Как обслужить катушку для спиннинга

Самостоятельное ТО безынерционной рыболовной катушки

Рыболовная катушка это сложное устройство, которое состоит из большого количества взаимодействующих запчастей. Поэтому снасть нуждается в периодическом обслуживании, будь то шимано, купленная за дорогую цену, или дешевый китай. Далее будет описано, как правильно производится обслуживание спиннинговых катушек в домашних условиях.

Техобслуживание рыболовной катушки

Когда проводить ТО

Условия эксплуатации, длительность рыболовного сезона, место, где хранится снасть, все это влияет на частоту проведения обслуживания. Поэтому назвать точную периодичность нельзя. Однако если снасть стала странно работать, в нее попала грязь или вода, обслужить нужно немедленно. В остальных случаях ТО проводится перед началом сезона, либо раз в 3-4 месяца

Для чего проводится обслуживание

Как уже и было сказано, в рыболовной катушке много трущихся друг о друга запчастей. Со временем внутрь попадает грязь, смазка выбивается, и механизм начинает быстро приходить в негодность. Обслуживание проводится, чтобы продлить срок службы и быть уверенным в надежности.

Обслуживание и смазка безынерционных катушек

ТО катушки — процесс не сложный, но требующий внимания и усидчивости. Первое обслуживание может занять до 3 часов. Главное в этом деле не спешить, иначе это может плохо обернуться на рыбалке, и механизм подведет в важный момент.

Подготовка к обслуживанию

Перед тем, как приступать к работе, нужно как следует подготовиться. Прежде, это касается подготовки рабочего места. Со стола нужно убрать лишнее, освободив место. Так как при проведении техобслуживания используется смазка, то чтобы не испачкать стол, на рабочую поверхность кладется тряпка или листы бумаги.

Также желательно поставить настольную лампу для освещения. Ну и, конечно, быть готовым к тому, что этот процесс займет больше времени и сил, чем ожидалось.

Инструменты для обслуживания

Для техобслуживания используется совсем немного приспособлений. Основными инструментами являются:

  • Отвертка с несколькими насадками. Просто взять одну плоскую отвертку и одну крестовую нельзя, потому, что для каждого болта насадка должна как можно точнее подходить по размерам. Крепления сделаны из мягких материалов, поэтому неправильный инструмент может «слизать» головку.
  • гаечные ключи. Чаще требуются на 8, 10 или 12. Желательно использовать ключи накидного типа, чтобы уменьшить шансы повредить гайку;
  • пинцет для тонкой работы с мелкими деталями;
  • игла. Она понадобится, чтобы вскрывать и чистить некоторые подшипники;
  • кисточки с твердой упругой щетиной. Нужны для очистки механизма от грязи и старого масла.

В процессе также понадобится тряпочка, ватные палочки, емкость, в которой будет проводиться чистка подшипников и деревянная палочка. Из расходных материалов нужны будут:

  1. Жидкость для чистки. Лучше всего подойдет бензин «Калоша», бензин для зажигалок или изопропиловый спирт. Также для чистки можно взять специальный баллон для обслуживания тормозных систем автомобиля. Благодаря высокому давлению, грязь легче выбивается из труднодоступных мест. Такие составы, как уайт спирит или WD-40 использовать не рекомендуется, так как они оставляют после себя следы или масляную пленку.
  2. Несколько видов смазки разной густоты. В идеале — три, но и двумя. Самая густая смазка используется для зубьев шестерней. Для основной оси катушки нужна смазка средней густоты, а для обгонной муфты и подшипников нужно жидкое масло. Желательно покупать только специальные составы для обслуживания рыболовных катушек.
Читайте также:  Схема изготовления снасти для

Готовый набор для ТО рыболовной катушки

Разборка

После того, как все необходимое подготовлено, можно приступать к обслуживанию. Начинается все с разборки:

  1. Снимается шпуля и рукоятка
  2. С оси шпули снимается стопорное кольцо и шестерня
  3. Гаечным ключом откручивается гайка для зажима
  4. С ротора снимается дужка и ее механизм, после этого снимается сам ротор
  5. Разборку корпуса нужно начинать со снятия «флажка» для отключения обратного хода.
  6. Снимаются декоративные накладки
  7. Сам корпус делится на две половины при снятии крышки, держите катушку левой стороной вверх, чтобы из нее не вывалились внутренности.

При разборке можно выкладывать крепления на столе в том порядке, в котором снасть и разбиралась, чтобы не запутаться. После этих действии открывается доступ к основному механизму.

