Боги и духи охотников Сибири и севера России
Бог-то бог, да сам не будь плох (Русская пословица)
Много разных народов населяют огромные пространства Сибири и Севера России. Многообразен, богат и суров этот край по своим природным условиям; богат и мир диких животных. Нет ни одного народа, который бы не занимался охотой и рыболовством, как нет и такого народа, который бы не имел своих богов и духов охоты, рыбалки, помогающих охотникам в их трудной борьбе за выживание в этих суровых краях. И надо сказать, что они помогают охотникам, но при этом любят, чтобы к ним тоже относились благожелательно.
Так, у обских угров, манси и хантов верховным божеством –богом неба –является Нуми-Торум. Это величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, он живет в большом доме на «седьмом небе». Дом его полон богатств, есть даже сосуды с живой и мертвой водой. За всем происходящим на земле он следит в отверстие на полу. Нуми-Торум научил людей охоте и рыбной ловле; он регулирует отношения между людьми и медведями, устанавливает продолжительность жизни человека, управляет погодой. Он не нуждается в подарках и подношениях со стороны охотников.
Многие народы Сибири и Севера нашей страны почитают своими богами зверей и птиц, на которых охотятся. Народ манси некоторых животных (реже –деревья), а иногда и камни считает священными. Медведь –священное животное. Он является сыном бога Торума. У манси медведь (Консыг-ойка) –когтистый старик. Медведица родила и первую женщину –Пор. Медведицу убили охотники и взяли Пор с собой. Мать перед смертью завещала девочке соблюдать обряды почитания медведя. Так медведь стал покровителем манси. От него они получили огонь и лук. Священным животным считается медведь и у обских угров, кетов, нивхов, эвенков, ненцев. И еще: человек, которого задрал медведь, считался грешником. Из рыб священным считается налим, которого они успешно ловят и употребляют в пищу.
Из птиц богом почитается стерх. Это большой, красивый белый журавль; его клюв, ноги и голая часть головы красные. Птица очень редкая и скрытная. В одном из очерков о путешествии по притоку Оби –Северной Сосьве В. Бианки так описывает танец стерха перед своей избранницей: «Чуть приспустил крылья и пошел, пошел, меленько-меленько перебирая длинными как ходули ногами. Остановился, согнув ноги, и отвесил глубокий поклон до земли носом. Вдруг весь подобрался, гордо задрал голову и пошел вышагивать на прямых ногах, в такт каждому своему шагу ударяя крыльями по воздуху. Быстрей и быстрей, и уже не идет, а подпрыгивает, кланяется, кружится –и вдруг снова щепоточкой семенит, подобрав шатром распущенные хвост и крылья». Действительно, танцует стерх перед своей подругой, как бог. Богом и считается.
Если охотник манси поймает стерха, то заботится о нем, хорошо кормит и ухаживает. Когда стерх умирает, то охотник делает из него чучело и поклоняется ему.
Есть у охотников манси и богиня охоты. Это дочь грозного лесного бога. Она считает всех зверей своей собственностью и любит покататься на лодке с охотниками, обещая им удачную охоту, но если охотники не берут ее в лодку, то удачи не будет. Охотники же боятся брать ее в лодку, так как у нее одна нога человеческая, а другая лосиная, и она может пробить дно лодки своим лосиным копытом.
Властителем вод и водных богатств у манси является Вит-Кан. Он наделяет людей рыбой. Вит-Кан живет посреди моря во дворце из золота и серебра с женой Мараке и имеет 7 сыновей и 7 дочерей, которые обитают в глуби водоворотов.
Буряты, тувинцы, монголы божеством охоты считают Манахана. Он появляется в облике человека очень высокого роста. Он бог земли и пространств, владыка лесов и диких животных, которые являются его «скотом». К нему обращаются охотники с просьбами об удачной охоте. Манахан богат –все его тело из серебра. Он щедр к охотникам, благодетельный и высокочтимый бог.
Высшими небесными существами у бурят почитаются тенгри. Всего их 99. Дети тенгри –ханы и нойоны. Они тоже божества, но не высшие. Например, хан Улан-Зала –хозяин порожистых рек, а Хото –хозяин о. Ольхон, Уха Лосон –хозяин водной стихии. У него есть помощники: Гокши-нойон –покровитель рыбной ловли способом лучения, а Гульмеши-нойон –покровитель рыбной ловли с помощью сетей и невода. Хозяином лесов является дух Орболи Сатан-нойон. Это старик огромного роста. Ездит на лосе, богат, властвует над животными и растениями, владеет лосиными и оленьими стадами.
