Как иисус дал удочки

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 17:27

Свт. Иоанн Златоуст

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

См. Толкование на Мф. 17:24

Свт. Кирилл Александрийский

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

Способный и из земли произвести статир, Он не сделал этого, но сотворил знамение из моря, чтобы научить нас таинству, преисполненному умозрения. Ибо рыбы — это мы, извлеченные из прискорбных волнений жизни, словно бы из моря, и благодаря апостольской уде имеющие в своих устах Христа — царский статир, который был отдан ради двоякого выкупа: ради нашей души и тела, или ради двух народов: иудейского и языческого. И он одинаково искупает как бедных, так и богатых, поскольку и древний закон неотступно требует в равной мере выгоды от драхмы как от богатого, так и от бедного.

Фрагменты.

Прп. Антоний Великий

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

Вопрос. Что знаменует Господь, когда велит Петру идти, и бросить сеть, и раскрыть рот первой вытащенной рыбе, и найденные деньги отдать за Себя и Петра тем, кто требует налог и оброк?

Ответ. Думается, что и это не лишено смысла, ибо деньги повелено Петру вынуть изо рта рыбы, выловленной из глубины сетью нашего образа. Мы лежим как на глубине жизни этой, накрытые страстями в потоплении волн греха. Если толкование не таково, то это – мы во владении смерти, в аду. Господь возвращает человека к первоначальному образу, повелевая отдать деньги за Себя и за Петра. Господь был человеком, уподобившимся нам, во всем подчиняясь нашим обычаям, но только оставаясь неподвластным разрушительному злу и не подпадающим бедам. Отдавая за Себя и за Петра статир, Он добровольно «страдает» за Церковь. Ибо Он сказал тому: «Ты – Петр, и на этом камне я возведу Мою Церковь» (Мф. 16:18), – Сам ее наставляя (возводя). Ибо вознаграждение для душ – Божественное наставление, камень которого во главе угла – это Владыка всех Христос, о Котором сказал божественный Песнопевец: «Для иудеев Закон был во главе угла». И еще он же сказал от лица Господа: «В начале Писаний написано обо Мне» (Пс. 39:7-8), – Иоанн явным образом возглашает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), Который соединился с плотью, и Собой наставляет нас, и тем, что сказал о рыбе и о статире. Он повелевает не противиться ни царю, ни князю, ибо тот со своей стороны отдает тебе повеления – без подлости, но по закону давать налог, вместе с собой возвещая этим и Бога. Откуда бы Он знал, если бы Он был человеком (как говорят без ума богоборцы), что рыба в пучине имеет статир во рту. Что статир лежит не во плоти, но во рту. И затем: что она первая попадет в ловле таким образом, что она предупредит других быть пойманной. Это точно принадлежит Богу: предсказать уловление той рыбы, которая держит деньги во рту. Если говорить более реалистически, то невидимой Божией силой рыба велась силой Того, Кто в древности повелел киту приять Иону и без вреда сохранить его три дня на глубине, чтобы затем целым и здоровым извергнуть на сушу. Если рыба взяла статир, который лежал на глубине, и первая, без споров, [сделала то, что] прорек Бог; и рыба, несшая что-то, первая была уловлена из всех своих сродников, то скорее и истовее во время нужды твоей Тот, Кто составил от небытия все и сотворил статир, и вложил [рыбе], и пригнал к рыбаку: вполне искушенно Петру повелел забросить в море удилище. О Нем царь и божественный Песнопевец сказал: «Бог наш на небесах и земле, в море и во всех безднах. Все, что пожелал, сотворил»(Пс. 113:11).

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 204.

Прп. Исидор Пелусиот

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

Статир, сокрытый в рыбе, который повелено было Ап. Петру изъять из глубины, означал покрытый страстями образ, который к первообразу возводит в Себе Господь. Ибо Он соделался Человеком, подлежащим всему, чему подлежим мы, и Он не дозволяет нам противиться царю, когда царь повелевает безвредное, и показывает в Себе действенность Божественной силы.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и, юже прежде имеши рыбу, возми: и отверз уста ей, обрящеши статир: той взем даждь им за Мя и за ся

См. Толкование на Мф. 17:24

Прав. Иоанн Кронштадтский

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

Вот как делает Владыка неба и земли! Как Единородный Сын Отца Небесного, Владыки и Царя всего мира, Он не должен был бы по всей справедливости платить за себя и за апостолов, как верных чад Отца Небесного, дани царям земным; но чтобы не заставить говорить о себе невыгодно людей, требовавших подати, Он расплачивается и очень просто, и очень щедро, как полновластный Владыка земли и моря, – заимствуя плату не у людей, а из моря, из уст рыбы! Видишь Его владычество Божественное?

