Как будет по индейски охотник

Мужские индейские имена

Список индейских имен для мальчиков и их значения:

На букву А

Абуксигун – рискованное предприятие
Абукчич – мышь
Авонэко – наклоняющийся
Адэхи – жизнь в лесах
Амитола – радуга
Антимэн – кондор солнца
Антинэнко – орел солнца
Апониви – где ветер вырывает промежуток с корнем
Арэнк – звезда
Аскавхетео – он держит часы
Аскук – змея
Атэхэйлн – он прерывает
Ахига – он борется
Ахоут – беспокойный
Ахтэхкэкуп – одеяло звезды
Ахэну – смеющийся
Ачэк – дух
Ашкий – мальчик
Аяуомэт – тот, кто следует за заказами

На букву Б

Бидзиил – он силен
Билэгээна – белый человек

На букву В

Ванбли Ваштэ – хороший орел
Вемэтин – брат
Виквэя – тот, кто приносит
Викэнинниш – один в каноэ
Виппона – тонкое лицо
Вихо – главный
Вияя – управляющий солнцем
Воиститоевиц – белая корова
Воисттитоевец – белая корова
Вокивокаммэст – белая антилопа
Вичаша – мудрец
Вохкинн – римский нос
Вуий – высокий стервятник индейки
Вэйвихтоиш – садится на облако
Вэра – ветер

На букву Г

Гад – дерево можжевельника
Гоьятхлей – тот, кто зевает
Гудэхи – там койот идет
Гэхедж – главный
Гээджии – ворон

На букву Д

Демонтин – переговоры, поскольку он идет

На букву И

Ииска – ночь прошла
Иси – олень
Истэка – человек койота

На букву К

Канги – ворон
Каканниви – небольшой волк
Кауэссесс – маленький ребенок
Кватоко – птица с большим клювом
Кваху – орел
Кезегоуоз – быстрый
Кел – воробей
Кем – тайна
Керук – медведь
Кестеджу – раб
Кизекочук – утренняя звезда
Кикэла – небольшой
Кичи – храбрый
Козуми – рыбы для лосося с копьем
Количияв – скунс
Котори – дух визга совы
Кохкэхикьюмст – белая ворона или белая антилопа
Кохэна – быстрый
Кочэта – белый
Коэкэтуз – бедный человек
Куидель – горящий факел
Куэна – ароматный
Кэйтахекэсса – черное копыто
Кэлетэка – опекун людей
Кэнеонаскэтью – тот, который идет на четырех когтях
Кэчэда – белый

На букву Л

Лайз – голова лосося, поднимающаяся выше воды
Лен – флейта
Леьяти – имеющий форму как морское ушко
Лиуону – рычание медведя
Лони – дождь, проливающийся на крышу
Лута – красный
Лэлоезика – он делает шум
Лэнса – копье
Лэпу – кора кедра

На букву М

Макки – ребенок
Макхк – медведь
Макхэкв – рогатая жаба
Маскауэкуэн – твердая игла
Матхоска – белый медведь
Матхотопа – четыре медведя
Меджедэджик – убивающий многих
Мелкедудум – тщеславный
Метерэто – черный чайник
Мизу – легкое колебание ручья
Миннинньюа – вихрь
Моки – олень
Мокни – говорящая птица
Молимо – медведь, идущий в тени
Мона – вонючий дурман
Монгво – сова
Муэта – осы в гнезде
Мэза блэска – плоское железо
Мэзичувайо – серый олень
Мэккэпитью – у него есть большие зубы
Мэкья – орлиный охотник
Мэтво – враг
Мэтунээга – поединк
Мэхка – земля
Мэхпи – небо
Мэчитехью – у него есть злое сердце
Мэчитизив – у него плохой характер

На букву Н

Накпэна – злой
Настас – изогнущийся, как трава лисьего хвоста
Нииол – ветер
Ниичээд – раздутый
Никскэмич – дедушка
Нокоу – лес
Нош – отец
Ноши – отец
Нуто – огонь
Нэпэйшни – храбрый и сильный
Нэхайосси – имеет три пальца
Нэхкоменс – старая кора
Нэхуель – ягуар
Нээлниш – работящий

