От чего ломаются спиннинги и удилища?
От чего ломаются спиннинги и удилища вообще? Тут возможны только два варианта: брак производителя или неаккуратное обращение. И, если с первой причиной мы ничего не можем поделать (оставим это на совести производителей), то во втором случае все зависит только от нас. Итак, что нам надо делать и чего делать не нужно, чтобы спиннинговое удилище прослужило Вам максимально долго. Автор Балачевцев Максим, Отв. редактор журнала «Спортивное рыболовство» Что делать нельзя?
- При переходе с одного места ловли на другое, спиннинг не следует нести вперед кончиком. Удилище всегда переносится вперед комлем. В противном случае вы рискуете ткнуть кончиком спиннинга в землю и сломать его.
- Внимательно следите за забросом. Помните, что чаще всего неудачи со снастями случаются при чрезмерной усталости рыболова. Так, часто спиннинги ломаются при попадании приманкой по бланку во время заброса, когда удилище находится в напряженном состоянии. Или похожая ситуация может случиться при оцепе приманки, когда она неожиданно вылетает из воды и попадает по спиннингу.
- Не следует перегружать удилище чрезмерным весом приманки. Так, например, ни в коем случае нельзя кидать свинцовую ложку (50 г) спиннингом, тестовая нагрузка которого составляет 5 — 15 г. Если вам все же необходимо немного превысить эту нагрузку (чего следует всячески избегать), например поставить тяжелую колебалку при переезде на соседний водоем, то старайтесь выполнить затяжной заброс, плавный, с большой амплитудой замаха и минимальной начальной скоростью приманки.
- Не пытайтесь применять силу при разъединении застрявших колен. Не надо привлекать к этому товарищей, занимающихся бодибилдингом. На этот случай просто имейте в коробке с блеснами два кусочка тонкой резины (5*10 см), как на хозяйственных перчатках. За счет увеличения сцепления с материалом спиннинга и с вашими руками, спиннинг не будет прокручиваться у Вас в руках и Вы легко разъедините колена. Если же привлечь к процессу толпу здоровых мужиков, то вы рискуете остаться со скрученным в веревку спиннингом.
- При вываживании, особенно в конечной его стадии, старайтесь не заводить вершинку спиннинга за вертикальную линию, проходящую через комель удилища. Так вы создаете слишком большие напряжения в вершине спиннинга, что нежелательно, так как любое удилище рассчитано на работу всей длиной.
- При вываживании не допускайте контакта удилища с посторонними предметами (борт лодки, дерево и прочее). Так, в случае, когда рыба уходит под лодку, ослабьте фрикционный тормоз катушки и наклоните спиннинг к воде (опустите в воду), но не касайтесь лодки. Помните: в напряженном состоянии спиннинг является наиболее хрупким.
- Не поднимайте рыбу в лодку на удилище, не выкидывайте ее на берег. Спиннинг для этого не предназначен — он необходим для вываживания и заброса! Берите рыбу подсачником, рукой или багром.
- Старайтесь не допускать контакта вертлюжка (застежки, бесны, колечка воблера) с тюльпаном. Вставка, хотя и достаточно твердая, но хрупкая, и от жесткого удара может разрушиться.
- Ну и основное, из-за чего происходит большенство поломок — момент отцепа приманки при мертвом зацепе. Если вы почувствовали, что приманка засела конкретно (коряга, камень, большой пук водорослей), то не надо поднимать удилище вертикально и дергать «со всей дури». Короткими толчками удилища (угол между спиннингом и водой не более 45 градусов) попытайтесь освободить приманку. Далее просто поставьте спиннинг параллельно воде, то есть, не задействовав его упругие свойства, потяните на себя до освобождения приманки или обрыва лесы.
Что делать необходимо?
- Всегда разбирайте спиннинг при перевозке в машине, катере.
- Храните спиннинг в вертикальном положении.
- Храните его в чистоте, промыв обычной водой.
- И последнее. Помните, что лишь не более 1% спиннингов, чья цена больше 50 у.е. ломаются из-за производственного брака. Основная масса поломок — Ваша неаккуратность.
Краткие советы что бы не сломать спиннинг на рыбалке (горькие уроки)
Это произошло лет десять назад, когда я, стоя на берегу реки, держал в правой руке спиннинг, а левой натягивал леску, нагружая бланк только что купленного спиннинга. Моя фраза приятелю о том, как классно спиннинг будет сгибаться от рывков судака, прервалась треском спиннинга. И тогда вместо полноценного нового спиннинга в моих руках оказались жалкие обломки удилища. Так я сломал свой первый углепластиковый спиннинг.