У тунгусских охотников почитается дух Мусун. Он хозяин охотничьих угодий. Чтобы заслужить его благосклонность, надо его одарять чем-либо: щепоткой табака, спичками, кусочком мяса, каплей вина.
У тунгусов же есть легенда о том, что охотник Хэглун гнался на лыжах за лосем, и в результате этой погони его лыжный след стал Млечным путем, а сам охотник и лось –созвездием Большой Медведицы.
У ительменов хозяином земных зверей является Пилячуч –маленький человек, живущий в облаках. Он носит росомашью парку и ездит на птицах, в основном на куропатках. Коряки и чукчи его называют его Писвусъын, но он путешествует на коршунах или мышах. Его власть распространяется и на морских зверей. Чукчи называют его Кереткун. У него черное лицо, одежда из кишок морских животных, питается он трупами утопленников, но охраняет людей от злых духов.
У сибирских татар хозяином леса – духом считается Пицен. Он приносит и удачу, и зло охотникам. Представляется в образе человека-старца. У него длинный посох и котомка за плечами. Живет в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает лошадям гривы. Может завести охотника в лесные дебри. В образе женщины встречает его в лесу и вступает с ним в связь. Однажды один охотник вернулся с охоты и вместо красавицы-жены увидел страшилище с клыками; из распущенных волос страшилище вытаскивало ящериц и поедало их. Охотник в ужасе крикнул, и все исчезло –и жена, и богатство.
У казанских татар, башкир, тувинцев и алтайцев злым демоном, связанным с водной стихией, является Албасты. Албасты обычно выглядит уродливой женщиной с длинными распущенными волосами и длинными грудями, которые она закидывает за спину. Тувинцы считают, что Албасты имеет один глаз во лбу и нос из камня. Сибирские татары считают, что на руках у Албасты имеются длинные когти. Она обитает вблизи рек, озер, и люди видят ее, когда она расчесывает свои длинные волосы. Албасты может наслать на человека болезнь, ночные кошмары, навредить роженицам. Она любит лошадей, по ночам ездит на них и заплетает им гривы. Может вступить в половую связь с охотником. Сожительствуя с ним, посылает охотнику удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от ребер.
Айраты, алтайцы, тувинцы чудесным, почти божественным, охотником-лучником считают Эрхий-Мергена. Он сбивал выстрелами из лука лишние солнца, но однажды промазал, и бог превратил его в сурка. Бог предоставляет ему возможность пострелять по звездам (заранее спрятав одну звезду). Эрхий стреляет, сбивает все звезды, но бог ставит на место спрятанную звезду и объявляет о том, что Эрхий дал промах, и оставляет его степным сурком. В данном случае охотник в нравственном плане ставится выше бога.
Народ коми почитает одинокого охотника в виде великана и человека необычайной силы –Ворсу. У Ворсы мохнатые уши. Он любит воровать у охотников дичь, но всегда поможет охотнику, если тот превзойдет его хитростью. Ворса вызывает охотников на соревнование в силе. Одолеть его можно только одним способом: нужно повернуться к нему спиной, наклониться и выстрелить, зажав ружье между ног.
У карелов мудрый старец Вяйнямейнен сотворил мир, изготовил первую сеть для рыбной ловли и построил первую лодку. От богини Хийм зависит удача на охоте, от Веден-эмы –в рыбной ловле, Ниркес считается покровителем охоты на белок, Хатавайнен –на зайцев.
Удача в рыбной ловле у саамов зависит от богини Аккрува –женщины с рыбьим хвостом. Саамы чтят как своего родоначальника оленя-оборотня Мяндаша. В доме (веже) он –человек, вне вежи –олень. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук и запретил охоту на важенок. Там, где водятся стада оленей, Мяндаш как примету оставляет для людей олений рог. Саамы в жертву Мяндашу приносят оленя, укладывают рога возле жилья, что должно обеспечить удачную охоту. После трапезы кости оленя накрывают шкурой –охотники верят, что олень вновь живым вернется на землю.
Кеты (енисейские остяки) чтят покровителя и хозяина лесных зверей Кайгуся, который принял облик медведя и хотел жениться на дочери охотника. Но охотнику он является в виде молодой женщины (хозяйки дичи, убитой охотником), становится его женой, приносит охотнику удачу. Чтобы обеспечить себе расположение Кайгуся, охотники должны строго соблюдать промысловые правила и обряды: не причинять боли промысловым животным, очищать окуриванием свои снасти, сохранять шкурки необычного цвета, соблюдать сроки охоты.
