Как только охотники вернулись домой пошел снег с дождем

Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

Теория к заданию 16 по русскому языку ЕГЭ:

Алгоритм выполнения задания 16:

  1. Выделите основы.
  2. Вставьте знаки препинания, если это потребуется.
  3. Выпишите номера предложений, в которых одна запятая.

За правильное выполненное задание сможешь получить 2 балла.

Задачи для тренировки

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ДВЕ запятые. Запишите номера этих предложений.

  1. Екатерина любит ягоды и фрукты.
  2. Она любит не только горький но и белый шоколад.
  3. Женя понимает что скоро наступят холода и ей срочно нужно купить новый пуховик.
  4. Она любит и бегать и прыгать и плясать.
  5. Они не оценили ни иронии ни сарказма ни черного юмора.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Она не любит ни дождь ни снег.
  2. Тишь да гладь.
  3. Мы то шли то бежали то делали небольшие остановки.
  4. Ульяна посмотрела в окно и увидела невероятно красивый рассвет.
  5. Маленький да удаленький.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Нам не страшен ни холод ни зной.
  2. У Олега аллергия и на апельсины и на мандарины и на ананасы.
  3. Ей нравятся цитрусовые и цветочные запахи и мягкие игрушки.
  4. Игорю нравятся боевики триллеры и фильмы ужасов.
  5. Там скучно и холодно.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Он осознал что скоро наступит зима и пойдет снег.
  2. Все вокруг скрипело звенело свистело.
  3. Они разговаривали то на повышенных тонах то шепотом.
  4. А белка песенки поёт да орешки все грызёт.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Андрей не успел ни помыть посуду ни протереть пыль ни полить цветы.
  2. Вчера играла музыка и были танцы.
  3. Надеюсь скоро будут дожди и начнут появляться грибы.
  4. В маленьких городах хорошие или плохие новости становятся известны всем в кратчайшие сроки.
  5. Когда мы дошли до пункта назначения было темно и все спали.

ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Март — самое начало в е сны. Сне г ещё (1) глубокий, но очень рыхлый. Птиц ы перелетают (2) к о рмит ь ся из леса на бе с крайние весенние (3) поля. Они ищ у т те места, где в и дны ч ё рные проталины з е мли. За я ц с трудом скач е т по снегу (4) . Он пр о валивае тс я до земли и св о им брюхом п о дламывает наст.

С неба вместо снега уже капает дождь. Л е тят вни з капли, св е ркают и га сн ут на снежном п о крывал е . И от этого сне г ст а нов и тся мокрым и з е рнистым.

На р а змытой дорог е видн ы последние остатки льда. Они похож и на хру п кие чере п ки. И на этих л е дяных обломках за я ц оставил едва з а метные сл е ды, когда пер е б и рался чере з д о рогу ноч ь ю.

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

перелетают (2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

Читайте также:  Охота как тропить зайца

(на) весенние (3) (поля)

1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Заяц с трудом скачет по снегу. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).

Поставьте знак ударения в следующих словах:

(они) н А чали, кауч У к, полож И ла, позвон И т

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. мест. глаг. прил. сущ
Над головой у нас свистел ледяной ветер.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Возьмите меня с собой ребята
  2. Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
  3. Мне сказали что автобус будет только через час
  4. Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.

  1. Составление схемы предложения :

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
  2. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  3. Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
  4. Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Туча поднялась и заслонила всё небо
  2. Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
  3. Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
  4. Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17) Роман пожал плечами.

— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…

— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…

— (22) Потому что мы люди…

(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Человек не должен забывать о благодарности.

Задание 9

Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?

Ответ

Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.

Ответ

Задание 12

В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.

Читайте также:  Ствол нарезной для охоты

Как только охотники вернулись домой пошел снег с дождем

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Родник весело зазвенел вырвавшись из тёмных глубин земли.

2) Запел хрустальную песенку родник обрадованный человеческой заботой.

3) Выпив родниковой воды усталые путники сели на мягкий ковёр травы.

4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Друзья, вы делаете доброе дело, помогая обустроить место вокруг родника;

2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.

ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.

Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Мы замолчали опасаясь нового всплеска гнева.

2) Дружки свернули с дороги и пошли к лесу оглядываясь по сторонам.

3) Михаил куда ты дел конфеты купленные мамой?

4) Стихает гул прекращающегося дождя и небо проясняется.

1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: Михаил, куда ты дел конфеты, купленные мамой?

2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: Первая запятая при обращении, вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Через леса поля и степи к стройкам идут поезда гружённые оборудованием и машинами.

2) Снявшиеся с якоря мелкие суда уходили в дозор.

3) Распустившиеся волокна ковыля при лёгком дуновении ветерка колеблются и струятся слегка серебристою зыбью.

4) Пылает земля покрытая опалённой травою.

1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: Через леса, поля и степи к стройкам идут поезда, гружённые оборудованием и машинами.

2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между однородными обстоятельствами, вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Старик заплакал прощаясь со мной.

2) Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха.

3) Растаяв на солнышке снег превращается в стремительные бурные потоки воды.

4) Ходил Калиныч нескоро но большими шагами.

1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: растаяв на солнышке, снег превращается в стремительные, бурные потоки воды.

2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая между однородными определениями

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Окружённый со всех сторон русской армией неприятель продолжал защищаться.

2) Каждый листик был густо усыпан беловатыми каплями воды ещё не выпитыми солнцем.