Читайте также:  Охота рыбалка природа традиции франция

Видишь всеведение? Он видит в море рыбу с драгоценным камнем в устах прежде, чем брошена удица, и вдали от моря!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

Я не знаю, чему удивляться прежде всего при чтении этого места: предведению или величию Спасителя. Предведению — потому, что Он знал, что в пасти рыбы есть статир и что эта рыба должна попасть на уду первой; а величию и силе Его — в том случае, если по слову Его в то же самое мгновение создан был статир, и если Он словом Своим сделал то, что должно было быть. Но в таинственном значении мне кажется, что под этой рыбой должно видеть Того, Который взят первым, который находился в глубинах моря и проводил время в соленых и горьких пучинах для того, чтобы через [Него -] второго Адама освобожден был первый Адам. А то, что находится в устах его, т. е. в исповедании, отдается за Петра и Господа. И этот самый дар есть дар [или: цена] совершенный; но, он разделен [на две части], потому что за Петра уплачивается цена как за грешника; Господь же наш греха не сотворил и в устах Его не оказалось хитрости (Ис. 53:9). Статиром называется монета, имеющая две дидрахмы; он взят для того, чтобы платою одной и той же монеты за Господа и раба показать подобие (similitudinem) их плоти. Но и рассуждая просто, это место дает наставление слушающему в том, что Господь был настолько неимущим, что у Него не было даже того, чем бы Он мог заплатить подать за Себя и за апостола. Поэтому, — если кто-нибудь захочет возразить: каким же образом Иуда носил иногда деньги? мы ответим, что Господь считал преступлением на Свои нужды обращать имущество бедных, и нам подал в этом отношении пример.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Чтобы нам не соблазнить их

Сам Господь Спаситель совершал Свои дела на земле в зависимости от Своих слушателей и заботою Его являлись малые сии. Как же осторожным нужно быть нам всем, чтобы не соблазнить ближних. А сего нужно нам воспитывать в себе смирение и любовь сострадательную к людям. Только гордый и эгоист не хочет считаться с чужим мнением… Конечно, здесь нет и речи о каком-либо «благочестивом обмане», как это предлагают католики. Нужно хранить глубокую чистоту во всех своих делах, словах и мыслях, при осторожной, внимательной мудрости змеиной…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блж. Феофилакт Болгарский

но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его, и отдай им за Меня и за себя

Чтобы, говорит, нас не считали гордыми и склонными к презрению и чтобы мы не соблазняли их, дай подать, ибо Я даю ее не потому, что должен дать, но для того, чтобы исправить их немощь. Отсюда научаемся, что не должно служить соблазном там, где нет вреда для нас. Где есть вред для нас от какого-либо действия, там не должно заботиться о тех, которые неразумно соблазняются. Чтобы показать, что Он есть Бог и владеет морем, Христос посылает Петра добыть статир из рыбы, а вместе с тем мы научаемся и некоторому таинству. Ибо и наша природа — это рыба, погруженная в глубину неверия, но апостольское слово извлекло нас и нашло в наших устах статир, то есть слова Господа и исповедание Христа. Ибо кто исповедует Христа, тот имеет в своих устах статир, состоящий из двух дидрахм. И Христос, как Бог и как человек, имеет два естества. Итак, этот статир, Христос, предан на смерть за людей двух родов — за язычников и иудеев, за праведников и грешников. Если же увидишь какого-либо сребролюбца, ничего не имеющего во рту, кроме серебра и золота, считай, что и он рыба, которая плавает в житейском море. Но если бы нашелся какой-нибудь учитель, подобный Петру, то он уловляет его и извлекает из уст его золото и серебро. Под статиром некоторые разумеют многоценный камень, который находят в Сирии, другие же — четвертую долю златницы.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

Этой монеты не было в доме Иисуса, но она оказалась в море, во рту морской рыбы, которая, как я думаю, была облагодетельствована и попала на удочку Петра, ставшего ловцом человеков, среди которых была и эта образно называемая рыба, чтобы у нее забрать монету с изображением кесаря и чтобы она оказалась среди тех, кого поймали люди, научившиеся ловить людей. Итак, имеющий кесарево пусть отдает его кесарю, чтобы после этого он смог отдать Божие Богу.

