Как сканирует датчик эхолота

Содержание
  1. Как настроить эхолот
  2. ⛵ Настраиваем чувствительность и шкалу глубины
  3. Запомните главные правила эффективного использования эхолота:
  4. 🎣 Обнаружение рыбы (Fish ID)
  5. Масштабирование (Zoom)
  6. 🚤 Скорость движения лодки
  7. ⛵ Старайтесь держать ровный курс лодки.
  8. ⚓ Как понимать эхолот ?
  9. 🐬 Какой выбрать аккумулятор для питания эхолота ?
  10. Пугает ли эхолот рыбу ?
  11. Что будет если направить плоскость датчика вертикально ?
  12. Советы по использованию эхолотов с боковым обзором
  13. Первый шаг — правильная установка
  14. 1. Навесной транец лодочного мотора
  15. Под навесным транцем
  16. 2. Выступ на транце
  17. 3-4. Транец
  18. 5. Троллинговый мотор
  19. Правильное подключение к источнику питания
  20. Место установки антенны GPS-приемника
  21. Второй шаг – используйте настройки по умолчанию, сканируйте известные объекты
  22. Третий шаг – использование записи лога сонара
  23. Частоты сканирования 455 и 800кГц
  24. Цветовые палитры
  25. Просмотр сигнала только с одной стороны от лодки
  26. Резюме

Как настроить эхолот

Как показывает моя практика, большинство рыбаков, пользуются так: на воде включают и после рыбалки просто выключают. Всё! Конечно так тоже можно пользоваться, но не мешало хотя бы один раз почитать инструкцию к устройству. Уверяю Вы узнаете много интересного о своём эхолоте, а тем более картплоттере. После первого включения, хотя бы элементарно нужно настроить «язык», «чувствительность», переключить на «метрическую» систему. Очень желательно увеличить до максимума «частоту импульса», и чуть увеличить «скорость прокрутки экрана». Остальное, что не понятно, ставить на «Авто» или как установлено по умолчанию. Но все-таки, даже при такой простоте, несколько важных, элементарных правил нужно соблюсти. Не пожалейте времени для изучения действия устройства на местности. Устройство может ошибаться. Это касается определяемой плотности грунта и наличия предметов, которые можно принять за рыбу. Поэтому картинку на мониторе желательно анализировать, в том числе, регулируя чувствительность датчика. Не забывайте о том, что прибор в постоянном режиме выдает на экран динамичную картину, самые ранние результаты его работы показаны на экране слева, а последние данные — справа. Даже во время стоянки устройство работает. И всегда помните — если на экране постоянно отражается горизонтальная линия, она означает неизменную глубину, а вовсе не то, что под вами — плоское дно.

⛵ Настраиваем чувствительность и шкалу глубины

Главный фактор, обеспечивающий точное определение размера рыбы эхолотом — правильно выбранная его чувствительность и установленный диапазон глубин. В общем случае, чем больше рыба, тем сильнее от нее эхо-сигнал и крупнее метка такого сигнала на экране. Здесь очень важны настройки эхолота, потому что излишнее повышение чувствительности может полукилограммового окуня на экране представить трехкилограммовым сигом. С другой стороны, чрезмерное снижение чувствительности может привести к тому, что сиг на экране будет выглядеть как 300-граммовая плотва. Переключение диапазона глубины с 0−10 метров на диапазон от 0 до 20 метров, уменьшает метку рыбы на экране почти вдвое. Итак, во-первых, нужно вручную установить диапазон просматриваемых глубин такой, чтобы видеть дно озера около нижнего обреза экрана в самой глубокой точке, до которой планируется вести лов рыбы. Затем поднимаем чувствительность до такой степени, чтобы по всему экрану стали случайным образом появляться и гаснуть точки, после чего уменьшить чувствительность настолько, чтобы эти случайные точки на экране просто перестали появляться. Следует отметить найденную настройку чувствительности, и стараться повторять ее во всех прочих случаях при такой же глубине водоема.

