Как смазать катушку для спиннинга шимано

Чем и как смазать рыболовную катушку?

Рыбная ловля – одно из наиболее популярных занятий людей из разных стран мира, которое позволяет не только улучшить финансовое положение, но и получить моральное удовлетворение. Покой, тишина и единство с природой позволяют восстановить жизненные силы и стабилизировать эмоциональное состояние. Чтобы процесс рыбалки ничем не был омрачен, специалисты рекомендуют тщательно к нему готовиться. Подготовительный процесс состоит не только из приобретения всех необходимых снастей, но и из проведения профилактических мероприятий, которые состоят из ремонта и устранения повреждений, а также смазки всех подвижных элементов. Особое внимание необходимо уделить рыболовецкой катушки, от работы которой напрямую зависит количество пойманного улова. В данной статье рассмотрим подробнее, чем и как смазать рыболовную катушку.

Зачем это нужно?

Рыболовная катушка для спиннинга – сложное приспособление, которое состоит из большого количества подвижных элементов и подшипников. Постоянный контакт с жидкостью, рыхлыми осадочными горными породами, растительностью и другими засоряющими элементами может спровоцировать выход устройства из строя. Чтобы минимизировать финансовые затраты на ремонт, специалисты рекомендуют регулярно проводить профилактические осмотры прибора и смазывать его.

Опытные рыбаки стараются устранять неполадки после каждой рыбалки, но в случае невозможности уделять большое количество времени данному мероприятию, профессионалы советуют смазывать устройства не реже 2–3 раз в год.

Несмотря на установленные нормативы, существуют следующие случаи, когда замена масла в устройстве не требует промедления:

  • непосредственный контакт с водой;
  • появление посторонних звуков;
  • изменение процесса работы;
  • внутреннее загрязнение песком, землей или другими засоряющими частицами;
  • длительное нахождение на сохранении;
  • регулярное применение разных режимов.

Чем смазать?

Смазка подвижных элементов рыболовной катушки является простой манипуляцией и не вызовет затруднен даже у начинающих рыболовов. Производители выпускают широкий ассортимент средств как для инерционных, бесшумных мультипликаторных, так и для безынерционных рыболовных катушек. Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие виды смазок:

  • густая (силиконовая) – для шестерней и для главной пары подшипников, расфасовка – шприцы по 2 мл, первоначальный цвет – белый, после применения – прозрачный; на каждой емкости производитель указывает температурный индекс и показатель густоты;
  • жидкая – для ротора и вала, расфасовка – масленки объемов 10 мл и 20 мл; индекс температурного диапазона и вязкости от 100 до 200;
  • универсальная – для всех элементов катушки.

Важно! Для правильного выбора типа смазки специалисты рекомендуют внимательно прочитать инструкцию к инструменту, в которой большинство производителей указывают наиболее подходящий тип смазочного раствора.

В случае невозможности приобретения специальных смазок специалисты рекомендуют использовать обычное машинное масло или солидол. Особое внимание необходимо уделить подбору смазки для мультипликаторной катушки, которая в связи с конструктивными особенностями менее защищена от проникновения внутрь влаги и загрязняющих элементов. Специалисты выделяют следующие требования к смазочному материалу для мультипликаторных катушек:

  • максимально длительный срок эксплуатации;
  • создание тонкого и прочного защитного слоя;
  • повышенный уровень влагостойкости.

Производители

В специализированных магазинах можно увидеть широкий ассортимент смазок как российского производства, так и зарубежного. Если необходимо приобрести густой состав, то лучше всего обратить внимание на следующие торговые марки:

  • Rel Graso silicone;
  • Okuma;
  • Abu Garci Precisin Grease;
  • Shimano DG 01.

Среди лучших изготовителей жидких смазок необходимо выделить следующие бренды:

  • Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light;
  • Abu Garca Reel Oil;
  • Daiwa Reel Oil2.

Производители универсальных составов:

Бюджетные варианты – Yamaha, Shimano, Abu Garcia, Daiwa, Penn, Efele,

Наиболее популярные производители смазок для мультипликаторных катушек:

Практическая инструкция

Чтобы правильно провести профилактические работы рыболовного инструмента в домашних условиях, необходимо знать тип устройства и точный алгоритм действий.

Подготовка

Перед тем как приступить к разборке оборудования, необходимо тщательно подготовить рабочее место, на котором должны быть удобно расположены все необходимые инструменты и вспомогательные детали. Начинающим рыболовам обязательно надо проконсультироваться с опытными специалистами и приобрести обязательный набор инструментов, который должен состоять из следующих элементов:

  • набор крестовых и плоских отверток;
  • щипчики или пинцет;
  • щетка или кисть для очистки рабочей поверхности;
  • набор гаечных ключей;
  • небольшой кусок ткани;
  • растворитель;
  • настольная лампа;
  • зубочистки или спички.

Обязательное условие – максимальный уровень освещенности рабочего места, которое должно иметь светлые оттенки. Именно данные два условия позволят максимально точно выполнить все манипуляции и рассмотреть даже самые мелкие детали.

