Какая горелка хорошая для зимней рыбалке

Выбор газа и горелок для зимы

Выбор газа и горелок для зимы

Вы, наверное, сморщитесь, если я скажу, что походная романтика строится на физических процессах. И если летом о них можно не задумываться и всецело придаться любованию закатом под ровное шуршание горелки, то зимой придётся с ними считаться, иначе рискуете остаться голодным. А какая романтика на голодный желудок?

Газовая горелка работает на газе, кэп, но внутри газового баллона находится жидкость: газ при давлении переходит в это состоянии. Открывая клапан горелки, мы понижаем давление в баллоне, жидкость начинает переходить обратно в газ. Его мы и поджигаем. На эти процессы непосредственно влияет температура. Логично, что если температура жидкости меньше температуры кипения, то жидкость испаряться не будет, соответственно, газ не будет выходить из горелки, или же выходить очень плохо – «плеваться».

Температура – решающий фактор для работы горелки зимой!

Выбор газовой смеси

Оказывается, в газовые баллоны закачивают определённый газ, точнее — газовые смеси, которые имеют свои точки кипения. Это: бутан -0,5°C, изо-бутан -12°C, и пропан -42°C. Теперь всё стало на свои места! Если вы пойдёте на лыжах на баллоне с чистым бутаном, у которого температура кипения всего на пол градуса ниже нуля, то вам будет ой как сложно заставить его испариться, если баллон в течении дня побыл на январском морозе. Летом проблем не было, но зимой вы можете очень сильно удивиться, почему горелка не хочет работать. Вот и разобрались!

Для зимних походов нужно выбирать газовые смеси с минимальным количеством бутана в смеси, и высоким процентом пропана и изо-бутана.

Многие производители горелок выпускают газовые баллоны, которые даже специально маркируют названиями вроде Winter Gas или 4-season, all-season, в составе которых содержание бутана сведено к минимуму.

Читайте также:  Фидер до 1500 руб

Почему же просто не заправлять баллоны одним пропаном, спросите вы? Причин несколько:

  • Компактные тонкие баллоны для горелок просто не выдержат давления пропана в случае повышения температуры летом, или, например, в тёплой палатке. Видели самодельные переходники для заправки использованных баллонов для горелок? Я видел и не стал бы этого это делать, живо представляя, как баллон разрывается, палатка заполняется газовой смесью, тут же воспламеняясь от горелки.
  • Летом газовые смеси для зимы быстрее испаряются, увеличивается их расход, значит баллон закончится быстрее.
  • Зимние смеси стоят дороже (из-за пропана) и нет смысла жечь их в летний период.

7 лучших туристических горелок

Обойдемся и без костра

Потрескивающие в огне ветки, бурлящий в котелке шулюм… Красота ведь, не так ли? Но не всегда в походе, на охоте или рыбалке можно воспользоваться костром, да и не везде разведение огня приветствуется. В горах, в степи и тем более в тундре (не только же в ближайший лесок ходить на походы выходного дня?) набрать топлива для хорошего костра не особо получится. Что делать? Заранее положить в рюкзак походную горелку, газовую или бензиновую – и на ней можно вскипятить воду или сварить обед ничуть не хуже, хотя и «без души». Запретили разведение костров из-за лесных пожаров? Теперь мы из-за этого поход откладывать не будем, да и рыбалку с ночевкой не пропустим.

О том, какого именно типа горелку выбрать, мы традиционно расскажем в заключении, а сейчас же приступим к «самому вкусному» — разберемся с тем, что у нас продается в магазинах.

Рейтинг лучших туристических горелок

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие бензиновые туристические горелки 1 Optimus Nova+ 9.9 / 10 16 260
2 Coleman Feather 442-700E 9.8 / 10 11 340
3 ЗУБР 68200 9.6 / 10 4 890
Лучшие газовые туристические горелки 1 KOVEA KGB-1608 Camp1+ 9.7 / 10 6 500
2 Coleman PowerPack Propane Stove 9.6 / 10 6 040
3 Primus Mimer Stove 9.5 / 10 2 300
4 TOURIST Krab TM-300 9.2 / 10 730

Лучшие бензиновые туристические горелки

Optimus Nova+

Старая шведская фирма нас традиционно не расстраивает (ну, если не смотреть на ценник, конечно) – знаменитая экспедиционная горелка Nova удобна, мощна (2,85 кВт), надежна и способна работать от любого топлива: даже от авиационного керосина и солярки. Нет, правда, производитель прямо об этом пишет. Хитрость – в отсутствии испарителя как такового, то есть и забиться нагаром от низкокачественного топлива он просто физически не может. А если забьется форсунка – то ее можно прочистить, даже не прерывая готовку, просто открываете огонь на максимум и магнитом, встроенным в комплектный мультитул, двигаете иглу внутри форсунки.

