- «Утиная охота»: 8 прочтений пьесы Александра Вампилова в театре и кино
- 22 октября на сцене Театре им. М. Н. Ермоловой — главная осенняя премьера: спектакль «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. HELLO! собрал 7 самых известных прочтений этого произведения.
- «Утиная охота» — гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал «на полке» 8 лет
- LiveInternetLiveInternet
- —Видео
- —Музыка
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- История создания фильма «Отпуск в сентябре»
«Утиная охота»: 8 прочтений пьесы Александра Вампилова в театре и кино
22 октября на сцене Театре им. М. Н. Ермоловой — главная осенняя премьера: спектакль «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. HELLO! собрал 7 самых известных прочтений этого произведения.
Лучшая пьеса Вампилова (и вообще одна из самых знаменитых советских пьес) до сих пор считается неоткрытой, неразгаданной. Написанная в 1967 году, впервые поставленная в 1976-м, она прозвучала тогда как история о потерянном поколении, чьи зрелые годы выпали на эпоху застоя с ее ложью и лицемерием. С тех пор все вглядываются в главного героя, пытаясь понять, чего же все-таки больше в Зилове — пустоты или скрытой драмы, цинизма или восприимчивости, честности или конформизма. Ведь грехов за ним числится более чем достаточно: изменяет жене, морочит голову случайной подруге, работу воспринимает как пустую трату времени и даже смерть отца превратил в какой-то фарс. И все же есть в этом сомнительном типе что-то неотразимо привлекательное.
2017 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Евгений Марчелли, в роли Зилова — Иван Янковский, его друг Дима — Сергей Кемпо, подружка Ирина — Дарья Мельникова, жена Галина — Кристина Асмус
Сергей Кемпо, Иван Янковский и Дарья Мельникова, сцена из спектакля Лауреат премии «Золотая Маска», художественный руководитель ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли, который на днях представит новую «Утиную охоту» в Театре Ермоловой, решил буквально следовать ремарке Вампилова, на которую раньше, кажется, никто не обращал внимания: «Зилову около 30 лет». Примерно столько же и его жене Галине, и приятелям. Марчелли поставил спектакль об этом особом возрасте, когда человек все еще, как и в 20, живет под властью инстинктов, но уже многое успел натворить. К 30 годам за его плечами — измены, разводы, предательства. Он не нравится самому себе, но так и не понимает почему. Зрелость придет позже. А пока ему просто все надоело. В соответствии с замыслом в спектакле играют молодые актеры: Зилов — 26-летний Янковский.
Эту роль играли Даль, Ефремов, Хабенский, Цыганов и отчасти дедушка (Олег Янковский. — Ред.) — в фильме «Полеты во сне и наяву». Этими работами я и вдохновлялся. Волновало меня и то, что этот герой всегда актуален, он вечен. Ведь то, что происходит в пьесе, сегодня очень узнаваемо, — рассказал HELLO! Иван Янковский
1979 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Владимир Андреев, он же сыграл Зилова, в роли Ирины — Татьяна Аргунова
Владимир Андреев и Татьяна Аргунова, сцена из спектакля Владимир Андреев открывал Москве произведения Вампилова: еще в первой половине 70-х в Театре им. М. Н. Ермоловой, которым он руководил, вышли «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске», а позже появилась и «Утиная охота». В Зилове, каким его играл Андреев, было много от героев Достоевского: ему тоже было «все позволено». Вместе с тем в нем ощущалось глубокое одиночество. Как говорил режиссер в интервью в связи с драматургией Вампилова, «у каждого из нас есть отсеки одиночества, от которых никуда не убежишь». Зилова Андреев играл долго: он выходил на сцену в этой роли 300 раз.
1979 год, МХАТ, режиссер Олег Ефремов, он же сыграл Зилова, в роли Галины — Ия Саввина.