Разбор катушки

Алгоритм разборки рыболовной катушки напрямую зависит от ее типа. Этапы работы с безынерционным оборудованием выглядят следующим образом:

  • освобождение шпули и откручивание ручки;
  • проведение демонтажа втулки вместе с регулировочными шайбами и подшипниками;
  • демонтаж фиксирующих болтов;
  • снятие крышки обгонной муфты;
  • извлечение муфты и ее тщательная очистка от грязи и старой смазки;
  • демонтаж пыльников и снятие крышки;
  • разборка стоп-коробки;
  • демонтаж стопора и каретки;
  • извлечение основной оси;
  • снятие второй шестерни.

Для упрощения процедуры сборки начинающие рыболовы должны обязательно все демонтированные элементы выкладывать на столе строго в той последовательности, в которой они были сняты. Если есть возможность, то все этапы работы лучше всего фиксировать с помощью фотоаппарата.

Нанесение смазки

Перед нанесением нового смазочного раствора надо обязательно удалить старую смазку. Для упрощения процесса специалисты рекомендуют все демонтированные элементы поместить в емкость с растворителем или бензином, а для очистки основных деталей корпуса необходимо использовать заранее подготовленные щетки, зубочистки и куски материала. После тщательной очистки всех деталей, их обязательно необходимо просушить. Все очистительные работы должны проводиться максимально осторожно и не причинить вред конструкции.

Процесс смазки элементов проводится одновременно со сборкой катушки, которая в обратной последовательности повторяет процесс разборки. Нужно выполнить следующие основные этапы монтажа очищенных элементов:

  • установка сердцевины;
  • монтаж шестерни обратной пары;
  • установка оси и каретки;
  • монтаж стопора;
  • закрепление скобами.

При смазке шестерни необходимо вручную производить ее движение. Данная манипуляция позволит составу равномерно распределиться по поверхности элемента. Особое внимание необходимо уделить шестерне ролика подшипника лесоукладывателя. Даже малейшее несоответствие в сборке может спровоцировать нарушение работы всей системы. Заключительный этап смазочных работ – смазка узла принудительного закрытия дужки и шарнир.

Меры профилактики

Для продления службы рыболовного приспособления специалисты рекомендуют сразу после проведения профилактических работ проверить плавность хода, который покажет профессиональный уровень мастера и отсутствие погрешностей во время выполнения работ. Отличительные параметры плавного хода – плавный поворот ручки, отсутствие посторонних звуков, легкий и мягкий ход. Если в процессе эксплуатации внутрь изделия попала вода или грязь, необходимо немедленно провести все очистительные и смазочные работы. Специалисты рекомендуют приобретать только качественные смазочные материалы от известных производителей.

Использование смазки низкого качества не только не улучшить работу устройства, но и может привести к его поломке.

Очень часто начинающие рыбаки не хотят для смазывания деталей проводить разборку катушки, приобретая при этом специальные аэрозоли. Данный метод не является полноценной заменой смазочной процедуры и дает только краткосрочный эффект. Если для проведения полной профилактики устройства нет опыта или возможности, то лучше катушку отдать для смазки в специализированные сервисные центры, специалисты которых осуществят весь комплекс профилактических работ. Опытные рыболовы рекомендуют хранить прибор и транспортировать только в специальном защитном чехле, который предупредит появление механических повреждений. Перед тем как убрать катушку на длительное хранение, обязательно надо провести все профилактические мероприятия и исправить все неполадки.

Рыболовные снасти – обязательный атрибут любой рыбной ловли, который помогает упростить процесс рыбалки и получить от него удовольствие. В арсенале рыбаков можно увидеть широкий ассортимент приспособлений, но ни одна рыбная ловля не обходится без катушки для спиннинга. Несмотря на то что данный механизм отличается простотой конструкции, он также нуждается в уходе. Для продления срока службы специалисты рекомендуют не только бережно относиться к прибору, но и проводить регулярную профилактическую смазку специальными смазочными материалами. Только используя данные рекомендации, катушка без поломки может прослужить ни один год. Данные работы можно проводить как самостоятельно, так и в специальных сервисных центрах.

О том, как смазать рыболовную катушку, показано в следующем видео.

Смазка шимано для катушек

Тема выбора смазок и масел для обслуживания мультипликаторных катушек не нова, но тем не менее является весьма злободневной… Нет необходимости доказывать что от правильного подбора смазок и масел зависят и качество работы катушек и сроки их эксплуатации. На эту тему Сергей Леденёв (saled) любезно предоставил материал где достаточно подробно изложил суть вопроса. Сергей… Попытаюсь в статье обобщить наработки коллег занимающихся техническим обслуживанием рыболовных катушек и своё видение решения данной проблемы. К смазкам и маслам предъявляются следующие основные требования. Во первых они должны обеспечивать создание на металлических поверхностях достаточно тонкой и прочной плёнки предотвращающей контакт и трение между металлическими деталями. Во вторых. Срок службы смазок и масел должен быть максимально большим. И в третьих. Это водостойкость и смазок и масел. Очень часто бывает что смазка или масло обладающее хорошими эксплуатационными характеристиками, имеет весьма низкую водостойкость, и в результате совершенно непригодно для использования в мультипликаторных катушках.