Почитается у кетов и другой персонаж –Койотбыль. Он –сын мужчины и медведицы. Медведица нашла его отца мертвым в берлоге и оживила его.
Якуты почитают божество Норулуйа, который способствует размножению собак и лисиц. Бай Байанай (всем богатый богач) –дух, хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников. Это веселый, шумливый старик с седыми волосами. Живет он в лесу. Богат мехами. У него 11 братьев и сестер. Перед началом охоты якуты приносили ему жертву, а на охоте кормили его. Если охота была неудачной, то Байаная снова призывали и приносили новую жертву. Жертвоприношение делали и в случае хорошей добычи.
Надо сказать, что боги и духи охотников Сибири и Севера очень скромны, любят охотников, не требуют с охотников большой дани и заботятся о сохранении животного мира, а иногда и наказывают охотников за нарушения правил охоты.
Покровители охотников — кто они?
В христианстве каждый промысел имеет своего покровителя. Есть свои покровители и у охотников. Правда, у католиков и православных здесь разные святые. Наши отечественные охотники просят об удаче святого Трифона, а западноевропейские — святого Губерта.
Небесные заступники охотников и рыболовов
В раннехристианские времена охота считалась полезным, но вовсе не богоугодным промыслом. Ведь зверя убивают, то есть проливают кровь. Всё, что связано с кровью, если это только не кровь Спасителя или пострадавшего за веру мученика, христиане старались игнорировать.
Люди и звери
Сами священники не могли носить оружие и проливать чужую кровь. Многие святые заслоняли своим телом не только гонимых собратьев, но и «бессловесных тварей». Так что сначала у охотников не было небесных покровителей. Рыболовам в этом плане повезло больше: у них имелось несколько небесных помощников — Николай, который не только спасал тонущих, но мог и при случае загнать в сети стаю рыб; апостолы Андрей, Иоанн, Пётр и Иаков, которые занимались рыбной ловлей и улавливали к тому же души человеческие; и даже Фома Неверный.
Охота из жизни тогдашнего общества, конечно, никуда не делась. Напротив, в феодальном мире она стала привилегированным занятием. Для средневекового феодала считалось полным бесчестьем, если он не мог организовать охоту для своего сюзерена. Сюзерен прибывал в замок своего вассала вместе со свитой не для того, чтобы посетить устроенный для него пир. Нет, он предвкушал самое весёлое развлечение на свете — охоту со сворой собак на оленя, лося, кабана и прочего зверя. Так что постепенно отношение к охоте изменилось. И, разумеется, у охоты и охотников появился небесный защитник. Но к тому времени пути восточного и западного христианства уже разошлись. И покровителей оказалось двое.
Трифон — покровитель охотников и заклинатель гадов
Покровителем наших охотников считается Трифон. Он, согласно церковному житию, родился в начале III века не то во Фригии, не то в Мизии — то есть в Малой Азии. Предания рассказывают о его жизни по-разному. По одной версии, его родители были христианами, по другой — к христианству он пришёл самостоятельно, несмотря на малолетство (прожил Трифон всего около 16 лет). Но благодаря сильной вере ему открылся дар исцелять от телесных и душевных мук. Всех, кого он излечил, Трифон обращал в христианство. Ведь лечил он по-особенному, изгоняя из тела не саму болезнь, а беса, который засел в теле и причиняет страдания. Более того, рассказывали, что Трифон способен не только исцелить людей, но и управлять поведением насекомых и змей. Как-то село Кампсада, где он жил, подверглось настоящему нашествию вредоносныхтварей и могло полностью лишиться урожая. Трифон несколько дней читал молитвы, и беда миновала. Твари (скорее всего, это были стаи саранчи) покинули Кампсаду, не причинив вреда. В православии даже существует любопытный текст молитвы, которую якобы произнёс Трифон и которую нужно всем верующим читать в подобной ситуации. Начинается эта молитва так: «Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих…» Интересно, правда, что это сугубо русский текст, и распространён он был только на территории тогдашнего Московского царства.
От Рима до Москвы
По легенде, слава о даре Трифона разлетелась по всей земле. Дошла и до дворца императора Гордиана Третьего, в котором мучилась от припадков его юная дочь. Император послал за мальчиком. Стоило тому приблизиться к Риму, до города оставалось всего три дня пути, как дьявол выскочил из тела девушки. Такова была его сила. Когда же Трифон оказался во дворце, он заставил дьявола показать себя всем придворным и пообещать, что он уйдёт и больше не вернётся. Выглядел дьявол не лучшим образом — как бешеный пёс с горящими глазами и мордой, прижатой к полу.
