Какие орудия использовали наши предки во время охоты ответ

Как охотился наш предок?

Наш предок охотился прежде всего — профессионально. В каменном веке охота была основным источником средств существования, тяжелым, изматывающим трудом с высокой степенью риска. Вероятно, мужчины были вынуждены около ста раз в год выходить на добычу — иначе племя осталось бы без еды. Чтобы успели подрасти дети, каждый взрослый должен был оставаться в строю в среднем не менее 15 лет и, значит, участвовать в тысячах охот.

Мог ли он в таких условиях позволить себе бороться один на один с крупным хищником, бизоном или хотя бы оленем? Вряд ли. Это было бы непростительной профессиональной безграмотностью, грубым нарушением «техники безопасности». Ведь любое ранение, нанесенное далеко не стерильными рогами, копытами или когтями, чревато самыми тяжелыми последствиями.

Охота по добыче мяса

Добыча мяса в каменном веке строилась по принципу материального производства: наибольший эффект при наименьших затратах сил и минимальном риске. Стихийно следуя этим требованиям, древний человек нащупал очень выгодную стратегию обеспечения себя пищей. 20—30 тыс. лет назад природные условия Европы сильно отличались от нынешних.

Север континента был покрыт гигантским ледниковым щитом, края которого достигали верховьев Днепра и Волги. Обширные европейские равнины были покрыты холодными, но обильными кормом степями, в которых отлично чувствовали себя стада крупных травоядных — древних лошадей, мамонтов, бизонов, оленей.

Специалистами установлено

Специалистами установлено, что в экологическом балансе этой суровой эпохи млекопитающим принадлежала гораздо большая роль, чем ныне. Стало быть, объектов для охоты было более чем достаточно, и наши предки умело использовали это обстоятельство.

Олени, загоняемые на охотников с луками. Поздний палеолит. Пещера Лос Кабальос, Испания.

Подойти незамеченным к табуну лошадей, пасущихся на открытой местности, очень трудно. Стоит им заметить что-то подозрительное — и табун как ветром сдуло. И вот сорвавшийся с места табун несется по степи, надеясь легко оставить позади своих медлительных двуногих преследователей. Но из травы выскакивают все новые и новые человеческие фигурки, кричащие и размахивающие руками.

Лошади резко сворачивают, но натыкаются на другую группу охотников. Еще поворот, потом еще и еще. Наконец, остается всего один путь к свободе, одна сулящая спасение брешь в цепи загонщиков. Обезумевшие животные устремляются в нее, а там — обрыв.

Во Франции есть небольшой городок Солютре

Это название хорошо известно археологам всего мира. Здесь у подножия известняковой кручи при проведении раскопок были обнаружены кости по меньшей мере 100 тыс. лошадей. Неподалеку найдена и стоянка первобытного человека, который на протяжении многих лет использовал этот уступ для организации загонных охот. Такие же находки сделаны в Чехословакии, Крыму, где наши предки загоняли на скалистые обрывы стада диких ослов, и во многих других местах.

Тактика массовых охот была разнообразной. Известный советский палеонтолог Н. К. Верещагин считает, что зверей загоняли в болота, на тонкий лед рек и озер, нападали на мигрирующие стада во время переправ. Многие из таких способов охоты наблюдались учеными у некоторых племен всего несколько десятилетий назад. Советскими археологами на плато Устюрт были найдены следы огромной системы загонных сооружений — аранов. Протяженность системы измеряется многими десятками километров, и ее фрагменты с высоты птичьего полета напоминают загадочные стреловидные знаки, указывающие куда-то в глубь пустыни.

Сходящиеся в виде стрел многокилометровые загоны ведут к специально выкопанным ямам, куда и падали мчавшиеся вдоль стен куланы и сайгаки. Дно этих ям было утыкано острыми кольями, и древним охотникам оставалось только добить попавших в западню животных и приступить к разделке туш. Возраст устюртских находок оценивается археологами не менее чем в 1200 лет. По сравнению с эпохой каменного века, о которой мы говорили (20—30 тыс. лет назад), это было совсем недавно.