Читайте также:  Спиннинг для начинающих оснастка ловли щуки

Выпускается в тюбиках весом 284 грамма и картриджах весом 397 грамм. Пользоваться этой смазкой мне не доводилось, но тем не менее в руках держал и пробовал на ощупь.


Смазка прекрасно работает в тёплое время года. Но при температурах ниже + 12 градусов ручка катушки вначале вращается с неким подтормаживанием, но после нескольких оборотов эффект подтормаживания исчезает. Вероятнее всего происходит небольшой нагрев смазки и уменьшается её вязкость. Но тем не менее применение LVI-50 при эксплуатации катушки при температурах ниже +5 градусов считаю нецелесообразным.
Смазка SUPER LUBE по внешнему виду очень похожа на LVI-50, чуть менее липкая и более пластичная. Также относится к категории сверхводостойких смазок. Диапазон рабочих температур от -43 до +232 градусов.

Отмечу два важных момента.
Во первых. При взаимодействии воды и смазок LVI-50 и SUPER LUBE не происходит образование эмульсии.
Во вторых. В следствии очень высокой водостойкости этих смазок не отмечено следов вымывания смазок каплями попадающей на них воды.
Из-за ограниченного объёма статьи на этом обзор смазок заканчиваю. О маслах речь пойдёт в следующей части статьи. Продолжение следует…

Часть II

С выбором смазок для проведения ТО мультипликаторных катушек ситуация более или менее ясная. С выбором масел предназначенных в первую очередь для обслуживания подшипников установленных на оси шпули ситуация не такая радужная как выглядит на первый взгляд. Акцентирую внимание именно на шпульных подшиниках по следующим причинам. Во первых. Нагрузки на эти подшипники в момент заброса увесистых джеркбейтов очень большие. Вес забрасываемых приманок колеблется в диапазоне от 30 до 200 и более грамм. Во вторых. Скорость вращения шпули при забросе составляет около 10000 оборотов в минуту. В связи с этим требования предъявляемые к маслам довольно жёсткие. Это и низкая вязкость, возможность работы при высоких скоростях вращения и максимально большой срок эксплуатации. Подшипники установленные в других узлах катушек хотя и работают при достаточно больших нагрузках, но при малых скоростях вращения и по этой причине при проведении ТО их можно обслуживать используя смазки или густые масла срок службы которых намного больше срока службы жидких масел используемых при ТО шпульных подшипников.

За рубежом, в частности в США, разработкой и производством масел для обслуживания высокоскоростных подшипников занимаются не только гиганты нефтехимии, но и небольшие но не менее известные производители. Например американская фирма Corrosion Technologies Corporation производит два очень интересных для рыбаков продукта. Первый из них масло ReelX конкретно предназначенное для обслуживания подшипников рыболовных катушек. Производитель гарантирует срок его эксплуатации примерно 6 месяцев, что в сравнении с маслами выпускаемыми под рыболовными брендами является просто прекрасным результатом. Для наших российских условий средней полосы достаточно подшипники обслужить перед началом сезона и забыть о их ТО до окончания сезона.

Второй продукт СorrosionX изначально разрабатывался как средство защиты охотничего оружия от коррозии. Достаточно глубоко проникает в микропоры металла. В процессе эксплуатации однако было установлено что помимо прекраснейших антикоррозионных свойств СorrosionX обладает очень хорошими смазывающими свойствами, большим сроком эксплуатации чуть больше одного года. Используя СorrosionX достаточно проводить ТО подшипников один раз в два сезона.

И ReelX и СorrosionX пользуются большой популярностью у наших коллег в США, но к сожалению об этих замечательных продуктах практически ничего неизвестно у нас в России.

Хочу уделить немного внимания маслам с PTFE (тефлоном). У данной группы масел в качестве загустителя базового масла используется ультрадисперсный порошок тефлона что является большим преимуществом в сравнении с обычными маслами. Даже при испарении или высыхании базового масла на металлических поверхностях остаётся тончайшая плёнка из микрочастиц тефлона которая предотвращает трение между металлическими поверхностями. В течении двух сезонов использовал и буду в будущем использовать масло с PTFE (тефлон) Super Lube американской фирмы SYNCO CHEMICAL CORPORATION.

