Как зовут бога охоты
Среда, немного , а если честно то для меня холодно , но работа есть работа и я выехал в город. день на день не похож и только по этому, мне моя работа нравиться. кроме того, наша страна Канада, славиться многим. одно из этих «многим» , евляеться, то что на 99% ( процентов) сосоит из Эммигрантов. здесь можно встретить не только шестое поколение первопроходцев из великой Британии, но и также пигмеев из центральной Африке. практически все народы мира, в поисках хорошой жизни приехали сюда и живут бок о бок в условиях полной демократии и свободы вероисповидания. никто не нарушает прав человека и все честно платят налоги на благо страны, приютившей их.
зе день , встречаю много людей и иногда такие встречи приносят много полезного. как и встреча которая произошла сегодня. вы наверно видели фильм «Моя большая нреческая свадьба». так вот, то что вы ввидели на экране я встретил сегодня в реальности, а именно мужчина лет 86 и дом, ну точно как в кино. белые калоны установлениые на фасаде дома, порядок внутри и много европейской мебели. картины написаные не известным художником, рассказывающие о не обыкновенно красивых ланшафтах в далёкой Греции. сначало определив масштаб работы и после выяснения проблем, окозалось , что из-за плохой изоляции, часть труб замерзло и пришлось отогревать их. времени на отогрев, обычно такой трубы берёт минут 40 и удобно усевшись в кожанное кресло, поскольку сам хозяин дома предложил мне отдохнуть на это время, мы начали беседу. Грек окозался очень разгаворчив, что не скажешь про меня и поскольку он никак не мог определить моё происхождение, мне пришлось ему рассказать, что я русский. да, да я русский, поскольку здесь в Канаде, мы все русские, вне зависимости, армяни или казахи, украинцы или действительно русские. нас всех здесь называют -РУССКИЕ.
вообщем после краткого знакомства, он рассказал, что приехал в Канаду в 1946 году, его семью вырезали немцы , а он честно сражался за свободу в партизанах и окозавшись один на всём белом свете, уехал с Каанадскими войсками сюда, где ещё прослужил в Армии, где и познакомился с женщиной из Германии. женившись, сделал детей, построил этот замечательный дом, остался верен к своей любви к родине, а именно к той загадочной Греции.
слово , за словом и мы дошли до темы про мифы древней Греции,здесь и началось , то интересное, что стала причиной, попросить всех Вас, продолжить, то что я сейчас вам расскажу.
сам этот грек, тоже когда-то был охотником и в душе, хоть и он верит в единого Бога и сына его Иисуса, он продолжает гордиться тем, что их мифы и боги, тоже когда-то возможно существовали. но поближе к сути моей темы. Грек рассказал, а я впрочем и знал, но не хотел его перебевать, он начал свой рассказ про одну из древнейших богинь Греции — АРТЕМИДА. Она , богиня-охотница. очень мекто стреляла и любили ОХОТУ. именно ей и поклонялись все охотники. вот примерно так её изображали ———
другая же богиня охоты, о которой он мне рассказал, это уже история от его супрги, которая родом из самоё Германии, где как и везде, ОХОТА, была и есть древнее занятии жителей той земли, тоже поколнялись богине охоты по имени СКАДИ. Она в древнегерманской мифологии богиня-охотница, покровительница лыжниц и именно она, и оберегала тех охотников, которые убивали войска римлян. вот так её предстваляли немцы———-
я бы с удовольствием продолжил бы и дальше писать, но не хочу не дать другим поделиться интересными историями и рассказами о других Богах, других народов мира. ведь как удивительно, что ОХОТЫ , оберегали женщины.
а вот теперь пожалуйста, я прошу Вас, поделиться историей ваших народов или расскажите, что Вы знаете о других БОГИНЯХ ИЛИ БОГАХ ОХОТЫ.
с уважением yukon
Скорее всего у нее в зоне ответственности и войнушка была. Что — учитывая всегдашнюю воинственность германцев — несколько странно: отдать обе мущинские темы женщине.