Ия Саввина и Олег Ефремов, сцена из спектакля Когда вышел этот спектакль, художественному руководителю МХАТа было уже 50, поэтому его герой не переживал кризис среднего возраста, а подводил итоги всей своей жизни. Режиссер Анатолий Эфрос так писал об Олеге Ефремове в этой роли: «Ефремов до предела бесстрашно играет Зилова. Он его выворачивает перед нами со всеми потрохами. Безжалостно. Играя в традициях великой театральной школы, он не просто обличает своего героя. Он играет человека в общем неплохого, еще способного понять, что он заблудился, но уже неспособного выбраться. В «Утиной охоте» он как бы втягивает вас в трагизм своей роли».
2002 год, МХАТ им. А. П. Чехова, режиссер Александр Марин, в роли Зилова — Константин Хабенский, в роли Ирины — Ольга Красько.
Константин Хабенский и Ольга Красько, сцена из спектакля Эту роль Хабенский сыграл на волне своей только возникшей всенародной популярности — после того, как его старшего лейтенанта Плахова из сериала «Убойная сила» полюбила вся страна. Зилов стал первой его ролью во МХАТе и напоминал многих героев Хабенского тех лет: был обалдуем, который постоянно очаровывался новыми жизненными впечатлениями, но на которого совершенно невозможно было положиться. Сердиться на обаятельного Зилова не хотелось: казалось — ну подумаешь, он много пьет (немалую часть сценического времени актер изображал похмелье), путается с женщинами, но кто из нас без греха?
2010 год, «Другой театр», режиссер Павел Сафонов, в роли Зилова — Владимир Епифанцев, в роли Галины — Ольга Ломоносова
Владимир Епифанцев и Ольга Ломоносова, сцена из спектакля Один из самых брутальных актеров нового поколения, Владимир Епифанцев (в юности в своих режиссерских опытах по Шекспиру он заливал сцену реками бутафорской крови и рычал как дикий зверь) и в роли Зилова остался харизматичным и подчеркнуто мужественным. Его герой был настоящим мачо. Этого Зилова легко было представить тягающим «железо» в спортзале или с оружием в руках, а в том, как он вел себя с женщинами, виделось что-то животное. Сам актер говорил про Зилова: «Сейчас на сцене полно милых обаяшек, их полюбить легко. А вот такого человека полюбить трудно».
1979 год, фильм Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли
Образ Зилова — шедевр Олега Даля, роль, сыгранная так, будто он угадал мельчайшие нюансы характера своего героя Экранизация «Утиной охоты» была снята в 1979 году, но пролежала на полке восемь лет — и вышла на экраны только после смерти Олега Даля. Зилов стал одной из лучших ролей Даля, артиста, который, как никто другой, умел создать образ «плохого хорошего человека».
1982 год, фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли
Олег Янковский в образе героя — вариации на тему Зилова Стоит отметить, что пьеса Вампилова оказала огромное влияние на искусство: тип неприкаянного, рефлексирующего героя стал знаком времени. Главный герой картины Балаяна, 40-летний Сергей Макаров, был парафразом Зилова. Он тоже болтался между небом и землей, между старой любовью и новой и тоже никак не мог понять себя.
2015 год, фильм «Райские кущи» Александра Прошкина с Евгением Цыгановым в главной роли
Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова в фильме «Райские кущи» Еще одна киновариация на тему «Утиной охоты». В этой истории Зилов стал дизайнером, проживающим в элитном комплексе «Райские кущи». Герой цинично обслуживал интересы местного олигарха и мучительно выяснял отношения с женой, которую действительно очень любил (ее сыграла Чулпан Хаматова). В финале Зилов Цыганова все-таки отправляется на охоту, но погибает точно так же, как сам Александр Вампилов: от разрыва сердца, едва доплыв до берега после того, как перевернулась лодка.