На букву О

Огэлиша – носит красную рубашку
Одэкота – друг
Окамвхоуерст – желтый волк
Оканноухерст – желтый волк
Окэмэн – дикий кондор
Омонэкв – перо облака
Отоанэкто – играющий
Отоаххэстис – высокий бык
Отэктей – убивающий многих
Охитека – храбрый
Охкамгэйч – небольшой волк
Охэнзи – тень

На букву П

Пивэйн – ласка
Поував – священник
Пэджэкок – гром
Пэйта – огонь
Пэннооуо – он лежит
Пэхэна – потерянный белый брат
Пэчуа – крылатая водная змея

На букву Р

На букву С

Сайк – сидящий дома
Саки – черный
Седженэм – ленивый
Сеуоти – кривой коготь медведя
Сикис – друг
Сикьятэво – желтый кролик
Сикьяхоноу – желтый медведь
Сичеий – дедушка
Ска – белый
Соуингва – олень с черным хвостом
Сунаккахко – сокрушающий
Сэни – старый

На букву Т

Текамсех – пантера
Телатки – медведь, делающий пыль
Тенскватоа – открытая дверь
Тиис – трехгранный тополь
Титонка – переговоры
Тихкузу – короткой
Тогкуос – близнец
Токэла – лиса
Тооантух – весенняя лягушка
Тохопка – дикое животное
Точо – пума
Тс – скала
Тсиишчили – курчавый
Тупи – потянувший
Тэзунк – лошадь
Тэйтанка-птекила – короткий бык
Тэкода – друг всем
Тэнгэквуну – радуга
Тэрегэн – подъемный кран
Тэхкеом – небольшая одежда
Тэхмелэпэчм – унылый нож

На букву У

Узумэти – медведь
Уокуини – нос крюка
Уокэйхуокомас – белая антилопа
Уомбли – орел
Уомблиска – белый орел
Уоникия – спаситель
Уонэгиска – белый дух
Уонэхтон – энергичный
Уопэша – красный лист
Уохехив – унылый нож
Уохкэн – священный
Уохчинксэпа – мудрый
Уохчинтонка – имеет большую практику
Уохэнэссэтта – тот, у кого пальцы ног направлены наружу

На букву Х

Хевовитэстэмиутсто – вихрь
Хевэйтанео – волосатая веревка
Хезуту – гнездо осы
Хелушка – борец
Херитт – щедрый
Хесковизенэко – медведь дикобраза
Химмоихайо – мудрый выше
Хинто – синой
Хиэмови – высокой главный
Хоайови – пониженой по лестнице
Хоки – оставленный
Хоколескуа – дылда
Хонихохкэйиохос – высоко-поддерживаемый волк
Хониэхэка – небольшой волк
Хонон – медведь
Хоноу – медведь
Хонэни – барсук
Хота – белый
Хотото – дух воина, кто поет или он, кто свистит
Хотуэехээштэйт – высокий бык
Хоуи – дикий голубь
Хоуохкэн – из таинственного голоса
Хэния – воин духа
Хэссун – камень
Хэстиин – человек
Хэхкетомема – небольшая одежда

На букву Ч

Чевеио – воин духа
Човайохоя – молодой олень
Чогэн – черный дрозд
Чоуилоу – объединенный водой
Чочмо – насыпь грязи
Чочокпи – трон для облаков
Чочушувайо – олень с белым хвостом
Чуа – змея
Чувайо – антилопа
Чунта – обман
Чучип – дух оленя
Чэвэйтангэквунуа – короткая радуга
Чэйтон – сокол
Чэнкууоштей – хорошая дорога
Чэнсомпс – саранча
Чэтима – гость
Чэшунка – волна
Чээкмонгви – руководитель крикуна

На букву Ш

Шиай – сын
Шижи – отец
Шикоба – перо
Шила – брат
Ширики – американский волк
Шоемауэточокоеуохкэтоу – высоко-поддерживаемый волк

На букву Э

Эдитон – положеной как священный объект
Элувилассит – святой
Энкудэбооау – тот, кто живет один
Энкудэбэу – тот, кто живет один
Энэпей – храбрый
Этлелооаэт – крики
Эчемин – плывущий на каноэ человек