Запомните главные правила эффективного использования эхолота:

  1. Настройка диапазона просматриваемых глубин должна проводиться вручную
  2. Настройка чувствительности, должна проводиться непосредственно на месте ловли

🎣 Обнаружение рыбы (Fish ID)

Функция, ради которой большинство начинающих рыбаков приобретает эхолоты. Обязательно проверьте, что бы эта функция была включена в меню эхолота, иначе рыбу на экране, вы не увидите. Сонар просто анализирует полученную информацию, распознает дно, термоклины, прочие нежелательные объекты, а остальные предметы воспринимает как рыбу. В большинстве случаев, это действительно так, однако не всегда. Небольшие ветки, черепах и многие другие предметы эхолот также может принять за рыбу, как впрочем и не найти рыб там, где они действительно есть. Но это уже погрешность. Особо продвинутые приборы могут определить даже размер рыбы, изобразив на экране маленький, средний или большой значок.

Масштабирование (Zoom)

Функция «Масштабирование» (Zoom) дает возможность увеличить заинтересовавший вас объект. После выбора этой функции экран эхолота разделится на две части, слева остается стандартный вид объектов, справа — увеличивается выбранный участок или предмет.

🚤 Скорость движения лодки

Должна быть в пределах, не менее 4 и не более 10 км /ч. А наилучшая 5-6 км/ч. Для облегчения визуального понимания — это скорость быстрого человеческого шага. Такая, казалось бы, простая задача может усложниться под влиянием сильного ветра или течения. Двигаясь против значительного ветра или течения, будет создаваться иллюзия достаточной скорости за счет хорошего шелеста воды об борта лодки. И наоборот, идя по ветру или течению, захочется прибавить газу. Для правильного решения наших задач (качественной, правдивой картинки) скорость 5-6 км/ч должна быть относительно ДНА, а не воды по ощущениям. В таких ситуациях, показатель скорости на GPS очень поможет. Это один из важных аргументов в пользу приобретения эхолота — картплоттера. Также скорость движения лодки сказывается на виде дуг рыбы на дисплее. Экспериментируйте со скоростью вашей лодки, чтобы найти лучшую, для хорошего отображения дуг рыбы. Обычно медленная скорость троллинга работает лучше всего.

⛵ Старайтесь держать ровный курс лодки.

Ремонт видеокамер Marcum

Распространенная ошибка, как профессионалов, так и начинающих — «уход с головой» в экран, не замечая окружающего мира. И как следствие, бесконтрольный курс лодки. И сумбурное понимание того, что под водой. Особенно это правило актуально при использовании эхолотов нового поколения с технологией сканирования. По аналогии правильное изучение акватории с помощью эхолота будет похоже на работу комбайна. Ровными проходами в одну — другую сторону, с шагом в ширину луча, без пропусков и топтаний на месте. Если эхолот снабжен GPS, то правильность своих проходов можно отследить на экране по оставшемуся треку (следу) — еще один аргумент в пользу его приобретения. Если картплоттера нет, а просто эхолот — можно посмотреть на кильватерный след. Если что-то появилось на экране — это значит, что оно осталось за кормой пару секунд назад (время излучения и приёма импульса и его обработка приблизительно 1.5-3 секунды) и по следу можно примерно предположить, где конкретно это было. Для совмещенных эхолот-картплоттеров Humminbird последних поколений можно просто навести курсор прямо на эхолоте на найденный объект и встроенный GPS точно вычислит, где он был. И даст возможность сразу поставить путевую точку в этом месте на странице «Карта». Должна быть в пределах, не менее 4 и не более 10 км /ч. А наилучшая 5-6 км/ч. Для облегчения визуального понимания — это скорость быстрого человеческого шага. Такая, казалось бы, простая задача может усложниться под влиянием сильного ветра или течения. Двигаясь против значительного ветра или течения, будет создаваться иллюзия достаточной скорости за счет хорошего шелеста воды об борта лодки. И наоборот, идя по ветру или течению, захочется прибавить газу. Для правильного решения наших задач (качественной, правдивой картинки) скорость 5-6 км/ч должна быть относительно ДНА, а не воды по ощущениям. В таких ситуациях, показатель скорости на GPS очень поможет. Это один из важных аргументов в пользу приобретения эхолота — картплоттера. Также скорость движения лодки сказывается на виде дуг рыбы на дисплее. Экспериментируйте со скоростью вашей лодки, чтобы найти лучшую, для хорошего отображения дуг рыбы. Обычно медленная скорость троллинга работает лучше всего.

