- Название книги
- Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек
- Усачев Андрей Алексеевич
- КАК СОНЯ УСТРОИЛА РЫБАЛКУ
- КАК СОНЯ УСТРОИЛА РЫБАЛКУ
- Читайте также
- КАК СОНЯ НАУЧИЛАСЬ РАЗГОВАРИВАТЬ
- КАК СОБАЧКА СОНЯ НЮХАЛА ЦВЕТЫ
- КАК СОНЯ ПОЙМАЛА ЭХО
- СОНЯ И САМОВАР
- КАК СОНЯ УЧИЛАСЬ ЧИТАТЬ
- КАК СОНЯ ПОТЕРЯЛА ВСЁ НА СВЕТЕ
- КАК СОНЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДЕРЕВО
- Глава первая ТОМИ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА РЫБАЛКУ
- Усачев «Умная собачка Соня» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
- Краткое содержание для читательского дневника
- Главные герои
- Главная мысль
- Чему учит?
- Пословицы
- Отзыв
- Аудиосказка «Умная собачка Соня»
- Детская литература. Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня» (Воспитание и уход за детьми)
Название книги
Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек
Усачев Андрей Алексеевич
КАК СОНЯ УСТРОИЛА РЫБАЛКУ
Собачку Соню интересовали самые различные вопросы. Почему, например, сахар — сладкий, а соль — солёная? Или зачем люди ходят на работу? Или где растут сосиски?
Хозяин считал Сонины вопросы глупыми, хотя ни на один из них не мог ответить.
— Глупый вопрос, — говорил он. — Сахар сладкий, потому что это сахар. Понятно?
— А если бы он был солью? — спрашивала Соня.
Иван Иваныч сердился и ничего не отвечал.
Но чем больше он не отвечал, тем больше у Сони появлялось вопросов.
Однажды её вдруг заинтересовало, откуда берётся вода в кране.
— Глупый вопрос, — сказал Иван Иваныч. — Ясно откуда — из трубы.
— А в трубе откуда?
— А в трубе — из реки.
— В реке — из моря.
— Из океана, откуда же еще.
Соня ясно представила, как вода из океана течёт в море, из моря — в реку, из реки — в трубу, а из трубы — прямо в кран! — и это ей ужасно понравилось.
«Но если вода течёт из реки, — подумала вдруг Соня, а в реке есть рыба, то, значит, она течёт вместе с рыбой…
А раз она течёт вместе с рыбой, — подумала Соня, — то, значит, я могу устроить отличную рыбалку!»
Когда Иван Иваныч ушел на работу, она достала из кладовки сачок, открыла в ванной кран и стала ждать…
«Интересно, кого я поймаю, — думала Соня. Хорошо бы кита!»
Ждала она, ждала, но кит из крана не появлялся…
«Конечно, — подумала Соня, для китов кран слишком узкий. Но уж бычков и килек я наловлю наверняка!»
Но бычки и кильки тоже почему-то не показывались.
«Наверное, они выглядывают из крана, видят, что я здесь, и прячутся обратно. Вот хитрые!» — подумала Соня.
«Ну ничего. Вы хитрые, а я — хитрее!» — Соня заткнула ванну пробкой, чтобы кильки не утекли на второй этаж, накрошила в нее хлеба и отправилась по своим делам.
Минут через десять в ванной послышался страшный шум и плеск.
«Так и есть, кит!» — подумала Соня и, схватив сачок, вбежала в ванную.
Река стремительно лилась через край и разливалась в озеро… Но ни кита, ни самой малюсенькой кильки в ней не оказалось.
Лишь резиновый тапочек Ивана Иваныча одиноко покачивался на волне.
«Куда же подевалась вся рыба? — думала Соня, отжимая половую тряпку. — Не может же быть, чтобы её совсем не осталось. Хоть десять рыбёшек в реке да осталось!…»
Соня представила, как десять рыбёшек плывут по реке, потом вплывают в трубу, потом поднимаются по ней наверх…
«Ах! — догадалась умная Соня. — Ну конечно… они поднимаются наверх, и там их вылавливают! Сначала их вылавливают на двенадцатом этаже, потом на одиннадцатом, потом — на десятом, потом — на девятом… А потом нам на третьем ничего не остаётся!»
Весь день Соня думала о тех жадинах наверху, которые сами вылавливают всю рыбку, а другим ничего не оставляют, — и пришла к выводу, что устраивать рыбалку в квартире бесполезно.
«У них там, наверху, может быть, и рыбалка, — сердито думала она. — А у нас здесь — одно наводнение!»