Сказать, что расстроился – не сказать ничего. Сейчас уж и не вспомнить ни названия, ни примерной цены того спиннинга. Но после этого случая пошла целая череда поломок спиннинговых удилищ. И каждый случай – это буря негодования, огорчения и печали. Однако из всех них можно вынести уроки. Расскажу, пожалуй, о самых неприятных эпизодах моих рыбалок, связанных с поломкой спиннингов. Может, это сможет помочь начинающим спиннингистам уберечь свой спиннинг от поломок.
Урок первый
Забрался я как-то в дебри на речке Варламовке в поисках местной щуки. Тут все речные берега порядком заросшие, подступов к воде — минимум. Особенно трудно ловить на Варламовке, когда уровень воды высокий — и вода в итоге подходит вплотную к старому лесу. Местами просто приходится протискивать сквозь кусты кончик спиннинга — и кидать маятниковым забросом. Было, конечно, несколько случаев, когда щука клевала-таки, но приходилось порядком исхитриться, чтобы доставить ее на берег.
На этот раз щука попалась покрупнее обычного (больше двух кило) — и оказалась довольно стервозной дамой, не желаяющей покидать воду. Иногда я брал этаких щук багориком, но на этот раз его с собой не было. Я уж было решил позволить щуке сойти, но никак не получалось — приманка сидела где-то глубоко у неё в пасти. Как позже оказалось — в жабрах.
В общем, стоял я на берегу, едва высунувшись из кустов — и наблюдал, как гуляет у берега моя щука. Какая была под берегом глубина, я не видел, но принял единственное решение: продравшись через прибрежные кусты и деревья, сиганул в воду. Оказалось, что там чуть выше колена. Я уж было начал праздновать победу, занеся спиннинг за спину и пытаясь ухватить щуку рукой. Но нагрузка для спиннинга оказалась критической — и на очередном щучьем рывке, когда почему-то не сработал фрикцион катушки, спиннинг сломался ровно посередине верхнего колена… Как потом я выбирался на берег, продираясь через кусты со сломанным спиннингом и щукой в руках (фото 1), достойно отдельного рассказа, но урок я получил
Потом я на скорую руку собрал из остатков спиннинга удилище, наложив на месте слома шину и накрепко закрепив изолентой (фото 2) — и доловил, мучаясь, до конца дня.
Совет первый: ни в коем разе не забывать ослаблять фрикцион катушки в финале вываживания и не делать минимальных углов между концом спиннинга и леской.
Урок второй
Она чем-то похожа на первую. В общем, та же речка, те же кусты, тот же высокий уровень воды. Вот только заброс я делал с более-менее чистого места. Единственным и роковым препятствием был куст шиповника, свисавший к воде.
Короче говоря, стоял я в воде, поклевка, подсек щуку и быстренько подвел ее к себе. Опять схватил рукой и стал вскарабкиваться на высокий берег. В одной руке спиннинг, в другой — щука. Свободный участок шнура между приманкой и кончиком спиннинга случайно зацепился за шиповник — и я, взявшись за оба конца (спиннинг и щука), стал тянуть на себя, продирая шнуром ветки куста. Бланк спиннинга нагрузился — и совсем неожиданно для меня разломился.
Совет второй: при зацепе шнура между кончиком спиннинга и приманкой за прибрежные препятствия, обязательно следует минимизировать нагрузку на сам бланк спиннинга, а нужно просто не полениться – и отцепить шнур руками.
Урок третий
До определенного момента я возил «голые» спиннинги просто так в багажнике своей машины, даже не укладывая их в чехол, не говоря уж о тубусе. За время переездов с точки на точку концы спиннингов бились о разный хлам в моем багажнике, иногда при вытаскивании стукались о металлические детали корпуса машины. Ну и все это привело к тому, что на стыке нижнего колена спиннинга пошли мелкие трещинки. Сначала я не придал этому внимания, но потом несколько раз на подсечках и во время вываживания слышал легкое потрескивание. Оказалось, это потихонечку расходились трещины на стыке нижнего колена спиннинга. К тому моменту, как я их обнаружил, их стало три, длиной до 5 см и с разных сторон. Спиннинг мой, признаться, был не новый, поэтому порой я его совсем не жалел. Чтобы волокна совсем не разошлись, я замотал поверху место образования трещин изолентой, скрепив кое-как тем самым бланк спиннинга.