На букву Я

Янизин – стыдящийся
Яс – снег
Яхто – синой

Как будет по индейски охотник

Лакотский словник А — М

Анпету Вакан (анпету — день, свет) — Святой День – день, когда все вернутся в мир индейского детства, где все остается по-прежнему прекрасным. Об этом рассказала одна девушка. Однажды она встала рано утром. Густой белый туман стоял над Черными холмами, и она, всмотревшись в дымку, увидела последнее стадо бизонов, появившееся из ниоткуда. Вождь вел его прямо к горе. За ним следовали коровы, телята и несколько молодых быков, которым удалось уцелеть. Девушка увидела, как раскрылась скала. Мир внутри горы был чистым и зеленым, таким, каким она видела его, когда была совсем маленькой девочкой: реки были прозрачными, цвели дикие сливы. Бизоны возвращались в этот мир красоты, чтобы навсегда остаться в нем. Тогда вожак, в котором она, конечно, узнала бизоньего бога Татанку, обернулся и крикнул ей: «Однажды и вы вернетесь домой!».

Читайте также:  Охот карабины для левши

Вакан Танка (Wakan — тайна) — Великая Тайна – единство четырех Священных четверок: двух добрых Вакан Уасака (Солнца, Небесного Духа, Матери-земли и Отца скал с подчиненными им Луной, Ветром, Вечной Женщиной и Крылатым Духом. Главенствующей является первая четверка, но всем вместе подчиняются Бизоний Дух Татанка, Медвежий Дух Хунонпа, Четыре Ветра Татетоб и Вихрь Юмни. Здесь обретаются и души, как живущие в теле, так и освободившиеся от такового и пользующиеся разной степенью свободы) и двух недобрых Вакан Инктехи (антагонисты светлой восьмерки, субстанции мужского пола живут в воде, женского – в земле. Главную четверку составляют старуха Ваканка, Дух Севера, Двуликая Женщина и Великан-Людоед. Враждебны также Чудовищная Бизониха и ложные души, нагийа).

васичу (в ед. ч. васичун) — «забирает все», алчный, жадный – белый человек, европеец

ви (wi) – Солнце – истинно индейский взгляд на мир подразумевает почтительное отношение к солнцу, которое является объектом преклонения как податель благ (солнце живых). Солнце является главной фигурой единства восьми (см. Вакан Уасака). В сомнительного рода единстве, какое составляют Вакан Уасака и сообщество Вакан Инктехи (см. Вакан Инктехи), Солнцу соответствует фигура Ваканки, страшной старухи с уродливым лицом, которую иногда считают солнцем для мертвых. В отличие от настоящего солнца, она несет смерть к Бесконечному огню (см. Пета-ови ханкешни (Peta-owi hankeshni) и как и настоящее солнце может принимать облик бизона (Гнаски).

зи — желтый — цвет, который после красного ценится больше всего. Он символизирует совершенство Солнца, это цвет его лучей. Еще это цвет Матери-земли.

Ку – как и скальпирование один из обычаев войны: прикосновение к телу врага, в том числе каким-либо предметом, находящимся в руке. Прикосновение к врагу каким-либо предметом, находящимся в руке, голой рукой или другой частью тела, служило доказательством храбрости, а сделавший это заслуживал великие почести. Когда враг был убит, все, находившиеся поблизости, старались первыми добежать и прикоснуться к нему, обычно ударяя по телу чем-нибудь, находящемся в руке: ружьем, луком, хлыстом или палочкой. Остальные делали тоже самое — все кто успевал. Желающие могли скальпировать мертвого. Ни убийство, ни скальпирование не считались самыми почетным делом. Наибольшие почести доставались тому, кто первый прикоснулся к упавшему врагу. Если снятая с головы кожа обычно рассматривалась просто как трофей, иногда для того, чтобы принести ее в жертву или потанцевать с ней, что было, впрочем, не так уж важно, то подлинным проявлением отваги, по индейской шкале ценностей, считалось прикосновение к живому и невредимому человеку без попытки убить его. Скальп ценился не очень высоко, он был просто эмблемой победы, для той же цели могла служить любая другая часть тела врага. Для некоторых было обычным делом отрезать руку или ногу врага, принести ее домой и потешаться над ней неделями или месяцами. У многих степных племен существовала практика, когда безнадежно больной или слишком неудачливый человек, потеряв желание жить, объявлял, что отдает свое тело врагу. На практике это означало совершение самоубийства через нападение на врага без оружия. Конечно, это был самый достойный способ умереть, гораздо более почетный, чем застрелиться, зарезаться или повеситься. Вешались в основном неудачливые в любви девушки.