Загонные охоты

Следовательно, загонные охоты практиковались на протяжении многих тысячелетий. Но не надо думать, что жизнь доисторического человека сводилась к неторопливому обходу заранее подготовленных ловушек и сбору «урожая». Нет, были и яростные схватки, и длительные голодовки, и изнурительные погони, и страшная гибель а когтях хищника.

Но в любые времена решающим аргументом в борьбе за существование для человека был интелект. И даже в каменном веке, думается мне, большим уважением среди соплеменников пользовался не тот, кто более ловко применял каменный топор или дальше метал копье, а тот, кто умел учесть направление ветра, состояние животных, удачно расставить загонщиков и вернуться к очагу с добычей и без потерь. Существует немало научных загадок, касающихся быта доисторических племен и, в частности, их охотничьих навыков. Например, возле г. Владимира в течение ряда лет изучается стоянка древнего человека Сунгирь. По распаду радиоактивных изотопов углерода ее возраст определен в 25 тыс. лет. На стоянке были обнаружены копья, сделанные из бивня мамонта.

Их длина достигает 2,4 м. Но у мамонта бивни круто изгибаются, найти прямолинейный отрезок кости длиной более нескольких десятков сантиметров просто невозможно. Значит, люди в те времена знали какие-то секреты работы со слоновой (мамонтовой) костью, умели ее разгибать. Современные костерезы таких секретов не знают.

Мамонты, вероятно, были для наших предков столь же привычным атрибутом внешнего мира, как для нас, скажем, автомобили. Черепа мамонтов заменяли фундамент при строительстве человеческих жилищ, их ребра играли роль перекрытий, шкуры шли на крышу. Орудия труда, строительный материал, пища, одежда, топливо (топили костями!) — все это человек добывал на охоте, эксплуатируя ресурсы приледниковой фауны.

Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты

Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.

В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.

Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.

Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:

Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди

Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey

Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники

Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Урок по окружающему миру на тему: «Хозяйственная деятельность наших предков»
материал по теме

Урок по окружающему миру

Скачать:

Вложение Размер
hozyaystvennaya_deyatelnost_nashih_predkov.doc 103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паненко Ирина Николаевна
Урок по окружающему миру на тему: «Хозяйственная деятельность наших предков»

Цель и задачи урока.
• Сформировать понимание того, какую хозяйственную деятельность вели наши предки;
• Установить связь между природой и занятиями наших предков;
• Дать представление об основных видах хозяйственной деятельности наших предков;
• Описать орудия труда и занятия наших предков;
• Развивать воображение, творческие способности, умение анализиро¬вать и делать выводы, проводить связь с жизнью, память, устную речь, логическое мышление;
• Способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к со-трудничеству для достижения общего положительного результата, развитию культуры общения в совместной работе.
• Воспитать интерес к истории России, уважительное отношение к наши предкам, чувство гордости за свой родной край..
Оборудование:
Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) О.Т. Поглазова «Окру¬жающий мир» часть 2, кроссворд, тест по итогу урока, экран, мультиме¬дийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока

1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Вы уже знаете, что жизнь наших предков изучает наука исто-рия. Покровительница науки истории богиня Клио обращается к вам со словами:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ ЗА ВАШИМИ УСПЕХАМИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА! МЕНЯ РАДУЕТ ВАША ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЯМ ВАШИХ ПРЕДКОВ. НАДЕЮСЬ, ЧТО В ДОРОГЕ НАМ УДАСТСЯ РАСКРЫТЬ МНОГО ТАЙН И ЗАГАДОК.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! БОГИНЯ КЛИО.

Тема нашего урока «Хозяйственная деятельность в жизни наших пред¬ков»
— Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (дети сами говорят о целях урока).
— Какие цели перед собой поставите?

Ребята! В далекие времена былинных русских богатырей Ильи Му-ромца Добрыни Никитича и Алеши Поповича, жили на нашей земле сла¬вяне.
Славяне являлись предками русского народа, которые полторы тысячи лет назад, заселились на больших лесных равнинах по берегам рек и озер. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Представьте, что вы попали в далекое прошлое… Темной лентой вьется река, длинные ветви деревьев низко зависли над водой. Посмотрите над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слы¬шен людской говор, подойдем поближе. На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилище славян.
(Показ картины славянского поселка)

Занятия славян.
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян.
— Посмотрите на картину, и определите какие виды деятельности были у наших предков?
— Чем они занимались?

