- Как правильно установить датчик эхолота лоуренс
- Как правильно установить датчик эхолота лоуренс
- Шаг 1 — Необходимо правильно установить датчик
- Размещение датчика является ключевым
- Вот несколько мест для установки датчика:
- «Чистая» электропроводка
- Расположение приемника GPS
- Шаг 2. Использование настроек по умолчанию, сканирование простых объектов
- Шаг 3: Изучение при помощи записи эхограммы
- Экспериментируйте с чувствительностью, контрастностью, резкостью и скоростью
- Используйте функцию диапазона
- 455 против 800 кГц
- Не использовать многооконный режим
- Ищите проблему
- Заключение
- Как правильно установить эхолот
- Оснащение эхолота
- 1. Источник питания. Батарея (В комплект эхолота не входит)
- 2. Струбцина крепления датчика к корме
- 3. Коробка-кейс и как все правильно собрать «до кучи»?
- 4. Правильная установка датчика-излучателя
- Для качественного изображения на экране, важно:
Как правильно установить датчик эхолота лоуренс
1) Устанавливайте датчик таким образом, чтобы лопасти винта вращались в направлении датчика (например, справа от центральной линии, если винт вращается по часовой стрелке). Таким образом, поток воды от винта будет идти над датчиком.
2) Никогда не устанавливайте датчик рядом с водозабором, выпускными отверстиями, ребрами жетскости, неровностями корпуса и т.п.
3) Устанавливайте датчик с небольшим (2-5 градусов) углом наклона вниз. Таким образом вы сможете быть уверены, что рабочая поверхность датчика всегда в воде.
4) Перед установкой, выведите лодку на воду и найдите на транце подходящее место, где поток воды ровный, без пузырьков, турбулентности и т.п.
5) При установке врезных датчиков, учите расположение точек опоры судна при транспортировке и хранении, чтобы не повредить датчик в будущем.
6) В случае установки врезного датчика в ступенчатый корпус, монтируйте прямо перед первой ступенью. При установке на ступенчатый транец, монтируйте датчик на первую ступень, оставив место для подъема датчика вверх, на случай механического войздействия.
1) Отверстие для кабеля должно быть герметичным, и находиться выше ватерлинии.
2) Плохое расположение, так как слишком близко к борту и угол наклона днища слишком большой.
3) Удачное расположение. Всегда располагайте стандартный датчик выше уровня датчика StructureScan.
4) Удачное расположение. Лучшее место для размещения датчика StructureScan, если помимо него также устанавливается стандартный датчик.
5) Плохое расположение, так как в этой зоне обычно высокая турбулентность.
Как правильно установить датчик эхолота лоуренс
В 2005 году произошла революция в рыболовном мире, так как был представлен первый эхолот с поддержкой бокового сканирования. Преимущества этой технологии быстро завоевали популярность у рыболовов. Теперь, спустя 14 лет, эхолоты с боковым сканированием можно встретить даже на самых простых моделях эхолотов.
Однако, даже по прошествии всех этих лет, многие люди, которые покупают устройство, способное создавать боковые изображения, не знают, как его использовать, а также что на нем изображено. Мы решили создать пособие по боковому сканированию, которое поможет вам научиться использовать и читать их.
Шаг 1 — Необходимо правильно установить датчик
Первое, на что вы должны обратить пристальное внимание при поиске рыбы, — это установка датчика. Без правильной установки вы будете с самого начала создавать себе проблемы. Это приведет к ненужной путанице и разочарованию. Изучите эти основы, и вы будете на пути к получению потрясающей детализации изображения.
Размещение датчика является ключевым
Не важно, куда вы устанавливаете дисплей, важно то, куда установлен сам датчик StructureScan. Неправильное размещение преобразователя создаст проблемы с самого начала, оставляя вас разочарованными, даже не зная, почему.
У вас есть несколько вариантов монтажа. Все они будут работать, но некоторые немного «правильнее», чем другие. Вы можете использовать оборудование, поставляемое с вашим устройством, или купить дополнительные запчасти для иного размещения.
Датчик ДОЛЖЕН иметь четкую видимость боковых сторон как с лева, так и справа от лодки. Не должно быть никаких препятствий, таких как винты двигателя или корпус судна.
Вот несколько мест для установки датчика:
- Транец — Просверлите отверстия в корпусе из алюминия или стекловолокна для крепления кронштейна датчика.
- На одной из сторон навесного транца — вам необходимо просверлить несколько отверстий в алюминиевой плите, но это хорошее место для установки датчика.
