«Жизнь в районах»: Секреты охотника-промысловика, выжившего в схватке с хозяином тайги
С легендарным кобяйским охотником нам довелось встретиться в поселке Сангар, куда журналисты «Сахамедиа» приехали в рамках спецпроекта «Жизнь в районах». Валерий Белоконев с раннего детства мечтал стать охотником. Уже в 14 лет он ходил с отцовским ружьем на мелкую дичь и читал журналы об охоте. Подробно в «Паспорте района».
Валерий Белоконев переехал из родного Новокузнецка в Сангар в 1973 году. На протяжении последних 20 лет он — один из самых известных охотников-промысловиков Кобяйского района, советы которого считают за честь услышать начинающие охотники, а добытые им соболя неизменно заслуживают на аукционах высокие оценки. По собственному признанию, на своем промысловом участке размером 20 на 60 км, он знает каждое дерево, каждый кустик.
Воплощенная мечта детства
— Жил когда-то здесь мой родственник, на шахте «Сангарская» много лет отработал, охотился, рыбачил, — вспоминает Валерий Николаевич. — Как приедет он на побывку в Новокузнецк — рассказывал про Север, про Якутию, про великую Лену, огромные озера и древние Верхоянские хребты, про увлекательную охоту и рыбалку. Потом мне все это снится, а, проснувшись, я мечтаю оказаться в этих благодатных местах.
После таких рассказов я твердо решил: повзрослею – перееду в Якутию! И сразу после армии переехал, мне тогда было чуть за 20. С 1973 по 1998 годы работал водителем в геологоразведочной экспедиции. В конце 90-х организация ликвидировалась, и я связал дальнейшую судьбу с профессиональной охотой. Тем более, что за годы жизни в Кобяйском районе обзавелся оружием, амуницией, техникой, а главное – набрался опыта у якутских промысловиков.
Пять заимок и баргузинский кряж
Взял Валерий Николаевич в аренду охотучасток размером 20 на 60 километров. Исправно платит арендную плату. До своего основного зимовья на речке Лукумбуй ему необходимо проехать на снегоходе от райцентра 80 километров. Это 40 км вниз по руслу Лены и еще 40 км – вглубь тайги по притокам. Всего в разных частях участка Белоконева стоит пять охотничьих избушек. Он их сам отстроил за годы промысла.
— Зачем столько заимок?
— Это ведь тайга, горы, мало ли где застанет непогода или ночь во время проверки, или расстановки капканов. Передвигаюсь на охоте исключительно на лыжах, называю маршрут «путиком». «Путиков» за зиму прокладывается много, а самый протяженный – более двухсот километров!
— А как же лихие люди, не разоряют ли зимовья, когда в них никто не живет, не растаскивают ли запасы продуктов и боеприпасы?
— Понимаете, до моего участка добраться проблематично: далеко от цивилизации и труднопроходимо. Поэтому с посторонними не сталкиваюсь. А вот в 20-30 километрах от Сангара такие случаи, когда без спросу пользуются чужими зимовьями и безобразничают, нередки.
С 2010 года Белоконев зарегистрировался в качестве предпринимателя. Это позволило не только реализовывать лично добытые соболиные шкурки на аукционах пушнины Санкт-Петербурга и Иркутска, но и заключать договоры о приемке шкурок под реализацию с другими промысловиками.
— В наших краях водится особый вид соболя – баргузинский, завезенный в Якутию еще в 40-50 годах прошлого века из Иркутской области, — поясняет Валерий Белоконев. – Темно-коричневый баргузинский кряж ценится на аукционах достаточно высоко. Стоимость шкурки может доходить до 20-30 тысяч рублей. А вообще каждая шкурка оценивается по-разному, смотрят на дефекты, пробоины, на качество. Добыча производиться строго по квотам министерства охраны природы Якутии. Для Кобяйского района квота обычно составляет 500-700 соболей в год. Лицензия на добычу должна быть обязательно, иначе до аукциона не допустят. Как правило, я беру лицензии на сто зверьков и добываю их капканами и малокалиберным оружием.
Невероятно, но, по признанию собеседника, добытых соболей на его счету более пяти тысяч. Профессионал!
Схватка с хозяином тайги
Попутно с пушным зверем Валерий Белоконев промышляет боровую дичь, лосей, оленей. А медведей за свою охотничью карьеру он добыл больше двадцати.
На вопрос: «Не с берлоги ли добывается медведь?», охотник отреагировал спокойно: «Нет, не с берлоги». Признаться, такой ответ порадовал. Раз не с берлоги, когда зверь лежит беспомощный и погибает спросонья, значит – в честном поединке.
