Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Мамин-Сибиряк Дмитрий “Емеля-охотник” Читательский дневник
Мамин-Сибиряк Дмитрий “Емеля-охотник” Читательский дневник
Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!
Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий
Название: “Емеля-охотник”
Жанр: рассказ
Тема произведения: животные
Число страниц: 10
Главные герои и их характеристика
- Емеля. Старый охотник. Опытный и добрый.
- Гриша, внук Емели. Маленький и больной мальчик.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Старый Емеля три дня бродит по лесу, чтобы поймать для больного внука олененка. Но увидев, как мать-олениха защищает своего ребенка, Емеля жалеет зверей и возвращается домой без олененка.
Сюжет — краткое содержание
- Мать Гриши погибла, защищая сына от волков, а отец умер еще три года назад.
- Сам Гриша заболел, и заботится о нем его старый дед Емеля, знаменитый охотник.
- Гриша просит деда поймать ему олененка, и старик отправляется в лес на охоту.
- Он долго выслеживает оленя, а когда наконец видит олениху с олененком, не стреляет.
- Емеля вспоминает, как мать Гриши точно также закрывала сына от волков, и свистом прогоняет оленей.
- Он возвращается домой, и Гриша радостно смеется, слушая рассказы старика о приключении в лесу.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как олениха смело пыталась отвести старика-охотника от олененка. Даже Емеля удивлялся смелости оленихи, а потом не смог выстрелить в олененка.
План произведения для пересказа
- Деревня Тычки
- Избушка у леса
- Просьба Гриши
- Лыско и олень
- Бесплодные поиски
- Храбрость оленихи
- Рассказ старика
Главная мысль
Любая мать не пожалеет собственной жизни, только бы спасти собственного ребенка.
Чему учит эта книга
Этот рассказ учит любить природу, любить и беречь животных, никогда не убивать животных напрасно. Учит жалости и состраданию, учит самопожертвованию и самоотверженности.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравился этот рассказ про доброго охотника, который пощадил мать-олениху, потому что та защищала своего олененка совсем как человек. Этот подвиг животного заставил Емелю изменить свое намерение и пощадить животных.
Литературное чтение. Тема: Д. Мамин – Сибиряк « Емеля – охотник»
Литературное чтение 19. 02.2019
Тема: Д. Мамин – Сибиряк « Емеля – охотник»
Цель: — почему животных нужно охранять?Дети просматривают и отвечают. 1. Деление на частТекст работы
Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
Развивать творческую работу в группе.
Воспитывать разум, чувства ребёнка.
Прививать любовь к природе, уважение к матери.
Ход урока:
Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник».
1. «Слово об авторе»
Д. Н. Мамин – Сибиряк – выдающийся русский писатель. Настоящая его фамилия Мамин, Сибиряк – псевдоним.
– Не случайно он выбрал себе этот псевдоним, хотел этим подчеркнуть духовную близость с суровой природой Сибири.
Писал для взрослых и детей, но тема природы была одной из самых важных. Герои его рассказов – люди, близкие к природе. Все те, для кого природа – родной дом, который они любят и оберегают.
На доске: лес (грибы, ягоды, шишки, орехи, травы-лечебные чаи, звери-олень ,заяц, кабан дичь, дрова, сруб-дом из бревен)
3.Беседа по тексту.
– Прочитайте описание сибирской природы. Назовите эпитеты, помогающие нам представить мощь и красоту природы.
Представим то место, где происходит действие рассказа.
– Удалось ли писателю передать торжественность, многообразие и красоту природы?
– Найти и прочитать описание деревушки, затерянной в лесу.
-Какое чувство у вас возникает во время чтения?
Если вокруг бедность, удаленность от цивилизации, нет ни заводов, ни магазинов, ни больниц. Как же люди выживают в таких условиях?
– Прочитайте описание избушки охотника. Какое впечатление на вас произвело это? (Бедность, разруха, безысходность).
Вечнозеленый хвойный лес (мощь, непоколебимость, вечность).
Старый охотник, слабый больной мальчик.
Громадные горы с мохнатыми вершинами (громада, величие, красота, торжественность).
Маленькая затерявшаяся деревушка.
(Разруха, бедность, голод, беспросветная жизнь.)