- Под навесным транцем — в зависимости его типа, под ним может быть хорошая открытая область корпуса для установки датчика.
- Троллинговые мотор. Некоторые троллинговые моторы имеют место для установки датчика на мотор.
Совет — Если вы крепите датчик к транцу, было бы целесообразно рассмотреть «держатель датчика эхолота / струбцина». Он обычно стоит не дорого, но при этом является отличной страховкой в том случае, если вы наткнетесь на мель или камень.
«Чистая» электропроводка
Чистая проводка при установке гарантирует, что вы получите необходимое питание для вашего устройства, что поможет обеспечить ваше устройство чистой, бесшумной визуализацией бокового изображения.
Чаще всего проводятся все питающие провода непосредственно к аккумулятору напрямую и припаиваются все клеммные соединения. Также не забудьте установить идущий в комплекте предохранитель в соответствии с руководством по установке.
Расположение приемника GPS
Раньше все эхолоты / картплоттеры поставлялись с внешней «антенной» GPS. Эти дни прошли, поскольку производители решили использовать более простую внутреннюю GPS-антенну, встроенную в устройство.
Это означает, что, если вы не купите внешний GPS приемник, чтобы разместить его рядом с датчиком, то будет иметь место x-y несоответствие между тем, где ваш дисплей отмечает объект, и тем, где фактически он находится.
Совет — Если вам важно иметь максимально точные путевые точки (которые должны быть), то вам следует купить внешний приемник GPS и установить его как можно ближе к преобразователю. Это гарантирует, что ваши путевые точки будут максимально приближены к тому местоположению, которое вы отсканировали.
Если вы решите ограничиться внутренним GPS, то вам нужно будет отметчать точки немного позади того места, которое вы хотите отметить. Однако, этот метод требует много проб и ошибок.
Шаг 2. Использование настроек по умолчанию, сканирование простых объектов
У вас может возникнуть соблазн начать играть с чувствительностью и контрастностью в тот момент, когда вы окажетесь на воде, но было бы лучше, если бы вы оставили все по умолчанию, пока вы не научитесь интерпретировать изображение на автоматических настройках. Проезжайте мимо видимых объектов, таких как опоры мостов, камни и коряги, чтобы узнать, как выглядят подводные объекты на виде сбоку.
Совет — Для достижения наилучших результатов вы должны запускать боковое сканирование на скорости до 9-18 км/ч.
Совет — Установите диапазон сканирования до 40 метров для начала, чтобы получить хорошую детализацию, при изучении первых сканирований.
Только после того, как вы поймете, что вы видите на изображении бокового сканирования, вы можете начать экспериментировать с элементами управления и настройками. Вот краткое определение некоторых из них.
- Чувствительность и контрастность — обработка изображения, которая регулирует отношения яркости между светлыми и темными цветами, отраженного на экране сигнала эхолота, также известного как «уровень белого». Это полезно при различении рыб и фоновых объектов.
- Диапазон — устанавливает расстояние, на котором каждая сторона отображается на экране. На экране очень много пикселей, поэтому более широкий диапазон должен сжимать данные сонара в то же количество пикселей, что и узкий диапазон. Поэтому более узкий диапазон будет более подробным за счет увеличения деталей на экране.
- Только левая / правая сторона — отображает только левое или правое изображение в доступном пространстве экрана.
- Цветовая палитра — эхолот обрабатывает данные сонара и применяет цветовую палитру в зависимости от силы сигнала.
Шаг 3: Изучение при помощи записи эхограммы
Малоизвестный факт, что функция записи эхограммы является единственным наиболее полезным инструментом для изучения и понимания эхолота. Это действительно удивительно, что большинство людей не знают, как использовать записи, и мы хотим помочь распространить информацию.
Как именно запись эхолота помогает нам, при обучении чтения боковых изображений? Это помогает путем записи ВСЕХ данных сонара в файл, который в последующем вы можете воспроизвести в полноэкранном режиме на компьютере. Это позволяет изменить все настройки, чтобы увидеть, как меняется изображение. Записи позволяют экспериментировать с настройками и выяснять, как каждая из них влияет на изображение в режиме реального времени.
Экспериментируйте с чувствительностью, контрастностью, резкостью и скоростью
Чувствительность — когда чувствительность становится слишком высокой, изображение размывается. При слишком низком значении вы потеряете определенные детали. Лучше оставить их по умолчанию, пока вы сделаете несколько записей и поэкспериментируете с различными комбинациями.