— Все звери боятся человека и медведь не исключение, — говорит собеседник. – Когда он чует присутствие человека, то предпочитает незаметно ретироваться. Также есть фактор дистанции. Если медведь находится на большой дистанции – уходит. Если близко, в пределах семи метров – тогда жди атаки. Ближе семи метров сокращать дистанцию недопустимо. Это критическое расстояние, когда медведю проще прыгнуть и задавить врага, чем бежать. Боится ли хозяин тайги собак? Не боится, но две-три зверовые лайки способны его «осадить», заставить уйти.
Несколько лет назад осенью приехал на свое зимовье. Заготавливал дрова на зиму. Как-то с утра услышал, что моя лайка гавкает на зверя, злобно так гавкает. На человека лает совсем по-другому. Подумал, что собака оленя или лося почуяла, вышел осмотреться и… едва не поплатился жизнью. Со стороны леса на меня метнулась большая тень.
В три прыжка я оказываюсь вновь в избушке, нащупываю на стене ружье, осторожно выглядываю в окно. Тем временем медведь, а это был он, уже в двух метрах от избушки расхаживает. Выждал я удобный момент, выцелил незваного гостя под лопатку, выстрелил. Медведь рухнул и вскоре затих. Начал его разделывать, оказалось, что зверь был хоть и огромный, но худющий, ни капли жира, и это в сентябре, когда должен быть сытый и жирный перед спячкой! К тому же — старый, зубы сточены, клыков нет. Так что напал он на меня целенаправленно, от отчаяния и голода. Хорошо, что собака предупредила и охотничья реакция не подвела – иначе он бы меня задавил.
Охотниками не рождаются
Есть у нашего героя трое сыновей. Старший Костя и средний Коля – такие же страстные охотники, как и их отец, правда, пока еще любители. Это и понятно, как говорит Валерий Николаевич, охотниками не рождаются, а становятся, набираясь опыта, проходя через лишения и тяжелый таежный труд. Можно сказать, это и есть жизненное кредо моего собеседника. Младший сын Сергей еще не разделяет страсти отца и старших братьев. Однако тоже не прочь иногда поехать в тайгу, чтобы вкусить сполна тяготы охотничьей жизни и радость от добычи заветного трофея.
— Мне уже 65 лет, и зрение уже не то, и ходить на большие дистанции проблематично. Пришла пора всерьез обучать сыновей премудростям ремесла, — говорит Валерий Николаевич. – Вот и передаю по возможности им знания, делюсь секретами. Ремесло не должно прерываться. Надеюсь, сыновья будут охотиться после меня, и мое хозяйство перейдет к ним.
Промысловик еще долго рассказывал о видах и способах охоты, о том, что каждый сезон требует больших материальных вложений, о том, как необходимо оберегать природу, о том, что настоящий охотник лишнего не возьмет, а правила охоты – обязательны для всех. В целом, Валерий Николаевич оставил впечатление состоявшегося и счастливого человека. Он так и сказал напоследок: «Охотники – самые счастливые люди!»
ОХОТА И РЫБАЛКА В ЯКУТИИ САХА: ГДЕ И КАК ОХОТИТЬСЯ В ЯКУТИИ — ПРАВИЛА ОХОТЫ
Охота и рыбалка в Якутии, пожалуй одно из самых экзотических охотничье-рыболовных направлений аутфита. Конечно, есть еще и Камчатка, но там все достаточно понятно и не так протяженно. А вот Якутия это некий безбрежный объем первозданной Природы с весьма суровым нравом, в котором порядки и расстояния этой охоты и рыбалки порой преодолеваются с великим трудом. Но тем, наверное, она и интересна эта первозданная охота и рыбалка, приправленная национальным колоритом.
ОХОТА В ЯКУТИИ НА ВОЛКА
Андрей Шалыгин: Охота и рыбалка в Якутии — это занятие или для достаточно богатых людей, или для абсолютных энтузиастов охоты и рыбалки. Билеты туда стоят гораздо дороже чем в Европу. Цены и зарплаты в Якутии занимают первое место в России, устапая только соответствующим в центре Садового кольца Москвы, поэтому на месте в самом Якутске вы тоже не найдете бедных людей, как и дешевых товаров. Купить в магазине муксуна и чира, как и запастись юкколой и патронами в Якутске или Тикси не менее накладно чем в Москве. Однако, стоит только немного (или много) отъехать от Якутска, ну а тем более от Тикси, и все меняется кардинально. Впрочем, особенно это все отсюда не увезешь, так как единственная дорога до Якутска по земле мало похожа на дорогу федерального значения, хотя таковой является — по большей части это грунтовка мало проходимая обычными легковыми машинами, а местами и временами даже джипами. Однако, если путешествовать воздушным и водным транспортом, то все вполне терпимо.
