Богиня Диана в римской мифологии. Кто она?
Пантеон римских языческих богов включает в себя 12 основных представителей женского и мужского пола. В этой статье мы узнаем, кто такая богиня Диана. И познакомимся с похожими на нее богинями, встречающимися в мифологии других стран.
Древняя богиня Диана
Римские мифы гласят, что Диана — дочь Латоны (титанида, богиня ночи и всего сокровенного) и Юпитера (бог грозы, неба, дневного света). У нее есть брат-близнец Аполлон.
На картинах и иллюстрациях Диану изображают в струящейся тунике. Ее тело стройное, длинные волосы спадают по плечам или собраны на затылке. В руках она держит лук или копье. На изображениях деву почти всегда сопровождает пес или олень.
В первую очередь, в римской мифологии Диана — богиня охоты, плодородия. Олицетворение женственности и красоты. Ее прямая обязанность — охранять природу, покровительствовать ей, поддерживать равновесие. Со временем деву стали воспринимать, как богиню Луны.
Диана славится своим целомудрием. Мифы рассказывают, что однажды ее нимфу Каллисто соблазнил Юпитер. Девушка забеременела. Когда об это прознала Диана, она превратила несчастную в медведицу и натравила на нее свору собак. К счастью, Каллисто была спасена богом неба, который превратил ее в созвездие Большой Медведицы.
Поклонение Диане
Почиталась богиня Диана в Риме весьма своеобразным образом. Для начала стоит отметить, что поклонение богине охоты не снискало популярность у правящих классов. Зато, благодаря тому, что первый ее храм возвели в месте, населенном бедняками, она стала покровительницей рабов и людей с небольшим достатком.
Известно, что поклонение Диане иногда требовало человеческих жертв. Например, любой беглый раб или преступник мог получить кров в святилище богини охоты, находившемся неподалеку от озера Неми. Однако для этого требовалось стать жрецом, что было равносильно убийству своего предшественника.
Мифы о Диане
С поклонением Диане связан один из мифов. Считалось, что дивная белая корова пастуха Антрона обладает чудесными свойствами. Тот, кто принесет ее в жертву в храме на Авентине, получит безграничную власть над всем миром.
Узнав об этой легенде, царь Туллий при помощи жреца храма Дианы обманом завладел коровой. И собственноручно принес ее в жертву. Рога животного долгие века украшали стены храма.
Другой миф рассказывает о несчастном юноше Актеоне, которому не повезло увидеть богиню Диану купающейся.
Однажды Актеон вместе с друзьями охотился в лесу. Стояла ужасная жара. Друзья остановились в чаще леса, чтобы отдохнуть. Актеон же вместе с охотничьими псами отправился на поиски воды.
Юноша не знал, что леса Киферона — владения богини Дианы. После небольшого путешествия он наткнулся на ручей и решил проследовать к его истоку. Свое начало поток воды брал в небольшом гроте.
Актеон вошел в грот и увидел нимф, которые готовили Диану к купанию. Девы быстро накрыли богиню, но было слишком поздно — юноша успел увидеть красоту обнаженной покровительницы охотников.
В качестве наказания богиня Диана превратила его в оленя. Перепуганный юноша не сразу осознал, что с ним случилось. Он помчался обратно к ручью и лишь там, увидев свое отражение, понял, в какую беду попал. Почуяв запах дичи, собаки Актеона напали на него и загрызли.
Богиня Диана в греческой мифологии
Как известно, римский и греческий пантеон богов схожи. Многие боги выполняют одни и те же функции, но называются по-разному.
Греческая богиня Диана известна, как Артемида (покровительница охоты и всего живого на земле). Также ее отождествляют с Гекатой (богиней лунного света, преисподней, всего тайного) и Селеной (богиней луны).
Диана также носила имя «Тривия», что значит «богиня трех дорог». Изображения охотницы размещали на перекрестках.
Диана в искусстве
Образ Дианы (Артемиды) широко использовался в литературе, живописи, скульптуре.
Греческий вариант богини упоминается в произведениях Гомера и Еврипида. Молитвы к ней возносит героиня Джеффри Чосера из «Кентерберийских рассказов» В «Героиках», принадлежащих перу Вергилия, есть сюжет, рассказывающий о соблазнении Дианы Паном.
Часто ее образ использовал в своих пьесах великий Уильям Шекспир. С Дианой мы встречаемся в «Перикле, принце Тира», «Двенадцатой ночи», «Много шума из ничего».