Но на одном забросе произошло-таки то, что рано или поздно должно было произойти. Спиннинг хрустнул — и сложился ровно посередине на месте стыка (фото 3).
Совет третий: спиннинги при транспортировке обязательно нужно хранить в чехлах, избегать их ударов обо что-то твердое. В идеале — транспортировать спиннинг в чехле, а чехол – в жестком тубусе.
Урок четвертый
По той же причине вскоре отошел в мир иной и другой мой спиннинг, который я тоже беспощадно эксплуатировал, особо не заботясь о его сохранности. Как-то этот спиннинг поехал со мной на рыбалку за щукой. Озера, где я ловил щуку, были порядком закоряжены, а доступ к воде преграждали заросли жесткой травы. Вываживание щук всегда получалось форсированным — и снасть, соответственно, никто здесь не жалел.
Сначала я заметил небольшую трещинку. Ее даже не было видно, если бланк спиннинга был разгружен. Но стоило же его чуть нагрузить — трещинка превращалась в щель (фото 4).
Ловил я тогда на тяжелые воблеры рывковой проводкой (твичинг) — и знал, что скоро спиннинг может и крякнуть. И вообще, те спиннинги, которые я применяю в рывковой ловле на тяжелые воблеры и джерки, долго не живут.
Так и оказалось на этот раз: на очередном рывке, когда воблер вдруг ударилась о коряжку, спиннинг сломался. Причем весьма причудливым образом (фото 5 и 6).
Совет четвертый: спиннинг по необходимости можно использовать форсировано, но хранить и транспортировать надо аккуратно, избегая ударов, сколов и образования трещин.
Урок пятый
На малых реках мы ловим голавля, прячась по возможности за мирными прибрежными кустами. Оказалось, что эти кусты порой не так уж и безопасны.
…Товарищ мой делал силовой заброс под противоположный берег реки. Замах получился очень сильным, но никто и не заметил, что во время замаха крючки зацепились за ветку прибрежного куста. За долю секунды спиннинг переломился, причем не на конце, а чуть выше пробки (фото 7). Снова пришлось накладывать шину — и бедный спиннинг доловил до конца рыбалки. И даже с его помощью удалось доставить до берега голавля на полтора кило.
Совет пятый: во время заброса нужно следить за тем, чтобы приманка не зацепилась за кусты, траву или еще что-либо, находящееся за вашей спиной.
Урок последний
На малых реках, заросших травой и прибрежным кустарником, спиннинг часто становится слабым звеном. То его вершинкой сильно ударишься о ветку, то голавль накоротке как дернет, когда фрикцион катушки затянут, то зацепы, то еще какая беда, так и норовящая поломать вашего стройного друга. А тут все случилось на пустом месте. Я ловил взабродку голавля, поднимаясь вверх по течению малой реки. Казалось бы, ничего не предвещало беды.
Уже не помню, зачем я это сделал – может, перегрелся на жаре, но случилось все следующим образом. Когда я уже выматывал у берега приманку, то увидел, что образовался перехлест на «тюльпане» и сформировалась небольшая «борода». Ну и по глупости провернул разок катушкой. В итоге отломился 2-сантиметровый кончик с «тюльпаном» (фото 8).
Спиннинг был совсем новый, буквально несколько рыбалок я им отловил, поэтому было ну очень жаль. Да и поломка казалась несерьезной. Поэтому я решил не откладывать его в сторону, заменив другим, а тут же отремонтировать.
Газовой зажигалкой нагрел металлическую трубку «тюльпана», после достаточного разогрева выдернул кусок углепластика из «тюльпана» при помощи плоскогубцев (фото 9, 10). На всякий случай тщательно прочистил полость трубки «тюльпана» иголкой (фото 11). Потом обмотал конец спиннинга одним слоем нитки и затянул узел типа «Тромбонная петля», какой обычно использую при привязке к леске поплавочных крючков с лопаточкой (фото 12, 13).
Затем попробовал посадить «тюльпан» на обмотанный конец спиннинга – подошел как надо, сел плотненько (фото 14). Нанес на обмотку клей – он у меня всегда с собой на рыбалке для мелкого ремонта того или сего (фото 15) — и зафиксировал на укоротившейся вершинке «тюльпан», заранее выставив в линию с остальными кольцами. Подсушил – готово (фото 16).
На этом историю этого спиннинга можно было закончить словами «и ловили они потом вместе долго и счастливо», если бы не очередная поломка.