Главная проблема у охотников Якутии — это волки, которые к концу зимы иногда собираются стаями по 500 голов, и никакие меры по сокращению их численности особенно не помогают. Но если вы профессиональный хантер, то эта проблема может стать вполне интересным источником дохода, потому как за каждого волка здесь платят по 20 000 рублей. Неудивительно, если даже не оленеводы там имеют деньги на карманные расходы. В 2012 году волки убили 16 000 оленей и 313 лошадей в республике, что заведомо составляет катастрофический ущерб для любого вида хозяйства. Поэтому эта борьба носит национальный характер, и тут уже никто не рассуждает разрешать вам тут охотиться не то что с луком и арбалетом, но и даже с пулеметом. Поэтому все включающиеся в эту компанию здесь принимаются с благодарностью.
Охотники Якутии в 2013 году с начала года только за первый квартал убили 583 волков в Республике Саха, это более чем вдвое превышает количество убитых за тот же период прошлого года. Увеличение охоты на волка было мотивировано необходимостью предотвращения ущерба от хищных зверей. С января по март, волки убили более 2600 оленей и 167 лошадей, что значительно больше, чем в прошлом году. Это серъезный ущерб для оленеводов и мириться с этим они не собираются.
В январе, Егор Борисов, глава республики, обдумывал чрезвычайное положени по притоку волков, но в конце концов он нашел решение, объявив что усиленная трехмесячная охота организованных охотников сократит количество волков. 620 охотников были организованы в 188 команд и уничтожили 583 волков в течение трех месяцев охотничьей компании. Бюджет республики выделил 32 млн рублей для охоты на волка в 2013 году. Охотники имеют право на получение 20 000 рублей за каждую шкуру волка представленную властям.
ОХОТА В ЯКУТИИ НА МЕДВЕДЯ, КАБАРГУ И ГУСЯ
В этом году Минприроды Рф наконец-то пришло к решению об установлении квот на добычу зверя в Якутии в желании помочь небольшим охотхозяйствам в более эффективном управлении своими запасами. Так, теперь при расчете показателя минимального количества, например, кабанов в охотничьих угодьях будет использоваться норматив допустимого «изъятия» этого животного — 10% от его общей численности в данном охотничьем угодье. Таким образом, если в хозяйстве обитает, скажем, десять животных, добыть можно будет только одного кабана. Напомним, ранее в угодьях должно было «проживать» минимум тридцать три кабана, однако на сегодняшний день это правило отменено. Об этом сообщается в Приказе минприроды, вносящем изменения в нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях.
Но главные охоты за которыми едут в Якутию — Охота на медведя, Охота на оленя, Охота на лося. Если на лося и оленя тут рассказывать особенно нечего, так как лось просто гигант и похож на камчатского и аляскинского, а олень настолько обычен, что тут и не отличишь на какого ты охотишься, на домашнего или полуодичавшего или совсем дикого, то с медведем все не так просто.
Обычай «чалбаранг» или «хэбээрин» является местным более древним упрощенным вариантом общесеверного «медвежьего праздника», встречавшегося от тихоокеанского Амура до Ямала. Он, видимо, связан с непрерывным присутствием на этой полосе неразлучной тройки Нанай-Хан-Манчжи и Нэнэй-Ханты-Манси (Ман-чи). Присутствие этой тройки в Якутии явно замаскировано дроблением их на мелкие составные: Нанагиры-Майааты, угросамодиязычные Оду, Майа, Маймага, Куп, Дьап (дьабыл), Чап и т. п.
Из-за разительного сходства с голым человеком туши медведя без шкуры, данного зверя вся указанная троица этносов считает родичкой женщины, якобы вышедшей замуж за косолапого. Из той легенды и все условности с живым и убитым медведем. О медведе рассказывали как о полубоге и получеловеке. По тем рассказам, как полубог, он знал все, что о нем думают и говорят. Приводили полубыли о том, как медведь наказывал жаждавших встречи с ним и хвастунов, похвалившихся, что добудет косолапого. Рассказывали много и о доброте и мудрости хозяина тайги. Отсюда, в прошлом никто не смел думать плохо о медведе. Все воздерживались от ругани, даже тогда, когда медведь задирал людей и скот. «Дедушка осудил» (.Сэмэлээтэ) — говорили раненые медведем. Тем не менее, наподобие охоте на львов, добыть медведя равнялось сдаче экзамена на отвагу.