в древнерусской языческой мифологии был такой бог ВЕЛЕС, правда он соотнoсился с золотом, но говорили, что когда он принимал обличие медведя и тем самым становился покровителем охоты и всех зверей. выглядил он так———-
Опять же, если память не изменяет, в исконно славянской мифологии тоже есть много неясного, поскольку к тому моменту, когда на нашу землю пришли те, кто мог все эти верования описать, исконно славянские религии были уже сильно перемешаны с германскими и скандинавскими.
Нееее , нафиг нам такой леший , который копалух валит.
«Улль — имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве»
«Видение Гюльви»
Скорее всего у нее в зоне ответственности и войнушка была. Что — учитывая всегдашнюю воинственность германцев — несколько странно: отдать обе мущинские темы женщине.
Изобажение Скади явно позднее, не раньше Возрождения, поэтому худоржник мог и нафантазировать; к тому же, не знаю, как древние германцы, а средневековые рыцари при охоте на кабана и медведя не брезговали надевать доспехи.
Было так. перед и после охоты. пару капель «огненной жидкости» выливалось на землю. в дар — Бурхану(Борхану)..
Стало интересно.. кто такой.
может интересно кому.
Владыкой верхнего мира, творящей силой считался Бурхан , верховное божество. Ему противостоял черт аза, который противоречил бурхану и старался все сделать наоборот, навредить людям и всем живым существам. Средний мир — это наш мир, где живут люди и все живые существа. Средний мир населен различными духами. Они живут везде вокруг человека. Есть духи добрые, есть злые. Злых духов нужно задабривать, добрых — подкармливать, чтобы помогали людям. Нижний мир — это царство Эрлика, царство мёртвых. Люди среднего мира, попавшие каким-либо случайным образом в подземный мир, не могут общаться с живущими там людьми, поскольку являются для них невидимыми, язык их непонятен. Только шаманы могут общаться как с верхним миром, так и с нижним, а также с духами среднего мира.
По поверьям тофов, самыми могущественными духами среднего мира являются духи -хозяева гор и вод, а также духи -хозяева той или иной местности, тайги . Духа-хозяина гор называют даг-эзи, духа-хозяина вод суг-эзи. Этого духа представляют в образе большого усатого налима. Поэтому тофы не ловят и не едят налимов.
Чтобы задобрить духов-хозяев, им приносилась своеобразная жертва в виде подношения пищи. Перед началом охоты обязательно устраивали моление духу -хозяину той тайги , где собирались охотиться, приносили ему жертву, оставляя её на камне, установленном на кольях. Был у тофов обычай поклоняться священным деревьям, которых они называли хам-неш. Это были деревья, у которых в ветвях было так называемое ведьмино помело, уродливое разрастание веток. При молении таким деревьям, в которых жили духи местности, обычно привязывали лоскутки материи, шкурок и т.п. Почитали тофы духа огня, поэтому в огонь нельзя плевать или оскорблять как-либо иначе. Огонь нужно было кормить.
Эта вера в различных духов является следствием того, что тофы остаются приверженцами своей древней религии — шаманизма. В основе веры лежит признание доброго и злого начала во всем окружающем — вера в духов, обитающих в камнях, в деревьях, в реках и пр.
и еще.
Дух тайги. Совершенно иную роль играет дух тайги. Это антропоморфное существо, седой старик, обитает в тайге и является хозяином, распределителем между людьми диких животных и т. д. Он дает удачу, счастье на охоте. В редких случаях он оказывается причиною заболевания, но вмешательство шамана помогает. В этом случае делается у некоторых народностей его изображение на бумаге, и тогда он попадает в группу буркан или сэваки, обычно же его изображение делается в тайге, на месте удачной охоты и, особенно на перевалах больших хребтов. На очищенном от коры дереве насечками делается изображние глаз, носа, рта и бороды. У этого духа есть жена, которая хотя и не имеет особых функций, но изображается вместе с ним. По мнению некоторых, у этой четы есть еще двое детей, которые особой роли также не играют. Ему приносятся жертвы или из только что убитого животного, или же из риса, проса (буды) и др. круп, если таковые имеются у данной народности.