И поскольку Иисус, будучи образом Бога невидимого (2 Кор. 4:4), не имел изображения кесаря (ибо князь века сего не имел в нем ничего), то Он берет изображение кесаря не у себя, а из подходящего места в море, чтобы отдать земным царям за Себя и за Своего ученика, чтобы собиратели дидрахм не считали Иисуса должником своим и земных царей, ибо Он уплатил долг, не взяв его и ни приобретя, ни добыв и ни сделав его когда-либо Своей собственностью, чтобы никогда изображение кесаря не было рядом с образом Бога невидимого.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и, юже прежде имеши рыбу, возми: и отверз уста ей, обрящеши статир: той взем даждь им за Мя и за ся

Читайте также:  Как связать снасти для карпа

Показав прежде, что Он Сам не должен платить дани по Своему Божеству, повелевает, однако, дать по Своему человечеству, чтобы они не соблазнились тем, будто Он бесчестит Бога, не желая и Сам дать дидрахму. Из моря повелел достать, показывая этим, что будучи Богом всего, повелевает и морю, которое, повинуясь Его повелению, посылает рыбу, приносящую дань за Господа; и не только за Него одного, но и за первого из Его учеников, так как Петр также был первенцем. И прежде различным образом Он показывал это, – когда укротил бурю и когда ходил по морю, как по суше. Это же и теперь показывает иным способом, везде обнаруживая подчинение его. Статир также род денег, равняющийся двум дидрахмам. Смотри, как теперь Он не желает соблазнить иудеев, – а в другом месте Он пренебрег соблазном фарисеев, когда говорит о пище. Этим показывает, что иногда нужно остерегаться соблазна, а иногда – пренебрегать им, но делать то и другое с рассуждением. Вообще, нужно пренебрегать соблазном в том, что говорится или делается по заповеди Божией, а в том, что делается по нашему произволению, следует избегать соблазна, как заповедал Василий Великий.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

Статир состоял из четырех драхм, поэтому назывался тетрадрахмой: его не следует смешивать с золотым статиром (20 драхм).

Толковая Библия.

Троицкие листки

но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя

См. Толкование на Мф. 17:24

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Чудо на Галилейском море: как простые рыбаки встретили Бога

Любой рыбак, когда выходит в море, хочет поймать рыбы побольше, чтобы хватило и на еду для своей семьи, и на продажу. Но однажды, две тысячи лет назад, на берегу галилейского моря случилась странная история: опытные рыбаки не обрадовались богатому улову, а испугались его. В чем же дело?

Быть может, они от природы были людьми боязливыми, а в сети им попалась какая-то особенная, страшная и зубатая рыба? Но нет, трусливый человек рыбаком никогда не станет. Не та это профессия, где могли бы зарабатывать себе на жизнь люди робкие. Да и рыба была самая обыкновенная, такая же, какую они ловили каждый день, — гладкая, упругая, с белым брюхом и темной спиной, с красными плавниками и широким хвостом, который в воде распускался наподобие веера. Просто рыбы этой они поймали в тот день так много, что. в итоге навсегда оставили рыбную ловлю и занялись совсем другим делом. опять непонятно? Ну, что делать — такая уж это странная история. Но было в ней нечто такое, из-за чего люди по всей Земле вспоминают ее вот уже две тысячи лет.

Ловить рыбу в море — нелегкий труд. Чтобы поймать крупную рыбу, нужно хорошо изучить ее повадки. Например, знать, когда рыба спит, а когда ищет себе еду. В каких местах любит кормиться и отдыхать, а в какие не заплывает никогда, как ее ни приманивай. В какую погоду плавает ближе к поверхности воды, а в какую уходит на глубину. И еще много-много разных вещей, без которых рыбу не поймать, как ни старайся.

А еще для рыбной ловли нужны снасти — удочки или сети. Можно ловить рыбу и на удочку. Тут способ простой: насаживаешь на крючок наживку и ждешь, пока рыба ее схватит. А потом — р-раз! И выдергиваешь ее из воды. Одна рыбка, вторая, третья — глядишь, вот и наловил ты себе карасиков на вкусное жаркое.

