Великий бог охоты — история, особенности и интересные факты
Кто он — великий бог охоты? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку у каждого народа это собственное божество.
Охота, наряду с собирательством и рыбной ловлей, — древнейшее занятие людей. Оно гораздо старше земледелия и ремесел, даже древнее войн. Об этом написано в каждом учебнике, справочнике по истории древнего мира. И не существует ни одного народа, предки которого бы не занимались охотой. Нет ни одной древней цивилизации, в верованиях которой не было божества, покровительствующего охотникам.
Каким было самое древнее божество?
На вопрос о том, как выглядели боги и духи охотников в глубочайшей древности, ответить однозначно очень сложно. Во-первых, их было немало, во-вторых, исследователям известно лишь о представлениях людей об этих божествах, а о том, какие в их честь оправлялись обряды, как проходило поклонение, ученые ничего не знают.
Такая специфическая ограниченность обусловлена тем, что знание о внешних представлениях почерпнуты из наскальных рисунков, оставленных первобытными художниками. Одним из наиболее известных древних изображений процесса охоты являются рисунки во французской пещере, называющейся Ле-Труа-Фрер.
Все персонажи рисунков заняты охотой. Одна из изображенных фигур кардинально отличается от остальных, она представляет собой эдакий симбиоз разных зверей и человека.
На рисунке просматриваются черты многих животных – рога, хвост, лапы, клюв, уши и прочее. Все они помещены на человеческую фигуру с характерными анатомическими признаками мужчины. Интересен не только внешний вид этого персонажа, но и его занятие. Если остальные фигуры явно совершают какие-либо действия, то чем занят этот персонаж – не совсем ясно. Создается впечатление, что он просто присутствует на изображении.
Подобные наскальные рисунки встречаются и в других местах. Поэтому вполне можно утверждать, что изображен на них первый бог охоты. История, разумеется, допускает и иные варианты толкования подобных персонажей – главный охотник племени, шаман. Но с тем, что эта фигура выделяется среди остальных, а соответственно, выполняет иные функции и наделена особым смыслом, спорить невозможно.
О каких богах сегодня вспоминают чаще?
Несмотря на то что боги-покровители охоты присутствовали абсолютно в каждой культуре, общеизвестны далеко не все. Многие имена языческих божеств пропали в глубине времен. К примеру, божества, входящие в пантеон мелких народностей, не являются общеизвестными, на страницах учебников истории упоминаний о них нет. Не известны широкой публике и имена богов африканских племен, коренных малочисленных народов обеих Америк, Дальнего Востока.
Когда речь заходит о языческих божествах, в первую очередь вспоминаются те, упоминание о которых присутствует в школьных учебниках истории. То есть о богах, которым поклонялись в крупных древних цивилизациях – греческой, римской, египетской и других.
Самые известные имена богов охоты:
- Онурис.
- Артемида.
- Девана.
- Улль.
- Абдал.
- Апсати.
- Мишкоатль.
- Ноденс.
- Диана.
Эти древние божества обладали схожими функциями, но между ними были и существенные различия, обусловленные специфическими характеристиками территорий, на которых проживали поклоняющиеся им люди.
Онурис
Онурис — египетский бог охоты, один из самых древних в пантеоне. Имен у этого божества достаточно много. Греки называли его Ὄνουρις и проводили аналогию соответствия с титаном Иапету, а также с богом Аресом. Достаточно любопытно, что греческий вариант имени этого египетского покровителя охоты буквально переводится как «ослиный хвост», а также является одним из названий дикорастущего мальвовника. Римляне знали это божество под именами Анхурет, Онхур. Менее распространен был вариант имени Анхара.
Онурис покровительствовал не только охотникам, но и воинам. Согласно египетской мифологии, этот бог был сыном Ра и Хатхор. Ра – верховный бог, воплощающий свет и солнце, а Хатхор – это радость, праздники, танцы, развлечения, счастье. Этот бог охоты считался покровителем древнего города Тиса. Центром же его культа принято считать город Тинис. Изображался покровитель охотников юношей в белой одежде с поднятой вверх рукой.
Мифов об этом боге немало. Один из них рассказывает о том, как бог-охотник отправился в пустыню и встретил там львицу. Это была сбежавшая из египетских земель Мехит, богиня ветров. Онурис укротил ее и вернул в Египет. Впоследствии они поженились. Основным же мифологическим занятием этого божества, помимо охоты, являлась поддержка Ра в его борьбе с Апопом, а также помощь Гору при противостоянии Сету. Бог охоты у египтян нередко изображался в короне, украшенной четырьмя перьями. Что именно они символизируют, историками не выяснено. По одной из версий, перья соответствуют частям света – востоку, западу, югу и северу.