Справка: Александр Вампилов родился в 1937 году в семье педагогов. Отец был репрессирован и расстрелян. Детство Александра прошло в поселке Кутулик Иркутской области. В 1955-1960 годах учился на филфаке Иркутского университета, в 1964-м закончил свою первую большую пьесу — «Прощание в июне». 17 августа 1972 года, в возрасте 34 года, погиб во время рыбалки на озере Байкал.
«Утиная охота» — гениальный Олег Даль, в фильме, который пролежал «на полке» 8 лет
Всем доброго дня. Меня зовут Павел , и это журнал «Советское кино «. Новые выпуски выходят почти каждый день в 8 утра, не забывайте заглядывать на канал.
В этом выпуске я хочу поделиться своими впечатлениями о кинокартине » Отпуск в сентябре » 1979 года выпуска. Этот фильм был снят по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» .
Скажу сразу, этот фильм произвел на меня потрясающий эффект ! Когда я смотрел его в первый раз, то совершенно запутался в происходящих событиях. Основная сюжетная линия представляет собой один день из жизни главного героя — Виктора Зилова . Он просыпается один, в грязной и захламленной квартире, у него похмелье.
Зилов начинает вспоминать предшествующие события, и мы можем наблюдать всю красоту построения сюжетной линии . Когда я смотрел фильм во второй раз, то уже четко понимал, что происходило «тогда», а что «сейчас». Я восхищался талантом Алесандра Вампилова, который так искусно переплел канву повествования .
Сказать, что Олег Даль гениально сыграл своего персонажа, не сказать ничего. Бесподобная игра! Я испытал целую гамму чувств к его персонажу — Виктору Зилову. Неуверенный, самодовольный эгоист, который загнал себя в ловушку экзистенциального вакуума.
У него было все: любящая и преданная жена, собственная квартира, верные друзья. Даже ребенок был на подходе. Но, как это иногда бывает с такими людьми, включился механизм самоуничтожения. Помните Пушкинскую «Золотую рыбку»? Эх. Не зря в народе говорят: «что имеем — не храним, потерявши — плачем «.
Мне очень понравилась Ирина Купченко , как замечательно она сыграла жену Виктора Зилова! Сколько любви, надежды, боли она передала своей прекрасной игрой . Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Юрий Богатырев, Евгений Леонов. Я наслаждался игрой каждого актера.
По словам режиссера и сценариста фильма Виталия Мельникова, кинокартина » Отпуск в сентябре » оказалась » на полке » и пролежала там долгие 8 лет.
Картину в Останкино приняли хорошо — с реверансами и комплиментами. После многолюдной премьеры я приехал в Останкино узнать, когда фильм выйдет в эфир. Меня уверили, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже». Потом на ТВ ждали «удобного момента» ровно восемь лет — до самой перестройки.
Смотреть на то, как «опускается» Виктор Зилов, очень грустно. Скольких замечательных людей погубил алкоголь. Не счесть . В фильме «Отпуск в сентябре» правдиво и жизненно передается именно такая история: деградации личности на фоне неумеренного употребления алкогольных напитков. История, которая, чаще всего, заканчивается трагедией.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- видео (6734)
- Гении и злодеи (163)
- Документальное расследование. (111)
- Хроники московского быта (83)
- Сделано в СССР (77)
- НЕФАКТ (57)
- Тайны разведки с Екатериной Шерговой. (55)
- сказки с оркестром (51)
- Совершенно секретно. (45)
- ПАРФЕНОН (45)
- Тайны века (35)
- «Борджиа» (32)
- Из истории театра и кино. Великие актрисы (24)
- Диссидентское движение в рассказах участников (22)
- КАК ЭТО СДЕЛАНО (19)
- «Хождение по мукам» (13)
- Династия Романовых (12)
- Острые козырьки (12)
- Отчаянные дегустаторы отправляются. (11)