Охота Рыболовство Собирательство Бортничество
Охота. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оле¬ней, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких жи¬вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя¬ным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи – кожаные ремни для метания камней. При помощи различных сил¬ков (так называли специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Охота давала не только допол¬нительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со¬боля служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».
— Какой бы я была богатой если бы жида в древние времена.
Игра «Охотники»
(по классу развешаны картинки животных, дети должны выбрать тех животных, на которых наши предки охотились).
Рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Служили они и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам и маленькие рыбачьи лодки-долбленки. А зимой они превращались в гладкие ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гар¬пун (специальное метательное орудие), а позже сплетённые неводы – сети, неводы и ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев. Рыбу ловили: щуку, сома, ерша, налима, плотву, осетра, белугу, стерлядь. Ее жарили, варили, сушили.
Собирательство. Лес был надежным кормильцем. Собирательство ди¬ких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. За¬нимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, ди¬кую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.
Игра “Лесная аптека»
Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Представьте что вы древ¬ние славяне. В те времена аптек не было. Где же взять лекарство?
• Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Ответ: приложить лист подорожника.
• Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество.
• Какая ягода заменит лимон?
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).
• Представьте что простудились. Какие лесные ягоды вам могут по-мочь?
Ответ: малина, черная смородина, шиповник, они богаты витаминов А,B и C, которые помогают бороться с простудой.
Бортничество. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собира¬тельство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть — “дуплистое дерево”, в котором селится пчелиный рой). Борт¬ничать – значит, добывать мед и воск диких пчел. Бортничеством занима¬лась каждая семья. Чтобы собрать душистый, сладкий мед, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится медом. Бортничество, то есть лесное пче¬ловодство, было раньше у славян очень важным промыслом. Пока не было сахара, его прекрасно заменял мед. Мед хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Шло время и основными занятиями наших предков стали земледелие и скотоводство. Наши предки хотели меньше зависеть от капризов природы. Убивая на охоте взрослое животное, они приносили детенышей домой. Так детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы — звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу
Земледелие. Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой выру¬бали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с зем¬лёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы за¬крыть семена землёй, поле обрабатывали бороной — суковаткой, так назы¬вали большую ветвь из дерева с обрубленными не до конца сучьями). Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок, лук. Важными сельскохозяйственными культу¬рами были лен и конопля. Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт пи¬тания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:
Хлеб — всему голова.
Не пролил семи потов — вот хлеб и не готов.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Хлеб батюшка, вода матушка
Баловством хлеб не добудешь

— Как вы понимаете эти пословицы?
Игра “Бюро погоды”
Славяне были наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по следующим признакам. Найти пару противополож¬ных явлений природы.
Признаки ухудшения погоды:
• Пчелы сидят в ульях и громко гудят.
• Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
• Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
• Рыба не клюет – она сыта.
Признаки хорошей погоды:
• Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
• Раскрыты цветы кувшинки.
• Паук усиленно плетет сети.
• Голуби разворковались.
В ходе хозяйственной деятельности наших предков шел процесс от-деления ремесла от земледелия. Успешно развивались ремесла: кузнеч-ное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь. Шкуры зверей обрабатывали костяным ножом или камнем с острым краем. Шерсть мяли и валяли, превращая в теплый мягкий войлок. Скру¬чивали деревянным веретеном, получая пряжу. Из нее деревянными спи¬цами вязали шерстяные вещи.
Из стеблей трав шили легкую одежду. Стебли дикого льна, конопли, крапивы мочили, сушили, мяли, трепали и чесали, чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно. Выбеливали его под солнеч¬ными лучами.

Давайте посмотрим картинку на станице 109-110 (ремесла).