В отличие от тунгусов, охота на медведя у якутов было своего рода видом особого спорта. К нему допускались не все даже из числа профессиональных охотников. Руководитель спорта «эсэхит» (добытчик медведя) отбирал себе учеников из среды промысловиков не только физически закаленных, но и с достаточной нервной закалкой и хладнокровием. При обнаружении малейших симптомов паникерства и робости, забраковывали и отстраняли даже силачей. Высоко ценились быстрота реакций, ловкость и находчивость. Якутский эсэхит был спортом только мужским. А у тунгусов и женщины не только участвовали на групповой облаве, но нередко успешно вступали в единоборство с косолапым. Другое отличие якутского эсэхит от тунгусского составляло добывание медведя преимущественно в берлоге. А тунгусы добывали его и вне берлоги.
Во время промысла медведя все участники полностью переходили на особую жаргонную речь — «харыстал тыл» — язык оберегов. Он заменял условными словами чуть ли не каждое слово обычной речи. Например, «Ыл эрэ, ньыкаа Хара, киргиллэ, кытаанахта хачый, кытарарда тарт (дословно: нежный Черный, возьми дятла, настучи твердого, заряди красное). Данная фраза означала: «Молодой человек, возьми топор, наруби дров, разожги костер». Фрагменты из данного словаря прочтете в книге С. Николаева «Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии». Обнаруживший берлогу сообщает мимоходом в конце обычной беседы: «Уму-хагбы чонготтум» (увидел яму) или «Онгхолу уктээтим» — «Нога угодила в неровность». Услышав ту фразу, эсэхит делает вид будто реплику пропустил мимо ушей. Следующий день уходил на оповещение участников облавы. При этом никаких прямых разговоров об облаве не было. Внешне выглядело так, как будто промысловик зашел просто в гости. Знать о предстоящей облаве он давал молчаливым взглядом и условными незаметными жестами. Секретность была доведена до того, что никто, кроме адресата, не догадывался о готовящейся облаве. Узнавать о последней посторонние должны были только потом. К рассвету следующего дня все участники молчаливо входили в жилище предводителя. Также молча они гуськом за предводителем подходили к берлоге, неся на плечах заготовленные подальше от берлоги, жердяные затычки. Подойдя, руководитель спешил засунуть в устье берлоги все подаваемые по эстафете затычки. Только, закрепив затычки, принимались будить спящего медведя. До полного его пробуждения запрещено было приступить к действиям. Будили из поверия, чтобы другие медведи не напали на них самих в спящем состоянии. И в самом деле, случаев нападения медведей на людей в сонном состоянии встречалось очень редко. В проснувшегося медведя начинали стрелять по очереди. Тут эсэхит на практике обучал своих учеников. Однако для безопасности, облавщики в основном должны были состоять из опытнейших. До огнестрельных ружей, медведя в берлоге умерщвляли ударами копий, что было хлопотно из-за увертывания и самозащиты жертвы. Для неумелых жертва доставалась ценой множества поломанных копий. Нередко жертве удавалось вырваться из берлоги. Тогда пускали на него молчавших на привязи опытных собак-медвежатников. Держать собак на привязи обязаны были ученики. Было это нелегко, ибо медвежатники в те моменты были злее самого косолапого. Сложность составляло то, что на шее медвежатников не должно было быть оставлено ни кусочка веревки. У рвущихся собак веревки разрезали ударами ножа, топора или пальмы. Собака, ушедшая с обрывком веревки, погибала именно из-за веревки, ибо умный хищник не упускал возможности воспользоваться этим изъяном медвежатника. Выскакивание осажденного из берлоги редко обходилось без травм. Вот тут-то и становились спасительными хладнокровие, быстрота реакции, находчивость в действиях. Подчас становились опасными друг для друга растерявшиеся облавщики. Случалось так, что удары пальмой, копьем, топором и выстрелы угождали в своих же товарищей. Выручали здесь вернейшие собаки-медвежатники. Нередко они вырывали раненых из-под лап разъяренного раненого медведя. Обычно на облаву брали не менее двух медвежатников. Чем их больше, тем было надежнее. Опытные медвежатники погибали только из-за глубины снега и малочисленности стаи. Считали, что в данном деле нет равных якутской лайке, способной вступить в единоборство с косолапым один на один в защиту раненого хозяина. Спускаться в берлогу за убитым зверем был обязан самый младший по возрасту из участвовавших впервые на облаве. Это был древнейший обычай воспитания храбрости и хладнокровия. Через него обязаны были пройти все облавщики.
