LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Анекдоты про зверьё (14)
- Вредители леса (5)
- Анимация, картинки с кодами, клипарт (28)
- Блюда из лесных даров (159)
- Видео, флешки (356)
- Грибы (210)
- Животный мир (3378)
- звери (1010)
- Земноводные (140)
- Звероматрица (443)
- насекомые (310)
- птицы (785)
- Интересно (576)
- Календарь (46)
- Лекарственные растения (113)
- Лес в живописи (323)
- Лесные фоны и схемы (67)
- Лесные ягоды (31)
- Мифы, предания, легенды (40)
- Моря, океаны и их обитатели (325)
- Наша информация (43)
- Охрана лесов и животных (229)
- Палеонтология (26)
- Природа мира (1595)
- Австралия (120)
- Азия (271)
- Америка (340)
- Антарктида (16)
- Африка (140)
- Европа (338)
- Природа России (536)
- Природные явления, климат (277)
- Про лес (рассказы, истории, интересные факты) (250)
- Рамочки лесные,грибные (33)
- Растения (587)
- Реки, озера (185)
- Рыбалка (78)
- Стихи о рыбалке, про природу и грибы. (101)
- Творчество (97)
- Фото (2081)
- Экология, экофакты (77)
- экопроекты (21)
- Я — фотограф (фото читателей) (334)
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Лесные охотники. Африканское племя пигмеев мбути
Лесные охотники. Африканское племя пигмеев мбути
Пигмеи Мбути – самые низкорослые в мире
В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди — пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.
У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах — бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.
Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.
Группа в целом считает себя единой семьей.И это — главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.
На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.
Тундуолоки Харриет радостно держит антилопу, пойманную его родственником в лесу Окапи
Источник: Rebecca Blackwell
Старики и малыши на охоту не ходят, но их святая обязанность — развести ритуальный костер для привлечения бога леса, без которого не будет успешной охоты. Старики в группе пользуются всеобщим уважением, и они же принимают наиболее важные решения. Детей они воспитывают в уважении к окружающему миру так, чтобы ничему не нанести непоправимый вред.
Пигмеи мбути (слева направо) Фаизи Маламби, Кавайя Ситука, Бемеи и Канге Амбали несут охотничьи сети и копья перед началом ежедневной охоты в заповеднике Окапи
Источник: Rebecca Blackwell
Одежду они изготавливают из шкур зверей и древесной коры, которую долго отбивают слоновьим бивнем. Из лиан делают сумки, мешки, корзины, колчаны для стрел и охотничьи сети. За считанные минуты Мбути строят свои жилища из листьев и молодых побегов. — Мы люди леса, — говорят Мбути. — Лес наш дом. Если мы покинем его, то лес умрет, а мы умрем вместе с ним.
Пигмеи отделяют мясо убитой красной антилопы дукер в заповеднике Окапи
Источник: Rebecca Blackwell
Английский этнограф Колин Тэрнбул, некоторое время проживший с одной из групп пигмеев, состоящей из двух родов — Нджобо и Эльянги, опубликовал свой походный дневник с весьма интересными подробностями их жизни.
Пигмеи лезут на дерево за ценным деликатесом – медом – на высоту более 45 метров. Пчелы будут усмирены с помощью дыма и золы. (Rebecca Blackwell / AP)
«Мы шли на охоту. И взрослые, и дети передвигались по лесу легко и бесшумно. В какой-то момент цепочка превратилась в полукруг, и каждый знал, кто у него слева и кто справа. Я держался Майпе, у которого в руках была сеть. Мы шли кратчайшим путем, но я уже потерял ориентировку. Потом Майпе сел на землю и огляделся. Из чащи вышел его племянник Моке, они ловко соединили две сети и прикрепили их к деревьям. Сеть была длиной метров 100.
Всю ее Майпе тщательно поправил, потом нашел камень и стал точить свое копье. И, хотя лес был совершенно беззвучен, минут через пять Майпе вдруг выпрямился и сделал мне знак. Когда Майпе поднял копье, я услышал громкий шум — хлопки в ладоши, визги, свист и улюлюканье — это женщины и дети загоняли зверя в сеть. Вскоре появилась большая рыжая антилопа, которую Майпе и убил копьем.
В это же самое время 13-летний мальчишка завопил и перепрыгнув через сеть, сам помчался, как антилопа, ловко обходя препятствия. Первым же ударом копья он пригвоздил к земле водного олененка, размером не больше собаки, но опасного и злого.
Оскар Битай, внук главы местной семьи Заире Нджикали и самый молодой охотник, возвращается домой с охоты не с пустыми руками. (Rebecca Blackwell / AP)
Антилопу свежевали прямо в лесу, целиком в корзину она не помещалась. Затем поспешили в лагерь, где добыча была поделена по положенным семейным долям.
Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».
Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: — Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
— Этого мяса хватило бы на много месяцев, — сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
— Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше. На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя
Племя мбути — это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.
Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки , чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации — возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни — соль, спички, металлические предметы.
Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили — «люди»).
Банту — это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.
Племя мбути
. Пигмей из племени мбути по имени Заире Нджикали проводит церемонию в честь перехода из одной охотничьей стоянки в другую. (Rebecca Blackwell / AP)
Молодые и старики иногда ходят в лес в одиночку — пострелять птиц или обезьян отравленными стрелами; или же старики остаются после ухода охотников в лагере, присматривая за малыми детьми. Но даже у маленьких детей есть свои обязанности, независимо от того, идут они на охоту или нет. Перед уходом в лес они должны развести особый костер у подножия дерева, чтобы дым привлек внимание бога леса и он обеспечил успешную охоту.
Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.
Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.
Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний — ее у пигмеев не существует, — а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.
Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, — рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно — пигмеи постепенно вступают в железный век.
Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку — смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки — это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.
Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.
Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер — это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не «магический» характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям — тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.
Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.
Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.