Контрастность — Контрастность также известна как «уровень белого» и регулирует общий уровень света на изображении. Более высокий контраст усиливает цвета, а при слишком высоком уровне он размывает детали, а слишком низкий уровень контрастности — все.
Скорость эхограммы — высокая скорость, когда лодка движется очень медленно, приведет к размытому или смазанному изображению. Низкая скорость прокрутки при быстром движении приведет к тому, что изображения с данных сонара не будут обновляться на экране.
Используйте функцию диапазона
Диапазон — это то, как далеко на дисплее будут отображаться данные сонара. Чем шире диапазон, тем больше данных помещается на экране. Чем уже диапазон, тем больше детализация данных. Ваш диапазон должен зависеть от того, какой тип структуры вы сканируете.
Совет — При сканировании свалов и выступов важно сузить диапазон для эффективного просмотра, чтобы вы просматривали интересующую область и не теряли место на экране. Попробуйте использовать диапазон 15-30 метров с каждой стороны в следующий раз, когда вы будете искать рыбу, и вы будете поражены тем, насколько легче увидеть настоящую рыбу между объектами и дном.
455 против 800 кГц
Большинство, эхолотов с боковым сканированием имеют частоту 800 кГц, но многие рыболовы даже не осознают, что имеют в своем арсенале этот инструмент. 455 кГц обеспечивает большую зону покрытия, а 800 кГц — самые четкие изображения. Думайте об этом так; Эхолот может генерировать сигнал эхолота с большой мощностью, и эта мощность распространяется по всей зоне покрытия. Поэтому при установке на 800 кГц больше энергии направляется на более узкую область, обеспечивая более детальные обратные сигналы и изображения.
Совет — 455 кГц отлично подходит для многих вещей, таких как сканирование огромных площадей на наличие сорняков и изолированных кусков укрытия рыбы
Совет — 800 кГц отлично подходит для повторных проходов по интересующим областям, чтобы получить наилучшее представление о том, что происходит в этой области. 800 кГц может помочь выявить отдельных рыб, которые могут не появиться на вашем первом проходе.
Экспериментируйте с цветовой палитрой
Различные цветовые палитры будут по-разному отображать композицию дна, так что это еще один параметр, с которым можно играть в своих записях, чтобы найти тот, который лучше всего подходит для вас.
Переходы плотности дна, гравий и камень, будут выглядеть немного по-разному в каждой цветовой палитре. Опытные пользователи знают, что нужно переключаться на определенные цветовые палитры, в зависимости от структуры.
Не использовать многооконный режим
Чтобы отобразить наибольшее количество данных на экране, лучше использовать полноэкранную визуализацию. Это позволяет отображать больше данных сонара в доступном пространстве экрана.
Ищите проблему
Если вы выполнили все эти шаги и по-прежнему испытываете проблемы или не получаете необходимого изображения, которое, по вашему мнению, следует, то обращайтесь к более опытным пользователям, на различных форумах. Чтобы получить наилучшую помощь в вашей ситуации, обязательно опубликуйте фотографию вашей установки датчика, модели эхолота и несколько снимков экрана.
Заключение
В заключение этого учебного пособия по SideScan, мы хотим, чтобы вы помнили 3 ключевых момента, когда вы начинаете изучать боковое сканирование:
- Проверьте правильность установки — потратьте время на изучение корпуса вашей лодки, представьте, где будут проходить боковые лучи, а также прокладка проводов, чтобы получить наилучшую и самую чистую установку.
- Сначала сканируйте крупные объекты и структуру — это поможет вам понять, как объекты выглядят на вашем экране.
- Делайте записи эхограммы — Когда вы найдете интересную структуру дна с рыбой и приманкой вокруг нее, сделайте несколько записей на частотах 455 и 800 кГц. Это позволит вам воспроизвести данные и поэкспериментировать с настройками, как только вы закончите ловить рыбу.
Чем больше времени вы потратите на записи в тех местах, где вы ловили рыбу, тем быстрее вы станете экспертом в использовании этой технологии для поиска рыбы как в знакомых, так и в новых водах. Удачи, мы надеемся, что данное пособие по боковому сканированию поможет вам в освоении данной технологии.