Майа Овичапаха (Mаya owichapaha) — Та, что бросает их через край – судья душ, Вечная женщина, которая сидит у Вечного очага Песчаных Холмов. Посвященный ей зверь – волк шункманиту танка (собака Великого духа) и луговой волк майашлеча (Та-что-приходит ). Оба зверя занимают весьма высокое положение в системе мироустройства как помощники Отца скал, Старика, создавшего вселенную. Они научили людей охоте на бизонов и песням любви, которые потому и называются Волчьи песни, например такая:
Na meh’ on how’ uhk, nin nits’ i vom.
A min uhk’i, ni mi hyut’; hin o wah tohis ab si vas ta’ ut?
Na tos’ hot si yoh’, nit os’ wis tom’, to’si mi hyut’s .
Где же ты, моя любовь, я всюду ищу тебя.
Я люблю тебя, Аминуки; почему ты сердишься?
Я буду работать, женюсь на тебе, буду любить тебя.
Люди подобны волчьему народу Носящих-серые-одеяла. Говорят, волки после смерти становятся людьми, а люди – волками.

Последний раз редактировалось: Neformal (2nd Май 2017, 12:16), всего редактировалось 6 раз(а)

15th Июль 2012, 01:24

Лакотский словник Н — Ш

Наги, нийа(нийя), нагийа (нагийя) – все это только слова, называющие одну и ту же душу в разных степенях ее свободы. Наги – это свободная душа, нийа – душа в живом теле, нагийа – ложная душа. «Прежде о ложных душах никто всерьез не говорил, потому что их было очень мало, ведь всякий знал, что делать, когда Вечная Женщина ударит тебя слева. Когда стали плутать в своих мыслях, Ваканка научилась пожирать заблудившихся. Нагийа – это ее выделения. Но они не настоящие, так что если в кого и попадет нагийа, тот жить не сможет: или с ума сойдет, или беситься будет».

нууан шича (плохо плавать) – степень свободы души (наги), в котором она пребывает сразу после выхода из тела. Она еще не оправилась от удара, который Вечная Женщина обычно наносит слева, и не пользуется своей свободой.

оникара сапа (черная парильня) – состояние свободы души-наги, когда наги плывет к Песчаным Холмам. Этот путь очень тяжелый, опасный и болезненный, самое страшное случается если наги теряется в собственных мыслях. Вместо этого наги может стать майашлеча или шункманиту танка.

Паха Сапа — Черные Холмы – священное место лакота, где обретаются видения, для чего юноши постятся и спят особым образом. Достойного видения посещает посланник Вакан Танка, которого можно спросить и получить ответ. Внутри холмов скрыт мир индейского детства, куда однажды возвратятся живые и мертвые.

пахуска — желтые волосы – так называли европейцев за цвет их волос. Сами индейцы всегда были темноволосые. Способов собирать волосы существовало много, но основных приемов было всего два: волосы разделяли на прямой пробор и либо заплетали, либо собирали в хвосты. Типичный лакотский способ – собирать волосы в два хвоста, обернутые шкурками. Носили и косы, обычно две, или же один хвост на затылке. Для густоты к своим волосам кусочками смолы приклеивали бизоний волос.

пежута (pejuta) — снадобье, лекарство, изначально: приготовленные соответствующим образом кусочки кактуса пейотль, который жевали, чтобы увидеть священство Вакан.

Пета-ови ханкешни (Peta-owi hankeshni) — Бесконечный огонь — символ жизни народа, это тот самый очаг, что согревает сердца всех индейцев, живущих вокруг него. «В сущности – это центр нашего мира», — говорил Матохато.

