Если найдете в лесу маленького зайчонка не берите его домой, чтобы он не потерялся в лесу. Другая зайчиха его обязательно покормит. Маленькому зайчонку достаточно подкормиться раз в сутки, поскольку молоко зайчихи очень жирное – 12 процентов.
А вот уже повзрослевшего зайчонка, вы никогда не поймаете. Хотя наткнуться на заячий выводок в начале осени довольно сложно. А вот если вы идете в лес с собакой, то шанс найти зайчат увеличивается в разы. Поэтому опытные охотники, хозяева зверовых собак, оставляют в это время года, отправляясь в лес в лес по грибы своих четвероногих друзей дома. В основном так поступают владельцы именно зверовых лаек, которые никогда не упустят возможности задушить более мелкого найденного зверя.
Честно скажу в Дмитровском районе, где корреспондент «Мой Дом Москва» продолжает выполнять обязанности общественного охотинспектора, выводок зайчат никогда не встречался. Хотя зимой их следов в полях и возле дачных поселков их следов видел довольно много. Правда, в основном это были следы русака. Довольно крупного зайца – настоящего чемпиона по бегу.
Однажды ночью, когда ехал на своем мотоцикле по пустынному лесному шоссе от Дмитрова в сторону Сергиева Посада на обочину неожиданно выскочил заяц-русак и побежал в свете фары дальнего света, поскольку другого встречного транспорта в это время не было. Метров сто, а может быть и больше русак мчался в свете моей фары, прежде чем прыгнуть в сторону и скрыться в лесу. А на спидометре мотоцикла был 70 км в час! Ни волк, ни лиса с такой скоростью бегать, преследуя зайца, не могут. Волк, как и лиса, максимум развивают скорость 40 км /час. Поэтому эти хищники взрослого и здорового зайца достать не могут. Их добычей становятся в основном молодняк и старые больные зайцы.
Основную опасность для ушастых зверюшек представляют ястребы, совы и филины. Совы и филины нападают на зайцев ночью, когда они кормятся на полях. Ночной полет этих хищников совершенно бесшумный, а удар с воздуха точный и стремительный. Редко зайцу удается спастись от крылатых хищников, упав на спину и отбиваясь задними сильными ногами.
Сегодня на территории ТиНАО, когда охотничьи угодья Московского общества охотников и рыболовов (МООиР) отошли к стлоице и всякая охота в этих лесных массивах была естественно запрещена, зайцев, а, следовательно, и лис тут развелось в большом количестве. Зайцы относятся к отряду крупных грызунов, поэтому считаются сельскохозяйственными вредителями. В основном они делают ночные набеги на дачные товарищества садоводов и огородников. Грызут, как правило, кору плодовых деревьев и кустарников. После чего деревца, в основном молодые саженцы погибают. Поэтому, уезжая на зиму в город садовые деревья нужно защищать от заячьих зубов. Хороший способ обмотать ствол на 120 см от корня мешковиной, которую можно смазать садовым варом. Или обернуть мелком металлическкой сеткой типа рабицы.
Однако, за последние 40-50 бет численность зайца беляка а нашей средней полосе резко сократилось. Например, учет зайца-беляка на 1975 год составлял 75 тысяч особей, а уже в 2018-м еле дотянул до семи тысяч. Это объясняется в первую очередь сокращением лесов, вырубкой кустарников и отчасти браконьерством. Сегодня заяц-беляк занесен в Красную Книгу. Зато более крупный русак, обитающий больше на открытых пространствах, чувствует себя в нашем Подмосковье превосходно, и популяция его продолжает расти год от года.
Летом зайцы питаются в основном травянистым кормом: одуванчик, клевер, мышиный горох, подорожник, на полях овес и горох. А вот зимой, зверям приходиться откапывать прошлогоднюю сухую траву из под толстого слоя снега и глодать осиновую кору.
Летом во многих охотхозяйствах егеря специально заготавливали для ушастых лесных и полевых жителей сено. Небольшие стожки ставили на краю полей, в небольших перелесках или на лесных полянках. Зимой зайцы очень любят поедать сено, которое в зимний период является их основным кормом. Но мне больше нравится угощать зайцев березовыми вениками, которые обычно заготавливаю 10 июня на Троицу. Если вязать березовые веники в это время, то они, высыхая, остаются зелеными, душистыми и не осыпаются даже на сильном ветру. Очень зайцы-побегайцы любят жевать сухие березовые веники. Они привыкают к этой кормовой площадке и часто, если вокруг достаточно пространства устраивают между собой салки-доголнялки. То ли они так греются на морозе, или просто оттачивают свои навыки быстро бегать и уворачиваться от хищников.
Особенно, интересно наблюдать за ушастыми в конце февраля в ночное время возле такого прикормочного стожка с сеном. В это время у зайцев начинается гон. Так называемые заячьи свадьбы. На одной такой поляне в морозную ясную лунную ночь могут собраться до дюжины и более длинноухих женихов и невест.
Самцы за обладание самкой устраивают настоящие кулачные бои. Встают друг против друга на задние лапы, а передними наносят удары по мордочкам и ушам. Самому сильному и проворному самцу достается сразу несколько самок. Поэтому кролиководы на 10-15 самок держат одного, двух самцов производителей.
Фото Андрея ФЕДОРОВА и из открытых источников.