Спуск в берлогу за убитым зверем был подлинным испытанием. Спускаться приходилось без лестницы, обвязавшись вокруг груди страховой веревкой. В случае необходимости, стоящие вне берлоги должны были выдернуть спасаемого за ту веревку. Средство это было не из надежных при необходимости вынужденного бегства от ожившего внезапно зверя или при появлении из-за туши убитого зверя достаточно подросшего и незамеченного звереныша. К тому же в темени берлоги одинаково светились глаза живого и мертвого зверя. Страшен для новичка был и сам способ вытаскивания туши зверя. Требовалось открыть пасть и продеть за клыками палочку. Зажав пасть с той палочкой, на морду зверя надевали удавку спущенной сверху веревки. Удавка, закинутая за палочку, зажимала пасть, а клыки не давали соскользнуть петле, когда за веревку тянули тушу вверх. Теснота и смрад берлоги действовали на нервы новичка с ужасающей силой. И если добавятся ко всему оживание зверя и живого звереныша, иных приходилось вытягивать из берлоги в обморочном состоянии и нередко уже раненого. Однако та школа мужества не отказывалась от данного испытания. После вытягивания туши наверх, испытуемый обязан был передать наверх всю вонючую подстилку зверя и начисто подмести берлогу. Вытащенный ворох подстилок из ветвей уничтожали так, чтобы от них и следа не осталось около берлоги. Таков был нерушимый обычай. Нередко ту же берлогу впоследствии находили облюбованной другим зверем.
При первом проколе ножом для снятия шкуры приговаривали: «Осторожно, деда (баба), острые сучья: не обколись!» Снимающие шкуру должны были работать ножами, стоя только с одного бока туши. Работать, находясь по обе стороны туши, запрещалось, дабы другие медведи в последующих схватках не били обеими лапами по охотнику. Медведей считали левшами, и при схватках особенно остерегались удара левых лап. При лавировании между стволами старались увильнуть вправо. После снятия шкуры, снимали таким же образом и жировой слой туши. Далее шли выемка внутренностей и свежевание без поломки костей.
Чалбаранг — или сэбээрин, т. е. пир медвежатиной был подлинным пиром в смысле получения редкого удовольствия от еды. Сегодняшняя молодежь не знает, что такое подлинный голод, когда люди пухнут и умирают. Ей также незнакомо хроническое недоедание, когда за завтраком мечтают об обеде и ужине и мечта как-нибудь поесть всласть и досыта преследует неотвязно месяцами и годами. Таких не прельщали ни алкоголь, ни наркотики. Подлинно голодному, кроме мечты утолить голод, не бывает желаний.
Дореволюционная и доколхозная Якутия была краем хронического недоедания. Хлебопашества у основных масс якутян не было еще при Р. Мааке, т. е. до середины 19 века. Р. Маак со статистикой в руках называет якутов древоедами и рыбоедами. Короче, основной их едой были древесная кора (заболонь) и озерный гольян (мунду). Эту рыбу мы незаслуженно выкинули на свалку. Ведь, гольян на рожне и гольянные сухари в рыбьем жиру (олорбо — рыбный саламат) не очень уступали по деликатесности шпротам в кильке и в масле. Перед иностранцами мы гордимся, как своей кухней, чужой затирухой (саламаат) и жареным тестом (оладьи), да не всеми приемлемыми потрохами. Предлагать иностранцу потроха одинаково угощению их африканской саранчой и юго-восточными змеями и собачиной. А свои интересные блюда, типа олорбо, мунду на рожне, юкола, копчености и вялености из мяса не замечаем. Стащенные в 60-х годах у Сомоготто перечень блюд сегодня именуют народной и не поняли, что там престижно для чужих и своих. Выходит, все же без автора присвоенности не всегда доводятся до подлинной кондиции.
У домааковских и мааковских древоедов и мундуедов всю жизнь от Диринг-Юряха хронически недоставало жиров — главной защиты организма от рекордных морозов. От маломолочных считанных коров не дождаться было вдоволь масла. При хроническом недокорме мясной забой также не давал достаточного сала. В итоге, арыы-сыа (масло и сало) были редким и всежеланным лакомством якутян. Богатство всех пиршеств измерялось количеством выставленных на стол масла и сала. «У них на свадьбе было столько-то масла и сала», «У Быттыки Марьи столько-то чабычахов масла», «не сало рубить» (сыа кырбыыр буолбатах), «не погреет салом» (сыанан абаабат) — говорили тогда. Почитайте Р. Маака «Вилюйский округ». Тот политику не гнул и говорил сущую правду. Тогда не поверите всяким «научным» и «историческим» байкам о якобы древнем рае у якутов. Краешек того «рая» я лично испытал на себе.
В рассказанном свете поймете, почему медвежьи чалбаранги от Амура до Ямала называли «медвежьими праздниками». Как богатые свадьбы и ысыахи, чалбаранги были единственной возможностью поесть досыта и полакомиться острейшим салом доотвала. И никакого вина и кумыса таковым не требовалось.
Чалбаранг не нуждался в приглашениях. Живших на доступном расстоянии было немного и каждый пожелавший имел право приходить без приглашения. Обычай древнего нимаата считал добытого медведя не личной собственностью добытчика. Последний и шкуру обязан был подарить самому старшему или прекрасной особе. При желании у последней было преимущественное право на красивую шкуру, если добытчик был не женат.