писпиза — луговая собачка

сапа — черный цвет победы, символизирующий убитых врагов и затушенные вражеские костры. Черный — цвет ночи, цвет Священных Существ, которые живут в мраке. Это цвет костей Земли.

Читайте также:  Городской охотник магнум с любовью

ска – белый. Священный цвет севера, крыла Северного ветра, его символ – священная трава тонконог. Белый цвет часто является преобладающим цветом одежд святых людей, шаманов, что объясняется знанием священных вещей. Белый обозначает снег зимы, как наиболее уважаемого времени года для выхода на тропу войны. Также это цвет посвященного солнцу бизона.

скан (skan) – небо – как такового неба не существует, это просто другой мир, в котором существуют острова, подобные индейской земле. С такого острова однажды пришли белые люди. Цвет неба – синий.

Таку Сканскан — «Вечное Сейчас» – достаточно неясный для исследователей термин, поскольку он обозначает что-то очень важное и потому самое святое для любого лакота, в виду чего не поясняется. Эхака Сапа, один из самых сильных и почитаемых шаманов оглала, как-то невзначай заметил, что для души нет ни вчера, ни завтра, а есть только сейчас, в котором есть и вчера и завтра. Когда Дж. Гринэлл, присутствовавший при разговоре, поинтересовался, можно ли считать тогда вчера и завтра одним днем жизни, Эхака Сапа, усмехнувшись, ответил: «Почему только днем? И почему только жизни?».

Татанка (tatanka) — бизон, бык. Собственное имя бизоньего бога, духа всех живущих бизонов. Многие шаманы считали Татанку ничем иным, как маской самого Солнца. Ведь Татанка – это большой красный бизон, а красный цвет, как известно – это цвет Солнца. Во всяком случае бизоний бог – доброе существо единства Вакан Танка, чего нельзя сказать о чудовищном бизоне Гнаски, который, по некоторым разговорам, тоже никакой не бизон, а маска старухи Ваканки в нашем мире. Как Солнце пребывает в мире живых, так и Ваканка живет в мире умерших, но полной свободы она не имеет и потому частенько втайне от Солнца проникает в наш мир. Она пожирает души, не нашедшие дороги ни к Холмам, ни назад к Бесконечному огню. Перед тем как сожрать новую душу, Гнаски видит ее во сне, тем самым выдавая себя. Иногда это не наги, а еще живущая душа, нийя, которая может убить самого Гнаски. Это большая радость для всех и удача, белого бизона в этом случае дарят Солнцу. К сожалению убить белого бизона означает только сорвать маску Ваканки. Все остальные бизоны – солнечные существа, как и сами люди. «Все мы дети солнца, и много великих воинов родилось от браков бизоньего народа с людьми. Мы плачем, когда белые убивают бизонов, ведь они наши братья», — сказали делегаты лакота президенту Картеру.

типи ( для жизни) – жилище, шатер.

уапапа ( лай собаки) – когда наги все-таки не находит верного пути, что случается очень часто, она может вернуться к Бесконечному огню, желающая этого душа слышит лай черной собаки или даже видит саму собаку. Вскоре такая наги опять возвращается в тело, становится душой-в-теле (нийя), хотя не обязательно человеком. Нехорошие люди, умеющие подражать лаю черной собаки могут завести наги в любой неживой предмет, наделив его тем самым чудесной, но опасной силой.

Уата (uata) — Северный Дух, Старик-разрушитель.

ун-хии – «я убил его» — крик трясогузки.

хеча – сарыч.

хечету эло (hechetu alo) — воистину так, это хорошо.

Хокшила чикала – маленький мальчик – индейцы не делали колыбели для своих детей, вместо этого они туго припеленывали их к особой досочке, которую, если есть необходимость, легко можно подвесить в типи наподобие люльки или же носить на спине.

Чантэ Ишта (Chante Ishta) — глаз сердца – источник истинной мудрости и любви.

ша — красный – символизирует цвет крови и жизненной силы. Святые люди называют темно-красную краску, используемую в Танце Солнца и в других священных церемониях, Цветом Новой Жизни. Красный цвет более яркого оттенка символизирует прошение о тепле и об изобилии животных, от которых люди зависят в пище, одежде и многом другом. «Человек, который красит красным, нравится духам»,- говорил Маленький Волк. Красный цвет может обозначать и самих добрых духов.

