4 класс первое полугодие Примерное планирование проверочных и контрольных работ
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Это известно всем охотникам, как трудно выучить собаку не гоняться за зверями, кошками и зайцами, разыскивать только птицу.
Однажды во время моего урока Ромке мы вышли на полянку. На ту же полянку вышел тигровый кот. Ромка был с левой руки от меня, а кот — с правой, и так произошла эта ужасная встреча. В одно мгновенье кот обернулся, пустился наутёк, а за ним ринулся Ромка. Я не успел ни свистнуть, ни крикнуть «тубо» («нельзя»).
Вокруг на большом пространстве не было ни одного дерева, на которое кот мог бы взобраться и спастись от собаки, — кусты и полянки без конца. Я иду медленно, как черепаха, разбирая следы Ромкиных лап на влажной земле, на грязи, по краям луж и на песке ручьёв. Много перешёл я полянок, мокрых и сухих, перебрёл два ручейка, два болотца, и наконец вдруг всё открылось: Ромка стоит на поляне неподвижный, с налитыми кровью глазами; против него, очень близко, тигровый кот; спина горбатым деревенским пирогом, хвост медленно поднимается и опускается. Нетрудно мне было догадаться, о чём они думали. Тигровый кот говорит:
— Ты, конечно, можешь на меня броситься, но помни, собака, за меня тигры стоят! Попробуй-ка, сунься, пёс, и я дам тебе тигра в глаза.
Ромку же я понимал так:
— Знаю, мышатница, что ты дашь мне тигра в глаза, а всё-таки я тебя разорву пополам! Вот только позволь мне ещё немного подумать, как лучше бы взять тебя.
Думал и я: «Ежели мне к ним подойти, кот пустится наутёк, за ним пустится и Ромка. Если попробовать Ромку позвать. »
Долго раздумывать, однако, было некогда. Я решил начать усмирение зверей с разговора по-хорошему. Самым нежным голосом, как дома в комнате во время нашей игры, я назвал Ромку по имени и отчеству:
Он покосился. Кот завыл. Тогда я крикнул твёрже:
Ромка оробел и сильней покосился. Кот сильнее провыл.
Я воспользовался моментом, когда Ромка покосился, успел поднять руку над своей головой и так сделал, будто рублю головы и ему и коту. Увидев это, Ромка подался назад, а кот, полагая, будто Ромка струсил, и втайне, конечно, радуясь этому, провыл с переливом обыкновенную котовую победную песню. Это задело самолюбие Ромки. Он, пятясь задом, вдруг остановился и посмотрел на меня, спрашивая:
Тогда я ещё раз рукой в воздухе отрубил ему голову и во всё горло выкрикнул бесповоротное своё решение:
Он подался ещё к кустам, обходом явился ко мне. Так я сломил дикую волю собаки. А кот убежал.
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр этого произведения.
2. Почему автор так озаглавил свою историю?
□ потому что не любил кошек
□ потому что собака была охотничья
□ потому что кот и собака могли подраться
□ потому что охотничья собака была ещё не обучена
3. Где происходила описанная история?
4. Когда происходили описанные события?
□ однажды во время урока
5. Какая самая трудная задача у охотника? Найди ответ в тексте и запиши .
6. Почему волновался автор?
□ потому что кот пустился наутёк
□ потому что не было деревьев вокруг
□ потому что вокруг были кусты и полянки
□ потому что за котом ринулся Ромка
7. Восстанови план рассказа. Поставь цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 — начало истории.
□ «Разговор» между котом и собакой.
□ Встреча с котом.
□ Урок на полянке.
□ Поединок собаки и кота.
□ Грозная команда хозяина.
8. Почему кот с собакой не подрались?
□ потому что они боялись друг друга
□ потому что мешали кусты
□ потому что их усмирил хозяин
□ потому что они устали
9. Какое предложение помогает понять главную мысль?
□ Попробуй-ка, сунься, пёс, и я дам тебе тигра в глаза.
□ Если попробовать Ромку позвать.
□ Так я сломил дикую волю собаки.
□ А всё-таки я тебя разорву пополам!
10. Как ты понимаешь слова «дам тебе тигра в глаза»? Запиши.
В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зелёные ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.
Это королёк — самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.
За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.
В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царём того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:
Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царём птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.
Диву даёшься, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять-шесть граммов весом, переносит суровые холода. Мало того, она даже поёт при сорокаградусном морозе.
Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.
Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королёк уничтожает до четырёх миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке — от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.
Королёк очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. Какую птичку называют дальневосточной колибри?
2. Какой вес у королька?
□ десять — пятнадцать граммов
□ двадцать пять граммов
3. Как описан внешний вид королька? Найди ответ в тексте и запиши.
4. Какая легенда ходит в народе о корольке?
□ как королёк летает
□ как королёк поёт
□ как королёк перехитрил орла
5. В каких лесах живут корольки?
6. При каком морозе поёт королёк?
□ при небольшом морозе
□ при сильном морозе
□ при десятиградусном морозе
□ при сорокаградусном морозе
7. Чем питаются дальневосточные колибри?
8. Какую пользу лесам приносят корольки? Найди ответ в тексте. Запиши .
9. Где гнездятся корольки?
□ на высоких елях
10. Найди в тексте описание гнезда королька. Запиши
11. Сколько яиц откладывает королёк?