Этот дух пользуется, по мнению некоторых, для передвижения белым жеребцом, по мнению других, — тигром; у него же есть большая собака, длиною около полутора аршин. Иногда, во время охоты, люди его видят.
Для него выделяется из табуна или стада один белый жеребец или олень, на котором он имеет возможность ездить, на которого не кладут вьюков и который является в случае нужды посредником при сношениях с духом. Названия этого духа варьируют. Так, у некоторых он называется иччи (якутское), у другихъ — дагачан, у третьих — баян амии, у четвертых — бойнача (монгольское), у пятых — магун. Из чего явствует, что название этого духа частью народностей заимствовано. Некоторые из перечисленных особенностей, как жертвоприношение из риса и проса, священные белые жеребцы и пр., также заимствованы от нетунгусских народностей.
В тундре:
«В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов-«хозяев». Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.
Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, (например, водяному хозяину жертва опускалась в воду) или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах. Жертвоприношения выражались и в «кормлении» изображений духов. При неисполнении просьб духов наказывали и «оставляли без пищи».
В тайге:
‘В старое-старое время, когда еще на берегах Печоры и Ижмы жили полудикие чудские племена, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный. Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в косматую одежду из невыделанной медвежьей шкуры’.
И зовут его -Яг морт(лесной человек).
«Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии,разве Мене»
«Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им»
Всё сказано и заповедано более чем конкректно и где бы не находился только упование на Бога и Его помощь и защита спасает человека. И все разговоры о богах христианина это лукавство- или веришь в Святую Троицу или нет. Как говорится не возможно быть немного беременной.
Прости Господи!
С уважением Николай
All — вообще-то, правда, с точки зрения христианства (не только православия, но и прочих конфессий) выполнение местных языческих обрядов перед охотой (типа «задобрить духов») есть по сути поклонение Сатане. Поэтому давайте будем говорить о том, какие есть и были верования, но НЕ БУДЕМ о том, плохо или хорошо их соблюдать. Чтобы не скатиться во флейм, «бессмысленный и беспощадный» (с).
Боги и духи охотников Сибири и севера России
Бог-то бог, да сам не будь плох (Русская пословица)
Много разных народов населяют огромные пространства Сибири и Севера России. Многообразен, богат и суров этот край по своим природным условиям; богат и мир диких животных. Нет ни одного народа, который бы не занимался охотой и рыболовством, как нет и такого народа, который бы не имел своих богов и духов охоты, рыбалки, помогающих охотникам в их трудной борьбе за выживание в этих суровых краях. И надо сказать, что они помогают охотникам, но при этом любят, чтобы к ним тоже относились благожелательно.
Так, у обских угров, манси и хантов верховным божеством –богом неба –является Нуми-Торум. Это величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, он живет в большом доме на «седьмом небе». Дом его полон богатств, есть даже сосуды с живой и мертвой водой. За всем происходящим на земле он следит в отверстие на полу. Нуми-Торум научил людей охоте и рыбной ловле; он регулирует отношения между людьми и медведями, устанавливает продолжительность жизни человека, управляет погодой. Он не нуждается в подарках и подношениях со стороны охотников.
Многие народы Сибири и Севера нашей страны почитают своими богами зверей и птиц, на которых охотятся. Народ манси некоторых животных (реже –деревья), а иногда и камни считает священными. Медведь –священное животное. Он является сыном бога Торума. У манси медведь (Консыг-ойка) –когтистый старик. Медведица родила и первую женщину –Пор. Медведицу убили охотники и взяли Пор с собой. Мать перед смертью завещала девочке соблюдать обряды почитания медведя. Так медведь стал покровителем манси. От него они получили огонь и лук. Священным животным считается медведь и у обских угров, кетов, нивхов, эвенков, ненцев. И еще: человек, которого задрал медведь, считался грешником. Из рыб священным считается налим, которого они успешно ловят и употребляют в пищу.