Посуду изготавливали из дерева и глины. Деревянную посуду изготав¬ливали мастера-древоделы очень искусно. Древнейшее ремесло — гончар¬ное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.
С незапамятных времён дерево на Руси было самым любимым мате-риалом, так как вокруг было большое количество леса. Вместо времен-ных тесных землянок славяне рубили тёплые, надёжные избы, сараи, по¬мещения для скотины. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая брёвна одно на другое. Постепенно мастера научились строить не просто избы, а красивые терема.
Очень бережно наши предки относились к огню. Давайте прочитаем об этом в учебнике нас странице 109
Из всего этого можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но и научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь раньше воздух и все про¬дукты были экологическими чистыми. Поэтому в наше время очень остро стоит экологический вопрос.

Игра “С какими занятиями славян связаны эти загадки?”

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (п_____) (бортничество)
Среди двора стоит копна:
Спереди — вилы ,сзади — метла. (К____, Б_____) (скотоводство)
Сначала дерево свалили,
Потом его нутро долбили,
Потом лопатами снабдили и
По реке гулять пустили ( Л_________) (рыболовство, торговля, корабле¬строение)
Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Он в берлоге до весны
Тихо спит и видит сны. (М________) (охота)
Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю —
Людям добром плачу (x_______) (земледелие)
Он дыряв со всех сторон,
Даже если новый он.
Ловят рыбу им в реке,
И в пруду, и в озерке (н_______) (рыболовство)
На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки — собираем огоньки
Цветик — невеличка, будет . . . (з_______) (собирательство)

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей ра¬боты. Кто-то охотился, кто — то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались и орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы назы¬ваем профессиями, дошли до xxi века. Труд был всегда уважаем.

Занятия славян.
Земледелие Скотоводство

Охота Рыболовство Собирательство Бортничество

Наш Ставропольский край является житницей нашей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур. За 2006 год хлеборобы нашего края собрали более 6 млн. тонн зерна. Ставрополь¬ское зерно остается самым лучшим в Россию. Очень развито скотовод¬ство, рыболовство и растениеводство. На территории края имеются бога¬тые фруктовые сады и виноградники.

Работа в печатной тетради стр. 39 задание № 5,6,7.
Работа в учебнике стр. 110.

Для закрепления материала мы проведем тестовое задание.

Выбери правильный ответ и обведи в кружок.
А) Славяне жили:
1. В пустыне, в засушливых районах.
2. По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.
3. Высоко в горах, в горной местности.
Б) Для работы славяне использовали:
1. Борону-суковатку.
2. Лопату.
3. Комбайн.
В) Что такое бортничество?
1. Изготовление бочек из дерева.
2. Выдалбливание лодок из дерева
3. Собирание меда диких пчел.
В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

1. Ружье
2. Лук со стрелами
3. Сабля.

Г) Что у славян первоначально применялось вместо денег?

1. Шкуры пушных зверей
2. Изделия из металла
3. Продукты питания.

Взаимопроверка тестов в парах.

Проверка на экране.

Ребята! Какую цель вы поставили в начале урока?
Кто считает, что достиг цели?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам было интересно?
Что вас удивило?
Что можете рассказать своим сверстникам о наших предках?

Паненко Ирина Николаевна
Урок по окружающему миру на тему: «Хозяйственная деятельность наших предков»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Вы уже знаете, что жизнь наших предков изучает наука исто¬рия. Покровительница науки истории богиня Клио обращается к вам со словами:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ ЗА ВАШИМИ УСПЕХАМИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА! МЕНЯ РАДУЕТ ВАША ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЯМ ВАШИХ ПРЕДКОВ. НАДЕЮСЬ, ЧТО В ДОРОГЕ НАМ УДАСТСЯ РАСКРЫТЬ МНОГО ТАЙН И ЗАГАДОК.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! БОГИНЯ КЛИО.
Тема нашего урока «Хозяйственная деятельность в жизни наших пред¬ков»
— Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (дети сами говорят о целях урока).
— Какие цели перед собой поставите?
Ребята! В далекие времена былинных русских богатырей Ильи Му¬ромца Добрыни Никитича и Алеши Поповича, жили на нашей земле сла¬вяне.
Славяне являлись предками русского народа, которые полторы тысячи лет назад, заселились на больших лесных равнинах по берегам рек и озер.
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Представьте, что вы попали в далекое прошлое…
Темной лентой вьется река, длинные ветви деревьев низко зависли над водой. Посмотрите над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слы¬шен людской говор, подойдем поближе.
На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилище славян.
Занятия славян.
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян.
— Посмотрите на картину, и определите какие виды деятельности были у наших предков?
— Чем они занимались?
Охота. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оле¬ней, лосей, кабанов, соболей, куниц.
Охотились наши предки на диких жи¬вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя¬ным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи – кожаные ремни для метания камней. При помощи различных сил¬ков (так называли специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Охота давала не только допол-нительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со¬боля служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».
— Какой бы я была богатой если бы жида в древние времена.
Игра «Охотники»
Рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Служили они и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам и маленькие рыбачьи лодки-долбленки. А зимой они превращались в гладкие ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гар¬пун (специальное метательное орудие),
а позже сплетённые неводы – сети, неводы и ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев. Рыбу ловили: щуку, сома, ерша, налима, плотву, осетра, белугу, стерлядь. Ее жарили, варили, сушили.
Собирательство. Лес был надежным кормильцем. Собирательство ди¬ких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. За¬нимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, ди¬кую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