В отличие от хорошо известной Nova, Nova+ теперь регулируется краном у самого выносного резервуара, а не регулятором на горелке. Это однозначно удобнее, хотя горелка и без того была максимально близка к идеалу. Если Вы используете дополнительную ветрозащиту – никаких затруднений с регулировкой не возникнет, ведь доступу к регулятору ничто не помешает. Сама горелка стала компактнее и легче, пусть и не намного.

Комплектация тоже на зависть – помимо самой горелки, есть не только набор запчастей и мультитул для обслуживания, а даже тюбик со смазкой для насоса. Все это разложено по кармашкам фирменного чехла. Крепление шланга к топливному баку – быстросъем, винтить туда-сюда резьбу не придется.

К сожалению, некоторые интернет-магазины указывают, что она может работать и на газе, хотя это совсем не так: очевидно, кто-то криво переводит white gas из инструкции. Это, естественно, вовсе не газ, а чистый прямогонный бензин (gas – сокращение от gasoline) без присадок, который используется как растворитель и как раз как горючее для горелок – некий англоязычный аналог нашей «Калоши». Учтите этот момент при выборе, чтобы потом не ломать голову – как же сюда прикрутить газовый баллон.

  • Эталонная надежность
  • Отличная комплектация
  • Неприхотливость к топливу
  • Простота очистки форсунки при легком загрязнении – даже тушить не придется

Coleman Feather 442-700E

Следует учесть, что конструкция испарителя здесь довольно чувствительна к качеству топлива, грязный бензин быстро и непоправимо забьет его внутренности нагаром – от замены спасет разве что мощная ультразвуковая ванна с раскоксовывателем или очистителем карбюратора из автомобильного магазина. Причем страдает именно испаритель, а не форсунка – до нее-то грязь не доходит. Впрочем, на старой доброй «Калоше» (она же нефрас) или уайт-спирите Coleman работает однозначно надежно, а стоят они не так и дорого, чтобы экономить, рискуя «попасть» на замену испарителя.

Но при соблюдении требований (вовремя прокапывать смазкой манжету поршня и уплотнительные кольца крана, не экспериментировать с непонятным горючим) Coleman однозначно порадует. И мощностью (до 2,2 кВт), и легким весом, и качеством сборки: ничего не течет, не пахнет, давление накачки держится очень долго. Да, горелка дороговата, зато, как говорится, проверена временем – и огромным числом покупателей по всему миру.

  • Прочная конструкция при небольшом весе
  • Удобство и безопасность использования
  • Выдерживает хоть десятилитровый котелок
  • Требовательна к качеству топлива

ЗУБР 68200

«Зубр» обойдется более чем вдвое дешевле по сравнению с Coleman, а за счет иной конструкции испарителя он еще и весьма всеяден – производитель прямо запрещает применять только этилированный бензин. Правда, и расходует горючее «Зубр» активнее, хотя максимальная тепловая мощность у него не особо выше (2,5 кВт): за все приходится расплачиваться. Но с учетом разницы в ценах даже длительная эксплуатация этой горелки все равно окажется дешевле, чем при использовании экономичного «Коулмэна».

Собрана горелка в целом хорошо, стоит устойчиво, позволяет прилично нагружать конфорку. При должном уходе ресурс у насоса и крана достаточно большой, хотя, конечно, с Coleman тут трудно спорить. Поставляется примус в алюминиевом контейнере, который к тому же можно использовать и как котелок. Но не стоит: стойким запахом бензина тот все же набирается, вода будет иметь заметный «душок».

  • Хорошая герметичность
  • Нетребовательность к топливу
  • Устойчивость
  • Бесполезная по сути функция использования контейнера в качестве котелка

Лучшие газовые туристические горелки

KOVEA KGB-1608 Camp1+

Удобная и практичная газовая горелка с ветрозащитой рассчитана на шланговое подключение резьбового баллона, под цанговые нужно поставить переходник (и его придется докупать). В сравнении с предыдущей версией без «плюса» в обозначении улучшен пьезоподжиг – теперь он двойной, а не одинарный. Горелка довольно низкая и широкая, поэтому устойчива, может работать на не особо ровной поверхности.

За счет преднагрева газа она хорошо работает на холоде – если, конечно, баллон способен обеспечить хоть какую-то подачу. Тепловая мощность – чуть менее двух киловатт, поэтому горелка может быстро нагреть приличный объем воды. Вес и габариты у нее умеренные, так что в долгом походе она не сильно обременит.

  • Хорошая тепловая мощность
  • Съемная ветрозащита
  • Надежный пьезоподжиг
  • Нет цангового переходника в комплекте
  • Не очень удобный регулятор
  • Высокая цена

Coleman PowerPack Propane Stove

Крепление баллона здесь интересное – на изогнутую металлическую трубку, которая удерживает его под наклоном. Для транспортировки трубка легко снимается – накидная гайка затягивается и откручивается рукой.