Девана
Эта богиня покровительствовала славянским охотникам. Матерью Деваны была Дива Подола, а отцом – сам Перун. Соответственно, богиня приходилась Сварогу внучкой. Супругом же ее был Святобор, бог лесов, рощ и отчасти покровитель охотников.
Одним из символов этого божества являлся волк-альбинос. Среди славянских племен бытовало поверье, что если человеку повстречался или же привиделся белый волк, то в эти сутки нельзя охотиться, а следует воздать почести Деване.
Богиня покровительствовала не только людям, занятым охотничьим промыслом, но и всем обитателям лесов. Если человек убивал зверя или птицу не для пропитания или же меха на одежду, то его ждали страшные кары. Согласно мифологическим представлениям, Девана насылала на любителей кровавых забав ядовитых змей, от укуса которых люди погибали в жутких мучениях.
Славяне представляли эту богиню молодой красивой женщиной с зелеными глазами и рыжими, медного оттенка, волосами. Одета она была в наряды из шкур с наличием капюшона в виде головы животного – медведя, лисицы, волка. Согласно поверьям, Девана выходила на охоту в безветренные ночи при полной луне. Люди в это время в леса не входили, дабы не прогневать ее.
Образ богини достаточно противоречив. Согласно легендам, она боролась за верховную власть с самим Сварогом, сражалась с Перуном и заманивала людей в глуши лесных чащ в хижину, откуда отправляла прямиком в загробное царство. Но всем этим Девана промышляла до замужества. После того как, устав от своенравия и коварства дочери, Перун отдал ее Святогору, богиня оставила свои притязания на власть и перестала досаждать забредшим в лесные чащобы людям.
Артемида
Как только речь заходит о том, кто в греческой мифологии бог охоты, практически все люди, не задумываясь, сразу же вспоминают об Артемиде. Эта олимпийская богиня не только покровительствует охотникам и природе, она обладает гораздо более обширными функциями, среди которых:
- защита юных дев;
- наслание и исцеление женских болезней;
- хранение плодородия и целомудрия.
Артемида – близнец Аполлона. Однако, в отличие от своего брата, она предпочитает проявлять активность ночью, проводя время под луной среди равнин, гор, полей и рощ. Поэтому ее культ совмещает многое – луну, кару за бесчестие, плодородие почв, празднества и, разумеется, охоту.
Изображали богиню в короткой тунике, неизменно с луком и стрелами. Ее спутниками могли быть разные животные, включая змей и медведей. Как и ее брат-близнец, Артемида являлась одним из самых древних и почитаемых божеств. А ее храмовый комплекс на западе современной Турции, в древнем Эфесе, был одним из прославленных чудес света.
Это скандинавский бог охоты, покровитель лучников и воплощение зимы. Помимо этого, Улль олицетворял и смерть. Согласно мифам, он принимал участие в Дикой Охоте. Оружием божества был громадный лук, а в качестве щита ему служили ледяные лыжи.
Жил этот древний суровый бог в священной тисовой долине, в Идалире. Он был покровителем времени, начинавшегося в конце ноября и заканчивавшегося в день, когда солнце входило в созвездие Стрельца. В зимние месяцы Улль замещал Одина. В это время бог укрывал Асгард снегами и льдами.
Согласно скандинавским мифам, Улль был приемным сыном Тора. Матерью ему приходилась Сив, а его родной отец не упоминается ни в одной из дошедших до наших дней легенд, мифов или же саг. Многие исследователи северного фольклора полагают, что отцом Улля является один из живущих во льдах великанов, упоминающихся в самых древних скандинавских легендах.
Абдал
Этот бог охоты живет на Кавказе. Помимо покровительства тем, кто добывает дичь, он занят защитой туров, диких свиней и коз. Божество изображали по-разному. Абдал мог предстать в образе прекрасного тура или же в виде белого человека.
Как и многие другие боги, он оберегал природу и жестоко наказывал тех, кто охотился сверх нужды. После разделки туш на алтарь Абдала приносились сердца и печень. Кости животных не выбрасывались. Их тоже жертвовали божеству, полагая, что он оживит зверей, дарует им новую жизнь.
Возможность оживлять убитых охотниками животных – уникальная функция, не свойственная большинству богов. Она делает кавказского покровителя охоты уникальным. Кроме этого, люди верили, что Абдал был наделен способностью извлекать детей из материнского чрева. Считалось, что они становились пастухами диких туров.
