Как хозяин чанга обращался с ним во время охоты

Разработка урока по русской литературе в 7 классе «Трудный хлеб»(смотреть)
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Тип урока: урок изучения и анализа литературного произведения.

обучающая – обобщить представления о творчестве Е. Носова;

услышать нравственное звучание рассказа;

показать роль человека в жизни четвероногих друзей;

развивающая – развивать устную речь учащихся, самостоятельность

мышления, умения сопоставлять и сравнивать; воспитательная – воспитывать в детях «чувства добрые»: любви к

природе, ко всему живому, доброту, милосердие,

чуткость; подвести учащихся к мысли об

ответственности каждого из нас за тех, кого мы

приручили, за то, что происходит вокруг.

Предмет изучения: Евгений Иванович Носов «Трудный хлеб».

Скачать:

Вложение Размер
Предмет изучения: Евгений Иванович Носов «Трудный хлеб». 1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русской литературе в 7 классе (от 20.04.2010 года).

Тема: Люблю всё живое, живых люблю…

Тип урока: урок изучения и анализа литературного произведения.

обучающая – обобщить представления о творчестве Е. Носова;

услышать нравственное звучание рассказа;

показать роль человека в жизни четвероногих друзей;

развивающая – развивать устную речь учащихся, самостоятельность

мышления, умения сопоставлять и сравнивать; воспитательная – воспитывать в детях «чувства добрые»: любви к

природе, ко всему живому, доброту, милосердие,

чуткость; подвести учащихся к мысли об

ответственности каждого из нас за тех, кого мы

приручили, за то, что происходит вокруг.

Предмет изучения: Евгений Иванович Носов «Трудный хлеб».

Оборудование и оформление: портрет писателя, выставка его книг, стенд

« Собака – преданность до последнего вздоха», выставка рисунков детей «Мой питомец», плакаты с цитатами, кукла, магнитофон, запись песни «Просьба».

Эпиграф к уроку: …Всё живое имеет одну и ту же душу,

всё живое страдает одними и теми же страданиями…

Афоризмы на доске: Мы в ответе за тех, кого приручили…

Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их.

Не богатство – друг, а друг – богатство.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Собака – преданность до последнего вздоха.

  1. Вступление (установочная беседа: дискуссия по газетной статье, анкета).
  2. Чтение рассказа Е.И. Носова (выборочное, в исполнении учителя).
  3. Анализ прочитанного рассказа (беседа по заданным заранее вопросам).

* Творческая работа (сочинение в форме письма-отклика).

  1. Слово об авторе и его произведениях (обобщение изученного):

— Высказывание о Носове Е.И., реклама его книг (учитель представляет);

— сообщения 3-х учащихся о прочитанных рассказах Е.И.Носова (сюжет);

— сравнительно-сопоставительный анализ рассказов:

«Трудный хлеб» Носова и «Арктур – гончий пёс» Ю. Казакова /Попова М./

Е.И. Носов «Кукла» и «Трудный хлеб» /Третьякова Ю./

/ самостоятельные исследования учениц /;

Стихотворение К.Случевского «Кукла» /как вывод к последнему выступлению/

  1. * Командная игра-конкурс.
  2. Заключение урока (выводы)

— о чём же мы сегодня говорили? (учащиеся и учитель)

— песня «Просьба» (или «Раненая птица»).

8. Домашнее задание: прочитать рассказ Ю. Яковлева «Багульник», подготовить

— устный отзыв /Мингалёв Е., Дёмин П., Нехорошев С./

— сюжет / Шомысов А., Шебырев Б., Мингалёв А./

— сравнительный анализ с рассказами

Е.И.Носова, Л.Андреева «Кусака»,

Ю. Казакова «Арктур – пёс гончий» / Попова М., Третьякова Ю./

Вступительное слово учителя :

— Мы не раз замечали, что писатели, поэты (впрочем, как любые творческие люди)

часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значения в повседневной жизни; им, как никому другому, дан дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остаётся незамеченным другими.

Сегодня мы продолжим знакомство с одним из таких писателей. Имя его нам уже известно – это Евгений Иванович Носов. «Трудный хлеб» ( запись числа, темы).

1). Чтение фрагмента газетной статьи учителем. Обсуждение:

— Мне очень хочется знать ваше отношение к поступку охотника.

Учитель организовывает и руководит небольшой дискуссией, стремясь к тому, чтобы в классе звучали разные точки зрения, обязательно обоснованные, чтобы ребята сами пришли к заключению, которое совпадёт с продолжением статьи.

Далее звучат ответы анкеты, проведённой на предыдущем уроке: «Собака, которую вы держали, постарела или потеряла зрение, или стала хромой, т. е. стала профессионально непригодной. Что делать?»

Читается продолжение газетной статьи .