Из птиц богом почитается стерх. Это большой, красивый белый журавль; его клюв, ноги и голая часть головы красные. Птица очень редкая и скрытная. В одном из очерков о путешествии по притоку Оби –Северной Сосьве В. Бианки так описывает танец стерха перед своей избранницей: «Чуть приспустил крылья и пошел, пошел, меленько-меленько перебирая длинными как ходули ногами. Остановился, согнув ноги, и отвесил глубокий поклон до земли носом. Вдруг весь подобрался, гордо задрал голову и пошел вышагивать на прямых ногах, в такт каждому своему шагу ударяя крыльями по воздуху. Быстрей и быстрей, и уже не идет, а подпрыгивает, кланяется, кружится –и вдруг снова щепоточкой семенит, подобрав шатром распущенные хвост и крылья». Действительно, танцует стерх перед своей подругой, как бог. Богом и считается.
Если охотник манси поймает стерха, то заботится о нем, хорошо кормит и ухаживает. Когда стерх умирает, то охотник делает из него чучело и поклоняется ему.
Есть у охотников манси и богиня охоты. Это дочь грозного лесного бога. Она считает всех зверей своей собственностью и любит покататься на лодке с охотниками, обещая им удачную охоту, но если охотники не берут ее в лодку, то удачи не будет. Охотники же боятся брать ее в лодку, так как у нее одна нога человеческая, а другая лосиная, и она может пробить дно лодки своим лосиным копытом.
Властителем вод и водных богатств у манси является Вит-Кан. Он наделяет людей рыбой. Вит-Кан живет посреди моря во дворце из золота и серебра с женой Мараке и имеет 7 сыновей и 7 дочерей, которые обитают в глуби водоворотов.
Буряты, тувинцы, монголы божеством охоты считают Манахана. Он появляется в облике человека очень высокого роста. Он бог земли и пространств, владыка лесов и диких животных, которые являются его «скотом». К нему обращаются охотники с просьбами об удачной охоте. Манахан богат –все его тело из серебра. Он щедр к охотникам, благодетельный и высокочтимый бог.
Высшими небесными существами у бурят почитаются тенгри. Всего их 99. Дети тенгри –ханы и нойоны. Они тоже божества, но не высшие. Например, хан Улан-Зала –хозяин порожистых рек, а Хото –хозяин о. Ольхон, Уха Лосон –хозяин водной стихии. У него есть помощники: Гокши-нойон –покровитель рыбной ловли способом лучения, а Гульмеши-нойон –покровитель рыбной ловли с помощью сетей и невода. Хозяином лесов является дух Орболи Сатан-нойон. Это старик огромного роста. Ездит на лосе, богат, властвует над животными и растениями, владеет лосиными и оленьими стадами.
У тунгусских охотников почитается дух Мусун. Он хозяин охотничьих угодий. Чтобы заслужить его благосклонность, надо его одарять чем-либо: щепоткой табака, спичками, кусочком мяса, каплей вина.
У тунгусов же есть легенда о том, что охотник Хэглун гнался на лыжах за лосем, и в результате этой погони его лыжный след стал Млечным путем, а сам охотник и лось –созвездием Большой Медведицы.
У ительменов хозяином земных зверей является Пилячуч –маленький человек, живущий в облаках. Он носит росомашью парку и ездит на птицах, в основном на куропатках. Коряки и чукчи его называют его Писвусъын, но он путешествует на коршунах или мышах. Его власть распространяется и на морских зверей. Чукчи называют его Кереткун. У него черное лицо, одежда из кишок морских животных, питается он трупами утопленников, но охраняет людей от злых духов.
У сибирских татар хозяином леса – духом считается Пицен. Он приносит и удачу, и зло охотникам. Представляется в образе человека-старца. У него длинный посох и котомка за плечами. Живет в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает лошадям гривы. Может завести охотника в лесные дебри. В образе женщины встречает его в лесу и вступает с ним в связь. Однажды один охотник вернулся с охоты и вместо красавицы-жены увидел страшилище с клыками; из распущенных волос страшилище вытаскивало ящериц и поедало их. Охотник в ужасе крикнул, и все исчезло –и жена, и богатство.