Очистка и промывка деталей

Все трущиеся детали достаются из корпуса. Шестерни достаточно очистить с помощью жесткой кисти и бензина. Для очистки подшипников сначала снимаются пыльники, после этого их можно опускать в емкость и наливать в нее жидкость для очистки. Если есть ультразвуковая ванна, то подшипники можно очистить в ней. После этого детали насухо вытираются тряпкой.

Смазка механизмов и сборка катушки

Перед тем, как поставить детали на место, их необходимо смазать. Со смазкой лучше не переборщить, все равно большее количество слетит с шестерней при работе, останется лишь тонкий рабочий слой. Смазанные детали устанавливаются на место, и катушка собирается в обратном разборке порядке.

Не все рыболовы любят делать эту работу

Факторы, влияющие на износ

Иногда возникают ситуации, когда нужно провести внеплановое обслуживание. Например, попадание воды внутрь механизма. Вроде ничего страшного, но, когда вода попадает внутрь, образуется эмульсия, которая может убить механизм за короткий промежуток времени.

Если в катушку попала вода, нужно сразу прекратить ей пользоваться. Также не стоит класть на песок или грязь. Если инородные тела попадут внутрь снасти, это значительно сократит срок службы механизма.

Но самым главным фактором, ускоряющим износ, являются экстремальные нагрузки. Помните, что не стоит пользоваться ей как лебедкой. При вываживании рыбы нужно, чтобы основная нагрузка ложилась на спиннинг. Если использовать снасть в нещадных условиях, в скором времени может потребоваться ремонт, произвести который самостоятельно уже не выйдет.

Чем и как смазывать рыболовную катушку для спиннинга

Спиннинговая катушка сложный и в то же время деликатный механизм, значительно упрощающий лов рыбы с использованием спиннинговых, матчевых и болонских удилищ. Изделие состоит из определённого количества деталей, взаимодействующих между собой посредством передачи энергии от вращения рукоятки механизма рыболовом. Девайс способствует смотке и подаче шнура, а также посредством тормоза нивелирует возникающие в процессе ловли и вываживания трофея излишние нагрузки.

Читайте также:  Ловля форели зимой донка

Зачастую работа катушки проходит в весьма неблагоприятных условиях, связанных с воздействием на детали изделия воды и загрязнений от песка и пыли, что отражается на долговечности эксплуатации. Несомненно то, что механизм нуждается в обслуживании и одной из основных операций предупреждающих поломки и гарантирующих надёжную работу является смазка спиннинговых катушек. Именно об этом важном для девайса мероприятии пойдёт разговор в дальнейшем материале статьи.

Нюансы обработки мультипликаторных катушек

Рыболову стоит заострить внимание на обслуживании мультипликаторных катушек, которое должно производиться чаще и тщательней безынерционных вариантов механизмов. Ввиду конструктивных особенностей, детали мультипликатора находятся в корпусе, в который проще попасть загрязнениям и влаге, что может значительно снизить срок службы изделия.

Важно! Выбор смазки для спиннинговой катушки такого типа останавливают на водостойких и не подверженных быстрому высыханию составах.

К тому же в подшипниках должно постоянно находиться избыточное количество смазывающего вещества, препятствующего попаданию внутрь детали влаги и абразива. Недостаточно смазать катушку для спиннинга раз в сезон, мультипликатор подвергают осмотру и проверке наличия смазывающих веществ после каждой интенсивной рыбалки.

Уход и профилактика поломок

В течение рыболовного сезона любой механизм неоднократно подвергается вредному воздействию от избытка влаги и попадания внутрь корпуса песка, разрушающего рабочие поверхности взаимодействующих деталей. Избежать этих негативных воздействий не получится даже при самом щепетильном отношении к изделию. Профилактика поломок и уход за девайсом заключаются в смазке механизма и очистке внутренних и наружных поверхностей от загрязнений.

Чтобы катушка не вышла из строя, профилактические работы нужно производить не реже одного раза в год. Ведь даже нечасто задействованный механизм склонен к естественному высыханию смазок и коррозии металлических поверхностей рабочих деталей и соединительных элементов, возникающих от присутствия влаги в воздухе.

Когда необходима смазка

Кроме обязательного осмотра и обслуживания катушек перед началом нового рыболовного сезона механизмы требуют внештатной чистки и смазки при возникновении ряда ситуаций, которые могут в дальнейшем негативно повлиять на работоспособность изделия. К такого рода форс мажорам относят долговременное пребывание изделия в воде, когда велика вероятность наполнения корпуса влагой. Также попадание песка и грязи на рабочие части девайса и внутрь корпуса не поспособствует корректной работе катушки на следующей рыбалке.