Пиршество начиналось с одновременного кормления огня и эсэкээна. Произношение любого вида алгысов тут было запрещено. Огонь и эсэкээна кормили молча и обильно. Эсэкээном называли голову самого медведя, положенную на особый стол, поставленный на почетном углу жилища. У стола была единственная ножка, украшенная поперечными линиями древесным углем. При «кормлении» нос и рот головы зверя натирали коровьим маслом, а в огонь брызгали кровь и жир медведя. При этом все хором кричали «хуух!». Первый кусок сала и мяса каждый отправлял в рот с возгласом «хуух!», некоторые крик «хуух!» сопровождали взмахом рук как крыльями. Это означало, что медвежатиной лакомятся не люди, а вороны лесные. После трапезы каждому уходящему давали по куску медвежатины в виде гостинцев их домашним. Так, от туши часто не оставалось ничего для самих добытчиков. Это был ненарушимый закон древности. Даже в мыслях добытчик не имел права роптать, опасаясь грядущего невезения в промысле. Подобный нимат под названием «тараан» (от «тарбат» — «раздача»), распространялся и при забое коров и лошадей на мясо — признак сравнительно недавней охоты и на этих животных, как на медведя. Поговорку о той раздаче мяса по обычаю «тараан», А. П. Окладников в I томе «Истории ЯАССР» перевел как просо (тараан буолан тарбаммыт). На деле же та поговорка лишь жаловалась на разорительный характер обычая «тараан». А. П. Окладникову, не раздававшему чуть ли не без остатка мясо собственного забойного скота, откуда было знать о разорительности для якута того вида нимаата.
Был поучителен обычай с кабаргой (буучээн). Это маленькое, величиной с зайчика, красивое животное чуть ли не полностью истреблено из-за целебной «кабарговой струи». В смысле мясности, одной тушкой кабарги не накормить многих голодных. Когда такая малютка попадала в самолов, предназначенный для лося, устраивали совершенно всерьез уморительную сценку. Привезя ее к урасе, жильцам урасы подавали условные сигналы, применяемые в случаях добычи самого крупного жирного лося локой, т. е. подойдя к двери, не входили, а стучали. На вопрос: «Кто там?» отвечали: «Пришел Байанай, только двери малы — не влезает». Хозяйка и малыши с радостным смехом кидались кормить огонь со словами: «Спасибо Байанаю!». Подросший сын принимался демонстрировать
имитацию стесывания части дверного косяка и вынужденной разборки части входа для втаскивания в жилище слишком крупногабаритной добычи. Затем все присутствующие инсценировали якобы непосильность поднять тяжеловесную и «невлезающую» в дверь тушку, «кое-как» втащив «великую» добычу, приплясывая «хук-хук» скандировали: «Добро пожаловать к нам, щедрый Байанай». Обряд заканчивался кормлением личного промыслового божка охоты. Данный обычай приучал одинаково радоваться великим и малым дарам. Считалось, что бог охоты благоволит радушным и благодарным, гневясь на недовольных: и равнодушных.
Из охотничьих приведу еще один колоритный обычай — обычай со стерхом. Стерха считали птицей и счастья, и несчастья. Принято было считать, что увидеть и услышать, не вспугнув брачный танец стерхов, может только счастливчик. Нечаянно вспугнутые в брачном танце стерхи, считалось, уносили часть счастья виновника. Добывать стерхов разрешалось только во внебрачное время и после окончательного подрастания птенцов. Убивать стерха во время брачного танца считалось непоправимым грехом. Добывший предупреждал своих домашних стуком не в дверь, а в окно. Здесь запрещалось проявлять шумную радость. Молча накормив огонь, хозяйка через окно передавала добытчику женское платье и платок. Не спеша одев в ту одежду, добытчик передавал стерха через открытое окно хозяйке со словами: «Прилетела невестка. Принимай гостью». Хозяйка, усадив «невестку» за почетный стол, принималась угощать и обхаживать словно живую невестку. Обряд был утомителен и долог, но никто не смел сокращать его. Только через день, когда «выспится невестка», стерх шел в пищу как обычная дичь.
Стерх считался живой богиней тех, кто родился от богов Песни и стихосложения «Ырыа тордуттэн». Для тех стерх был полностью табуированной птицей с большим количеством условностей и обрядов. Их можно описать только в виде самостоятельной книги. Вообще, быть рожденным от ырыа тордо считалось несчастьем, ибо счастье таковых должно было состоять лишь из успехов в творчестве, сопровождаясь сплошными невезениями в личной жизни. «Он или она — из ырыа тордуттэн» — говорили про таковых с печальным сочувствием.