Апсати
Апсати – еще одно божество с Кавказа. Этот бог покровительствовал как охотникам, так и пастухам. То есть он заботился не только о диких животных, но и о домашних. Это отличает грузинского покровителя охотников от всех остальных богов, имеющих аналогичные функции.
Божество это очень древнее. Историки полагают, что Апсати, изображавшийся в виде мужчины, появился в момент смены матриархального общества патриархатом. То есть он заменил более древнюю богиню Дали, совмещавшую многие функции, помимо покровительства охотникам и животным.
Согласно мифологии, Апсати предстает ее мужем. В некоторых легендах бог считается сыном Дали.
Мишкоатль
Это великий бог охоты у древних племен Месоамерики. Историкам он стал известен в основном благодаря изучению наследия ацтеков. Помимо охоты, бог олицетворял звезды – Полярную, Млечный путь. Воплощал он и тучи, облака. Само имя божества переводится как «Облачный змей».
Мишкоатль – древний бог, которого, согласно легендам, породили Земля и Солнце, вместе с его сестрами и братьями. Изображали это божество с неизменной черной маской на лице в области глаз и общей воинской раскраской в красно-белой гамме.
Этот бог способен менять свои ипостаси. В ряде мифов он представлен как огонь. Различаются и версии его происхождения. Помимо основной, гласящей о рождении от союза Земли и Солнца, в легендах говорится о том, что бог стал потомком Луны и Звезд. Почитался он в 14-й месяц, то есть начиная с 30 октября и заканчивая 18 ноября.
Именно в этом месяце на жертвенник Мишкоатля приводили женщину и мужчину. Сначала жрецы убивали женщину (одновременно четырьмя различными способами). После ее гибели мужчина демонстрировал собравшимся ее отсеченную голову, и в этот момент жрец вырывал ему сердце.
Ноденс
Это бог охоты древних кельтов. Покровительствовал Ноденс не только охотникам, но и морям, рекам, собакам. Культ Ноденса существовал в Британии и, как предполагают ученые, в Галлии. Согласно легендам, этот бог являлся первым правителем людских племен. Он потерял свою власть, лишившись в одном из сражений руки, но вернул ее после того, как лекарь Кехт исцелил раны, а кузнец Крейдне изготовил протез из серебра. После этого к имени божества присоединился эпитет «Айргетлам», в переводе означающий «серебряная рука». Самое крупное из обнаруженных историками святилищ находится в Глостершире, на территории Лидни-парка.
Любопытна одна из находок, сделанных археологами на месте святилища. Ученые обнаружили табличку с проклятием, повествующую о том, что некий Сильван призывает проклятие на головы тех, кто украл в храме кольцо. Проклятие должно было действовать до тех пор, пока кольцо не вернется в святилище. Ученые полагают, что речь в этой табличке идет о загадочном кольце, обнаруженном в Бейсингстоке, в поместье Вайн, расположенном неподалеку. Именно оно стало прототипом кольца Всевластия из сказки о хоббитах.
Диана
Римская Диана – аналог греческой Артемиды. Это божество луны, охоты и ночи. Она оказывает покровительство целительницам, колдуньям и охотникам, защищает леса и их обитателей. Богиня имеет влияние на Земле, на Небесах и в загробном мире. Она покровительствует тяжело больным и умирающим, терпящим несправедливость, угнетенным и страдающим от обид.
Самый известный из храмовых комплексов Дианы располагался в Риме, на холме Авентин. Происхождение и внешний вид богини полностью аналогичны Артемиде. Родителями ее считались Юпитер и Лето. Диана оберегала женское целомудрие и противостояла Венере. Считалось, что она носила зачарованный щит, оберегающий ее от стрел Купидона.
Как называют бога охоты
Среда, немного , а если честно то для меня холодно , но работа есть работа и я выехал в город. день на день не похож и только по этому, мне моя работа нравиться. кроме того, наша страна Канада, славиться многим. одно из этих «многим» , евляеться, то что на 99% ( процентов) сосоит из Эммигрантов. здесь можно встретить не только шестое поколение первопроходцев из великой Британии, но и также пигмеев из центральной Африке. практически все народы мира, в поисках хорошой жизни приехали сюда и живут бок о бок в условиях полной демократии и свободы вероисповидания. никто не нарушает прав человека и все честно платят налоги на благо страны, приютившей их.