Игра “Лесная аптека»
Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Представьте что вы древ¬ние славяне. В те времена аптек не было. Где же взять лекарство?
• Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Ответ: приложить лист подорожника.

• Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество.

• Какая ягода заменит лимон?
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).

• Представьте что простудились. Какие лесные ягоды вам могут по¬мочь?
Ответ: малина, черная смородина, шиповник, они богаты витаминов А, B и C, которые помогают бороться с простудой.

Бортничество. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собира¬тельство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть — “дуплистое дерево”, в котором селится пчелиный рой). Борт¬ничать – значит, добывать мед и воск диких пчел. Бортничеством занима¬лась каждая семья. Чтобы собрать душистый, сладкий мед, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится медом. Бортничество, то есть лесное пче¬ловодство, было раньше у славян очень важным промыслом. Пока не было сахара, его прекрасно заменял мед. Мед хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Шло время и основными занятиями наших предков стали земледелие и скотоводство. Наши предки хотели меньше зависеть от капризов природы. Убивая на охоте взрослое животное, они приносили детенышей домой. Так детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы — звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу
Земледелие. Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой выру¬бали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с зем¬лёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы за¬крыть семена землёй, поле обрабатывали бороной — суковаткой, так назы¬вали большую ветвь из дерева с обрубленными не до конца сучьями). Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок, лук. Важными сельскохозяйственными культу¬рами были лен и конопля. Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт пи¬тания.
Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:
— Как вы понимаете эти пословицы?

Игра “Бюро погоды”
В ходе хозяйственной деятельности наших предков шел процесс от¬деления ремесла от земледелия. Успешно развивались ремесла: кузнеч¬ное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь. Шкуры зверей обрабатывали костяным ножом или камнем с острым краем. Шерсть мяли и валяли, превращая в теплый мягкий войлок. Скру¬чивали деревянным веретеном, получая пряжу. Из нее деревянными спи¬цами вязали шерстяные вещи.
Из стеблей трав шили легкую одежду. Стебли дикого льна, конопли, крапивы мочили, сушили, мяли, трепали и чесали, чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно. Выбеливали его под солнеч¬ными лучами.
Давайте посмотрим картинку на станице 109-110 (ремесла).
Посуду изготавливали из дерева и глины. Деревянную посуду изготав¬ливали мастера-древоделы очень искусно. Древнейшее ремесло — гончар¬ное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.
Очень бережно наши предки относились к огню. Давайте прочитаем об этом в учебнике нас странице 109
Из всего этого можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но и научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь раньше воздух и все про¬дукты были экологическими чистыми. Поэтому в наше время очень остро стоит экологический вопрос.
Игра “С какими занятиями славян связаны эти загадки?”