КАК СОНЯ УСТРОИЛА РЫБАЛКУ
КАК СОНЯ УСТРОИЛА РЫБАЛКУ
Собачку Соню интересовали самые различные вопросы. Почему, например, сахар — сладкий, а соль — солёная? Или зачем люди ходят на работу? Или где растут сосиски?
Хозяин считал Сонины вопросы глупыми, хотя ни на один из них не мог ответить.
— Глупый вопрос, — говорил он. — Сахар сладкий, потому что это сахар. Понятно?
— А если бы он был солью? — спрашивала Соня.
Иван Иваныч сердился и ничего не отвечал.
Но чем больше он не отвечал, тем больше у Сони появлялось вопросов.
Однажды её вдруг заинтересовало, откуда берётся вода в кране.
— Глупый вопрос, — сказал Иван Иваныч. — Ясно откуда — из трубы.
— А в трубе откуда?
— А в трубе — из реки.
— В реке — из моря.
— Из океана, откуда же еще.
Соня ясно представила, как вода из океана течёт в море, из моря — в реку, из реки — в трубу, а из трубы — прямо в кран! — и это ей ужасно понравилось.
«Но если вода течёт из реки, — подумала вдруг Соня, а в реке есть рыба, то, значит, она течёт вместе с рыбой…
А раз она течёт вместе с рыбой, — подумала Соня, — то, значит, я могу устроить отличную рыбалку!»
Когда Иван Иваныч ушел на работу, она достала из кладовки сачок, открыла в ванной кран и стала ждать…
«Интересно, кого я поймаю, — думала Соня. Хорошо бы кита!»
Ждала она, ждала, но кит из крана не появлялся…
«Конечно, — подумала Соня, для китов кран слишком узкий. Но уж бычков и килек я наловлю наверняка!»
Но бычки и кильки тоже почему-то не показывались.
«Наверное, они выглядывают из крана, видят, что я здесь, и прячутся обратно. Вот хитрые!» — подумала Соня.
«Ну ничего. Вы хитрые, а я — хитрее!» — Соня заткнула ванну пробкой, чтобы кильки не утекли на второй этаж, накрошила в нее хлеба и отправилась по своим делам.
Минут через десять в ванной послышался страшный шум и плеск.
«Так и есть, кит!» — подумала Соня и, схватив сачок, вбежала в ванную.
Река стремительно лилась через край и разливалась в озеро… Но ни кита, ни самой малюсенькой кильки в ней не оказалось.
Лишь резиновый тапочек Ивана Иваныча одиноко покачивался на волне.
«Куда же подевалась вся рыба? — думала Соня, отжимая половую тряпку. — Не может же быть, чтобы её совсем не осталось. Хоть десять рыбёшек в реке да осталось!…»
Соня представила, как десять рыбёшек плывут по реке, потом вплывают в трубу, потом поднимаются по ней наверх…
«Ах! — догадалась умная Соня. — Ну конечно… они поднимаются наверх, и там их вылавливают! Сначала их вылавливают на двенадцатом этаже, потом на одиннадцатом, потом — на десятом, потом — на девятом… А потом нам на третьем ничего не остаётся!»
Весь день Соня думала о тех жадинах наверху, которые сами вылавливают всю рыбку, а другим ничего не оставляют, — и пришла к выводу, что устраивать рыбалку в квартире бесполезно.