- Легенды СССР (11)
- «Благочестивые стервы» (10)
- «Крик совы» (10)
- «Белая королева» (10)
- «Четыре танкиста и собака» (9)
- «Бриджертоны» (8)
- Алла Демидова — театральное зазеркалье (8)
- «Пётр Лещенко. Все,что было» (8)
- «Ход королевы» (7)
- НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ & КИНО (7)
- кашемировая мафия (7)
- Гордость и предубеждение (6)
- «Миллениум» (6)
- «Гордость и предубеждение» (5)
- Багровый лепесток и белый (4)
- «Крошка Доррит» (4)
- История в кадре (4)
- «Милдред Пирс» (4)
- «Дес» (3)
- «Мастер побега» (3)
- «Жизнь Берлиоза» (3)
- Конец парада (3)
- «Отчаянные домохозяйки» (3)
- «Сказки и истории» (2)
- «Антропология» (2)
- Наша марка (1)
- искусство (2794)
- живопись (2111)
- Любимые артисты нашей юности (96)
- графика (38)
- лики танца (24)
- лики танца (12)
- ЛИКБЕЗ В ЖИВОПИСИ (5)
- Японский антиквариат и искусство (5)
- история (1443)
- История моды (28)
- Женщины в XX веке (10)
- ТОП 5 – Diletant.Media (9)
- музыка (1198)
- музыка на ночь (274)
- Лучшие песни 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 9 (60)
- музыкальная ретро-пауза (37)
- ансамбль моей юности (18)
- 20 ЗАБЫТЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД 90-Х (17)
- РОССИЙСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ 60-Х -90-х (9)
- 100 ЛУЧШИХ ГОЛОСОВ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ (5)
- Новые клипы в музыкальной паузе (5)
- АВТОРСКИЕ ПЕСНИ (1)
- разное (1185)
- кулинария (943)
- кулинарный атлас мира (24)
- Кулинарный комментарий (5)
- новости (888)
- интересно (860)
- юмор (629)
- фотоподборки (459)
- жзл (375)
- Знаменитые женщины (227)
- великие композиторы (18)
- здоровье (351)
- ВРЕД И ПОЛЬЗА ПРОДУКТОВ (36)
- биографии и интервью (339)
- Портрет на двоих (82)
- интересные факты (328)
- ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА (14)
- креатив (258)
- пролог к празднику (207)
- поэзия (167)
- странные люди (157)
- ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ (153)
- интересные мысли (148)
- познавательное (140)
- Люди и судьбы (135)
- музыкальный ликбез (66)
- нарочно не придумаешь (66)
- Гебрариум (словарь еврейских штучек) (64)
- спорт (60)
- история секса (44)
- цитатник (42)
- «Не жалейте заварки» с Романом Гершуни (28)
- ссылки (23)
- МУЗЫКА (АУДИО) (15)
- Звёзды советской эстрады 60-70- 80-х годов (14)
- Перпетуум-Шмобиле (13)
- приколы (12)
- Секс-символы XX века (9)
- мой город (7)
- САМЫЕ ОПАСНЫЕ ГОРОДА МИРА (6)
- аудио (4)
- синдромы (3)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История создания фильма «Отпуск в сентябре»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
«ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ»
Режиссер Виталий Мельников, драматург Александр Вампилов, актер Олег Даль — имена этих, бесспорно выдающихся, деятелей нашей культуры связала воедино экранизация пьесы «Утиная охота», пронзительная картина «Отпуск в сентябре», снятая на Ленфильме в 1979 году.
На съёмках фильма «Отпуск в сентябре»
Виталий Мельников был первым в нашем кино режиссером, который поставил фильм по произведениям современного классика Александра Вампилова. В 1975 году на Ленфильме вышел, ставший впоследствии легендарным, фильм «Старший сын». Именно благодаря Мельникову, Вампилов стал очень популярным в нашей стране. Спектакли по его пьесам ставились в десятках театров: тот же «Старший сын», «Двадцать минут с ангелом», «История с метранпажем».
Но некоторые произведения Вампилова продолжали оставаться под негласным запретом, например, очень сильная пьеса «Утиная охота» — на нее и «положил глаз» Виталий Мельников.