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (п_____) (бортничество)
Среди двора стоит копна:
Спереди — вилы ,сзади — метла. (К____, Б_____) (скотоводство)

Сначала дерево свалили,
Потом его нутро долбили,
Потом лопатами снабдили и
По реке гулять пустили ( Л_________) (рыболовство, торговля, корабле¬строение)

Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Он в берлоге до весны
Тихо спит и видит сны. (М________) (охота)

Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю —
Людям добром плачу (x_______) (земледелие)

Он дыряв со всех сторон,
Даже если новый он.
Ловят рыбу им в реке,
И в пруду, и в озерке (н_______) (рыболовство)
На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки — собираем огоньки
Цветик — невеличка, будет . . . (з_______) (собирательство)

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей ра-боты. Кто-то охотился, кто — то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались и орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы назы-ваем профессиями, дошли до xxi века. Труд был всегда уважаем.
Занятия славян.
Земледелие Скотоводство
Охота Рыболовство Собирательство Бортничество
Работа в печатной тетради стр. 39 задание № 5,6,7.

Наш Ставропольский край является житницей нашей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур. За 2006 год хлеборобы нашего края собрали более 6 млн. тонн зерна. Ставрополь¬ское зерно остается самым лучшим в Россию. Очень развито скотовод¬ство, рыболовство и растениеводство. На территории края имеются бога¬тые фруктовые сады и виноградники.
Для закрепления материала мы проведем тестовое задание.
Взаимопроверка тестов в парах.

Проверка на экране.

Ребята! Какую цель вы поставили в начале урока?
Кто считает, что достиг цели?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам было интересно?
Что вас удивило?
Что можете рассказать своим сверстникам о наших предках?

Паненко Ирина Николаевна
Урок по окружающему миру на тему: «Хозяйственная деятельность наших предков»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Вы уже знаете, что жизнь наших предков изучает наука исто¬рия. Покровительница науки истории богиня Клио обращается к вам со словами:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ ЗА ВАШИМИ УСПЕХАМИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА! МЕНЯ РАДУЕТ ВАША ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЯМ ВАШИХ ПРЕДКОВ. НАДЕЮСЬ, ЧТО В ДОРОГЕ НАМ УДАСТСЯ РАСКРЫТЬ МНОГО ТАЙН И ЗАГАДОК.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! БОГИНЯ КЛИО.
Тема нашего урока «Хозяйственная деятельность в жизни наших пред¬ков»
— Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (дети сами говорят о целях урока).
— Какие цели перед собой поставите?
Ребята! В далекие времена былинных русских богатырей Ильи Му¬ромца Добрыни Никитича и Алеши Поповича, жили на нашей земле сла¬вяне.
Славяне являлись предками русского народа, которые полторы тысячи лет назад, заселились на больших лесных равнинах по берегам рек и озер.
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Представьте, что вы попали в далекое прошлое…
Темной лентой вьется река, длинные ветви деревьев низко зависли над водой. Посмотрите над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слы¬шен людской говор, подойдем поближе.
На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилище славян.
Занятия славян.
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян.
— Посмотрите на картину, и определите какие виды деятельности были у наших предков?
— Чем они занимались?
Охота. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оле¬ней, лосей, кабанов, соболей, куниц.
Охотились наши предки на диких жи¬вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя¬ным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи – кожаные ремни для метания камней. При помощи различных сил¬ков (так называли специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Охота давала не только допол-нительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со¬боля служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».
— Какой бы я была богатой если бы жида в древние времена.
Игра «Охотники»
Рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Служили они и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам и маленькие рыбачьи лодки-долбленки. А зимой они превращались в гладкие ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гар¬пун (специальное метательное орудие),
а позже сплетённые неводы – сети, неводы и ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев. Рыбу ловили: щуку, сома, ерша, налима, плотву, осетра, белугу, стерлядь. Ее жарили, варили, сушили.
Собирательство. Лес был надежным кормильцем. Собирательство ди¬ких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. За¬нимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, ди¬кую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

Игра “Лесная аптека»
Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Представьте что вы древ¬ние славяне. В те времена аптек не было. Где же взять лекарство?
• Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Ответ: приложить лист подорожника.

• Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество.

• Какая ягода заменит лимон?
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).

• Представьте что простудились. Какие лесные ягоды вам могут по¬мочь?
Ответ: малина, черная смородина, шиповник, они богаты витаминов А, B и C, которые помогают бороться с простудой.