зе день , встречаю много людей и иногда такие встречи приносят много полезного. как и встреча которая произошла сегодня. вы наверно видели фильм «Моя большая нреческая свадьба». так вот, то что вы ввидели на экране я встретил сегодня в реальности, а именно мужчина лет 86 и дом, ну точно как в кино. белые калоны установлениые на фасаде дома, порядок внутри и много европейской мебели. картины написаные не известным художником, рассказывающие о не обыкновенно красивых ланшафтах в далёкой Греции. сначало определив масштаб работы и после выяснения проблем, окозалось , что из-за плохой изоляции, часть труб замерзло и пришлось отогревать их. времени на отогрев, обычно такой трубы берёт минут 40 и удобно усевшись в кожанное кресло, поскольку сам хозяин дома предложил мне отдохнуть на это время, мы начали беседу. Грек окозался очень разгаворчив, что не скажешь про меня и поскольку он никак не мог определить моё происхождение, мне пришлось ему рассказать, что я русский. да, да я русский, поскольку здесь в Канаде, мы все русские, вне зависимости, армяни или казахи, украинцы или действительно русские. нас всех здесь называют -РУССКИЕ.
вообщем после краткого знакомства, он рассказал, что приехал в Канаду в 1946 году, его семью вырезали немцы , а он честно сражался за свободу в партизанах и окозавшись один на всём белом свете, уехал с Каанадскими войсками сюда, где ещё прослужил в Армии, где и познакомился с женщиной из Германии. женившись, сделал детей, построил этот замечательный дом, остался верен к своей любви к родине, а именно к той загадочной Греции.
слово , за словом и мы дошли до темы про мифы древней Греции,здесь и началось , то интересное, что стала причиной, попросить всех Вас, продолжить, то что я сейчас вам расскажу.
сам этот грек, тоже когда-то был охотником и в душе, хоть и он верит в единого Бога и сына его Иисуса, он продолжает гордиться тем, что их мифы и боги, тоже когда-то возможно существовали. но поближе к сути моей темы. Грек рассказал, а я впрочем и знал, но не хотел его перебевать, он начал свой рассказ про одну из древнейших богинь Греции — АРТЕМИДА. Она , богиня-охотница. очень мекто стреляла и любили ОХОТУ. именно ей и поклонялись все охотники. вот примерно так её изображали ———
другая же богиня охоты, о которой он мне рассказал, это уже история от его супрги, которая родом из самоё Германии, где как и везде, ОХОТА, была и есть древнее занятии жителей той земли, тоже поколнялись богине охоты по имени СКАДИ. Она в древнегерманской мифологии богиня-охотница, покровительница лыжниц и именно она, и оберегала тех охотников, которые убивали войска римлян. вот так её предстваляли немцы———-
я бы с удовольствием продолжил бы и дальше писать, но не хочу не дать другим поделиться интересными историями и рассказами о других Богах, других народов мира. ведь как удивительно, что ОХОТЫ , оберегали женщины.
а вот теперь пожалуйста, я прошу Вас, поделиться историей ваших народов или расскажите, что Вы знаете о других БОГИНЯХ ИЛИ БОГАХ ОХОТЫ.
с уважением yukon
Скорее всего у нее в зоне ответственности и войнушка была. Что — учитывая всегдашнюю воинственность германцев — несколько странно: отдать обе мущинские темы женщине.
в древнерусской языческой мифологии был такой бог ВЕЛЕС, правда он соотнoсился с золотом, но говорили, что когда он принимал обличие медведя и тем самым становился покровителем охоты и всех зверей. выглядил он так———-
Опять же, если память не изменяет, в исконно славянской мифологии тоже есть много неясного, поскольку к тому моменту, когда на нашу землю пришли те, кто мог все эти верования описать, исконно славянские религии были уже сильно перемешаны с германскими и скандинавскими.
Нееее , нафиг нам такой леший , который копалух валит.
«Улль — имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве»
«Видение Гюльви»
Скорее всего у нее в зоне ответственности и войнушка была. Что — учитывая всегдашнюю воинственность германцев — несколько странно: отдать обе мущинские темы женщине.
Изобажение Скади явно позднее, не раньше Возрождения, поэтому худоржник мог и нафантазировать; к тому же, не знаю, как древние германцы, а средневековые рыцари при охоте на кабана и медведя не брезговали надевать доспехи.
Было так. перед и после охоты. пару капель «огненной жидкости» выливалось на землю. в дар — Бурхану(Борхану)..
Стало интересно.. кто такой.
может интересно кому.
Владыкой верхнего мира, творящей силой считался Бурхан , верховное божество. Ему противостоял черт аза, который противоречил бурхану и старался все сделать наоборот, навредить людям и всем живым существам. Средний мир — это наш мир, где живут люди и все живые существа. Средний мир населен различными духами. Они живут везде вокруг человека. Есть духи добрые, есть злые. Злых духов нужно задабривать, добрых — подкармливать, чтобы помогали людям. Нижний мир — это царство Эрлика, царство мёртвых. Люди среднего мира, попавшие каким-либо случайным образом в подземный мир, не могут общаться с живущими там людьми, поскольку являются для них невидимыми, язык их непонятен. Только шаманы могут общаться как с верхним миром, так и с нижним, а также с духами среднего мира.