— Почему так трудно живут дед с внуком? ( нет цивилизации, возраст)
— Но где же слабый человек находит силы, чтобы выжить? (В природе.)
-Куда стремится, когда становится совсем невыносимо?
Человек – дитя природы. И как любящий ребенок относится к своей маме с нежностью и с заботой, так же и мы должны относиться ко всему живому.
4.Вопросы по тексту.
— Почему труд охотников назван тяжелой и опасной работой? (Требует выносливости, терпения, сил.)
-Что значит “ записные охотники”? (Заядлые, хорошие.)
— Как мы понимаем значения предложения: « В лесу Емеля был как дома»
— Найди в тексте наблюдения Емели на охоте за оленем( стр.52)
— Чем усиливается это впечатление? (Вой голодной собаки, болезнь мальчика.)
-Почему перед охотой охотник морит голодом верного Лыско? Может быть он его просто не любит? (Вызвать детей на спор.)
5.Диспут: « Охота ___за и против___»
Назовите главных героев рассказа «Емеля – охотник».(Емеля, Гришутка, Лыско)
-Дайте характеристику каждому из них ( задание по группам 1. Емеля — выборочное чтение.2.Лыско. 3. Гришутка )
На заметку. – Ребята, так описать болезнь ребенка и переживания близких может только тот, кто сам все это прочувствовал, пережил. У писателя была неизлечимо больна любимая дочь. И он готов был сделать для нее все возможное и невозможное. Он придумывал для нее сказки, которые были позднее опубликованы как “ Аленушкины сказки”.
— Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы телёночка добыть…»)?
-Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?
-Как назовем третью часть этого рассказа («Пожалел малого зверя»).
О ком говорится в предложениях?
Весело гулял по лесу со своей матерью (оленёнок).
Упал в траву и не шевелился (Лыско).
Осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился (олень).
Долго стоял на одном месте и всё улыбался (Емеля).
-Как состоялась встреча охотника с оленихой?( 1 гр.найдет по тексту)
-Почему так подробно описывается маленький оленёнок? ( 2 гр. найдет по тексту)
-Почему Емеля сам спугнул оленёнка, тем самым не выполнив просьбу Гришутки? (3 гр.)
7. Работа с текстом после чтения:
Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу Гришутки?
-Какой эпизод жизни ему вспомнился?
-Почему автор сопоставляет олениху и мать Гришутки?
-Что проявляют обе матери? (свою материнскую любовь).
— Мама!
Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шёл тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет светом нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!
— Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё не сказал о матери! Послушайте пословицы и поговорки, и сами убедитесь в этом:
— На свете всё найдешь, кроме матери.
— При солнце тепло, а при матери добро.
— Материнская молитва со дна моря достанет.
— Птица радуется весне, а младенец матери.
— Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.
— Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
— Нет такого дружка, как родная матушка.
-Мы с вами накануне какого праздника? (8 марта)
8.Игровой момент: Видео поздравления для родной мамы.
9.Заключительная беседа с учащимися.
-Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с охоты?
-Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
-Какие минуты радости вы пережили, дочитывая текст?
Этот рассказ закончился благополучно, хотя, конечно, впереди у Емели и Гришутки больше трудностей и лишений, чем радости и счастья. Такова была позиция автора – не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и о несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.
11. « Всё в твоих руках»
12. Д/З: чтение по ролям ответить на
вопросы после текста.
Самоанализ урока литературного чтения в 4В классе.
Учитель: Ефремова Ирина Петровна.
Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения по тему: Емеля охотник.
Цель урока:1. Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
2.Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
3.Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
4.Развивать творческую работу в группе.
5.Воспитывать разум, чувства ребёнка.
6.Прививать любовь к природе, уважение к матери.
Предметные: • научатся анализировать поступки героев
• Познавательные УУД: учащиеся делают выводы о результате совместной работы, обобщают полученные знания, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме;
• Регулятивные УУД: учащиеся принимают и сохраняют заданную учебную цель, учитывают заданные учителем ориентиры, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в свои действия, адекватно принимают оценку взрослого, взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;
• Коммуникативные УУД: учащиеся оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение, слушают собеседника, задают вопросы, контролируют действия партнёра, эмоционально позитивно относятся к процессу сотрудничества;
• Осознают роль поступкам людей;
• осознают ответственность ученика за общее благополучие класса.