3) Когда ты Света планируешь собираться в дорогу ведь времени осталось мало?

4) И пока он так говорил большая птица низко пролетела над кустом громко вскрикнув.

1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: и пока он так говорил, большая птица низко пролетела над кустом, громко вскрикнув.

2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.

Как только охотники вернулись домой пошел снег с дождем

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В час ночи, зимней, деревенской, до кабинета доносится из дальних комнат жалобный детский плач. (2)Дом, усадьба, село — всё давно спит. (3)Не спит только Хрущёв, он сидит читает, порою останавливает усталые глаза на огнях свечей:

Читайте также:  Устройство для запуска патронов сигнал охотника

— (4)Как всё прекрасно! (5)Даже этот голубой стеарин!

(6)Огни, их золотисто-блестящие острия с прозрачными ярко-синими основаниями, слегка дрожат, — и слепит глянцевитый лист большой французской книги. (7)Хрущёв подносит к свече руку — становятся прозрачными пальцы, розовеют края ладони. (8)Он, как в детстве, засматривается на нежную, ярко-алую жидкость, которой светится и сквозит против огня его собственная жизнь.

(9)Плач раздаётся громче — жалобный, умоляющий.

(10)Хрущёв встаёт и идёт в детскую. (11)Он проходит тёмную гостиную, — чуть мерцают в ней подвески люстры, зеркало, — проходит тёмную диванную, тёмную залу, видит за окнами лунную ночь, ели палисадника и бледно-белые пласты, тяжело лежащие на их чёрно-зелёных мохнатых лапах. (12)Дверь в детскую отворена, лунный свет стоит там тончайшим дымом. (13)В широкое окно без занавесок просто, мирно глядит снежный озарённый двор. (14)Голубовато белеют детские постели. (15)В одной спит Арсик. (16)Спят на полу деревянные кони, спит на спине, закатив свои круглые стеклянные глаза, беловолосая кукла, спят коробки, которые так заботливо собирает Коля. (17)Он тоже спит, но во сне поднялся в своей постельке, сел и заплакал горько, беспомощно — маленький, худенький, большеголовый.

— (18)В чём дело, дорогой мой? — шепчет Хрущёв, садясь на край постельки, вытирая платком личико ребёнка и обнимая его.

(19)Ребёнок прижимается к нему, дёргается от всхлипываний, понемногу затихает. (20)Что это будит его вот уже третью ночь?

(21)Луна заходит за лёгкую белую зыбь, лунный свет, бледнея, тает, меркнет — и через мгновение опять растёт, ширится. (22)Опять загораются подоконники, косые золотые квадраты на полу. (23)Хрущёв переводит взгляд с пола, с подоконника на раму, видит светлый двор — и вспоминает: вот оно что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега, поставили среди двора, против окна своей комнаты! (24)Днём Коля боязливо радуется на него (это человекоподобный обрубок с бычьей рогатой головой и короткими растопыренными руками); ночью, чувствуя сквозь сон его страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими слезами. (25)Да, снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стёкла: рога поблёскивают, от головы, от растопыренных рук падает на яркий снег чёрная тень. (26)Но попробуй-ка сломать его! (27)Дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает понемногу: скоро весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные крыши.

(28)Хрущёв осторожно кладёт ребёнка на подушку и осторожно выходит. (29)В прихожей он надевает оленью шапку, оленью куртку, застёгивается, поднимая чёрную узкую бороду. (30)Потом отворяет тяжёлую дверь в сени, идёт по скрипучей тропинке за угол дома. (31)Луна, невысоко стоящая над редким садом, что сквозит на белых сугробах, ясна, но по-мартовски бледна. (32)Раковинки лёгкой облачной зыби тянутся кое-где по небосклону. (33)Тихо мерцают в глубокой прозрачной синеве между ними редкие голубые звёзды. (34)Молодой снежок чуть запорошил крепкий, старый. (35)От бани в саду, стеклянно блещущей крышей, бежит гончая Заливка. «(36)Здравствуй, — говорит ей Хрущёв. — (37)Мы одни с тобой не спим. (38)Жалко спать, коротка жизнь, поздно начинаешь понимать, как хороша она. »

(39)Он подходит к снегуру и медлит минуту. (40)Потом решительно, с удовольствием ударяет в него ногою. (41)Летят рога, рассыпается белыми комьями бычья голова. (42)Ещё один удар — и остаётся только куча снега. (43)Озарённый луной, Хрущёв стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки, глядит на блещущую крышу. (44)Он наклоняет к плечу своё бледное лицо с чёрной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска. (45)Потом поворачивается и медленно идёт по тропинке от дома к скотному двору. (46)Двигается у ног его, по снегу, косая тень. (47)Дойдя до сугробов, он пробирается между ними к воротам. (48)Он заглядывает в щель, откуда резко тянет северным ветром. (49)Он с нежностью думает о Коле, думает о том, что в жизни всё трогательно, всё полно смысла, всё значительно. (50)И глядит во двор. (51)Холодно, но уютно там. (52)Под навесами сумрак. (53)Сереют передки телег, засыпанные снегом. (54)Над двором — синее, в редких крупных звёздах небо. (55)Половина двора в тени, половина озарена. (56)И косматые белые лошади, дремлющие в этом свете, кажутся зелёными.

* Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Оцените статью
Adblock
detector