Знакомство с мнениями бывших учащихся:

— я бы отнёс в приёмник-питомник для собак;

— дал бы объявление в газете, чтобы найти доброго хозяина, которому нужен товарищ;

— предложил бы друзьям, соседям, возможно, среди них нашлись бы любители собак;

— уговорил бы родителей не губить собаку, верного нашего друга, а оставить доживать (как сивого мерина из рассказа К.Г.Паустовского).

2). Чтение рассказа Е.И.Носова «Трудный хлеб»

Перед чтением рассказа учитель просит учеников после знакомства с рассказом подумать и ответить на вопрос: «Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?»

3). Анализ прочитанного. Беседа.

— Что объединяет этот рассказ с газетной статьёй? ( И в рассказе, и в отрывке речь идёт об охотнике и их собаках. Обе собаки не были безупречными помощниками своих хозяев. Оба охотника вынуждены для себя решать проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку.)

— Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты? ( Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провёл ладонью по чёрному шелковистому жилету спаниеля».)

— Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа? ( Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)

— Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник своего хозяина? ( Нет, хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривая собаку похвалой, называл его дружищем, золотой собакой.)

— Как смогла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? ( Его могли бросить, выгнать из дома, превратить в бездомного пса; самое худшее его могли убить, усыпить; сдать на воротник, сшить из его шкуры шапку или сделать коврик у порога.))

— Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома? ( Варианты ответов: собака тосковала бы дома без хозяина; хозяину с собакой в лесу не так скучно; хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой; хозяин любил свою собаку и всячески поддерживал своего друга.)

— А согласны ли вы с таким аргументом, что хозяин брал его на охоту, потому что считал, что должна быть хоть какая-то польза от собаки? ( Разве мы любим своих питомцев: кошек, собак, попугаев, хомяков, а также постаревших своих бабушек, дедушек за то, что они нам полезны? В качестве аргумента зачитать слова эпиграфа.)

— Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга? (Убитая пара крохалей, уток, — это не просто очередная дичь, трофей для охотника; это трудный, честно заработанный Чанга хлеб, это доказательство спаниеля на профессиональную пригодность, на его полноценность как охотничьей собаки, в конце концов, доказательство его права на жизнь.)

— Как вы понимаете смысл названия рассказа? С каким названием изученного нами ранее рассказа ассоциируется оно? ( трудный, значит заработанный в поте лица, путём усилий и стараний, заработанный самим, а не дармовой; не лёгкий, т.е. полученный в качестве подарка или наследства или попросту украденный, а добытый честным трудом. Ассоциируется с названием рассказа К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб», где слово «тёплый» означает не просто вынутый недавно с печи, а смешанный любовью, лаской, уважением, протянутый человеком от чистого сердца, от души.)

— Какой из данных афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа Носова? Выберите понравившийся и запишите.

* Творческая работа / смотреть по времени/.

— Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую мы обсудили в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова как вывод по уроку. Что бы вам хотелось сказать в защиту собак? Кому оно будет адресовано?

— Хозяину убитой собаки.

— Коллективу редакции газеты.

5). Слово об авторе.

Учитель: краткое слово об авторе и реклама книг /книжная выставка/.

«В чистом поле за просёлком»:

Самостоятельные исследования учащихся:

— Что объединяет 2 рассказа Е.И.Носова – «Кукла» и «Трудный хлеб»?

Звучит стихотворение «Кукла» поэта Случевского в исполнении ученика.

— Сравнить и сопоставить рассказы двух разных авторов: «Трудный хлеб» и «Арктур – гончий пёс» /Е.И. Носов и Ю. Казаков/.

— С какими произведениями, прочитанными за последние уроки, перекликается этот рассказ и почему? (Оформление таблицы было дано в качестве д/з)

Таблица. Идейно-смысловая связь произведений.

Изученные литературные произведения

  • Тетради учащихся в конце урока собираются
  • Домашнее задание: прочитать ещё один рассказ на эту тему — «Багульник» Ю.Яковлева.

— О чём же, очень важном, мы сегодня говорили? ( о доброте, об ответственности человека за четвероногих своих питомцев, о верности собаки, о сходстве собак и других живых существ с человеком, о милосердии, об отношении ко всему живому. Зачитывается эпиграф к уроку и тема.)

— Ю.Яковлев, чей рассказ я попросила прочесть к следующему уроку, утверждал: «Человек начинается с детства». Действительно, это так. А мне хотелось бы добавить к его словам ещё одну истину:

— Через отношение человека к кошке, лошади, собаке, птице, даже к кукле, ведь она имеет человеческий облик, — видно, как через призму, через лупу, какой это человек и как он относится к людям.

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

учитель руского языка и литературы

МОУ «ООШ п. Чистопольский

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Цель: учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным.

Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи.

Оборудование: портрет писателя, читательские дневники учащихся, сигнальные карточки, тест к рассказу «Трудный хлеб», компьютер.