Смазывать катушку спиннинга придётся и в случаях, когда велась интенсивная рыбалка, сопряжённая с силовым вываживанием рыбы и частой работой механизма вызванной динамичностью проводок, особенно тяжёлых приманок. Своевременное обслуживание позволит сохранить безынерционку в работоспособном состоянии на более длительный по времени срок.

Чем смазывать катушку спиннинга

В теории смазкой для катушек может служить обычное машинное масло и даже солидол, но на практике для сохранения оптимальной работоспособности и обеспечения эффективной защиты рабочих поверхностей трущихся деталей лучше применять специальные смазывающие составы. Эти составы разрабатываются производителями катушек. Практически каждый бренд имеет собственные наработки в смазывающих составах, предлагающиеся для обслуживания девайса при его покупке, чем и стоит пользоваться. По консистенции смазки бывают жидкие — для обработки роторов и валов катушки, а также густые — для смазки шестерён и подшипников.

Одной из особенностей смазки рыболовной катушки считается универсальность некоторых видов составов, которые предназначаются для обработки всего механизма в целом. В последнее время на рынке появились эффективные силиконовые смазки для безынерционок и мультов в виде аэрозолей, которыми гораздо удобней обслуживать механизмы.

Читайте также:  Самые популярные рыбы для рыбалки

Как разобрать катушку спиннинга

Для того чтобы разобрать катушку, рыболову потребуется определённый план действий и небольшой набор инструментов. Работу по разборке лучше всего выполнять на столе, покрытом чистым листом белой бумаги, на которой лучше видны детали изделия. Также необходимо хорошее освещение. Из инструментов будут востребованы: крестовая и плоская отвёртки, пинцет, круглогубцы, кисточка, большая швейная игла, старая зубная щётка и бытовой фен. А также стоит запастись кусочками мягкой ткани, для протирания деталей и корпуса от старых смазок и грязи. Для промывки составляющих девайса нужно иметь керосин или небольшое количество бензина.

Важно! Разборка ведётся с последовательным раскладыванием согласно очереди демонтажа снятых деталей — эти действия обеспечат безошибочную и точную сборку уже обслуженных и смазанных элементов.

Последовательность смазки

Работу начинаем неспешно, запоминая очерёдность и принципы снятия составляющих изделия. Изначально снимаем ручку и откручиваем зажим, удерживающий шпулю. Следом нужно вынуть втулку с подшипниками и набором регулировочных шайб. Осуществив данную операцию, приступают к демонтажу обгонной муфты. Извлечённые детали протирают тканью и при помощи иглы очищают от мусора, последовательно укладывая элементы механизма на стол. Далее откручивают пыльники, также подвергая их тщательной очистке от песчинок и иных загрязнений. Теперь рыболов добрался до сердца механизма, а именно до самой передаточной коробки. Коробка извлекается из корпуса при помощи пинцета.

Отметив, маркером, расположение относительно друг друга шестерён начинаем их извлечение. Достаём стопор каретки и саму каретку. Вынимаем ось и одну из шестерён главной пары. После данной манипуляции можно достаточно удобно чистить и обрабатывать смазкой все детали. Убрав остатки старой смазки и видимые засоры, детали отмывают в керосине или бензине, протирают тканью и просушивают феном. Высушив, подвергают смазке и приступают к обратной сборке девайса.

Густая смазка в подшипники и на валы наносится во время непосредственного соединения элементов механизма. Опытные рыболовы не раз сталкивавшиеся с обслуживанием катушек проделывают все вышеописанные операции в течение часа. Новичку понадобится гораздо больше времени и усердия для выполнения работы, а для точности сборки посоветуем сопровождать операции фотосъёмкой, чтобы облегчить обратный сборочный процесс и исключить ошибки монтажа.

Можно ли смазать катушку не прибегая к её полной разборке

Особенно часто начинающие рыболовы задаются вопросом — можно ли осуществить смазку катушки для спиннинга, не прибегая к её разборке. Вопрос актуален для новичка, так как каждая катушка отличается строением и конструктивными нюансами своей сборки и только специалист сможет грамотно обслужить механизм. Но, к сожалению, стоит отметить, что без вскрытия корпуса и извлечение составляющих элементов изделия очистить механизм и эффективно его обслужить не представляется возможным.

Важно! Аэрозольные спреи лишь частично снимают проблему по смазке, не устраняя последствий засорения шестерён и валов коробки.

Если рыболов неуверен в своих способностях грамотно произвести обслуживание девайса, лучшим вариантом станет довериться сервисным службам или более опытным в этом деле соратникам по рыболовному делу, которые выполняют работы качественно и без потерь работоспособности катушки.

Оцените статью
Adblock
detector