«У них там, наверху, может быть, и рыбалка, — сердито думала она. — А у нас здесь — одно наводнение!»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КАК СОНЯ НАУЧИЛАСЬ РАЗГОВАРИВАТЬ
КАК СОНЯ НАУЧИЛАСЬ РАЗГОВАРИВАТЬ Как-то собачка Соня сидела у телевизора, смотрела свою любимую передачу «В мире животных» и думала.«Интересно, — думала она, — почему люди умеют разговаривать, а животные — нет?»И вдруг ее осенило!«А ведь телевизор тоже разговаривает, —
КАК СОБАЧКА СОНЯ НЮХАЛА ЦВЕТЫ
КАК СОБАЧКА СОНЯ НЮХАЛА ЦВЕТЫ Больше всего на свете собачка Соня любила нюхать цветы. Цветы были такие душистые и так приятно щекотали в носу, что, понюхав их, Соня сразу же начинала чихать. Чихала она прямо в цветы, отчего они пахли и щекотали еще сильнее, а собачка Соня
КАК СОНЯ ПОЙМАЛА ЭХО
КАК СОНЯ ПОЙМАЛА ЭХО Однажды собачка Соня решила поймать Эхо. Эхо — это такой зверь, или птица, или ещё кто-нибудь, с которым можно разговаривать, когда целый день сидишь одна в квартире. Ему скажешь «Гав-гав!» — и оно тебе «Гав-гав!».Это — маленькое Эхо. А большое то, которое
СОНЯ И САМОВАР
СОНЯ И САМОВАР Однажды собачка Соня решила попить чаю с вареньем. Она наложила своего любимого вишнёвого варенья в блюдечко, включила самовар, села и стала ждать, когда закипит вода.Сидела она, сидела, ждала-ждала. Потом поглядела на самовар — и вдруг увидела себя в
КАК СОНЯ УЧИЛАСЬ ЧИТАТЬ
КАК СОНЯ УЧИЛАСЬ ЧИТАТЬ В квартире у Ивана Иваныча было очень много книг. Двенадцать, или восемнадцать, или целых сто. (Сто — это такая цифра, до которой даже Иван Иваныч редко досчитывал; а Соня умела только до десяти.)«И чего пылятся!» — подумала однажды Соня и попросила
КАК СОНЯ ПОТЕРЯЛА ВСЁ НА СВЕТЕ
КАК СОНЯ ПОТЕРЯЛА ВСЁ НА СВЕТЕ Однажды Иван Иваныч пошел в магазин, а Соне велел сидеть и ждать его у входа. Сидела Соня, сидела, ждала, ждала и вдруг подумала:«Зачем же я его здесь жду? Раз он вошёл через вход, то выйти должен через выход!» — и побежала к выходу.Сидела она,
КАК СОНЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДЕРЕВО
КАК СОНЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДЕРЕВО Настала осень. Цветы на газоне завяли, кошки попрятались в подвалы, а во дворе появились большие мокрые лужи.Вместе с погодой испортился и Иван Иваныч. Он рассказывал всем прохожим, что у Сони грязные лапы (из-за чего никто с ней не хотел
Глава первая ТОМИ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА РЫБАЛКУ
Глава первая ТОМИ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА РЫБАЛКУ Работа начинала раздражать. Сухие, твердые комья глины врезались в колени через джинсы, спина одеревенела. Томи встал, потянулся, повернулся к солнцу и разнеженно ощутил ласковое тепло. Стоял чудесный летний день. Нет, он не
Усачев «Умная собачка Соня» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
Андрей Алексеевич Усачев — детский писатель, поэт, сценарист, ведущий на радио. Его книги переведены на многие иностранные языки, а учебники по ОБЖ, правам человека и географическим открытиям рекомендованы для школ Министерством образования РФ.
Одним из произведений автора является цикл рассказов «Умная собачка Соня». Большинство рассказов цикла написаны в 1996 году, но некоторые рассказы дополнили цикл в 2012 и 2015 году.
Краткое содержание для читательского дневника
- Маленькая собачка Соня жила у Ивана Ивановича Королева в однокомнатной квартире и с ней случались различные приключения.
- Она училась не делать лужи в квартире, быть вежливой, читать.
- Думала лучше быть маленькой или большой собакой, что будет если она уйдет из дома.
- На своем опыте познавала, что такое электрический ток, бинокль, эхо, самовар, горчица.
- Попадала в нелепые ситуации при ловле мух, кидая вишневые косточки с балкона, разрисовывая обои.
- Однажды потерялась, но быстро нашлась.
- В последнем рассказе Соня интересовалась «А что было потом?»
Главные герои
1) Собачка Соня – маленькая собачка с черными глазами, длинными ресницами, аккуратным хвостом. Наивная и непосредственная.
2) Иван Иванович Королев – хозяин Сони, добрый, заботливый.
Главная мысль
В рассказе автор рассказал о приключениях собачки Сони, как она, попадая в разные ситуации, училась и набиралась жизненного опыта.
Чему учит?
Рассказ учит любить и уважать животных, прощать, хорошим манерам, как не попасть в неприятные ситуации и делать выводы на будущее.
Пословицы
1) В доме без хозяина собака хозяин.
2) Собака человеку – верный друг.
3) Маленькая собачка – всю жизнь щенок.
Отзыв
Цикл рассказов «Умная собачка Соня» очень веселый и добрый. Собачка Соня, как маленький ребенок познает окружающий мир. Каждый рассказ – одно маленькое веселое приключение. Можно было рассказы назвать «Глупая собачка Соня», но Соня считала себя очень умной и старалась учиться на своих ошибках.