Шунка сапа – черная собака – эта собака посланник Бесконечного Огня, который неохотно отпускает своих детей и всегда стремится вернуть их обратно. Лай собаки спасает заблудившиеся души, и только наги, увидевшая Вечный очаг Песчаных Холмов не обращает внимания на черную собаку. Конечно и этот очаг все тот же Бесконечный огонь, но душа, понимающая это, сохраняет свое настоящее лицо вплоть до Святого Дня.

шунка вакан галешка (galeshka) – пятнистая (чубарая) лошадь, у которой по светло-серой шерсти разбросаны большие коричневые пятна. Такая масть и сама лошадь считалась счастливой, приносила удачу владельцу.

Шункаха Напин — Волчье Ожерелье – одевалось на шею умирающему, чтобы его душа не была одинока в своем пути. Сколько волчьих зубов было в таком ожерелье – столько спутников из Носящих-серые-одеяла обретала наги. Также это название созвездия.

шункманиту танка, чакси, йаке, Носящий-серое-одеяло – волк. Это не просто существо, но дух, потому что почти в каждом йаки может временно жить наги, пока она не соберется с силами, чтобы уйти к Холмам или Огню. Такой йаки называется чакси. Чакси и йаки составляют одно племя Носящие-серые-одеяла. Если чакси отзываются на жалобы других наги и помогают им добраться до Песчаных холмов, то такие чакси называются шункманиту танка. Наги может войти и в тело какого-нибудь койота (шункчинча), чтобы стать майашлеча, зверем-духом Майа Овичапаха, который всегда поет у Бесконечного огня Песчаных холмов. Сама Майа Овичапаха часто показывается людям в облике желтой, как Мать-земля, самки койота.

© Copyright: Матохато, 2003

21st Апрель 2018, 15:01

Словарь индейских непонятностей http://www.proza.ru/2017/04/15/132
Наталья Аглицкая

ЛАКОТА — это Североамериканское племя, которое дольше всех сражалось с Американской армией и последним было загнано в резервацию. Но до этого они совершили много военных побед: сражение при Литл Биг Хорн (полный разгром генерала Кастера и сам Кастер был убит), единственное племя в Америке, которым удалось захватить в бою американский флаг.

Существуют три родственных племени: ЛАКОТА, ДАКОТА и НАКОТА. У них один язык и одна Культура. Их языки различаются лишь небольшим отличием в произношении слов: это три диалекта одного и того же языка.

ВАНБЛИ ГЛЕЖКА ТОКАХЕ (ЛИДИРУЮЩИЙ ПЯТНИСТЫЙ ОРЕЛ) — Традиционный Лакота, участник Солнечного Танца и хранитель Священной Трубки. Чистокровный Лакота, потомок людей, которые принимали непосредственное участие в истории Америки или , точнее сказать, Черепашьего Острова — так Лакота называют свою страну до сих пор.
Ванбли может рассказать настоящую историческую правду о тех временах, потому, что услышал ее от своих предков. (Бабушка Ванбли, которая растила его, родилась в 1800-х годах, а ее бабушка — была первым поколением, которое встретилось с белыми). Лакота передают историческую правду последующим поколениям через песни. Ванбли знает много песен, которым не менее 20 000 лет и которые никто из нас никогда не слышал и не услышит (их нет даже в Ютубе, они священны). Еще он — член Движения Американских Индейцев (ДАИ). Он ведет официальное радио ДАИ в интернете. http://www.blogtalkradio.com/aimctxradio
Здесь в России он проводит лекции о своем народе для тех , кому интересно и для тех, кто хочет узнать настоящую историю Америки, а не ту ложь, которая прописана в книгах.
Еще он — создатель и солист группы “Эрроу Спейс” (50 лет в музыке, до 40-ка видео в Ютубе). http://vk.com/id237785588 — это его страничка “в контакте”. https://www.facebook.com/wanbligleskatokahe?fref=ts&ref=br_tf — а это — его страничка в Фейсбуке. https://www.youtube.com/watch?v=hTEWw-0Ul2I — это -одна из написанных им песен в Ютубе. Он играет абсолютно на всех музыкальных инструментах.