Заказчик телефильмов, Гостелерадио Советского Союза, было явно не в восторге от заявки на «Утиную охоту». Заявку эту положили в «долгий ящик» и на все вопросы режиссера: «Ну, когда же запуск?», — по-советски говорили: «Приходите завтра».
Как это часто бывает, все решил случай. В 1978 году Мельников в составе советской делегации поехал на кинофестиваль в Прагу. И там, скучая на одном из банкетов, оказался рядом за столом с таким же скучающим чиновником Гостелерадио. Тот оказался порядочным человеком и с удовольствием выслушал рассказанную Виталием Мельниковым пьесу «Утиная охота».
По возвращению в Ленинград Мельников и забыл об этом разговоре, но буквально через несколько недель его вызвали в Москву, в Останкино, и сказали, что «высокое начальство» не возражает против того, чтобы он экранизировал пьесу «Утиная охота». Правда, при одном условии: оставшись один на один с главным редактором, Мельников услышал одну, очень неожиданную, фразу: «Вот что, Вы меня обманите».
Мельников — «Как это?» — «А вот давайте…» В это время шла очередная антиалкогольная кампания, как всегда в России, и они решили протолкнуть эту тему в план телевидения под знаком «антиалкогольного произведения». Предложили название картины: «Пока не поздно».
Редактор, поддержанный на «самом верху», предложил режиссеру: «Вы работайте, снимайте кино свое, а когда привезете сдавать, мы, как бы случайно, обнаружим, что это Вампилов, для виду разозлимся, но дело-то уже будет сделано, и, как-нибудь, выдадим Ваш фильм в эфир.
Вот так, полуподпольно, Мельникову удалось запустить пьесу «Утиная охота» в производство. Боясь, что кто-то, внезапно, вдруг запретит эту работу, Виталий Вячеславович решил уехать подальше, в Петрозаводск, там снять, и там же смонтировать весь фильм. В лучших традициях революционного подполья, в атмосфере строжайшей секретности, Виталий Мельников стал собирать команду. Брал только проверенных людей. Оператор Юрий Векслер, художник Белла Маневич…
Виталий Мельников: « ничего никому не говоря, не афишируя, не сообщая, я отбирал и приглашал артистов потихоньку, как бы все это дело втихаря, без всяких проб. Какие там пробы, нужно было хотя бы договориться с артистом, которому я доверяю, и они мне доверяют. Получилось что-то в виде заговора».
Среди актеров первым появился Евгений Леонов, любимый актер Мельникова после успеха «Старшего сына» и «Женитьбы».
Во время съемок Е.Леонов невольно стал таким «папой» для артистов, он очень заботился о них, давал по ходу дела чисто актерские советы. Очевидцы вспоминают, что одной из самых сложных была съемка сцены вечеринки. Ассистент режиссера Татьяна Бузян рассказывает: «Все, что есть в кадре — это сплошная импровизация. Леонов был в ударе и хохмил от души.
Мы не могли остановить это «безобразие», что он там творил. Евгений Павлович был как заводной, он понимал, что это его выходная ария, и он отдался ей в свойственной ему манере со всей душой».
Мельников пригласил в Петрозаводск и Николая Бурляева, которого снимал еще юношей в конце 60-х в фильме «Мама вышла замуж».
Кроме проверенных лично в работе, по рекомендациям друзей В.Мельников пригласил Юрия Богатырева, Ирину Купченко, Наталью Гундареву.
Когда позвали Ю.Богатырева, его радости не было предела, он зачитывался Вампиловым и мечтал сыграть Зилова. Какого же было разочарование актера, когда он понял, что ему предлагают сыграть друга главного героя.
Говорят, Богатырев был готов отказаться от съемок и, чтобы его не потерять, проницательный Мельников решил пойти ему навстречу. Он согласился попробовать его именно на роль Зилова, на ту самую, о которой актер и мечтал. Была только одна проба, после которой Богатырев понял, что с Зиловым они очень разные люди, и согласился играть его друга.