Методы: словесный, частично — поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, аудиозапись.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является стратегия выхода из затруднения. На этом этапе использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения :
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с творческими тетрадями)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил эмоционально настроить учащихся на урок, помог учащимся предположить тему урока .
На этапе актуализации знаний был проведен небольшой анализ произведения, который включал элементы самопознания. Учащиеся именно на этом этапе зафиксировали затруднение, сказав, что сложно было оценивать себя…
Для разрешения затруднений учащимся были предложены проблемные вопросы. На данном этапе основные формы работы –фронтальная.
Этап рефлексии в конце урока прошёл в форме высказываний.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к урок позволил учащимся раскрыться, поработать над собой . Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №23 города Темиртау»
акимата города Темиртау
Литературное чтение 4-В класс.
Тема: «Емеля охотник»
Составил учитель нач.
классов: Ефремова И.П.
г. Темиртау, 2019 год.
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №23 города Темиртау»
акимата города Темиртау
Тема: « Я — патриот своей страны »
Составил учитель нач.
классов: Ефремова И.П.
г. Темиртау, 2018 год.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Тема внеклассного мероприятия была выбрана не случайно. На это есть две причины.
Во-первых, тема патриотизма актуальна всегда. Особенно актуальной становится эта тема сегодня, в наши дни, когда экономические и политические изменения последних десятилетий привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей.
Во-вторых, чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию (это и любовь к своим родным местам, и гордость за свой народ, за свою родину, и ощущение ответственности за настоящее и будущее своей страны и мн.мн.другое), что воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания высоконравственного гражданина России.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Цель данного мероприятия: развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :
создать единое воспитательное пространство, в котором происходит воспитание и развитие каждого ребенка,
развивать социальную компетентность: умение строить продуктивное взаимодействие — слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, учитывать позицию других,
вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную тему, на предложенную информацию.
И как следствие – формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления понятий «патриот», «патриотизм», «качества настоящего патриота».
В качестве формы проведения я выбрала форму нестандартного «круглого стола» т.к., на мой взгляд, эта форма подходит к обсуждению данной темы и способствует повышению интереса к освещаемой проблеме, использовала технологию сотрудничества, проектную технологию, технологию развития критического мышления (прием «синквейн), игровые технологии, в частности прием «автобусная остановка».
В ходе проведения мероприятия использовала личностно-ориентированный подход. В моменты обсуждения дети использовали речевые обороты: «по моему мнению…”, «я думаю…”, «я считаю…”, «моя точка зрения…”, таким образом, они мыслили, рассуждали, анализировали, видели проблему и находили способы ее решения.
Проводя данное мероприятие, я следовала принципам самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха,доверия и поддержки. Ведь только так можно воспитывать активно мыслящую личность.
Тема мероприятия соответствовала возрасту обучающихся и их психологической: интеллектуальной и личностной готовности.
В работе с детьми я придерживалась демократического стиля общения. Важными являлись собственно межличностные отношения – уважение, принятие, доверие и т.д. Такой стиль общения способствовует созданию творческой (креативной) атмосферы.
При проведении мероприятия, на мой взгляд, удачными оказались следующие моменты: деление детей на группы, что позволило за короткое время обсудить разные вопросы и оформить проект. Меня порадовала активность ребят, их непосредственность, желание высказать свою точку зрения.
Очень волновалась за модераторов, сумеют ли они организовать работу группы. Но защита проектов показала, что мои волнения были напрасны.
«Государство – это я!» изрёк когда-то французский монарх. В России государство – это мы. Будем мы – будет и государство Российское.
Очень сложно говорить о конкретных результатах мероприятия, потому что работа по патриотическому воспитанию носит системный и целенаправленный характер.
В целом, я считаю, что мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъеме, ребята продемонстрировали свое видение темы патриотизма, оно наполнилось новым содержанием, у каждого укрепилось сознание собственной индивидуальности и в тоже время причастности к общему делу.
И мне хочется верить, что сегодняшнее мероприятие не пройдет мимо, запомнится ребятам, отложится в их сознании, а это и есть цель моей работы.