1. Организационный момент

2. Поэтическая страничка. Чтение учащимися стихотворений о животных ( Есенина, С. Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним.

3. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.

Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.

Но сначала посмотрим презентацию «».

— Что вы узнали о писателе?

— Эпиграфом урока послужит пословица:

Не богатство – друг, а друг – богатство.

Основной вопрос урока:

Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

(Записано на доске)

— Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:

«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.

— Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.

– А что делать? – посетовал охотник, — Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа мне помощник нужен».

— Как вы относитесь к поступку охотника?

(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).

5. Работа по усвоению рассказа «Трудный хлеб» .

1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.

2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:

— Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.

— И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.

— Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…

3) Исследование текста:

— Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?

Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.

/ Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/

— Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?

/ «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/

Физминутка. Упражнения для глаз.

— Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь.

— Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину?

/Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./

Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

а) Собака тосковала бы дома без хозяина.

б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно.

в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!

г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?

5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)

6) Мини – сочинение «За что можно уважать хозяина Чанга?» (для сильных учащихся)

«Чем вас заинтересовал рассказ Е. Носова?» (для слабых учащихся)

Выдержки из работ:

— Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной…

— Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т. к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья…

— Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь.

— Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга?

— Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?

/Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./

– Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»?

Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом.

8. Заключительное слово учителя.

— Мы живем в мире, в котором развиты наука, техника. У многих из вас есть компьютеры. Но мы должны знать и помнить, что главное — это земля, люди.

Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.

В любой ситуации оставайтесь людьми.

Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям:

— Интересно ли вам было на уроке?

— Хотелось ли вам работать на уроке?

— Как вы оцениваете отношение учителя к вам?

— Согласны ли вы с полученными отметками?

/Ученики используют сигнальные карточки.

Да – красного цвета.

Нет – синего цвета/

9. Домашнее задание: А. Куприн «Чудесный доктор». Прочитать рассказ и ответить на вопрос:

— О каком чуде идет речь в этом рассказе?

Преподавание литературы в 5 классе веду по учебнику – хрестоматии Т. Курдюмовой в 2–х частях. 2007 г.

В 5 классе 100% успеваемость. Качество знаний 66%. Ребята активны, любят читать, интересуются жизнью писателей. Однако внеклассное чтение – трудный вид работы, требует особой подготовки (самостоятельного чтения), руководство чтением со стороны учителя. Данный урок был проведен после изучения рассказов «Валенки» и В. Белова «Скворцы». Мне хотелось, чтобы дети научились сочувствовать, сопереживать чужому горю, любить человека, животных и заботиться о них, приходить на помощь в трудную минуту.

Урок комбинированный. Этот тип урока был выбран для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, выявить умение учащихся работать самостоятельно.

Думаю, что мне удалось реализовать цели и задачи урока, которые я поставила с учетом особенностей данного материала, уровня подготовленности класса.

Все этапы урока взаимосвязаны

Урок соответствует требованиям программы.

Выбранная система вопросов для анализа текста предусматривает постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.

На уроке сочетались коллективные и индивидуальные способы обучения.

Осуществляла дифференцированный подход в выполнении творческого задания.

Оказывалась оперативная помощь слабоуспевающим учащимся в ходе самостоятельной работы.

На уроке реализованы следующие виды самостоятельной работы: выборочное чтение, подбор цитат, мини – сочинение, подготовка рисунков к рассказу.

Активизировала работу по сопоставлению произведений разных жанров.

На уроке стремилась вовлечь детей в дискуссию, где они смогли высказать свою точку зрения по вопросу: Как вы относитесь к поступку охотника?

Время на уроке использовано рационально. Большая часть его была отведена работе по усвоению идейного содержании текста.

Вопросы были продуманы так, чтобы учащиеся смогли показать знание текста, умение в нем ориентироваться, а главное – понять основную мысль произведения.

Микроклимат на уроке хороший.

Осуществлялась связь: учитель-ученик, ученик-учитель.

Контакт учителя с учениками был установлен.

Я считаю, что работа шла без принуждения, чувствовала, что дети понимали меня, что я хочу от них добиться, потому что и я их понимаю.

За правильные ответы учащиеся получали поощрения («Молодец!», «Спасибо!»)

Время урока распределила точно, поэтому все, что было намечено, было выполнено.

Осуществлялись межпредметные связи (история, экология).

На данном уроке дети были подведены к мировоззренческим выводам: гуманное отношение, сочувствие, сострадание.

Учащимся была дана возможность самим давать оценку уроку. Я считаю, что это повышает их ответственность за ход урока. Ребята дали высокую оценку моей деятельности на уроке.

Домашнее задание связано с данным уроком и позволит закрепить знании, полученные на этом уроке.

Читайте также:  Кустарник по которому пробирался охотник
Оцените статью