Читайте также:  Наборы для морской рыбалки

⚓ Как понимать эхолот ?

Очень важно понимать смысл показаний сонара. Дисплей не показывает точное изображение в 3-х измерениях того, что под водой. Каждая вертикальная полоса данных, полученная контрольной панелью и отображенная на дисплее, означает что-то, что было отмечено сонаром в определенное время. Так как и лодка, и рыба двигаются, показатели отражают только их пребывание в определенное время в определенном месте.

Это кривая линия в нижней части экрана, ее изгибы передают соответствующий рельеф. Можно ли по цвету линии дна судить о плотности грунта? Да, но очень грубо. То есть, тонкого перепада плотности от ила до ракушки, пожалуй, заметить не получится. Но существенное изменение, пожалуй, определить можно. Например, русло реки (чистый песок) — относительно тонкая полоска дна. Заходим в заиленный залив и полоса дна становиться гораздо жирнее. Но должна быть очень значительная разница в плотности грунта, чтобы заметить ее. Бывают места, где количество ила просто запредельное и он очень жидкий на подобии манной каши. Это бывает чаще всего там, где растет много водяного ореха. Там сигнал эхолота может просто исчезнуть, и это не зависит от марки, типа эхолота или датчика. Просто сигналу не от чего отражаться и он просто «тухнет» в глубоком жидком иле.

Что еще следует учесть? Запоздание при прохождении сигнала от датчика до дна и снова к датчику составляет приблизительно 1-2 сек. То есть, цифра глубины это то, что было у Вас за кормой 1-2 секунды назад. Следует учесть, что в момент отображения цифры глубины на экране лодка может уже проехать на полном газу метров 10-20 от того места, где показания были сняты.

На классическом эхолоте рыба отображается в виде так называемой дуги. На новых эхолотах с технологией сканирования — в виде кляксы или точки (в зависимости от величины рыбы) разной формы. Как понять что на экране? Вы нашли что-то с помощью эхолота, предположительно рыбу или корягу, или куст травы. Дальше пытаемся выяснить, что это за рыба, то есть поймать ее или узнать у других рыбаков, что они ловят. Таким образом, если это удается, Вы теперь понимаете, что так изображается такая-то рыба. Если вытащили пучок травы, то понятно, что так изображается именно трава, а не коряга. Существует ещё режим распознания рыбы и отображения ее символами рыбок — «Fish ID». Более того, хорошо даже включить звуковой сигнал обнаружения рыбы. В таком простом с точки зрения продвинутых пользователей режиме использования (с символами рыбок и звуковыми сигналами) оказывается, очень удобно рыбачить в отвес на стайную (та, что в толще воды) рыбу, не отвлекаясь взглядом на экран. Когда мы слышим звуковой сигнал — рыба под нами. Если сигнал пропал – косяк сместился и нужно его снова поискать. Есть несколько случаев, когда рыбу невозможно обнаружить ничем. Например, когда почти вся рыба (чаше всего летом) «гуляет по верхам», то есть, в 1-3 метрах от поверхности. Она просто разбегается в стороны перед лодкой.

🐬 Какой выбрать аккумулятор для питания эхолота ?

Срочный ремонт Minn Kota

Меня часто спрашивают:- «А какой нужен аккумулятор, для питания моего эхолота?» Тут всё просто. Прежде всего это зависит от того, сколько времени вы проводите на воде, без возможности подзарядки аккумулятора. Чаще всего подойдёт герметичный, необслуживаемый, свинцово кислотный аккумулятор. Рабочее напряжение такого полностью заряженного аккумулятора — 12.8 вольт. Такие аккумуляторы используют в ИБП. Емкость аккумулятора выбирается из расчета непрерывной работы эхолота, по формуле: Емкость акб. (в А/Ч) делим на ток потребления эхолота (в Амперах), получаем время непрерывной работы эхолота в часах, до следующей зарядки аккумулятора.