□ шесть — восемь яиц
12. Какого цвета яйца королька? Найди ответ в тексте Запиши.
13. Какой это рассказ?
14. Как королёк чувствует себя в неволе?
□ неволю переносит легко
□ не может жить в неволе
15. Какой факт из рассказа тебя удивил? Запиши.
Текущая проверка выразительности чтения
Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой, неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Всё моросит, моросит.
Жнивы, деревья и стены
В мокрых сетях полутьмы
Словно бы ждут перемены —
Чистой, веселой зимы!
Подготовь выразительное чтение
1. Прочитай, определи тон и темп чтения.
2. Укажи паузы и логические ударения.
3. Определи задачу чтения.
4. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени своё чтение.
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что
в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Подготовь выразительное чтение
1. Прочитай и определи задачу чтения.
2. Определи тон и темп чтения.
3. Укажи паузы и логические ударения.
4. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
И лаю твоего совсем не примечает».
«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
„Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»»
Подготовь выразительное чтение
1. Прочитай, определи тон и темп чтения слов автора и героев басни.
2. Укажи паузы и логические ударения.
3. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени своё чтение.
Литературное чтение
Работа с текстом произведения (смысловое чтение).
Внимание, участники интеллектуального марафона! Просим Вас внимательно вчитываться в задания, понимать учебную задачу и находить решение. Не забывайте о самопроверке и самооценке!
Прочитайте произведение. Выполните задания к тексту.
Это известно всем охотникам, как трудно выучить собаку не гоняться за зверями, кошками и зайцами, разыскивать только птицу.
Однажды во время моего урока Ромке мы вышли на полянку. На ту же полянку вышел тигровый кот. Ромка был с левой руки от меня, а кот – с правой, и так произошла эта ужасная встреча. В одно мгновенье кот обернулся, пустился наутек, а за ним ринулся Ромка. Я не успел ни свиснуть, ни крикнуть «тубу» («нельзя»).
Вокруг на большом пространстве не было ни одного дерева, на которое кот мог бы взобраться и спастись от собаки, — кусты и полянки без конца. Я иду медленно, как черепаха, разбирая следы Ромкиных лап на влажной земле, на грязи, по краям луж и на песке ручьев. Много перешел я полянок, мокрых и сухих, перебрел два ручейка, два болотца, и наконец вдруг все открылось: Ромка стоит на поляне неподвижный, с налитыми кровью глазами; против него, очень близко, тигровый кот; спина горбатым деревенским пирогом, хвост медленно поднимается и опускается. Нетрудно мне было догадаться, о чем они думали. Тигровый кот говорит:
— Ты, конечно, можешь на меня броситься, но помни, собака, за меня тигры стоят! Попробуй-ка, сунься, пес, и я дам тебе тигра в глаза.
Ромку же я понимал так:
— Знаю, мышатница, что ты дашь мне тигра в глаза, а все-таки я тебя разорву пополам! Вот только позволь мне еще немного подумать, как лучше бы взять тебя.
Думал и я: «Ежели мне к ним подойти, кот пустится наутек, за ним пустится и Ромка. Если попробовать Ромку позвать…».
Долго раздумывать, однако, было некогда. Я решил начать усмирение зверей с разговора по-хорошему. Самым нежным голосом, как дома в комнате во время нашей игры, я назвал Ромку по имени и отчеству:
Он покосился. Кот завыл. Тогда я крикнул тверже:
Ромка оробел и сильней покосился. Кот сильнее провыл.
Я воспользовался моментом, когда Ромка покосился, успел поднять руку над своей головой и так сделал, будто рублю головы и ему и коту… Увидев это, Ромка подался назад, а кот, полагая, будто Ромка струсил, и втайне, конечно, радуясь этому, провыл с переливом обыкновенную котовую победную песню. Это задело самолюбие Ромки. Он, пятясь задом, вдруг остановился и посмотрел на меня, спрашивая:
Тогда я еще раз рукой в воздухе отрубил ему голову и во все горло выкрикнул бесповоротное свое решение:
Он подался еще к кустам, обходом явился ко мне. Так я сломил дикую волю собаки. А кот убежал.
Заполните таблицу.
Объясните заголовок. Допишите предложение.
Заголовок «Ужасная встреча» говорит о том, что_
Когда происходили описанные события? Отметьте ответ.
□ однажды во время урока
Какая самая трудная задача у охотника? Найдите ответ в тексте и запишите.
Найдите описание кота. Подчеркните.
Восстановите план рассказа. Поставьте цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 – начало истории.
□ «Разговор» между котом и собакой
□ Встреча с котом
Урок на полянке
□ Поединок собаки и кота
□ Грозная команда хозяина
В каких предложениях встречаются обращения? Подчеркните.
Что такое обращение? Запишите.
Уровень начитанности и читательской компетентности
Внимание! При выполнении заданий нельзя пользоваться никакими учебными пособиями.
Запишите две пословицы.
Александр Сергеевич Пушкин – поэт, а Иван Иванович Хемницер –
Заполните схему «Фамилии русских писателей».
Подчеркните заголовок произведения. Найдите и подчеркните в тексте сравнения.
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
Запишите название произведения.
Прочитайте. Подчеркните обращение в тексте стихотворения.
Родного неба милый свет,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменът?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Объясните выделенные слова.
19. Из какого произведения этот отрывок? Запишите полный ответ.