К сожалению, габариты у горелки приличные, так что нести ее в рюкзаке для короткого похода – не самый удобный вариант. Конечно, в экспедиционном рюкзаке на раме она уже не будет казаться такой большой, а в автомобильном путешествии и вовсе станет отличным вариантом. С одним «но» — крепление баллона рассчитано на американский стандарт резьбы, поэтому придется еще докупить переходник под европейскую резьбу или на цангу. Зато горелка ни удобством, ни надежностью, ни экономичностью не разочарует, а покупка переходника окупится за один баллон.

  • Надежно стоит с тяжелыми котелками
  • Качество
  • Экономичный расход газа
  • Потребуется переходник, чтобы не покупать дорогие баллоны с американским стандартом резьбового соединения
  • Нет ветрозащиты

Primus Mimer Stove

Забавный факт: хотя название компании шведской Primus и стало именем нарицательным для бензиновых горелок, в их нынешнем ассортименте больше всего именно горелок, работающих от газового баллона. Mimer Stove – это отличная горелка «на один нос», устанавливаемая на горловину газового баллона. Она способна отдавать до 2,8 кВт тепловой энергии, правда, и диаметр конфорки намекает на то, что стоит использовать посуду пошире – но, увы, устойчивость при этом серьезно пострадает, придется искать компромисс.

Весит она около 200 граммов, что для этого класса многовато, но зато горелка предельно проста и надежна: максимум металла, никакого пьезорозжига. Пускай это и делает горелку менее удобной, зато ломаться в ней в принципе нечему – уплотнения долговечны, и натопать столько походов, чтобы они начали травить газ, нужно еще умудриться. В общем, настоящая скандинавская классика: простота конструкции, качество и беспроблемность.

  • Эталонная надежность
  • Высокая мощность
  • Нет ветрозащиты
  • Проблемы с устойчивостью, общие для горелок такой конструкции

TOURIST Krab TM-300

«Трехсотый Краб» — это компактная горелка из Кореи, к которой цанговый баллон жестко подсоединяется сбоку. Конечно, у такой конструкции есть неизбежный минус – наклоните баллон повыше, и тут же горелка начнет полыхать желтым факелом, но вспомните о цене! За такие деньги можно и смириться с недостатками, к тому же горелка гораздо устойчивее, чем те, что монтируются на вертикально стоящий баллон.

Тепловая мощность – 1,75 кВт, что весьма даже неплохо. Вот ветрозащиты не хватает, и жаль, что ее нет: экран бы не смог сделать цену менее привлекательной. Расход газа умеренный: до 125 граммов в час – сторублевого баллона 220 г вполне хватит на недолгий поход.

  • Компактность в сложенном состоянии
  • Хорошая мощность
  • Возможность использовать только цанговые баллоны небольшого диаметра
  • Отсутствие ветрозащиты

Какую туристическую горелку лучше выбрать?

Начнем, как и обещали выше, с выбора горючего. Газ, бесспорно, удобен – не нужно возиться с наливанием-переливанием, нет запаха, подключаешь баллон и пользуешься. Сам баллон со сжиженным газом места много не занимает. Однако и у бензина есть свои серьезные плюсы – он банально дешевле, без проблем позволяет использовать горелку зимой (а вот пропан-бутановая смесь мороз ой как не любит). В автомобильной вылазке на природу бензиновая горелка просто-таки идеальна (источник горючего прямо под рукой), да и в пешем походе достаточно просто надежно закрыть бутылку с горючим, чтобы не было проблем. Работа на бензине позволит получить большую тепловую мощность при меньшем объеме, отнимаемом топливом у рюкзака. Но в процессе готовки придется повозиться – чтобы бензин подавался в горелку, ее придется регулярно подкачивать.

Независимо от вида топлива при выборе горелки первым делом посмотрите на ее конструкцию – насколько устойчиво она будет стоять, учитывая, что при работе центр тяжести сместится очень высоко? Горелки с широко расставленными лапками-опорами, а не просто стоящие на самом баллоне или «бензобаке», гораздо надежнее и безопаснее в этом плане. Кроме того, обратите внимание на ветрозащиту и тепловую мощность горелки: вскипятить кружку воды – это одно, а котелок размера «на всех» — совсем другое.

У газовых горелок есть два основных типа подключения баллона – с цангой или с резьбой. Самый выгодный по деньгам вариант – покупка цанговых баллонов, резьбовые дороже. Но и надежнее – а в походе и это немаловажно. Ряд газовых горелок (да и бензиновых) подключаются к баллону не напрямую, а шлангом – это удобнее, поскольку позволяет отставить баллон любого размера вбок, а не вынуждает ставить горелку прямо на него или прикручивать баллон сбоку (в таких случаях не всякий баллон подойдет чисто конструктивно).

Что же до бензиновых горелок, то вопрос надежности тут еще важнее – ни разу не доводилось видеть плюющийся огнем, а тем более (тьфу-тьфу) взрывающийся примус? При выборе обратите внимание на отзывы тех, кто уже использует приглянувшуюся Вам модель (и лучше смотреть их на туристических или охотничьих форумах, а не по «отзывонакопителям») – не стоит наступать на грабли, которые уже успели кому-то дать по лбу.

Оцените статью