Пример: Аккумулятор емкость 7А/ч, эхолот потребляет 150ма (0.15А) следовательно 7 / 0.15 = 46.6 часов. Это в идеале, но всегда следует помнить, что емкость аккумулятора, зависит от состояния аккумулятора, температуры воздуха. Зимой, емкость аккумулятора будет меньше. Хранится он должен только в заряженном виде.

Читайте также:  Ловля хариуса зимой рыбалка

Пугает ли эхолот рыбу ?

Сравнивая свой опыт и опыт других пользователей скажу, что скорее не пугает и выключать его нет особо смысла, если только не с целью поберечь батарею.

Что будет если направить плоскость датчика вертикально ?

Можно ли «засечь» рыбу? Ничего не будет. Эхолот просто перестанет воспринимать пространство, в котором он работает, импульсу не отчего будет отразиться, так как исчезнет дно. То есть для этих целей классический лодочный эхолот точно не подойдет. Существуют специальные модели эхолотов для такого бокового просмотра. Например Humminbird Fishin’ Buddy 140cx.

И в заключение: — Берегите свой эхолот. Два самых распространенных повреждения эхолотов, это повреждение датчика. Удар винтом мотора лодки и трение датчика о дно водоема при приближении к берегу. При высокой скорости движения катера, иногда ломаются крепежи. Хранить устройство лучше в прочном ящике с крышкой или специальном боксе.

Советы по использованию эхолотов с боковым обзором

В 2005 году на рынке рыболовных эхолотов произошла революция: компания Humminbird представила первый эхолот с боковым обзором. Рыболовы быстро оценили преимущества новой технологии, и теперь, через десять лет, эхолоты-картплоттеры с боковым обзором присутствуют в линейках многих брендов. Но даже спустя десять лет многие люди, купившие такой эхолот, не знают, как правильно его использовать и как правильно интерпретировать информацию на экране. Неважно, это Side Imaging от Humminbird, StructureScan от Lowrance или SideVü от Garmin, базовые принципы везде одинаковые, и эта статья поможет вам правильно использовать все возможности Вашего эхолота с боковым обзором, на который вы потратили кровно заработанные деньги.

Первый шаг — правильная установка

Прежде всего, необходимо обратить особое внимание на установку датчика эхолота. Если датчик установить неправильно, то отраженный сигнал будет считываться с помехами и искажениями, приводя к путанице и разочарованиям. Есть несколько вариантов размещения датчика. Все они работают, но некоторые дают более чистую картину. Для монтаже можно использовать крепеж, идущий в комплекте, а можно купить дополнительные приспособления.

Датчик ДОЛЖЕН иметь полный обзор из стороны в сторону. На пути сигнала не должно быть никаких препятствий: ни мотора, ни транцевых плит, ни выпуклых деталей корпуса, ни элементов крепления других датчиков. Место крепления датчика на катере может быть разным.

1. Навесной транец лодочного мотора

Удобное место для установки датчика, хотя придется просверлить несколько сквозных отверстий. Датчик скорее всего не будет работать при глиссировании, зато он защищен от ударов о подводные препятствия.

Под навесным транцем

В зависимости от формы корпуса, под навесным транцем может быть свободное место для установки датчика.

2. Выступ на транце

На больших катерах, таких, как например Ranger, на транце под мотором есть выступ. Это безопасное место для датчика, и поток воды там обычно ламинарный. Датчик скорее всего не будет работать при глиссировании, зато он защищен от ударов о подводные препятствия.

3-4. Транец

Для постоянной установки потребуется просверлить несколько отверстий для установки крепежа датчика. Важно это сделать правильно с первого раза. Для небольших судов (лодки из ПВХ) удобно использовать дополнительно приобретаемую струбцину, крепящуюся к транцу. Удобство этого варианта в том, что можно легко регулировать положение датчика (смещать его вверх-вних и поперек транца). В положении 3 датчик может не работать в режиме глиссирования. В положении 4 датчик будет работать в режиме глиссирования, но возникает опасность повреждения его при ударе о подводное препятствие.