Но если тебе нужно поймать много рыбы, тогда нужна сеть. Ее делают из прочных нитей, переплетая их так, чтобы получилось широкое полотно из большого количества квадратных ячеек. Когда сеть забрасывают в воду, рыба ее не видит. Ей кажется, что перед ней открытая вода, вот она и мчится прямо в сеть, не чувствуя подвоха. Так можно наловить много рыбы, гораздо больше, чем удочкой. Но одной лишь сети для такого способа лова мало. Нужно иметь еще и лодку, с которой можно было бы забрасывать сеть в воду. А к лодке в придачу — иметь весла и парус. Вот тогда ты настоящий рыбак!

Но даже опытным рыбакам иногда не везет.

Встреча на берегу

В тот раз рыбакам на Галилейском море не повезло. Всю ночь закидывали они сети с двух лодок в темную воду, но не поймали ничего, кроме пучков бурых водорослей. Вот уже и утро наступило, а в лодках у них не было ни одной рыбки. Ну что ж, такова рыбацкая удача: сегодня не повезло, значит, повезет завтра. Конечно, обидно возвращаться с ловли пустыми, но что делать.

Причалив лодки к берегу, рыбаки принялись вымывать сети на прибрежном мелководье. Стоя по колено в воде, рыбаки старательно очищали сети от налипших водорослей, чтобы потом развесить их сушиться на кольях, вбитых в песок. Если этого не сделать, нити, из которых сплетена сеть, начнут гнить, станут слабыми, и рыба легко сможет порвать их.

После бессонной ночи рыбаки устали и хотели спать, поэтому стремились побыстрее закончить свою работу и отправиться домой. Вдруг их внимание привлек шум многих голосов. К месту, где у берега стояли их лодки, приближалась большая толпа. Старший из рыбаков отложил сети, выпрямился и, прикрыв ладонью глаза от солнца, стал рассматривать нежданных пришельцев. Не ровён час, это разбойники или какие-нибудь другие лихие люди. Тогда нужно срочно отогнать лодки подальше от берега и ждать, пока незваные гости уйдут восвояси. Но оказалось, опасаться нечего. Толпа людей следовала за знаменитым Учителем праведности по имени Иисус. Слух о Нем недавно прошел по всему побережью Галилейского моря. Старший рыбак вместе со своим братом и сам несколько дней назад приходил послушать Его речи. Рассказывали, будто Он не только учит народ правильно понимать Закон Божий, но также может исцелять даже безнадежно больных. Вот и теперь собравшиеся люди шли за Иисусом вдоль берега в надежде получить исцеление.

Читайте также:  Озера ленинградской области для рыбалки с берега

Между тем Иисус приблизился к лодкам, а толпа окружила его со всех сторон. Оглядев собравшихся, Иисус повернулся к старшему из рыбаков и спросил:

— Да, Учитель,— ответил рыбак.

Иисус вошел в лодку и попросил:

— Отвези Меня чуть-чуть подальше от берега, чтобы все собравшиеся лучше смогли слышать Мои слова.

Рыбак послушно сел на весла и поставил лодку так, чтобы люди на берегу могли видеть и слышать Учителя. А Иисус, подобрав одежды, сел на скамью, расположенную в корме лодки, и начал говорить. Рыбак слушал Его слова и не понимал, что с ним происходит. Никогда еще он не слыхал, чтобы кто-либо говорил о Боге так, как говорил этот Учитель. Как и все иудеи, рыбак каждую субботу ходил в синагогу — специальный дом, где другие учителя Закона читали священные книги и объясняли их простым людям. Но в их рассказах Бог был великим царем и грозным судьей, который сурово наказывал людей за грехи и щедро награждал за праведную жизнь. А из слов Иисуса выходило, что этот великий и грозный Бог — любящий отец всем живущим на Земле людям. В своей проповеди Он так и называл Бога — Авва, что означает — Отец. Это было так непривычно и в то же время так радостно, что рыбак словно забыл, где он находится и весь превратился в слух, чтобы не упустить ни одного из сказанных Иисусом слов. Он не замечал, как летело время, и всем сердцем впитывал то, что говорил этот удивительный Учитель.

Нежданный улов

Но вот Иисус закончил свою речь, отпустил людей на берегу и повернулся к нему.

— Теперь отплыви на глубину и закинь сеть, рыбак.

— Учитель, мы трудились всю ночь и ничего сегодня не поймали. Но если ты велишь, я по слову Твоему закину сеть.