ПАУ-ВАУ (по Лакотски: «вачипи»)- индейский праздник народных танцев. Исторически Пау Вау появилось как празднование победы над генералом Кастером в битве при Литл Биг Хорн в 1876 году. В этой битве Лакота разгромили Кастера (и сам Кастер был убит) и захватили американский флаг. Битва случилась 25 июня 1876 г. а в августе этого года Лакота имели первое Пау Вау в резервации Роузбад (Южная Дакота). (Резервация к тому времени стала потихоньку обозначать свои границы и армия США стала сгонять туда людей. И вдруг! — такое событие! Лакота убивают Кастера и празднуют победу над ним! Это событие всплеснуло национальную гордость в оставшихся в резервации Лакотах).

Читайте также:  Универсальная дробь для охоты

ЛИТЛ БИГ ХОРН — победоносная битва Лакотов с генералом Кастером в 1876 году (штат Монтана). В этой битве Лакота разгромили генерала Кастера, (и сам Кастер был казнен) и захватили Американский флаг (единственное событие в мировой истории).

ВУНДЕД НИ — окупация в 1973 году. На шевроне Ванбли и на флаге ДАИ (Движение Американских Индейцев) есть надпись: “Помни Вунденд Ни!” Это означает: в память того знаменитого восстания Лакотов в 1973 году. Около 80 дней длилось противостояние простых Лакотов армии США, которая выставила свои танки и вертолеты против простых людей которые к тому же имели среди себя женщин и детей. О том, что на самом деле явилось причиной восстания, может рассказать Ванбли.

ДАИ — ДВИЖЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ — Духовное Движение, начавшееся 28 июля 1968 года и объединившее все индейские племена в Америке.Оно функционирует и сегодня.

СВЕТЛАДЖ — это индейский храм для разговора с Духами. Некоторые называют его “баней”, но это неправильно. В каком-то смысле он напоминает баню. Там внутри на раскаленные камни индейцы льют воду, создавая пар и жар, при этом они поют Священные Песни под барабан. Церемония Светладж призвана очищать тело и дух человека, призывать Духов придти. Церемония происходит в абсолютной темноте и напоминает материнскую утробу. Там также темно, тепло, влажно и барабан напоминает сердцебиение матери. Это может быть горячо до такой степени, что некоторые не выдерживают. Но ,в некоторой степени пострадать, — приветствуется в культуре Лакотов. В такой ситуации — в полнейшей темноте, когда тебя ничто не отвлекает — идеальные условия для того, чтобы видеть Духов, если они придут. Они приходят в виде искр, огоньков света, дуновения воздуха, запахов, звуков. Возможность увидеть Духов зависит от веры в низ людей, персональности этих людей и от персональности самих Духов, от их желания придти. По этой причине Светладж не является и не может быть комерческим атракционом для туристов. Ванбли устраивает ее только для духовных людей , для тех, которых он сам выберет.

ДУХИ — это не привидения, как принято считать у европейцев. Самое близкое слово Ванбли подобрал для нашего понимания : «Ангелы». Но слово «ангелы» порождено христианской традицией и поэтому не может быть точным определением тоже. Духи — это сущности Вселеной, которым миллионы лет, они существовали задолго до сотворения людей. Поэтому они очень опытны, знают намного больше нас. Они помогают Создателю в управлении Вселенной. Как они выглядят никто не знает, на церемониях Лакота они приходят в темноте. Если сравнить , к примеру, христианскую службу в церкви с церемонией Лакота, то в церкви мы видим много икон, золота, украшений. А церемония Лакота просходит в полной темноте, смотреть не на что, ничто не отвлекает твой взгляд. Только в таких условиях, когда ничто не отвлекает, можно увидеть Духов. Они приходят в виде огоньков света, искр, дуновения, запахов, слов, иногда шуток. Еще Лакота кладут погремушки (похожие на детские) на алтарь, и Духи играют ими, создают шум. Я спросила: «Почему духи любят темноту? Почему не покажут себя при свете?» Ванбли сказал: «Никто не знает, как они выглядят. Может, Дух настолько страшен, что напугает тебя до смерти. Или он голый. Или он похож на тиранозавра Рекса. Нам не положено видеть их. И мы, Лакота, не задаем лишних вопросов, как белые. Особенно, когда речь идет о чем-то «вакан». » Вот почему миссионеры имели столько трудностей, пытаясь обратить Лакотов в христианство. Потому что Лакота имели прямую связь с Духами, как с друзьями. Интересно, что в культуре Лакота также нет понятия о Дьяволе. Даже плохих Духов они не считают плохими. Это просто Духи, которые работают против хорошего, но все равно исполняют свое предназначение во Вселенной. И уж тем более среди них нет такого Супер-Злого Духа как Дьявол, в котором злое преобладает настолько, что выходит за рамки баланса. Вообще, говоря о Дьяволе, Лакота считают, что познакомились с ним с приходом христианства.