Аудиосказка «Умная собачка Соня»
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Детская литература. Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня» (Воспитание и уход за детьми)
Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня»
Книга Андрея Алексеевича Усачёва «Умная собачка Соня» состоит из двадцати весёлых и увлекательных рассказов о королевской дворняжке Соне, которая очень хочет быть умной. Не желая скучать, она всегда попадает в интересные истории, а задумываясь, почему так происходит, учится хорошим манерам и лучше узнаёт окружающий мир.
Из первого рассказа маленькие читатели узнают, почему Соню называют королевской дворняжкой.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Это не порода собаки, как ошибочно решили окружающие: люди, собаки и сама Соня. Просто хозяина Сони звали Иван Иванович Королёв, поэтому маленькую дворняжку и прозвали королевской.
Забавна встреча собачки Сони с незнакомой таксой на лестнице. Пока Соня проходила мимо длинного туловища таксы, она получила от неё три урока вежливости: нужно при встрече здороваться и вилять хвостиком, говорить спасибо в ответ на оказанную услугу, а при расставании говорить: «До свидания!»
Однажды, сидя возле детской площадки, Соня размышляла, что лучше – быть большой или маленькой? Ответ она получила, исходя из жизненной ситуации, в которую попала. Убегая от злющего бульдога Макса, собачка Соня юркнула в дыру в заборе и поняла, что если бы она была большой, то не смогла бы спастись от разъярённого пса, значит, для неё лучше быть маленькой, а большие собаки пусть сами решают этот вопрос.
Изучая различные предметы, размышляя над многими вопросами, Соня приобретает жизненный опыт «методом проб и ошибок». Однажды Соня захотела научиться разговаривать, как в телевизоре, и сунула хвост в розетку, получив сильную боль. Хозяин объяснил Соне, что это электрический ток и с ним нужно быть осторожнее. Соня принесла к розетке косточку и шоколадную конфетку и догадалась, что «странный» электрический ток не ест косточек и конфет. Так Соня поняла, что от электрического тока надо держаться подальше.
Много других забавных историй происходит с Соней, и в каждой истории вместе с умной собачкой маленькие читатели тоже получают жизненный урок. Например, эксперимент с биноклем на подоконнике закончился для Сони падением из окна в клумбу, и она поняла, что бинокль – опасная вещь, а маленький читатель должен сделать вывод о том, как опасно сидеть на подоконнике с открытым окном. Или взрослые помогут сделать такой вывод. Так, в занимательной форме, дети получают урок по технике безопасности. Сюда же можно отнести и историю с розеткой и электрическим током.
Весёлые рассказы А. А. Усачёва про умную собачку Соню можно рассматривать в контексте русских народных сказок о животных, а также в контексте литературных сказок К. И. Чуковского, Э. Успенского. Во всех этих произведениях животные наделены человеческими качествами, свойствами, чертами характера. Но в народных сказках животные обладают постоянными свойствами: Лиса хитра, волк злобен и глуп, заяц труслив, медведь неуклюж. В литературных сказках К. Чуковского и Э. Успенского характеры более богаты и разнообразны, лишены однозначности. Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Трое из Простоквашино» наделён рассудительностью, хозяйственностью, пёс Шарик скучает без охоты, равнодушен к хозяйственным увлечениям Матроскина и очень рад фоторужью. Умная собачка Соня А. Усачёва отличается тем, что по своему образному мышлению и поступкам она максимально приближена к ребёнку, поэтому Соня необыкновенно интересна детям, так как в ней они узнают себя. Общее во всех произведениях – ненавязчивые нравоучительные уроки, выводы, которые извлекают читатели из них, следуя пушкинскому завету: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Рассмотрим подробнее идейно-художественное своеобразие рассказов
А. А. Усачёва про умную собачку Соню. Тема книги – забавные приключения собачки Сони, которая постигает окружающий мир, запоминая правила поведения. Основная мысль книги – нужно изучать окружающий мир, из каждого жизненного события и явления извлекать уроки, приобретать жизненный опыт. Например, из рассказа «Косточка», в котором Соня сидела на балконе, ела вишни, а косточки сплёвывала вниз, дети делают вывод, что нельзя ничего бросать с балкона, так как можно причинить неудобства и вред прохожим.
Рассказы можно отнести не только к тематической группе произведений о животных, но и к бытовой, повседневной жизни ребёнка, ведь здесь происходит антропоморфизация собачки Сони и она показана, как маленький ребёнок, который постепенно осваивает окружающий мир. Несомненно, эти рассказы близки к жизни ребёнка в её повседневном, духовном и интеллектуальном аспектах.
В своей книге автор преследует цель не только рассмешить, развеселить маленьких читателей, удивить их, но и в увлекательной форме показать, как нужно и как не нужно вести себя в обществе.