Бортничество. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собира¬тельство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть — “дуплистое дерево”, в котором селится пчелиный рой). Борт¬ничать – значит, добывать мед и воск диких пчел. Бортничеством занима¬лась каждая семья. Чтобы собрать душистый, сладкий мед, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится медом. Бортничество, то есть лесное пче¬ловодство, было раньше у славян очень важным промыслом. Пока не было сахара, его прекрасно заменял мед. Мед хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Шло время и основными занятиями наших предков стали земледелие и скотоводство. Наши предки хотели меньше зависеть от капризов природы. Убивая на охоте взрослое животное, они приносили детенышей домой. Так детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы — звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу
Земледелие. Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой выру¬бали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с зем¬лёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы за¬крыть семена землёй, поле обрабатывали бороной — суковаткой, так назы¬вали большую ветвь из дерева с обрубленными не до конца сучьями). Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок, лук. Важными сельскохозяйственными культу¬рами были лен и конопля. Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт пи¬тания.
Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:
— Как вы понимаете эти пословицы?

Игра “Бюро погоды”
В ходе хозяйственной деятельности наших предков шел процесс от¬деления ремесла от земледелия. Успешно развивались ремесла: кузнеч¬ное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь. Шкуры зверей обрабатывали костяным ножом или камнем с острым краем. Шерсть мяли и валяли, превращая в теплый мягкий войлок. Скру¬чивали деревянным веретеном, получая пряжу. Из нее деревянными спи¬цами вязали шерстяные вещи.
Из стеблей трав шили легкую одежду. Стебли дикого льна, конопли, крапивы мочили, сушили, мяли, трепали и чесали, чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно. Выбеливали его под солнеч¬ными лучами.
Давайте посмотрим картинку на станице 109-110 (ремесла).
Посуду изготавливали из дерева и глины. Деревянную посуду изготав¬ливали мастера-древоделы очень искусно. Древнейшее ремесло — гончар¬ное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.
Очень бережно наши предки относились к огню. Давайте прочитаем об этом в учебнике нас странице 109
Из всего этого можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но и научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь раньше воздух и все про¬дукты были экологическими чистыми. Поэтому в наше время очень остро стоит экологический вопрос.
Игра “С какими занятиями славян связаны эти загадки?”

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (п_____) (бортничество)
Среди двора стоит копна:
Спереди — вилы ,сзади — метла. (К____, Б_____) (скотоводство)

Сначала дерево свалили,
Потом его нутро долбили,
Потом лопатами снабдили и
По реке гулять пустили ( Л_________) (рыболовство, торговля, корабле¬строение)

Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Он в берлоге до весны
Тихо спит и видит сны. (М________) (охота)

Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю —
Людям добром плачу (x_______) (земледелие)

Он дыряв со всех сторон,
Даже если новый он.
Ловят рыбу им в реке,
И в пруду, и в озерке (н_______) (рыболовство)
На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки — собираем огоньки
Цветик — невеличка, будет . . . (з_______) (собирательство)

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей ра-боты. Кто-то охотился, кто — то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались и орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы назы-ваем профессиями, дошли до xxi века. Труд был всегда уважаем.
Занятия славян.
Земледелие Скотоводство
Охота Рыболовство Собирательство Бортничество
Работа в печатной тетради стр. 39 задание № 5,6,7.

Наш Ставропольский край является житницей нашей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур. За 2006 год хлеборобы нашего края собрали более 6 млн. тонн зерна. Ставрополь¬ское зерно остается самым лучшим в Россию. Очень развито скотовод¬ство, рыболовство и растениеводство. На территории края имеются бога¬тые фруктовые сады и виноградники.
Для закрепления материала мы проведем тестовое задание.
Взаимопроверка тестов в парах.

Проверка на экране.

Ребята! Какую цель вы поставили в начале урока?
Кто считает, что достиг цели?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам было интересно?
Что вас удивило?
Что можете рассказать своим сверстникам о наших предках?

Читайте также:  Ружья для охоты 12 калибра многозарядные
Оцените статью
Adblock
detector