Популярна Диана и среди художников, скульпторов. В своих работах они в основном иллюстрировали мифологические сюжеты.
К списку картин с охотницей в главной роли, написанных самыми известными художниками, можно отнести такие работы: «Диана, купающаяся с ее нимфами» Рембрандта, «Диана и Каллисто» Тициана, «Диана и ее нимфа, отступающая от охоты» Рубенса.
Известные скульптурные изображения покровительницы природы принадлежат Кристофу-Габриэлю Аллегрэйну, Августу Сэйнт-Годенсу.
Дошли до наших дней и скульптуры неизвестных древнегреческих авторов. На них богиня охоты изображена стройной, воинственной девушкой. Ее волосы собраны сзади, тело прикрыто туникой. В руках держит лук, за спиной — колчан. Сопровождает богиню олень.
Образ Дианы активно используется в современных фильмах, играх, телесериалах.
Диана
История персонажа
Диана — персонаж римской мифологии, богиня луны и охоты, охраняющая растительный и животный мир, покровительница будущих матерей. Римляне заимствовали многое из греческой мифологии: так, богиня обрела черты греческих богинь Артемиды и Селены, а позднее — и Гекаты. Образ получил популярность в искусстве античности и классицизма.
История происхождения
Культ богини имеет греческое происхождение. В римской мифологии о биографии героини сообщается, что Диана — дочь титаниды Латоны и бога Юпитера. Мать девушки считалась богиней ночи и ведала сокровенным, Юпитера древние римляне называли богом грозы, неба и дневного света. Как и в греческой мифологии, так и в Риме братом-близнецом богини выступал Аполлон. В ранних римских мифах Диана олицетворяла те же качества, которые были присущи греческой Артемиде, богине охоты.
Неслучайно найденные античные изображения и скульптуры представляют Диану с луком и копьем. Охота, согласно мифам, была основным занятием богини. Кроме того, рядом с римской охотницей традиционно рисовали или ваяли пса или оленя — ведь она считалась и богиней животных. Как и многие богини, девушка демонстрировалась стройной, в струящейся тунике, с ниспадающими на плечи или собранными на затылке волосами. Ей присуща красота и молодость.
Позднее в культе богини появились черты греческой Селены, являвшей собой олицетворение луны и ночи, а затем и Гекаты, считавшейся властительницей тайны и магии. Древние греки довольно часто отождествляли Селену и Гекату, наделяя богинь схожими функциями. Также в мифологии использовалось прозвище Тривия — то есть богиня трех дорог. Римляне полагали, что богиня равновелика как на земле, так и на небе и под землей. Изображения покровительницы охоты и плодородия часто ставились на перекрестках, подчеркивая власть божества на перекрестках миров.
В кругах римской аристократии культ Дианы не получил популярности, считался чужеземным. Но римские рабы почитали это божество. Царем Сервием Туллием, который, по легенде, родился рабом, на холме Авентин в Риме был построен храм в честь Дианы. Дата основания храма стала с этого времени считаться праздником рабов. Здесь приносились жертвы и совершались различные ритуалы.
Мифы и легенды
Диана — олицетворение луны, которая известна целомудренностью. Поэтому на протяжении веков девушка противостоит Венере. Богиня любви, покровительствующая распутникам, вызывает у Дианы презрение и негодование. Часто достается от принципиальной девушки и Купидону. Чтобы спастись от проделок маленького божества, Диана носит при себе щит, отражающий любовные чары.
Правда, подобная защита срабатывает далеко не всегда. Во время одной из ежевечерних прогулок богиня охоты наткнулась на спящего юношу по имени Эндимион. Молодой человек, красота которого заворожила юную охотницу, проснулся от легкого поцелуя. Вскочив, Эндимион не обнаружил поблизости живого человека, только серебряная луна ярко светила над головой.
Подобные встречи и тайные поцелуи стали привычным ритуалом для Дианы. Обезумев от желания обладать прекрасным юношей, богиня погрузила Эндимиона в вечный сон и перенесла в собственный тайный грот. Теперь красавица могла любоваться мужчиной в любое время. Впрочем, вскоре девушка нашла новый объект для воздыхания. Во время прогулки богиня растительного и животного мира встретила охотника Ориона. Общие интересы сблизили молодых людей, что не укрылось от Аполлона. Старший брат, который относился к сестре с трепетом и нежностью, не одобрил выбор Дианы, ведь Орион был известен в Риме как ловелас.