На фотографиях показан работающий вариант размещения датчиков LSS-2 и 83/200 на одной съемной штанге. Фотографии размещены с любезного разрешения их автора, igorsd. Обратите внимание, что датчик LSS-2 развернут вперед по ходу движения лодки. Это сделано для того, чтобы нога мотора не перекрывала боковые лучи StructureScan. При таком монтаже необходимо переключить стороны сканирования Left-Right (Лево-Право) в настройках прибора. Такая конструкция на транце лодки из ПВХ испытана на скоростях до 35 км/ч.

5. Троллинговый мотор

Некоторым нравится монтировать датчик бокового обзора на троллинговый мотор. При небольшой практике и на маленьких скоростях из такого монтажа можно извлечь много пользы.

Правильное подключение к источнику питания

Неправильное подключение питания приводит к появлению помех на экране эхолота. В идеале, лучше всего протянуть провода питания напрямую к аккумулятору, а все соединения пропаять. Не забудьте установить в цепь предохранитель, идущий в комплекте с прибором.

Иногда бывает трудно подключиться напрямую к батарее. Если в лодке уже есть проводка, и вы можете подключиться только к ней, то убедитесь, что толщина провода не меньше 1 мм, иначе все-таки придется протягивать отдельный провод питания. Для прожорливого 12-дюймового экрана лучше использовать провода не менее 1.5 мм толщиной.

Место установки антенны GPS-приемника

Прошли те времена, когда картплоттеры комплектовались внешней GPS-антенной. Теперь она внутренняя, и сам картплоттер разнесен с датчиком. Это значит, что между реальным положением объекта и его отметкой на карте будет некоторое расстояние. Поэтому, если Вы хотите, чтобы все интересующие вас объекты находились на карте там, где они действительно расположены, докупайте внешнюю GPS-антенну и устанавливайте ее как можно ближе к датчику.

Если же внешнюю антенну покупать и устанавливать по каким-то причинам нежелательно, то при маркировке объекта устанавливайте курсор немного за ним, чтобы компенсировать разницу в положении датчика и картплоттера, это требует некоторого опыта.

Второй шаг – используйте настройки по умолчанию, сканируйте известные объекты

Не стоит при первом же выходе на воду начинать крутить настройки. Самое правильное будет оставить все настройки как есть на некоторое время. Пройдите рядом с видимыми объектами: со слипами, сваями, камнями, островками травы, чтобы понять, как эти объекты выглядят на экране эхолота. При этом скорость движения судна не должна превышать 5-8 км/ч, а дистанцию бокового сканирования на экране лучше установить не более 25-30 метров, чтобы разглядеть все детали.

Читайте также:  Что такое амортизатор для удочки

Как только вы начнете понимать, что вы видите на боковом обзоре, вы можете начать экспериментировать с настройками.

  • Чувствительность и контраст – обработка изображения, заключающаяся в регулировании уровня темного и яркого цветов изображения сигнала сонара, известная также как “уровень белого”. Полезна для того, чтобы отличить рыбу в толще воды от фоновых объектов.
  • Скорость прокрутки изображения. Обычно устанавливается значение не более 5 для скорости движения судна от 5 до 8 км/ч, при увеличении/уменьшении скорости движения меняется и скорость прокрутки.
  • Масштаб – установка расстояния, показываемого на экране с каждой стороны. При увеличении этого расстояния все информация будет уплотняться в то же самое количество пикселей. Поэтому чем меньше масштаб, тем более детальная картинка (но и более узкая полоса дна) будет показываться на экране.
  • Контурный режим – убирает водную колонку из изображения на экране, и сшивает левую и правую половину изображения вместе.
  • Только правая сторона/только левая сторона – растягивает только правую или левую часть изображения на весь экран.
  • Цветовая палитра – сигнал от сонара показывается в выбранной цветовой гамме.

Третий шаг – использование записи лога сонара

Функция записи лога сонара является одним из самых мощных средств для изучения и оптимизации вашего эхолота с боковым обзором. Удивительно, но большинство пользователей не используют записи лога для этих целей, поэтому здесь мы хотим расширить их горизонты.

Как именно запись лога может помочь нам, рыболовам, научиться правильно читать информацию на экране? Путем записи ВСЕХ данных сонара в файл, так что можно позже проиграть это файл на экране. В процессе проигрывания записи можно изменять любые настройки, чтобы посмотреть, как будет меняться картинка. Запись облегчает эксперименты с настройкой.