Данное масло несмотря на то что оно достаточно густое можно считать универсальным. Т.е. я использую его для смазки шпульных подшипников, обгонных муфт и валов привода лескоукладывателя в катушках с неотключаемым лескоукладыватем. Чтобы избежать в будущем при обсуждении статьи бурных дискуссий о недопустимости использования достаточно густого масла для обслуживания шпульных подшипников особо отмечу следующий момент. Полностью соглашусь с тем что такое масло (масла) действительно нельзя использовать для ТО шпульных подшипников мультипликаторных катушек используемых для заброса и проводки очень лёгких приманок весом от 3 до 15-20 грамм. Реальная дальность заброса действительно будет значительно меньше чем при использовании для ТО шпульных подшипников очень жидких масел. Но позволю себе заметить что в этой части статьи речь идёт о маслах используемых при ТО мультипликаторных катушек предназначенных для заброса и проводки приманок имеющих веса от 26 грамм (например Stick Shadd 114F) и заканчивая весами за 100 и более грамм. При забросе увесистой приманки сила инерции такова, что летящий джерк или другая приманка очень легко раскручивают шпулю с намотанным на неё шнуром. О силе инерции приманки в полёте говорит следующий нюанс с которым сталкивались практически все джерковики и я в том числе. При образовании бороды на шпуле даже такая относительно лёгкая приманка как Slider F весом всего лишь в 37-38 граммов зачастую легко рвёт качественный шнур с тестом 80 lb. Так что все споры о возможности или невозможности использования масла Super Lube для ТО всех типов подшипников используемых в мультипликаторных катушках считаю пустой тратой времени. Теория говорит одно, а практический опыт показывает другое. Теперь о потребительских свойствах масла. Как уже говорилось выше масло имеет достаточно густую конститенцию сопоставимую с конститенцией обычного подсолнечного масла. Цвет полупрозрачный. Водостойкость масла очень высокая. Точный срок службы указать не могу, но катушка AG 5601JB не обслуживалась два сезона и эксплуатировалась достаточно интенсивно.

Масла на валу стало заметно меньше чем после ТО и цвет изменился с полупозрачного на полупрозрачно серый. Скорее всего это не частицы износа деталей, а пыль после рыбалок в Астраханской области. Могу сделать предварительный вывод — на валах масло легко выдерживает два сезона (год) эксплуатации при постоянном попадании капель воды и пыли. В закрытых (экранированных) подшипниках срок эксплуатации масла будет составлять не менее 3 сезонов.

В заключение статьи речь пойдёт об уникальнейшем масле TSI-301 разработанным и выпускаемым американской фирмой AMERICAN GAS&CHEMICAL CO. LTD для нужд NASA и министерства обороны США.

По истечении определённого времени масло появилось в свободной продаже на территории США. Собственно говоря TSI-301 не является продуктом нефтепереработки, а представляет из себя смесь сложных полиэфиров растворённых в растворителе на основе бутанола. Бутанол является смывкой ранее используемых масел, а полиэфиры очень глубоко проникают в микропоры металла и одновременно защищают металл от коррозии и выполняют функцию смазки. Ещё одним достоинством этих полиэфиров является их крайне низкая испаряемость в отличии от жидких масел выпускаемых под рыболовными брендами. Американские коллеги используют этот продукт с 2008 года. По их отзывам срок службы масла не менее двух лет. Основатель и идейный вдохновитель форума alantani.com/ Алан Тани и многие его сподвижники считают что TSI-301 на сегодяшний является лучшим маслом для обслуживания шпульных подшипников. Весной прошлого года выпало мне счастье приобрести фляжку этого масла. С его использованием обслужены шпульные подшипники примерно на трёх десятках катушек. Для чистоты эксперимента на одну из своих катушек AG 5601С4 вместо штатных шарикоподшипников установил бронзовые втулки от 5601JB смазанные TSI-301. Заодно на всякий случай этим же маслом промазал и ось шпули. Время вращения шпули на оси с использованием втулок (шпуля и ось вне механизма катушки) значительно больше времени вращения шпули на шарикоподшипниках при тех же условиях. Странно, но против фактов не попрёшь. Весь прошлый сезон эта катушка эксплуатировалась на износ. Действительно масло имеет большой срок эксплутации. Не могу с полной уверенностью утверждать что срок службы масла составит два года (четыре сезона), но скорее всего выводы американских коллег близки к истине.

Чуть не забыл упомянуть о водостойкости TSI-301. Следует отметить что водостойкость на весьма высоком уровне в чём я имел честь убедиться на открытии сезона 12 апреля сего года. Под воздействием определенных факторов и при большом скоплении почтенных и уважаемых форумчан и гостей данного мероприятия палка вместе с катушкой была утоплена и благополучно извлечена с помощью тонущего джерка. После удаления из катушки воды рыбалка продолжилась без всяких последствий для втулок и катушки в целом, что свидетельствует о реально высокой водостойкости и масла и естественно смазок использованных мною при поведении ТО катушек. В завершение статьи позволю себе напомнить всем уважаемым коллегам — катушка это оружие рыболова. А оружие любит чистку, ласку, уход и смазку. И не следует экономить на смазках и маслах. От их качества зависит и надёжность работы катушки и в конечном итоге срок её эксплуатации

С уважением Леденёв Сергей (saled)