РЫБАЛКА В ЯКУТИИ
Якутская рыбалка рассказ отдельный, длинный и особенный, потому как рыба здесь знатная, от гиганта тайменя до хариуса и чира. Сюда откровенно едут и за рыбой, чтобы наловить ее побольше или скупить у местных. В связи с этим не мешает воспользоваться советами якутских профессионалов о сохранении рыбы в жару.
Прежде всего, улов необходимо положить в прохладное место, чем раньше он туда попадет, тем дольше его можно сохранить. Промедление в течение нескольких часов может сократить сохранность рыбы на несколько суток. Лучше всего свежую рыбу сразу охладить на льду или между кусочками льда. Лед надо иметь чистый, мелкий, с неострыми краями. Свежая разделанная рыба сохраняет во льду все вкусовые качества более недели. Наилучшая температура для хранения свежей рыбы -1 *С. Не следует допускать размораживания рыбы — это сильно ухудшает ее вкусовые качества.
При домашнем использовании рыбы и для ее транспортировки обычно не пользуются льдом. Для доставки на близкое расстояние и при хранении в течение нескольких часов пользуются корзиной или другой вместительной емкостью. Рыбу заворачивают в чистую и сырую материю или листы ревеня, перекладывают крапивой или ветками ольхи (листья и ветки ольхи предпочтительнее крапивы, так как жидкость из иголочек крапивы частично разогревает тело рыбы, одновременно являясь отличным консервантом, а ольха выделяет консервирующие вещества, не нагревая тело рыбы). Все это нужно постоянно держать сырым — при испарении воды температура в корзине ниже, чем температура воздуха. В дороге хорошо перевозить и недолго хранить свежую рыбу в походной сумке-морозильнике. При возможности иметь сухой лед длительность хранения в сумке увеличивается.
К посуде для транспортировки свежей рыбы предъявляются требования, которые нельзя игнорировать. Посуда обязательно должна быть чистой и достаточно большой, чтобы рыба в ней лежала свободно. Если для временного хранения улова пользуются льдом, то необходимо обеспечить сток воды, появляющейся при его таянии. Полиэтиленовые мешки годятся для транспортировки рыбы только на очень короткое время. Если в полиэтиленовый мешок, имеющий отверстия для доступа воздуха, класть рыбу со свежими листьями ольхи, крапивы и т. п., то тем самым можно продлить срок сохранения ее вкусовых качеств.
В сильную жару и при невозможности сохранить рыбу свежей, рыболову необходимо ее подсушить, или, как говорят, обветрить. Для этого следует выполнить определенную последовательность действий:
1. Удаляют жабры пойманной рыбы. У нестойких к жаре видов рыб (плотва, язь и др.) вместе с жабрами удаляют и внутренности, но не вскрывая брюшной полости, а через рот, предварительно сделав надрез около анального отверстия. Потрошить рыбу необязательно, чешую не трогают, а, наоборот, сохраняют этот покров без повреждений.
2. Плотно закрепляют жаберные крышки, дабы избежать проникновения бактерий внутрь рыбы.
3. Если рыба снаружи чиста, не следует ее мыть. Нужно стараться держать рыбу подальше от сырости и воды. Она очень легко впитывает влагу, способствующую ускорению процесса разложения белков и жира.
4. Обсушивают всю поверхность рыбы. Для этого она выкладывается на сухое, ярко освещенное солнцем место. Через 2-3 минуты сушки рыбу переворачивают на другую сторону. У более крупных рыб подсушивают отдельно спинку и живот. Подсушку проводят до тех пор, пока вся поверхность рыбы не станет совершенно сухой, но не нагревая ее на солнце. Важно, чтобы эти операции проводились в наиболее сухом и вентилируемом месте, а тушки не соприкасались одна с другой.
5. После окончания подсушки, рыбу убирают в тень и покрывают куском кисеи, марли, закрыв доступ мухам. В конце приготовлений рыба примет внешне непривлекательный вид деревяшки, сухой снаружи и как бы дряблый внутри. Однако огорчаться не следует.
6. Подсушенную рыбу убирают в рюкзак или просторный мешок, переложив лапником. Дома ее выкладывают в таз с холодной свежей водой и выдерживают 3-5 минут. За это время подсушенный покров размокнет и рыба примет свой естественный вид.
Каждый рыболов может убедиться в том, какую роль для сохранения рыбы играет чистота и защита от воды и сырости. Действие подсушки объясняется тем, что тело всякой рыбы покрыто защитной слизью. Под лучами солнца эта слизь засыхает и образует твердую и плотную оболочку, как бы герметически закрытый чехол. Закрытые жабренные крышки и рот после высыхания слизи образуют с туловищем единую массу. Через такую защиту микробам трудно проникнуть внутрь к белкам и рыбьему жиру. Лучи солнца настолько быстро подсушивают слизь, что тело рыбы не успевает нагреться, а микробы погибают непосредственно в слизи. А это важно, для избежания «брожения» рыбы изнутри.