С этими словами рыбак сделал знак своим помощникам. Они подхватили сеть, которую очищали от водорослей, и тоже сели в лодку, где уже находились старший рыбак и Иисус. Направляя лодку от берега, рыбаки недоуменно переглядывались: в это время суток рыба никогда не ловилась даже в самые удачливые дни. Но из уважения к Учителю они решили сделать все, что Он скажет. Вместе с ними отправились рыбаки и на второй лодке. Им было интересно увидеть, чем закончится этот странный лов рыбы средь бела дня.

Тем временем лодка уже далеко отошла от прибрежных отмелей. Вода за кор- мой изменила цвет с зеленоватого на темно-синий. Так всегда бывает на большой глубине, где лучи солнца уже не могут осветить всю толщу воды. Старший рыбак спросил:

— Учитель, здесь нам забросить сети?

Иисус, сидевший на корме, утвердительно кивнул. Рыбаки привычными движениями развернули большую сеть, забросили ее в воду и стали постепенно выбирать ее назад. Вдруг концы сети в их руках задергались. Так всегда бывало, когда в ячейки попадалась крупная рыбина. Но сейчас сеть буквально рвалась из рук, казалось, еще немного, и сильные руки рыбаков уже не смогут ее удержать.

Подтащив сеть поближе к борту, рыбаки ахнули от изумления. Вся она битком была набита рыбой. Большие упругие тела рыб извивались, их чешуя тускло отсвечивала сквозь воду, словно старинное серебро. Обрадованные рыбаки принялись выбирать улов из сети. Одна рыба, другая, третья. десятая. двадцатая. Рыбаки давно сбились со счета, а рыба в сети все не кончалась.

Вот уже одна лодка наполнена доверху, и растерянные рыбаки подогнали к борту вторую лодку, чтобы выгружать улов в нее. Но спустя некоторое время и эта лодка была перегружена рыбой настолько, что едва держалась на плаву. А в сети все еще билась крупная рыба, разрывая ячейки. Старший рыбак велел подгрести ближе к берегу, на мелководье, и там уже выбирать сеть на борт прямо с рыбой. Но тут лодки черпнули воду опустившимися от груза бортами и начали тонуть. Хорошо, что это произошло не на глубине, и наполненные рыбой суденышки просто сели на мель. Но рыбаки все равно с ужасом смотрели на горы пойманной рыбы и на Иисуса, продолжавшего спокойно сидеть на корме как ни в чем не бывало. Старший из рыбаков встал, приложил руку к груди, поклонился и сказал дрожащим голосом:

— Выйди из моей лодки, Господин! Потому что я грешный человек и недостоин находиться с Тобой рядом.

Рыбак подумал, что такое удивительное чудо может сотворить только великий пророк — человек, специально посланный Богом, чтобы возвестить людям волю Божию. А рядом с таким пророком нужно было вести себя очень осторожно. Например, пророк Илия однажды свел огонь с неба и уничтожил целый отряд стражников, пришедших схватить его, чтобы привести к царю. Вдруг и этот пророк обладает таким же грозным нравом?

Но Иисус и не думал сводить огонь с небес. Увидев, что рыбаки напуганы увиденным чудом, Он сказал им:

— Не бойтесь. Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков.

И рыбаки тотчас вытащили свои лодки на берег и последовали за Ним.

Так описывает Евангелие историю призвания первых учеников Иисуса. Старшего рыбака звали Петр. Его младших помощников — Иоанн и Иаков. Впоследствии весь мир узнает их как апостолов Христовых. Вместе с другими учениками они увидят еще множество Его чудес, будут с Ним на последней трапезе перед казнью и встретят Его после Воскресения.

Но что же значила та фраза Христа «Я сделаю вас ловцами человеков»? Иисус вовсе не имел в виду, будто апостолы будут гоняться за людьми с сетью. Нет, бывшие рыбаки спокойно и мирно ходили по разным городам и проповедовали то, что услышали от Иисуса, рассказывали о тех чудесах, которые Он сотворил, призывали уверовать в Него. Но слова их были наполнены такой силой, что способны были привлечь к себе даже самых отъявленных грешников. Это и был их новый улов — люди, погибающие от своих грехов, но подхваченные словом Божьим и вдохновленные этим словом на новую, праведную жизнь.

Оцените статью
Adblock
detector