Как правильно установить эхолот
Оснащение эхолота
1. Источник питания. Батарея (В комплект эхолота не входит)
Обыкновенная необслуживаемая батарея. Ее относительно легко найти в продаже. Главное, убедитесь, что она достаточно свежая. Наиболее удачная емкость батареи для большинства эхолотов 7Ah. Такой батареи для черно-белой модели хватит на 3 дня активной рыбалки, практически не выключая питания. Для питания цветной модели такой аккумулятор протянет приблизительно 2 дня (зависит от яркости экрана, частоты включения, размера экрана и т.д.), что вполне достаточно. Но все же, рекомендую обзавестись на всякий случай второй такой же батареей и спрятать ее где-нибудь в машине, если вдруг, в неподходящий момент «сядет» первая батарея, потому что забыли зарядить ее после прошлой рыбалки, или, если собрались рыбачить больше 3 дней.
В тоже время, если Вы обзавелись серьезной техникой, например, Lowrance HDS-8 c дополнительным блоком Lowrance StructureScan и собрали все это в коробке для мобильного использования, что, кстати, реально и очень удобно для использования на «резинках», лучше подойдет 12-ти, а ещё лучше 20-ти Ah аккумулятор.
И наконец, если Вы собираетесь использовать эхолот зимой — лучше купить маленький блок, чтобы собрать 4-х амперный аккумулятор из стандартных батареек. Такой комплект будет легкий, компактный и быстрый (в смысле быстро включаемый и выключаемый), с предельно низким энергопотреблением.
Про остальные зарядки не знаю, так как пользуюсь только СТЕК. Мне просто страшновато оставлять «непонятно» работающую подзарядку без присмотра. Я знаю, что если что-то не так, он сам отключится и «уснет» (переключится в режим ожидания), а не вспыхнет в помещении.
2. Струбцина крепления датчика к корме
На сегодняшний день придумано много разных конструкций, в основном удачных. Конкретно для вашей лодки следует обратить внимание на достаточную длину штанги, чтобы дотянуться датчиком до угла транса (кормы). Ее длина должна позволить вынести датчик на уровень линии днища Вашей лодки. С этим могут быть определенные сложности, если лодка имеет высокий транец и большой угол кильватости в корме. Хотя на таких лодках чаще всего ставят датчик стационарно на транце.
Второй момент — это достаточная ширина захватной части струбцины. Бывает что транцевая доска настолько широкая, что даже полностью вывинченный болт струбцины все равно не позволяет одеть ее на транец.
3. Коробка-кейс и как все правильно собрать «до кучи»?
Первый вариант — на рыболовном ящике.
Популярный, но, по моему мнению, не самый лучший вариант.
Недостатки: недостаточно устойчивая конструкция (может кувыркнуться), сложно отыскать подходящий размер, относительная дороговизна.
Достоинства: достаточно высокая прочность особенно при минусовых температурах. Такой ящик не боится долгих лет работы под ультрафиолетом и затем на морозе.
Мой способ.
В разобранном виде.
В походном положении.
Достоинства: легко отыскать на хозяйственных рынках, много размеров, видно, что внутри, очень устойчив, невысокая стоимость.
Недостатки: хрупковат на морозе, особенно после нескольких лет эксплуатации под влиянием ультрафиолета. Желательно укрепить дополнительно пластинкой внутреннюю сторону крышки, если устанавливается относительно тяжелая «голова», например HDS-8 или HDS-10 (хотя для такой техники лучше подобрать что-то поприличнее, например, ударопрочный, водозащищенный кейс точно подобранного размера).
За неименем, на первое время можно обойтись и рассмотренным ящиком. При выборе обращайте внимание на качество пластика (желательно максимально эластичный) и, особенно, обращайте внимание на хорошее исполнение боковых застежек. Практика показывает, что ящика хватает на сезон, но учитывая копеечную стоимость и удачную форму все равно, как по мне — оптимальный вариант. Еще удобно, что он прозрачен, и видно все ли на месте не открывая крышку. Для продления жизни ящик можно обмотать по периметру скотчем.
4. Правильная установка датчика-излучателя
От этого напрямую зависит качество картинки на экране и способность работать на максимальных скоростях.
Линия транца условно разделяет датчик пополам. Датчик по возможности перпендикулярен поверхности воды или в данном случае земли без наклонов вперед или назад. Гайка затянута в меру сильно, чтобы при ударе позволить датчику откинуться назад. Но в тоже время не очень, чтобы он не подворачивался просто от давления набегающего потока. Кронштейн датчика имеет длинные прорези для сдвигания его вверх или вниз. Изначально поставьте датчик в центр прорезей, чтобы в дальнейшем было место для маневра. Если в ходе рыбалки у Вас вдруг пропало нормальное изображение, первое что Вы должны сделать — это проверить рукой положение и, вообще, наличие датчика. Делать это нужно осторожно, лучше выключив эхолот. Однажды проверяя установку одного мощного датчика я испытал очень неприятные ощущения.