В пасмурные дни приходится довольствоваться обветриванием рыбы.
В дороге и на месте ловли можно применять такие природные материалы для сохранения улова как осока, крапива, ветки черемухи, ветки ольхи, нерезаные дольки чеснока, кашица из хрена или лука; хорошо помогает тряпка пропитанная чуть подслащенным уксусом, в которую заворачивают присоленную рыбу.
Надежный способ сохранения свежей рыбы — замораживание, желательно сразу же после разделки. Рыбу, предназначенную для замораживания, нельзя солить. Быстрое замораживание производят при температуре -15 «С, а затем сохраняют при температуре -1 °С. Предварительно рыбу заворачивают в плотную бумагу или кладут в полиэтиленовые мешки и завязывают.
Вмораживание рыбы в кусок льда имеет недостаток — при оттаивании мясо рыбы становится водянистым. Если использовать этот способ, то лучше в кусок льда вмораживать пакет с рыбой.
Из практики замораживания и содержания рыбы в морозильниках известно, что вкусовые качества у нее сохраняются долго. Постная рыба хранится дольше чем жирная. В сыром виде хорошо замороженная рыба сохраняются в домашних морозилках до полугода.
ОХОТА В ЯКУТИИ: ПРАВИЛА ОХОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ САХА
Сезон весенней охоты в Якутии начался. Открытие весенней охоты в Республике Саха (Якутия) зависит от расположения охотничьих угодий. В весенний сезон охоты 2013 в Якутии можно охотиться на гусей, селезней уток. Также на весенней охоте в Якутии разрешена охота на глухаря и охота на тетерева. Подробнее о сроках весенней охоты в Якутии по группам улусов (районов) читайте ниже.
Как пояснили нам в Департаменте охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия), прежде всего охотник-любитель независимо от того, кого он собирается добыть, должен иметь охотничий билет. Оформить охотничий билет сейчас можно как непосредственно в департаменте, так и через многофункциональный центр (МФЦ), предъявив паспорт и заполнив заявление установленного образца. Документ выдается заявителю в течение двух-пяти дней. После получения охотничьего билета единого образца его владелец автоматически заносится в федеральный реестр как член охотничьего сообщества страны, а значит, имеет право охотиться на всей территории РФ. В скором времени представителям коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, в охотничьем билете будет проставляться печать, позволяющая промышлять без разрешения (раньше лицензия), но это произойдет после принятия определенных процедур.
ОХОТА И РЫБАЛКА В ЯКУТИИ САХА: ГДЕ И КАК ОХОТИТЬСЯ В ЯКУТИИ — ПРАВИЛА ОХОТЫИтак, любитель охоты в Якутии, имеющий охотничий билет, должен уточнить сроки (сезон) охоты на тот или иной вид животного или птицы, взять путевку на их добычу. Последняя берется либо у охотпользователей, владеющих охотничьими угодьями, либо у охотинспекторов, дающих право стрелять в так называемых местах общедоступной охоты. Разумеется, каждый стрелок обязан иметь разрешение на оружие. В Якутии общедоступные места для охоты есть во всех районах, например, в Намцах таковых почти половина охотугодий, в Хангалассах — 20 процентов.
Далее для охоты в Якутии нужно заплатить 400 рублей госпошлины. Если вы собираетесь на охоту на лося в Якутии, доплачиваете еще 1,5 тысячи рублей — так называемый сбор за животный мир. При выдаче разрешения на отстрел зверя (птицы) на своей территории охотпользователь вправе устанавливать свои расценки, исходя из количества живности и дней нахождения на охоте.
В Департаменте охотничьего хозяйства настоятельно рекомендуют вчитаться в пункт «Сведения о добытых ресурсах» на обратной стороне разрешения (лицензии). Согласно ему, охотник, добывший того или иного зверя, должен обязательно вернуть данный корешок с указанием количества добытого трофея в департамент или по месту получения разрешения. Это позволяет вести учет изъятых из природы объектов охотничьего мира, пояснили нам. Если человек будет уличен в незаконной охоте в Якутии (добыл больше или стрелял в животных в запрещенные сроки), об этом будет указано в федеральном реестре, так как он является владельцем охотбилета единого образца.
Что касается предстоящей весенней охоты в Якутии, то, как предполагают в департаменте, особых изменений в правилах не ожидается. Так, предварительно в южных, центральных улусах, в том числе в Якутске, пальба по птицам начнется, как и обычно, 8 мая.