Вот что можно изменять в процессе проигрывания записи.

Чувствительность – если она завышена, изображение замывается сигналами от помех. Если чувствительность занижена, важные объекты не показываются. Поэтому наилучшим решением будет оставить этот параметр как он установлен по умолчанию, сделать несколько записей и уже потом экспериментировать.

Контраст – также известный как “Уровень белого”, регулирует уровень освещенности на экране. Более высокий контраст усиливает цвета, но если его завысить, мелкие детали начнут исчезать, а слишком низкий контраст просто затемняет всю картинку.

Резкость – эта настройка регулирует четкость границ объектов. При увеличении резкости изображение становится более зернистым, зато становится возможным обнаружить рыбу, прячущуюся на дне.

Скорость прокрутки изображения – слишком высокая скорость прокрутки на медленно движущейся лодке приведет к размыванию изображения. И наоборот, слишком низкая скорость прокрутки на быстро движущейся лодке также снизит качество картинки, которая “сожмется” в вертикальном направлении. Во время использования бокового обзора при троллинге будет полезно снизить скорость прокрутки до 1 или 2.

Масштаб – это ширина полосы (лодка находится в середине этой полосы), показываемой на дисплее. Чем уже эта полоса, тем более детальное изображение показывается на экране. Чем больше на дне различных структур, тем, по идее, меньше должен быть масштаб. Например большие неглубокие поливы стоит сканировать с масштабом 30 метров или более. При сканировании бровок и других мест с рельефом масштаб стоит уменьшить. Установите масштаб 10-20 метров в каждую сторону, и вы увидите, насколько станет легче увидеть рыбу среди посторонних объектов.

Частоты сканирования 455 и 800кГц

Практически все эхолоты с боковым обзором имеют в своем арсенале частоту 800кГц, но многие рыболовы даже не подозревают об этом инструменте в своем арсенале. На частоте 455 кГц дальше обзор, но максимальная детализация изображения проявляется на частоте 800кГц. Если вы сканируете большие однородные участки дна, и ищете там одиночные изолированные объекты, выбирайте частоту 455кГц. Обнаружили что-то интересное? Пройдите по этому месту уже с частотой 800кГц, для получения более четкого изображения подводных структур.

Цветовые палитры

Различные структуры на дне и состав дна по-разному отображаются на экране в разных цветовых палитрах, так что здесь тоже есть пространство для экспериментов. Пятна глины, ракушка, гравий, камни – все эти интересующие рыболова объекты будут выглядеть немного по-разному в разных палитрах. Опытные пользователи переключаются в определенную палитру при поиске нужных им составов дна.

Просмотр сигнала только с одной стороны от лодки

Предположим, вы сканируете бровку по левому борту в поисках стаи кормовой рыбы и охотящихся за ней хищников. В этом случае уместно будет вывести на весь экран только левую половину изображения, чтобы получить более детальную картину. Когда будете вести сканирование бровки в обратном направлении, переключитесь на правую половину.

Резюме

Итак, мы еще раз обращаем ваше внимание на три основных момента.

  1. Правильная установка: датчик должен быть установлен в месте с полным обзором из стороны в сторону, питание должно быть подведено к эхолоту проводами достаточной толщины.
  2. Сначала просканируйте знакомые вам объекты и подводные структуры. Это поможет вам понять, как разные объекты выглядят на экране.
  3. Записывайте логи. Если увидите интересную придонную структуру, запишите лог на частотах 455 и 800 кГц. Это позволит вам проиграть запись в будущем и поэкспериментировать с настройками.

Чем больше логов вы запишете и проанализируете, тем быстрее вы станете экспертом в использовании технологии бокового обзора в знакомых и незнакомых водоемах. Желаем Вам удачи и удовольствия от использования Вашего оборудования!

Наш магазин предлагаем продукцию Lowrance по низким ценам. Хотите приобрести недорого эхолоты-картплоттеры с боковым сканированием серии Lowrance HDS или Lowrance Elite Ti? Команда нашего магазина будет рада вам в этом помочь!

Оцените статью
Adblock
detector