ВАКАН — священный по Лакотски (но это не означает “святой”), в каком-то смысле это означает “таинственный” (таинство жизни). Все живые твари на Зеле — “вакан”.

ВАСНА (то, что в литературе почему-то называют ПЕММИКАН) — истинно индейская еда: сушеное мясо, истолченое, смешанное с жиром, медом, сушеными ягодами. Таким образом приготовленное мясо хранится вечно, его легко хранить, легко взять с собой в поход. Можно называть это ИНДЕЙСКИМИ КОНФЕТАМИ. Воины брали ВАСНУ с собой, когда отправлялись в далекий поход.

ГАБУБУ-ХЛЕБ — индейские лепешки.

КРЕЙЗИ ХОРЗ (ТАШУНКА ВИТКО) — многие называют его вождем, но он не был вождем. Он был духовным военным лидером, он был Хейока (Сновидец Грома), единственный в то время (и до сего дня), кто мог делать ХАНБЛЕЧА в зимнее время. Жил в 19 веке. Точное время его рождения никому не известно, Лакота не отмечали и не запоминали день рождения, не считали годы и порой не знали, сколько им лет. У них была своя система исчисления времени по важным событиям или по поколениям. Известно только, что Крейзи Хорз был заманен на переговоры в форт Робинсон, где был предательски убит в 1876 году ударом ножа в спину. Один из тех, кто убил его был Лакота по имени Литл Биг Мен. Мало что известно и о происхождении Крейзи Хорза. Крейзи Хорз был Сичанху Лакота (по матери), но довольно светлым Лакотой, почти белым. Кто был его отец никто не знал. Он был усыновлен семьей Оглала по фамилии Вормы. По этой причине Оглала Лакота заявляют, что он был Оглала. Крейзи Хорз с подросткового возраста участвовал во многих битвах, самая знаменитая — битва при Литл Биг Хорн.

СИТИНГ БУЛ (ТАТАНКА ИОТАКЕ) — знаменитый вождь и жрец Лакотов — Хункпапа Лакота. Точный год его рождения тоже неизвестен (19 век) , убит 15 декабря 1890 г до Массового Расстрела Лакотов в Вунденд Ни (29 декабря 1890 г) полицией резервации Стендинг Рок. Ему было тогда около 50-ти лет. Как жрец Ситиг Бул совершал невероятные для нашего понимания чудеса, но совершенно нормальные для Лакотов. Участник битвы при Литл Биг Хорн.

ХЕЙОКА — СНОВИДЕЦ ГРОМА, священный клоун, человек-наоборот, духовный лидер Лакотов. Хейока проводит церемонию ЧЕКХОМАНИ — Танец Котла, на которой приготовляется лекарственный суп, способный лечить любые болезни.

ХАНБЛЕЧА — буквально: «видение», — молитва на холме в полном одиночестве, четырех-дневный пост абсолютно без еды и воды.

ВАШИИЧУ(Wasiicu) — буквально: «рабовладелец» или «Тот, кто захватывает себе рабов». Когда Лакота впервые увидели белых людей, они заметили одну странность в их поведении: белых всегда сопровождали слуги, рабы и люди в цепях. Лакота никогда не видели этого раньше. За эту характерную особенность белых они и присвоили им имя «Вашичу» (или точнее: «Вашиичу», но одна «И» порой не прослушивается, а звучит просто как «Вашичу».

Оцените статью
Adblock
detector