Однако выгод от излечения императорской дочки Трифон не получил. Власть в Риме тогда менялась, как погода. Через несколько лет при Деции Траяне его казнили, как и прочих христиан. Первоначально Трифон считался вовсе не покровителем охотников, он исцелял женщин от бесплодия. Также помогал бороться с нашествиями гусениц, мух и прочих вредителей. Постепенно его стали считать повелителем всех лесных обитателей. Но полностью образ Трифона как покровителя охоты и охотников сложился в царствование Ивана Третьего, когда распространился слух о чуде с кречетом.
Тут, правда, легенды разнятся. Изначально кречет, потерянный во время охоты князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым, был найден им после молитвы точно в день святого Трифона, то есть на первое февраля. Постепенно легенда обросла дополнениями, и в ней появился сокольничий Трифон Патрикеев, а Иван Третий, носивший прозвище Грозный, превратился в Ивана Грозного. Однако кречет, похоже, был все же чудесным образом обретён, потому что в память об этом чуде Иван Третий приказал поставить на месте обретения птицы церковь, посвящённую святому Трифону. Она была сооружена в 1470-1490 годах.
С того времени сокол попал даже на герб Москвы, сначала на руке святого Трифона, потом Трифона сменил Георгий Победоносец. А Трифон стал узаконенным покровителем московских охотников.
Молодой аристократ со сворой собак
Западный покровитель охотников, святой Губерт, а точнее — святой Юбер, был по происхождению сыном герцога Аквитанского Бертрана. Он родился в 656 или 658 году в Тулузе и, в отличие от нашего Трифона, прожил долгую и насыщенную событиями жизнь (умер в 727 году). В юности Юбера совершенно не интересовали вопросы веры, всё своё время он проводил на охоте, ибо она была его единственной страстью.
По легенде, как-то он отправился на охоту без компании в Страстную пятницу. И вдруг посреди леса перед ним возник огромный олень, а между высоких его рогов светился белый крест. И олень укорил юношу, что тот, гоняясь за зверями, забывает о своей душе. Охотник был потрясён и устыжён. Он тут же бросился не домой, а в Маастрихт, в церковь, к епископу Ламберту, покаялся в грехах и принял постриг. А после трагической гибели своего наставника построил часовню на месте его убийства язычниками, куда и были перенесены мощи Ламберта. Губерт стал преемником святого Ламберта на кафедре Маастрихта и позже первым епископом Льежа. В IX веке на месте часовни был воздвигнут собор под названием Нотр-Дам-и-Сен-Ламбер, то есть собор Богоматери и святого Ламбера. Юбер, уверовавший в результате чуда, проводил активную миссионерскую деятельность среди местных язычников, за что получил даже прозвище «апостол Арденн».
Вся жизнь Юбера была связана с церковью. Но хотя он больше не участвовал в охоте, любовь к этому делу не оставляла его всю жизнь. Он не мог травить зверя, но он мог заботиться о гончих и поддерживать чистоту породы. Недаром святого изображают в окружении своры собак. В 825 году останки святого Губерта были перенесены из Льежа в бенедиктинское аббатство Андажа, переименованное в его честь. Монахи этого монастыря занимались разведением гончих, которые так и назывались — гончие святого Юбера. Это были чёрные с красными подпалинами вислоухие ар-деннские собаки, которые считались лучшими из ищеек. Они могли находить не только раненого зверя по запаху крови, на что способны все другие гончие, но и находить лёжку будущей добычи в самом начале охоты. Согласно сохранившимся описаниям, эти гончие отличались большими размерами, ростом, тяжело сбитым костяком и большой тяжёлой головой с брылями. Именно эту породу Юбер и довёл до такого совершенства, что в X веке гончие святого Губерта оказались при королевском дворе. Каждый год настоятель монастыря присылал французским королям по шесть лучших собак. Они очень ценились по всей Европе, не боялись ни воды, ни холода и отлично гнали крупного зверя. Разведением этой породы арденнские монахи занимались вплоть до Великой французской революции.
Современные гончие святого Губерта, по признанию кинологов, чистопородными уже не являются. После революционных событий монахи забросили своё занятие, а когда к нему вернулись — время было упущено. Кровь питомцев была уже смешанной. От самого святого Юбера тоже ничего, кроме имени, не сохранилось. Его останки вытащили из гробницы и уничтожили борцы с католицизмом во время Нидерландской революции 1568 года. Однако, несмотря на этот штрих к посмертной биографии Юбера, его, как святого Губерта, считают своим покровителем все западные охотники — и католики, и протестанты.
Журнал: Загадки истории №23, июнь 2019 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Николай Котомкин