Два типа установки датчика : стационарный вариант и на струбцине. Струбцина позволяет при необходимости снять датчик и перенести на другую лодку. В тоже время струбцина имеет риск быть незаметно сбитой или сдвинутой в сторону, что может привести к ухудшению изображения.
На гребной лодке без двигателя лучше установить по килевой линии.
Что касается сдвига датчика вправо-влево по транцу (это касается в основном глиссирующих лодок) — здесь все несколько сложнее. Многое зависит от конкретной лодки, точнее от формы и конструкции днища, особенно ее реданов. И место установки определяется каждый раз индивидуально с последующим тестом на воде.
Хорошо установленный трансдюсер (датчик) в идеале должен:
- Держать контакт с дном на любых скоростях при полном вывороте руля вправо-влево на максимально возможной скорости.
- Не влиять на крен лодки.
- Не создавать существенных брызг за кормой, обливающих пассажиров и мотор особенно при заморозках.
- Отображать на максимальной скорости большой косяк рыбы и крупную корягу.
- Быть достаточно защищенным от механического воздействия льдин или жестких водорослей, например чалима (водяного ореха).
- Работа двигателя должна создавать для него минимальные помехи.
Можно порекомендовать одолжить на время у кого-то струбцину и подвигать ее вверх-вниз, вправо-влево. Таким образом, предварительно найти место установки без сверления транца в ненужном месте.
Для качественного изображения на экране, важно:
Точностью наклона вправо — влево можно особо не заморачиваться. Принцип работы такого типа датчиков построен так, что бортовая качка и крен (наклон судна в сторону борта) особо не влияют на показания. В тоже время постоянный неправильный наклон вперед-назад делают изображение как минимум некрасивым. Конечно, если датчик от удара сильно подскочил назад — это естественно отразится на показании глубины (в большую сторону разумеется). Поэтому, если вдруг в знакомом Вам месте глубина стала намного больше, чем было всегда — проверьте, не поднялся ли датчик.
Дуга-рыба. На современных эхолотах со встроенным Бродбенд процессором дуга-рыба будет более толстая, даже скорее объемная. Если вы заметили, что на экране все объекты в толще воды наклонились вперед или назад — это значит, что Ваш датчик наклонился и его нужно поправить.
Для сканирующих датчиков с частотами 800-455 кГц: Датчик без боковых лучей, в принципе, еще менее требовательный к точности всех наклонов (по крайне мере мне так показалось). Но, тем не менее, искажает картинку при качке несколько больше, чем 2Д сонар датчик. И сделать с этим ничего не получиться, кроме как выбирать погоду или курс лодки таким образом, чтобы свести к минимуму качку судна.
Скришот экрана сделанный в открытом море при значительном волнении.
Датчик боковых лучей к наклонам вперед-назад не слишком требователен. Но наклоны вправо-влево ощутимо влияют на картинку в экране. То есть при наклоне на один борт качество изображения, скорее всего, существенно не измениться, просто полоски полезного изображения справа-слева от лодки будут разной величины — одна большая, другая маленькая. Из этого вывод — старайтесь держать лодку в горизонте, то — есть без крена на один борт. Бортовая качка еще больше ухудшает изображение боковых лучей. Выход, как и в случае с датчиком без боковых лучей — погода и курс.
Есть еще одно решение — вынести датчики на буксируемую торпеду. Смысл в том, что лодка живет своей жизнью, а датчики на торпеде своей, более спокойной. Плюс на качество работы меньше влияет поверхностные шумы (волна, турбуленция, пузырьки, и т.д.). Также, это достаточно удобное решение для работы на арендованном, чужом судне с высокой неудобной, порой даже невозможной для установки струбцины кормой.
Лично мой портативный сканирующий эхолот с системой (планшетным компьютером) для создания 3Д карт высокого разрешения и подключения подводной видеокамеры для записи изображения умещается в небольшой герметичный ударопрочный чемоданчик. А торпеда разбирается до обычного пластикового цилиндра. Все это имеет минимальный вес и габариты для наименьшей переплаты за багаж в случаи авиа перелета.
В следующей статье цикла постараюсь, насколько это возможно просто, растолковать: какие частоты и лучи бывают, для чего они нужны, что они нам дают, когда, какие и как использовать.
За подготовку материала выражаем благодарность специалисту по установке и настройке морского навигационного оборудования, Орлову Юрию