Уговоры и увещевания не действовали на богиню. Тогда брат пригласил Диану к себе, чтобы посоревноваться в стрельбе из лука. Мишенью брат и сестра выбрали темный предмет, покачивающийся на волнах в океане. Стрела Дианы попала в цель. А позже девушка обнаружила, что застрелила собственного возлюбленного. Дабы искупить вину, богиня поместила Ориона и его верного пса Сириуса на небо.
Несмотря на влюбчивость, богиня не предавала собственные принципы. Девушка не допускала близости со смертными и богами. Даже посмотреть на голую Диану считалось преступлением. За подобный промах поплатился другой охотник — Актеон. Мужчина, возвращавшийся с прогулки, наткнулся на озеро, в котором резвилась Диана с подругами. Увидев смертного, который любуется ее телом, обнаженным бюстом, девушка превратила охотника в оленя. Бедного юношу растерзали собственные собаки, принявшие хозяина за дичь.
Принципиальностью отличалась не только сама богиня, но и почитательницы Дианы. Нимфа Каллисто, которая привлекла Юпитера, не поддавалась на уговоры владыки Олимпа. Желая завладеть девушкой, бог принял образ собственной дочери. После тесного общения Каллисто и мнимой богини охоты нимфа забеременела. Узнав о произошедшем, разгневанная Диана навсегда изгнала нимфу из собственного окружения.
Образ Дианы в культуре
Образ прекрасной богини получил широкое распространение в искусстве. Наиболее известное изображение богини — скульптура «Диана Версальская». Статуя датируется IV в. до н. э., хранится Лувре. Образ богини популярен в живописи. Так, например, сюжет купания девушки изображен на полотнах Яна Вермеера, Абрахама Кёйленборха, Жана-Франсуа де Труа и других художников.
Мифы о Диане.
Римская Диана, во многом похожая на греческую Артемиду, безусловно была лунной богиней, повелительницей лесов и диких животных. Она не допускала фамильярности по отношению к себе. Будучи сестрой Аполлона (Солнца), она была противоположностью своему брату. Их матерью была Латона, отцом — Юпитер, а родились они на горе Синтия, что на острове Делос.
На Крите и в соседних странах эту богиню называли Бритомартис и Диктинна. На Крите ее священным растением считался дикий бадьян, названный ее именем (диттания). У нее были и другие имена: Диона, Немо-ренсис и Немертона (Богиня Лунной Рощи). Этой богине принадлежала святыня оракулов в Додоне, покуда власть над ней не перешла в руки Зевса. В Италии, среди лесов, расположено уединенное озеро Неми, на берегах которого когда-то стоял ее прекрасный храм.
Богиню часто изображали с полумесяцем на лбу, облаченную в короткую белую тунику, вооруженную луком, и сопровождаемую собаками и оленями. Бегущие рядом с ней нимфы символизировали беззаботную, вечно юную часть человеческого разума и человеческой души.
Когда Диана проявляла свойственную ей слабость к музыке, танцам, пению, игре на флейте и лире, ее окружали музы и грации. Богиня также считалась целительницей, охотно приходящей на помощь тому, кого она считала достойным ее внимания.
—
Диана — богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева — богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия — это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать¬ дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны — Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты — лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства — аллегорический поединок, изображаемый в витражах готических церквей, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости. Диана де Пуатье, возлюбленная французского короля Генриха II, иногда изображается в облике богини Дианы (с ее атрибутами).
Диана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу — птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.
Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).
Вергилий в «Героиках» (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.
Диана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее «та, которая достигает цели на расстоянии», и поэтому связана с «Проклятым охотником» (таким, как Вотан). В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов . Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами — известный «трехвидный» символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных «побуждений» человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в «Ипполите» Эврипида.
Диана носила эпитет «Тривия» — «богиня трех дорог» (изображения помещали на перекрестках дорог) и «богиня тройной власти» (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровитель¬ницей Латинского союза.
Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies.
Источник интернет: Мифы о Диане.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.08.2013. ***
- 29.08.2013. ***
- 28.08.2013. Соловьям не петь, а шёпотом каркать,
- 27.08.2013. Да! Красива, сладка была, сея мечта.
- 26.08.2013. Тем, кто грустит в интеДА! VVV 201
- 25.08.2013. ***
- 15.08.2013. ***
- 14.08.2013. Мифы о Диане.
- 13.08.2013. ***
- 07.08.2013. ***
- 03.08.2013. На утро.. прозреет мудрец.. и дурАк!
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+