Мы приехали на рыбалку очень рано утром — и собирали спиннинги второпях, слыша тут и там мощные всплески хищников. И я по глупости начал вытаскивать из чехла верхнее колено спиннинга, пропихивая его внутри. Кончик уперся в складку и… снова от кончика отломился привычный 2-сантиметровый кусок. Ремонтировал спиннинг тем же способом.
Совет, но не последний: не надо торопиться — ни когда случился перехлест, ни в начале рыбалки, вытаскивая спиннинг. Пытаясь сэкономить пару секунд, можно испортить всю оставшуюся рыбалку.
Понятно, что на рыбалке нужно избегать и других ошибок, не упомянутых мной, чтобы не сломать свой спиннинг. Я знаю, что и сам совершаю эти другие ошибки. Но пока «жареный петух не клюнет», пока эти ошибки не приведут у меня к поломке снасти, я, как и многие, все так же, наверное, буду несерьезно к ним относиться. Вот и с этой чертой характера нужно бороться.
Как не сломать спиннинг. 6 правил хранения и использования
Любое, даже самое дорогое удилище можно сломать. Причиной тому может быть и заводской брак, но зачастую, это неаккуратное с ним обращение.
Несмотря на то, что спиннинговые удилища обладают довольно большим запасом мощности, сломать их довольно просто. И, хотя многие думают что, чем дороже спиннинг — тем он крепче, они ошибаются. Объясняется всё просто. А именно — использованием при производстве удочек высокомодульного карбона и минимального количества связующих материалов. Благодаря этому бланк удилища становится довольно чувствительным и очень хрупким.
В этой статье мы дадим вам несколько действующих советов, благодаря которым ваша удочка прослужит вам еще очень долго. Следование этим советам поможет сохранить целостность ваших удилищ и оставит нетронутыми ваши нервные клетки.
1. Перевозить удилища следует в тубусах и только в тубусах.
Существует невероятное множество случаев, когда удилища ломаются еще до начала долгожданной рыбалки. Несмотря на то, что такой способ транспортировки является не совсем удобным, в особенности для тех, кто добирается до места ловли на общественном транспорте, им всё равно следует пользоваться. Чтобы сохранить удилище целым, порой приходится чем-то жертвовать, пусть это и будет небольшая доля комфорта при перевозке.
2. Забрасывайте бланк предельно аккуратно.
Нередко встречаются случаи поломки удилища об ветви над головой или вовсе об удочку товарища. Чтобы сохранить спиннинг целым — оглянитесь перед забросом и проверьте, не удариться ли бланк о что-либо постороннее. Не ленитесь, данные действия займут у вас всего лишь несколько секунд и спасут ваше удилище от поломки.
3. Не завышайте тест.
Несмотря на то, что у многих удилищ тест может быть занижен, всё равно крайне не рекомендуется завышать цифры, указанные в диапазоне. И, пусть многим и не терпится узнать действительные возможности своей удочки, порой завышение теста пусть даже и на один грамм может быть очень опасно и грозить поломкой удилища.
4. Будьте аккуратны при вываживании.
Во-первых, проследите за тем, чтобы вершина спиннинга не заводилась за вертикальную линию, проходящую через комель удилища. Во-вторых, при вываживании старайтесь не допускать контакта удилища с посторонними предметами.
5. Отцепляйте приманку осторожно.
Если вы чувствуете, что приманка засела конкретно и так просто вам её уже не вытащить, то не надо дёргать удилище со всей силы. Приманку следует вытаскивать короткими толчками, соблюдая угол между водой и спиннингом не более 45 градусов.
6. Не забывайте заботиться об удочке не только до и во время рыбалки, а ещё и после.
Храните снасти в укромном месте, в особенности, если у вас есть домашние питомцы. Не оставляйте удочки на балконе или другом подобное подсобном помещении, это опасно для их сохранности. Оставляйте удилище в вертикальном положении. Перед тем, как отправить удочку на покой, не забудьте тщательно её почистить и проверить на наличие дефектов. Помните: леска должна быть сухой, а грузила, крючки и поплавки должны быть сняты. Только после подготовки изделия к хранению можно помещать удочку в специальный тубус или чехол и быть спокойным за её состояние.
Соблюдая эти несложные советы, ваш спиннинг будет в целости и сохранности. Не забывайте: чем бережнее вы относитесь к своему удилищу, тем дольше оно вам прослужит!