Автор достигает своей цели с помощью комичного, рисуя цепь забавных событий, из которых дети извлекают жизненные уроки.
Тема книги раскрывается разнообразными художественными средствами. Во-первых, это портрет Сони, созданный с помощью эпитетов: «чёрные, блестящие» (глаза); сравнений: «длинные, как у принцессы, ресницы»; «аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером», — который сразу же вызывает доброе отношение к умной собачке.
Во-вторых, это богатые синтаксические средства: многочисленные анафорические повторы, синтаксический параллелизм, инверсии. Приведём пример:
«А остальные подумали, что это такая порода.
И собачка Соня тоже так подумала.
И другие собаки тоже так подумали.
И даже Иван Иванович тоже так подумал. Хотя знал свою фамилию лучше остальных».
В последнем предложении используется парцелляция.
Синтаксически текст максимально приближен к восприятию ребёнка, к его образному мышлению. Кроме того, во всех рассказах присутствует ирония, добрая, скрытая насмешка. Например, в рассказе «Кто сделал лужу?» Соня отучилась гадить в коридоре и научилась терпеть, когда увидела на улице огромные лужи и с уважением подумала, что это слон «терпел» так много. Так положительный пример «слона» перевоспитал Соню и научил её быть чистоплотной и аккуратной.
В раскрытии темы важное место занимают диалог и внутренний монолог.
Вот как автор использует диалог в рассказе «Мухи». Соня с мухобойкой гонялась за мухами и уронила на пол стакан, сахарницу, портрет дедушки Ивана Ивановича. Хозяин пришёл с работы домой.
— Это что такое? – удивился он, увидев разбитый стакан.
— Муха, сказала собачка Соня.
— А это? – показал он на сахарницу.
— Тоже муха, — сказала Соня.
— И это тоже мухи? – спросил Иван Иванович, поднимая упавшего дедушку.
— И я немножко, созналась собачка Соня из-под дивана.
Здесь же используется внутренний монолог, когда хозяин заставляет Соню убрать за собой: «Несправедливо всё-таки получается, — думала Соня, подметая пол. – Мух вон сколько… а убирать всё мне одной!»
Автор использует бытовую, повседневную лексику, которая присутствует в детском словарном запасе, поэтому произведение доступно для детского восприятия и понимания.
События в книге А. Усачёва передаются от третьего лица, но часто используется приём несобственно-прямой речи, когда автор ведёт повествование как бы от лица собачки Сони, передавая от третьего лица её мысли и впечатления.
В книге нет слащавости, сентиментализма, игрушечности и декоративности, нравоучительных сентенций, неприемлемых в детском произведении. Автор совершенно проникается мироощущением ребёнка, говорит на понятном ему языке.
Книга рассчитана на детей дошкольного возраста, набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию читателя. В нём содержание доступно для понимания, интересно и увлекательно для ребёнка, а форма небольших по объёму рассказов не даёт ребёнку соскучиться.
Произведение способствует нравственному, духовному становлению личности, так как, читая эти короткие забавные рассказы про собачку Соню, ребёнок в увлекательной форме получает нравственные уроки, учится хорошим манерам, правильному поведению.
Автор соблюдает базовые требования к детскому произведению, сформулированные К. И. Чуковским. Во-первых, автор мыслит образно, опираясь на детский способ мышления, он старается мыслить рисунками, и ему это удаётся. Короткие рассказы написаны так, что ребёнок может увидеть происходящее и к ним можно создать яркие иллюстрации и рисунки.
Во-вторых, рассказам свойственна кинематографичность, образы и события сменяют друг друга быстро, словно кадры в кино. В-третьих, рассказы вызывают самые разнообразные эмоции ребёнка: радость, удивление, веселье, добродушный смех, всё это не даёт ему успеть соскучиться.
Книга соответствует требованиям, предъявляемым к литературе для детей дошкольного возраста. Небольшие по объёму рассказы читаются в один присест, интересны ребёнку. Книга, напечатанная в 2018 году в московском издательстве «Махаон», богата иллюстрирована художником Евгением Соколовым. Художнику удалось создать образ забавной собачки, в каждом коротком рассказе две иллюстрации, где умная собачка Соня изображена в различных забавных ситуациях. Рисунки помогают ребёнку живо представить всё то, о чём ему прочитали.
Актуальность книги А. Усачёва заключается в том, что она воспитывает в ребёнке добрые чувства. В ней соблюдается принцип аксиологичности, так как она ориентирована на формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, позитивных моральных и нравственных ценностей. В ней ненавязчиво присутствует дидактика, она учит быть вежливым, внимательным, ответственным, добрым.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35948