У казанских татар, башкир, тувинцев и алтайцев злым демоном, связанным с водной стихией, является Албасты. Албасты обычно выглядит уродливой женщиной с длинными распущенными волосами и длинными грудями, которые она закидывает за спину. Тувинцы считают, что Албасты имеет один глаз во лбу и нос из камня. Сибирские татары считают, что на руках у Албасты имеются длинные когти. Она обитает вблизи рек, озер, и люди видят ее, когда она расчесывает свои длинные волосы. Албасты может наслать на человека болезнь, ночные кошмары, навредить роженицам. Она любит лошадей, по ночам ездит на них и заплетает им гривы. Может вступить в половую связь с охотником. Сожительствуя с ним, посылает охотнику удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от ребер.
Айраты, алтайцы, тувинцы чудесным, почти божественным, охотником-лучником считают Эрхий-Мергена. Он сбивал выстрелами из лука лишние солнца, но однажды промазал, и бог превратил его в сурка. Бог предоставляет ему возможность пострелять по звездам (заранее спрятав одну звезду). Эрхий стреляет, сбивает все звезды, но бог ставит на место спрятанную звезду и объявляет о том, что Эрхий дал промах, и оставляет его степным сурком. В данном случае охотник в нравственном плане ставится выше бога.
Народ коми почитает одинокого охотника в виде великана и человека необычайной силы –Ворсу. У Ворсы мохнатые уши. Он любит воровать у охотников дичь, но всегда поможет охотнику, если тот превзойдет его хитростью. Ворса вызывает охотников на соревнование в силе. Одолеть его можно только одним способом: нужно повернуться к нему спиной, наклониться и выстрелить, зажав ружье между ног.
У карелов мудрый старец Вяйнямейнен сотворил мир, изготовил первую сеть для рыбной ловли и построил первую лодку. От богини Хийм зависит удача на охоте, от Веден-эмы –в рыбной ловле, Ниркес считается покровителем охоты на белок, Хатавайнен –на зайцев.
Удача в рыбной ловле у саамов зависит от богини Аккрува –женщины с рыбьим хвостом. Саамы чтят как своего родоначальника оленя-оборотня Мяндаша. В доме (веже) он –человек, вне вежи –олень. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук и запретил охоту на важенок. Там, где водятся стада оленей, Мяндаш как примету оставляет для людей олений рог. Саамы в жертву Мяндашу приносят оленя, укладывают рога возле жилья, что должно обеспечить удачную охоту. После трапезы кости оленя накрывают шкурой –охотники верят, что олень вновь живым вернется на землю.
Кеты (енисейские остяки) чтят покровителя и хозяина лесных зверей Кайгуся, который принял облик медведя и хотел жениться на дочери охотника. Но охотнику он является в виде молодой женщины (хозяйки дичи, убитой охотником), становится его женой, приносит охотнику удачу. Чтобы обеспечить себе расположение Кайгуся, охотники должны строго соблюдать промысловые правила и обряды: не причинять боли промысловым животным, очищать окуриванием свои снасти, сохранять шкурки необычного цвета, соблюдать сроки охоты.
Почитается у кетов и другой персонаж –Койотбыль. Он –сын мужчины и медведицы. Медведица нашла его отца мертвым в берлоге и оживила его.
Якуты почитают божество Норулуйа, который способствует размножению собак и лисиц. Бай Байанай (всем богатый богач) –дух, хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников. Это веселый, шумливый старик с седыми волосами. Живет он в лесу. Богат мехами. У него 11 братьев и сестер. Перед началом охоты якуты приносили ему жертву, а на охоте кормили его. Если охота была неудачной, то Байаная снова призывали и приносили новую жертву. Жертвоприношение делали и в случае хорошей добычи.
Надо сказать, что боги и духи охотников Сибири и Севера очень скромны, любят охотников, не требуют с охотников большой дани и заботятся о сохранении животного мира, а иногда и наказывают охотников за нарушения правил охоты.