  • Не обязательно промывать механизмы катушки, можно просто добавить новой смазки. Это как побрызгать дезодорантом на грязное тело! Просто добавив смазки Вы не убрали частицы износа которые ускоряют износ катушки.
  • Подшипники рыболовных катушек смазываются жидким маслом. Это не верно! Любой заводской и оригинальный подшипник смазывается густой, но мягкой смазкой. Для подтверждения можете вскрыть любой подшипник и посмотреть. Только в кастинговых мультипликаторных катушках шпульные подшипники смазывают жидким маслом для увеличения дальности заброса. Однако нужно понимать, что чем более жидкое масло, тем тоньше рабочая пленка, а износ подшипника гораздо выше.
  • Ролик лескоукладывателя нужно периодически прокапывать маслом. Такого категорически делать нельзя. Так как жидкое масло подхватывает грязь и мусор и заносит его в рабочую зону ролика. Если внутри ролика подшипник это грозит и попаданием грязи в него и вымывание густой смазки подшипника. Смазывать маслом можно лишь ролик на втулке(ках) после полной разборки и очистки узла.
  • Для обслуживания катушки достаточно двух смазок в баллончиках. Смазочные наборы от компании Daiwa (Дайва) или Shimano (Шимано) в баллонах подходят лишь для вспомогательного обслуживания. Обслужить главную пару или фрикцион ими нельзя!
  • Фрикцион можно смазывать той же смазкой что и главную пару. Это заблуждение!Для фрикциона нужна отдельная специализированная смазка.
  • Чем больше смазки тем лучше. Сколько бы Вы не наложили смазки на зубья шестерен, после первых оборотов более 95% её будет выдавлено и останется лишь тонкая практически не видимая пленка смазки. Это и есть та рабочая смазка которая препятствует и уменьшает износ шестерен. Лишняя смазка (если её большое количество) лишь добавит вес и дополнительные проблемы выдавливаясь и попадая в другие узлы катушки.
  • Автомобильные и другие смазки и масла можно использовать для обслуживания катушек. Специализированные смазочные материалы отвечают всем тем характеристикам которые нужны для правильной работы механизма катушки. Использование не специализированных смазочных материалов на свой страх и риск часто заканчивается плачевными последствиями для катушки.
  • Синтетические смазки IOS Factory — панацея от всего. Это совсем не так! Данные смазки не во всех случаях будут оптимальны, а в некоторых даже наоборот затруднят ход катушки. Дорогие специализированные смазки как правило имеют узкий спектр применения. Так к примеру IOS grease разработан для твердосплавных главных пар.
  • Стопор обратного хода можно смазать густой смазкой. Это не так и может привести к отказу узла. Стопор обратного хода (муфта обгона (обгонная муфта) или роликовый подшипник) смазывается только жидким маслом, на катушках фирмы Шимано это указано на данном узле надписью «NO GREASE».
  • Технические отверстия служат для обслуживания катушки. Это не совсем так! Производителем они конечно задумывались изначально ради блага, но… Они служат для экстренного обслуживания в случае клина катушки на рыбалке или просушивания механизма в случае попадания воды и не более. Поняв свою ошибку на последних моделях катушек Shimano (Шимано) технические отверстия в ролике и на корпусе убраны.
  • Шток катушки необходимо периодически прокапывать жидким маслом. Тут есть рациональное зерно, однако частое нанесение жидкого масла на шток в результате приводит к попаданию жидкого масла во внутренние механизмы с нехорошими последствиями. На шток можно нанести одну каплю жидкого специализированного масла примерно раз в 7-10 рыбалок, предварительно вытерев со штока старое загрязненное масло. Однако большой нужды в этом нет.
  • Катушку определенного бренда нужно смазывать только смазкой этого же бренда. Действительно такие бренды как Шимано (Shimano), Дайва (Daiwa), Пенн (Penn) и т.д. с помощью сторонних производителей выпускают смазки к своим катушкам. Но это не значит, что катушку Шимано нельзя мазать смазкой Дайва или наоборот. Для правильного подбора смазки под определенный узел Вы в первую очередь должны руководствоваться характеристиками смазки, характеристиками катушки, её особенностями и износом механизмов. Оптимальные схемы смазки как правило приходят с опытом применения смазок.
Читайте также:  Самые тонкие плетеные шнуры для рыбалки

Будучи в отпуске в деревне, как-то вечерком напоролся на канале «Мужской» по телевизору на передачку «мастерская рыбака». В ней два умных дядьки показывали и рассказывали как и когда надо смазывать рыболовные катушки. Спать в тот день я лег с мыслью :» да вот надо бы как-нить тоже…». Это «тоже» наступило на следующее же утро, ибо планов по хозяйству и огороду не было, а сидеть тухнуть 4-й день подряд возле телевизора из-за погоды очень не хотелось. К тому же на улице было солнечно и не так жарко, поэтому, вооружившись инструментом и всем необходимым я выполз на столик перед домом.

Итак, в арсенале у меня всего 3 рыболовных катушки на все случаи жизни. Их я использую и для спиннинговой ловли, и для редкого троллинга в Карелии, и для ловли на фидер. Все три катушки в размере 2500.

Ранее самой ходовой и наиболее используемой была немецкая German FD630

Этой катушке уже года 4. Пришла она на смену точно такой же, которая тоже порядка 4 лет отработала и была отдана тестю » на опыты» после того, как у нее сломалось основание станины.

После нее, когда появился второй спиннинг, а рыбалка стала более серьезной и частой в довесок к ней появилась

Ловить стал попеременно на обе катушки и так и не смог определить фаворита. Но все изменилось, когда появилась ОНА

Сие чудо было куплено на ТаоБао чисто на пробу. Вместе с доставкой обошлась в районе 800 рублей. Эта катушка мгновенно отбросила на задний план Шимано и сдвинула на «запасную скамейку» Герман. Реально, она работала четке, мягче, нежнее.