По поверьям тофов, самыми могущественными духами среднего мира являются духи -хозяева гор и вод, а также духи -хозяева той или иной местности, тайги . Духа-хозяина гор называют даг-эзи, духа-хозяина вод суг-эзи. Этого духа представляют в образе большого усатого налима. Поэтому тофы не ловят и не едят налимов.
Чтобы задобрить духов-хозяев, им приносилась своеобразная жертва в виде подношения пищи. Перед началом охоты обязательно устраивали моление духу -хозяину той тайги , где собирались охотиться, приносили ему жертву, оставляя её на камне, установленном на кольях. Был у тофов обычай поклоняться священным деревьям, которых они называли хам-неш. Это были деревья, у которых в ветвях было так называемое ведьмино помело, уродливое разрастание веток. При молении таким деревьям, в которых жили духи местности, обычно привязывали лоскутки материи, шкурок и т.п. Почитали тофы духа огня, поэтому в огонь нельзя плевать или оскорблять как-либо иначе. Огонь нужно было кормить.
Эта вера в различных духов является следствием того, что тофы остаются приверженцами своей древней религии — шаманизма. В основе веры лежит признание доброго и злого начала во всем окружающем — вера в духов, обитающих в камнях, в деревьях, в реках и пр.
и еще.
Дух тайги. Совершенно иную роль играет дух тайги. Это антропоморфное существо, седой старик, обитает в тайге и является хозяином, распределителем между людьми диких животных и т. д. Он дает удачу, счастье на охоте. В редких случаях он оказывается причиною заболевания, но вмешательство шамана помогает. В этом случае делается у некоторых народностей его изображение на бумаге, и тогда он попадает в группу буркан или сэваки, обычно же его изображение делается в тайге, на месте удачной охоты и, особенно на перевалах больших хребтов. На очищенном от коры дереве насечками делается изображние глаз, носа, рта и бороды. У этого духа есть жена, которая хотя и не имеет особых функций, но изображается вместе с ним. По мнению некоторых, у этой четы есть еще двое детей, которые особой роли также не играют. Ему приносятся жертвы или из только что убитого животного, или же из риса, проса (буды) и др. круп, если таковые имеются у данной народности.
Этот дух пользуется, по мнению некоторых, для передвижения белым жеребцом, по мнению других, — тигром; у него же есть большая собака, длиною около полутора аршин. Иногда, во время охоты, люди его видят.
Для него выделяется из табуна или стада один белый жеребец или олень, на котором он имеет возможность ездить, на которого не кладут вьюков и который является в случае нужды посредником при сношениях с духом. Названия этого духа варьируют. Так, у некоторых он называется иччи (якутское), у другихъ — дагачан, у третьих — баян амии, у четвертых — бойнача (монгольское), у пятых — магун. Из чего явствует, что название этого духа частью народностей заимствовано. Некоторые из перечисленных особенностей, как жертвоприношение из риса и проса, священные белые жеребцы и пр., также заимствованы от нетунгусских народностей.
В тундре:
«В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов-«хозяев». Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.
Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, (например, водяному хозяину жертва опускалась в воду) или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах. Жертвоприношения выражались и в «кормлении» изображений духов. При неисполнении просьб духов наказывали и «оставляли без пищи».
В тайге:
‘В старое-старое время, когда еще на берегах Печоры и Ижмы жили полудикие чудские племена, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный. Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в косматую одежду из невыделанной медвежьей шкуры’.
И зовут его -Яг морт(лесной человек).
«Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии,разве Мене»
«Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им»
Всё сказано и заповедано более чем конкректно и где бы не находился только упование на Бога и Его помощь и защита спасает человека. И все разговоры о богах христианина это лукавство- или веришь в Святую Троицу или нет. Как говорится не возможно быть немного беременной.
Прости Господи!
С уважением Николай
All — вообще-то, правда, с точки зрения христианства (не только православия, но и прочих конфессий) выполнение местных языческих обрядов перед охотой (типа «задобрить духов») есть по сути поклонение Сатане. Поэтому давайте будем говорить о том, какие есть и были верования, но НЕ БУДЕМ о том, плохо или хорошо их соблюдать. Чтобы не скатиться во флейм, «бессмысленный и беспощадный» (с).