Спустя два с половиной месяца после «исторического» разговора Мельникова в кабинете Гостелерадио была собрана вся команда, но за одним исключением: не было актера на главную роль – Зилова. Виталий Мельников с самого начала в главной роли хотел снимать только Олега Даля, но он совершенно справедливо опасался, что «высокое начальство», узнав об этой идее, может «зарубить» с трудом запущенный фильм «на корню».
Дело в том, что в то время, из-за своей скандальной репутации, Олег Даль входил в список «нежелательных для показа по Центральному телевидению актеров».
Виталий Мельников: «я знал, что Олег очень любит эту пьесу, и когда он узнал о том, что собирается группа, был уверен, что его пригласят. А его не приглашают и не приглашают. И только когда вся группа была готова, я поехал специально в Москву поговорить с ним, он очень обиделся, сказал: «что может еще пробы будут?» — я говорю – «нет, зачем пробы, бери чемодан, сегодня же вечером в поезд Москва-Петрозаводск и на этом наши переговоры заканчиваются».
Это абсолютно уникальный случай, другого такого в истории советского кино не было: актера не утверждали на главную роль из-за двоевластия. Дело в том, что Объединение телевизионных фильмов с одной стороны подчинялось руководству Ленфильма, с другой стороны оно подчинялось начальству Комитета по телевидению и радиовещанию в Москве.
И получилось следующее: Москва подумала, что «добро» дали на Ленфильме; на Ленфильме решили, что актера на главную роль утвердили в Москве.
Мельников ничего об этом Далю не сказал, просто увез его в Петрозаводск и начали съемки.
Гостиница и съемочная площадка — это все, что окружало Даля несколько месяцев. Он был полностью сосредоточен на роли и блестяще создал достаточно трагический образ.
На высочайшем духовном подъеме Олег Даль закончил съемки, он ждал премьеру, надеялся на новую работу, но премьера все откладывалась и откладывалась, а больших ролей ему не предлагали.
В. Мельников: «он скверно себя чувствовал, после такой работы был совершенно опустошен, ничего не хотелось делать иного уровня, чем то, что было в драматургии Вампилова».
После «Отпуска в сентябре» в жизни О.Даля были только две картины — « Мы смерти смотрели в лицо» и «Незваный друг» .
Закончив последнюю работу в кино, Даль пришлет письмо своему другу Виталию Мельникову. В письме был рисунок, Даль нарисовал своего героя Зилова и от него идут следы по полям письма к нарисованной могилке. Прошло 3 недели и стало известно о смерти в Киеве Олега Даля.
«Отпуск в сентябре» сняли в рекордные сроки, всего два месяца. Быстро смонтировали и озвучили, и уже готовый фильм, с замиранием сердца, Виталий Мельников повез в Москву.
Виталий Мельников: «показали картину в полном молчании, потом сказали: «Ну что ж, у Вас хорошая, замечательная картина, спасибо». Пауза, я жду, что будет дальше.
«Но понимаете, какая штука, сейчас такая ситуация, сложная, понимаете ли, общественная, международная…
Мы должны чуть-чуть обождать с показом этой картины в эфире». Ну что ж, нужно обождать, обождать… Похвалили, сказали «спасибо»… Хорошо, терпеливо ждем…»
Терпеливо ждать пришлось очень долго. Шли годы, а картина так и не выходила. Фильм «Отпуск в сентябре» продолжал лежать на полке.
Он вышел на экраны только в самом конце 1987 года и в одночасье стал популярным.
На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов эта картина получила приз «За лучшую мужскую роль» — так критика оценила созданный Олегом Далем образ «лишнего человека эпохи развитого социализма».
Поразительно, но это была единственная официальная награда в карьере актера, народная любовь к которому поистине не знала границ.