Так вот, возвращаясь к теме обслуживания, разобрал я каждую катушку по очереди, изучил и провел глубокое ТО. Все катушки с момента покупки ни разу не обслуживались. Максимум- после закрытия сезона открытой воды снималась шпуля, очистителем карбюратора промывалось все внутри и смазывалось ВэДэшкой.

Как и в передаче приклеил на стол скотч и помещал на него все детали. Для смазки и чистки использовал балончик очистителя карбюратора и многофункциональную высоко температурную смазку для подшипников Mobil

Первой в разбор пошла German. Шестерни и подшипники были в нормальном состоянии, без износа. Смазки внутри было маловато, но видно, что лежала она именно там, где и должна. Всю смазку вытеснило по краям. Смазка была относительно чистая, поэтому я не стал ее менять, а бережно собрал и намазал ей зубья шестерен, лишь чуть-чуть добавив новой на косую шестерню привода вала.

Второй в разбор пошел китаец. И каково же было мое удивление, когда я ее вскрыл!

Обильное количество смазки на всех элементах! Единственное, с ведущей шестерни ее «выкинуло» внутрь. смазан был даже основной подшипник

здесь даже добавлять ничего не пришлось, просто немного подправил и собрал обратно. Последней в разбор пошла Shimano. Разобрав ее, я сразу же вспомнил слова одного из дядек из передачи, который рассказал как к нему принесли на ТО сразу после покупки некую дорогую катушку, стоимостью более $1000. С его слов внутри нее лежал небольшой шматочек смазки в одном углу. Такое чувство, будто ее ложкой зачерпнули из банки и шлепнули внутрь без разбору. Все механизмы бы сухие. Вот тоже самое было и у меня в Шимано. Мизер смазки, который лежал абы как и абы где, но только не там, где она должна быть. Естественно, механизмы были промыты, высушены и обильно смазаны. Надо ли говорить, что все катушки были опробованы на следующий же день и что все они стали работать гораздо лучше?

Полная разборка и смазка катушки Shimano Biomaster C3000

Сразу следует оговорить что специальная смазка для катушек предпочтительней какой-либо случайно попавшейся смазки. Для техобслуживания катушки необходимо иметь как минимум 2 вида смазки. Жидкую и густую (консистентную). Фото 1

Этого набора, в общем-то, достаточно. Можно обойтись и двумя, без дорогущей, аэрозольной.

Для смазки подшипников используем жидкую смазку, для смазки зубчатых пар и узлов скольжения – консистентную, но не слишком густую.
Специальная смазка для катушек по консистенции – самое то.
Не стоит закладывать слишком много смазки — не все узлы это любят.
Перед смазкой необходимо промыть детали от грязи, и удалить старую смазку уайт-спиритом, или неэтилированным бензином.
Агрессивные растворители — ацетон, 646, и т.д. применять не стоит — пластмассовые детали и корпус могут и не выдержать, лучше не рисковать.
Промывать подшипники следует отдельно от других загрязненных узлов, чтобы не занести туда лишнюю грязь. Закрытые подшипники можно подержать в уайт-спирите для лучшего удаления старой смазки.
После промывки — детали и узлы обязательно полностью просушить, особенно закрытые подшипники. Иначе они рискуют остаться без смазки. В лучшем случае будут смазаны смесью масла с бензином. А бензин разрушает масляную пленку и нам его присутствие в узлах трения ни к чему.
Без промывки, простым добавлением новой смазки проблему полностью не решить. Старая смазка, даже если не засохла, представляет собой сложную смесь из масла, пыли, грязи, мельчайшей металлической стружки, влаги и т. д. Вся эта субстанция очень напоминает абразив в трущихся парах, со всеми вытекающими последствиями.

При отсутствии определенного навыка, разборку лучше делать, по возможности, поэтапно. Закончил один узел, собрал – перешел к следующему. Это потребует большего времени, но уменьшит вероятность потерь и ошибок при сборке.
Если же навык есть, или просто нет страха перед предстоящей работой, продуктивнее работать в хорошем темпе – пока одни детали отмокают, другие — сохнут, третьи – в процессе разборки.

Если катушка шумит, в процессе разборки определяем какой подшипник умер, и в подшипнике ли дело. Проверить работу подшипников можно вот таким нехитрым способом: см. фото 2.

Сажаем подозреваемого на пинцет (или на любой конический вал) и покатываем по ровной, не жесткой поверхности, или по ладони. Разницу между изношенным и хорошим, при определенном навыке, почувствуешь в руку, довольно отчетливо. Но надо иметь в виду ход и шумы в подшипнике во многом зависят от его смазки.
Лечить конкретно захрустевший подшипник – дело неблагодарное, лучше заменить.

Читайте также:  Как правильно собрать спиннинг с блесной

Разборка катушки Biomaster C3000

Все размеры катушек этого модельного ряда имеют одинаковую кинематическую схему. Shimano Uitegra, (да и другие модели тоже) примерно тех же годов выпуска, отличаются незначительно.Так что вполне можно опираться при разборке на выложенные фото.
Разборку лучше производить на листах чистой бумаги, при хорошем освещении. Это поможет сохранить без потерь все снимаемые узлы и детали.

Фото 3. Общий вид.

Приступаем к разборке.

Открутив защитный колпачок и выкрутив винт, снимаем ручку.
Откручиваем гайку фрикциона и снимаем шпулю.

Порядок расположения деталей подшпульного узла.

Перед снятием ротора не помешает пометить (маркером, или нанести риски) взаимное положение ротора и его вала – бронзовой шестерни.
После этого, выкрутив фиксирующий саморез, откручиваем гайку крепления ротора, (резьба правая), и снимаем ротор.

После снятия ротора у нас остаются незакрепленными втулка (внутренняя обойма обгонной муфты) и медная шайба под ней. Учитывая этот момент, принимаем меры для сохранности деталей и ставим, например, резиновую заглушку, или прищепку, предохраняющую от потерь.

Или же снимаем шайбу и втулку муфты.

Но в этом случае далее придется обращаться с катушкой предельно аккуратно, чтобы избежать выпадения роликов обгонной муфты. После извлечения втулки они при небрежном обращении могут рассыпаться. Это сильно омрачит и затруднит дальнейшую работу.

Промываем мелкие детали в ванночке уайт-спиритом.

Корпус ротора промываем с помощью уайт-спирита от грязи снаружи и внутри.. Это удобно делать ватными дисками, а в труднодоступных местах ватными палочками, смоченными в уайт-спирите.

После просушки смазываем подшпульный подшипник и убираем мелкие детали в коробчонку и в сторону. Сборка этого узла состоится не скоро.

Фирма Shimano и ее продукция

Японская фирма Shimano возникла в начале двадцатых годов прошлого века и изначально специализировалась на производстве велосипедов. Производством рыболовного снаряжения компания занимается с семидесятых годов, и уже давно завоевала лидерские позиции на этом рынке. Ассортимент продукции чрезвычайно широк и представлен всеми необходимыми принадлежностями для рыбной ловли.

Продукция японского бренда пользуется популярностью во всем мире. В нашей стране снасти компании приобретают как профессионалы и любители, так и новички в области рыбной ловли. Модели, представленные в продаже, довольно универсальны.

Катушки фирмы Shimano выпускаются самых различных модификаций, от ультралегких до самых мощных профессиональных моделей. Для них характерны безупречная укладка лески, мягкий ход, отсутствие люфта и, как следствие – тихая работа всего механизма.

Преимущества катушек Shimano

Поскольку катушки Shimano выпускаются с использованием самых современных технологий и материалов, срок их службы достаточно продолжителен. Приоритетами компании являются надежность в эксплуатации и комфорт. Поэтому использование изделия и его техническое обслуживание не затруднит даже новичка.

Так, например, безынерционные катушки Shimano оснащены передним и задним фрикционным тормозом. В катушках также применяется особая система, фиксирующая ротор во время заброса, исключающая самопроизвольный сброс дужки лесоукладывателя. Также есть функция переменного торможения.

Благодаря усовершенствованной системе подшипников скольжения, обеспечивается надежный и плавный ход лески. Технологические элементы и детали катушек Shimano имеют специальное покрытие, защищающее их от попадания пыли, грязи и от появления ржавчины.

Однако, несмотря на это, катушки Shimano, как и все другие, время от времени требуется смазывать.

Когда и зачем смазывать?

Любая катушка является достаточно сложным механизмом, состоящим из множества частей, взаимодействующих друг с другом. Во время рыбалки, как на наружные поверхности, так и внутрь этого механизма, могут попадать вода и различного рода загрязнители. Чтобы избежать его отказа в самый ответственный момент, необходимо его разбирать и смазывать. В идеале, осматривать катушку нужно после каждой рыбалки, чтобы оценить степень загрязнения и выявить возможные повреждения. Такой осмотр поможет определить, нуждается ли механизм в обслуживании.

Смазка рыболовных катушек Shimano, как и всех остальных, проводится в случае, если снасть попадала в воду либо лежала на песке или на земле, в результате чего внутрь попали песчинки и прочие загрязнения.

Кроме того, смазывать катушку обязательно надо перед началом рыболовного сезона, в середине, если катушка активно использовалась в разных режимах, и по окончании сезона, при отправке снастей на хранение.

Виды смазок

Приняв решение о необходимости смазать катушку, нужно определиться с выбором средства. Многие рыболовы используют для этих целей машинное масло или солидол. Но такой вид составов не только неэффективен, но зачастую даже вреден катушечному механизму. Чтобы качественно обслуживать изделие фирмы Shimano, лучше всего приобрести специальную смазку для катушек Shimano.

По своей консистенции составы, применяемые в ходе этого процесса, бывают:

  1. Густые. Поскольку они не стекают, их используют для ухода за шестернями и подшипниками.
  2. Жидкие. Применяются для покрытия ротора и вала катушки.
  3. Универсальные. Их получают, смешивая густую и жидкую смазку, и используют непосредственно на рыбалке или в экстренных случаях.

В пользу специализированной смазки говорит тот факт, что она не имеет запаха и при попадании на леску не отпугивает рыбу. Кроме того, смазка для катушек Shimano работает при температурах до -50 градусов, являясь незаменимой в условиях зимней рыбалки.

Параметры выбора

Как видим, для обработки одного катушечного механизма может потребоваться не один, а несколько видов составов. Например, какой смазкой смазывать катушку Shimano Technium? При выборе средства следует учитывать сплав, из которого изготовлены детали, наличие или отсутствие на них покрытия, зазоров, а также степень износа механизма.

Нужно также принимать во внимание, в каких условиях и при какой нагрузке будет использоваться катушка. Поэтому рекомендации по схеме обработки абсолютно одинаковых механизмов будут заметно отличаться в зависимости от условий их эксплуатации. Чтобы правильно выбрать необходимую смазку для катушек Shimano, нужно четко ориентироваться в их разновидностях.

Назначение смазки для катушек Shimano

Следует отметить, что компания Shimano самостоятельно подобные составы не изготавливает. Их производят по заказу фирмы на специализированных предприятиях. Большинство смазок для катушек Shimano изготовлены на литиевой основе. В продаже представлены такие разновидности:

  • DG01. Эта смазка предназначена для обслуживания войлочных фрикционных дисков. Обеспечивает плавную работу фрикциона без рывков и провалов.
  • DG02. Используется для смазки ролика и кронштейна.
  • DG03. Применяется для углеродных фрикционных дисков.
  • DG04. Предназначена для тормозных дисков в безынерционных и мультипликаторных катушках. Ее применение обеспечивает безотказную работу фрикциона при любом режиме использования.
  • Смазка для катушек Shimano DG 06. Используется для обслуживания главной пары, подшипников и других металлических и пластиковых деталей катушки.
  • DG07. Служит для смазки подшипников и привода.
  • DG08. Для фрикционного кольца.
  • DG09. Для диска сопротивления.
  • DG10. Для шестерни привода.
  • DG11. Для электроразъема. Для него еще используется смазка Shimano DGETT30.
  • DG13. Так же, как и DG06, используется для смазки главной пары, но, в отличие от нее, более густая по консистенции, и может работать как в пресной, так и в соленой воде. Прекрасно подходит для технического обслуживания новых катушек.
  • DG14. Служит для обработки узла ролика лесоукладывателя.

Подготовка инструментов и материалов для смазывания

После того, как выбрана необходимая смазка, следует подготовить все необходимое для работы, а именно:

  • отрезок чистой мягкой ткани;
  • крестовая и плоская отвертка подходящего размера;
  • пинцет;
  • гаечный ключ под гайку ротора;
  • мягкая щеточка и тонкая кисточка;
  • стакан бензина для снятия загрязнений (можно бензин для зажигалок);
  • зубочистки для снятия застарелых загрязнений в труднодоступных местах.

Необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места. Его поверхность должна быть светлой.

Порядок работы

Далее нужно сделать следующее:

  1. Разобрать механизм.
  2. Очистить все внутренние детали катушки. Чтобы избавиться от загрязнений и остатков старой смазки, их опускают в емкость с бензином.
  3. Пока внутренние детали отмываются в бензине, нужно убрать загрязнения с корпусных элементов, используя щеточки, зубочистки и мягкую ткань.
  4. Все детали тщательно просушить.
  5. Собрать катушку, смазывая все детали. Не стоит наносить смазку толстым слоем, поскольку излишки все равно выдавятся на поверхность и приведут лишь к ненужному загрязнению деталей механизма.
  6. После сборки проверить работу механизма. Особенно тщательно проверить работу узла закрытия дужки. Он должен быть хорошо смазан и работать без задержки.

Процесс этот трудоемкий, требует больших затрат времени и внимания. Может быть, можно смазать катушку спиннинга, не разбирая ее? Однозначно – нет. Не разбирая катушку целиком, можно только обработать дужку лесоукладывателя и внешний подшипник силиконовым спреем с высокой проникающей способностью. Но это будет лишь временная мера, не решающая проблему кардинально.

Отзывы и рейтинг

Главный принцип использования всех смазок гласит: лучше всего для катушек любого вида применять составы от изготовителя данных механизмов. Тех, кто придерживается этого принципа, смазка для катушек Shimano, по отзывам, устраивает вполне. Широкий ассортимент позволяет приобрести тот продукт, который подходит именно вам.

При этом цены вполне доступны и соответствуют качеству товара. Так, например, смазки для катушек Shimano в Санкт-Петербурге можно приобрести по цене от 730 рублей и выше в зависимости от вида и объема. Кроме того, составы универсальны, их можно использовать для технического обслуживания механизмов от других фирм-производителей.

В рейтинг лучших смазок входят универсальные разновидности. Самыми популярными являются:

  • 1-е место — DG 06.
  • 2-е место — DG 13.
  • 3-е место — DG 04.

В целом, данный вид продукции пользуется заслуженной популярностью у рыболовов страны.

Оцените статью
Adblock
detector